Национальный банк рк: структура и функции. нацбанк республики казахстан

«Из тех кандидатур, что были, лучше не подобрать»

Предшественником Досаева на этом посту был Данияр Акишев. Работал он с ноября 2015 года, и именно в период его председательства в Нацбанке произошли резкое ослабление тенге, спасение и ликвидация нескольких банков, а также списание нескольких триллионов «плохих» активов. Одна из последних историй – это помощь «Цеснабанку». Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Экс-председатель Национального банка Данияр Акишев / Фото informburo.kz

Политолог Уразгали Сельтеев отмечает, что назначение Ерболата Досаева новым председателем Нацбанка многие считали очевидным после претензий к бывшему руководителю. Тем более, по мнению собеседника Informburo.kz, Данияр Акишев, по всей видимости, свою конкретную миссию выполнил.

История спасения Цеснабанка завершилась продажей почти 100% акций. Как это было

«Возможно, из тех кандидатур, что были, лучше не подобрать. Во-первых, у нас круг чистых финансистов с большим политическим весом очень ограничен. Наравне с Досаевым эту должность полноценно могли бы «потянуть» ещё два человека: Кайрат Келимбетов, но у него сейчас глобальные задачи в МФЦА, и Болат Жамишев, но он сейчас далёк от правительственных дел и плотно сориентирован на профильных направлениях в Банке развития Казахстана. Поэтому, собственно, выбора не было», – отмечает Сельтеев.

Программа оздоровления банков в Казахстане будет закрыта. Как это скажется на рынке?

Кроме того, одной из претензий к Нацбанку было отсутствие эффективного и постоянного взаимодействия с Правительством. Досаев же, подчёркивает политолог, был и членом кабмина, и входил в состав правления Нацбанка.

«В-третьих, у Ерболата Досаева есть своя готовая специфическая команда, состоящая практически целиком из финансистов и экономистов. Большинство из них имеют зарубежное образование и управленческий опыт. Подобной заточенной на финансы группы менеджеров нет ни у одного политического «тяжеловеса» на текущий момент», – подытожил Уразгали Сельтеев.

Функции

Правовой статус и функции банка определены законами «О Национальном банке Республики Казахстан» и «О банках в Республике Казахстан». В соответствии с законом «О Национальном банке Республики Казахстан» установлена его подотчётность Президенту Республики Казахстан; там же указано что Национальный банк является:

  • центральным банком республики и представляет собой верхний уровень банковской системы (ст. 1 закона);
  • государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платёжных систем, осуществляющим валютное регулирование и контроль, государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, государственное регулирование функционирования регионального финансового центра города Алматы, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику (ст. 2 закона).

Подотчётность Президенту Республики Казахстан в соответствии со ст. 3 закона «О Национальном банке» означает:

  • назначение Президентом с согласия Сената Парламента Республики Казахстан Председателя Национального банка; освобождение его от должности;
  • назначение на должность и освобождение от должности Президентом заместителей Председателя Национального банка по представлению Председателя Национального банка;
  • утверждение Президентом структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального банка;
  • утверждение Президентом Положения о Национальном банке;
  • утверждение Президентом годового отчёта Национального банка;
  • утверждение Президентом концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты — казахстанского тенге;
  • представление Национальным банком по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом.

Основной целью Национального банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный банк возлагаются следующие задачи:

  • разработка и проведение денежно-кредитной политики государства
  • обеспечение функционирования платежных систем
  • осуществление валютного регулирования и валютного контроля
  • содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

  • проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;
  • осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;
  • осуществление функции банка банков;
  • осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;
  • организация функционирования платежных систем;
  • осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;
  • управление золотовалютными активами Национального банка;
  • осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка и др.
  • осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.

Акции

Национальный банк Республики Казахстан является держателем акций следующих компаний:

  • Казахстанский фонд гарантирования депозитов;
  • Акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд».

