Сколько, когда и кто платит экологический сбор?

Порядок внесения платы за негативн ое воздействие 2017

11 апреля 2016 года вышло пояснительное письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 “О плате за НВОС” уточняющее порядок внесения НВОС на 2017 год:

Крайний срок уплаты НВОС за 2017 год – 1 марта 2018 года
Для всех (кроме малого или среднего бизнеса) важно следить, чтобы 1/4 от суммы за год (прошлый) каждый квартал выплачивалась на соответствующий КБК (отдельно по отходам, выбросам и сбросам). Размер сумм платы должен быть на основе фактических (не начисленных) выплат за I – IV квартал 2015

Для малого и среднего бизнеса в 2017 году все без изменений: нужно раз в год подать декларацию.
При переплатах средства могут быть зачтены в счет будущих платежей, либо возвращены плательщику.
По итогам года до 1 марта 2018 все хоз. Субъекты перечисляют плату НВОС в соответствии с основным ФЗ №7 «Об охране ОС».
Подача отчетности в течение 2017 года не производится (только платежи). Декларация о внесении платы подаются до 10 марта 2018.
НВОС не взимается, если отходы размещаются на объектах размещения отходов без негативного следа на ОС.
Вне зависимости, включен ли объект размещения отходов в госреестр объектов размещения отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду производится. В планах принятие постановление Правительства РФ с порядком исключения НВОС.

Нужна форма Excel? Скачивайте на странице Декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году!

21 декабря 2015 года Государственной думой ФС РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон определяет, как будет взиматься плата за негативное воздействие в 2016 году.

Основные положения Федерального закона:

  • изменен срок, до наступления которого необходимо оформить лицензии  на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I – IV классов опасности до 1 июля 2016 года.
  • введен коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями
  • установлены квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) платы за НВОС; платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Данное положение не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Плата за негативное воздействие в 2016 году должна быть уплачена:

За 4-й квартал 2015 г. до 20 января 2016 г.

За 1-й квартал 2016 г. до 20 апреля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 2-й квартал 2016 г. до 20 июля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 3-й квартал 2016 г. до 20 октября 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 4-й квартал 2016 г. до 1 марта 2017 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

При этом декларация о плате за НВОС за 2016 г. должна быть предоставлена до 10 марта 2017 г.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — устоявшееся понятие, под которым понимают ежеквартальные денежные отчисления предприятий и физлиц с вредным экологическим следом в пользу государства.

Расчет норматива и способы выполнить его

Норматив утилизации представляет собой процентное соотношение и рассчитывается от общего числа продукции и упаковок, которые были выпущены в обращение на российской территории. Данное значение закреплено отдельно для каждой группы товаров Постановлением Правительства России.

Вот пример, как рассчитать норматив: организация создала 200 тонн люминесцентных ламп. Если посмотреть в установленном перечне, то этот тип продукции относится к облагаемым сбором и имеет норматив величиной 5%. Значит, расчет производится следующим образом:

200*0,05=10 тонн

Следовательно, 10 тонн производитель должен утилизировать, чтобы не платить сбор.

Для выполнения нормы организации могут применять такие методы:

  1. Проводить утилизацию своими силами, не привлекая никого для этого. Если необходимо уничтожить отходы, которые имеют I–IV класс опасности, тогда понадобится оформить разрешение, позволяющее взаимодействовать с отходами.
  2. Заключить соглашение об утилизации с компанией, предоставляющей подобные услуги. Опять же у этой фирмы должна быть лицензия, разрешающая уничтожать отходы с опасностью I–IV класса. При сдаче отчета в этом случае требуется приложить договор, оформленный с утилизирующей компанией, а также акт утилизации.

Скачать нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 годы

Плата экологического налога

Загрязнение мирового океана

Многие страны, особенно в цивилизованном мире, пришли к тому, что за загрязнение окружающей среды своей деятельностью компании должны платить определенные налоги. Собранные таким образом деньги идут на борьбу с последствиями проблемы в той или иной сфере, к примеру, в водном хозяйстве страны.

