Причины назначения выездных налоговых проверок

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Содержание

Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

Но многие думают, что если занять позицию «я никого не вижу, значит и меня никто не видит», то проблема уйдет. Однако, это не так. Вы действительно можете тянуть время, пока бюрократический аппарат приходит в действие. Но в итоге, последствия будут гораздо плачевнее.

Таким образом, нарушения или несоответствия, выступающие основаниями для контрольных налоговых мероприятий, касаются непосредственно деятельности налогоплательщиков и правильности исполнения ими требований НК РФ.

Выездная налоговая проверка — решение о проведении

Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка ООО, АО и иных организаций, независимо от формы, проводится только на основании решения руководителя ФНС России.

Даже при наличии представленных выше обстоятельств, которые выступают прямой причиной для контрольных мероприятий, при отсутствии этого документа их проведение невозможно.

Решение о выездной проверке налоговой инспекции выносится по месту нахождения юридического или физического лица, в случае если надзорные меры направлены на отдельное подразделение или филиал, то непосредственно по его адресу.

В соответствии с положениями НК РФ решение руководителя налогового органа должно содержать в себе ряд обязательных сведений:

  • полное наименование проверяемого субъекта;
  • предмет – налоги, подлежащие проверке;
  • сроки выездной налоговой проверки;
  • должность и полное имя сотрудника, который назначен для проведения проверки.

Форма документа утверждается федеральным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор по вопросам налогов и сборов.

Приостановка проверки. Более какого срока не может продолжаться приостановленная проверка?

ИНФС вправе как продлить, так и приостановить аудит. Приостанавливают проверку по разным основаниям, например, если проводят встречный аудит или запрашивают документы у контрагентов хозяйствующего субъекта.

Срок приостановления налоговой проверки в общем может составлять до 6 месяцев — не более. Если же необходимо запросить документы у государственных органов других стран, то срок приостановки может дополнительно составлять еще 3 месяца. ИФНС имеет право несколько раз приостанавливать аудит. Сроки при этом суммируются.

Налогоплательщику следует помнить, что ИНФС во время приостановки проверки не может проводить какие-либо действия и процедуры на его территории и требовать предъявления документации. Однако те требования, которые были выдвинуты до приостановления, налогоплательщик обязан исполнить, даже если выполнить их нужно в период приостановления проверки.

Сколько может составить максимальный срок выездной налоговой проверки по оп?

Что касается установленного законом двухмесячного периода, на практике он может затянуться. И несмотря на то, что превышение отведенного срока идет вразрез с нормами НК РФ, отменить результаты проверки на основании данного нарушения нельзя.

Максимальный срок выездной налоговой проверки — 15 месяцев, то есть, больше года.

При этом для проверяемого субъекта затянувшаяся проверка может даже оказаться выгодной. В случае несоблюдения налоговиками норм относительно сроков проверки на налогоплательщика невозможно наложить штраф.

Здесь же уместно сказать о сроках давности по ВНП. На основании общего правила, в случае обнаружения недочетов ИФНС вправе наложить на проверяемое предприятие ответственность. Но если между датами совершения нарушения и принятием решения о наложении соответствующих санкций прошло больше трех лет, ИНФС не вправе что-либо предъявить налогоплательщику.

В некоторых случаях налоговики выполняют повторные ВНП. В законодательстве не указаны сроки проведения выездных налоговых проверок такого типа. Однако из ст. 89 НК РФ ясно, что повторный аудит осуществляют в течение 2 месяцев или 4-6 — при наличии соответствующих условий.

Сроки для привлечения к ответственности

В случае выявления налоговых нарушений в ходе проверки виновное лицо привлекается к ответственности в порядке, определенном пунктом 1 статьи 101 НК РФ. По истечении месячного срока, который предоставляется на подачу возражений по акту проверки, руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен принять решение о привлечении лица к ответственности. На принятие соответствующего решения отводится 10 дней, хотя срок при необходимости может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

При принятии решения налоговый орган должен также руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 113 НК РФ, который гласит, что срок давности привлечения к ответственности не может превышать 3 года. Данный срок исчисляется со дня, следующего после дня совершения нарушения либо окончания соответствующего налогового периода до момента принятия решения о привлечении лица к ответственности. Данный срок может быть приостановлен в случае, определенном пунктом 1.1 статьи 113 НК РФ, с момента составления акта о том, что проверяемое лицо активно препятствует проведению контрольных мероприятий, в результате чего их исполнение становится невозможным.

