Контролер технического состояния автотранспортных средств

Ведение Журнала предрейсового осмотра

Содержание

Список обязательных сведений, вносимых в Журнал регистрации результатов измерения, приведен в нормативе №835н. Нигде не регламентируется, в каких формулировках медработник должен отражать данные. Указаний, которым необходимо строго следовать, нет. Разрешается дополнять перечень графами, учитывая специфику работы автопредприятия. Расширенный вариант документа утверждается совместно с руководством.

Перечень регистрируемых данных, согласно Приказу Минздрава №835н; п.14

1) дата и время проведения медицинского осмотра; 2) фамилия, имя, отчество работника; 3) пол работника; 4) дата рождения работника; 5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка; 6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка; 7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи; 8) подпись работника.

Главное, чтобы ведение регистрационного Журнала предрейсового медосмотра, не противоречило имеющимся требованиям. Скорее всего Приказ Минздрава с новыми поправками изменится в этой части. Например, станет необязательной подпись водителя, так как, при дистанционном контроле идентификация личности происходит иначе. Если работники проходят послерейсовый осмотр, для фиксации данных заводят второй Журнал, который будет отличаться только названием.

Бумажный или электронный вид Журнала

Дистанционный формат ведения документации предполагает электронный вариант обмена данными между автопредприятием и медицинским учреждением. Медорганизации по оказанию услуг ПМО имеют право использовать вместо бумажного варианта эл. носитель. При этом соблюдая несколько условий:

  1. Возможность распечатки страниц, которые можно собрать в Журнал.
  2. Для заверения результатов осмотра медперсонал должен использовать личную усиленную квалифицированную эл. подпись (УКЭЦП).
  3. Хранение информации в БД не менее года.

О разрешении вести электронный Журнал ПМО говорится в Приказе Минздрава на основании Закона №196-ФЗ: Порядок №835н, пункт 15.

Следует учитывать, что при такой форме заполнения граф исключается подпись водителя.

Используя бумажный вариант, нужно:

  • пронумеровать страницы;
  • прошить книгу, заверив печатью организации;
  • хранить документы в архиве не менее 5 лет.

В случае проверки автопредприятия могут потребовать Журнал предрейсового осмотра, чтобы убедиться в реальном проведении процедуры. Поэтому документы должны находиться в транспортной организации. Когда медосмотр проходят на территории автохозяйства — все понятно. Если услуги оказываются на стороне, неизвестно, как быть с Журналами регистрации. Согласно п.18 Порядка о результатах медработник сообщает в транспортную организацию. Поэтому лучший выход — электронный формат обмена данными.

Законодательная база и порядок прохождения

Порядок технического контроля регулируется Приказами Министерства транспорта. 25 декабря 2020 года вступил в силу новый приказ 141. Но он внес только некоторые коррективы в законный порядок от 26.02.2017 по Приказу 152 «Об утверждении обязательных реквизитов путевых листов».

Согласно последнему документу, в России действуют следующие правила заполнения путевых листов:

  1.  Лист выдается на каждое транспортное средство ИП, юридического лица, используемого для транспортировки людей, багажа, грузов в городском, пригородном и международном сообщении.
  2. Путевой лист рассчитан на срок действия от одного дня до одного месяца.
  3. Если путевой лист используется на одном транспортном средстве и для нескольких посменных водителей, то составляется несколько бумаг по числу водителей.
  4. Путевой лист в обязательном порядке заносится в журнал регистрации.
  5. Все бумаги, имеющие отношение к контролю технического состояния
  6. транспортного средства, хранятся не менее 5 лет.

В листе указывается:

  • порядковый номер документа;
  • тип транспортного средства, номер регистрации в ГИБДД;
  • печать и подпись собственника предприятия;
  • фамилия контроллера-осмотрщика с указанием инициалов;
  • дата и время предрейсового осмотра;
  • показания одометра при выезде с места осмотра (парковки) при возращении обратно;
  • дата и время медицинского осмотра водителя;
  • ФИО медицинского работника, ответственного за процедуру медицинского обследования.

