Учет гсм в «1с:бухгалтерии государственного учреждения 8»

Учет и списание ГСМ на предприятии

Определение количества подлежащего списанию топлива по нормам осуществляется на основе следующих показателей:

  • фактической длительности маршрута в ходе рабочего дня;
  • реального пробега транспортного средства за полную рабочую смену по показаниям спидометра;
  • потребления топлива за один рабочий день на расстояние 100 км;
  • нормативов расходования ресурса (на 100 км).

В бухгалтерии горюче-смазочные материалы относят к статьям расходов на продажу (для компаний торгового профиля) или на себестоимость товара (для производственных организаций).

Действуют следующие варианты оценки ГСМ в целях списания:

  • по себестоимости (единицы ресурса);
  • по себестоимости (средней);
  • ФИФО (из себестоимости первых закупленных ресурсов);
  • ЛИФО (из себестоимости последних купленных ресурсов).

Метод вычета товара по себестоимости на единицу, предпочтителен при работе с незначительным перечнем товара. В таком случае достаточно просто выяснить партию, откуда выбыли товары. Причем стоимость последних в ходе продолжительного периода времени мало изменяется.

В такой ситуации отдельный учет любой приобретенной партии товара не представляет сложности, а ресурсы выводятся по стоимости принятия (на учет). При списании ГСМ проследить поступившую партию, откуда средства списаны, достаточно сложно. Поэтому целесообразно использование иных методов списания топлива на предприятии.

Метод учета списания по второму типу состоит в том, что по каждому определенному ресурсу себестоимость определяют делением показателя общей себестоимости товара (начальное значение плюс прибывшие в течение месяца) на его количество (значение на начало плюс прибытие за период).

Определение стоимости списанных в производство материалов получается произведением их числа на показатель себестоимости (средней). В конце периода (месяца) цена остатка рассчитывается путем умножения его значения на себестоимость.

Значение себестоимости единицы (средней) может варьироваться в разные периоды. Сальдо счетов учета принято отражать по среднему значению себестоимости.

При списании по ФИФО виды продукции выводятся в порядке их покупки. Материалы из следующих закупов не списываются до полного израсходования предыдущей партии. Отпущенные виды оценивают по фактической себестоимости ранних по дате покупки образцов, а остаток в конце периода – по себестоимости последних.

Если стоимость закупленных ранее материалов меньше последующих, учет по ФИФО станет причиной того, что списание товара произойдет по наименьшей стоимости. В итоге себестоимость получится ниже, а прибыль больше.

Стоимость ресурсов, выведенных таким способом, может определяться следующим образом:

  • Вначале выполняется списание по значению цены первой закупленной партии товара. Если количество списания превышает эту партию, то затем списывается вторая и так далее. Остаток определяют как разность стоимости товаров и общей стоимости закупленных в течение месяца (с учетом показателя на начало).
  • Значение остатка ресурса для окончания периода рассчитывают по стоимости последнего закупленного товара. Стоимость списанных в производство материалов получается при вычете полученного значения из общего показателя стоимости прихода за отчетный период (с учетом остатка на начало).

Вывод по ЛИФО базируется на допущении, что последовательность списания товара обратна его приобретению. Продукцию первых закупленных партий не списывают до израсходования последних.

В этом случае списанные ресурсы оценивают по фактической себестоимости последних приобретенных образцов, а на конец месяца размер остатка оценивают по себестоимости наиболее раннего приобретения. Если начальные закупы дешевле последующих, топливо списывают по большей цене. Себестоимость ресурса получается выше, а прибыль меньше.

Типичные ошибки бухгалтеров

Обязательное требование к путевому листу, как, впрочем, к любому документу, — его правильное оформление. Можно выделить несколько моментов, где бухгалтеры ошибаются чаще всего.

Например, нет единого правила, на какой срок оформлять путевой лист, и отсутствие такого правила вызывает много вопросов. В письме от 03.02.06 № 03-03-04/2/23 Минфин России допускает еженедельное и даже ежемесячное составление документа, в случае если этот срок позволяет организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ. Впрочем, эта рекомендация не касается заполнения путевых листов в рамках уставной деятельности бюджетных организаций. Поэтому учреждениям рекомендуем опираться на указания Росстата. В письме от 03.02.05 № ИУ-09-22/257 Росстат указывает, что путевой лист составляется на срок в один день (одну смену). Больший период допустим только в случае командировки водителя.

