Федеральный закон «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации» от 12.06.2002 n 67-фз (ред. от 31.07.2020)

Какие положения содержатся в конституции РФ относительно гарантий избирательных прав

Гарантии прямого народовластия прописаны в Конституции РФ. Для того чтобы власть выполняла свои непосредственные обязанности, необходимо предоставить гарантии их осуществления. В научной терминологии можно встретить два понятия гарантий –общественно-политические и специальные. В первую группу стоит отнести социально-политический строй и роль главы государства РФ. Эти пункты оговорена в части 2 статьи 80 Конституции РФ относительно реализации народовластия.

Какие виды избирательного права существуют и какими нормами регламентируются, подробно указано в данной статье.

На видео-фз 67 об основных гарантиях избирательных прав:

Все объясняется очень просто – общественно-политические гарантии народовластия самостоятельно не в состоянии гарантировать действенное выполнение воли народа, поэтому нуждаются в специальных гарантиях. Специальные гарантии – это возможность дополнить объективные гарантии. Благодаря им удается расшить границы влияния объективных гарантий. Происхождение, характер и общественная значимость специальных гарантий характеризуется объективными гарантиями. Но вот только специальные оказывают непосредственное влияние.

Что собой представляет пассивное избирательное право, подробно рассказывается в данной статье. Ведь изучение данного вопроса тесно связано и на прямую зависит с изучением гарантий избирательного права.

Если речь идет про обязательства народовластия, то стоит принимать во внимание тот факт, что именно господство народа – это гарантия представительного народовластия. В настоящее время имеет место только контроль и надзор, осуществляемый Конституцией и компетентными органами государственной власти

Конституционный надзор – это отдельная форма правовой охраны Основного закона государства. О возможности реализации права на образование читайте тут

В настоящее время имеет место только контроль и надзор, осуществляемый Конституцией и компетентными органами государственной власти. Конституционный надзор – это отдельная форма правовой охраны Основного закона государства. О возможности реализации права на образование читайте тут.

В большинстве случаев конституционный надзор необходим для предварительного анализа, и носит консультативный характер. В системе правовой охраны огромная роль отведена предоставлению постоянного развития социума, цивилизованному разрешению конфликтных ситуаций, защиту прав гражданина РФ по Конституции.

Основное

Доступные свободные и повторяющиеся выборы в органы государственной власти, самоуправления на местах, а еще референдум – это высшая степень волеизъявления народной власти. В свое время, государство – это гарант свободного выражения воли граждан на выборах и референдуме, защита все принципов демократии и норм избирательного права.

К основным положениям данного закона стоит отнести:

  1. Гражданин РФ принимает участие в выборах, основываясь на всеобщее демократическое избирательное право. Избирательный процесс происходит тайно.
  2. Гражданин РФ может принимать участие и изъявлять свою волю на референдуме при тайном голосовании.
  3. Граждане РФ, пойдя на выборы и референдум, должны быть уверенны, что эти мероприятия являются свободными и добровольными. Никто не имеет права воздействовать на них или в принудительной форме заставить участвовать в выборах, препятствуя свободному изъявлению воли.
  4. Граждане РФ, которые проживают не в своей стране, могут поучаствовать в выборах и референдуме. Для этого Федерации должны содействовать гражданину РФ, который хочет высказать свою волю по поводу проходящих выборов.
  5. Для организации выбора и референдума формируют комиссии. В работу этих комиссий никакие законодательные, исполнительные органы государственной власти, а также сами граждане вмешиваться не имеют право. В обязанности созданных комиссий входит: организация выборов и референдума, подсчет голосов, определение результатов выборов.

Каждый житель своей страны имеет право на то, чтобы во время выборов выразить свою волю. Выборы должны быть свободными и носят демократический характер. Только при соблюдении всех вышеизложенных норм можно считать, что выборы или референдум были проведены честно и правильно. Как связаны права и обязанности граждан расскажет этот материал.

Последние изменения 67 ФЗ

Последняя редакция закона номер 67 произошла 1 июня 2017 года, при принятии ФЗ номер 104.