Что касается взыскания штрафных санкций, то в силу пункта 1 статьи 115 НК РФ на них распространяется уже рассмотренный выше порядок, определяемый:

  • статьями 46 и 47 НК РФ — в отношении организаций и ИП;
  • статьей 48 НК РФ — в отношении граждан.

Давность привлечения к иной ответственности

Практикам следует помнить, что помимо применения налоговых санкций виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности при наличии признаков соответствующих правонарушений. В этом случае должны применяться нормы о давности привлечения к ответственности, установленные КоАП и УК РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по административному правонарушению в области бухгалтерского учета и сфере налогов и сборов может быть вынесено в течение 2 лет со дня его совершения.

В УК РФ порядок исчисления сроков давности за совершение налоговых преступлений определяется частью 1 статьи 78 и зависит от тяжести деяний. При этом срок исчисляется с момента совершения преступления до момента вступления в силу судебного приговора.

Таким образом, НК РФ установлен целый ряд сроков давности: для проведения проверок, взыскания налогов и привлечения к ответственности. В предложенной нами статье приведено их подробное описание и разграничение, что будет удобно для практических работников.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

После вручения документа налогоплательщик знакомится с его содержанием. Если он не согласен с тем, что указано в акте, то вправе предоставить в письменном виде возражения. Причём опротестовать вполне реально акт как в целом, то есть весь, так и в отношении конкретных положений.

Это значит, что организация может признать правонарушение, но не согласиться с конкретными суммами. Или же другой вариант: не отрицать один факт, но опротестовать другой.

На изучение акта и предоставление возражений налогоплательщику даётся месяц. Отсчёт начинается непосредственно с того дня, когда он получил документ. Пропуск сроков означает, что решение ФНС РФ вступит в законную силу

Именно поэтому так важно следить за датами и такое значение имеет их точное обозначение в законодательстве

Месяц может показаться большим сроком. Однако учтите, что он отводится и на изучение акта, и на составление грамотного и обоснованного возражения. Если организации потребуется помощь, ей нужно будет в рамках указанного срока найти подходящего налогового консультанта и (или) адвоката, предоставить ему материалы дела, а специалисту, в свою очередь, потребуется время, чтобы со всем ознакомиться.

То есть месяц – это не так уж и много, поэтому при желании опротестовать выводы ФНС РФ затягивать не стоит.

Возражение составляется в произвольной форме, поскольку в законодательстве конкретно об этом документе ничего не сказано. Главное, чтобы всё излагалось чётко, лаконично, деловым языком, по существу вопроса. В возражении должны быть точно обозначены те пункты акта, которые опротестовывает налогоплательщик.

При этом ему нужно обосновать свою позицию отсылками на определённые статьи законов, а также на подзаконные нормативно-правовые акты, например, на Письма самой ФНС РФ. Подписывает возражение руководитель проверенной организации или же конкретное лицо с соответствующими полномочиями, например, главный бухгалтер. Отправить документ разрешается разными способами. Главное, чтобы была чётко зафиксирована дата.

Оформление результатов проведенной КНП и рассмотрение ее материалов.

От чего зависит порядок оформления результатов камеральной проверки?

Как указано в п. 5 ст. 88 НК РФ, лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Имейте в виду, что если факт нарушения не установлен, то ее результаты не оформляются, то есть ни акт, ни справка, ни иной документ не составляются.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе КНП должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания КНП.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты оформления этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка по налогу на прибыль, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Если вышеназванные лица уклоняются от получения акта (о чем делается отметка в акте), то он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Если проверяемое лицо не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в силу п. 6 ст. 100 НК РФ оно в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом оно вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Каков порядок вынесения решения по камеральной проверке?