Часто бухгалтеры не считают необходимым заполнять все графы оборотной стороны путевого листа. Это касается указания пунктов назначения: нередко конкретные точки заменяют общими фразами — «Поездки по городу» и пр. Они не позволяют подтвердить, что транспорт использовался в служебных целях и расходы носят производственный характер (письмо Минфина России от 20.02.06 № 03-03-04/1/129). Отсутствие в путевом листе конкретных пунктов назначения контролирующие органы признают нарушением. Ошибкой будет и отсутствие подписи водителя в каждой строке, где указаны место отправления и назначения, время выезда и возвращения машины на стоянку / в гараж.

Обратите внимание на раздел «Движение горючего». На основании граф «Расход по норме» и «Расход фактический» производится списание бензина

Фактический расход вносите строго по счетчикам. При заполнении нормативного расхода бензина на 100 км пробега возьмите за основу распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р (в редакции от 14.07.15), где определены все нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Они касаются и бюджетных учреждений.

Вносить изменения в путевой лист, как и в большинство первичных документов, допустимо лишь с согласия участников хозяйственных операций (п. 5 ст. Федерального закона № 402-ФЗ) и с обязательным указанием даты. А значит, исправления должны быть заверены подписью тех же лиц, которые изначально подписали документы.

Отражение в учете поступления топливной карты и ее выдачи водителю.

Учет полученной от нефтяной компании топливной карты ведется на забалансовом учете, определенном учреждением его учетной политикой. Ранее Минфин предлагал вести учет топливных карт на забалансовом счете «Бланки строгой отчетности» (Письмо от 03.06.2008 № 02-14-10а/1611). Считаем, что положения п. 337 Инструкции № 157н не обязывают учреждение применять именно этот забалансовый счет. В свою очередь, финансовое ведомство в своем Письме от 02.10.2018 № 02-07-10/70752 разъяснило: в случае, когда условиями договора предусмотрено, что транспортная карта является собственностью компании, которая ее выпустила, и служит носителем информации о произведенных авансовых платежах в оплату получаемых услуг, такая транспортная карта не является самостоятельным объектом бухгалтерского учета, учитываемым на балансовых счетах учреждения. По мнению Минфина, в целях учета движения таких карт между ответственными лицами учреждение вправе использовать забалансовый счет, открываемый по аналогии со счетом «Бланки строгой отчетности» (по условной цене – один рубль), специально предназначенный для этого в соответствии с учетной политикой учреждения. Таким образом, для учета топливных карт учреждение вполне может выбрать любой забалансовый счет, за исключением тех, которые содержатся в п. 332 – 394 Инструкции № 157н, и прописать применение этого счета в учетной политике учреждения. Например, учреждение в своей учетной политике может установить, что для учета топливных карт применяет забалансовый счет:

  • 43-1 – для учета поступивших в учреждение топливных карт;

  • 43-2 – для учета топливных карт, выданных водителю для заправки.

Передачу топливных карт водителям можно оформить требованием-накладной (ф. 0504204).

Операции с транспортными картами в учете отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Получена транспортная карта

Забалансовый счет (установленный учетной политикой учреждения)

Передана транспортная карта водителю

Забалансовый счет (установленный учетной политикой учреждения)

Закреплена транспортная карта за водителем

Забалансовый счет (установленный учетной политикой учреждения)

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Дт

Кт

Сумма, руб.

Операция (документ)

10

60

3 800

Оприходован бензин (ТОРГ-12)

19

60

760

Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 – 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Операция (документ)

26

10

800

Списание бензина (бухгалтерская справка-расчет)

Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

Qн= 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Операция (документ)

26

10

176

Списание бензина (бухгалтерская справка-расчет)

Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Варианты оплаты ГСМ.

Их всего два: за наличный расчет либо безналичным образом. Причем под наличными расчетами мы будем понимать не только расчеты «наличкой» – купюрами или монетами, но и зарплатной картой сотрудника, которому выдали деньги под отчет. Закупка ГСМ подобным образом технически неудобна и несет в себе риск нарушения ограничений при закупке у единственного поставщика, поэтому к этому способу оплаты учреждения прибегают крайне редко (в случае внеплановых закупок).