Международное сотрудничество

Национальный Банк РК принимает активное участие в развитии экономических связей между Казахстаном и другими странами. Учреждение внимательно изучает опыт развитых зарубежных центробанков и способствует дальнейшей интеграции экономики Республики Казахстан в мировую финансово-экономическую систему. Казахстан состоит в консультативных комитетах Евразийского экономического сообщества и СНГ по вопросам экономической политики, банковских услуг, статистики, валютной политики и прочее. Тесное сотрудничество по обмену и накоплению опыта по вопросам денежно-кредитной политики, надзора в банковской сфере и надежности финансовой системы налажено с такими странами дальнего зарубежья, как Германия, Испания, Венгрия, Польша, Катар, ОАЭ и другие. Национальное финансовое учреждение входит в клуб управляющих центральных банков стран Центральной Азии, Черноморского региона и Балкан — группу государств, целью которой является регулярный обмен мнениями и опытом по решению проблем и совершенствованию банковских систем, устойчивости национальных валют, снижению инфляции и так далее. Соглашения НБ РК с Международным валютным фондом, группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития и другими международными организациями позволяют Казахстану пользоваться внешними займами и получать техническую помощь в сфере управления макроэкономикой.

Национальный банк Казахстана и тенге

НБ РК проводит политику свободно плавающего курса национальной валюты. Это означает, что Национальный банк не влияет напрямую на курсообразование казахстанского тенге. Курс национальной валюты складывается из множества рыночных факторов, таких, например, как мировые цены на нефть и курсы валют стран, с которыми Казахстан ведет тесные экономические и политические отношения. В случае возникновения фундаментальных дестабилизирующих факторов, к примеру неопределенности нефтяных котировок или значительных колебаний курса доллара, Национальный банк РК оставляет за собой право проводить интервенции, направленные на поддержание национальной валюты. НБ РК также может применять финансовые инструменты в целях сохранения международных резервов страны и повышения конкурентоспособности продукции национальных производителей на внутреннем рынке.

О структуре

Национальный банк РК представляет собой государственный централизованный институт, располагающий сетью подразделений по всей стране. В его организационную структуру входят:

  • Центральный аппарат.
  • 16 территориальных филиалов в каждой области и одно специальное подразделение в городе Алматы.
  • 3 подотчетные организации.
  • Зарубежное консульство в России.

Главное подразделение НБ РК состоит из 13 департаментов (один из них— в городе Астане) и такого же количества управлений. Целью его работы является поддержание непрерывного и стабильного функционирования как самого финансового учреждения, так и его местных филиалов и подведомственных организаций. К задачам головного офиса относятся:

  • развитие межрегионального и международного сотрудничества;
  • регулирование платежных систем;
  • управление рисками;
  • поддержка потребителей услуг финансового сектора;
  • учет монетарных операций;
  • работа с персоналом;
  • выявление информационных угроз;
  • организация работы IT-инфраструктуры;
  • проведение исследований и сбор статистических данных;
  • контрольная и надзорная деятельность над финансовыми организациями: банками, кредитными учреждениями и пр.;
  • учет бухгалтерских операций;
  • юридическая поддержка НБ РК;
  • валютное регулирование;
  • работа с наличными средствами;
  • сохранение конфиденциальной государственной информации;
  • управление внутренним аудитом;
  • анализ, прогнозирование платежного баланса и макроэкономического состояния экономики РК;
  • создание необходимых условий для сотрудничества с другими государственными органами;
  • планирование доходов и затрат Нацбанка РК в ходе своей деятельности, осуществление плана закупок;
  • хозяйственное обслуживание имущества, числящегося на балансе Национального банка и т. д.

В список организаций, отчитывающихся о своей деятельности главному финансовому учреждению РК, входят:

  • РГП на ПХВ «КЦМР НБ РК»;
  • РГП на ПХВ «КМД НБ РК»;
  • РГП на ПХВ «Банкнотная фабрика НБ РК».

НБ РК и коммерческие финансовые учреждения

К деятельности Национального банка РК относится регулирование, надзор и контроль финансовых организаций, в том числе и банков второго уровня. Компетенции главного учреждения в этой сфере деятельности включают в себя:

  • выдача и отзыв разрешения на открытие финансового учреждения;
  • лицензирование банковских операций: заемные, кассовые, обменные, переводные, учетные и т. д.;
  • утверждение правил осуществления банковских операций;
  • регулирование деятельности финансовых учреждений: установление норм и лимитов, осуществление проверок деятельности банков, применение к ним ограниченных мер воздействия и т. д.;
  • кредитование коммерческих банков на условиях срочности, возвратности и платности;
  • контроль над исполнением требований законодательства в сфере валютного регулирования и контроля;
  • регистрация и аннулирование банковских идентификационных кодов (БИК), а также определение использования таких идентификаторов;
  • регулирование межбанковской системы переводов денежных средств и клиринга;
  • определение формы и содержания банковской справки о наличии счета и справки о движении средств по счету;
  • контроль деятельности исполнительного органа, назначенного в процессе консервации и ликвидации банка, и так далее.