Порядок вынесения решений по камеральной проверке установлен в ст. 101 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (его замом) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководителем (его замом) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, данного на представление возражений, принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

Указанные решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). 

Подробнее об этом читайте в статье С. И. Егоровой «Истребование документов в рамках КНП проверка декларации по налогу на прибыль» на стр. 52.

В отличие от выездной налоговой проверки, для которой требуется такое решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (приложение 27).

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев (декларации по НДС — 2 месяца);
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

Результаты выездной налоговой проверки

Как уже упоминалось, ВНП завершается в день составления соответствующей справки, которая вручается налогоплательщику (п. 8 и 15 ст.  НК РФ). Этот документ запускает процедуру оформления результатов ревизии.

Все выявленные нарушения фиксируются в акте, на составление которого у налоговиков есть два месяца (п. 1 ст.  НК РФ). Подготовленный акт со всеми приложениями предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст.  НК РФ). Отказываться от проставления автографа не имеет смысла, так как подписание данного документа не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст.  НК РФ).

ВНИМАНИЕ

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, документ направляется по почте и считается врученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст.  НК РФ).

С момента получения акта начинает течь время, отведенное на составление письменных возражений (если таковые имеются). На их подготовку и отправку в ИФНС у налогоплательщика есть ровно один месяц (п. 6 ст.  НК РФ). Возражения можно готовить как по акту в целом, если проверяемый не согласен со всеми выводами контролеров, так и по отдельным его частям.

СПРАВКА

Представление письменных возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Никаких штрафов или иных негативных последствий за отсутствие данного документа не предусмотрено.

Письменные возражения налогоплательщика с прилагаемыми документам, а также акт проверки со всеми приложениями формируют материалы налоговой проверки. Они поступают на рассмотрение руководителя ИФНС или его заместителя (п. 1 ст.  НК РФ). Рассмотрение материалов — мероприятие открытое, на которое в обязательном порядке должны пригласить руководителя компании или другого представителя налогоплательщика (п. 2 ст.  НК РФ). Нарушение этого правила влечет безусловную отмену решения, принятого по результатам ВНП (п. 14 ст.  НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) еще раз изучает все данные, указанные в акте, а также возражения, если таковые поступили. При этом налогоплательщик вправе дополнительно давать свои пояснения, в том числе письменные. Поэтому, собираясь на рассмотрение дела, возьмите с собой чистые листы бумаги и письменные принадлежности. А если будете давать устные пояснения, следите, чтобы они были отражены в протоколе рассмотрения. Непредоставление налогоплательщику возможности дать пояснения или объяснения непосредственно в ходе рассмотрения дела — еще одно грубейшее нарушение, которое влечет безусловную отмену принятого решения (п. 14 ст.  НК РФ).

Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может либо быть окончательным — о привлечении к ответственности или об отказе в таковой, либо промежуточным — о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В первом случае в тексте решения о привлечении к ответственности ИФНС должна детально разобрать все доводы, которые проверяемый привел в свою защиту (как в возражениях, так и в процессе рассмотрения материалов), указав, по каким причинам они принимаются или не принимаются (п. 8 ст.  НК РФ).

Во втором случае в решении отмечается, какие именно дополнительные мероприятия и для каких целей надо провести. При этом допустимы только три действия: экспертиза, допросы, а также истребование документов у налогоплательщика или третьих лиц. А цель такого контроля — сбор дополнительных доказательств для подтверждения или опровержения фактов, изложенных в акте. Поэтому ИФНС не может искать в рамках допмероприятий новые нарушения. Срок проведения дополнительных мероприятий ограничен одним месяцем. Продлевать его нельзя.

По окончании допмероприятий вышеописанная процедура повторяется: составляется дополнительный акт, налогоплательщик предоставляет свои письменные возражения (при наличии) и проходит новое рассмотрение всех материалов в ИФНС.

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Налогоплательщик (его представитель) может участвовать в рассмотрении материалов проверки через телекоммуникационные каналы связи или каналы видеоконференцсвязи. Для этого надо представить в инспекцию по ТКС заявление об обеспечении такого участия и копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия. Если налогоплательщик не направит такое заявление (либо ходатайство об отложении рассмотрения дела), то налоговики смогут рассмотреть материалы проверки без его участия (п. 3 приказа ФНС от 20.03.20 № ЕД-7-2/181@).

