Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

Какую кассу выбрать?

Любую кассу выбрать не получить, так как существует утвержденный реестр разрешенных к использованию онлайн-касс.

На сегодняшний день в него входить более полутора сотни видов:

  • Автономная касса – самый простой вариант, подключенный к интернету и имеющий фискальный накопитель,
  • Смарт-терминал  представляют собой современный сенсорный планшет, имеющий устройство для печати чеков.
  • Фискальный регистратор – этот аппарат больше похож на принтер для печати чеков, которые подключается к компьютеру или даже телефону.

Выбирать стоит исходя не из стоимости аппарата, а из потребностей собственного бизнеса.

Алгоритм подключения и регистрации онлайн-кассы:

  • Купить или арендовать необходимую модель,
  • Оформить электронную подпись,
  • Подключить к выбранному аппарату интернет,
  • Подписать договор с оператором фискальных карт,
  • Зарегистрировать кассу в налоговой инспекции,
  • При приеме безналичных платежей дополнительно заключить договор с банком на эквайринг,
  • При продаже в розницу продуктов питание дополнительно потребуется получить доступ к государственной информационной системе «Меркурий ХС». Для продажи алкоголя дополнительно потребуется JaCarta либо Рутокен.

Как обратить «закручивание гаек» на пользу своему бизнесу

В текущей ситуации есть ещё несколько моментов, которые следует принять во внимание.

«Реформа 54-ФЗ» — не первая и не последняя на розничном рынке. Уже в течение нескольких лет происходит усиление государственного контроля над товародвижением, причём, для этого очень эффективно используются информационные технологии.

Так, только за 2015-2016 годы были введены в действие автоматизированные системы контроля НДС, ЕГАИС, система маркировки меховых изделий. На очереди в 2017 году – запуск системы маркировки лекарственных средств и электронная сертификация рыбы, мяса, молока и прочих товаров, подлежащих ветеринарному контролю.

При этом контроль товародвижения становится сквозным – от производителя или импортёра – до конечного покупателя.

Поэтому бизнес должен как минимум соответствовать уровню государственной автоматизации – то есть уметь предоставлять данные по всем направлениям деятельности, а не только, как раньше, бухгалтерские отчёты и налоговые декларации. А также — уметь организовать качественный учёт товародвижения, не противоречащий ни бухгалтерской, ни налоговой отчётности.

Возможно, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы задуматься о комплексной автоматизации своего бизнеса

И ещё: не пришло ли время использовать информацию, которую вы так и так отправляете в ФНС, с пользой для бизнеса? Например, начать контролировать товарные остатки, анализировать спрос, планировать закупки, не допускать отсутствия ходовых товаров на прилавке и залежей неликвидов.

Наличие и анализ информации о товародвижении – идеальная база для проведения акций, запуска программ лояльности и применения всего спектра популярных розничных технологий даже в самых небольших розничных точках. А для решения этих задач подходит любая товароучётная система — например, «1С:Розница» за 3 300 рублей с бессрочным бесплатным обновлением или упомянутая новая облачная «1С:Касса» за 200 рублей в месяц.

Кто освобождён

От соблюдения нового закона освобождены такие торговые категории:

  • торговля вне стационарной сети;
  • розничная на ярмарках или рынках (исключая крытые помещения);
  • сезонная на открытых площадках (овощи, фрукты);
  • торговля из цистерн «на разлив» (подсолнечное масло, молоко, квас);
  • из киосков и лотков мороженым и безалкогольными напитками;
  • уличная торговля прессой, собственными поделками;
  • вразнос бытовыми товарами.

Кроме вышеперечисленного, освобождаются работники сферы услуг:

  • помощь по огороду;
  • ремонт обуви, одежды, изготовления ключей, ювелирных изделий, очков и т. д.;
  • сдача в аренду собственного жилья;
  • услуга сиделки, няни;
  • приём вторсырья.

Календарь изменений

Новый порядок применения кассовой техники предполагает поэтапный переход всех
предприятий-пользователей ККТ на онлайн-кассы. Закон распространяется на все
организации, осуществляющие денежные расчеты на территории РФ. Новые правила распространились
на все кассовые аппараты из реестра ККТ с 1 февраля 2017. После этой даты кассу старого образца,
то есть без возможности подключения к интернету, регистрировать в налоговой нельзя.