Образец инструкции предрейсового техосмотра автомобиля механиком включает только важные для безопасности нюансы. В ходе осмотра проверяются основные узлы и агрегаты «большегрузов».

А именно:

  • тормозная система;
  • рулевое управление;
  • стеклоочистители (омыватели);
  • нормативное состояние колес и шин;
  • крепление зеркал заднего вида;
  • устройства обдува-обогрева (кондиционер, печка);
  • тягово-сцепное устройство;
  • устойчивость заднего колеса (запаски);
  • подача звукового сигнала, предупреждающего других участников дорожного движения об опасности;
  • аварийная сигнализация;
  • тахограф;
  • система спутниковой связи и кнопка вызова экстренных служб;
  • брызговики, грязезащитные фартуки;
  • внешние световые приборы;
  • ремни безопасности.

Если автомобиль не пригоден для эксплуатации в коммерческих, интенсивных целях, то последует очевидный отказ. Как итог – транспортное средство направляется в ремонтную мастерскую, где находится до момента устранения неполадок.

В комплектации коммерческого транспорта не должно быть элементов, которые не предусмотрены по конструктивным особенностям. Система выпуска выхлопных газов должна работать по нормативам, исключая лишние выбросы. Данные показатели проверяются на холостом ходу, лабораторно.

Многие эксперты-контроллеры говорят о необходимости противооткатных упоров для грузовых автомобилей и автобусов. Они нужны, чтобы надежно «закрепить» аварийный автомобиль на дорожном полотне в случае вынужденной остановки.

Также диагностируется наличие фиксаторов на кузове транспортного средства, чтобы была произведено стойкая фиксация.

Для городского наземного транспорта, работающего от источников электричества, предъявляются другие требования.

Здесь контролируется:

  1. исправность токоприемника;
  2. крепление и целостность колесных пар;
  3. соответствие силы тока определенному значению;
  4. состояния аккумуляторной батареи;
  5. работоспособность измерительных приборов.

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Обновлено: 06.04.2018 08:15

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда

А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ.

К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии.

Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет

Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров — задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотровС 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Тут же ставится подпись медицинского работника.Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

Последовательность контрольного осмотра

В документах, рассмотренных выше, прописаны рекомендации, регламентирующие ход техосмотра. Визуальный контроль начинается с «лица» – то есть с кабины.

Внешний вид ТС

Техника должна быть «опрятной» – очищенной от грязи, мусора и скопившейся пыли. Это необходимо не только для гигиены, но и для бесперебойного функционирования фильтров, движка. Данные детали автомобиля могут забиваться, что приводит к некорректной работе АТС. Если АТС относится к разряду спецтранспорта, должен присутствовать соответствующий плакат (опознавательный знак).

Также обращают внимание на целостность фар, стекол, госномеров

Кабина

Это второй дом водителя

Важно осмотреть стояночный тормоз, работу дверных механизмов, полноту омывателя стекол. Проверить наличие инструментов, пожарного гидранта, аптечки

Двигатель

Это «сердце» транспортного средства. Здесь смотрят на жидкость в охладительной системе, оценивают работу генератора и насоса.

Коробка передач

Мониторим состояние болтов, крепящих карданные валы. Смотрим на целостность составляющих, исключаем наличие трещин и сырости.

Образец порядка проведения контроля

Порядок проведения осмотров технического состояния АТС закреплен в инструкциях по БДД, рекомендации также реально получить в министерстве транспорта.

План контроля включает в себя перечень манипуляций, основные из них выглядят так:

  • исследование внешнего вида техники;
  • проверка кузова, кабины водителя, сигналов, света, тормозов, аккумулятора;
  • контроль основных систем: пневматических подвесок, рулевой, сцепления, движка;
  • проверка параметров мостов, целостности шлангов, поворотников;
  • анализ колес, шин, бамперов.

Напомним, что при составлении акта проверки присутствует шофер.

Виды и объемы проверки технического состояния ТС

Техконтроль подразделяется на визуальный и мануальный. Второй вариант техник применяет в том случае, если конкретная деталь или система вызывают подозрения. Карту диагностики некоторые фирмы получают по «серым» схемам – то есть минуя официальное заключение эксперта. Такие «хитрости» грозят компании штрафами от ГИБДД, а также увеличивают риски ДТП. Вернемся к «белым» схемам.

