Ставки акцизов, налоговая база и налоговый период

Система акцизов

Содержание

При уплате акциза объектом являются:

  • Стоимость подакцизной продукции, которая определяется посредством отпускной цены, не учитывая акциз;
  • Объем реализованной продукции в натуральном выражении по подакцизной продукции, на которую устанавливается твердая ставка акциза;
  • Сумма акцизов по подакцизной продукции, на которую установлена твердая налоговая ставка, вычисляется путем умножения налоговой ставки на налоговую базу;
  • Сумма акцизов по подакцизной продукции, на которую установлена адвалорная налоговая ставка, вычисляется в размере налоговой ставке процентная доля налоговой базы

В случае, если на подакцизный товар установлена комбинированная налоговая ставка, которая состоит из твердой и адвалорной ставки, налог устанавливается в размере суммы акциза который вычисляется умножением твердой налоговой ставки на объем проданных товаров и как соответствующая адвалорные ставки доля стоимости в процентах данные продукции.

Величина акциза на продукцию высчитывается после подведения итогов налогового периода. Налог применяется ко всем операциям по продаже подакцизной продукции, дата продажи которой соответствует данному налоговому периоду, а также учитывая все изменения которые увеличивают или уменьшают налоговую базу в данном налоговом периоде.

Замечание 1

Случаи, когда налогоплательщиком не ведется раздельный учет, величина акциза может быть определена исходя из максимальных налоговых ставок от единой налоговой базы, которая определяется по всем операциям, подлежащие обложению акцизом.

Продажи подакцизной продукции считается день отгрузки соответствующей подакцизной продукции.

Сумма акциза, которая вычисляется налогоплательщиками при продаже подакцизной продукции (исключая безвозмездную передачу данной продукции) и предъявленная покупателю, относится налогоплательщиками на расходы, которые принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль предприятия.

Сумма акцизов, которые предъявляются налогоплательщиками потребителям при продаже подакцизной продукции, у потребителей принимаются к учету в стоимости приобретенной подакцизной продукции.

Суммы акцизов, которые предъявляются налогоплательщиками к собственнику давальческого сырья, принято относить собственниками давальческого сырья на стоимость подакцизной продукции, которая произведена из данного сырья.

Налог за вредность

Вводя акцизный налог на определённые виды товаров, государство пытается акцентировать внимание потребителя на том, что данная продукция нецелесообразна и вредна для населения. В случае негативных последствий государство будет вынуждено затрачивать определенные средства на решение проблемы, связанной с возникновением пагубной зависимости от такого товара

К товарам, которые наносят косвенный и реальный вред здоровью и окружающей среде, можно отнести алкогольные напитки, табачные изделия, производство автомобилей и переработку нефтегазового сырья. Здоровье граждан — их ответственность, поэтому государственные структуры не имеют права вмешиваться в эту проблему напрямую. В связи с этим повышение цены на вредные товары снижает покупательную способность, акцизный налог на алкоголь борется с пьянством, акциз на нефтепродукты уменьшает вредные выбросы в окружающую среду, налог на табачные изделия заставляет население бросить курить. По крайней мере, такова задумка.

Объектами налогообложения акцизами признаются следующие операции

Объектам «акцизного» налогообложения посвящена ст. 182 НК РФ, в которой перечислены подлежащие обложению акцизами операции. Отличительная черта большинства «подакцизных» операций — они осуществляются на территории РФ.

Полный перечень операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами:

