209 фз о развитии малого и среднего предпринимательства в новой редакции

Краткое содержание статей

В статьях с 1 по 4 даются базовые определения для работы с законом, разъясняются термины, которые используются в нём. Даётся понятие, кто является малым или средним предпринимателем. Объясняются категории, к какой относится то или иное коммерческое хозяйство: малому, среднему или микропредприятию

Эта группа статей обязательна для ознакомления всем, кто хочет изучать ФЗ 209, неважно, полностью или частично. Без неё отдельные нормы могут быть неправильно поняты

Статьи из этой части подвергались правкам в последней редакции, так что если кто-то пользовался ФЗ 209 ранее, имеет смысл вновь прочитать более свежую версию.

Вторая группа статей, с 4.1 по 8, будет полезна для чиновников исполнительной власти. В ней рассказывается о реестрах и других нормативных документах, которые используются при учёте малой и средней предпринимательской деятельности в регионе. Также с ней будет полезно ознакомиться тем, кто непосредственно связан с делопроизводством: бухгалтерам, референтам, секретарям. Статьи из данной группы тоже подвергались изменениям, так что следует изучить более поздний вариант документа, если ранее использовалась другая версия.

В третьей группе, с 9 по 13, даётся определение полномочий чиновников в отношении малых форм предпринимательства. Эта группа также будет полезна для ознакомления чиновникам и депутатам, причём всех уровней. Здесь перечисляются полномочия как местного самоуправления, так и властей уровня субъектов федерации и общегосударственного масштаба. Многие предприниматели хотели бы получить координационную, информационную помощь, поэтому им необходимо ознакомиться со статьей 13, в которой объясняется, какие гос. структуры её оказывают.

Подробнее о предоставлении поддержки можно также узнать из 21-25 статей. Например, уточнить, как осуществляется денежная помощь, льготное кредитование и лизинг, выделяется муниципальное имущество в помощь бизнесу. С такой информацией будет особенно полезно ознакомиться фермерам: зачастую для их деятельности бывает нужен дополнительный земельный надел, который допустимо в некоторых регионах получить в пользование безвозмездно на основе данного закона.

Бизнесмены могут рассчитывать на муниципальное имущество на льготных условиях

В разделе с 25.1 по 25.3 говорится о Корпорации по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Всероссийском экспортном центре. Данные организации являются открытыми акционерными обществами, контрольный пакет которых находится у государства. С их помощью осуществляется всесторонняя поддержка бизнесменам, выделяются гранты, льготные кредиты, которые могут сильно помочь развитию дела. Часто предпринимателям легче получить помощь этих организаций напрямую, чем добиваться признания у местных властей.

Условия поддержки малого бизнеса

Если будущий предприниматель хочет получить помощь от государства, он должен подготовить бизнес-план. Готовый проект нужно подать в центр занятости.  Гражданин должен состоять на учете, как безработный. Размер субсидии, предоставляемой на создание своего дела, составляет 58 800 рублей. Период рассмотрения бизнес-плана может доходить до 6 месяцев.

Потребуется подготовить и другую документацию. Готовый пакет бумаг для получения помощи от государства должен включать в себя:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы об образовании;
  • трудовую книжку;
  • справка о средней заработной плате за 3 месяца на последнем месте осуществления трудовой деятельности;
  • ИНН;
  • СНИЛС.

Затем гражданин должен написать заявление с просьбой о предоставлении субсидии. В случае получения одобрения, предстоит зарегистрировать компанию. Человек может создать ИП или ООО. Выбор формы собственности зависит от планируемых масштабов бизнеса. Когда процедура завершена, на банковский счет поступит субсидия. Денежные средства можно потратить только на цели, предварительно указанные в бизнес-плане. Гражданину предстоит отчитаться, на что был потрачен капитал.

Деньги можно потратить и на погашение кредитов, которые были взяты для запуска бизнеса ранее. Кроме того, может быть осуществлена выдача займа со сниженной процентной ставкой.

Экспортная поддержка

Для поддержания предпринимателей, продвигающих свою продукцию за рубеж, на базе центров «Мой бизнес» создаются центры экспортной поддержки. Сейчас они уже работают в 76 регионах России. В них предприниматели могут получить финансовую и нефинансовую поддержку, позволяющую увеличить географию поставок и расширить бизнес. Среди услуг – организация выставок и бизнес-миссий, что способствует заключению предпринимателями экспортных контрактов, помощь в патентовании, экспортная аналитика, а также страхование.