Вернётся ли Досаев к политике валютного коридора?

Более 3,5 лет политики «свободноплавающего» курса и инфляционного таргетирования показывают негативные результаты, считает директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев. В «свободное плавание» тенге отпустили, напомним, в августе 2015-го, и бремя реализации этой политики досталось как раз Данияру Акишеву, вставшему у руля Нацбанка в ноябре того же года.

«В 2018 году курс тенге показал волатильность в 20% от нижней точки, ослабнув до самых низких исторических значений. Если сравнивать тенге с другими валютами стран СНГ, то больше обесценился только российский рубль – валюта страны, которая находится под санкциями», – говорит Ошакбаев.

Что такое инфляционное таргетирование и как оно влияет на курс тенге?

В результате среди населения стали сильнее девальвационные и инфляционные ожидания. Подтверждает это экономист ежемесячным опросами Нацбанка, которые показали: в январе 2019 года людей, считающих, что «тенге ослабеет по отношению к доллару США» было более 63%. Годом ранее цифра составляла 43,8%. По мнению собеседника Informburo.kz, такие «рекорды» означают снижение доверия к монетарной и курсовой политике Нацбанка.

«Политика «слабого» тенге по отношению к российскому рублю, которая выгодна для экспортёров, подрывает внутренний рынок, приводит к эрозии реальных доходов населения, выраженных в долларах», – добавил Рахим Ошакбаев.

Затронуло это и бизнес. Объём кредитования предпринимателей постепенно снижался и к началу 2019 года составил 22% к ВВП против 31% в 2015-м. К примеру, в России этот показатель сейчас равен 48%, а в Германии и вовсе 180%.

Слайд из презентации Центра прикладных исследований «Талап»

Суть текущей монетарной политики – это попытки установить нужный уровень инфляции через высокую базовую ставку. Так для банков становится привлекательным размещать свои средства в высокодоходных нотах Национального банка. К началу текущего года в нотах регулятора держалось 3,5 трлн тенге банковской ликвидности, а это 27% уровня кредитования отечественной экономики.

Если же в текущих условиях Нацбанк начнёт снижать ставку, то, по мнению Рахима Ошакбаева, ликвидность пойдёт не на кредитование экономики, а на валютный рынок. Учитывая его малый объём в Казахстане, может последовать ослабление тенге, а это дополнительный фактор инфляции. Девальвационные и инфляционные ожидания начнут усиливаться, что заставит Нацбанк снова повышать базовую ставку, ограничивая кредитование, и проводить интервенции.

Разорвать этот замкнутый круг, считает экономист, можно только возвратом к политике валютного коридора.

«При возврате к этой политике и восстановлении доверия населения к её устойчивости будут купированы девальвационные ожидания, запустится краткосрочное доступное кредитование. Вероятно давление на валютные резервы. Но в условиях усиления надзора за валютными спекуляциями для сдерживания курса достаточно будет валюты в рамках гарантированного трансферта Национального фонда», – говорит директор центра «Талап».

Слайд из презентации Центра прикладных исследований «Талап»

Одним из потенциальных негативных сценариев возврата к валютному коридору Ошакбаев называет возможный диспаритет к рублю, который может возникнуть при существенном ослаблении российской валюты. Последствия этого казахстанцы уже наблюдали в первой половине 2015 года: конкурентоспособность отечественных товаров тогда заметно упала из-за наплыва дешёвого российского импорта.

Слайд из презентации Центра прикладных исследований «Талап»

Потенциальным решением здесь может стать, по мнению собеседника Informburo.kz, точечная государственная поддержка конкурентоспособности казахстанских предприятий, а также применение специальных защитных мер. Последние предусмотрены правилами Всемирной торговой организации и договором о Евразийском экономическом союзе.