115-фз. как избежать блокировки счета и что делать, если это случилось

Важный момент

В действующем законодательстве содержатся нормы, предписывающие совершать основные платежи юрлиц через кредитные учреждения – банки. Несмотря на то что 88-ФЗ расширил перечень субъектов, обязанных контролировать перемещение денежных средств и имущества, основная ответственность за пресечение легализации преступных доходов возлагается именно на кредитные учреждения. В этой связи присутствие в указанном списке риэлтерских компаний, оказывающих посреднические услуги при совершении сделок по отчуждению недвижимости, не освобождает банки от обязанности выявлять операции, предусмотренные в пункте 1.1 ст. 6 115-ФЗ.

Центробанк вправе отозвать у кредитного учреждения лицензию в случае неоднократного нарушения (на протяжении одного года) предписаний, установленных Федеральным законом № 115.

В перечне, закрепленном ст. 5 115-ФЗ, указаны также следующие организации:

  1. Брокеры.
  2. Страховые компании.
  3. Ломбарды.
  4. Букмекерские конторы и тотализаторы.
  5. Компании, управляющие инвестиционными или пенсионными негосударственными фондами.
  6. Операторы, принимающие платежи.
  7. Финансовые агенты, имеющие лицензию на ведение финансовой деятельности.

Что изменилось в Федеральном законе N 115-ФЗ с 12.03.2020

12 марта 2020 г. вступила в силу новая (66-я) редакция Федерального закона N 115-ФЗ.

Изменения внесены Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О лотереях».

Подробнее…

Ознакомиться с текстом актуальной редакции Федерального закона N 115-ФЗ можно в Кодексе финансового мониторинга.

Перечень субъектов ПОД/ФТ дополняется операторами лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.

Идентификация участника лотереи не проводится при выплате, передаче или предоставлении выигрыша на сумму менее пятнадцати тысяч рублей, за исключением случая, когда возникают подозрения, что данная операция (сделка) осуществляется в целях ОД/ФТ. При этом упрощенная идентификация участника лотереи может быть проведена при выплате, передаче или предоставлении ему выигрыша на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Оператору лотереи предоставлено право поручать на основании договора проведение идентификации или упрощенной идентификации клиентов — физических лиц, являющихся участниками лотереи, другому оператору лотереи, кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, оператору связи, имеющему право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Ключевые изменения в новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ обозначены Росфинмониторингом в Информационном письме от 10.03.2020:

  • Из числа субъектов ПОД/ФТ исключены организаторы лотереи и распространители. Им будет прекращен доступ к личному кабинету.
  • К числу субъектов ПОД/ФТ отнесены организаторы азартных игр. Наименование данной категории субъектов ПОД/ФТ приведено в соответствие с терминологией их профильного законодательства.
  • Устанавливается «неидентифицируемый порог» выплаты, передачи или предоставления выигрыша от участия в лотерее, а именно до 15 тысяч рублей (кроме случаев наличия подозрений в ОД/ФТ);
  • Оператору лотереи предоставляются полномочия на проведение упрощенной идентификации в случае выплаты, передачи или предоставления выигрыша от участия в лотерее на сумму до 100 тысяч рублей.
  • Кроме того, оператор лотереи наделяется правом поручения проведения идентификации и упрощенной идентификации другим субъектам ПОД/ФТ, а именно: другому оператору лотереи, кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, оператору связи, имеющему право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Кроме того, отметим, что изменена формулировка одной из операций, подлежащих обязательному контролю.

Вместо «получения денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх» (на сумму 600 000 руб. и выше) теперь субъектам ПОД/ФТ следует сообщать Росфинмониторингу о «получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее» (на сумму 600 000 руб. и выше).

Таким образом, из-под обязательного контроля выведены операции по приобретению лотерейных билетов, в том числе в электронной форме.

Действующее законодательство требует от субъектов ПОД/ФТ выявлять и «отчитывать» все клиентские операции, подлежащие обязательному контролю, вне зависимости от сферы деятельности.

В мае 2016 года Росфинмониторинг в качестве типовой ошибки при разработке ПВК по ПОД/ФТ указал: «В программе выявления операций указывается не полный перечень операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ«.

В настоящее время Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным операциям, подлежащим обязательному контролю.Информационное сообщение Росфинмониторинга от 17.05.2016

Обещанный дифференцированный подход к выявлению субъектами ПОД/ФТ клиентских операций, подлежащих обязательному контролю, до сих пор не реализован.