Методы проверки

Осуществление техконтроля (предсменного и послерейсового) делится на полный осмотр и мониторинг конкретной системы. Полный осмотр, требуемый приказами Минтранса, призван обеспечивать дорожную безопасность, контролировать все составляющие ТС. Частичный осмотр применяют при поломке или неполадках одной из систем. Рассмотрим, какие бывают нюансы в каждой системе машины.

Тормозных систем


Проверка тормозной системы.

Тормоза – одна из основных частей ТС, отвечающая за безопасность шофера и окружающих.

При их осмотре могут выявить следующие неполадки:

  • заниженная эффективность системы;
  • заклинивание, перебои;
  • утечка жидкости;
  • сбои световых сигналов торможения.

При обнаружении вышеперечисленного автомобиль отправляют на детальное обследование.

Системы рулевого управления

Сбои здесь могут быть такими:

  • заедание управления;
  • нарушение регулировки деталей.

Машина также отправляется на станцию ремонта.

Внешних световых приборов

При осмотре фар техник может выявить:

  • замыкание контактов;
  • сбои в работе задних/передних фонарей.

ТС не допускают в путь до исправления ситуации.

Колес и пневматических шин

Проверяются крепление и внешнее состояние «обувки» АТС. При необходимости авто ставят на домкрат, подтягивают гайки. Недопустимы повреждения резины, «шишки», разные рисунки протекторов, изношенные шины.

Двигателя и его систем

Движок – «сердце» автомобиля. Проверяется его работа на полных, малых оборотах, а также на холостом ходу. Повышенная концентрация дыма, его попадание в водительскую кабину, перебои со сцеплением – повод отправить технику на станцию.

Других элементов конструкции

Детальному осмотру подлежит крепление тягача с полуприцепом, стабильное крепление зеркал, навесов и госномеров.

Также механик исключает глубокие вмятины, повреждения платформы, трещины фар. Если осмотр выявил вышеперечисленное, пришедшие в негодность детали меняют, крепления регулируют.

Средства проверки

Для полноценного техобслуживания в гараже организации должны быть:

  • несколько видов домкратов (для каждого типа техники);
  • манометр для проверки колес и давления в шинах;
  • молоточек с длинной рукоятью;
  • наборы инструментов (ключи, гайки).

В больших компаниях целесообразно поставить оборудование для проведения компьютерной диагностики.

Документирование результатов


Документирование результатов.

Результаты мониторинга фиксируют в журнале учета. Образец документа можно найти в свободном доступе.

Пример необходимых граф таков:

  • марка и модель (грузовой, легковой) автомобиля;
  • государственный номер машины;
  • краткая информация о шофере;
  • данные проверяющего;
  • время/дата фиксации техсостояния;
  • данные с одометра, пробег;
  • пометка о прохождении техосмотра;
  • подписи проверяющего и шофера.

Также итоги осмотра вносят в «путевик».

Кто обязан проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовое медицинское освидетельствование надо пройти всем водителям, в течение смены перевозящим опасные грузы или людей. Это обязанность работодателя и проводится за его счет, заставлять сотрудников оплачивать данную услугу незаконно (п. 5 Закона № 196-ФЗ).

Скачать документы из статьи:

Ранее перечень опасных грузов регламентировался Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Приложение № 7.3). Но они были отменены. В настоящее время правила классификации и перевозки опасных грузов установлены Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 12.12.2017, с изменениями от 16.03.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

С пассажироперевозками тоже не все однозначно. Понятно, что водители автобусов, например, всю смену перевозящие людей, должны подвергаться послерейсовым осмотрам. А если речь идет о водителе директора, например? Он не работает по договору перевозки, это условия его трудового контракта.