В статье 17 произошло два изменения, в пунктах 4 и 17. В них написано, что гражданин имеет право голосовать на определенном участке, привязанном к месту его жительства. Участки определяются органами регистрационного учета Российской Федерации. Лица же, находящиеся в других районах страны, работающие в полном цикле и не имеющие возможности освободиться для голосования или военнослужащие, находящиеся на других территориях, имеют право подать письменное заявление для права голосования на ближайшем к ним участке. Заявление должно быть подано не позже трех дней до начала голосования.

В 19 статье изменился пункт 2. Чтобы организовать голосование или референдум, организаторам необходимо согласовать действия с главой местной администрации района или руководителем органа исполнительной власти. Участок должен вмещать не более 3 тысяч человек.

В 22 ст. был добавлен пункт номер 9. При возникновении ситуации, когда срок избирательной комиссии истекает во время проведения выборов или референдума, комиссия не заменяется до момента оглашения итогов и принятия решения. Сроки приема заявлений по пожеланиям о новом составе комиссии – 30 дней.

В ст. 30 изменился пункт 4. Согласно ему, наблюдателя при проведении выборов могут назначить следующие уполномоченные лица:

  • Кандидат;
  • Избирательное объединение, сформировавшее список кандидатов;
  • Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата.

При проведении же референдума наблюдателя могут назначить общественные объединения или инициативные группы.

Изменения в статье 64 произошли в пункте номер 16. В случае проведения выборов Президента Российской Федерации или выборов в органы гос. власти, референдума любого субъекта РФ, участник, не проживающий на территории проведения действия, имеет право подать письменное заявление на участие в местные административные органы. Сроки подачи бумаги определяются Центральной избирательной комиссией, но обязательно не раньше 45 дней до начала процесса.

Четвертая статья описывает всеобщие права граждан на участие в выборах и референдумах. Если в момент начала проведения мероприятия гражданин является совершеннолетним, он имеет право голосовать. Также у такого гражданина есть право быть выбранным на должность в муниципальные учреждения.

Согласно 12 статье, на референдуме на территории Российской Федерации не могут быть подняты следующие вопросы:

  • О досрочном прекращении, временном прекращении или продлении срока действия любых государственных органов власти и исполнительной власти;
  • Об использовании и принятии чрезвычайных мер по спасению граждан, обеспечению их здоровья и безопасности;
  • О составе сотрудников государственных органов или органов местного самоуправления;
  • Об изменениях в доходах или расходах и принятии бюджета субъектов РФ или муниципальных учреждений;
  • О выборах и избрании депутатов или должностных лиц.

Согласно 29 ст., членами комиссии не могут быть следующие лица:

  • Не имеющие гражданства или иностранные лица;
  • Граждане, имеющие непогашенную судимость;
  • Кандидаты или представители выборов;
  • Определенные Правительством РФ лица и руководители местных государств.

В 70 статье описаны способы определения результатов описываемых мероприятий, процессы определения и способы оглашения итогов. Специальная комиссия определяет итоги голосования, голоса ее членов могут быть решающими. Членами комиссии составляется итоговая таблица, руководитель и секретарь подписывают ее и составляют два протокола.

Скачать текст действующей редакции закона

ФЗ об основных гарантиях избирательных прав описывает права граждан при проведении выборов и референдумов. В случае нарушения определенных условий и положений этого закона, гражданин или сотрудник органа или комиссии может понести ответственность. Во избежание ошибок или в случаях, если лицо обнаружило нарушение собственных прав, для подробностей рекомендуется просмотреть описываемый закон.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

Общие положения

ФЗ об избирательной системе РФ был принят Государственной Думой 22 мая 2002 года, а одобрен Советом Федерации 29 мая того же года. Последние изменения в него были внесены 1 июня 2017 года. Закон об избирательном праве имеет 11 глав и 85 статей, а также 11 приложений. Этот закон определяет права граждан на участие в выборах и референдумах, контролирует правоотношения между гражданами и государством при проведении референдумов, выборов, при подготовке к ним, назначением и проведением.