С 31 марта 2017 года все предприятия, имеющие дело с продажей алкоголя в
розницу, обязаны использовать онлайн-кассы и фискальные регистраторы для
расчётов с покупателями и гостями. Речь идёт о розничных магазинах и
предприятиях общественного питания любой формы собственности — ООО или ИП. Это
касается в том числе и индивидуальных предпринимателей-плательщиков ЕНВД
(Единого налога на вменённый доход), например, точек продаж пива и других
слабоалкогольных напитков на розлив.

С 01 июля 2018 владельцы торговых автоматов, которые продают кофе, батончики и
подобные товары, будут также обязаны установить в них кассовый модуль для
расчётов онлайн.Кроме того, ИП на таких системах налогообложения как «Патент» и ЕНВД,
смогут получить налоговый вычет до 18 000 рублей при переходе на онлайн-кассы до 1 июля 2018 года.

Установка онлайн-касс также обязательна для всех предприятий, на которых
работает платёжный терминал для безналичных расчётов со своими покупателями или
клиентами.

Ниже пунктов с иконками добавить следующий абзац

Возможность отсрочки на применение онлайн-касс с фискальным накопителем также получили ИП и организации на
«Патенте» или ЕНВД. Согласно поправкам в законодательстве, ИП и организации на этих системах налогообложения не имеющие
наёмной рабочей силы, предлагающие услуги, а также осуществляющие продажу неподакцизных товаров (кроме сферы общепита)
могут пользоваться контрольно-кассовой техникой для ЕНВД до 1 июля 2019 года.
После этого они могут доработать своё оборудование Фискальным накопителем на 36 месяцев.
Установка онлайн-касс также обязательна для всех предприятий, на которых работает платёжный терминал для
безналичных расчётов со своими покупателями или клиентами.

БСО или Бланк строгой отчетности

Применение ККТ на предприятиях сферы услуг, как и раньше, не является обязательным. Речь идёт о
парикмахерских, ателье по ремонту одежды или обуви, киосков по изготовления ключей, пунктах продажи
билетов.
Тем не менее, при оказании платных услуг или продаже, такие организации обязаны выдавать клиентам БСО,
то есть бланки строгой отчетности. Выдача БСО покупателям останется обязательной и на следующем этапе
вступления 54-ФЗ. Разница лишь в том, что с 1 июля 2018 года для формирования бланков строгой отчетности
будет необходима «автоматизированная система для БСО». Предполагается, что такие системы будут иметь
много общего с ККТ, а сам бланк строгой отчетности будет похож на обычный кассовый чек. Отметим, что с
15 июля 2016 года бланк строгой отчетности нужно предоставлять и при выполнении работ, например при
установке бытовой техники или подъём мебели на этаж.

Изменения, касающиеся ЦТО

Другим важным изменением является изменение роли центров технического обслуживания. Раньше ФНС требовала
обязательное наличие договора с ЦТО для всех владельцев контрольно-кассовой техники. Со вступлением
54-ФЗ в силу обслуживание кассы в ЦТО перестаёт быть обязательным для предприятий. Это вовсе не
означает, что теперь без ЦТО можно обойтись. Контрольно-кассовое оборудование — это сложные технические
устройства, ремонт и обслуживание которых лучше доверить квалифицированным специалистам.

Изменения для плательщиков ЕНВД и ПСН

Помимо новых правил применения самой ККТ, изменились также условия, на которых работают
предприятия-налогоплательщики Единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и предприятия с патентной
системой налогообложения (ПСН). Эти предприятия теперь обязаны по требованию покупателя выдавать
документ, подтверждающий факт оплаты. С 1 июля 2018 года плательщики ПСН и ЕНВД также обязаны
использовать кассы с регистрацией в налоговой.

Как работает онлайн-касса

Новая касса, или онлайн-касса, сильно отличается от той, к которой привыкли продавцы. Во-первых, привычный кассовый блок (ЭКЛЗ — электронная контрольная лента защищённая) заменяется на фискальный накопитель. Это небольшое устройство, в памяти которого хранится информация обо всех продажах, выполненных на кассе. Фискальный накопитель шифрует данные и отправляет их в ФНС.

