Налоговый кодекс для начинающих

Расчет суммы акцизов

Замечание 2

В целях проведения расчета необходимо знать объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговые ставки. Все это регламентирует Налоговый кодекс.

$Формула \ вычисления = налоговая \ база \cdot \ налоговая \ ставка – налоговые \ вычеты \ (если \ есть)$

Ставки выбираются в соответствии со статьей 193 Налогового Кодекса РФ, а налоговая база определяется для каждой группы подакцизного товара отдельно.

Обратите внимание, что налоговая ставка бывает твердой — в рублях, адвалорной – устанавливаться в процентах и комбинированной — рубли и проценты. Последняя установлена в России для продукции табачной

В некоторых группах продукции выделяются особенности при исчислении.

Разберем исчисление акциза для алкогольной продукции.

Пример 1

Например, предприятие произвело и реализовало алкогольной продукции свыше 9 градусов одного вида 350 литров. Тогда ставка на 2017 год составит 523 рубля за 1 литр продукции. Сумма акциза составит: $350 \cdot \frac{40%}{100} \cdot 523 = 73 220$ рублей

Далее рассмотрим расчет акциза для табачной продукции.

Пример 2

Например, предприятие произвело и реализовало сигарет в количестве 20000 штук (или 1 000 пачек). При этом самая максимальная цена продажи — 80 руб. (на единицу продукции – пачка). Тогда ставка в 2017 году составит 1 562 рубля за 1 000 штук + 14,5 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены.

Соответственно по комбинированной ставке налог составит: $\frac{1 562 \cdot 20 000}{1 000} + (74\cdot 1000\cdot 0,145) = 41 970 \ рублей$
Сумма акциза составит по минимальной ставке: $\frac{2 123}{1000} \cdot 20 000 = 42 460 \ рублей$

Исходя из расчетов, акциз, рассчитанный по минимальной ставке выше, то 42 460 рублей подлежит к уплате.

Данный налог уплачивается в том регионе, где находится производство.
Стоит заметить, что датой реализации подакцизной продукции является дата отгрузки.
Налоговым периодом является один месяц, при этом налог нужно оплатить до 25 числа следующего месяца.

Плательщики акцизов в России: индивидуальные предприниматели, юридические лица и другие

Плательщиками акцизного налога считаются предприятия или лица, занимающиеся различными операциями с подакцизной продукцией, в том числе её производством и реализацией.

Нормативное закрепление

Согласно пункта 1 ст. 179 НК РФ к плательщикам акцизов могут быть отнесены следующие категории лиц:

Для того, чтобы быть признанными налогоплательщиками акцизов, данные категории лиц должны заниматься операциями с подакцизными товарами на постоянной и регулярной основе. У других лиц такая обязанность возникает нерегулярно.

Лицо или организация приобретают обязанность платить акциз только при совершении операций с товарами, подлежащими обложению акцизным налогом. Если таких обстоятельств нет, то лицо не может быть отнесено к плательщикам акциза (пункт 2 ст. 179 НК).

Операции с подакцизной продукцией

Обложению акцизным налогом подлежат следующие операции с подакцизной продукцией:

  • реализация такой продукции;
  • экспорт;
  • получение некоторых видов подакцизной продукции: этилового спирта, бензина, бензола, параксилола, авиационного бензина, ортоксилола;
  • передача такой продукции другим лицам.

К передаче подакцизных товаров можно отнести следующие обстоятельства:

  • давалец и получатель обмениваются таким товаром, оплачивают услуги или работу друг друга;
  • товар передаётся для внесения в уставный капитал;
  • используется для личных потребностей;
  • отдаётся на переработку на давальческой основе;
  • передаётся участнику общества, когда он покидает это общество;
  • пересылается внутри организации для производства продукции (кроме бензина и спирта).

Акцизным налогом не облагаются следующие операции:

  1. Какой-нибудь из подакцизных товаров передаётся подразделению внутри одной организации для производства другой подакцизной продукции (кроме спирта).
  2. Подакцизные товары вывозятся за границу.
  3. Конфискат, отказные и бесхозяйные подакцизные продукты реализуются или передаются для дальнейшей переработки или уничтожения.
  4. Происходит передача такой продукции между подразделениями одного предприятия.
  5. Применение этилового спирта для изготовления товаров на его основе.
  6. Алкогольные дистилляты применяются для производства вина.
  7. Некоторые операции с авиационным керосином, бензолом и т.д.

Права и обязанности таких субъектов

Плательщика акциза приобретает обязанность оплатить акцизный налог при создании на территории данного плательщика объекта акцизного налога.

Например, предприятие производит спиртосодержащий косметический препарат.

 В процессе производства этот препарат передаётся отдельному подразделению предприятия для окончательного этапа производства и последующей реализации продукта.

Обязанность по оплате акциза на спиртосодержащую продукцию возникает у отдельного подразделения, которое её производит. Если данное подразделение передаёт конечный спиртосодержащий продукт головному предприятию для реализации, то налог должно выплачивать головное предприятие.

При проведении посреднических операций налог также выплачивается производителем. Акциз уплачивается уже на стадии подписания посреднической сделки, не откладывая до тех пор, пока продукция перейдёт к конечному покупателю (п.2 ст.195 НК).

Уменьшение суммы налога

Плательщики акциза имеют право на определённые льготы: например, налоговые вычеты для тех субъектов налогообложения, которые не могут быть полностью освобождены от уплаты налога.

Уменьшение суммы налога на подакцизную продукцию предусмотрено:

  • при наличии затрат на её приобретение;
  • при безвозвратной утере такой продукции;
  • при передаче продукции, созданной на базе давальческого сырья;
  • при возвращении покупателем товаров, купленных ранее;
  • при использовании этилового спирта для производства товаров, не содержащих спирт.

Плательщик имеет право на применение понижающих коэффициентов при проведении операций с авиационным керосином, бензином и спиртом. При авансовой выплате акцизного налога субъект имеет право на вычеты. Авансовый платёж производится при покупке региональных акцизных марок. Вся алкогольная продукция, реализуемая на территории РФ, должна быть обязательно промаркирована.

  • При реализации подакцизных товаров, производитель обязан в документах, которые передаются покупателю, отметить сумму акцизного налога отдельной строкой.
  • Если товар освобождается от налога, продавец должен внести в платёжные документы запись «без акциза». При розничной реализации сумма налога включается в стоимость, но отдельно на этикетках никак не отмечается.

Про акцизы и плательщиков таковых, а также отражение подакцизных операций в 1С расскажет данное видео:

Комментарий к Статье 333.22 НК РФ

Размер государственной пошлины зависит от характера иска (имущественный или неимущественный) и его цены. Цену иска определяет сам истец, а в случае неправильного ее указания — арбитражный суд. В данную цену включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. Если истец увеличит размер выдвинутых изначально исковых требований, то недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с возросшей ценой иска. Однако истец может и уменьшить размер исковых требований. Тогда сумма излишне уплаченной госпошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ. Аналогично определяется размер госпошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выходит за пределы требований, заявленных истцом

Обратите внимание, что сумму госпошлины, уплаченную организацией при обращении с исковым заявлением в арбитражный суд, можно учесть в составе внереализационных расходов (пп. 10 п

1 ст. 265 НК РФ).

В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет. Если обнаружится, что истец или заявитель уплатил государственную пошлину, но не в федеральный бюджет, то арбитражный суд, исходя из положений ст. ст. 128, 263 и 280 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение об оставлении искового заявления без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины непосредственно в федеральный бюджет.

В определении об оставлении искового заявления может быть указано на возврат государственной пошлины, ошибочно уплаченной не в федеральный бюджет, за рассмотрение дела в арбитражном суде.

Если не представить арбитражному суду в установленный срок документы, подтверждающие уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате, а также вовремя не заявить ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины, то исковое заявление будет возвращено (ст. ст. 129, 264 и 281 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Истец или заявитель, отказавшийся от подачи искового заявления уже после уплаты государственной пошлины, может попросить арбитражный суд выдать справку о том, что исковое заявление в суд не поступало (п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Но следует помнить, что в этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.22 Кодекса при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 Кодекса, то есть в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В зависимости от исхода судебного разбирательства государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением размера исковых требований, взыскивается в доход федерального бюджета с истца или же с ответчика.

Исполнительные листы на взыскание с истца государственной пошлины выдаются по истечении десяти дней после вступления в законную силу соответствующего судебного акта и при условии, что в деле отсутствует информация о добровольной уплате истцом государственной пошлины.

В случае прекращения производства по делу или оставления заявления арбитражным судом без рассмотрения уплаченная государственная пошлина возвращается. Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если этот отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком требований истца уже после вынесения арбитражным судом определения о принятии искового заявления к производству.

Акциз

Определение

Акциз – это косвенный налог, взимаемый при совершении операций с определенной номенклатурой товаров (подакцизными товарами). Исчисление и уплата акциза регулируется главой 22 Налогового кодекса РФ.

Подакцизными товарами являются:

— спиртосодержащая и алкогольная продукция;

— легковые автомобили и мотоциклы;

— дизельное топливо, автомобильный и прямогонный бензин;

— топливо печное бытовое.

Для каждой группы подакцизных товаров предусмотрены исключения и особенности исчисления акциза.

Плательщики акциза

2) Индивидуальные предприниматели.

3) Лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Ставки акциза

Предусмотрено три вида ставок акциза:

— твердые (специфические) – фиксированная величина на единицу измерения. Установлены для всех подакцизных товаров за исключением сигарет и папирос;

— адвалорные – в процентах от стоимости. Возможность их применения предусмотрена Налоговым кодексом чисто теоретически;

— комбинированные — сумма фиксированной величины на единицу измерения и процента от максимальной розничной цены. Установлены в отношении сигарет и папирос.

Налоговым периодом по акцизам является календарный месяц.

Особенности исчисления акциза

Перечень операций, при совершении которых возникает объект налогообложения акцизами, установлен ст.182 Налогового кодекса РФ, перечень не подлежащих налогообложению акцизами операций установлен ст.183 Налогового кодекса РФ.

Объект налогообложения акцизами возникает:

— при осуществлении операций с подакцизными товарами собственного производства;

— реализация конфискованных и бесхозяйственных подакцизных товаров, лицами, не являющимися их производителями.

При приобретении (ввозе) подакцизных товаров, сумма уплаченного акциза включается в стоимость подакцизных товаров либо принимается к вычету (уменьшает сумму акциза к уплате). Налоговые вычеты применяются при соблюдении условий, установленных ст.200 и ст.201 Налогового кодекса РФ.

Вычеты применяются если:

— подакцизный товар используется в качестве сырья для производства других подакцизных товаров;

— ставки акциза по сырью и готовой продукции установлены на одну единицу измерения налоговой базы;

— сумма акциза уплачена продавцу (перечислена в бюджет при ввозе подакцизных товаров).

Суммы акциза, уплаченные по товарам, возвращенным покупателем, подлежат вычету.

При производстве подакцизных товаров из подакцизного сырья на давальческой основе, вычеты сумм акциза, уплаченных при приобретении сырья собственником, применяются производителем, при этом производитель предъявляет собственнику сумму акциза по готовой продукции и услугам переработки за минусом налоговых вычетов.

Производители подакцизной алкогольной и спиртосодержащей продукции уплачивают авансовый платеж акциза. Его величина определяется как произведение объема этилового спирта, закупка которого будет осуществляться в следующем налоговом периоде, и соответствующей ставки акциза. Авансовый платеж акциза принимается к вычету по мере использования этилового спирта в производстве.

Для осуществления операций с денатурированным этиловым спиртом и прямогонным бензином предусмотрено получение свидетельств. От наличия либо отсутствия свидетельства зависит порядок налогообложения этих операций (получение свидетельства является правом, а не обязанностью налогоплательщика):

При наличии свидетельства:

1). Не подлежит налогообложению акцизами передача внутри организации:

— произведенного прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии;

— произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции.

2). Подлежит налогообложению акцизами:

— получение денатурированного этилового спирта;

— получение прямогонного бензина.

Данные суммы акциза подлежат вычету при соблюдении условий, установленных ст.200 и 201 Налогового кодекса РФ.

Если сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза к начислению, данное превышение подлежит зачету в счет уплаты акцизов в течение трех последующих налоговых периодов. Сумма, которая не была зачтена по истечение трех налоговых периодов подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Статья 22 НК РФ. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Комментируемая статья устанавливает положения, касающиеся обеспечения прав налогоплательщиков и сроки для реализации права на защиту.

Нормами НК РФ налогоплательщику (плательщику сбора) гарантируется право на обеспечение своих интересов в области налоговых правоотношений.

Например, при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган должен соблюдать порядок, предусмотренный статьями 100 и 101 НК РФ, а также основополагающие принципы привлечения лиц к ответственности (налоговой, административной, уголовной), в частности право этого лица знать о характере и основании вменяемого ему правонарушения. Этим обеспечиваются гарантии защиты прав налогоплательщика (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2005 N А56-46008/04).

Если у налогоплательщика (плательщика сбора) имеются основания считать, что его права были нарушены (любым лицом, как налоговым органом, так и, например, налоговым агентом), за защитой своих прав он может обратиться в суд.

Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов (см. Письма Минфина России от 01.09.2015 N 03-04-05/50327, от 22.02.2012 N 03-04-05/4-211, от 26.05.2011 N 03-04-05/5-383, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2012 N А70-7020/2011).

Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.08.2012 N А33-17641/2011, пунктом 1 статьи 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 N А41-7192/12 указано, что праву налогоплательщика должна корреспондировать соответствующая обязанность налогового органа. В частности, праву налогоплательщика на обжалование действия (бездействия) налогового органа корреспондирует обязанность налогового органа (вышестоящего налогового органа) рассмотреть жалобу налогоплательщика.

КС РФ в Определении от 17.07.2012 N 1349-О разъяснил, что пункт 2 статьи 22 НК РФ, предусматривая необходимость установления обязанностей должностных лиц налоговых органов, корреспондирующих предусмотренным указанным НК РФ правам налогоплательщиков, направлен на обеспечение реализации прав налогоплательщиков, а не на их ограничение.

Так, в силу правовой позиции, изложенной КС РФ в Определении от 03.10.2006 N 442-О, акт налоговой проверки является итоговым актом налогового контроля и в то же время правоприменительным актом, который вручается проверяемому лицу, этим актом возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Гарантированные подпунктами 7 и 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ права налогоплательщика на ознакомление с актом налоговой проверки и на представление на акт своих возражений направлены на информирование последнего с сутью вменяемых ему нарушений законодательства о налогах и сборах, подготовку и реализацию полноценной защиты в налоговом споре.

Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Таким образом, пункт 5 статьи 100 НК РФ рассматривает направление акта по почте заказным письмом в качестве дополнительного способа его вручения и только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки.

Виды ставок акциза

Налоговая база начисляется по каждому виду подакцизного товара. База начисления зависит от вида налоговых ставок. Существует три вида ставок. К ним относят:

  • специфическая ставка, то есть установленная ставка на единицу продукции (граммы, штуки, метры и т.д.);
  • адвалорная ставка начисляется в процентах от общей стоимости товара. Данная ставка применяется при налогообложении дорогих товаров. На сегодняшний день адвалорная ставка начисляется на природный газ, автомобили, ювелирные изделия;
  • комбинированная ставка состоит из специфической и адвалорной ставки.

Сумма акциза на товары, к которым применяются специфическая и адвалорная ставка, начисляется по следующей формуле:

$А = НБ \cdot См$ (1)

где:

  • А – сумма акциза;
  • НБ – налоговая база (в натуральных единицах);
  • См – ставка налога (в процентах к стоимости товара).

Сумма акциза на товары, к которым применяется комбинированная ставка, рассчитывается по формуле:

$А = НБ\cdot См+R\cdot Рмах $ (2)

где:

  • А – сумма акциза;
  • НБ – налоговая база, которая выражается в натуральных измерителях;
  • См – ставка налога на единицу продукции;
  • R – часть в процентах;
  • Рмах – максимальная розничная цена подакцизного товара.

Общая сумма акциза начисляется прибавлением всех показателей акциза по всем видам подакцизного товара, который облагается по разным акцизным ставкам, по общим итогам налогового периода.

Налоговая база определяется как объем проданных акцизных товаров, в натуральном выражении, для расчета акциза при расчете специфической ставки.

В настоящий момент акциз используют как фискальную функцию. Это подтверждается стремлением власти контролировать и регулировать производство и употребление подакцизных товаров. В помощью акцизного сбора легче проанализировать и сделать вывод о товарообороте алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, но и контролирует процесс качественного производства спиртных напитков.

Замечание 2

Спорным остается вопрос ставок акциза, которые рассчитываются как специфические ставки. Например, использование адвалорной ставки приводит к трудностям при оценке объекта налогообложения.

Порядок исчисления и уплаты акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию РФ) исчисляется по итогам каждого налогового периода в зависимости от вида налоговой ставки, установленной для данного вида подакцизного товара в НК РФ:

  • по товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, — как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы;

  • по товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, — как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Исчисленную указанным образом сумму акциза налогоплательщик имеет право уменьшить на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Правила применения налоговых вычетов в зависимости от видов подакцизных товаров и операций, совершаемых с ними, установлены в статье 200 НК.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур и других документов, установленных в статье 201 НК и подтверждающих произведенные расчеты.

Уменьшенная на налоговые вычеты исчисленная налогоплательщиком сумма акциза подлежит уплате в бюджет.

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров по общему правилу производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, по месту производства таких товаров.

Другой комментарий к Ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации

При применении статьи 333.22 НК следует учитывать положения АПК РФ, которыми установлено, что заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 208) и об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) (часть 2 статьи 329) государственной пошлиной не облагаются.

Также необходимо учитывать положения информационных писем Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Товары, не подлежащие маркировке

Ставки акцизов могут меняться исходя из типов товаров. Однако не все объекты могут облагаться пошлинами, даже если они содержат часть сырья, попадающего под эти правила.

Согласно налоговому законодательству, существуют и другие продукты, которые схожи по своему техническому либо химическому составу с подакцизными объектами. Но такие типы освобождаются от уплаты сборов.

В основной перечень входят следующие товары:

  1. Составы, содержащие спирт, который относится к медицинскому применению. Жидкости включены в Государственный реестр, занимающийся контролем производства различных составов для медицинского использования.
  2. Препараты, которые содержат спирт для ветеринарного использования. Продукция входит Государственный реестр по контролю ветеринарных средств, находящихся в жидком состоянии в емкостях объемом не более 100 миллилитров.
  3. Продукция для наружного косметического применения. В этот перечень входят товары, которые содержат этиловый спирт в размере от 80 % до 90 %. Они должны быть разлиты во флаконы объемом не более 100 миллилитров. На пузырьках в обязательном порядке должны быть установлены пульверизаторы.
  4. Производственные отходы, которые получаются при создании подакцизной продукции. К ним относится сырье, подлежащее дальнейшей переработке с дальнейшим использованием в качестве технических средств. Такие типы отходов должны полностью соответствовать установленным нормативным документом, которые утверждены и согласованы с федеральными органами исполнительной власти.