Меры ответственности за нарушение налогового законодательства РФ

Если было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то необходимо определить ее вид, в чем поможет состав правонарушения.

Законом определяется три вида ответственности, к которой может быть привлечен плательщик при выявлении в его работе нарушений НК РФ:

Налоговая.

Это нарушения Налогового кодекса РФ, ответственность за которые находится исключительно в компетенции ИФНС.

По результатам проверки, которые выступают основанием решения службы, лицу назначаются меры принуждения согласно ст. 101 НК РФ.

Освободиться от ответственности в этом случае можно только при истечении срока давности, либо установлении факта отсутствия вины.

Административная.

Этот вид применяется к должностным лицам и руководству компании, которая подвергалась проверке. То есть помимо налоговых мер принуждения, в соответствии с НК РФ и КоАП РФ конкретные лица в организации привлекаются к административной ответственности. Решение принимает либо вышестоящий налоговый орган, либо суд.

Уголовная.

В ситуации, когда действия лица имеют состав преступления, налоговая служба не может принять решение о привлечении его к ответственности. Потребуется передача материалов в правоохранительные органы, которые проведут проверку и возбудят уголовное дело в случае подтверждения нарушений.

Обстоятельства, которые вынуждают налоговый орган отказаться от мер ответственности

Первый вариант, как было указано выше, — срок давности, составляющий 3 года. Его исчисление осуществляется двумя способами:

  • с момента совершения правонарушения (для всех видов);
  • с первого дня налогового периода, следующего за тем, в котором было допущено нарушение (при уклонении от уплаты налогов или допущении грубых ошибок ведения отчетности).

Второй вариант – обстоятельства, который полностью исключают вину плательщика. Относят к ним следующее:

  • стихийное бедствие или иное форс-мажорное событие;
  • исполнение разъяснений контролирующих ведомств, направленных на неопределенный круг лиц или на конкретную организацию.

Санкции, предусмотренные за налоговые правонарушения, варьируют. Предусматривается денежное взыскание в сумме от 1 000 рублей до нескольких сотен тысяч. Наказание в виде штрафа установлено НК РФ и КоАП РФ.

Административная ответственность предусматривает более крупные суммы взысканий. По УК РФ налоговые преступления влекут за собой не только штрафы, но и иные виды наказаний: обязательные работы, арест, лишение свободы.

Штрафы при проверке налоговой за нарушения

Нарушение сроков сдачи налоговой отчетности

Кроме того при опоздании более, чем на 10 дней, налоговая инспекция может заблокировать все операции по банковским счетам предпринимателя (кроме обязательных платежей — алименты, выдача зарплаты работникам и др.) Блокировка со счета снимается на следующий день после подачи декларации.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

За грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст.  НК РФ) налоговая инспекция оштрафует на сумму:

  • 10 000 рублей за нарушения в течение одного налогового периода (квартала или года);
  • 30 000 рублей, если правила нарушались дольше — два и более налоговых периода;
  • 20% суммы неоплаченного налога, но не меньше 40 000 рублей, если из-за этого налог был занижен.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается, например, отсутствие первичных документов, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций и денежных средств (см также «Кассовая дисциплина у ИП: как предпринимателю работать с наличными деньгами»).

Неуплата налогов

За неуплату или неполную уплату налога предпринимателю грозит штраф в размере от 20 до 40 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ). К этому добавятся пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования. В настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке и составляет 7,25 процента (см. «С 26 марта ключевая ставка понижена до 7,25%»).

Непредставление документов по требованию

Налоговая инспекция в ходе камеральных и выездных проверок может потребовать предоставить сведения о контрагенте предпринимателя. Например, первичные документы по сделкам. За невыполнение требования в названный срок предпринимателю грозит штраф в размере 10 000 рублей (п. 2 ст.  НК РФ).