Безналичный способ оплаты в соответствии с условиями заключенного договора (контракта) на поставку ГСМ гораздо более популярен, и далее мы будем рассматривать вопросы приобретения ГСМ путем заключения договора (контракта).

Обновленные нормы расхода ГСМ.

Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Распоряжение № АМ-23-р, Методические рекомендации). Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразу­мевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.

Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51-р.

Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23-р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23-р предписывают:

  • Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03-2609);

  • Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).

Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02-10-010/55111).

Если Распоряжением № АМ-23-р не установлены нормы ГСМ по автомобилю, используемому в учреждении, как обосновать расход топлива? В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в предусмотренном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина РФ от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).

МТЗ 82 — что влияет расход топлива на 100 км

Увеличить “средний” показатель расхода топлива может:

  • Навесное оборудование, в т.ч., не рассчитанное на силовую установку агрегата;
  • Неисправности мотора;
  • Неисправности и нарушения работы в топливной системе;
  • Скорость хода транспортного средства;
  • Виды выполняемых работ — вспашка, перевозка тяжелых грузов и так далее;
  • Тип двигателя — на модели МТЗ 82 и МТЗ 82.1. могут быть установлены силовые агрегаты Д-240, Д-243 и их модификации;
  • Подключение/отключение полного привода;
  • Работа на повышенных или пониженных передачах, общий стиль управления трактором;
  • “Трудные” грунты;
  • Глубина обработки земли, влажность почвы;
  • Низкое качество ГСМ;
  • Погодные условия.

Сократить потери дизельного топлива при работе тракторов Беларус МТЗ 82 можно, правильно настроив форсунки топливной системы, избегая манеры “агрессивного” вождения, и поддерживая трактор и навесное/прицепное оборудование в исправном техническом состоянии.

Влияние множества факторов приводит к тому, что цифра “прыгает”, однако такие “скачки” существенно затрудняют планирование и контроль расхода топлива.

Для ориентира можно использовать средние значения расхода топлива тракторов МТЗ 82, 82.1, установленные в 2012 году для продукции Минского тракторного завода Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Эти нормы можно перенести и на российскую действительность.p>

Норма расхода топлива на трактор МТЗ 82 — средние значения

В нормативном документе рассматриваются основные варианты использования тракторов Беларус МТЗ 82 и МТЗ 82.1 при условии работы на грунтах “средней” тяжести в приемлемых погодных условиях.

Для машин с двигателями Д-243:

МТЗ-82 с прицепом ПСЕ-Ф-12,5;

  • транспортный режим — 7,7 л/маш.-час;
  • транспортный режим (с выключенным передним ведущим мостом) — 7 л/маш.-час.

МТЗ-82 с тележкой ПЛ-7 и гидроманипулятором Nokka — 7,3 л/маш.-час. МТЗ-82;

  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4 — 6,8 л/маш.-час.;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4,5 — 7,0 л/маш.-час.;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-5 — 7,5 л/маш.-час.;
  • транспортный режим с подметальной машиной Brodway Wasa 3000 — 11,0 л/маш.-час.;
  • транспортный режим — 5,5 л/маш.-час.;
  • подметание щеткой — 4,3 л/маш.-час.;
  • уборка снега отвалом — 6,6 л/маш.-час.;
  • уборка снега отвалом и щеткой — 6,9 л/маш.-час.

МТЗ-82.1 с поливомоечной машиной МП-5А;

  • транспортный режим — 6 л/маш.-час;
  • работа насоса 32-3А — 5 л/маш.-час;
  • работа насоса НПО-60М2 — 4,6 л/маш.-час.

