Законы рф, регламентирующие систему маркировки

Как используется система маркировки товара

Содержание

Рассмотрим в общих чертах, каким образом работает система маркировки товаров — 2020 на разных этапах:

  • Направление производителем заявки на получение уникального кода для товара.
  • Нанесение производителем на каждую единицу товара маркировочного кода, сформированного оператором. Для печати этикеток могут использоваться, например, специальные промышленные принтеры.
  • Продажа маркированного товара производителем поставщику. На этом этапе производитель с помощью системы электронного документооборота направляет поставщику сопроводительную документацию (например, товарно-транспортные накладные, универсальный передаточный документ и т. д.). Поставщик проверяет данные документы и подписывает их своей электронной подписью. С этого момента в информационной системе мониторинга товар будет числиться как переданный от производителя поставщику.
  • Реализация продукции розничным магазинам. На данном этапе продавец также отправляет сопроводительный документ, подтверждающий смену собственника товара, для подписания покупателем через систему электронного документооборота.
  • Реализация товара конечному потребителю. Осуществляя продажу такого товара розничному покупателю, продавец сканирует код на кассе, а оператор информационной системы мониторинга обрабатывает их и вносит в систему сведения, что товар получен конечным покупателем.

Обзор документа

Установлен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

К таким товарам отнесены табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды, постельное белье, обувные товары, фотокамеры, шины и покрышки.

Определяются сроки введения маркировки.

Цель введения маркировки — снижение оборота контрафактной продукции в России.

Распоряжение вступает в силу с 1 января 2019 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Маркировка табачных изделий

Постановление Правительства РФ № 953 от 30 июня 2020 года

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Уточнены регалмент и сроки обязательной маркировки табачной продукции

Полный текст Постановления № 953 (pdf, 1650 Кб)

Постановление Правительства РФ № 224 от 28 февраля 2019 года

«Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции»

Внесены изменения в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в соответствии с которыми с 1 марта 2019 года введены обязательная маркировка табачной продукции средствами идентификации и мониторинг оборота такой продукции

Полный текст Постановления № 224 (pdf, 280 Кб)

Постановление Правительства РФ № 1250 от 26 сентября 2019 года

«О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 224»

Уточнен статус пачек сигарет и папирос, которые были выпущены по всем правилам до момента начала обязательной маркировки (1 июля 2019 года). Они приравнены к табачной продукции, которую производители стали обязаны маркировать с 1 июля.

Ограничен срок действия кода маркировки DataMatrix: после его получения  у производителей будет 20 рабочих дней для нанесения кода на упаковку. Если нанесение не произойдет, код будет отозван и его использование станет невозможным.

Для организаций розничной торговли, которые используют кассы в удаленных местностях без передачи сведений в ОФД уточнен срок в 30 календарных дней для отправки сведений о продажах напрямую в систему «Честный ЗНАК». Те сведения, который были сформированы с 1 июля до 27 сентября должны быть переданы в систему не позднее 26 октября 2019 года.

Маркировка товаров в 2020 году: последние новости

Лекарственные средства

Обязательная маркировка медикаментов изначально была запланирована на 1 января 2020 года. Но, по мнению экспертов, отрасль еще не готова к новым требованиям. В декабре 2019 года был принят федеральный закон №475 «Об обращении лекарственных средств», регламентирующий отсрочку перехода до июля 2020 года. К этому моменту все участники, включая фармацевтические компании, импортеров, аптеки и больницы, должны интегрировать учетную систему с ГИС.

Медикаменты из семи ВЗН, выпущенные до 31.12.19 года, можно реализовать без баркода. Исключение распространяется и на остальные ЛС, произведенные до 1 июля 2020 года.

Табачные изделия

С 1 июля 2019 года производители и импортеры не могут выпускать сигареты без уникального кода. При передаче товара к дистрибьютору обязательно должен оформляться универсальный передаточный документ. В розничной точке, занимающейся реализацией сигаретами, должны быть установлены кассовые аппараты. Все сведения компания обязана отправлять в ГИС.

Продажа табачных изделий без маркировки запрещена с 1 июля 2020 года. Сигареты от оптовых поставщиков в магазины передаются с электронными УПД.

Проводится эксперимент по отслеживанию АТБ. В категорию альтернативной продукции вошли сигариллы, сигары, курительный табак. Разрешение на производство товара без маркировки действует до конца июня 2020 года. Реализация без кодов завершится в июле 2021 года.