Все центры экспортной поддержки работают в постоянном взаимодействии с РЭЦ.

Субсидии от центра занятости

Центры занятости — это структуры, основная задач которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.

Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Если лицо открывает свою фирму или регистрируется в качестве ИП, один из видов субсидии на бизнес от государства, на которую он вправе рассчитывать, — единовременная субсидия центра занятости.

Размер ее небольшой — всего несколько десятков тысяч рублей — этого недостаточно для стартового капитала, но хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса:

  • нотариальных действий;
  • услуг юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
  • государственных пошлин;
  • первоначальную закупку бланков, оформление печати.

Получить ее вправе только гражданин, который состоит на учете в качестве безработного и подал заявление о намерении открыть бизнес.

Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется кредитованию бизнеса. Для этих целей государство создает специальные структуры и фонды:

  • Администрация по делам малого бизнеса (США);
  • Кредит для средних и мелких фирм (Франция);
  • Корпорация страхового кредитования малого бизнеса (Япония).

Правительство стран ставит перед собой задачу сохранить и развить конкурентную среду, побуждающую производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Позднее в Администрации по делам малого бизнеса был создан отдел арбитража. В различных регионах страны представители структуры проводят слушания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. Отдел выступает связующим звеном между предпринимательством и федеральными структурами.

Под эгидой все той же Администрации функционирует Институт в Интернете. Если предприниматель или студент хочет открыть свое дело, он может пройти бесплатную подготовку и пользоваться информационными ресурсами.

Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако значительная часть их функций остается нереализованной. Причиной служит несовершенство бизнес среды, особенно в инновационной сфере. Модернизация действующего законодательства и увеличение объемов оказываемой помощи может привести к изменению сложившейся ситуации.

Портал мойбизнес.рф

Для современных бизнесменов работает портал мойбизнес.рф, где можно найти ответы на любые вопросы, касающиеся малого и среднего бизнеса. Здесь вы можете узнать всё о существующих мерах поддержки МСП, а также даты ближайших форумов и семинаров. Например, в разделе «Меры поддержки» есть список банков, которые выдают льготный кредит под 8,5% для развития бизнеса. «База знаний» содержит ответы на любые вопросы, поможет изучить азы предпринимательства и просто прокачать скиллы онлайн. Раздел «Новости» не даст выпасть из обоймы и поможет быть всегда в курсе событий.

На портале есть карта центров инфраструктуры МСП, где вы найдёте ближайший к вам центр «Мой бизнес», центр экспорта или микрофинансовую организацию, которая выдаёт льготный микрозайм.

Проект «Мой бизнес» поддерживают порядка 600 амбассадоров – известных предпринимателей со всей России. Они выступают на форумах, проводят мастер-классы и делятся своим богатым профессиональным опытом.

Зарегистрировавшись на портале в личном кабинете, вы получите доступ к уникальным новостям и обучающим видеоматериалам, а в дальнейшем в режиме «одного окна» сможете воспользоваться необходимыми сервисами для регистрации бизнеса, юридического сопровождения, оптимизации бизнес-процессов, ведения бухучёта и многого другого.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) — 4) утратили силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ;

6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация.

7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства;

9) национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — национальная гарантийная система) — система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее — региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Налоговые каникулы для МСП

Федеральный закон №477-ФЗ от 29.12.2014 ввел еще одну форму, в которой предоставляется помощь государства при открытии малого бизнеса — налоговые каникулы для предпринимателей в первые два года их деятельности.

Налоговые каникулы — это период, в течение которого налог имеет нулевую ставку. Рассчитывать на нее вправе индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие деятельность в таких сферах как научная, производственная или социальная.

Предоставления налоговых каникул урегулировано и на региональном уровне: каждый субъект РФ самостоятельно определяет, какие виды экономической деятельности вправе рассчитывать на фискальное послабление, и устанавливать ограничения, например, по численности сотрудников организации.

Статья 16. Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

2. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

4. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок оказания такой поддержки корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами определяются соответственно советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства, коллегиальными органами управления ее дочерних обществ, а в случае, если такие органы в дочерних обществах не образованы, — высшими органами управления указанных дочерних обществ.

5. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющая деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, мониторинг оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также мониторинг оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и составляет отчет о результатах проведения указанных мониторингов по установленной Правительством Российской Федерации форме, который включается в состав предусмотренного частью 7 статьи 25.2 настоящего Федерального закона ежегодного отчета корпорации развития малого и среднего предпринимательства об исполнении программы деятельности.

6. В целях проведения мониторинга, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, оказывающие поддержку федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляют в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства информацию об оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержке и о результатах использования такой поддержки. Состав указанной информации, сроки, порядок и формы ее представления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

Какие меры поддержки государства есть для организаций и ИП

Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.

Выделяются следующие виды мер поддержки:

  • финансовые — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например, по налогам;
  • имущественные — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например, в аренду;
  • информационные и образовательные — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обменяться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.

Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях пандемии коронавируса и нарастающего экономического кризиса.

Поддержка предпринимателей работает одновременно на несколько целей:

  • стимулирование граждан к созданию собственных бизнесов и, соответственно, повышению экономической активности;
  • поощрению малого и среднего бизнеса как экономической основы государственной экономики;
  • направление средств и сил в наиболее приоритетные сферы — существуют отдельные программы поддержки, например, инновационных направлений бизнеса.

Чтобы, будучи предпринимателем, рассчитывать на государственную поддержку, важно понимать, какому бизнесу помогает государство — госпомощь ориентирована прежде всего на малый и средний бизнес

  • среднесписочная численность работников: до ста человек для малого бизнеса и от 101 до 200 — для среднего;
  • уровень дохода за календарный год: до 120 млн рублей — микропредприятие, до 800 млн рублей — малое, до 2 млрд — среднее.

В соответствии со ст. 4.1 209-ФЗ ведется единый реестр субъектов МСП. Реестр находится в ведении налоговой службы и содержит информацию обо всех организациях, подходящих под критерии МСП.

Описание закона

Действующий ФЗ-209 контролирует взаимоотношения между физическими, юридическими лицами, органами государственной власти,  местного самоуправления в сфере развития и модернизации предпринимательства. В законодательстве описываются понятия субъектов предпринимательства малого и среднего уровня, рассказывается о способах поддержки принадлежащей им инфраструктуры, а также о методах подобной поддержки.

6 июля 2007 года был принят закон Государственной думой, а одобрен Советом федерации спустя 5 дней. Последние изменения в закон были внесены 3 июля 2016 года.

ФЗ о государственной информационной системе ЖКХ имеет тот же номер. не путайте их!

Скачать

Закон включает 27 статей и всего одну главу про предпринимательство. Он был основан на Конституции РФ и действует согласно одобренному Федеральному закону и иным нормативно-правовыми актам, в том числе документами местного самоуправления. Хотите скачать ФЗ-209 в последней редакции? Перейдите по ссылке.

Обзор документа

Скорректированы Законы о гражданстве и о дактилоскопической регистрации.

Получить гражданство без соблюдения условия о сроке проживания в России смогут все иностранцы, у которых есть совершеннолетние дееспособные дети — граждане России. Сейчас эта норма касается только нетрудоспособных иностранцев.

Также в упрощенном порядке гражданство смогут получить дети (по заявлению родителей, опекунов, попечителей, руководителя российской организации, в которую помещен ребенок), которым исполнилось 18 лет в период рассмотрения заявления.

У приобретающих гражданство будут брать отпечатки пальцев.

Поправки вступают в силу по истечении 90 дней после опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Изменения, которые вносились в закон

Закон подвергался изменению 32 раза. Это было связано как с общим экономическим положением государства, так и ситуацией в малом бизнесе. Последние поправки были приняты в прошлом году и вступили в силу в начале 2020 года. Соответствующее уведомление было сделано в прессе, после публикации на официальном портале окончательная последняя версия закона начала действовать на территории страны.

Список последних корректировок:

  • В ст 4. Поправки коснулись части 1 этой статьи. В нее были добавлены положения, касающиеся обществ инвалидов.
  • В ст 4.1. Была изменена часть 7, добавлена часть 6.5, касающаяся вновь созданных юридических лиц.

Поправки в акт вносились 32 раза

Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

  1. Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
  2. Оказание бесплатных консультаций. Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
  3. Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
  4. Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
  5. Выдача льготных кредитов. Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить деньги в долг на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
  6. Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.