Ответ найдем в судебных решениях по этому вопросу (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2008 по делу № А82-9455/2007–29, ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009). Они однозначны: послерейсовый осмотр необходим

Неважно, что перевозки проходят в служебных целях, а не для перемещения граждан. Точно также индивидуальный предприниматель, который ездит на собственной машине, должен проходить медосмотр (п

4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Обучение на Контролера технического состояния автотранспортных средств

Освоить эту профессию можно в любом городе России, предварительно получив среднее или высшее образование по таким специальностям:

  • специальности укрупненной группы 23.00.00 (для переподготовки необходим стаж работы не менее 1 года);
  • профильная специальность (код специальности 23.02.03, для переподготовки не нужен стаж работы);
  • непрофильное среднее или высшее образование.

Люди, у которых нет профильного образования, проходят обучающий курс, после которого они сразу же могут приступать к работе контролера. Стоит заметить, что для прохождения таких курсов необходимо высшее образование в смежных сферах (инженер, эксперт-автотехник, слесарь по ремонту автомобиля и т. д.).

Курсы

Учебный цент «Амулет», г. Москва

В учебном центре студенты смогут пройти курсы переподготовки, быстро и легко осваивая рассматриваемую профессию. Стоимость обучения составляет 15 тыс. руб., а длительность курса — 255 часов.

МЦДО «ПРОФСТАНДАРТ», г. Омск

В этом центре есть очно-заочная и очная форма обучения, поэтому вы сможете совмещать работу с прохождением переподготовки. Средняя стоимость обучения составляет 8-14 тыс. руб. Но финишная цена напрямую зависит от количества человек в группе, формы обучения. Здесь можно освоить профессию контролера за 254 часа.

Журнал учета техсостояния

Данные, которые содержит журнал учета технического состояния транспортных средств, используются для оценки автопарка на предмет частоты поломок. Также в документе отражаются данные о времени выезда на смену и возвращении на стоянку.

Дополнительные графы содержат информацию о:

  1. Сопроводительной документации (номерах путевых листов). Это позволяет контролировать расход ГСМ каждым водителем.
  2. Закрепленном за шофером ТС на период смены. Это требуется для доказательства причинения материального ущерба предприятию в случае аварий, поломок по вине водителя. Автотранспорт проходит предрейсовый и послесменный осмотр, потому ответственность за исправность ТС у водителя прямая – он ставит подпись дважды за смену.
  3. Выдаче ключа зажигания, документов на управление. Отметка предполагает, что отправка шофера в рейс производится после проверки водительского удостоверения, что исключает передачу авто сотрудникам, лишенных прав (забывших документ дома).
  4. Отправке ТС на ремонт или обслуживание (для внутреннего учета).

Ведение документа установленного образца производится в едином экземпляре, в электронной форме (с электронными подписями) или на физическом носителе (прошиваются и нумеруются).

Некоторые агентства предлагают уже готовые папки в твердом переплете с различным количеством страниц (рекомендуют от 60 стр.). Законом это допускается. Перед покупкой непременно согласуют название столбцов и строк, их количество. Ввиду специфики некоторых организаций обязательные реквизиты дополняют другими графами, требующимися для учета.

На обороте журнала диспетчера автотранспорта подписывается делопроизводитель или иное лицо, отвечающее за организацию документооборота. Ими же проставляется печать.

Кто его ведет

Приказом руководителя предприятия назначается контролер. Обычно проверяющий занимается ведением всей отчетности, связанной с обслуживанием автотранспорта. Однако, чаще всего обязанность заполнять журнал возлагается на диспетчера, который фиксирует предоставленные автомехаником сведения.

Важно. По закону ответственный за предрейсовый контроль ТС (инженер, диспетчер или контролер) должны иметь образование, соответствующее профессиональным требованиям, а также проходить переаттестацию раз в пять лет в органах Ространс-надзора

Ведет диспетчерский журнал на автомобильном транспорте лицо, осуществляющее контроль техсостояния ТС.

Назначение

Предрейсовый и / или предсменный учет диспетчером транспортных средств необходим для анализа деятельности подразделения и ведения посменной статистики.