Обувь

Все участники обувной промышленности с 1 марта 2020 года обязаны передавать данные о движении товара с кодами в систему. С этого же дня начинает действовать запрет на производство и продажу продукции без маркировки.

Товарные остатки без штрих-кодов необходимо реализовать до начала марта. Обувь также можно промаркировать самостоятельно до 1 мая 2020 года. Данные о товаре необходимо передать в ГИС до 1 апреля. Если партия была закуплена до 1 марта, но ввезена в страну позже этой даты, конечный срок маркировки – 1 апреля.

Порядок идентификации обувных остатков:

  • заказ кодов в личном кабинете ЧЗ;
  • сохранение и распечатка этикеток на принтере;
  • нанесение штрих-кодов на упаковку, обувь или ярлык;
  • отправка отчета о введение продукта с кодом в оборот в ИС.

Маркировку остатков обуви субъекты хозяйственной деятельности не оплачивают.

Автомобильные шины

Для маркировки шин установлены следующие сроки:

  • до 31 марта 2020 все участники должны зарегистрироваться в «Честном Знаке»;
  • если компания основана после 31 марта, на подключение к ГИС есть семь дней;
  • на подготовку устройств и программного обеспечения для работы с продукцией с кодами выделяют один месяц;
  • еще два месяца предусмотрено для тестирования системы;
  • с первого ноября 2020 года вводится запрет на реализацию шин без кодов, маркировка и внесение сведений в ГИС обязательны на каждом этапе движения товара.

На остатках должны быть проставлены коды до 1 ноября 2020 года. Если партию завезут в страну после этой даты, а покупка была совершена до нее, конечный срок маркировки – 1 декабря. Нанесение этикеток разрешается только с 1 марта 2020 года, до этого момента допускается только регистрация.

Белье и одежда

Обязательной маркировке с 2020 года подлежат следующие изделия легкой промышленности:

  • блузки (детские и женские);
  • одежда из кожи, в том числе рабочая;
  • плащи, пальто, тренчи и прочая верхняя одежда;
  • туалетное, кухонное белье;
  • постельные комплекты.

Для внедрения системы отслеживания предусмотрен следующий график:

  • регистрация в сервисе – до 31 марта 2020 года;
  • нанесение идентификационных средств на ярлык, коробку, текстиль или этикетку – с 01.04.2020 года;
  • тридцать дней выделяется на настройку информационного обмена с ГИС;
  • тестирование взаимодействия занимает до 60 дней;
  • с 1 июля 2020 года все коды и сведения должны обязательно вноситься в ЦРПТ.

На маркировку остатков без кодов, а также товаров, завезенных в страну после 1.07, дается срок до конца июля.

Парфюмерная продукция

Порядок внедрения маркировки парфюмерной продукции такой же, как и для легпрома. Единственное отличие ― в сроках нанесения кодов на остатки. Конечная дата – 31 августа 2020 года.

Фототовары

Маркировке подлежат только вспышки и фотоаппараты. В дальнейшем система контроля затронет все товары – оптические элементы, видеокамеры. Переходный период будет проводиться по следующему графику:

  • До 29 февраля 2020 г. участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе маркировки.
  • С 1 октября 2020 г. оборот немаркированных фототоваров будет запрещен.
  • До 1 декабря 2020 г. все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 октября 2020 г.

На подготовку к работе, после подключения к системе «Честный Знак», выделяется 30 дней.

Как маркировка повлияет на бизнес и цены

По мнению экспертов, маркировка полностью реструктурирует и «обелит» практически все рынки. Ее внедрение в некоторых отраслях уже дало свои результаты. «Уже через год после введения маркировки шуб оказалось, что шуб в России продается примерно в десять раз больше, чем было известно до этого. То есть значительная часть рынка вышла из тени и начала действовать легально», — заявил заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.

В Минпромторге обещают, что маркировка не только защитит бизнес и покупателей от контрафакта, но и поможет предпринимателям снизить затраты. Реваз Юсупов отметил, что, получая в режиме онлайн данные о движении продукции, бизнес сможет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборот. Благодаря снижению теневой доли рынка легальные производители и продавцы смогут увеличить выручку. Кроме того, система идентификации позволит сократить затраты на логистику и потери от ошибок персонала при сборке заказов. Все это в результате позволит снизить себестоимость продукции.

Генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в ходе Петербургского международного экономического форума так же отметил, что маркировка товаров может сократить розничную цену легальной продукции на 5–10%.