  • продажа подакцизных товаров (ПТ) их производителями (при этом не имеет значения возмездность или безвозмездность сделки);
  • продажа конфискованных и (или) бесхозяйных ПТ (если есть соответствующее решение суда);
  • передача производителями ПТ собственнику, включая получение ПТ в собственность в счет оплаты услуг производства ПТ из давальческого сырья; 
  • внутрифирменная передача произведенных ПТ для последующего изготовления неподакцизных товаров, за исключением:
    • передачи произведенного прямогонного бензина (ПБ) для дальнейшего изготовления нефтехимической продукции в структуре фирмы, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с ПБ;
    • и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта (ДЭС) для изготовления неспиртосодержащей продукции в структуре фирмы, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с ДЭС;
  • передача производителями ПТ этих товаров для собственных нужд;
  • передача производителями ПТ этих товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
  • передача производителем ПТ — хозяйственным обществом или товариществом указанных ПТ своему участнику (его наследнику или правопреемнику) при его выходе (выбытии) из общества;
  • передача произведенных ПТ на переработку на давальческой основе;
  • ввоз ПТ на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
  • получение (оприходование) ДЭС компанией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
  • получение ПБ компанией, имеющей свидетельство на переработку ПБ;
  • внутрифирменная передача (между подразделениями, не являющимися самостоятельными налогоплательщиками) произведенного этилового спирта для последующего изготовления алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей (АССП) продукции, включая передачу изготовленного спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, который планируется использовать в этой же фирме для производства АССП (кроме спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и/или продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке), если иное не определено подп. 16 п. 1 ст. 183 НК РФ;
  • оприходование ПБ лицом, имеющим свидетельство на его переработку, в ситуации получения ПБ, изготовленного переработчиком из давальческого сырья;
  • оприходование ПБ лицом, имеющим свидетельство на переработку ПБ, произведенного в его структуре из собственного сырья;
  • получение бензола, параксилола или ортоксилола (БПО) лицом, обладающим свидетельством на работу с БПО;
  • оприходование имеющим свидетельство лицом БПО, произведенных в результате оказания данному лицу услуг по переработке принадлежащего ему сырья;
  • оприходование БПО лицом (имеющим свидетельство на операции с БПО) в своей структуре, произведенных там же из собственного сырья;
  • получение авиационного керосина лицом, имеющим сертификат эксплуатанта и включенным в РЭГА РФ (реестр эксплуатантов гражданской авиации);
  • получение средних дистиллятов (СД) фирмой, имеющей предусмотренное ст. 179.5 НК РФ свидетельство;
  • реализация отечественными фирмами иностранным покупателям собственных СД, вывезенных за рубеж в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом ЕЭС. При этом продавец СД должен удовлетворять следующим требованиям:
    • быть российской фирмой, включенной в РПБТ (реестр поставщиков бункерного топлива);
    • и (или) иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность (применительно к опасным грузам на ж/д транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах);
    • и (или) быть отечественной компанией, заключившей договор с включенными в РПБТ фирмами, на основании которого используются специальные объекты (используемые для заправки водных судов).

«Что может являться объектом налогообложения (характеристики)?»;

«Порядок смены объекта налогообложения при УСН “доходы”»;

.

Плательщики акцизного налога

Плательщиками налога являются:

— Лицо, что производит подакцизные товары (продукцию) на таможенной территории Украины, в том числе из давальческого сырья.

— Лицо — субъект хозяйствования, которая ввозит подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины.

Физическое лицо — резидент или нерезидент, которая ввозит подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению в соответствии с таможенным законодательством.

— Лицо, реализующее конфискованы подакцизные товары (продукцию), подакцизные товары (продукцию), признанные бесхозными, подакцизные товары (продукцию), за которыми не обратился владелец до конца срока хранения, и подакцизные товары (продукцию), которые по праву наследования или на других законных основаниях переходят в собственность государства, если эти товары (продукция) подлежат реализации (продажи) в установленном законодательством порядке.

— Лицо, что реализует или передает во владение, пользование или распоряжение подакцизные товары (продукцию), которые были ввезены на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения до истечения срока, определенного законом в соответствии с пунктом 213.3 статьи 213 настоящего Кодекса.

— Лицо, на которое возлагается соблюдение требований таможенных режимов, предусматривающих освобождение от налогообложения, в случае нарушения таких требований.

— Лицо, на которое возлагается выполнение условий по целевому использованию подакцизных товаров (продукции), на которые установлена ​​ставка налога 0 гривен за 1 литр 100-процентного спирта, 0 евро за 1000 кг нефтепродуктов в случае нарушения таких условий.

— Лицо, на которое при осуществлении операций с подакцизными товарами (продукцией), не подлежащих налогообложению или освобождаются от налогообложения, возлагается выполнение условий по целевому использованию подакцизных товаров (продукции) в случае нарушения таких условий.

Плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами является физическое или юридическое лицо — резидент или нерезидент (в том числе их обособленные подразделения), которые проводят операции с деривативами или продажи, обмена или других способов отчуждения ценных бумаг, кроме случаев , предусмотренных пунктом 213.2 статьи 213 Кодекса.

Не являются плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, государственные учреждения и организации — субъекты предпринимательской деятельности.

Не являются плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами физические или юридические лица — резиденты или нерезиденты (в том числе их обособленные подразделения), которые проводят операции по отчуждению акций сберегательных (депозитных) сертификатов, акций частных акционерных обществ, корпоративных прав в другой, чем ценные бумаги, форме, ценных бумаг, корпоративных прав в другой, чем ценные бумаги, форме, эмитированных нерезидентами.