С помощью журнала:

  1. Проверяют, в какой день ТС выведено из эксплуатации, с какой частотой поломок осуществляется выпуск на линию того или иного автомобиля.
  2. Подсчитывают расход ГСМ за отчетный период.
  3. Контролируют соблюдение трудового режима водителей.
  4. Следят за качеством эксплуатации авто в разные смены.
  5. Проверяют данные о последнем ремонте.
  6. Контролируют соблюдение мер по безопасности движения на предприятиях.
  7. Производят взыскания за поломки в результате ДТП.

Структура

С 2019 года ЮЛ и ИП самостоятельно разрабатывают форму для регистрации состояния автотранспортных средств. Однако, Приказ №296 устанавливает список обязательных полей для диспетчерского журнала учета.

Ведется заполнение граф вручную, так как обеспечить всех сотрудников электронными подписями проблематично и не всегда целесообразно. Первая страница (титульная) содержит надпись «Журнал» и его полное наименование. Вверху заголовка указывается название организации, а в нижнем правом углу – срок начала ведения и штамп для указания конечной даты («начат-окончен»).

Последний подшитый лист содержит информацию о количестве страниц, а также дату и подпись (с печатью) делопроизводителя (контролера). Данные представляются в табличной форме.

Состоит журнал контроля технического состояния транспортных средств из следующих граф:

  1. Дата (записи).
  2. Тип, номер транспортного средства (марка, модель, регистрационные знаки).
  3. ФИО водителя.
  4. Номер путевого листа.
  5. Время выезда.
  6. Время возвращения на стоянку.
  7. Показания одометра (пробег) на начало и конец смены.
  8. Техсостояние при выезде / возвращении.
  9. Отметка о прохождении предрейсового контроля (+ данные о результате проверки – обнаруженные дефекты и поломки).
  10. ФИО контролера, проводившего проверку.
  11. Подпись ответственного лица (контролера).

Дополнительные графы формируются на усмотрение. За пример берут графы из образца.

Кто обязан проходить ежедневный предрейсовый техосмотр?

Обязанность проходить предрейсовый техосмотр предусмотрена в первую очередь ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Этот законодательный акт устанавливает обязанность юридических лиц и ИП, использующих ТС для перевозки грузов и пассажиров, обеспечивать контроль за технической исправностью транспорта.

Более подробно порядок проведения предрейсового контроля за техническим состоянием транспортных средств регулируется ведомственными инструкциями и приказами Министерства транспорта.

Цель проведения контроля – обеспечение безопасности участников дорожного движения от возможных аварий по причине неисправности автомобилей и других ТС.

Автотранспорт, используемый в коммерческих целях, подвергается интенсивной нагрузке, все узлы изнашиваются намного быстрее, поэтому исправное техническое состояние такси, грузовых автомобилей и других ТС, используемых юридическими лицами в перевозках грузов и людей, необходимо обеспечивать особенно тщательно.

В целом законодательство в сфере обеспечения исправного технического состояния ТС, которые осуществляют перевозку людей и грузов, очень запутанно, многие нормы противоречат друг другу, а транспортная инспекция довольно часто применяет или пытается применить устаревшие и недействующие нормы законодательства, например, Приказ Министерства транспорта № 27 от 09.03.1996.

Поэтому спорная ситуация возможна даже при аккуратном проведении техосмотров перед каждым выпуском ТС на линию.

Обязанность проводить техосмотр перед началом каждого рабочего дня лежит в первую очередь на компаниях, предоставляющих услуги извоза – такси. Также осуществлять предрейсовый техосмотр должны все компании, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками.

Подтверждение проведенного техосмотра – отметка в путевом листе, который обязательно должен быть у водителя при нахождении в рейсе или на маршруте.

Проводить предрейсовый техосмотр автомобиля должен механик, прошедший аттестацию в Российской транспортной инспекции.

Приказом за конкретным механиком закрепляется должностная обязанность по выпуску ТС на линию и проведению предрейсового техосмотра. Небольшие компании часто пользуются услугами сервисных центров.

Если компания пользуется услугами сервисного центра для проведения предрейсового осмотра автотранспорта, предприятие, оказывающее эту услугу, прикрепляет своего механика, который проводит обязательную ежедневную процедуру осмотра.

Этот вариант удобен не только потому, что нет необходимости держать своего специалиста – в случае некачественно проведенного осмотра ответственность ложится не на юридическое лицо, а на сервисный центр.