Содержание закона о гарантиях избирательных прав:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описана сфера, на которую распространяется описываемый закон и термины и понятия, используемые в нем и их определения. Оформлены принципы проведения выборов и референдумов, описаны права на участие в них граждан, описан процесс и способы проведения тайного голосования. Даны сроки полномочий органов гос. власти и местного самоуправления, обязательны ли выборы, их назначение и другие акты и законы, регулирующие эту область;
  • В главе номер два даны гарантии на права граждан на участие в выборах. Описаны вопросы, рассматриваемые на референдумах и ситуации, когда референдум может быть отменен или перенесен, инициатива проведения и назначение выборов;
  • В третьей гл. даны гарантии на права граждан в организации участков, участие в регистрации лиц, составление списков избирателей и т. д.;
  • В четвертой описаны системы, процессы набора, требования и условия по комиссиям референдумов и выборов. Дан список категорий и статусов разных комиссий Российской Федерации, включая описание и способы формирования Центра избирательной комиссии РФ. Подробно оформлены также избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, участковые собрания, комиссии муниципальных образований, территориальные и окружные. Виды деятельности, полномочия членов комиссий, их статус, гласность и негласность их деятельности и способы и причины расформирования комиссий;
  • В гл. пять даны гарантии на права граждан в выдвижении своих кандидатов. Условия, процессы и способы выдвижения кандидата или самовыдвижения. Поддержка государства и поддержка кандидата гражданами, описана регистрация кандидата, списки лиц и процессы назначения референдумов с такими лицами;
  • В главе шесть описаны статусы каждого вида кандидатов и статус инициативной группы. Оформлено равенство выдвинутых на референдум или выборы лиц, но и ограничения, данные этим лицам в связи с должностью и служебным положением. Гарантии выполнения кандидатами своих обязательств и статусы доверенных лиц;
  • В седьмой главе даны гарантии на права граждан на получение и распространение сведений или информации о выборах или будущих референдумах. Описаны процессы информирования граждан о ходе действий, а также информирование кандидатов и участников. Оформлен процесс проведения опросов общественного мнения. Дана информация о действиях в этой сфере средств массовой информации. Описаны агитации и сроки агитационного периода. Даны сведения о гарантиях на выдачу информации всем кандидатам о законе, выдвигаемом на референдуме. Описаны ограничения и причины ограничений во время предвыборных агитаций;
  • В главе восемь описана экономическая сторона сферы выборов и референдумов. Способы финансирования, процессы создания фондов, контроль доходов и расходов;
  • В главе номер девять даны гарантии на права граждан на проведение голосования, обнародование итогов голосования, опубликование и определение результатов. Подробно описаны здания и помещения, в которых проводятся голосования, необходимые документы, порядок проведения и условия для этого. Описаны причины досрочных голосований. Дана информация о протоколах и итогах, процессе подсчета голосов, обработка этих голосов и определение, и обнародование результатов. Описаны процессы и причины повторных голосований и юр. сила решений, принятых на референдумах;
  • В десятой гл. описаны причины, способы и процессы обжалования проведения или результата голосования, выборов или референдума. Причины аннулирования решения и отмены голосов. Даны сроки обжалования и описана ответственность за нарушение закона;
  • В 11 описаны заключительные и дополнительные положения настоящего закона.

В приложениях к ФЗ об избирательных правах граждан даны формы и образцы листов, используемых при организации и проведении голосований, выборов или референдумов, а также сведения о кандидате, включая описание имущества, способы дохода, наличие ценных бумаг или счетов в банках.

Статья 67. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

1. Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

1.1. Протокол об итогах голосования может быть составлен в электронном виде.

2. В случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:

а) номер экземпляра;

б) название выборов, референдума, дату голосования;

в) слово «Протокол»;

г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;

д) строки протокола в следующей последовательности:

строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;

строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;

строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии);

строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;

строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

строка 7: число погашенных бюллетеней;

строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

строка 10: число недействительных бюллетеней;

строка 11: число действительных бюллетеней;

строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.

Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки:

строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;

строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования;

строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;

строка 11г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений;

строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума;

строка 11е: число утраченных открепительных удостоверений.

Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 настоящего Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:

строка 11ж: число утраченных бюллетеней;

строка 11з: число бюллетеней, не учтенных при получении;

е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;

ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;

з) дату и время подписания протокола;

и) печать участковой комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).

3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом.