Проект нового коап: убийственные штрафы за несдачу аудируемой бухотчетности

Какое наказание предусматривается за нарушение порядка учета принимаемых и отложенных обязательств?

В статье 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.

Следует отметить, что инструкциями № 157н и 162н установлен порядок бюджетного учета казенными учреждениями бюджетных и денежных обязательств, а также принимаемых и отложенных обязательств.

В связи с вышесказанным в законопроекте предлагается внести изменения в ст. 15.15.7 КоАП РФ, установив административную ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых и отложенных обязательств с ее выделением в отдельную ст. 15.15.6-1 КоАП РФ «Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета». В силу вводимой статьи нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых обязательств, принятых денежных обязательств, принимаемых и отложенных обязательств, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

При этом в ст. 15.15.7 КоАП РФ предлагается предусмотреть конкретные составы нарушений порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ и ответственность за них, в том числе ответственность за нарушение порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, а также установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств.

Например, согласно ч. 1 ст. 15.15.7 КоАП РФ (в редакции законопроекта) нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Аналогичный штраф будет наложен на должностных лиц казенного учреждения вследствие нарушения ими порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта). Такой же штраф будет предусмотрен для должностных лиц получателя бюджетных средств в случае нарушения ими установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств (и (или) сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство) более чем на десять рабочих дней (ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта).

Недостатки при оформлении первичных документов

В силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Следовательно, любая операция, осуществленная учреждением, должна быть подтверждена соответствующим первичным документом.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы – обязательных реквизитов, предусмотренных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

К данной группе можно отнести следующие нарушения:

  • принятие к учету первичных документов, форма которых не утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н) и не предусмотрена учетной политикой учреждения;

  • принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (п. 5 ст. 161 БК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, абз. 5 п. 3 Инструкции № 157н);

  • несвоевременное формирование первичных документов. Например, имел место факт составления первичного документа – бухгалтерской справки на поступление объекта нефинансовых активов – права пользования служебным помещением (часть помещений здания) по истечении восьми месяцев с момента совершения факта хозяйственной жизни – заключения договора безвозмездного пользования служебным помещением;

  • отражение в бухгалтерском учете операций без оформления первичных документов. Допустим, выявлены факты начисления и выплаты заработной платы за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на выполнение государственного задания, без оформления первичных учетных документов по начислению и выплате заработной платы;

  • принятие к учету первичных учетных документов при отсутствии обязательных реквизитов. Например, товарные накладные, акты о приемке-передаче объектов нефинансовых активов принимались к учету при отсутствии обязательных реквизитов (на­именование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи лиц, с указанием их фамилий, инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц) (пп. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н). Также могут иметь место случаи неотражения сведений об объектах основных средств в разд. 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031);

  • принятие к учету первичных учетных документов, составленных на иностранном языке, при отсутствии либо частичном отсутствии построчного перевода на русский язык информации о хозяйственной операции (п. 13 Инструкции № 157н);

  • оформление документов, служащих основанием для списания ГСМ и начисления заработной платы (путевых листов). Так, в ходе проверки нередко устанавливаются факты принятия к учету путевых листов, не соответствующих требованиям к их оформлению, а именно отсутствует отметка о проведении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя (дата, время, подпись и расшифровка подписи медицинского работника), не указаны пункты назначения по маршрутам следования в графах «Место отправления, назначения», не заполнено поле «Удостоверение № », на оборотной стороне путевых листов не указано время выезда и возвращения при каждой поездке, указано недостоверное время работы водителя 24 часа в сутки пять дней в неделю, отсутствуют подписи лиц, пользовавшихся автомобилями (ч. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, пп. 4 п. 3, пп. 4 п. 6, пп. 2 п. 7 разд. II «Обязательные реквизиты путевого листа» Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Распознать и обезвредить

Корректная отчетность не вызовет лишних вопросов со стороны проверяющих лиц и контролирующих органов, так как пользователи получат актуальные сведения о деятельности компании и примут верные управленческие решения. Существуют эффективные способы выявления и проверки правильности отчетности, применяемых аудиторами. Чтобы быстро проверить документацию, аудитором применяется экспресс-проверка с внедрением следующих приемов:

  • Чтение готовой отчетности.
  • Вертикальный анализ.
  • Горизонтальный анализ.