Медицинское обследование


В России действует №196-ФЗ, принятый 10.12.1995 г. Он трактует основные требования к ТС для обеспечения безопасности дорожного движения. В Письме №2510 прописан порядок прохождения мед. осмотра водителями ТС. Его должны проходить все из них до выезда на маршрут или до поездки за город с грузом.

Процедура проходит в медучреждении, в котором работает медицинский сотрудник, окончивший специальные курсы и знающий, что проверять во время ее проведения.

Медработник берет анализы. Не редко он выявляет факторы, препятствующие выполнению водителем своих должностных обязанностей. В таком случае ни о какой поездке не может идти и речи. Он направляется в поликлинику, где уточняют диагноз и назначают лечение.

Задачи врача:

  • собрать анализ;
  • определить давление;
  • пульс;
  • наличие/отсутствие алкоголя в выдыхаемом воздухе.

При наличии показаний он может направить водителя на другие исследования, и только после этого решит, давать допуск к работе или нет.

Стоимость услуги – от 48 рублей. Результат ее оказания – штамп в путевом листе, свидетельствующий о допуске к вождению.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств | порядок проведения, приказ, журнал, штамп

Обязанность проходить предрейсовый технический осмотр транспортных средств закреплена законодательно. Уже скоро вступает в силу новый порядок такого осмотра. Сегодня мы разберем, для кого ПТОТС обязателен, и что будет, если не соблюдать установленную процедуру.

Обязанность прохождения предрейсового осмотра транспортных средств (далее – ПТОТС) прежде всего регламентируется Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч.6 п.1 и ч.5 п.5 ст.20. В данных пунктах идет речь как раз об ответственности компаний и ИП при эксплуатации транспорта.

Эти меры направлены на соблюдение безопасности на дорогах, предупреждение возникновения ДТП из-за неисправной техники. Коммерческое использование автомобилей, как грузовых, так и пассажирских, происходит с высокой интенсивностью, несравнимой с эксплуатацией у частника. Соответственно, все узлы и детали изнашиваются гораздо быстрее и требуют внимательного к себе отношения.

Регулярное проведение ТО, а также регулярные ПТОТС практически полностью исключают вероятность ДТП из-за нарушений и поломок в агрегатах автомобиля или другого транспортного средства. Соответственно, компания не теряет средства на ремонт после аварии, не несет убытков из-за простоя транспорта.

Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств

Порядок проведения осмотра представляет собой комплекс мероприятий, которые осуществляются перед каждым выездом транспорта в рейс. Проводит осмотр специально обученный сотрудник, имеющий соответствующую квалификацию – контролер. Он же является ответственным за техсостояние автомобилей и техники.

Проверка должна производиться в специально оборудованном боксе (помещении) со всем необходимым оснащением:

  • аппарат проверки и настройки светового пучка фар;
  • шинный манометр;
  • газоанализатор (для бензиновых и дизельных двигателей);
  • аппарат, определяющий рулевой люфт;
  • мобильная лампа;
  • прибор проверки схождения;
  • слесарный инструмент. 

Кроме того, к помещению предъявляются определенные требования.

Так, оно должно обязательно быть оборудовано:

  • ямой для проведения осмотра с утопленными в ниши лампами освещения и розетками;
  • должно хорошо проветриваться;
  • иметь отопление на холодное время года;
  • комнатой отдыха контроллера.

Все это позволит точно оценить состояние техники и не допустить выхода на линию неисправного ТС.

Регламентируется не только оснащение проверочного бокса, но и время ПТОТС (Постановление Госкомтруда СССР от 13.03.1987 № 153/6). Данное постановление является действующем и по сей день.

Принятые им Единые нормы времени в п. 1.6 устанавливают продолжительность предрейсового осмотра ТС не более 18 минут.

При проведении проверки механиком-контролером производится оценка технического состояния:

  • тормозной системы;
  • рулевого управления;
  • уровня масла в двигателе;
  • давление в шинах;
  • внешняя оценка узлов агрегата на предмет видимых дефектов (подтекание жидкостей, деформации и прочее).