Заявленная стоимость фискального накопителя – 8 000 рублей, однако в настоящий момент в силу дефицита цена доходит и до 15 000 рублей. Срок работы прибора – 13 месяцев

Владелец кассы имеет право самостоятельно заменять фискальный накопитель по истечении периода использования. Но, судя по всему, поставщики кассовой техники будут требовать, чтобы это выполняли сертифицированные специалисты – например, в рамках договора обслуживания ККТ. В ином случае это может грозить снятием кассового аппарата с гарантии.

Кассовый аппарат также должен быть оборудован интерфейсом для подключения к интернету – проводному или беспроводному (WiFi, мобильный интернет).

Некоторые кассовые аппараты могут быть модернизированы под новые стандарты. Некоторые – нет. Это можно выяснить только у производителя.

Стоимость новых касс – от 18 000 до 70 000 рублей, в зависимости от характеристик и возможностей

При покупке нужно обращать внимание на то, входит ли в объявленную стоимость фискальный накопитель.

Чем грозит отсутствие онлайн – кассы, после вступления в силу закона?

В случае отсутствия кассы или ее не использования предпринимателям грозят административные штрафы:

Отсутствие онлайн-кассы для наемных работников и ИП без сотрудников грозит штрафом в 25-50% от суммы расчета, который был осуществлен без ведения онлайн-кассы, но не менее 10 000 рублей,

  • Отсутствие онлайн-кассы для юридических лиц грозит штрафом от 75-100% суммы расчета, проведенного без онлайн-кассы, но не менее 30 000 рублей.
  • За неиспользование установленной кассы наемные лица и ИП без сотрудников заплатят штраф в  2000 рублей
  • За неиспользование установленной кассы юридические лица заплатят штраф в 10 000 рублей.

Вот так выглядит сегодня закон №54-ФЗ о применении ККТ при безналичных и наличных расчетов с покупателями. На сегодняшний день большинство ИП и юридических лиц обязаны применять онлайн-кассы. Но в закон постоянно вносятся поправки, поэтому следите внимательно за его обновлениями, чтобы избежать лишних штрафов.

Новая схема передачи чеков

Схема выглядит следующим образом:

  1. В кассе проводится сделка и формируется чек.
  2. Условия и реквизиты проведённой операции записываются на ФН, который подписывает чек.
  3. Готовый чек направляется в ОФД, после чего информация о его принятии поступает обратно.
  4. ФНС в любой момент может получить доступ ко всем чекам, хранящимся в ОФД в электронном формате.
  5. По изъявленному желанию клиента он может получить чек, удостоверяющий сделку, на свой электронный почтовый адрес или в виде SMS-сообщения.

Действие закона дополнило количество данных, которые должны содержаться в чеке, теперь должны присутствовать и такие данные:

  • данные о продавце;
  • данные о кассире;
  • система налогообложения предприятия;
  • формат расчёта;
  • полная информация о товаре (артикул, количество, цена, скидка);
  • цена за одну единицу товара;
  • НДС и налоговая ставка;
  • дата и время;
  • номер смены;
  • номер чека;
  • заводской и порядковый номер ФН;
  • отличительный знак ФН;
  • данные ОФД;
  • номер аппарата;
  • QR-код.

Без наличия всех этих данных чековый документ считается недействительным, а продавец может быть оштрафован.

В каких случаях потребуется ведение онлайн-кассы?

После вступления в силу поправок к 54-ФЗ сфер, где не требуется наличие онлайн-кассы практически не остается.

Онлайн-касса является обязательной для:

  • ИП и юридических лиц на ЕНВД, которые оказывают бытовые услуги, сдают помещения в аренду, проводят работы в автосервисе,
  • ИП на ЕНВД и патентной системе, работающие в сфере общепита, но не имеющие сотрудников, оформленных по трудовому договору. Например, владельцы киосков по продаже продуктов питания, кофе, фаст-фуда, которые работают самостоятельно.