Таким образом, изменение формулировки операции, подлежащей обязательному контролю, касается всех субъектов ПОД/ФТ и требует от них выполнения ряда обязанностей.

Вопрос-Ответ

Перечень компетентных организаций

Он закрепляется в ст. 5 115-ФЗ. В перечень включены организации, уполномоченные совершать финансовые операции. В их числе кредитные структуры, которые разделяются на банковские и небанковские. Их отличие заключается в объеме полномочий.

Банк вправе совершать следующие операции:

  1. Привлечение средств организаций и физлиц во вклады.
  2. Размещение денег от своего имени, за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности.
  3. Открытие и обслуживание счетов граждан и организаций.

Кроме этого, банк может выпускать, приобретать, продавать, учитывать, хранить ценные бумаги, используемые в качестве платежных документов или подтверждающие привлечение средств на счета и во вклады.

Небанковские кредитные структуры имеют право совершать некоторые банковские операции, перечень которых закреплен в ФЗ № 395-1.

В числе организаций, уполномоченных на совершение операций с деньгами и другим имуществом, включены структуры, не являющиеся кредитными, но принимающие от граждан и юрлиц наличность в случаях, установленных в ФЗ № 395-1.

Терминология

Определения понятий дается в ст. 3 115-ФЗ. Разъяснение терминов необходимо для правильного понимания норм, исключения неверного их толкования.

Доходами от преступной деятельности называют деньги или другое имущество, полученные в результате совершения противоправного деяния. В данном случае ключевым аспектом является факт преступления. Дело в том, что граждане, уклоняющиеся от исполнения налоговых обязательств, преступниками (в классическом смысле) не являются, поскольку свои доходы они получают законным способом. Чувство собственности мешает им расстаться с частью своей прибыли.

Во втором абзаце 3 статьи рассматриваемого нормативного акта закрепляется состав активов, на который распространяется законодательство о противодействии отмыванию доходов от преступной деятельности. В данном случае имеет место соответствие положений 115-ФЗ и ст. 2 (п. «а» и «b») Страсбургской конвенции. В ней доходами от преступной деятельности именуется любое имущество (невещественное и вещественное, недвижимое и движимое), выраженное в вещах либо правах или представляющее собой документы и акты, удостоверяющее право на такие материальные ценности.

Анализ 115-ФЗ (ст. 1-3 в частности) указывает на то, что законодатель рассматривает преступные доходы в узком смысле, поскольку имеет в виду исключительно денежные средства либо другое имущество. Здесь, однако, следует учитывать и положения ГК. При применении норм 115-ФЗ ст. 128 Кодекса обеспечивает более полное понимание термина «иное имущество», поскольку в ней закреплен его состав. Согласно норме, по ним понимают вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, продукты интеллектуального труда и средства индивидуализации, приравненные к ним, а также нематериальные блага.

Определение понятия легализации доходов, приведенные в 115-ФЗ и ст. 174.1 УК, схожи. В Кодексе указывается, что отмыванием денежных средств либо другого имущества, полученного преступным способом, называется осуществление финансовых операций, заключение сделок с ценностями в результате совершения преступлений, кроме тех, которые предусмотрены в статьях 193, 194, 198-199.2, или использование ценностей для ведения экономической (в т. ч. предпринимательской) деятельности.

Если сравнивать определения, приведенные в Федеральном законе 115-ФЗ и ст. 174.1 УК, то первом нормативном акте дается более емкое толкование понятий.

Что нужно сделать субъектам ПОД/ФТ?

1) Всем субъектам ПОД/ФТ следует провести внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых:

  • для неНФО – дополнительный инструктаж в разумный срок;
  • для НФО – внеплановый инструктаж в течение трех рабочих дней – не позднее 17 марта 2020 г.

Подробнее…

Воспользуйтесь услугой «Консультация» и узнайте полный перечень оснований для проведения обязательного внутреннего обучения по ПОД/ФТ.

2) Следует обновить Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в случае если в них содержится перечисление субъектов ПОД/ФТ (чего вполне можно избежать) и/или операций, подлежащих обязательному контролю (надзор рекомендует перечислять):

  • для неНФО – в срок до 12 апреля 2020 г.;
  • для НФО – в срок до 12 июня 2020 г.

Подробнее…

Воспользуйтесь нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ.

После утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ следует провести соответствующее внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых.