Для чего нужна акцизная марка

Подтверждением тому, что налог был оплачен, служит специальная акцизная марка, которая наклеивается на упаковку товара. Иными словами, перечисление налога является покупкой акцизной маркировки у государства.

С помощью специальной маркировки осуществляется дополнительный контроль над уплатой такого сбора, и снижается количество поступающей фальсифицированной продукции на внутренний рынок

Это особенно важно для такого товара, который проходит через множество посреднических компаний

Акциз является важной частью налоговой системы, так как с помощью таких платежей пополняется государственный бюджет и автоматически происходит контроль над вредным воздействием определённых товаров на население и окружающую среду. Такая система налогообложения принята в большинстве стран, которые заботятся о здоровье нации

Общие понятия об акцизных сборах

В системе налогообложения кроме прямых налогов существуют еще и косвенные. К разряду косвенных налогов принадлежит и акциз.

Определение 1

Акциз – это косвенный налоговый сбор, которым облагаются некоторые виды производимой продукции (подакцизных товаров), ставка которого включена в цену.

Таким образом, производитель товара и продавец не являются плательщиками налогов. Они скорее выступают в качестве налоговых агентов. Плательщиком данного налога выступает сам потребитель. Акцизный сбор призван регулировать потребление некоторых видов продукции. Он вводится как компенсация за причиняемый в процессе потребления продукта вред здоровью потребителя непосредственно или в результате нанесения ущерба окружающей среде. Например, табачные, слабоалкогольные и винно-водочные изделия наносят вред непосредственно потребителю, а нефтепродукты и автомобили наносят ущерб нашему здоровью посредством загрязнения атмосферы.

Государство вводит акцизы там, где не целесообразно или неправомерно вводить запрет на производство продукции. А введение акциза позволяет потребителю самому некоторым образом регулировать потребление продукта. Но, как показывает опыт, подакцизные товары имеют очень низкую эластичность потребительского спроса. Это означает, что даже при падении уровня доходов потребителя количество некоторых потребляемых продуктов остается почти неизменным. Например, курильщик выкуривает определенное количество сигарет в день независимо от их стоимости, автомобиль потребляет определенное количество горючего на километр пробега.

Зачастую в современном государстве акциз потерял свою сущность и превратился в очередной фискальный сбор, предназначением которого является наполнение бюджета страны.

Основные составляющие для исчисления акцизного сбора

Важно: организации, занимающиеся сбытом оптового груза не являются плательщиками акциза.

В роли плательщиков выступают:

  • Производители и предприятия розничной торговли;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Перевозчики – экспортеры/импортеры.

Важно: в России акциз начал действовать с 1991 года и его основными составляющими являются – объект, ставка и база. При этом ставки в данном направлении постоянно увеличиваются

К примеру, в 2017 году акциз на табак и никотин варьируется в пределах 2 000 рублей на 1 000 штук

При этом ставки в данном направлении постоянно увеличиваются. К примеру, в 2017 году акциз на табак и никотин варьируется в пределах 2 000 рублей на 1 000 штук.

Рассчитывается он так согласно следующему сложению к 1 562 рублям (прежний уровень акциза) прибавляют 14,5% максимальной цены этого же наименования найденного в розничной торговле.

Для алкоголя акцизный сбор в 2017 году составляет – импортный продукт повысился на 10 рублей за литр, отечественный на рубль. Крепленные напитки повысились в стоимости на 23 рубля за литр.

Для реализации алкоголя на территории РФ нужно заплатить не только акцизный налог, но и приобрести соответствующую лицензию на алкоголь

Важно: в 2018 – 2019 годах ставки сохранятся, рост предусматривается только для табака и никотина, что подразумевает прибыль в казну 56, 2 млрд. рублей, но эксперты подсчитали, что из-за отсутствия роста на остальную продукцию, бюджет не доберет около 12 млрд

рублей.

Специфические акцизы

Предусмотрены для определенного перечня изделий

Второй его особенностью является применение дифференцированных ставок. Важно: уровень ставок и список продукции сформированы законодателем.. Применение данных списков и размеров обязательно на территории РФ к любому виду товара – завезенному из-за границы или выпущенному в пределах родины

Применение данных списков и размеров обязательно на территории РФ к любому виду товара – завезенному из-за границы или выпущенному в пределах родины.

