Цели и принципы учетной политики

II. Изменение учетной политики

Случаи изменения учетной политики. Учетная политика изменяется (п. 10 ПБУ 1/2008) в случаях:

  • изменения законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Причем новые способы должны давать:

  • более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации;
  • меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности;
  • существенные изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

Не считается изменением учетной политики:

  • утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее;
  • факты хозяйственной деятельности, которые возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики. Ретроспективное отражение изменений учетной политики. Отражение корректировки в связи с изменением учетной политики. Существенные последствия изменений учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности организаций ретроспективно по правилам, установленным в п. п. 13 — 16 ПБУ 1/2008 в денежном выражении. Оценка последствий изменения в учетной политике производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Общее правило отражения результатов изменения учетной политики ретроспективно состоит в том, что организация должна пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. При этом корректируется входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Так до каких же пор нужно производить перерасчеты? Видимо, до тех пор пока у организации имеются необходимые данные. Поскольку максимальная продолжительность такого периода регламентируется 5 годами (п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ <1>), перерасчет следует производить за пять периодов.

<1> Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

Если последствия изменений учетной политики вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в бухгалтерской отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ или нормативным актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не устанавливают порядка отражения последствий изменения, то они отражаются в бухгалтерской отчетности по общему правилу — ретроспективно.

Отражение изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства. В п. 15.1 ПБУ 1/2008 субъектам малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) разрешено осуществить выбор одного из двух способов отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности:

  • ретроспективно;
  • перспективно.

Эти способы отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности применяются, за исключением случаев, когда иной порядок изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства установлен законодательством РФ или нормативно-правовым актом по бухгалтерскому учету.

Применение методов формирования учетной политики

Последовательно применяя методы формирования учетной политики, руководство создает главный документ предприятия, который должен учитывать все аспекты деятельности компании.

Метод имущественного разграничения. При формировании элементов учета имущества организации, необходимо применять метод имущественного разграничения. То есть, учитывать, что имущество предприятия и имущество его собственников – это разные категории, которые должны учитываться раздельно. Этот же метод стоит применять к обязательствам, разграничивая обязательства юридического лица – предприятия и физических лиц – собственников или учредителей такого юридического лица.

Метод непрерывности хозяйственной деятельности.Определяя элементы учетной политики, необходимо отталкиваться от допущения, что производственный цикл предприятия будет постоянным, то есть его деятельность будет состоять из череды непрерывных циклов производства или реализации.

Метод последовательности применения положений учетной политики. Применяя данный метод, учетную политику разрабатывают так, что бы было как можно меньше внесений в нее изменений.

Метод объективности.Применяя данный метод, необходимо учитывать, что все элементы деятельности предприятия взаимосвязаны и выбор одного элемента как оптимального, может негативно повлиять на учет других элементов. Для этого необходимо детально проанализировать все аспекты деятельности компании.

Метод оптимизации результатов деятельности.Этот метод является основным при формировании каждого раздела учетной политики. Так, основываясь на особенностях деятельности компании, формируются отдельные ее элементы с целью оптимизации финансовых результатов.

Особенности состоят в:

  • характере деятельности компании;
  • отраслевой принадлежности компании;
  • географическом расположении компании;
  • системы налогообложения;
  • организационной структуры;
  • кадрового состава;
  • и т.п.

Данный метод заключается в том, что бы основываясь на таких особенностях, учетная политика была направлена на получение большей прибыли. Для этого анализируются:

  • методы оценки запасов и товаров;
  • методы амортизации основных средств;
  • методы учета незавершенного производства;
  • выбор системы налогообложения.

Например, если расходы компании в общей сумме выручки составляют незначительную сумму, а реализация товаров или услуг осуществляется конечному потребителю, то есть смысл применять упрощенную систему налогообложения. Основываясь на таком выборе – формируются и остальные показатели учетной политики.

Также на эффективность деятельности влияет и выбор метода оценки запасов при выбытии. Анализируя цены на сырье, материалы и товары, выбирают один из регламентированных методов оценки. Если по результатам анализа метод средней стоимости приносит больший экономический эффект, чем метод ФИФО, то именно его устанавливают в качестве одного из элементов учетной политики.

Аналогично анализируются и методы начисления амортизации. Если метод уменьшаемого остатка формирует более оптимальные финансовые результаты, чем остальные методы, то именно данный метод необходимо зафиксировать в учетной политике.