Для неНФО, принимающих участие в процедуре «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», рекомендуем:

  • загрузить ПВК по ПОД/ФТ в соответствующем разделе личного кабинета на портале Росфинмониторинга;
  • учесть факт утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ и проведения дополнительных инструктажей при заполнении Отчета о результатах внутреннего контроля в соответствующем разделе личного кабинета на портале Росфинмониторинга.

Права и обязанности компетентных структур

Они закреплены ст. 7 115-ФЗ

В данной норме особое внимание уделяется ограничениям для организаций, совершающих операции с деньгами и иными ценностями. Несоблюдение предписаний, закрепленных в статье, может привести к применению в отношении виновных мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности

В качестве ключевой обязанности компетентных структур названа проверка клиентов, совершающих операции с ценностями для выявления фактов легализации преступных доходов. Она должна выполняться на всех этапах движения имущества и денежных средств. Важнейшую роль при этом играет идентификация субъектов, обслуживаемых указанными организациями. Согласно ст. 7 Закона 115-ФЗ, компетентные структуры обязаны получать сведения не только о лицах, с которыми уже заключен договор, но и о потенциальных клиентах, т. е. до официального оформления их правоотношений.

Идентификация предполагает сбор и анализ следующих сведений о физлицах:

  1. Ф. И. О.
  2. Гражданство.
  3. Реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
  4. Сведения из миграционной карты.
  5. Адрес проживания (регистрации) либо места пребывания.
  6. ИНН (при наличии).

О юрлицах собирается следующая информация:

  1. Наименование.
  2. ИНН или код иностранного юрлица.
  3. Номер госрегистрации.
  4. Юрадрес или места нахождения.

Все указанные сведения должны быть проверены на предмет достоверности и полноты.

Порядок осуществления идентификации, хранения и анализа данных закрепляется в Правилах внутреннего контроля.

Ответственность за неисполнение положений 115-ФЗ

В ст. 13 Закона закреплены административные меры для обеспечения защиты финансовых и публично-правовых интересов государства.

Согласно норме, нарушение правил осуществления операций с материальными ценностями кредитными структурами, лизинговыми и страховыми организациями, учреждениями почтовой связи, ломбардами, букмекерскими конторами и иными субъектами, указанными в комментируемом нормативном акте, влечет аннулирование (отзыв) их лицензии.

Отзыв разрешительного документа представляет собой решение, которое принимается уполномоченным органом по основаниям и в порядке, предусмотренным в федеральном законодательстве. Аннулирование лицензии не влечет прекращение работы лица, а только лишь запрещение отдельных видов операций. Отзыв разрешительного документа – исключительная мера воздействия.

В рассматриваемом нормативном акте установлено, что компетентные организации, совершающие операции с материальными ценностями, должны документально фиксировать и предоставлять сведения контрольным органам не позднее дня, идущего после даты совершения соответствующей операции (ст. 7, часть первая, п. 4). По ст. 13 115-ФЗ, нарушение установленного срока влечет отзыв лицензии.

В законе, однако, предусмотрена возможность не направлять информацию в уполномоченные органы. Ею могут воспользоваться сотрудники компетентных структур, осуществляющие процедуры внутреннего контроля, если у них возникают подозрения в том, что их клиенты совершают операции для легализации преступных доходов. В таких ситуациях, разумеется, применение мер ответственности, становится крайне затруднительным.

Органом, обладающим право отзывать лицензии у кредитных структур, нарушающих законодательство в сфере противодействия легализации преступных доходов, является Центробанк. Данное полномочие соответствует Рекомендациям № 17, 23, 29 FATF. В них установлено, что государства должны обеспечить применение пропорциональных, эффективных сдерживающих мер уголовного, гражданского, административного характера на случай выявления фактов неисполнения нормативных предписаний. Согласно Рекомендациям, в странах должно обеспечиваться распространение кредитными структурами адекватных методов надзора и регулирования. Компетентным органам надлежит предпринимать необходимые правовые или регулятивные меры для предотвращения получения преступниками или их сообщниками контрольных или значительных пакетов акций, управленческих должностей в финансовых учреждениях.

Надзорные органы, в свою очередь, должны обладать достаточными полномочиями для осуществления мониторинга и контроля соблюдения субъектами требований законодательства в сфере борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Они должны наделяться правом проводить инспекции, требовать предоставления любых сведений от финансовых структур, необходимых для мониторинга, применять адекватные административные наказания за несоблюдение предписаний.

В международных конвенциях, ратифицированных РФ, устанавливается, что страны-участницы обеспечивают применение соразмерных, эффективных гражданско-правовых, уголовных или административных мер сдерживающего характера с учетом опасности совершенного преступления к юрлицам и гражданам. Принятие Центробанком решения об отзыве лицензии у кредитной организации в соответствии со ст. 13 115-ФЗ сопровождается осуществлением всестороннего анализа ее работы не только для выявления нарушений федерального законодательства, но и определения количества (объема) выполняемых операций, наличия/отсутствия факторов, создающих угрозу для интересов вкладчиков и кредиторов, стабильности всей банковской системы страны.

Может ли банк блокировать карту и банковский счет физического лица по 115 ФЗ?

Банк заблокировал карту по 115 ФЗ, многие решат, что произошла ошибка, какая – то нелепая случайность, ведь никто не наделял банк такими полномочиями. Существует 2 позиции на этот счет:

Первая позиция — заключается в том, что блокируя карту, банк нарушает права потребителя. Тут эффективны жалобы в Роспотребнадзор, т.к. банковские услуги оказываются не надлежащим образом.

Вторая позиция — банк, якобы, блокирует не сам счет, а банковскую карту, которая привязана к нему. Счет, остается доступным, что на практике, конечно же не так. Логика банка такова: «Карту выпускали мы и она наша собственность, хотим — блокируем, хотим – нет!»

Как показывает практика, пользоваться счетом, к которому привязана заблокированная карта практически невозможно. Все чаще и чаще я слышу о том, что люди не могут снять деньги даже в кассе банка. Обратившись кассу, они получают отказ со ссылкой на то, что карта заблокирована, а без нее никакие операции по счету не проходят. Это полный бред! Получить в кассе деньги можно и нужно. Но, если причина все же в применении контроля со стороны Закона №115-ФЗ, то сначала придется дать пояснения и только после этого, возможно, вам разрешат что-то сделать с вашими деньгами.

Что же касается самого банковского счета, не карты, то заблокировать его можно только в 2-х случаях:

  • Росфинмониторинг может заблокировать счет на срок до 30 дней, до выяснения обстоятельств. Блокировка свыше 30 дней не законна, можно идти в суд и отстаивать свои права.
  • По решению суда.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(в ред. Федерального закона )

Принят Государственной Думой 18 июня 2003 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169) следующие изменения:

1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.».

2. В :

изложить в следующей редакции:

«2. Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом, имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей общего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.»;

в абзаце четвертом слова «закрытия указанных железнодорожных путей в судебном порядке» заменить словами «в судебном порядке возмещения расходов на содержание указанных железнодорожных путей или их закрытия»;

в абзаце четвертом слова «закрытия этих железнодорожных станций или прекращения выполнения соответствующих операций на этих железнодорожных станциях в судебном порядке» заменить словами «в судебном порядке возмещения расходов на содержание этих железнодорожных станций, их закрытие или прекращение выполнения соответствующих операций на этих железнодорожных станциях».

3. Абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:

«5. Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом, имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.».

4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона )

Статья 2

Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3825; 1999, N 28, ст. 3488; 2000, N 32, ст. 3341; 2002, N 28, ст. 2787) дополнить статьей 9.3 следующего содержания:

«Статья 9.3. Правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 части первой Кодекса, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.».

Статья 3

Пункт 5 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169) признать утратившим силу.

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.

Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу в сроки, установленные статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН

Москва, Кремль

7 июля 2003 года

N 115-ФЗ

Исключения

В ФЗ № 115 закреплены случаи, когда кредитные структуры могут не осуществлять идентификацию. В отношении физлиц она не проводится при:

  • совершении компетентными организациями операций по приему платежей от граждан на сумму не больше 15 тыс. руб. или сумму в инвалюте, эквивалентную 15 тыс. р.;
  • проведении расчетных операций с бюджетами всех уровней;
  • оплате услуг, предоставляемых бюджетными организациями, подведомственных исполнительным органам федеральной, региональной и территориальной власти;
  • оплате за жилые помещения, коммунальные услуги, за охрану квартир и установку охранных сигнализаций, а также услуги связи;
  • уплате алиментов;
  • отчислении взносов членами дачных, огороднических, садоводческих некоммерческих объединений, ГСК, а также при оплате автостоянок.

Данный перечень не подлежит расширенному толкованию.

С момента вступления в действие 121-ФЗ отменяется возможность не идентифицировать субъекта, если ранее он уже был идентифицирован кредитной организацией.