Загрязнение окружающей природной среды происходит повсеместно, поэтому со стороны государства разумно разработать единый подход и общий налог в этом вопросе. Тем не менее на данный момент четкого определения экологического налога все еще не существует.

Обычно взаимодействия правительства с собственниками опасного производства происходит так: объект проверяет на соответствие нормам экологической безопасности и в случае превышения установленных норм обязуется уплачивать определенный налог, к примеру, с каждой тонны генерированных опасных веществ.

Поэтому стоит говорить скорее не о каком-то общем для всего государства налоге, а разного рода выплатах от производителя государству в случае генерирования объектом вредных веществ. Рассмотрим подробнее, в каких ситуациях это происходит.

Какие налоговые сборы относятся к экологическим?

  • Транспортный налог. В 2016 году его надо платить, если доказано, что транспортное средство наносит вред окружающей среде.
  • Налог по добыче полезных ископаемых. Например, при добыче природных ресурсов, включая уголь и нефть, которые относятся к числу исчерпаемых.
  • Водный налог. Платится в России за внесение дисбаланса в окружающую среду при использовании водных ресурсов.
  • Сбор за эксплуатацию водных биологических ресурсов в России, объектов животного мира. Этот налог платится, если ущерб природе причинён в результате охоты или других видов ловли животных.
    Земельный.

Новый экологический налог: кому и за что

Министерство финансов предложило заменить различные экологические платежи, такие как за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), экологические и утилизационные сборы одним единым налогом. Что это будет за налог и как с ним работать?

Определения экологического налога в НК РФ еще нет, однако уже разработан проект, по которому с 2020 г. в России может появиться еще один налог, который будет заменять различные экологические платежи. Сейчас эти платежи и называют экологическим налогом.

По мнению Минфина РФ, данная плата обладает признаками налога и должна быть включена в НК РФ. Отметим, что в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» есть понятие «экологический сбор». Экологический сбор не является налогом, но платежи относятся к доходам федерального бюджета. Данный сбор уплачивают производители или импортеры товаров, которые подлежат утилизации после потери ими необходимых потребительских свойств.

Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность, причиняющую вред окружающей среде. Сюда относятся не только юридические, но и физические лица. Освобождать от уплаты налога будут две категории плательщиков:

  1. те плательщики, у которых производство будет признаваться объектом 4 категории, т.е. не наносит или наносит не значительный вред окружающей среды;
  2. те организации, в ходе деятельности которых образуются лишь твердые коммунальные отходы. К ним относят биологический мусор, целлюлозу, отходы от нефтепродуктов.

Новый налог позволит увеличить поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат бюджета на охрану окружающей среды. Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом будет год, так же и отчетным. Подавать декларацию будут по истечении календарного года в ФНС по месту нахождения организации, а уплату не позднее 1 марта следующего года за налоговым периодом.

Так же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет. Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия:

  1. Налог будет регулироваться НК РФ, а сборы общим налоговым законодательством, а также Постановлениями Правительства.
  2. Первое будет относится к доходам бюджета от налогов, а второе является неналоговым сбором.
  3. Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели, а в случае со сбором они использовались в конкретных целях.

Стоит отметить что во многих станах ЕАЭС экономический налог давно существует и является эффективным.

На данный момент экологический налог является лишь проектом и ранее чем с 1 января 2020 г. он не вступит в силу. Однако ввод нового налога позволит увеличить поступления в бюджет РФ за счет улучшения качества администрирования: ведь если экологические платежи станут налогом у организаций появится в первую очередь налоговая, а также административная и уголовная ответственность. В планах правительства поступления от налога будут идти на улучшение экологической ситуации в стране.