Замечание 1

Важно, чтобы все методы использовались с ориентиром на нормативно-правовые акты в действующей редакции на момент формирования учетной политики

Внесение изменений в учетную политику

Вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 12 Стандарта «Учетная политика»):

  • изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет;

  • разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

  • существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Учетная политика меняется с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года согласовывается с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Стандарт «Учетная политика» предусматривает ретроспективный и перспективный способы применения изменений в учетной политике.

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы она применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (предшествующие годы).

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 19 Стандарта «Учетная политика»):

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (предшествующие годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Когда ретроспективное применение измененной учетной политики невозможно, учреждение применяет перспективный способ

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом.

Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, такие последствия приводятся в бухгалтерском учете и отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики. При этом подлежат корректировке показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также – в случае возможности корректировки – показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (предшествующих годов) раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором изменилась учетная политика.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Отступление от правил

Еще ряду организаций позволено отступить от требований к формированию учетной политики, но в исключительных случаях.

Такими считаются случаи, когда формирование учетной политики в соответствии с общими нормами приводит к недостоверному представлению в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • финансового положения компании;

  • финансовых результатов ее деятельности;

  • движения ее денежных средств.

ПБУ 1/2008 установлены следующие условия, при которых можно применить так называемый “альтернативный способ ведения бухучета” (это новое понятие, введенное изменениями в ПБУ 1-2008):

  1. определены обстоятельства, которые препятствуют достоверному представлению вышеуказанных данных в отчетности;

  2. возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

  3. этот альтернативный способ обеспечивает достоверное представление о финансовом положении компании, ее финансовых результатах и движении денежных средств.

Если компания принимает альтернативный способ учета, она обязана раскрыть следующую информацию о нем:

  1. наименование федерального стандарта бухучета и способа, от которого компания вынуждена отступить (плюс краткое описание этого способа);

  2. обстоятельства, препятствующие достоверному представлению информации и их причины;

  3. содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления вышеуказанных данных;

  4. предоставить сравнительный анализ (сверку) всех показателей отчетности в формате “до” (по общим правилам) и “после (но “альтернативным” правилам”), а также величину корректировка каждого показателя.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Нормативка для учетной политики

Учетную политику (УП) обязана составлять любая фирма вне зависимости:

  • от видов деятельности;
  • численности работающих;
  • применяемой системы налогообложения;
  • масштабов производства;
  • иных условий.

Требования о необходимости формирования УП содержатся в:

  • НК РФ — в отношении налоговой учетной политики (ст. 313);
  • законе о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ (пп. 5–6 ст. 8) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н) — по бухгалтерской УП.

Во многих компаниях формируют отдельные УП — в целях налогового (НУ) и бухгалтерского учета (БУ). Однако законодательство не содержит подобного жесткого требования, поэтому организация вправе оформить одну УП, предусмотрев в ней отдельные разделы, посвященные учетным моментам для целей НУ и БУ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2021 года вступают в силу новые ФСБУ. Их обязательно нужно учесть при формировании учетной политики на 2021 год

В частности ПБУ 5/01 сменяет ФСБУ 5/2019 «Запасы». Также в действие вступает новое ПБУ «Аренда».

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно сформировать учетную политику для целей налогообложения. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Разделы учетной политики

В учетной политике предприятия целесообразно сформировать два раздела:

  • организационно-технический,
  • методический.

В организационно-техническом разделе определяется:

  • организация ведения бухучета;
  • форма бухучета;
  • технология обработки учетных данных;
  • порядок проведения инвентаризаций;
  • организация внутреннего контроля;
  • порядок документооборота;
  • рабочий план счетов бухучета.

В методическом разделе учетной политики определяются:

  • методика оценки активов, обязательств компании;
  • методика признания доходов, расходов компании;
  • методика формирования себестоимости.

Методический раздел определяет правила учета на предприятии.

Процесс непосредственного формирования учетной политики предшествует анализ актуального законодательства. Выделяются направления, разделы, объекты учета, связанные с деятельностью предприятия

При формировании политики учета следует принимать во внимание все изменения в законодательстве на предстоящий год

В учетной политике не следует прописывать однозначные и установленные на законодательном уровне правила, но при возможности выбора правил учета, следует указать способ выбранный организацией из представленных вариантов.

Результатом подготовительной работы должен стать полный перечень вопросов, связанных с деятельностью компании и требующий отражения в учетной политике.

Проводить подготовительную работу — обязанность главного бухгалтера. Тем более что он отвечает за ее формирование по законодательству. При этом главный бухгалтер может официально делегировать, не снимая с себя ответственности, подготовительную работу по формированию учетной политики заместителю или группе сотрудников бухгалтерии.

Для принятия решения по обозначенным вопросам необходима проработка всех возможных вариантов. При выборе способа учета следует учитывать мнение специалистов бухгалтерской, производственной, планово-экономической, финансовой и других служб. Выбранная предприятием учетная политика должна быть сопоставима со стратегическими целями развития компании и учитывать текущую стадию развития бизнеса.

Выбор способа оценки активов в момент выбытия требует предварительного расчета экономических последствий использования разных способов, так как могут быть выгодны организации разные способы такой оценки.

При формировании учетной политики следует придерживаться рациональности ведения бухучета, в частности:

  • затраты на сбор и обработку информации не должны превышать ценность самой информации;
  • реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в течение которого эта информация будет релевантной для принятия решения заинтересованными пользователями;
  • соблюдение баланса между потребностями производственных подразделений и возможностями бухгалтерии;
  • учитывать значительную роль автоматизации учетных процессов и оснащенность компании техникой и программными средствами.

Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:

  • изменения законодательства России;
  • изменения нормативных актов регулирующих бухгалтерский учет;
  • разработки компанией новых способов ведения бухучета;
  • существенного изменения условий хозяйственной деятельности предприятия.

Для сопоставимости данных бухгалтерского учета все изменения учетной политики вводятся с начала финансового года.
Принятая на предприятии учетная политика применяется последовательно из года в год. Обычно перед новым финансовым годом в компании должен быть выпущен приказ о внесении изменений в учетную политику, но для того, чтобы не вносить множество поправок, изменений формулировок, нумерации пунктов, компании ежегодно просто утверждают новую учетную политику. Часть положений в ней полностью повторяют аналогичные положения предыдущей учетной политики, а другие пункты обновляются частично или полностью. Такой порядок работы девальвировал принцип последовательности применения учетной политики.

Замечание 1

Применение нового способа ведения учета предполагает представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности в более достоверном виде или снижение трудоемкости учетного процесса без снижения уровня достоверности информации.

Не является изменением учетной политики, утверждение способа ведения учета фактов деятельности, отличных от фактов, имевшихся ранее, или возникших впервые в деятельности компании.

2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?

Вопрос. Как правильно принять доходы и расходы по длительным договорам при поэтапной сдаче работ и без нее:

  • в полном объеме на момент сдачи каждого из этапов работ или их надо пересчитать по окончании полного объема работ (окончание договора), а потом распределить в соответствии с полученными доходами и сдать корректировочную отчетность?
  • какие методы установить в учетной политике для распределения доходов и расходов?

Ответ. Порядки определения доходов и расходов по длительным договорам, установленные в НК РФ, значительно различаются между собой, если предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) и если разбивки на этапы договором не предусмотрены. Рассмотрим две эти ситуации.

Длительный технологический цикл — это цикл более одного налогового периода.

Для производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ, услуг налогоплательщик самостоятельно распределяет доход между налоговыми периодами исходя из принципа формирования расходов на выполнение работ, услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).

У бухгалтеров обычно возникают два вопроса:

  1. Что понимать под формулировкой «длительный» (более одного налогового периода) технологический цикл?
  2. Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы не нарушить принципы, установленные НК РФ?

Давайте разберемся и ответим на эти вопросы.

Что же все-таки понимать под длительным технологическим циклом (договором)?

Казалось бы, длительный договор — это тот, который длится больше 12 месяцев. Однако это не так. Даже если производство осуществляется всего два месяца, его можно признать длительным

Важно — когда оно начато и когда закончено

Теперь давайте разберемся, как это правильно сделать. То есть ответим на второй вопрос:

Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы принцип распределения доходов соответствовал правилам, установленным НК РФ (п. 2 ст. 271, ст. 316, п. 1 ст. 272 НК РФ)?

Правило п. 2 ст. 271 НК РФ:

«доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)».

Правило ст. 316 Налогового кодекса:

«доход от реализации работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения».

Правило п. 1 ст. 272 Налогового кодекса:

«расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

Первые два правила, установленные в отношении доходов, противоречат друг другу. В ст. 271 предлагается распределять доходы пропорционально расходам, а в ст. 316 равномерно. Как же в этом случае поступить? Ответ на этот вопрос есть в Письмах Минфина от 12.07.2016 № 03-03-06/1/40699, от 13.02.2015 № 03-07-11/6421, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014. По мнению Минфина, при длительном производстве в целях распределения доходов можно применять любой из указанных методов:

  • равномерно; либо 
  • пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

В дополнение к этим методам Минфин России предложил еще один, по нашему мнению, экономически обоснованный метод (Письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218):

пропорционально доле прямых расходов отчетного периода в общей сумме прямых расходов, предусмотренных сметой (в этом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо определить перечень прямых расходов).

Уточнение: порядок распределения доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами, установленный Налоговым кодексом, относится только к работам и услугам и не касается производства продукции, доходы при реализации которой определяются в общем порядке.

Ситуация 2. Поэтапная сдача работ

Совсем другой порядок определения доходов и расходов предусмотрен, если в договоре указана поэтапная сдача работ. В этом случае никакие доходы и расходы распределять не надо. Все доходы и расходы учитываются после окончания этапа.

Этот способ намного проще и понятнее.

Вывод: при заключении договора, который захватывает одновременно два налоговых периода, его лучше разбить на этапы. Ведь достаточно разбить договор на две части, чтобы избежать составления расчетов по распределению доходов и расходов между налоговыми (отчетными) периодами.

Раздел учетной политики «Непроизведенные активы»

В части реализации положений ФСБУ «Непроизведенные активы» в учетной политике рекомендуем указать, на каком счете забалансового учета следует вести учет объектов непроизведенных активов, не приносящих субъекту учета экономических выгод, не имеющих полезного потенциала и по которым в дальнейшем не предполагается получение экономических выгод (п. 7 ФСБУ «Непроизведенные активы»).

Напомним, что объект непроизведенных активов подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе нефинансовых активов при условии, что субъект учета прогнозирует получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и можно достоверно оценить первоначальную стоимость такого объекта. Если объект экономических выгод не приносит и не имеет полезного потенциала, он подлежит списанию с балансового учета, а его дальнейший учет ведется на забалансовом счете.

* * *

В материале приведена информация, которую следует учитывать при формировании учетной политики на 2020 год в связи с вступлением в силу новых федеральных стандартов. Кроме того, при составлении учетной политики на новый финансовый год в ней могут быть пересмотрены прежние правила. Например, изменен метод начисления амортизации на объекты основных средств. Такие корректировки допустимы в соответствии с нормами ФСБУ «Основные средства», и это не связано с внесением изменений в законодательство РФ.

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2021 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Право на выбор

Новый п. 5.1 ПБУ 1/2008 закрепил право компании на выбор способа ведения бухучета, ранее установленное ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ – независимо от выбора других организаций. В соответствии с ч. 2 ст. 8 402-ФЗ, компании должны самостоятельно составить учетную политику, руководствуясь законодательством о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами. Теперь это прописано и в ПБУ.

Исключение здесь то же, что и в 402-ФЗ: дочерние общества. Согласно ч. 14 ст. 21 закона № 402-ФЗ, организация, имеющая дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. П.5.1 ПБУ гласит: в случае если основное общество утверждает свои стандарты, то его дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из них.

Понятие и значение учетной политики

Определение 1

Учетная политика является необходимым документом в любом предприятии для регламента отражения и учета всех хозяйственных операций, которые предполагаются в организации.

Обязанность утверждения учетной политики в организации определена Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом РФ. Порядок формирования и содержание учетной политики детально регламентированы ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Учитывая регламент вышеуказанных документов, само по себе отсутствие данного локального документа организации, является нарушением и влечет административную ответственность в виде штрафных санкций к организации и ответственному лицу (руководителю).

Замечание 1

Причем, ответственность за отсутствие учетной политики различна. Например, за отсутствие методики учетной политики в целях налогового учета назначается ответственность, исходя из Налогового кодекса РФ.

Итоги

Учётная политика фактически позволяет совершенно законным способом оказывать влияние на показатели отчётности: управлять величиной прибыли, оценкой активов и т.д.

От того, какой метод учёта фактов хозяйственной деятельности выбран, напрямую зависит картина финансового положения организации, демонстрируемая в финансовой отчётности.

Особое внимание в учётной политике уделяют оценке активов и в особенности оценке оборотных активов и связанных с ней существенных моментов:

  • признание дохода и (или) расхода;

  • оценка фактов хозяйственной жизни;

  • оценка выбытия товарно-материальных ценностей;

  • образование резервов.

От выбранной оценки зависит и финансовое положение, и финансовый результат.

Для определения финансового результата необходимо правильно сформировать доходы и расходы организации. Как правило, определить сумму дохода не составляет труда, но сумму расходов необходимо исчислять.

Формирование суммы расходов во многом зависит от учётной политики. Здесь вступает в силу принцип соответствия доходов тем расходам, благодаря которым эти расходы были получены. А именно: выбор методики амортизации, оценки запасов, резервирования потерь, начисления резервов, признания моментов возникновения расходов, порядок списания общехозяйственных расходов.

Всё перечисленное определяет сумму затрат, благодаря которым получена выручка.