Что такое федресурс и для чего он был создан?

Статус и содержание реестра ЕФРСБ

ЕФРСБ – интернет-ресурс с публичной информацией, доступной всем гражданам страны. Данные о начатой или завершённой процедуре банкротства могут использоваться и передаваться любыми лицами, без ограничений. Такой статус был присвоен порталу, чтобы сайт выполнял свою основную функцию – предварительная проверка на банкротство должна стать проще и доступней для всех заинтересованных лиц.
Кроме информации о прекращении деятельности из-за банкротства, федеральный реестр включает данные и при других обстоятельствах, связанных с юридическими лицами.
Карточка контрагента может содержать данные:

  1. О начале наблюдения или финансового оздоровления.
  2. О начале работы внешнего управляющего.
  3. О незавершённой процедуре банкротства.
  4. О закрытии дела о банкротстве, как при благоприятном, так и при неблагоприятном исходе.
  5. Все сведенья об арбитражном управляющем.
  6. После объявления банкротом, появляется информация о начале реализации имущества.
  7. О поручителях и третьих лицах, желающих возместить долги.
  8. Другие изменения или отмена предыдущих правок, связанных с нарушениями финансовой деятельности.

Все эти данные доступны в карточке организации, и их невозможно удалить, только дополнить актами, подтверждающими отмену принятых ранее решений. Документы должны быть официальными, чаще всего это решения суда или данные о покупке предприятия, компанией готовой возместить его обязательства.

Кто может инициировать процедуру банкротства?


Существует несколько вариантов, при которых возможна процедура банкротства. Так, самым частым случаем является выставление претензий от контрагентов, которым не выплатили сумму, указанную в договоре. При этом суд обязывает должника возместить убытки, и если у него нет на это средств, возникает основание для финансовой проверки.

Вторым органом, который может в принудительном порядке начать процедуру банкротства, является ФНС. Чаще всего это происходит при неуплате налогов, штрафов или заработной платы. Начинается расследование финансовой деятельности, и проверяются средства предприятия.

Для обоих случаев существует ряд условий, которые должны быть выполнены, чтобы говорить о банкротстве:

  1. Для юридических лиц сумма долга должна превышать 100 000 рублей.
  2. Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц эта сумма меньше, и составляет всего 10 000 рублей.
  3. Для физических лиц – больше 500 000 рублей.
  4. С момента нарушения договорных отношений, об оплате товаров или услуг, должно пройти больше 90 дней.

Кроме этого, завершить деятельность, если отсутствуют положительные финансовые результаты, может владелец или руководитель предприятия. При этом если собственников несколько, все они должны составить письменное согласие о начале процедуры банкротства.

Процедура банкротства схожа – различаются только заявители. Так, необходимо подать заявление в арбитражный суд для начала конкурсного производства. После этого нужно пройти все процедуры, предложенные арбитражным управляющим.

Кто попадает в реестр?

Как видно, ЕФРСБ обладает исчерпывающей информации о банкротах и лицах, в отношении которых открыто конкурсное производство. Но все ли должники попадают в Реестр? Этот вопрос урегулирован рядом нормативных актов:

  1. . Согласно ст.28 Закона, управляющий обязан публиковать сведения в ЕФРСБ, в том числе о проведении торгов по продаже имущества, об удовлетворении заявлений третьих лиц, о прекращении производства и прочее.
  2. В нормативном акте определены технические нюансы функционирования ЕФРСБ, обязательные для исполнения.
  3. Документом определен порядок проведения торгов по реализации имущества должников.

Обратите внимание, что информация, подлежащая опубликованию в ЕФРСБ, должна быть обнародована в течение трёх рабочих дней с момента наступления юридического факта. Исходя из анализа нормативных актов, конкурсные управляющие обязаны публиковать значительный объём информации по делам, находящимся в их производстве

Однако не исключено, что некоторые должностные лица не соблюдают требования законодательства. Проверить информацию можно лишь на конкретных примерах

Исходя из анализа нормативных актов, конкурсные управляющие обязаны публиковать значительный объём информации по делам, находящимся в их производстве. Однако не исключено, что некоторые должностные лица не соблюдают требования законодательства. Проверить информацию можно лишь на конкретных примерах.

Важно! Если конкурсный управляющий скрывает данные о конкурсном производстве, иным образом ущемляет права кредитора, его действия можно обжаловать в суд или саморегулируемую организацию (СРО). Примерный образец жалобы представлен в системе «Консультант Плюс»

Раскрытие информации при банкротстве

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России №178 от 05.04.2013г. у ЕФРСДЮЛ имеется составная часть – единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), учитывающий и включающий в себя вопросы банкротной специфики.

Сообщения подлежат публикации в реестре и саморегулируемыми организациями, и арбитражными управляющими, и операторами электронных торговых площадок, и организаторами торгов, и Агентством по страхованию вкладов, и ФНС, и ФССП, и Банком России.

Упомянутый ресурс позволяет третьим лицам, участникам банкротства (должникам, кредиторам), самому арбитражному управляющему полностью отслеживать судьбу предприятия-банкрота или гражданина;
— отсутствии документов бухгалтерского учета и отчетности, искажении или отсутствии в них установленных законом данных.

Здесь размещается многочисленное количество публикаций (о собраниях и комитетах кредиторов, о составе, стоимости и реализации имущества банкрота, о признаках фиктивного и преднамеренного банкротства, об оспаривании сделок арбитражным управляющим, о привлечении лиц к субсидиарной ответственности). Отдельно публикуются итоговые и промежуточные отчеты по конкретным процедурам банкротства, информация для участников строительства и сведения о банкротстве финансовых и кредитных организаций.

Дополнительно существует возможность ознакомления с каталогом арбитражных управляющих с подробной информацией о них, с перечнем саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, торговых площадок и организаторов торгов.

Обязанность по размещению, предусмотренная специальными законами

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, на которых обязанность по размещению сведений в «федресурсе» возложена иными законами, опубликовывают такие сведения в течение 3 рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.

Перечень фактов, обязанность по размещению которых установлена особыми законами, носит исключительный характер.

  • Так, статьей 94 Закона об исполнительном производстве предусмотрена обязанность должника по исполнительному производству уведомить своих кредиторов об обращении судебным приставом взыскания на определенное недвижимое имущество, имущественные права и прочее имущество. В сообщении на «федресурсе» должны быть указаны размер требований и очередность обращения взыскания на имущество.
  • В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки имущества, имущественных прав в случаях проведения оценки, предусмотренных рядом законов (например, Законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственных кооперативах и другие), заказчик оценки обязан включить отчетную информацию об оценке в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об оценке. Такую обязанность вменяет Закон об оценочной деятельности в РФ (ст.8.1 закона).
  • После проведения обязательного аудита на предприятии, в ЕФРСДЮЛ нужно разместить основные и регистрационные данные как самой компании, так и лиц, проводивших аудит, и данные о самом аудите. Дополнительно нужно приложить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой провели аудит. Данные мероприятия регламентируются ч. 6 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.
  • На основании ч. 5 ст. 5 Закона о саморегулируемых организациях при вступлении в члены саморегулируемой организации или при прекращении такого членства в реестре юридически значимых фактов необходимо опубликовать сообщение об этом. Это касается и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, и граждан.
  • Как гласит статья 10 Закона о финансовой аренде (лизинге), в случае приобретения юридическим лицом или гражданином имущества по договору финансовой аренды (лизинга), такое лицо в обязательном порядке вносит в ЕФРСДЮЛ сведения о заключении указанного договора с упоминанием всех обязательных условий договора и индивидуализирующих имущество признаков.

Сведения, которые в соответствии с законом о госрегистрации юр. лиц мы должны размещать самостоятельно

Организации и ИП обязаны размещать следующие сведения, предусмотренные ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»:

Во-первых, необходимо опубликовать сведения о стоимости чистых активов акционерного общества. Стоимость чистых активов ООО публикуется в случаях, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Во-вторых, сообщения в реестре размещаются в ситуации, связанной с потенциальным банкротством компании. В частности, при возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о банкротстве. Если же банкротство уже стартовало введением процедуры наблюдения, то сведения об этом также подлежат размещению.

В-третьих, если законом установлена обязанность по раскрытию финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в СМИ.

В-четвертых, компания обязана разместить в электронном реестре сообщение о передаче движимого имущества в залог.

В-пятых, события, связанные с получением лицензии, приостановлением, возобновлением действия лицензии, переоформлением лицензии, ее аннулированием или прекращением.

В-шестых, сообщения о выдаче независимой гарантии с указанием регистрационных данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;

В-седьмых, сообщения о заключении договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или ИП.

Ответственность за нарушение правил работы с Федресурсом

Несмотря на то, что многие сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Федеральный ресурс подает налоговая служба, экономические субъекты не освобождаются от ответственности публикации сведений, входящих в перечень обязательных для раскрытия.

Основным нормативным документом, регламентирующим ответственность за нераскрытие, не полное раскрытие или недостоверное раскрытие информации, служит Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

При нераскрытии информации на сайте Федерального ресурса субъекта могут привлечь к административной ответственности. В частности, п.3, п.6 и п.7 статьи 14.25 КоАП РФ подробно описывают ситуации, когда должностные лица могут получить предъявлены предупреждение, дисквалификацию или административный штраф (в зависимости от тяжести нарушения).

Если оказывается, что на Федресурс не поданы данные, которые могли предостеречь контрагентов от заключения невыгодных сделок или при признании юридического лица банкротом, к должностным лицам предприятий будет представлена субсидиарная ответственность.

Статистика показывает рост количество привлекаемых участников, одновременно являющихся директорами банкротов. К слову, в 2018 году доля директоров-участников среди лиц, к которым было подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, составляла 17,5%, то в 2019 году она возросла до 23,4%.

Какие данные нужно предоставлять на Федресурс?

На сайте Федерального ресурса экономическим субъектам необходимо раскрывать все виды сообщений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основные виды сведений, обязательных для раскрытия экономическими субъектами:

  1. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица (в соответствии с п. 1 статьи 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 8 августа 2001 года №129-ФЗ;
  2. Увеличение (уменьшение) уставного капитала;

    Нераскрытие информации на Федресурсе считается достаточным основанием для отказа в регистрации, реорганизации или ликвидации юридического лица.

  3. Сообщение об изменении единоличного исполнительного органа;
  4. Сообщение о предстоящем изменении юридического адреса и о фактическом изменении адреса;
  5. О стоимости чистых активов (в соответствии с п.7 статьи 7.1 Федерального закона №129-ФЗ). Причем, раскрывать данную информацию необходимо при каждом изменении стоимости, а не только первично.
  6. Создание автономного учреждения;
  7. Проведение общего собрания участников (акционеров);
  8. Сведения о статусе лицензии, а именно:
    • получение,
    • ограничение,
    • приостановление действия,
    • возобновление действия,
    • переоформление,
    • аннулирование,
    • прекращение действия.
  9. Сообщение о введении наблюдения;
  10. Сведения о вступлении в саморегулируемые организации (так же сообщение о прекращении членства в СРО);
  11. Информация о доверенности;
  12. Сообщение заказчика об обязательной оценке;
  13. Сведения о возникновении права залога (об изменении или прекращении права залога);
  14. Сообщение кредитора (или должника) о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве;
  15. Выпуск (или изменение) независимой гарантии;
  16. Результаты обязательного аудита;
  17. Сообщение о возникновении признаков недостаточности имущества (согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») Данная информация, в качестве основной для раскрытия, была введена сравнительно недавно.

    Для раскрытия сведений о возникновении признаков недостаточности имущества установлен нестандартный срок размещения информации – 10 рабочих дней от даты, с которой стало известно о данном факте.

  18. Сведения о заключении, изменении или прекращении договора финансовой аренды (лизинга);
  19. Сообщение должника об обращении взыскания на имущество;
  20. Заключение договора финансирования под уступку денежного требования;
  21. Сведения о раскрытии финансовой отчетности (в случае, если юридическое лицо публикует свою отчетность в средствах массовой информации).

Практически все вышеперечисленные виды сведений, обязательные для раскрытия, должны быть поданы юридическим лицом на портал Федерального ресурса самостоятельно, в течение трех дней после наступления того или иного события.

Что такое Федеральный ресурс и для чего его создали

Федеральный ресурс ранее имел и другие названия: «Единый Федеральный реестр сведений», «Федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц», а в настоящее время именуется как «Единый Федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязанность раскрывать сведения на официальном сайте Федресурса появилась у юридических лиц еще в 2011 году с появлением Федерального Закона №228 от 18 июля 2011 года. Данный закон содержал пакет поправок в законодательство, в том числе, законодательство об акционерных обществах. Данные поправки были направлены, в первую очередь, на защиту прав кредиторов.

Основной целью создания Федерального ресурса сведений являлась защита прав кредиторов и контрагентов.

Федеральный ресурс един, но состоит из двух смысловых частей:

  1. Часть, посвященная банкротству;
  2. Часть, где все юридические лица подают информацию, непосредственно связанную со своей текущей экономической деятельностью.

За последнее 4 года реестр претерпел множество изменений. Как в законодательном, так и в техническом плане. Юридическая структура ресурса меняется с появлением новых законов, либо же поправок к ним, а интерфейс совершенствуется для максимальной простоты работы с порталом.

Пределы ответственности за отказ от размещения сведений в ЕФРСДЮЛ

При нарушении обязанности по размещению сведений о юридически значимых фактах в ЕФРСДЮЛ рублем ответит руководитель компании. Так, за игнорирование требований закона предусмотрен штраф в размере от 5 000 до 10 000 тысяч рублей. Аналогичная ответственность на руководителя компании возлагается при размещении недостоверных сведений (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ).

За повторное совершение данного правонарушения должностное лицо отделается штрафом в размере от 10 000 до 50 000 рублей. По усмотрению административного органа возможно применение дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

В случае нарушения сроков размещения сообщения в специальном реестре, ответственность значительно мягче. Для должностного лица предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей либо предупреждение.

Как работает портал

Федеральный ресурс представляет собой реестр сведений, связанных с экономической деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Преимуществом ресурса является общедоступность, то есть любой контрагент может зайти на портал и бесплатно получить всю требующуюся информацию о потенциальном партнере.

Федресурс ведется в электронном виде. Работает он по адресу fedresurs.ru.

Все сообщения, которые предоставляют экономические субъекты, так же регистрируются в электронном формате. Все сведения регистрирует специально уполномоченное лицо. В соответствии с приказом Министерства экономического развития № 121 2011 года и на основании п. 4 статьи 6 Федерального Закона № 228-ФЗ оператором электронного ресурса было назначено ЗАО «Интерфакс».

Для того чтобы начать работу на портале в качестве активного экономического субъекта, необходимо зарегистрироваться, и получить доступ к личному кабинету.

Вся информация на портале должна размещаться от первого лица и регистрируется самостоятельно!

К сожалению, в последнее время участились случаи попытки мошенничества, связанные с работой на федресурсе. Злоумышленники осуществляют звонки от имени работников федерального реестра и предлагают платные услуги по ведению и юридическому сопровождению личного кабинета экономического субъекта.

В действительности работники федресурса никогда не звонят зарегистрированным пользователям портала. Если необходимо, им направляется письменное уведомление о решении проблемы или вопроса от официальной службы поддержки пользователей сайта.

Все сведения, которые размещают юридические лица на федеральном портале, должны быть подписаны электронной цифровой подписью. Пользователь сайта также должен иметь актуальный сертификат ключа проверки электронной подписи. Данный сертификат так же имеет вид электронного документа. Выдается специализированным удостоверяющим центром.

Зарегистрированный пользователь сайта может пользоваться электронной цифровой подписью в течение одного календарного года после ее получения. По истечении данного срока, юридическое лицо обязано самостоятельно произвести перезапись ЭЦП. Процедура перезаписи подписи осуществляется идентично процедуре получения.

В соответствии с законодательством, юридическое лицо и ИП на Федеральном ресурсе должны размещать исключительно правдивую, точную и актуальную информацию. Немаловажным фактором является так же своевременность подачи сведений.

Если зарегистрированный субъект по ошибке подал неверную информацию, ему следует незамедлительно написать сообщение в службу поддержки пользователей сайта с просьбой удалить предыдущее сообщение. В письме так же должна быть указана причина подачи некорректной информации.

В конечном счете каждый субъект несет полную ответственность за предоставленные им данные.

Сведения из ЕГРЮЛ налоговая служба размещает самостоятельно

Налоговая служба как регистрирующий орган самостоятельно вносит юридически значимые факты деятельности организаций в информационный реестр не позднее чем в течение 5 рабочих дней после внесения этих фактов в ЕГРЮЛ.

К таким фактам относятся записи: о создании юридического лица (в том числе путем реорганизации), о начале процесса реорганизации и ликвидации, об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или его ликвидации, об уменьшении или увеличении уставного капитала, о принятии решения об изменении адреса организацией и о таком изменении, о смене руководителя, о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Также регистраторы обязаны отразить в ЕФРСДЮЛ сведения о своем намерении исключить организацию из ЕГРЮЛ и о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.

Какие сведения публикуются в ЕФРСБ?

Оповещение общественности и заинтересованных лиц о завершении предпринимательской деятельности – важный этап признания компании банкротом. Без документального подтверждения таких заявлений, суд не может признать процедуру завершённой, из-за того, что кредиторы могут подать апелляцию о недобросовестном удовлетворении требований.

Информация о банкротстве, размещаемая на сайте реестра, должна содержать:

  1. Наименование арбитражного суда, в котором рассматривается дело.
  2. Полное название предприятия должника, его юридический и физический адреса.
  3. Дата начала конкурсного производства – не заявления, а решения суда.
  4. Всю информацию об арбитражном управляющем.
  5. Официальные обращения о сорванных контрактах и результаты их рассмотрения в судебном порядке.
  6. Претензии к арбитражному управляющему с обоснованием и реквизитами.
  7. Цена имущества согласно проведённой инвентаризации.
  8. Стоимость имущества предприятия, согласно бухгалтерскому балансу на момент последнего отчёта.
  9. Сведения о наличие или отсутствие показателей банкротства, вызванных финансовыми причинами.
  10. Меры, предпринятые для оздоровления компании и возвращения её в работоспособное состояние. Они регламентируются конкурсным производством, касаются управления предприятием.
  11. Обращение к кредиторам, с призывом предъявить финансовые требования, в двухмесячный срок с даты опубликования сведений.
  12. Другие данные, содержащие важную информацию, которая может понадобиться кредиторам или контрагентам.

Также, важной частью информации, предоставляемой на сайте, является вознаграждение арбитражного управляющего. При этом публикуется не только размер, но и источники получения средств владельцами компании

Это позволяет уменьшить сумму инвентаризации, если выплаты происходят от реализуемой собственности.

Сообщение о несостоятельности или банкротстве публикуется на главной странице в виде таблицы, третий столбец которой является наименованием организации. Это позволяет облегчить мониторинг контрагентам и ускорить получение денежных средств от продажи имущества должника.

Чтобы сообщение было опубликовано, должны быть заполнены все поля, по которым на момент заявления были проведены действия. Кроме этого, обязательно должны быть официальные документы, их копии и 2 заполненных заявления.

Процедура банкротства

Выделяют три этапа объявления должника банкротом:

  1. Реструктуризация задолженности.
  2. Мировое соглашение.
  3. Объявление несостоятельности с последующей распродажей арестованного имущества.

При участии финансового управляющего составляется план реструктуризации долгов. Он составляется на период не более 3-х лет и предполагает, что заемщик сможет вносить платежи по утвержденному графику. В этот период пени на займы не начисляются, а арест с имущества снимается.

Этот план рассматривается и утверждается арбитражным судом. В случае если доходы должника не позволяют оплачивать кредит – судья выносит решение о начале процедуры банкротства.

На любом этапе разбирательств возможно заключить мировое соглашение. Если у должника резко меняется финансовая ситуация или стороны найдут вариант, который удовлетворит всех участников процесса, подписывается договор. Процедура банкроства физического лица прекращается.

Последним этапом является проведение торгов имущества гражданина. Финуправ выставляет на конкурс все принадлежащие банкроту материальные ценности. Вырученные от продажи средства идут на закрытие кредитов и на оплату услуг управляющего. Если денег на удовлетворение всех требований не хватило – долги списываются, физическое лицо признается неплатежеспособным.

Процесс приобретения статуса банкрота занимает по времени от 6 месяцев и более. Суд будет искать все возможные варианты для удовлетворения требований кредиторов.

Рассматриваются даже доли в совместном имуществе. Кроме того, на лицо, признанное несостоятельным, накладываются ограничения: в течение 5 последующих лет гражданин не вправе брать на себя новые долговые обязательства, не может повторно становиться банкротом, накладывается запрет на руководящие должности.

Начинать процедуру признания банкротом целесообразно в случае наличия крупной задолженности перед банками. Имея небольшую сумму долга, лучшим вариантом будет решить этот вопрос самостоятельно. В этом случае реализовать свое имущество можно по более выгодной ценеи и нет необходимости оплачивать услуги арбитражного управляющего.