Однако у предпринимателей другое мнение: причин для уменьшения цен они пока не видят, напротив, маркировка, считают они, увеличит финансовую нагрузку на бизнес, что может отразиться на ценах в худшую сторону. Производители вынуждены установить специальное оборудование, а торговые сети — модернизировать сканеры и кассы. Плюс ко всему некоторые операторы фискальных данных решили ввести плату за передачу кодов маркировки в национальную систему «Честный знак». Больше всего, по мнению экспертов, может пострадать малый бизнес.

«Очень большое количество товаров являются дешевыми товарами массового потребительского спроса. И в их цене доля этой маркировки будет очень большая. Если взять пачку чая или банку кофе, это будет 20 процентов», — говорит глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.

Все под контролем! И… дороже?

По мнению производителей кассовой техники для розницы, наибольшие затраты при переходе на работу с маркировкой понесут владельцы кнопочных онлайн-касс. «Сложнее и дороже всего обновлять под маркировку “автономки” — кнопочные аппараты, — отмечает Денис Филатов, директор по маркетингу компании Litebox, создающей решения для автоматизации магазинов. — Для работы с маркировкой к устройствам надо будет подключать дополнительную технику — планшеты или компьютеры. Для их перепрошивки также потребуется вызов специалиста, а это всегда платная услуга. Доля кнопочных аппаратов, по нашим подсчетам, составляет 60 процентов рынка онлайн-касс в стране».

Для обновления смарт-терминалов (современных касс планшетного типа), по словам эксперта, потребуются значительно меньшие траты. Большинство производителей таких касс продают годовую подписку на обновление систем под все этапы маркировки. Такие кассы обновляются дистанционно и практически мгновенно.

На рынке есть и игроки, которые обновляют системы своих касс под маркировку бесплатно, например «МТС Касса». «Наши кассы давно обновлены под маркировку табака — обновление прошло автоматически и стало бесплатным для всех, — рассказал Роман Арифуллин, директор по проектам малого и среднего бизнеса МТС. — По мере приближения этапов маркировки мы ощущаем увеличение спроса на наши кассы со стороны продавцов и маркированного товара: многие отказываются от кнопочных аппаратов или тех, к которым нельзя подключить 2D-сканер. Больше половины из них берут кассу МТС в аренду, она стоит от 1700 рублей в месяц. При аренде предприниматели получают доступ еще и к обновленной товароучетной системе, где можно вести учет всех маркированных товаров в режиме одного окна, не выходя на сторонние ресурсы. Это очень удобно. В скором времени у нас также будет возможно работать с документами от информационных систем маркировки, как того требует закон с 2020 года».

Обязательная маркировка товаров — перечень 2019-2020 годов

Вид продукции

Срок введения обязательной маркировки

Реквизиты НПА

одежда из натурального меха

12.06.2016

постановление Правительства от 11.08.2016 № 787

табачная продукция

01.03.2019

постановление Правительства от 28.02.2019 № 224

Регистрация в системе маркировки «Честный ЗНАК» введена с 01.03.2019. Сигареты и папиросы подлежат обязательной маркировке с 1 июля 2019 года, прочая табачная продукция — с 1 июля 2020 года. До 1 декабря 2020 можно хранить и перевозить сигареты и папиросы, не промаркированные до 01.07.2020. Для продажи их нужно промаркировать. Полный запрет на продажу немаркированной продукции — с 1 июля 2021 года.

обувь

01.07.2019

постановления Правительства РФ от 05.07.2019 № 860, от 29.02.2020 № 216

Регистрация в системе маркировки — с 01.07.2019. С 1 октября 2019 года обувь маркируется в добровольном порядке. Срок перехода на обязательную маркировку — 1 июля 2020 года (изначально предполагалось, что она будет введена с 01.03.2020, но постановлением Правительства от 29.02.2020 № 216 срок перенесен).

Подробнее о новых правилах маркировки табачных изделий и обуви вы можете узнать из Обзора от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

лекарственные средства

01.07.2019

закон от 28.12.2017 № 425-ФЗ, постановление Правительства от 14.12.2018 № 1557

Регистрация в системе маркировки — с 01.07.2019. С 1 октября 2019 года маркировка обязательна для лекарств из перечня, утв. распоряжением Правительства от 10.12.2018 № 2738-р. С 1 января 2020 года — для остальных препаратов.