МТЗ-82.1;

  • транспортный режим — 5,5 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4 — 6,8 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4,5 — 7,0 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-5 — 7,5 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом ПСЕ-Ф-12,5В — 6,5 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом ПСТ-9 — 8,0 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом ПСТ-11 — 10,4 л/маш.-час;
  • транспортный режим с платформой ПТК-10-2 — 9,4 л/маш.-час;
  • подметание щеткой — 4,3 л/маш.-час;
  • уборка снега щеткой — 6,3 л/маш.-час;
  • уборка снега отвалом — 6,6 л/маш.-час;
  • уборка снега отвалом и щеткой 6,9 л/маш.-час;
  • транспортный режим с измельчителем древесных отходов ИДО-25 «Ивета» — 5,5 л/маш.-час;
  • работа измельчителя древесных отходов ИДО-25 «Ивета» — 4,8 л/маш.-час;
  • производство щепы на установке ДДО — 3,6 л/маш.-час;
  • работа фрезой — 4,2 л/маш.-час;
  • работа валкователем — 7,5 л/маш.-час;
  • работа плоскорезом — 8,0 л/маш.-час;
  • кошение травы косилкой КДН-210 — 5,7 л/маш.-час;
  • снятие асфальтобетонного полотна фрезой ФД-400С — 5,8 л/маш.-час.

Для машин с двигателями Д-240:

МТЗ-82;

  • транспортный режим — 5,3 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом ПСЕ-Ф-12,5Б — 6,2 л/маш.-час.

МТЗ-82.1;

  • транспортный режим — 5,3 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4 — 6,0 л/маш.-час.

*Расход указан в дизельном топливе

Обратите внимание — расход на работу оборудования не суммируется с работой двигателя, общий расход получается при прибавке расхода на работу навесного оборудования к транспортному режиму. Для работ с прицепами указано общее значение

Остались вопросы по нормативам расхода топлива тракторов МТЗ 82 и 82.1 производства Минского тракторного завода? Задайте их нашим специалистам, позвонив по бесплатному номеру, или воспользуйтесь сервисом “Заказать обратный звонок”.

Учет ГСМ по топливным картам: что такое топливная карта?

Топливная карта – новый способ заправки транспорта без постоянной оплаты топлива. Удобство карт заключается в следующем:

  • Сведения о расходовании бензина хранится на чипе карты в электронной форме;
  • Просмотреть данные об остатке и времени заправки горючего можно в любое время;
  • Карта может оформляться как физическими, так и юридическими лицами;
  • Повышается скорость обслуживания на заправочной станции;
  • При оформлении большего лимита действуют скидки;
  • Отсутствие нужды в отчете по чекам за топливо перед начальством;
  • Упрощение бухгалтерского учета (все данные имеются в личном кабинете владельца карты).

Виды топливных карт

Существуют 2 вида топливных карт:

  1. Лимитированные (какое-то количество топлива вносится на карту с целью последующей его выдачи владельцу карты ограниченным литражом на определенный период времени – день, неделю, месяц).
  2. Нелимитированные (какое-то количество топлива вносится на карту, и владелец карты может по договоренности со специализированным сервисом приобрести и потратить любое количество одного вида топлива).

Правила учета ГСМ, полученного при покупке автомобиля

При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет – имеются варианты:

  • когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
  • если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).

Правила учета ГСМ обновлены

Распоряжением Министерства транспорта от 06.04.2020 № НА-51-р были обновлены методические рекомендации по нормам расхода топлива и смазочных материалов для отдельных марок автомобилей 2008 и более поздних годов выпуска. Нормами расхода рекомендуется пользоваться не только при расчетах, но также при списании затрат на ГСМ (но это право, а не обязанность предприятий). Обновления коснулись следующих разделов:

  • «Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
  • «Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года» (для Lada Granta, Lada Priora, Lada Kalina, Lada Vesta и др.);
  • «Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
  • «Автобусы отечественные и стран СНГ с 2008 года».

Были также утверждены максимальные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в Севастополе и Крыму. Эти показатели необходимы для расчета себестоимости перевозок и иных видов транспортных работ, проведения расчетов с водителями ТС и пользователями, планирования потребности фирм в обеспечении ГСМ.

Нормирование расходования ГСМ при собственной разработке

Расчет расходов на топливо можно произвести 2-мя способами:

  • Применением документов, разработанных производителем транспорта.
  • Вычислением фактического расхода ГСМ на транспорт.

Ведение учета по 2-му способу применяется чаще, чем по 1-го.

Порядок замера расхода ГСМ, в частности бензина, дизельного топлива и газа, следующий:

  1. Создание комиссии.
  2. Несколько замеров при различных условиях эксплуатации (теплое и холодное время года, интенсивность движения, наличие пробок, простой с работающим двигателем). Замер происходит при полном баке с фиксацией пробега на момент заправки до полного опустошения бака.
  3. Полученные результаты оформляются в несколько нормативных документов, которые в дальнейшем используются в ходе списания ГСМ.

Можно пойти и другим путем: после формирования комиссии происходит замер при обычных условиях эксплуатации. После этого рассчитываются коэффициенты для поправок при отклонениях от нормы.

Инструкция, разработанная локально, должна соответствовать действительности, т.к. при завышении норм налоговая инспекция может запросить у вас обоснование таких показателей.

При разработке локального норматива использования топлива не запрещено за основу брать распоряжения Минтранса.

Пример учета ГСМ по топливной карте

04.06 фирма заключила договор с АЗС на пользование топливной картой и сразу оплатила стоимость карты (118 рублей, включая НДС 18 руб.). Обслуживание карты бесплатное, право собственности на бензин переходит фирме в момент заправки авто. Карта закреплена за КамАЗ-5320, на котором доставляется товар клиентам.

05.06 карта была выдана фирме и передана водителю.

30.06 на карту был перечислен аванс (5900 рублей, включая НДС 900 рублей).

На протяжении июля водителю было выдано по карте 380 л ДТ стоимостью 15 руб./л, включая НДС 2,29 руб.:

  • 07 – 180 л на 2700 руб. (НДС – 412 руб.);
  • 07 – 200 л на 3000 руб. (НДС – 458 руб.).

На последний день июля (31.07) АЗС переслала фирме:

  • счет-фактуру;
  • акт приемки-передачи, где прописаны объем и стоимость выданного ГСМ;
  • отчет по операциям с топливной картой.

Бухгалтерские проводки

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ Сумма (руб.)
на 04.06
Оплачена топливная карта 60 51 118
Отнесена на расходы стоимость топливной карты 44 60 100 (118 – 18)
Отражен НДС с цены карты 19 60 18
Учтена карта 015 “Топливные карты” 118
Принят к вычету входной НДС по купленной карте 68 с/сч “Расчеты по НДС” 19 18
на 30.06
Перечислен аванс 60 с/сч “Авансы выданные” 51 5900
на 03.07
Оприходованы ГСМ (по чекам АЗС) 10-3 60 2288 (180 л * (15 – 2,29))
Учтен входной НДС 19 60 412
на 17.07
Оприходованы ГСМ (по чекам АЗС) 10-3 60 2542 (200 л * (15 – 2,29))
Учтен входной НДС 19 60 458
на 31.07
Зачтен ранее перечисленный аванс 60 60 с/сч “Авансы выданные” 5700 (2288 + 412 + 2542 + 458)
Принят к вычету НДС по ГСМ (по счету-фактуре) 68 с/сч “Расчеты по НДС” 19 870 (412 + 458)

Учет ГСМ предприятиями на ОСНО

Затраты на ГСМ включаются в состав:

  • Материальных расходов (когда оказываются автотранспортные услуги). Списываются с учетом метода оценки материалов, принятого в компании;
  • Прочих затрат на производство и продажи (когда транспорт эксплуатируется для нужд компании). Списываются по фактической стоимости покупки (без НДС).

Указанный порядок списания ГСМ применяется в фирмах, рассчитывающих налог кассовым методом и методом начисления, поскольку при применении топливной карты ко времени фактической выдачи топлива деньги за него уже уплачены.

Учет ГСМ компаниями на УСН

Фирмы на режиме УСН “Доходы минус расходы” имеют право включить затраты на ГСМ в состав расходов, однако необходимо документально их подтвердить.

Списываются расходы на топливо при расчете налога к уплате также как в случае с предприятиями на ОСНО, но есть одно непременное условие для признания затрат на УСН – их оплата. НДС по таким затратам также снижают налогооблагаемую базу по налогу на УСН.

Учет ГСМ фирмами на ЕНВД

Затраты на топливо не оказывают никакого влияния на расчет налогооблагаемой базы по ЕНВД в силу того, что объект налогообложения ЕНВД – вмененный доход.

Учет ГСМ организациями на ОСНО/ЕНВД

Затраты на топливо в компаниях, применяющих одновременно ОСНО и ЕНВД, должны быть распределены, однако расходы на ГСМ, которые относятся только к одному из видов деятельности, не подлежат распределению.

К вычисленной части затрат по тому виду деятельности, которая облагается ЕНВД, нужно прибавить сумму НДС, которую не разрешается принимать к вычету.

Варианты учета ГСМ в «1С:Бухгалтерии 8»

Топливо можно приобретать за наличный расчет и в безналичной форме. Если организация выбрала безналичную форму, то с поставщиком ГСМ заключается договор поставки, в соответствии с которым организация перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика, а взамен получает талоны или топливные карты, по которым водители осуществляют заправку автомобилей на автозаправочных станциях (АЗС).

Учет ГСМ по талонам

Для учета операций с применением топливных талонов имеет значение, какой вид талонов используется и в какой момент к организации переходит право собственности на ГСМ. В зависимости от условий договора поставки нефтепродуктов право собственности на получаемый бензин может переходить к организации либо в момент получения талонов, либо в момент заправки автомобиля на АЗС.

Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки топлива в бак автомобиля на АЗС, то талоны на ГСМ могут учитываться в составе денежных документов на счете 50.03 «Денежные документы». 

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета на топливо в составе денежных документов используются документы:

  • Поступление денежных документов и Выдача денежных документов (раздел Банк и касса) — для регистрации получения талонов от поставщика и передачи их водителю;
  • Авансовый отчет (раздел Банк и касса) — для отражения приобретения ГСМ;
  • Требование-накладная (раздел Склад) — для списания приобретенного ГСМ в расходы.

Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент передачи топливных талонов, то поставщик одновременно с талонами передает организации комплект документов на топливо (накладную, счет-фактуру). В договоре при этом необходимо прописать условие, что топливо находится на ответственном хранении у поставщика до момента предъявления топливного талона и заливки топлива в бак автомобиля. Получение и выдачу талонов на ГСМ следует регистрировать в специальном журнале — книге учета талонов.

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета ГСМ с переходом права собственности в момент получения талонов используются документы:

  • Поступление (акты, накладные) (раздел Покупки) — для регистрации приобретения топлива;
  • Перемещение товаров (раздел Склад) — для отражения фактической заправки топлива с АЗС в бак машины;
  • Требование-накладная (раздел Склад) — для списания топлива в расходы.

1С:ИТС

Подробнее об учете ГСМ за наличный расчет и по талонам см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С»: ,, .

Учет ГСМ по топливной карте

Топливная карта представляет собой микропроцессорную небанковскую пластиковую карту с ПИН-кодом и чипом, являющимся носителем информации:

  • об установленных лимитах, количестве и ассортименте нефтепродуктов и сопутствующих услуг;
  • и/или о количестве денежных средств, в пределах которых на АЗС можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.

Чтобы приобретать топливо по картам, компания заключает договор с поставщиком топлива (это может быть процессинговый центр, который выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственниками топлива). В зависимости от условий договора топливная карта может передаваться организации и обслуживаться бесплатно или за определенную плату.

Организация может иметь в своем распоряжении несколько топливных карт. Топливные карты в организации закрепляются либо за водителем, либо за автомобилем. На каждую отдельную карту ни деньги, ни литры не зачисляются. Информация у поставщика хранится в целом по всей организации-покупателе, а топливная карта представляет собой техническое средство для получения топлива и услуг на АЗС отдельными водителями.

При получении топлива на АЗС водитель получает чек о произведенной заправке, который следует приложить к путевому листу. В оговоренный договором срок (в конце месяца или чаще) поставщик топлива представляет организации комплект документов за указанный период:

  • отчет о марке и количестве предоставленного топлива (реестр операций, осуществленных с использованием топливных карт);
  • финансовые документы (накладную и счет-фактуру).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для отражения поступления топливных карт и ГСМ используются документы Поступление (акты, накладные). Передача карты оформляется документом Передача материалов в эксплуатацию (раздел Склад), а учет ГСМ в расходах — документом Требование-накладная.

1С:ИТС

Подробнее об учете ГСМ по топливным картам см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С»: .

Как видим, «традиционные» методики учета топлива достаточно трудоемкие. При этом в прежних версиях программы отсутствовала печатная форма путевого листа.