  • ИП, имеющие торговые автоматы без наемных сотрудников, в том числе и собственники вендинговых автоматов, например, по продаже бахил, кофе, упакованных продуктов питания. В этом случае в обязательном порядке на корпусе автомата должен быть указан его заводской номер в доступном месте, чтобы покупатели могли его найти не прилагая особых усилий.
  • Предприниматели, которые проводят безналичные расчеты, то есть все онлайн-магазины и площадки по продаже в интернете.
  • Некоторые индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, которые оказывают услуги по ремонту машин и оборудования, пассажирским и грузовым перевозкам, ветеринарии, по проведению спортивных занятий, охота и рыболовство, предоставление медицинских услуг, продажи в розничных магазинах площадью до 50 квадратных метров, организация общественного питания в помещениях без зала и с залом до 50 квадратных метров.
  • Страховые агенты, кредитные организации, государственные и муниципальные библиотеки и платные парковки.

Стоит отметить, что ИП на УСН не получили освобождения от установки онлайн-касс.

Кроме того, без кассы после июля 2020 года смогут продолжать работать ИП, которые ведут свою деятельность в труднодоступной местности. Список таких регионов утвержден органами государственной власти субъектов РФ.

Без кассы могут пока работать предприниматели, работающие в медицинской и фармацевтической сфере в сельской местности,  а так же те, кто ведет льготную деятельность

Льготы имеет:

  • Уличная торговля (мороженое, квас, газеты, овощи),
  • Подсобные рабочие,
  • Работающие в сфере помощи незащищенным категориям людей, например, осуществляющие уход за больными или пожилыми людьми, присмотр за детьми,
  • Предприниматели, сдающие квартиры вместе с парковочными местами, расположенные в многоквартирном доме, которые находятся в собственности ИП.

В чём суть закона 54-ФЗ: новый порядок применения ККТ

Несмотря на некоторые сложности в применении и введении в действие всех требований закона, на самом деле, он значительно упрощает жизнь самих предпринимателей. Новый режим работы заключается в переоборудовании техники, ведущей учёт и движение товара и финансов в операциях по продажам.

Необходимо установить в торговых точках новую модель кассового аппарата с расширенными функциями. Кроме учёта продаж и движения наличности, такие устройства, имея доступ к Интернету, передают данные с каждой проведённой сделки в службу налогов и сборов через посредничество компании-оператора, кратко ОФД, а также распечатывают фискальные документы.

Удаленная ККТ

Поправками установлен перечень ситуаций, в которых можно применять удаленную онлайн-кассу. Это:

  • разносная торговля и дистанционная продажа, например, через курьеров;
  • расчеты за услуги через автоматические устройства (автозаправки, автомойки, автоматическая стирка вещей);
  • выездные услуги, например, монтаж окон;
  • услуги с выдачей БСО;
  • продажа билетов кондукторами или водителями в салоне общественного транспорта;
  • услуги управляющих компаний, ТСЖ и организаций-поставщиков услуг.

В этих случаях чек клиенту можно передать одним из двух способов:

  1. отправить на email или на телефон информацию для поиска чека на сайте ФНС или ОФД;
  2. дать возможность считать QR-код. Когда человек считает код, он сможет найти чек в приложении ФНС и при необходимости распечатать его. Такой чек равен чеку, сформированному на ККТ или отправленному в электронной форме.

Но поправки не отменяют возможность использовать обычную онлайн-кассу в месте расчета.

Использование удаленной онлайн-кассы в транспорте

Поправки дают кондукторам и водителям общественного транспорта возможность использовать удаленную кассу и передавать чеки пассажирам несколькими способами:

  • выдавать бумажный или электронный чек, сформированный на онлайн-кассе;
  • отправлять на почту или в sms реквизиты чека и ссылку на сайт, где его можно скачать;
  • показывать QR-код, чтобы клиент мог считать и найти чек в приложении и при необходимости распечатать его;
  • напечатать на билете реквизиты чека.

Какие данные будут указаны в новых чеках

В чеках, которые будут выдавать онлайн-кассы, содержится намного больше информации, чем было раньше. Теперь туда включаются, в числе прочих, и следующие сведения:

  • информация о системе налогового учёта продавца;
  • признак расчёта (приход, возврат и т.д.);
  • наименование проданных товаров;
  • сумма расчёта с отдельным указанием ставки и размера НДС;
  • форма расчёта (наличные или электронный платёж).

Также на чеке будет размещен QR-код, по которому покупатели смогут с помощью специального мобильного приложения найти свой чек на сайте ФНС.