духи и туалетная вода

01.12.2019

постановления Правительства РФ от 26.06.2019 № 814, от 31.12.2019 № 1957

Добровольная маркировка — с 10.01.2020. Регистрация в системе маркировки — до 31.03.2020. Обязательная маркировка — с 1 октября 2020 года. Продукцию, произведенную или ввезенную до 01.10.2020, можно продавать без маркировки до 30 сентября 2021 года включительно. Полный запрет на продажу немаркированной продукции — с 1 октября 2021 года.

шины и покрышки

01.12.2019

постановления Правительства РФ от 11.06.2019 № 753, от 31.12.2019 № 1958 

Добровольная маркировка — с 10.01.2020. Регистрация в системе маркировки — до 29.02.2020. Обязательная маркировка:

  • новых товаров — с 1 ноября 2020 года;
  • товаров, купленных до 01.11.2020, но ввезенных после этой даты, — до 15 декабря 2020 года. С 15.12.2020 продажа немаркированной продукции запрещена;
  • нереализованных остатков (введенных в оборот до 01.11.2020) — до 1 марта 2021 года.
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
  • блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия (мужские, женские, детские);          
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное

01.12.2019

постановления Правительства РФ от 22.06.2019 № 790, от 31.12.2019 № 1956

Добровольная маркировка — с 09.01.2020. Обязательная маркировка:

  • новых товаров — с 1 января 2021 года. С 01.01.2021 продажа немаркированной продукции запрещена;
  • товаров, купленных до 01.01.2021, но ввезенных после этой даты, — до 1 февраля 2021 года;
  • нереализованных остатков (произведенных или ввезенных до 01.01.2021) — до 1 февраля 2021 года.

фотокамеры (кроме кинокамер) и аксессуары к ним (фотовспышки, лампы-вспышки)

01.12.2019

постановления Правительства РФ от 14.05.2019 № 589, от 31.12.2019 № 1953

Добровольная маркировка — с 09.01.2020. Регистрация в системе маркировки — до 29.02.2020. Обязательная маркировка:

  • новых товаров — с 1 октября 2020 года. С 01.10.2020 продажа немаркированной продукции запрещена;
  • товаров, купленных до 01.10.2020, но ввезенных после этой даты, — до 1 ноября 2020 года;
  • нереализованных остатков (произведенных или ввезенных до 01.10.2020) — до 1 декабря 2020 года.

молочная продукция

01.06.2020

распоряжение Правительства РФ 13.07.2019 № 1533-р, постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 836

ВАЖНО! С 1 января 2020 года продажа маркированных товаров выводится из-под режима ЕНВД. Применять его продавцы маркированных товаров не могут

Подробнее см. .

Рекомендуем включать условие об обязательной маркировке товаров в договоры с поставщиками.

Подробнее о договоре поставки тут.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Кто обязан наносить маркировку на товар

Нанесение на товарную упаковку уникального номерного знака — обязанность производителя. Причем он генерирует этот номер не сам, а через сервер маркировки товаров «Честный знак» (после запроса и оплаты по 50 копеек за один знак). Чтобы защитить коды от подделок со стороны недобросовестных производителей, в конце каждого кода генерируется так называемый (на языке профессионалов) криптохвост, состоящий из нескольких контрольных цифр и особого шрифта. Правительство пока еще не упоминает данную терминологию в своих постановлениях, но на сайте ЦРПТ она фигурирует.

Ввозимые товары должны быть замаркированы самими же импортерами еще до заполнения деклараций. Если продукция поступает из стран, входящих в состав ЕАЭС, а именно из Беларуси, Армении, Киргизии, Казахстана, то маркировка наносится до момента попадания товара на российскую территорию. Идентификационных знаков для маркировки товаров можно получить сразу много, с запасом, и потом по мере необходимости их использовать.

По сути, непосредственно продавцам вроде как нет необходимости иметь специальное оборудование для нанесения маркировок. Однако практика показывает, что его все же придется приобретать. Во-первых, для нанесения маркировок на остатки, потому что на их продажу (и даже на перемещение с одного места хранения на другое) начнет действовать запрет. Не выбрасывать же продукцию.

Вторая причина в том, что покупатель после приобретения вещи имеет право ее вернуть (по закону «О защите прав потребителей») и не факт, что он при этом сохранит нетронутой маркировку (в законе данный момент никак не оговаривается). Что делать продавцу, ведь оставлять вещь без маркировки нельзя? Заново обращаться в ЦРПТ за кодом, оплачивать его (1 штука — 50 копеек) и распечатывать этикетку, где будет указан новый двухмерный DataMatrix код. Заполняя графу «Причина ввода в оборот» среди прочих стандартных («Производство», «Импорт»), следует выбрать позицию «Перемаркировка».