Для выбора способа, выявляющего неточности при подготовке отчетности, проверяющий должен определить их происхождение:

  • Искажение полноты учета. Это сокрытие хозяйственных операций, приводящих к неверно сформированным статьям в бумагах. Ошибки происходят по незнанию или неправильному использованию бухгалтером правил ведения бухучета. Также искажения могут таить в себе преднамеренные действия со стороны руководства с целью сокрыть какие-либо операции. Их выявление аудитором происходит с применением инвентаризации расчетов, получения письменных подтверждений от клиентов компании по сделкам, инспектирования документов.
  • Искажения в законной обоснованности. Бухгалтерские записи должны подтверждаться законодательными актами и основываться на информации первичной документации.
  • Искажения записей в отчете. В хозяйственных операциях сформированы неверные суммы, что приводит к завышению (занижению) показателей статей. Ошибки выявляются путем сверки данных первичных документов и информации, заложенной в бухгалтерских отчетах.
  • Искажения в периодизации. В бумагах наблюдается раннее или позднее закрытие счетов, что приводит к ошибочным показателям в расчетах. Для выявления этих неточностей аудитором применяется инспектирование всех документов, инвентаризация проведенных расчетов, сверка данных по выполненным операциям и их соответствия определенному периоду.
  • Искажения анализа финансовых результатов. К таким ошибкам относится переоценка основных средств, ошибки при анализе активов, неверное списание задолженности дебиторам. Аудитором применяются методы сравнения учетных записей, изучение обоснованности оценок активов и их правильное отражение в регистрах учетных документов.
  • Искажение отчетной информации. Это сальдирование задолженностей по проводкам, сокрытие информации о государственной помощи, прекращаемой работе компании, неверное отражение задолженностей по проводкам. Аудитором в этом случае применяется дезагрегирование показателей документации с помощью деления статей на счета по бухучету, сличение и сверка оборотов по счетам синтетического учета.

Кто ответит за нарушения?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ ответственность предусмотрена для должностных лиц организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений. Но кто именно понимается под должностными лицами?

Как показывает судебная практика, сложившаяся в части применения ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции), административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности). На это указывают, например, решения Приморского краевого суда от 02.03.2017 по делу № 7-21-177/2017, Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018. Правда, в последнем случае производство по делу было прекращено, поскольку судьи признали нарушение малозначительным.

Но отвечать за «бухгалтерские» нарушения приходится и руководителям (хотя подобная практика все же не так обширна). Например, судьи признали, что:

  • начальник управления (органа власти) был правомерно оштрафован за представление бюджетной отчетности с нарушением установленного срока (Решение ВС Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 по делу № 7/1-294/2017);

  • начальник казенного учреждения виновен в направлении сведений о принятом бюджетном обязательстве позднее установленного срока (Решение ВС Республики Коми от 22.11.2017 по делу № 21-909/2017);

  • глава исполкома муниципального района допустил искажение строк в бухгалтерском балансе более чем на 10% (Решение Альметьевского городского суда № 12-596/2018 от 12.11.2018 по делу № 12-596/2018).

А вот директора бюджетного учреждения, привлеченного к ответственности за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности, судьи поддержали. Они выявили несоблюдение контролерами процессуальных требований (в выписанном протоколе об административном правонарушении те не указали конкретную норму, по которой квалифицированы действия должностного лица учреждения), в связи с чем производство по делу было прекращено (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 08.06.2017 № 4а-377/2017).

Вероятно, практика привлечения к ответственности как главных бухгалтеров, так и руководителей учреждений продолжится. Косвенно это подтверждает и Минфин. Не так давно представители ведомства заявляли, что за достоверность бюджетной (бухгалтерской) отчетности все равно отвечает руководитель учреждения – независимо от того, кто составляет и подписывает данные документы (письма от 28.02.2019 № 02-07-05/13459, от 17.05.2019 № 02-07-10/35722).

Нарушения при ведении забалансового учета

К данной группе можно отнести следующие нарушения:

  • материальные ценности, выданные на основании актов на транспортные средства взамен изношенных, не учитывются на забалансовом счете «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»;

  • банковские гарантии, полученные в целях обеспечения исполнения государственных контрактов, не отражаются на забалансовом счете «Обеспечение исполнения обязательств»;

  • объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. учитываются на счете 0 101 00 «Основные средства» вместо предусмотренного забалансового счета 21 «Основные средства в эксплуатации»;

  • на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» не отражается списание материальных запасов (спецодежды), переданных работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей на основании актов о списании материальных запасов;

  • мягкий инвентарь (спортивная экипировка), выданный в личное пользование работникам (сотрудникам) для использования в процессе спортивных мероприятий, не отражается на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», а учитывается на счете 0 105 35 «Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения».

Виды ответственности

Ответственность главного бухгалтера разнообразна. Применение того или иного её вида зависит от типа нарушений. Ответственность может быть:

  • Материальной. Применяется в случае причинения ущерба.
  • Административной. За плохую работу.
  • Дисциплинарной. В случае опозданий на работу и иных нарушений распорядка.
  • Уголовной. За ведение двойной бухгалтерии и в случае неуплаты крупных сумм налогов.
  • За задержку зарплаты.
  • Финансовой.
  • Субсидиарной.

Конкретные аспекты применения разных видов ответственности к главным бухгалтерам описаны в правовых документах:

  • ФЗ №402 от 2011 года определяет права и обязанности.
  • КоАП РФ определяет ответственность после увольнения работника.
  • УК РФ.
  • ТК РФ определяет дисциплинарные меры.

Такое разнообразие мер ответственности приводит к важности понимания нюансов их использования

Дисциплинарная

Этот вид ответственности может применяться не только к бухгалтерам, а ко всем работникам, нарушившим положения Трудового кодекса.

Согласно 192 статьи данного документа, главному бухгалтеру могут:

  • Вынести выговор.
  • Сделать замечание.
  • Уволить.

Выбор меры наказания зависит от тяжести нарушения.

Материальная

Статьи ТК №238 и 239 определяют, что главный бухгалтер может понести, как индивидуальную, так и коллективную ответственность. В случае коллективной ответственности с работника взыщут среднюю месячную зарплату.

Но для применения индивидуальной материальной ответственности должен быть соответствующий договор. В ином случае применить смогут только коллективную ответственность.

Компенсацию он будет должен выплатить, если:

  • Виноват в недостаче.
  • В порче собственности.
  • В ином ущербе, возникшем по вине должностных лиц.

Для назначения компенсации важно наличие прямого материального ущерба компании. Если ущерб косвенный (недополученная прибыль и т.п.), то компенсация не назначается

Административная

Административная ответственность главного бухгалтера чаще всего применяется, когда он:

  • Нарушает правила заполнения бухгалтерского баланса.
  • Не предъявляет отчёты в ИФНС в установленные сроки.
  • Срывает сроки постановки компании на учёт.
  • Неправильно работает с кассовым оборудованием.
  • Нарушает законы в сфере регулирования финансовой отрасли.

Для того, чтобы привлечь главбуха к административной ответственности, нужно предъявить ему доказательства его нарушений в виде фото или видео.

Отдельными нарушениями со стороны главных бухгалтеров, за которые к ним применяется административная ответственность, являются:

  • Указание в бухгалтерском регистре мнимого предмета бухучёта.
  • Ведение двойной бухгалтерии.
  • Несоответствие данных отчётов и регистра.

Такие нарушения считаются особенно грубыми.

Штраф в рамках административной ответственности может варьироваться от 300 до 5 000 рублей.

Уголовная

Уголовную ответственность к главному бухгалтеру применяют на основании статьи 199.1 УК РФ. Для этого есть следующие основания:

  • Уклонение компании от уплаты налогов.
  • Совершение финансовых преступлений при наличии умысла.
  • Нарушение ряда законов в течение трёх лет.

Если главбух погасит всю сумму ущерба компании или государству, он будет освобождён от заключения. Взамен к виновному применят административные меры ответственности.

В рамках уголовной ответственности могут применяться следующие санкции:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей (или взыскание зарплаты за период до 3 лет).
  • Исправительные работы до 5 лет.
  • Лишение свободы до 6 лет.

Наказание назначается с учётом специфики правонарушений и квалифицирующих их статей – 159, 160 и 199.

Зарплатные нарушения

Невыплата зарплаты по вине главного бухгалтера является серьёзным нарушением. В зависимости от величины ущерба его могут обязать выплатить штраф или посадить в тюрьму. Так, за однократную задержку зарплаты, штраф составит от 1 до 5 тысяч рублей. При повторном нарушении может быть применён запрет на работу в должности главбуха до 3 лет.

Субсидиарная

Данный вид ответственности главного бухгалтера наступает в случаях, предусмотренных ФЗ №266 «О банкротстве». За неуплату налогов фирмы бухгалтера накажут в течение года с момента правонарушения.

Для крупных сумм неуплаты срок давности увеличивается до 2 лет, а для особо крупных – до 10.

Если у фирмы образовались очень большие долги, будет проведена процедура банкротства данной компании.

Субсидиарная ответственность к главбуху стала применяться только в 2017 году, когда после внесении поправок в ФЗ №266 он был признан контролирующим должностным лицом.

Как заплатить штраф?

Налогоплательщик может заплатить штраф по уведомлению, присылаемому налоговой инспекцией. Также он может рассчитать и заплатить штраф самостоятельно. Для этого нужно:

  • сформировать и передать отчетность;
  • заплатить налог;
  • определить размер штрафа;
  • заплатить штраф по реквизитам ИФНС на конкретный КБК для штрафов по этому налогу;
  • провести сверку с ИФНС.

Важно! ИФНС может привлечь налогоплательщика к ответственности только в течение 3-х лет с момента нарушения им правил предоставления отчетности. Этот срок не зависит от системы налогообложения, конкретного налога или вида декларации

ИФНС может уменьшить размер штрафа при наличии каких-либо смягчающих обстоятельств. Налогоплательщику следует подать заявление, в котором указать, что налоговая отчетность не сдана в установленные сроки по уважительным причинам. К заявлению нужно обязательно приложить оправдательные документы.

Аргументами в качестве смягчающих обстоятельств могут быть такие моменты:

  • налог перечислен в установленные сроки без задержки;
  • нарушение по отчетности допущено впервые;
  • у налогоплательщика нет задолженности по иным налогам;

Если налоговая инспекция откажет в снижении размера штрафа, компания может обратиться в суд, чтобы оспорить это решение. При рассмотрении дела нужно представить оправдательные документы, которые будут подтверждать заявленное требование истца.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

Удаленно за 1 час 2000 ₽ 4000 ₽

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Подробнее Заказать

Как избежать штрафных санкций?

Чтобы обезопасить себя от финансовых рисков, налогоплательщику нужно следить за сроками подачи отчетности и форматами ее представления в ИФНС.

В первом случае можно вести специальный платежный календарь, с помощью которого будут контролироваться сроки перечисления налогов, а также размеры необходимых сумм денежных средств.

Во втором случае целесообразно пользоваться современными бухгалтерскими программами, которые будут своевременно обновляться в соответствии с требованиями законодательства. В такой ситуации подходит программное обеспечение компании 1С, которое позволяет автоматизированным способом решить проблему обновления форматов отчетной документации.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Программы для ведения отчетности по МСФО в 1С
Нюансы открытия фитнес-клуба

Дисциплинарная ответственность

К данному виду ответственности могут привлечь бухгалтера в случае нарушения трудовой дисциплины, например, за опоздания на работу и т. д. К формам дисциплинарной ответственности относятся: замечание, выговор, увольнение. Необходимо отметить, что главного бухгалтера могут уволить по п. 9 ТК РФ за непрофессионализм: «…трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с принятием необоснованного решения главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации». До применения дисциплинарного взыскания работодатель  должен затребовать от главного бухгалтера письменное объяснение. Однако непредставление объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Распределение обязанностей внутри компании

Зачастую руководство компании желает возложить на бухгалтера максимальный объем обязанностей

Однако при решении вопроса о распределении обязанностей предлагаем обращать внимание, в частности, на следующее:

  • в небольших организациях в обязанности бухгалтера входит не только ведение учета, но и формирование учетной политики, составление отчетности, составление кадровых документов. Однако возложить все эти обязанности на бухгалтера можно только трудовым договором. Отдельный приказ или распоряжение для этого не подходит.
  • работодатель не вправе в одностороннем порядке изменять условия трудового договора (например, дополнять его новыми обязанностями);