Проводки по финансовому результату

Анализ финансовых результатов: анализ прибыли, доходов и расходов

В процессе анализа финансовых результатов следует использовать такие методы, как методы горизонтального и вертикального анализа, метод относительных показателей (оценка рентабельности), метод сравнения (например, с конкурентами), факторный анализ и прочие.

Рис.1 Методы анализа финансовых результатов

Вертикальный анализ в этом контексте подразумевает разделение всех показателей на сумму выручки за соответствующий год. Такое действие позволяет понять роль каждого из доходов и расходов в формировании конечного результата. Ожидаемой является высокая доля себестоимости в выручке.

Таблица 1 — Пример вертикального анализа

Наименование показателя

За Январь — Декабрь 2015 г.

За Январь — Декабрь 2014 г

Абсолютный прирост, +, —

Выручка

100

100

0,0

Себестоимость продаж

65,7

73,5

-7,8

Валовая прибыль (убыток)

34,3

26,5

7,8

Управленческие расходы

-87,4

-73,8

-13,6

Прибыль (убыток) от продаж

-53,1

-47,3

-5,8

Проценты к получению

46,3

28,8

17,5

Проценты к уплате

0,0

-0,2

0,2

Прочие доходы

42,3

182,0

-139,6

Прочие расходы

-35,2

-84,0

48,8

Прибыль (убыток) до налогообложения

0,3

79,3

-79,0

Чистая прибыль (убыток)

0,3

76,7

-76,5

В процессе горизонтального и вертикального анализа стоит также обратить внимание на структуру доходов. Получены ли они от основной деятельности или заработаны случайным образом

Как показано в таблице 1, доля прочих доходов составляет 182% от суммы выручки, а это означает, что случайные доходы были основными. Это заставляет усомнится в том, что компания способна генерировать стабильный результат.

Кроме этого, разделение финансовых результатов (валовой прибыли, прибыли от продаж, доналоговой прибыли и чистой прибыли) на сумму выручки позволит получить соответствующую маржу. Рассмотрим их более детально.

Отчет о финансовых результатах

Это едва ли не самый важный управленческий отчет. В нем отражается информация о реальной прибыли/убытках предприятия.

Форма отчета о финансовых результатах (форма № 2) бухгалтерской отчетности утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и имеет достаточно развернутый вид.

В управленческом отчете допустимо как сгруппировывать некоторые строки отчета, так и, наоборот, давать более детализированную расшифровку (в первую очередь это касается расходов предприятия).

Конечные получатели документа могут запросить и детализацию по выручке (например, с разбивкой по видам выпускаемой продукции).

Фрагмент управленческого отчета о финансовых результатах — в табл. 1.

Таблица 1

Фрагмент управленческого отчета о финансовых результатах, тыс. руб.

Наименование

Значение

Выручка

68 074

Себестоимость продаж

56 616

Валовая прибыль (убыток)

11 458

Прибыль (убыток) от продаж

11 458

Проценты к уплате

362

Прочие расходы

1018

Прибыль (убыток) до налогообложения

10 078

Текущий налог на прибыль

2016

Чистая прибыль (убыток)

8062

Основное, что мы видим из данного отчета — положительный финансовый результат деятельности предприятия: выручка превышает издержки предприятия, которое оно понесло для выпуска и реализации продукции.

Однако каждое предприятие постоянно стремится увеличить прибыли. Для этого, как правило:

  • увеличивают цену реализации единицы продукции (что, как следствие, увеличивает размер выручки);
  • сокращают себестоимость продаж (при неизменном размере выручки это увеличивает прибыль, в том числе прибыль с единицы продукции).

При планировании финансовых результатов на основе управленческой отчетности учитывают фактический и планируемый объемы реализации. Такое планирование достаточно условное, так как в состав себестоимости продаж входят как постоянные, так и переменные издержки, причем первые практически не изменяются с ростом или снижением объема реализации.

Проведем предварительные расчеты для составления планового отчета о финансовых результатах.

В следующем отчетном периоде планируется реализовать 294 ед.

Таким образом, планируемая выручка составит 77 875 тыс. руб. (264 880,00 руб. × 294 шт.) при себестоимости 64 767 тыс. руб. (220 295,70 руб. × 294 шт.).

Прогнозный отчет о финансовых результатах — в табл. 2.

Таблица 2

Прогнозный отчет о финансовых результатах, тыс. руб.

Наименование

Значение

Выручка

77 875

Себестоимость продаж

64 767

Валовая прибыль (убыток)

13 108

Прибыль (убыток) от продаж

13 108

Проценты к уплате

362

Прочие расходы

1018

Прибыль (убыток) до налогообложения

11 728

Текущий налог на прибыль

2346

Чистая прибыль (убыток)

9382

При таком планировании показатели рентабельности (продукции, предприятия, продаж и пр.) остаются неизменными, ведь при прогнозировании учитываются только колебания объема реализации.

Рассчитаем основные показатели рентабельности, которые характеризуют доходность предприятия и экономическую целесообразность его деятельности.

Рентабельность основной деятельности (R1) — это отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации продукции. Данный коэффициент показывает, какую часть составляет прибыль в составе выручки.

Условно нормативным значением принято считать 10–15 %.

В нашем случае R1 = 10 078 / 68 074 × 100 % = 11 728 / 77 875 × 100 % = 15 %.

Чем выше размер прибыли по отношению к выручке, тем более доходным считается предприятие.

Рентабельность продукции (R2) — это отношение чистой прибыли к полной себестоимости. Данный показатель очень важен для анализа эффективности деятельности: он показывает, насколько прибыльна производимая продукция, сколько прибыли получило предприятие с общих издержек на ее производство.

В нашем случае R2 = 8062 / 56 616 × 100 % = 9382 / 64 767 × 100 % = 15 %.

К сведению

На этапе анализа управленческой отчетности и планирования деятельности в кратко- или долгосрочной перспективе можно выявить проблемные зоны, такие как высокие издержки предприятия на производство продукции, низкая выручка и др.

По результатам анализа формируют политику дальнейшего развития предприятия, принимают решения, например, об отказе от производства какого-либо вида продукции, о расширении рынка сбыта, оптимизации затрат, повышении/понижении розничной цены и др.