Универсальные акцизы

Особенность заключается в использовании одинаковых ставок для всех групп товаров.  Данный вид валяется более востребованным, нежели специфический, так как он за счет обширной налогооблагаемой базы способствует активному наполнению бюджета.

Благодаря универсальности сбора упрощен контроль со стороны налоговой над качеством исполнения обязательств налогоплательщиками.

Однако в нем ярко отображены минусы непрямых сборов – влияние на процесс инфляции и социальная регрессивность.

Основные группы акцизных налогов.

Формы универсальных сборов

Существует 3 вида универсальных сборов:

  • На покупку/продажу в области оптовой и розничной торговли;
  • Налог с оборота;

В первых 2-х вариантах налогообложению подлежит общий доход. При этом в 1-м варианте налог изымается с полученной в итоге всех операций валовой выручки, в то время как при получении налога с оборота процент высчитывается при каждом передвижении товара.

Интересно: налог с оборота применялся в СССР в течение 50 лет. НДС лишен всех недостатков своего предшественника, но при этом имеет яркий личный минус в виде злоупотребления при администрировании, что лишает казну наполнения.

Из-за своих явных плюсов он активно используется многими странами мира. Добавленная стоимость берется в данном случае в 2 варианта:

  • С зарплаты и прибыли;
  • Доход от продаж и сбыта за вычетом расходов.

Кто оплачивает сборы

Налог на акцизы относится к компетенции ФНС. Физические лица не платят такие сборы. Согласно действующему налоговому законодательству, основными плательщиками сборов признаются компании, имеющие статус юридических лиц, а также индивидуальные предприниматели. Стоит отметить, что при ввозе на территорию страны подакцизных товаров, произведенных на территории другого государства иностранной организацией, также будут взиматься акцизные сборы при пересечении подконтрольных объектов через установленную границу Российской Федерации.

Однако это правило не касается операций, связанных с прямогонным бензином, где основными плательщиками признаются только производители. К ним дополнительно причисляются производители нефтехимической продукции, а также моторных масел. Это означает, что предприниматель, закупивший партию такого товара, ввозя его территорию страны или реализуя со своей территории, уже не будет платить акцизные сборы.

НДС и акцизы схожи по методу сбора и исчисления. Однако в последнем случае пошлины могут различаться по расчету, исходя из категории облагаемого товара. В случае, если компания числится в составе простого товарищества, при реализации ею подакцизной продукции ответственность за уплату акцизных сборов будет распределяться солидарно между всеми участниками. Когда в товариществе устанавливается один субъект по оплате налога, он должен самостоятельно в тот же день совершения операций по оплате акциза письменно уведомить налоговые органы и других участников созданного товарищества о выполнении этой операции.

№11. Срок исковой давности сокращён

До 2020 года срок исковой давности составлял пять лет. В течение этого времени налоговый орган мог начислить или пересчитать налоги, штрафы или пени.

По словам депутата Мажилиса Парламента РК Дании Еспаевой, срок исковой давности в пять лет позволял налоговикам начислять штрафы и пени задним числом. Это ставило предприятия на грань разорения.

Теперь же срок исковой давности составляет три года. Исключение – крупные налогоплательщики и налогоплательщики, осуществляющие деятельность в соответствии с контрактом на недропользование. Для них срок исковой давности составляет пять лет.

На какие группы товаров распространяется акциз

При внесении продукта в перечень товаров, на которые распространяется акциз, власти руководствуются следующим принципом: подакцизный товар должен быть высокорентабельным и иметь низкие производственные издержки. Все это позволяет им быть «лакомым куском» с точки зрения наполняемости бюджета.

Все подакцизные товары перечислены в п.1 ст. 181 НК. К ним относятся

  • Спиртосодержащие продукты, с долей этилового спирта не более 9%;
  • Акциз на алкогольную продукцию (водку, коньяк, вино и др.) при производстве которой используется этиловый спирт объемной долей свыше 0,5%;
  • Табак и табакосодержащие товары;
  • Топливная продукция: печная, дизтопливо;
  • Моторные масла для инжектора и дизельного двигателя;
  • Прямогонный и автомобильный бензин;
  • Авиационный керосин;
  • Природный газ;
  • Электронные сигареты, содержащие никотин, а также различные жидкости для их заправки;
  • Машины легковые;
  • Мотоциклы, с мощностью двигателя свыше 150 л/с.

Все подакцизные товары можно разделить на те, которые подвергаются обязательной маркировке, к примеру, табачная и алкогольная продукция и те, которые освобождены от нее – легковые машины, мотоциклы и иные.