Также на данный момент существует проект Министерства природных ресурсов и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые ставки с 1 января 2019 г. При этом, если в действующем постановлении ставки сбора установлены для 36 групп товаров, то в новом документе ставки определены для 54 групп товаров и упаковки. Размеры новых ставок установлены в интервале от 3055 до 40 650 руб.

Отчетность в Росприроднадзор по экологическому сбору

Добавим, что все указанные виды отчетности составляются в электронной форме, подписываются электронной подписью и направляются в Росприроднадзор через интернет. На официальном сайте этого ведомства размещены бесплатные сервисы для составления отчетности. Датой представления считается день, когда отчет отправлен через интернет. Дополнительно сдавать отчетность на бумажном носителе не нужно.
При этом существует два способа сдать электронную отчетность в РПН.

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй:  подключиться к системе для сдачи отчетности, в которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров. Заполнить и проверить, а потом отправить его на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два больших преимущества.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетности в РПН, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче отчета через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО

Однако если у плательщика нет технической возможности использовать интернет, он вправе сдать отчетность на бумаге. Тогда декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров и отчет о выполнении норматива утилизации производители должны подать в территориальное управление Росприроднадзора, а импортеры — в центральный аппарат этого ведомства. Что касается «бумажного» расчета суммы экосбора, то все без исключения плательщики должны представить его в свое территориальное управление.

Отчетность на бумаге составляется в одном экземпляре и либо направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдается лично. К «бумажной» декларации о количестве выпущенных в обращение товаров нужно приложить копию на электронном носителе. Датой представления считается дата почтового отправления или дата, когда Росприроднадзор сделал отметку о получении отчета на бумажном носителе.

Правила представления основных «экологических» отчетов

Формы отчетов по экологическому сбору, плате за НВОС и статистической «экологической» отчетности, сроки и правила их представления приведены в таблице.

Далее нужно выбрать один из способов представления:

  • первый способ предполагает, что владелец сертификата должен сформировать и подписать отчет, после чего самостоятельно загрузить его на приемный шлюз РПН;
  • второй способ заключается в том, чтобы подключиться к системе для сдачи отчетности, которая поможет заполнить отчет, используя все актуальные параметры, проверить его и отправить в РПН.

Те, кто выберут второй способ, получат два преимущества:

  • не нужно самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Достаточно один раз отправить отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам загрузит его на шлюз РПН;
  • оператор ЭДО зафиксирует время загрузки отчета, и укажет его в документе, который получит отправитель. Если возникнет спор о времени подачи отчета, то подтверждение от оператора ЭДО поможет доказать, что отчетность была передана в срок.

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО

Таблица по основным формам «экологической» отчетности

Наименование отчета

Периодичность и сроки сдачи

Куда представлять

В каком виде отчитываться

Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 30.12.19 № 899)

Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным (за 2019 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2020 года)

В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.

Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН

Если плата за НВОС за предыдущий отчетный период:

— превысила 25 тыс. руб., то через интернет;

— не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчета на электронном носителе

Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509)

В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:

— разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

— нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

В Росприроднадзор

На бумаге или через интернет

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417)

Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2019 год нужно отчитаться до 1 апреля 2020 года включительно)

Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению.

Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва)

В общем случае —через интернет.

При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчета в формате xml

Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342)

Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2019 год нужно отчитаться до 1 апреля 2020 года включительно)

Расчет суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488)

Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2019 год нужно отчитаться до 15 апреля 2020 года включительно)

Форма № 2-ТП (отходы)

(утв. приказом Росстата от 12.12.19 № 766)

Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным

В территориальный орган РПН по местонахождению респондента.

Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них

На бумаге или через  интернет

Форма № 2-ТП (воздух)

(утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661)

Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчетным

В территориальный орган РПН по местонахождению респондента

На бумаге или через интернет

Форма № 2-ТП (рекультивация)

(утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676)

Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным

В территориальный орган РПН по местонахождению респондента

На бумаге или через интернет

Отчет о результатах ПЭК (утв. приказом Минприроды от 28.02.18 № 74)

Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчетным

В Росприроднадзор

На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет

Для чего его вводят

Бюджетные средства, переправляемые на улучшение экологической обстановки, являются недостаточными для искоренения экологических трудностей страны, что демонстрирует несовершенство совершаемых действий в этой сфере.

Главная проблема кроется в обществе. Каждый гражданин государства влияет на окружающую его среду: отходы жизнедеятельности производит любое семейство, все используют дары природы (часто не отдавая ей должное).

Отвечают же за сохранность экологических ресурсов, как правило, государственные учреждения, компании, заповедники и иные объекты, но не граждане как сепаратные субъекты, поэтому каждое лицо берет у природы, но не возобновляет ресурсы.

Для большей части населения эта тема неизвестна, нет осознания этой трудности, незначительная часть сознательных граждан интересуется ей. Помимо этого, освещение текущей экологической ситуации, трудных тем в сфере окружающей обстановки в повседневной жизни населения крайне незначительно.

Литература

  • Environmental taxes: recent developments in tools for integration // Environmental issues series. 2000. № 18. Р.119-124.
  • Андреева Н. Н. Теоретические основы экологического реформирования налоговой и учётной систем в условиях трансформации экономики Украины.- Научные труды ДонНТУ. Выпуск 89-1.2005.
  • Лысов Е. А. Экологические платежи: действующая практика исчисления и уплаты.- Бухгалтерский учёт и налоги № 2, 2004
  • Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособ.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
  • Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»

Экологический налог в 2020 году

В начале 2020 года в Налоговом кодексе РФ произойдет очередное важное изменение. Министерство финансов уже подготовило законопроект о налоге, заменяющем нынешний сбор за нанесение вреда экологии для физических лиц, индивидуальных предприятий и организаций

Подобная инициатива не могла пройти незаметно и не встревожить простых россиян, ведь это уже пятый новый налог, который правительство России собирается внедрять с 2020 года!

Обсуждение экологического налога началось еще в 2018 году на Всероссийском налоговом форуме. Сейчас деньги за загрязнение окружающей среды уплачиваются в форме сбора. Как заявила Елена Лебединская, директор Департамента доходов, для неналоговых платежей уже пытались составить единый закон, но идею реализовать не получилось. Было решено выделить все сборы, которые по структуре больше напоминают налоги, и кодифицировать их в Налоговый кодекс. Новый законопроект уже разработан и вступит в силу 1 января.

Каким будет экологический налог в 2020 году?

Налог на экологию практически ничем не отличается от нынешнего сбора за неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Не изменились ни списки налогоплательщиков, ни объекты налогообложения, ни налоговая база, ни даже ставки и коэффициенты! Ну а причиной замены платежа на налог стала недобросовестная уплата сборов предприятиями. Пока что за постоянную неуплату компания может понести лишь административную ответственность. Но после введения налога должников подвергнут уголовному преследованию. Таким образом Минфин планирует стабилизировать вливания в бюджет государства.

Размер налога будет определяться для каждого предприятия индивидуально. Чтобы рассчитать налоговую базу, необходимо учесть несколько параметров:

  • общий объем вредных веществ, выброшенных в атмосферу и воду;
  • общий объем отходов, полученных вследствие производства и потребления.

Причем налоговая база должна определяться налогоплательщиком самостоятельно, исходя из полученных данных по:

  • каждому стационарному источнику выбросов;
  • каждому загрязняющему экологию веществу;
  • каждому классу опасности производственных и потребительских отходов.

Вычисления производятся, исходя из каждой тонны вредных веществ на конкретный налоговый период. Также сохраняются вычеты из итоговой суммы в размере 70%, если плательщик озаботился “зелеными” технологиями и компенсировал негативное влияние своего производства на окружающую среду. Если же загрязнения превышают установленные государством объемы, то к платежу применяются коэффициенты, которые повышают итоговую сумму уплаты.

Декларацию отправляют в налоговую, относящуюся к месту пребывания налогоплательщика. Сама декларация представляется только в электронном виде. Срок отправки документов – до 25 марта следующего налогового периода.

Кого коснется экологический налог?

Экологический налог предусмотрен только для физических лиц, организаций, а также ИП, деятельность которых наносит серьезный вред природе. От уплаты освобождаются организации и физлица, расположенные на объектах 4 категории, или производящие только твердые коммунальные отходы. При этом нужно учитывать, что не каждый объект и предприятие обяжут выплачивать налог на экологию. Предприятие не облагается налогом, если оно:

  • финансируется государством;
  • располагает свои отходы в местах, не вредящих окружающей среде;
  • накапливает отходы для утилизации и обезвреживает их в течение 11 месяцев со дня появления.

Реакция россиян

Самая бурная реакция на внедрение нового налога поступила со стороны бизнесменов. Предпринимателям не понравилась перспектива увеличения сумм, которые они и без того выплачивают государству. Кроме того, многим показалась неудачной идея отмены самостоятельной утилизации отходов. Ряд некоммерческих ассоциаций даже отправили письмо на имя Дмитрия Медведева. Они предложили оставить предприятиям право на самостоятельную утилизацию, ведь такая схема устранения отходов является действенной и никому не вредит.

Также Елена Лебединская сообщила, что на одном из собраний рассматривалось предложение осуществлять переход от неналогового сбора к налоговому не в одну волну, а в течение десятилетнего периода. Она отметила, что никто не хочет ни резкого внедрения уголовной ответственности, ни ввода репрессивных мер контроля. Также она рассказала, что остальные неналоговые сборы были разделены на группы, и по каждой из них будет проведен детальный анализ.

Прогнозируемые результаты нововведения

Планируемые итоги создания экологического налога:

  • повышение мотивации и интереса населения страны трудностями, которые вызваны негативными изменениями в окружающей среде;
  • наполнение экологического фонда;
  • стимулирование граждан к внимательному и ответственному отношению к экологической ситуации, природе;
  • высадка лесных объектов и восстановительные мероприятия в отношении лесного фонда;
  • улучшение общей экологической обстановки в стране (всех ее составляющих);
  • увеличение количества заповедников, питомников, содержание их в хорошем состоянии, искоренение трудностей в этой сфере;
  • восстановительные мероприятия в отношении многих популяций животных;
  • очистка загрязненных территорий;
  • разделение мусора по отдельным категориям в жилых районах (расположение баков для раздельного содержания мусора – стекла, бумажных отходов, пластика, органических отходов и др.) а также техническое преобразование мусороперерабатывающих предприятий, сооружение новых.

Налоговые вычеты инвалидам.

Как оплатить налоги без квитанции, читайте тут.

Особенности расчета сбора за НВСО

Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.

Базой выступает одна из следующих величин:

  • Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
  • Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.

Задача плательщика – определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.

Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.

Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.

Пункты 5 и 6 ст.16.3 определяет коэффициенты, которые нужно учитывать при исчислении платежа. Данные коэффициенты направлены на стимулирование плательщиков по снижению вредного воздействия.

Правительством РФ установлены нормативы платы за выбросы, сбросы и отходы. Данные нормативы были утверждены Постановлением №344 от 12.06.2003. В приложение к постановлению включены коэффициенты, которые учитывают различные экологические факторы региона, состояния воздуха, воды в месте расположения объекта.

Так как нормативы были установлены еще в 2003 г., то при расчете платы за НВОС нужно учитывать дополнительный коэффициент. В 2016 г. его величина равна 2,56, в 2017 г. – 2,67. В 2005 г. в 344 постановление были внесены корректировки Постановлением №410.

Узнать свой норматив негативного воздействия можно через Росприроднадзор. Для этого следует сообщить о виде своей деятельности и изготавливаемой продукции. На основании таких данных Росприроднадзор определит ориентировочные нормативы для плательщика, исходя из которых, и нужно проводить расчет «экологического сбора».

При исчислении базы учитываются следующие величины загрязнений:

  • Допустимые нормативы;
  • Временно разрешенные нормативы;
  • Лимиты и их превышение.

В зависимости от величины фактических загрязнений считается сбор путем умножения выбросов (сбросов) на соответствующую ставку, установленную для нормативных, лимитных и сверхлимитных загрязнений, после чего проводится суммирование полученных показателей. При расчете нужно учитывать все положенные коэффициенты (из п.3, 6 ст.16.3 Закона №7-ФЗ, из п.2 и приложения 2 к Постановлению 344, из Постановления 410).

От суммы платежа отнимаются расходы на осуществление мероприятий, направленных на нейтрализацию и снижение отрицательного влияния на природу. Данные затраты должны подтверждаться документально.

КБК для уплаты сбора в 2016 г

При заполнении платежной документации на совершение экологического платежа необходимо использовать следующие КБК:

Тип платежа КБК
Вредные выбросы в атмосферу, совершенные  стационарными объектами

04811201010016000120

Загрязняющие сбросы в воду

04811201030016000120

Размещение отходов

04811201040016000120

В каждой отдельной платежке указывают только один КБК. Реквизиты для перечисления можно найти на официальном сайте Росприроднадзора.

Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;

3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Расчет платы осуществляется в соответствии с:

1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

2. Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированные Минюстом 24.03.1993 г. № 90 (применяются в части не противоречащей Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344);

3. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» от 12.09.2007 г. № 626.

Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы негативного воздействия на окружающую среду».

Организации, соблюдающие требования законодательства, рассчитывают и вносят плату по базовым нормативам без применения повышающих коэффициентов. Под соблюдением требований законодательства понимают наличие на предприятии действующих:

  • Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
  • Проекта предельно – допустимых выбросов (ПДВ);
  • Проекта нормативов допустимых сбросов (НДС).

При отсутствии на предприятии проектов ПДВ и НДС расчет платы производится с применением 25-ти кратного повышающего коэффициента.

При отсутствии на предприятии проекта ПНООЛР расчет платы производится с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента.

Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы зависит от перечня выбрасываемых веществ и объемов выброса.

Размер платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты зависит от перечня сбрасываемых веществ и объемов сброса.

Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения зависит от объема и вида израсходованного топлива.

Размер экологических платежей за размещение отходов производства и потребления на полигонах зависит от класса опасности и объемов размещаемых отходов.

При несанкционированном загрязнении окружающей среды должна проводиться оценка экологического ущерба.

Каждое предприятие сдает расчеты только по тем видам воздействия на окружающую среду, которые оказывает.

Органом, осуществляющим контроль в области платы за негативное воздействие на окружающую среду, является Росприроднадзор (в Москве органом, осуществляющим контроль с 3-го квартала 2014 г. по 31.12.2016 года является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ДПИООС)).

Расчет платы за негативное воздействие выполняется ежеквартально и представляется на согласование в Росприроднадзор/ДПИООС до 20 числа месяца следующего за каждым кварталом. Экологические платежи предприятия вносят 4 раза в год в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08 июня 2006 года.

Росприроднадзор/ДПИООС осуществляет проверку правильности начислений, своевременности внесения экологических платежей, взысканию задолженности по платежам. При обнаружении недоимки по платежам Росприроднадзор/ДПИООС выставляет требование по ее уплате.

Организации должны осуществлять внесение платы за негативное воздействие отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Платежи предоставляются отдельно по каждому субъекту РФ.

Если у предприятия на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то оформляется один документ.

Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает услуги по анализу документации, необходимой для выполнения расчетов, выполнению работы с использованием программы «Модуль природопользователя», согласованию экологических платежей в Росприроднадзоре/ДПИООС.