Полный список неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей, приведен в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения».

внимание

Решение о выводе автомобиля на линию принимает механик, производящий осмотр. Он ставит соответствующий штамп в путевом листе, подтверждающий, что ПТОТС проведен, неисправностей не выявлено, ТС находится в исправном состоянии. Также проставляется дата осмотра и подпись механика. Если водитель согласен с заключением специалиста, то также ставит подпись и может выезжать на рейс.

При обнаружении поломок и дефектов, не позволяющих дальнейшую эксплуатацию, контролер направляет ТС в ремонтную мастерскую.

Образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспортных средств

1. Общие положения

  1. В ходе выполнения своих рабочих функций контролер технического состояния автотранспортных средств находится в подчинении у руководителя соответствующего отдела.
  2. Лицо, которое претендует на данную позицию, должно соответствовать одному из следующих квалификационных стандартов:
    • законченное среднее профильное образование, с защитой диплома по специальности 23.02.03 (опыт работы не нужен);
    • законченное среднее профильное образование по специальности 23.00.00 (трудовой опыт — от года в сфере обслуживания транспорта);
    • законченное среднее профессиональное образование и пройденная профильная переподготовка, удостоверяемая соответствующим дипломом.
  3. Кандидат на данную позицию обязан знать:
    • действующие нормативы безопасности и обслуживания для транспортных средств;
    • актуальные нормы ПДД;
    • правила заполнения нужной технической документации;
    • принципы работы и устройства транспортных средств;
    • особенности и отличия основных марок проверяемых автомашин;
    • правила оценки качества выполняемой работы;
    • правила проведения профилактики автомашин, а также проверки качества их ремонта;
    • методы выявления неисправностей транспортных средств;
    • порядок проверки технического состояния проверяемых автомашин;
    • правила ухода за используемым оборудованием и инструментом;
    • правила использования соответствующего оборудования и инвентаря при проверке машин;
    • основы профильного законодательства, а также положений в сферах пожарной безопасности и охраны труда.
  4. Специалист руководствуется:
    • актуальным законодательством;
    • действующими профильными нормами и приказами;
    • документацией организации;
    • положениями этого документа.
  5. На срок временного отсутствия специалиста его замещает другой контролер, выбранный директором организации.

2. Функции

  1. Отслеживание технического состояния автотранспорта перед выездом на трассу, а также после возвращения из рейса.
  2. Запрет выезда на трассу машины с неисправностями.
  3. Мониторинг качества планового и срочного ремонта машины.
  4. Донесение до водителей и менеджеров сведений об имеющихся и возможных неполадках.
  5. Контроль за качеством узлов и агрегатов, установленных после ремонта.
  6. Соблюдение ПДД, норм пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Уход за рабочим местом, предоставленным оборудованием и инвентарем.
  8. Проставление подписей в путевом листе и журнале регистрации по результатам проверки машин перед их выходом на трассу.
  9. Ведение соответствующей документации.

3. Ответственность

Контролер может быть привлечен к ответственности при следующих обстоятельствах:

  1. За ненадлежащее исполнение (невыполнение) должностных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве и документах организации.
  2. За ущерб, который причинен работодателю вследствие его некомпетентных действий — в границах, обозначенных правилами организации и соответствующими разделами законодательства.
  3. За нарушения законов, совершенные в ходе его служебной деятельности — в порядке статей соответствующего раздела законодательства.

4. Права

  1. Вносить предложения менеджменту организации по вопросам совершенствования работ в области своей деятельности.
  2. Принимать меры для предотвращения и ликвидации нарушений в области безопасности осматриваемых транспортных средств.
  3. Получать от коллег служебную информацию, которая требуется в рабочей деятельности.
  4. Получать от работодателя необходимый инвентарь, который востребован для осмотра и тестирования машин.
  5. Информировать менеджмент о возможных проблемных моментах в области проверяемого транспорта.
  6. Подписывать в соответствующем журнале заключения о результатах проверки автомашин.
  7. Требовать от менеджмента организации создания и поддержания условий, которые нужны для выполнения своего комплекса рабочих функций.