Планы на будущее.

Но ситуация кардинально изменилась после опубликования 02.10.2018 на сайте Минфина (www.minfin.ru) Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Мерами налоговой политики по видам налогов было определено, что планируется ввести запрет на применение спецрежима в виде ЕНВД и ПСНО организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю в части реализации товары подлежащие маркировке контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с законодательством РФ.

Такие новости вызвали волнение налогоплательщиков, и в 2019 году они неоднократно задавали вопрос об ограничениях на применение действующих спецрежимов при реализации маркированных товаров, тем более что был подготовлен законопроект с поправками в НК РФ в рассматриваемой части.

В Письме Минфина России от 31.05.2019 № 03-11-06/3/39855 было отмечено, что в соответствии с п. 2 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов РФ А. Г. Силуанова от 08.05.2019 № СА-П13-52пр признано целесообразным доработать указанный законопроект и уточнить, что к розничной торговле для целей применения спецрежима в виде ЕНВД и ПСНО не относится реализация следующих трех групп товаров, товары подлежащие маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками:

  • лекарственные препараты, обязательная маркировка которых установлена Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ);

  • обувные товары, обязательная маркировка которых установлена Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р;

  • предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, обязательная маркировка которых установлена Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 № 787.

Финансисты поясняли, что налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД при маркировке товаровпризнается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а налог, уплачиваемый в связи с применением ПСНО, рассчитывается исходя из потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, устанавливаемого законом субъекта РФ. Поскольку информационный ресурс маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками позволяет получать сведения о доходах налогоплательщиков в оперативном режиме, применение спецрежима в виде ЕНВД и ПСНО в отношении реализации вышеуказанных товаров представляется экономически необоснованным, так как позволяет минимизировать налоговые платежи. В то же время в отношении предпринимательской деятельности по реализации указанных товаров налогоплательщики вправе применять, в частности, УСНО.

Законодательные акты, общие для всех отраслей

Федеральный закон № 487–ФЗ от 31 декабря 2017 г. 

“О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — вступил в силу 1 января 2019 года.

Статья 1 этого закона изменяет пункт 5 статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ следующим образом:

«5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности — «код товара», определяемый Правительством Российской Федерации и позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.»

Статья 2  вносит дополнения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — вводит понятие маркировки товаров, определяет ее цели и задачи, устанавливается запрет на оборот немаркированных товаров.

Полный текст 487-ФЗ (pdf, 147 Кб)

Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 г.

Указан перечень товаров подлежащих обязательной маркировке (приведены первые 4 цифры кода ТНВЭД) и сроки введения системы для различных товарных групп. 

Полный текст Распоряжения № 792-р  (pdf, 140 Кб)

Постановление Правительства РФ № 515 от 26 апреля 2019 г.

“О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров”

Утверждены общие правила маркировки товаров и положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Это позволит установить единый подход к процессам маркировки товаров, чётко определить полномочия и обязанности участников соответствующих процедур

Полный текст Постановления № 515 (pdf, 232 Кб)

Постановление Правительства РФ № 577 от 08.05.2019

«Об утверждении размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также о порядке ее взимания»

Утверждена стоимость кодов маркировки

Полный текст Постановления № 577 (pdf, 84 Кб)

Федеральный закон № 325–ФЗ от 29.09.2019

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

С 1 января 2020 года налогоплательщики, реализующие лекарственные препараты, обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, не вправе применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патентную систему налогообложения (ПСН)

Полный текст 325-ФЗ

Выдержки из «Методических рекомендаций», которые «Честный ЗНАК» составил для участников оборота обувной продукции:

«Представители розничного звена должны иметь сопряженные с ранее установленной контрольно-кассовой техникой сканеры двухмерных кодов Data Matrix, и заключить договор с оператором фискальных данных о передаче документов по маркированной продукции в систему Честный ЗНАК».

«62. Участники оборота товаров, осуществляющие реализацию товаров в розницу, техническими средствами (посредством установленной и зарегистрированной в реестре участников контрольно-кассовой техники) сканируют и распознают средство идентификации продаваемой обувной продукции. Сведения об уникальном идентификаторе товара включаются в фискальный документ «кассовый чек», формируемый контрольно-кассовой техникой в порядке, определенном ФНС России.

а). Реквизиты чека и реализуемой продукции посредством фискального накопителя передаются оператору фискальных данных.

б). Оператор фискальных данных по соглашению с участником оборота товаров не позднее суток со дня получения данных о реализации обувной продукции передает в Систему (примечание: Честный ЗНАК) следующие сведения:

— реквизиты ККТ;

— номер фискального документа;

— дата реализации;

— цена реализации;

— уникальный идентификатор товара»

Учет прослеживаемых товаров

Всем товарам, которые отнесены к категории прослеживаемых, будет присваиваться регистрационный номер партии товара. Порядок присвоения номеров зависит от того, из какого иностранного государства ввозятся прослеживаемые товары.

Для товаров, ввезенных из иностранных государств, не входящих в ЕАЭС, этот номер будет формироваться самим налогоплательщиком. Номер будет формироваться на основании регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из декларации. В отношении товаров, ввезенных из ЕАЭС, регистрационный номер присвоят налоговые органы на основании поданного налогоплательщиком (организацией или ИП) уведомления о ввозе таких товаров на территорию России.

Подать уведомление о ввозе таких товаров необходимо в течение 5 дней с даты принятия этих товаров на учет. Уведомление нужно представлять в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (будущая ст. 105.34 НК РФ).

Присвоенный таким образом номер сообщат налогоплательщику в электронной форме по ТКС в срок не позднее следующего дня с даты получения уведомления о ввозе товаров.

В дальнейшем при каждой реализации товара (не конечному потребителю) присвоенный ему номер будет включаться налогоплательщиком в соответствующий документ, которым оформляется отгрузка товара. Для налогоплательщиков НДС таким документом является счет-фактура, а для субъектов, которые не являются плательщиками НДС, – документ об отгрузке товара. В них необходимо включать сведения о регистрационном номере партии товара, количественной единицы измерения товара, а также о конкретном количестве товара в данной количественной единице. Счета-фактуры и документы об отгрузке, содержащие сведения о прослеживаемых товарах, будут оформляться опять же в электронной форме.

Что касается товаров, которые останутся у организаций и ИП на момент введения системы прослеживаемости, то о них также нужно уведомить ИФНС. Срок подачи уведомления об остатках товаров – не позднее 30 дней с момента вступления в силу правительственного перечня товаров, подлежащих прослеживаемости (будущая ст. 105.35 НК РФ).

На основании полученного от организации/ИП уведомления ИФНС не позднее следующего дня присвоит товарным остаткам регистрационные номера и сообщит их налогоплательщику в электронной форме по ТКС. При дальнейшей продаже этих товаров присвоенные им номера также будут указываться в счетах-фактурах и отгрузочных документах, передаваемых поставщикам и покупателям для последующей перепродажи.

В свою очередь покупатели, которые приобретают прослеживаемые товары в целях их дальнейшей продажи, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (будущая редакция п. 1 ст. 169 НК РФ). Кроме того, они должны удостовериться (через сервис на сайте ФНС) в правильности указанных в счете-фактуре сведений о прослеживаемых товарах.

Неотражение продавцами в выставляемых счетах-фактурах и документах об отгрузке сведений о прослеживаемых товарах повлечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый такой счет-фактуру и за каждый документ об отгрузке. Такие же штрафы будут назначаться за неполное отражение и искажение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости (будущая ст. 129.16 НК РФ).

Маркировка оптовых товаров

Стоит отметить, что тут государственная система маркировки товаров разработана максимально удобно и позволяет не сканировать буквально каждую принимаемую или отпускаемую товарную позицию. Можно сложить сколько угодно товаров в тару большого размера и прикрепить к ней этикетку со специальным кодом SSCC. Этот код, кстати, компания составляет сама. Останется лишь сообщить в ЦРПТ, какие именно маркировочные коды собраны под данным SSCC.

Эту процедуру не придется повторять несколько раз — достаточно единожды сгенерировать SSCC-код, после чего всем участникам цепочки продажи достаточно отсканировать лишь большую оптовую упаковку. Кроме того, разрешается формировать еще более объемную упаковку с собственным SSCC, куда вкладывать меньшие по размеру упаковки со своими SSCC.

Тут нельзя не упомянуть о некоторой доле риска, ведь неизвестно, что за фасовщики отвечают у поставщика за упаковку, маркировку и качество отправляемых товаров. Может оказаться, что конечный продавец получит продукцию с другими кодами (не теми, что заказал и провел по документам), и тогда у него будут проблемы с реализацией.

Вот какие следует предпринять шаги, если вы производитель или продавец потребительских товаров, для которых законом предусмотрена обязательная маркировка: