Что такое аудиторская проверка предприятия

Методы проведения аудита

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудиторские фирмы и аудиторы вправе самостоятельно определить формы и методы проверки. Все методы можно условно разделить на две группы:

1) методы организации аудита (сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, аналитическая проверка, комбинированная проверка);

2) методы получения аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводят с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

— детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

— аналитические процедуры.

При получении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

К объектам оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, относительно которых аудитор собирает аудиторские доказательства, относятся:

— организация – устройство систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, обеспечивающее предотвращение и (или) обнаружение, а также исправление существенных искажений; — функционирование – эффективность действия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в течение соответствующего периода времени.

При получении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – сделанные руководством аудированного лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки следующие:

— существование, т.е. наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— права и обязанности, т.е. принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— возникновение: относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;

— полнота, т.е. отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;

— Стоимостная оценка: отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;

— точное измерение: точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;

— представление и раскрытие, т.е. объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторские доказательства собирают, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторские доказательства, относящиеся к одной предпосылке, например, в отношении существования товарно-материальных запасов, не могут компенсировать отсутствие аудиторских доказательств относительно другой предпосылки, например, стоимостной оценки

Характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу зависят от проверяемой предпосылки.

Качественные исходные данные — основа эффективного аудита

Сбор исходных данных — ответственный этап аудиторской проверки.

Источники данных:

  • бухгалтерская первичка;
  • учетные регистры;
  • отчетность (управленческая, производственная, налоговая, бухгалтерская).

Необходимую информацию может дать инвентаризация активов и обязательств. С ее помощью получают наиболее полное и точное представление об имеющихся на предприятии материалах, сырье, иных видах активов и обязательств, их количестве, состоянии и т. д.

Сбор данных не должен быть хаотичным: каждый специалист на своем участке собирает те сведения, которые затем тщательно проверяются и анализируются.

При проведении аудита финансовой деятельности своими силами можно отказаться от отдельных процедур по сбору данных, применяемых обычно в аудиторских проверках. Например, нет смысла опрашивать исполнителей, наблюдать за технологическими процессами или отдельными операциями, если задействованные в проверке специалисты досконально знакомы с технологией производства и для понимания деятельности предприятия в дополнительной информации не нуждаются. Хотя в определенных ситуациях для достижения поставленных перед проверяющими задач требуются такие мероприятия, как хронометраж или фотография рабочего времени. 

Не следует пренебрегать также изучением результатов предыдущих внешних проверок предприятия (ИФНС и иных надзорных органов), независимых аудиторских проверок (если они проводились), внутренних проверок, проведенных силами самой компании.

Собранная информация систематизируется, при необходимости агрегируется или детализируется для дальнейшего анализа и оценки.

На что обратить внимание при выборе аудитора?

В первую очередь следует убедиться, что аудиторская организация соответствует законодательно установленным требованиям.

Согласно положениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее, Закон) аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Кроме того, в аудиторской организации должно быть достаточное количество аудиторов, сведения о которых внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, с соответствующим типом действующих квалификационных аттестатов (для аудита общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона необходим единый аттестат, выданный после 01.01.2011 г.).

Также аудиторская организация обязана проходить внешний контроль качества работы:

  • аудиторские организации, проводящие аудит, в том числе общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона, обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в три года, а также проверку по требованию уполномоченного федерального органа по контролю и надзору (Федеральное казначейство), проводимую данным органом.

  • иные аудиторские организации обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов, не реже одного раза в пять лет.

Аудиторская организация обязана своевременно проходить внешний контроль качества, не уклоняться от его проведения. По итогам внешней проверки аудиторская ор-ганизация может получить предупреждение о недопустимости в дальнейшем нарушений или предписание об устранении выявленных нарушений. В некоторых случаях аудиторская организация может быть и вовсе исключена из реестра аудиторских организаций, или ее деятельность может быть приостановлена на определенный проверяющим органом срок. Также результатом проверки может быть отсутствие каких-либо замечаний.

Для организации – аудируемого лица важно проверить, включена ли аудиторская организация или аудиторы в реестр, а также установить факт своевременного прохож-дения аудиторской организацией внешнего контроля качества и изучить результаты проверки. Сделать это можно на сайте Минфина РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/

Если аудиторская организация не отвечает какому-либо из приведенных выше требований, то такая организация не вправе осуществлять аудиторскую деятельность. Даже если по итогам оказания услуг указанной организацией будет выдано аудиторское заключение, аудит будет считаться непроведенным.