Большинство данных касса получает из программы, в которой компания ведет товарный учёт. Если такого учёта раньше не было, а в чеках пробивалась только общая сумма покупки – необходимо такой учёт организовать и обеспечить выгрузку нужных данных в кассу.

Такое торговое приложение может быть размещено на компьютере или в «облаке» — в онлайн-сервисе, доступном пользователю через интернет.

Есть тип касс, которые могут работать автономно, без подключения к компьютеру. Обычно их используют небольшие торговые точки, курьеры, пункты разъездной торговли и т.д. У них есть одно неудобство — если товаров довольно много, то забить их в такую кассу и регулярно менять их цены затруднительно.

Важно! И бумажный, и электронный чеки имеют одинаковую юридическую силу – то есть по любому из них можно вернуть товар в магазин или подтвердить понесённые расходы (например, оплату лечения для налогового вычета или компенсацию расходов в командировке). То есть при наличии электронного чека можно не опасаться потерять бумажный

Закон о ККТ (последняя редакция): кому применять?

  • к введению в обращение касс нового образца (онлайн-касс), оснащенных фискальными накопителями и передающих информацию о продажах напрямую в налоговые органы;
  • возникновению обязанности оформлять на устройствах, аналогичных онлайн-кассам, БСО и расширению круга лиц, применяющих такие бланки;
  • изменению состава лиц, обязанных использовать кассовые аппараты.

Подробнее об изменениях, упомянутых в последнем пункте, читайте в этой статье.

Следующие поправки в закон о ККТ привели к тому, что из числа лиц, освобождавшихся ранее от применения кассы, оказались исключенными в том числе плательщики ЕНВД и ИП, работающие на патенте. Для них так же, как и для иных лиц, потерявших возможность не применять ККТ, дата наступления обязанности работы с кассой была сдвинута на 01.07.2018.

Затем осенью 2017 года в текст закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ были внесены правки (закон «О внесении изменений» от 27.11.2017 № 337-ФЗ), в силу которых для плательщиков ЕНВД и ИП, работающих на патенте, дату 01.07.2018 заменили на 01.07.2019, т. е. применение касс отодвинули еще на 1 год. Но этой возможностью не смогли воспользоваться юрлица, работающие в сфере розничной торговли, общепита и продаж через торговые автоматы. А ИП, работающие в этих сферах, для того, чтобы пользоваться дополнительной отсрочкой, не должны иметь наемных работников, оформленных по трудовому договору. Появление у них таких работников приводит к возникновению обязанности в течение 30 календарных дней с даты заключения договора зарегистрировать ККТ.

Подробнее о том, кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года, читайте в этой статье.

О том, как получить налоговый вычет при покупке онлайн-кассы, читайте здесь.

Редакция закона от 25.12.2018 не привнесла особых изменений в 54-ФЗ «О применении ККТ». Согласно ст.2 закона «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 488-ФЗ в 54-ФЗ добавлен новый пункт № 14 в ст.4.4 следующего содержания:

ВНИМАНИЕ! 07.06.2019 вступил в силу закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ, продливший отсрочку ККТ для некоторых ИП до 01.07.2021. Привнес он и некоторые другие изменения

Есть ли в новом законе хоть какие-то плюсы для бизнеса

Несмотря на то, что из-за вступившего в силу нового закона малый бизнес понесёт вполне ощутимые затраты и будет вынужден во многом перестроить свою работу, эта реформа имеет ряд плюсов и преимуществ.

Главную выгоду от нового порядка получат предприниматели, уровень дохода которых зависит не от степени хитрости в отношении неуплаты налогов, а от того, насколько полезный бизнес они создали, насколько его ценят покупатели, насколько хорошо отлажены бизнес-процессы. То есть честный бизнес.

Те, для кого сокрытие выручки было средством повышения эффективности бизнеса – безусловно, сильно пострадают. И чем больше ожиданий возлагалось на уклонение от налогов – тем более сильный удар будет нанесён новым законодательством.

Среди других полезных последствий также можно отметить следующие:

Отсутствие необходимости ходить в ФНС для регистрации, перерегистрации, снятия с учета касс – теперь всё это можно сделать дистанционно на сайте ФНС.  

Снижение количества проверок (во всяком случае, это декларируется). Поскольку данные о продажах будут поступать в налоговые органы автоматически, у фискалов отпадёт необходимость проводить массовые проверки с непосредственным выездом сотрудников на места установки касс. Проверки касс и расчётов теперь будут осуществляться в автоматизированном режиме.

Также декларируется, что обслуживать кассовые аппараты можно будет самостоятельно — без привычных недешёвых договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО). Но на практике пока это не подтверждается. Производители касс стараются сохранить монополию своих специалистов на обслуживание техники, угрожая снятием гарантий.

Ответственность за нарушения

Неприменение ККТ или использование аппаратов с нарушениями законодательных требований преследуется по закону. Этим правонарушениям посвящены ч. 2-4 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за отсутствие ККТ зависит от суммы расчета, произведенного без ККТ и составляет:

  • для физических лиц – от 1/4 до 1/2 (но менее 10 000 рублей быть не может);
  • для юридических лиц – от 3/4 до 1 (но не менее 30 000 рублей).

Повторное совершение данного правонарушения, если в совокупности сумма расчетов без ККТ составила миллион и более рублей, карается дисквалификацией от одного до двух лет для должностных лиц, а деятельность виновных предпринимателей и организаций вообще может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Менее серьезные наказания предусмотрены за нарушение правил использования ККТ: контролирующие органы могут ограничиться вынесением предупреждения, если правонарушение малозначительное, или наложить штраф:

  • на должностных лиц — от 1 500 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Электронный чек по новому 54-ФЗ

Законом № 54-ФЗ регламентированы требования к чеку в электронной форме. Нормативный акт устанавливает правило, что субъект предпринимательства обязан обеспечить возможность получения потребителем электронного кассового чека, т.е. ответственность за отказ в его выдаче будет наступать в случае, если подобное требование заявлено клиентом при внесении денежных средств.

Электронный чек согласно внесенным изменениям может направляться по смс или через электронную почту, а в его содержание включается следующий состав сведений:

  • дата и время расчета за покупку или оказанную услугу;
  • ИНН субъекта предпринимательства, а также иные обязательные атрибуты;
  • сумма платежа, в том числе включенные в нее комиссии, сборы и налоги;
  • идентификационный номер чека в электронной фискальной системе данных;
  • краткий отчет о приобретенном товаре или принятой услуге.

Сведения электронного чека будут незначительно отличаться при направлении файла путем смс-рассылки или по каналам электронной почте, однако стандартный набор данных должен полностью соответствовать информации бумажного кассового чека.

Кто такой оператор фискальных данных и зачем он вообще нужен

Законодательно в процессе передачи данных от кассы в ФНС предусмотрен обязательный посредник — оператор фискальных данных, или ОФД. Это компании, которым ФНС делегировала собирать информацию с фискальных накопителей касс и транслировать её на свои серверы. Реестр ОФД опубликован на сайте ФНС. Договор с ОФД должен быть заключён для каждой кассы. Стоимость годового договора — 3 000 рублей.

Важный вопрос – как быстро ваш чек будет отправлен в ФНС. В законе нет требования о моментальной отправке чека в ОФД. На это отводится до 30 календарных дней с момента формирования чека. Поэтому если «отвалился» интернет – ничего страшного не случится, неотправленные чеки будут накапливаться в фискальном накопителе, а при восстановлении связи – будут отправлены в ОФД. Но если в течение 30 дней информация не передана, то фискальный накопитель будет автоматически заблокирован и касса перестанет печатать чеки.

Несмотря на наличие посредника, ответственность за своевременность передачи данных в ФНС несёт владелец кассы.

Регистрация ККТ.

Обновления затронули и порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ в налоговом органе, который урегулирован ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ.

В заявлении о регистрации дополнены сведения, которые необходимо указывать отдельным пользователям:

  • сведения о применении ККТ при приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении такой деятельности);

  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

Теперь при регистрации, перерегистрации или снятии с учета ККТ пользователь получит соответствующую карточку в течение десяти рабочих дней. Раньше налоговики должны были выдать ее в течение пяти рабочих дней. Этот срок остался при снятии ККТ налоговым органом в одностороннем порядке.

Статья 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ дополнена п. 8.1, который устанавливает порядок действий в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти.

Согласно новому п. 18 ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция 54 ФЗ о применении контрольно — кассовой техники датируется 3 июля 2016 года. Внесены изменения были с применением Федерального закона номер 290. Одно из основных изменений — все словосочетания «платежная карта» изменились на «электронное средство платежа».

По последней редакции была полностью изменена 1 статья. Теперь в ней говорится о том, что регулирует правила по применению контрольно — кассовых аппаратов только описываемый закон. Согласно этой статье ФЗ 54 регулирует правила с целью защитить права граждан и организаций, рассматривает права потребителей, устанавливает порядки и процессы расчета. Она дополнена подпунктом 1.1, где оформлены основные понятия и их определения. Описано, что такое фискальные счета, признаки фискальных бумаг, фискальные накопители, данные, документы, какие средства используются для проверки техники, что такое реестр, регистрация и расчет, определения понятий пользователь, чек, изготовитель и т. д. В подпункте 1.2 рассмотрены области и регламент использования контрольно — кассовой техники.

Множество изменений претерпела и вторая статья. Кредитным организациям запрещено использовать контрольно — кассовую технику для осуществления переводов по кредитным историям.

Организации или ИП имеют право не использовать контрольно — кассовый аппарат в случаях:

  • Торговля периодической литературой, газеты и журналы, если доля продажи меньше 50%;
  • Торговля ценными бумагами;
  • В общественном транспорте продажа билетов или талонов кондуктором;
  • В любых общеобразовательных учреждениях при обеспечении питанием работников или учащихся;
  • Продажа продукции на территории комплексов с павильонами, типа ярмарок, рынков и т. д.;
  • Продавец осуществляет разнос продукции;
  • Продажа мороженного или алкоголя на розлив в киосках на улице;
  • Аренда помещений, если собственник — индивидуальный предприниматель;
  • Продажа кваса, молока, овощей, фруктов и т. д. из цистерн;
  • Прополка огорода или распилка дров;
  • Ремонт обувной продукции;
  • Присмотр за престарелыми больными людьми или малолетними детьми.

По статье три можно просмотреть полный порядок учета или ведения реестра техники или фискальных накопителей. Дополнена она подпунктом 3.1. Теперь любой гражданин может просмотреть по каким правилам и требованиям проходит экспертиза кассовых аппаратов, контрольной техники организациями.

Больше всего информации описано в четвертой статье. По последней редакции там оформлен список требований к использованию и виду контрольно — кассовых аппаратов.

Аппарат должен быть или иметь:

  • Корпус с номером;
  • Внутри обязательно часы и специальное устройство, которое будет печатать чеки;
  • Обеспечивать прием, обработку и напечатание информации на чек;
  • Иметь возможность установки и замены частей, включая фискальный накопитель;
  • Обеспечивать поиск любых документов, содержащихся на накопителе и помогать оператору в выполнении простых действий;
  • Принимать подтверждения, хранить денежные средства и т. д.

При изменениях были добавлены подпункты от 4.1 до 4.7, в которых подробно объясняются все требования к кассовым аппаратам, чекам, фискальной технике и т. д.

Была изменена и 5 ст., были добавлены обязанности сотрудников, осуществляющих расчет покупателей. Сотрудники обязаны регистрировать всю используемую ими технику в налоговых органах, при помощи которой осуществляют расчет. Лица, использующие контрольно — кассовую технику обязаны выдавать всем покупателям кассовые чеки или любые другие бумаги и бланки, в которых оформлена информация, напечатанная кассовым аппаратом по всем условиям и требованиям закона.

В измененной статье 7 написано, что контроль правил, условий и требований, экспертизы и проверки проводится налоговыми органами. Вся информация, запрашиваемая сотрудниками налоговых организаций, должна быть им предоставлена для проведения анализа контрольно — кассовой техники.

Скачать действующую редакцию закона

54 ФЗ о применении контрольно — кассовой техники помогает организациям предоставлять верные данные, следить за учетом доходов и расходов автоматически, при помощи техники, а потребители могут согласно этому закону защищать свои права

Важно помнить, что при покупке, покупатель обязан потребовать кассовый чек или другой бланк той же направленности, а продавец обязан его выдать

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59