Ст.181 НК также содержит перечень товаров, которые освобождены от уплаты акцизного налога. Их мы привели в таблице ниже:

Продукция

Условие

Спиртосодержащие медицинские товары

Ваш продукт должен числиться в реестре лекарств и товаров лекарственного назначения

Лекарства для ветеринарных целей со спиртом

Также должны быть в реестре, но на этот раз ветеринарных средств. Кроме того, препараты должны реализовываться в упаковках объёмом не более 0,1 литра

Парфюмерно-косметическая продукция (также содержащая спирт)

Во-первых, такая продукция не должна содержать спирт объемом более 80%., в этом случае пульвизатор не нужен.

Во-вторых, она может содержать этиловый спирт до 90% включительно, но только при наличии пульвизатора;

В-третьих,  и та, и другая продукция должна продаваться в емкостях объемом до 100 мл (строго).

В-четвертых, продукция может содержать этиловый спирт до 90%, но обязательно должна быть упакована во флаконы, объемом до 3 мл., без пульвизатора.

Спиртосодержащие отходы

Во-первых, они должны подлежать переработке;

Во-вторых, они должны быть образованы во время получения на производстве этилового спирта из пищевых материалов;

В-третьих, должны соответствовать установленным нормам

Винносодержащие материалы

Сусла:

  • Фруктовое;
  • Виноградное;
  • Пивное;
  • Винное

Механизмы исчисления

Акциз – это не только установленная правовая норма по сбору пошлин. Он позволяет осуществлять контроль в сфере производства технической и пищевой продукции общего потребления.

Основной способ расчета выплат акцизов относится к определению самих налогов, когда совершаются операции с продукцией, относящейся к подакцизной. Не включается сумма удержания, которая переходит в конечную цену товара.

Такое действие означает, что субъект, реализующий продукты, относящиеся к подакцизным на законодательном уровне, участвует в обороте этих товаров и самостоятельно проводит все расчеты на удержание, которые подлежат в дальнейшем перечислению в региональный или федеральный бюджет.

Виды акцизов также могут влиять на сам тип расчетов. После реализации облагаемой продукции из полученных средств взимается часть и поступает контрагенту в виде налоговых органов, которые перенаправляют средства в конкретный бюджет для дальнейшего использования полученных сумм согласно установленным государственным программам. Это позволяет в дальнейшем регулировать через налоги потребление подакцизной продукции, за которой ведется строгий контроль.

№13. Все затраты на оплату нерезидента облагаются налогом

Изменился перечень доходов иностранцев, который должен облагаться налогом. В предыдущей версии кодекса было прописано, что налогом облагается материальная выгода, полученная от работодателя.

Однако если иностранец приехал в Казахстан для оказания каких-то услуг, то его работодателем является иностранная компания. И доход, который нерезидент получил от своего работодателя, казахстанские налоговики не могли администрировать.

Согласно новой редакции кодекса, налогом облагается материальная выгода, полученная от лица, не являющегося работодателем. То есть теперь облагаться налогом будут все расходы казахстанского лица на проживание, питание, проезд и так далее.

В Комитете госдоходов отметили, что с таким нововведением должна улучшиться собираемость налогов с нерезидентов, так как данная область станет гораздо прозрачнее.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

Плательщики акцизов в России: индивидуальные предприниматели, юридические лица и другие

Плательщиками акцизного налога считаются предприятия или лица, занимающиеся различными операциями с подакцизной продукцией, в том числе её производством и реализацией.

Нормативное закрепление

Согласно пункта 1 ст. 179 НК РФ к плательщикам акцизов могут быть отнесены следующие категории лиц:

Для того, чтобы быть признанными налогоплательщиками акцизов, данные категории лиц должны заниматься операциями с подакцизными товарами на постоянной и регулярной основе. У других лиц такая обязанность возникает нерегулярно.

Лицо или организация приобретают обязанность платить акциз только при совершении операций с товарами, подлежащими обложению акцизным налогом. Если таких обстоятельств нет, то лицо не может быть отнесено к плательщикам акциза (пункт 2 ст. 179 НК).

Операции с подакцизной продукцией

Обложению акцизным налогом подлежат следующие операции с подакцизной продукцией:

  • реализация такой продукции;
  • экспорт;
  • получение некоторых видов подакцизной продукции: этилового спирта, бензина, бензола, параксилола, авиационного бензина, ортоксилола;
  • передача такой продукции другим лицам.

К передаче подакцизных товаров можно отнести следующие обстоятельства:

  • давалец и получатель обмениваются таким товаром, оплачивают услуги или работу друг друга;
  • товар передаётся для внесения в уставный капитал;
  • используется для личных потребностей;
  • отдаётся на переработку на давальческой основе;
  • передаётся участнику общества, когда он покидает это общество;
  • пересылается внутри организации для производства продукции (кроме бензина и спирта).

Акцизным налогом не облагаются следующие операции:

  1. Какой-нибудь из подакцизных товаров передаётся подразделению внутри одной организации для производства другой подакцизной продукции (кроме спирта).
  2. Подакцизные товары вывозятся за границу.
  3. Конфискат, отказные и бесхозяйные подакцизные продукты реализуются или передаются для дальнейшей переработки или уничтожения.
  4. Происходит передача такой продукции между подразделениями одного предприятия.
  5. Применение этилового спирта для изготовления товаров на его основе.
  6. Алкогольные дистилляты применяются для производства вина.
  7. Некоторые операции с авиационным керосином, бензолом и т.д.

Права и обязанности таких субъектов

Плательщика акциза приобретает обязанность оплатить акцизный налог при создании на территории данного плательщика объекта акцизного налога.

Например, предприятие производит спиртосодержащий косметический препарат.

 В процессе производства этот препарат передаётся отдельному подразделению предприятия для окончательного этапа производства и последующей реализации продукта.

Обязанность по оплате акциза на спиртосодержащую продукцию возникает у отдельного подразделения, которое её производит. Если данное подразделение передаёт конечный спиртосодержащий продукт головному предприятию для реализации, то налог должно выплачивать головное предприятие.

При проведении посреднических операций налог также выплачивается производителем. Акциз уплачивается уже на стадии подписания посреднической сделки, не откладывая до тех пор, пока продукция перейдёт к конечному покупателю (п.2 ст.195 НК).

Уменьшение суммы налога

Плательщики акциза имеют право на определённые льготы: например, налоговые вычеты для тех субъектов налогообложения, которые не могут быть полностью освобождены от уплаты налога.

Уменьшение суммы налога на подакцизную продукцию предусмотрено:

  • при наличии затрат на её приобретение;
  • при безвозвратной утере такой продукции;
  • при передаче продукции, созданной на базе давальческого сырья;
  • при возвращении покупателем товаров, купленных ранее;
  • при использовании этилового спирта для производства товаров, не содержащих спирт.

Плательщик имеет право на применение понижающих коэффициентов при проведении операций с авиационным керосином, бензином и спиртом. При авансовой выплате акцизного налога субъект имеет право на вычеты. Авансовый платёж производится при покупке региональных акцизных марок. Вся алкогольная продукция, реализуемая на территории РФ, должна быть обязательно промаркирована.

  • При реализации подакцизных товаров, производитель обязан в документах, которые передаются покупателю, отметить сумму акцизного налога отдельной строкой.
  • Если товар освобождается от налога, продавец должен внести в платёжные документы запись «без акциза». При розничной реализации сумма налога включается в стоимость, но отдельно на этикетках никак не отмечается.

Про акцизы и плательщиков таковых, а также отражение подакцизных операций в 1С расскажет данное видео:

Что включается в систему косвенных налогов государства кроме акцизов

Остановимся на 2 основных налогах, входящих вместе с акцизами в группу косвенных, — НДС и таможенных пошлинах.

При сравнении акцизов с НДС можно отметить различающие их признаки, например:

  • индивидуализация ставок — по акцизам устанавливаются ставки в разных размерах на конкретные группы операций или подакцизных товаров, при этом ставки НДС ограничены тремя значениями (0, 10 и 18%) и применяются к широкому спектру товаров (работ, услуг);
  • виды налоговых ставок — для акцизов могут применяться твердые, адвалорные и комбинированные ставки, тогда как НДС устанавливается всегда только в % от налоговой базы;
  • отношение к процессу производства — акцизы не имеют отношения к издержкам производства и никак от них не зависят, а НДС взимается от формируемой на каждом этапе производства любого товара (работы, услуги) стоимости;
  • иные отличительные признаки.

Сравнение акцизов с таможенными платежами показывает, что в отличие от НДС таможенные пошлины схожи с акцизами по индивидуализации ставок, но зависят не только от вида товара (ввозимого, вывозимого или перемещаемого через территорию РФ), но и от страны выпуска и специфических условий, устанавливаемых межгосударственными договорами.