Кроме того, чтобы исключить риск последующей внезапной приостановки деятельности выбранной вами аудиторской организации, целесообразно проанализировать также наличие/отсутствие и тяжесть нарушений, выявленных при внешнем контроле качества (в том числе исправленных и не исправленных).

Из числа необязательных критериев при выборе аудитора, одним из самых важных является позиция аудиторской организации в рейтингах (наиболее надежный и показательный рекинг «Эксперт РА»).

Также крайне целесообразно обратить внимание на опыт аудиторской организации, в том числе на продолжительность ее деятельности на рынке аудиторских услуг и на «портфель» клиентов, достоверность отчетности которых данной организацией подтверждена. Стоит оценить и количество сотрудников, в том числе сертифицированных специа-листов

Как правило, чем крупнее аудиторская организация, тем проще ей устанавливать достаточные правила внутреннего контроля качества оказания услуг и придерживаться их на должном уровне

Стоит оценить и количество сотрудников, в том числе сертифицированных специа-листов. Как правило, чем крупнее аудиторская организация, тем проще ей устанавливать достаточные правила внутреннего контроля качества оказания услуг и придерживаться их на должном уровне.

Дополнительной гарантией качества услуг аудиторской организации является ее принадлежность к международным сетям и ассоциациям, которые предъявляют строгие требования к качеству услуг аудиторских организаций — своих членов.

Учетная политика

Один из первых документов, который попросит у вас аудитор, – это надлежащим образом оформленная учетная политика вашей организации. Напоминаем, что необходимость формирования учетной политики и основные требования к её содержанию и раскрытию закреплены в Статье 8 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Основные замечания по учетной политике, как правило, сводятся к следующему:

  • Учетная политика не оформлена надлежащим образом, либо неактуальна.

    Что это означает? Бухгалтер приносит учетную политику без подписи, просто распечатанные листы с текстом, бывает, что еще теплые после принтера. Либо другая крайность: учетная политика утверждена надлежащим образом, но это было так давно, что даже листы пожелтели, не говоря о том, что содержание такой учетной политики давно устарело.

  • Учетная политика не отражает в полном объеме применяемые способы ведения учета.

    Это означает, что вы забыли закрепить в учетной политике какие-то из фактически применяемых способов учета. Чтобы этого избежать, при подготовке к аудиту проверьте еще раз свою учетную политику на предмет соответствия пункту 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В вашем документе в обязательном порядке должны утверждаться:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности
    • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности
    • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
    • способы оценки активов и обязательств
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации
    • порядок контроля за хозяйственными операциями
    • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

Аудит и аудиторская деятельность

Определение 4

Аудит — это предпринимательская деятельность по самостоятельной проверке бухгалтерского учета и финансовой деятельности. Все возрастающая потребность в достоверной и независимой экспертной оценке достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности обуславливает спрос на аудит и аудиторскую проверку с привлечением специалистов в аудиторской деятельности. Главными пользователями финансовой отчетности являются инвесторы, кредиторы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти, общественность в целом. Аудит в современное время приобретает все больше значение, а мнение специалиста аудитора способствует гораздо большему уровню доверия к отчетности со стороны заинтересованных лиц.

Видами аудита становятся (рис.1):

Рисунок 1. Виды аудита

В российской практике принято классифицировать виды аудита на следующие (рис.2).

Рисунок 2. Виды аудита в российской практике

Также аудит классифицируется на независимый аудит, государственный аудит и внутренний аудит.

Основными методами аудита, то есть способы теоретического исследования или практического осуществления, определенные внутренними правилами или стандартами, а также соответствующие целям и задачам, которые определены договоренностью, являются:

  1. Методы фактического контроля (инвентаризация, наблюдения, экспертные оценки).
  2. Документальные методы.
  3. Расчетно-аналитические методы.

Методы фактического или органолептического контроля заключаются в присутствии аудитора при проведении проверочных мероприятий ревизий, инвентаризаций) перед составление отчета (обычно годового отчета). Согласно Федеральному правилу №6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» аудитору желательно присутствовать при проведении инвентаризации перед составлением годового отчета в целях получения аудиторских доказательств путем наблюдения в отношении предпосылки «существования».

Группа документальных методов охватывает в себе исследование документов, информационное моделирование и камеральные проверки. К информационному моделированию относятся встречные проверки, взаимный контроль операций, аналитические проверки документов, сличение контрольных показателей (балансовые взаимоувязки) и т.д.Камеральные проверки проходят как исследование соответствия информации учетных регистров с данными Главной книги, финансовой и иной отчетностью.

Группа расчетно-аналитических методов содержит экономический анализ, статистические методы и экономикоматематические методы. Наиболее часто указанные методы используются в части экономического анализа, и обусловлены применением аналитических процедур.
Основными этапами аудиторской проверки являются:

  1. Организация и планирование проверки, в том числе официальное предложение от заказчика о проведении аудиторской проверки, ознакомление с финансовой и хозяйственной деятельностью организации, разработка плана аудита, согласование с заказчиком плана аудита, направление на имя заказчика письма о проведении аудита, подписание договора на проведение аудита.
  2. Сбор аудиторских доказательств, включающих в себя тестирование средств и проведение процедур проверки по существу.
  3. Заключение по результатам аудиторской проверки и завершение аудита.

Замечание 1

Перед началом аудиторской проверки необходимо определиться, какой метод будет применен для исполнения аудита.
Это может быть сплошная проверка, в ходе которой происходит тщательное и детальное изучение первичной бухгалтерской документации и ее совокупности, исследуется содержание бухгалтерской отчетности и т.д.

Выборочная проверка предоставляет возможность изыскать определенно точные данные о проверяемой совокупности по ее относительно небольшой части. Выборочная проверка может проводиться одним из перечисленных методов:

  • случайный отбор (таблица случайных чисел);
  • систематический отбор (отбор элементов через устойчивый интервал, начиная со случайно выбранного числа);
  • комбинированный отбор (комбинация различных методов случайного и систематического отбора.)

Комбинированная проверка, характеризуется сочетанием методов сплошной и выборочной проверки.
Камеральная, она же документальная проверка, ограничивающаяся изучением документов бухгалтерского учета и бухгалтерской и/или налоговой отчетности субъекта хозяйствования.

Фактическая проверка, проводимая с выходом на объект аудиторской проверки.

Какие проблемы могут возникнуть у организации при отсутствии аудиторского заключения?

Согласно п. 1 примечания к КоАП РФ отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков хранения документов (как минимум, не менее 10 лет) в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, представляет собой грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской отчетности. К должностным лицам организации могут быть применены следующие санкции:

  • административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (при первом нарушении);

  • административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (при повторном нарушении).

Кроме того, в соответствии с пп. 1-2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете» экономическим субъектам при представлении в орган государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо также предоставить аудиторское заключение вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган требуемой законодательством информации в неполном или искаженном виде статьей 19.7 КоАП РФ предусматриваются предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

  • от 300 до 500 рублей (для должностных лиц);

  • от 3000 до 5000 рублей (для юридических лиц).

При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности по предоставлению аудиторского заключения ( КоАП РФ).

Особое внимание следует уделить последствиям отсутствия обязательного аудиторского заключения, установленным Банком России в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 г. № 454-П

Так, согласно п. 2.13 отсутствие обязательной к раскрытию информации является основанием для привлечения эмитента к ответственности вплоть до введения ограничений на обращение ценных бумаг. Публикация отчетности акционерного общества является обязательной процедурой в соответствии с п. 71.4, и, как известно, предполагает включение в состав аудиторского заключения.

Нераскрытие или раскрытие в неполном объеме обязательной информации грозит акционерным обществам значительными штрафами, размеры которых устанавливаются в ст. 15.19 КоАП РФ:

  • от 30 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц);

  • от 700 000 до 1 000 000 рублей (для юридических лиц).

Также возможна дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет.

Более того, в соответствии с п. 3 ст. 52 Закона «Об акционерных обществах» аудиторское заключение входит в состав информации, подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Соответственно, в отсутствии аудиторского заключения на основании КоАП РФ на должностных лиц может быть наложен штраф в размере штрафа от 20 000 до 30 000 руб. (или дисквалификация на срок до одного года), на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

Таким образом, организациям, подпадающим под критерии обязательного аудита, стоит со всей серьезностью и ответственностью отнестись к процедуре его проведения .

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.

Этапы аудиторских проверок

На основании методических и организационных стандартов, аудиторы осуществляют аудиторскую проверку, которая включает несколько последовательных этапов.

Так на ознакомительном этапе, аудитор собирает первоначальную информацию о деятельности аудируемой компании. В рамках данного этапа, аудитор знакомится с:

  1. Учетной политикой предприятия и другими учредительными документами, в которых содержится информация об объекте аудита.
  2. Организацией системы контроля аудируемого объекта.
  3. Организацией учетных процессов аудируемого объекта.
  4. Организацией документального оформления операций с аудируемым объектом.
  5. Организацией документооборота на аудируемом предприятии.

Изучив специфику учета и документального оформления объекта аудита, аудитор определяет уровень существенности и степень аудиторских рисков. Также аудитор определяет аудиторскую выборку в случаях, когда планируется провести не сплошную аудиторскую проверку.

Далее аудитор составляет план и программу аудита.

На основном этапе, следуя плану и программе аудита, аудитор выполняет необходимые процедуры. Все процедуры, аудитор оформляет соответствующими документами. На основном этапе, аудитор собирает аудиторские доказательства для определения качества учета объекта аудита.

На заключительном этапе, аудитор подводит итоги на основании данных, отраженных в документах и отчетах аудитора. Показатели и отклонения, аудитор использует для формирования аудиторского заключения. В данном заключении, аудитор выражает собственное независимое мнение о порядке и качестве учета аудируемого объекта.

Замечание 1

Организация аудита может несколько отличаться при проведении разных видов аудита. В особенности это касается таких видов аудита, как управленческий аудит и специфический аудит.

Первичные документы

Безусловно, за один день возможные замечания аудитора относительно первичных документов вы не устраните, это как раз тот случай, когда лучше сразу делать все правильно, а именно держать под контролем не только своевременность поступления оригиналов документов, но и «качество» вашей первичной документации. Вы удивитесь, но в большинстве своем замечания аудиторов по первичным документам имеют ссылку на пункт 2 Статьи 9 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», где перечислены обязательные реквизиты первичного документа, либо на пункт 1 этой же статьи, в котором указано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Таким образом, типичные замечания в части первичной документации сводятся к следующему:

  • первичный документ оформлен с нарушением действующего законодательства
  • первичный документ отсутствует

Как правило, по результатам аудиторской проверки замечания по первичным документам есть всегда, поэтому будет нелишним уделить этому вопросу особое внимание при подготовке, а начинать готовиться лучше за год до проверки J

«Покушение» на профессиональное суждение аудитора

Ряд вмененных нам нарушений поднимает очень важный вопрос: имеют ли право проверяющие ставить под сомнение профессиональное суждение аудитора, и могут ли они правильно оценивать его работу.

Законодательством об аудиторской деятельности установлено, проведение большинства процедур и определение объема документации выполняются в соответствии с профессиональным суждением аудитора.

Согласно п. 7 ФПСАД № 2 «аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением, при этом единственным требованием к объему документации является способность нового аудитора исключительно на основе имеющейся документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора».

Это также касается определения того, что является существенным с точки зрения аудита. Согласно п. 4 ФПСАД № 4 «аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению, а также выбора метода отбора подлежащих проверке элементов (выбор метода или сочетания методов зависит от обстоятельств проверки, в частности, аудиторского риска и эффективности аудита. При этом аудитор должен удостовериться, что используемые им методы являются надежными с точки зрения получения достаточного надлежащего аудиторского доказательства для реализации целей тестирования – п. 12 ФПСАД № 16)».

В нашем случае проверяющие поставили под сомнение методологию расчета уровня существенности в целом, отметив, что метод отбора специфических элементов, по их мнению, не является достаточным. Кроме того, указали, например, что разделы об исправлении выявленных на предыдущих этапах аудита замечаний, а также подробное описание исправленных и неисправленных замечаний с оценкой влияния на проверяемую отчетность в письменной информации является недостаточным. При этом контролеры не указали, что же в таком случае является достаточным и верным, – наверное, не знали и сами.

Простая проверка на сайте Минфина России позволяет установить, что ни один контролер, проводящий проверку, не является аудитором.

Поскольку количество процедур и объем документации относятся исключительно к компетенции аудитора, то по нашему мнению, не имеющие такой статус лица (а именно контролеры, сотрудники Федерального казначейства) не в силах корректно оценивать соответствующе факты, основанные на профессиональном суждении аудиторов, т.к.:

  • не могут ставить под сомнение определение того, что является существенным;

  • не могут ставить под сомнение выбранные аудитором методы отбора элементов;

  • не способны оценить достаточность рабочей документации аудиторов.

Вместе с тем сотрудники Федерального казначейства всё смело подвергают сомнению, это также является одним из поводов пересмотреть отношение контролеров к своей работе, как мы считаем.

Что мы делаем дальше

По итогам проверки наша компания получила Акт, в котором были описаны 17 нарушений. После предоставления возражений и обсуждения на Контрольной комиссии, мы сократили количество нарушений до 11 и приняли решение обжаловать действия Федерального Казначейства в суде.

Мы знаем, что при получении Предписания еще никто в аудиторском сообществе не судился, – лишь облегченно вздыхали и продолжали работать, недоумевая о том, что если в наших, работающих на высоком профессиональном уровне компаниях, найдены нарушения, то что тогда можно предполагать у тех, кто не попадает в фокус внимания регулятора.

Мы же хотим продемонстрировать, что в нашей стране существует судебная система, которая сможет справиться со сложной терминологией, принятой в нашей профессии, тем более что подавляющее большинство вмененных нарушений не выдерживает простой логики.

Мы также хотим, чтобы контролеры ВККР начали соблюдать свои же нормативные документы, чтобы была организована процедура мониторинга работы контролеров, повысилось качество исследований, а роль контролеров исполняли те, кто сами являются аудиторами.

В текущих реалиях пришлось потерять время и деньги, причем как нам, так и государственным служащим. И обе стороны будут продолжать фиксировать потери, т.к. процесс продолжается. Всем же, кому только предстоит проходить проверки, мы готовы помочь, делясь своими знаниями процедуры и умением профессионально защищать свои интересы.

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение — это специальный документ, который фиксирует выводы аудитора о правильности финансовой отчетности компании, а также ведется ли бухучет в ней согласно всем установленным нормам.

Форма и состав заключения полностью сформулированы федеральным стандартом №6 по аудиту.

Каждое заключение должно иметь:

  • Название документа;
  • Кому направляется оформленный документ — обычно им является собственник проверяемого субъекта, совет директоров и т. д.
  • Данные об аудиторе — здесь необходимо показать наименование аудиторской компании, реквизиты правоустанавливающих документов и т. д.
  • Данные о проверяемом лице — здесь необходимо указать сведения о компании, которая проверяется, ее наименование, расположение, регистрационные данные.
  • Введение — здесь указывается за какой промежуток представлена отчетность, ее состав, за что отвечает каждая сторона.
  • Часть, в какой проставлен объем аудита;
  • Мнение аудитора об отчетности — здесь указывается степень достоверности проверенных документов;
  • Дата и подпись аудитора.

Положение устанавливает два мнения, какое может сформулировать аудитор — безоговорочно положительное, либо модифицированное.

Безоговорочно положительное выносится в ситуации, в которой аудитор выполнил исследование в полном объеме, и составленная компанией отчетность полностью соответствует текущему положению дел на предприятии.

В закрепленных ситуациях аудитор наделен правом не выносить безоговорочно положительное решение:

  • Аудитору чинили ограничения в работе;
  • Аудитор не согласен с оформленной учетной политикой, ее использованием или адекватностью указания данных в отчетности.

В таких ситуациях аудитором оформляется модифицированное заключение.

Такой вывод разделяется на несколько видов:

  • Не оказывающее влияние на достоверность отчетности;
  • С оговоркой (когда нельзя вынести положительное мнение, но в то же время нет оснований для отрицательного, либо отказа от выражения мнения);
  • С отказом вынести мнение — если при выполнении проверки аудитор не смог собрать в нужном количестве доказательств для какого-либо определенного мнения;
  • Отрицательное — если представленная отчетность недостоверно показывает текущее состояние субъекта бизнеса.

Внимание! Итоговое заключение должно быть сшито в единую брошюру, листы пронумерованы и опечатаны печатью аудитора с указанием их количества.