Нарушение правил работы с кассовой техникой

Полный комплект для онлайн‑ККТ: касса по спеццене, ОФД, настройка ККТ с регистрацией в ФНС и товароучетная система со скидкой

Невыполнение обязанностей налогового агента

В некоторых случаях индивидуальный предприниматель должен платить налог не за себя, а за другое лицо. Например, предприниматель, который нанял сотрудники, должен платить НДФЛ с их зарплаты, а ИП, арендующий государственное имущество, должен платить НДС со стоимости аренды. За невыполнение этих обязанностей предусмотрен штраф в размере 20 процентов от неперечисленного налога (ст.  НК РФ).

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Скачать и посмотреть документы можно по ссылкам:

  1. Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2014-2016 годах, с учетом сформулированных в судебных
  2. Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2017 году, с учетом сформулированных в судебных актах правовых позиций

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В зависимости от вида документов разнятся сроки их хранения. Если бизнесмен по какой-то причине удалил из архива данные раньше установленного законом срока, ему могут грозить санкции. Вскрыться это может, например, при проведении проверки.

  • По нормам налогового кодекса на организациях лежит обязанность хранить документы о налоговом учете не менее 4 лет.
  • Срок для сохранения в архивах первичных учетных документов дольше – не менее 60 месяцев.

Совсем избежать налоговых проверок не может ни одна организация или компания. Даже если предприниматель работает максимально добросовестно.

Важно и то, знает ли предприниматель свои законные права, поскольку нередко даже стабильно работающие компании могут попасть под санкции из-за действий инспекторов, которые нацелены на то, чтобы любым возможным способом найти нарушение. https://www.youtube.com/embed/sS7AmEaGO4U

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со  НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе ( НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке ( НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения ( НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения ( НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) ( НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником ( НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ( НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса ( НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со  НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями НК РФ, пунктом 2 НК РФ, статьями 119.1, , , , и  НК РФ.

Документы, которые заинтересуют инспекторов в ходе выездной проверки

№ п/п Название документа
1 Учредительные документы (устав и (или) учредительный договор)
2 Лицензии
3 Приказы об учетной политике (в т.ч. утвержденные планы счетов, формы «первички» и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и проч.)
4 Налоговые декларации (расчеты)
5 Регистры налогового учета
6 Счета-фактуры
7 Книги покупок, книги продаж
8 Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур
9 Книги учета доходов и расходов
10 Бухгалтерская отчетность
11 Регистры бухгалтерского учета: главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и проч.
12 Договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним
13 Банковские и кассовые документы
14 Накладные
15 Путевые листы
16 Перевозочные документы
17 Акты приема-передачи
18 Акты выполненных работ
19 Прочие первичные документы

 
Ответственность за нарушения, допущенные налогоплательщиками и их контрагентами при выездной проверке

Нарушение Налоговая ответственность Административная ответственность
Неявка в инспекцию для дачи пояснений Не предусмотрена

ч. 1 КоАП РФ

(если человек пришел, но пояснений не дал, санкция не применяется)

Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения инвентаризации Не предусмотрена ч. 1 КоАП РФ
Неявка свидетеля в ИФНС без уважительных причин п. 1 НК РФ Не предусмотрена
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний п. 2 НК РФ
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения осмотра помещения или территории Не предусмотрена ч. 1 КоАП РФ
Отказ представить документы (заверенные копии), истребованные у налогоплательщика п. 1 НК РФ ч. 1 КоАП РФ
Отказ представить подлинники документов, копии которых ранее были истребованы у налогоплательщика Не предусмотрена ч. 1 КоАП РФ
Отказ или несвоевременное представление контрагентами документов по сделкам с налогоплательщиком п. 2 НК РФ ч. 1 КоАП РФ
Несообщение или несвоевременное сообщение контрагентами сведений о налогоплательщике

НК РФ

Отказ вскрыть помещения для выемки документов или иных предметов Не предусмотрена

ч. 1 КоАП РФ

(при отказе в добровольной выдаче документов и предметов санкция не применяется)

Документы налогового учета

ст. 268Статья 252учет расходов

  • убытков в виде сумм безнадежных долгов ( НК РФ, определения ВАС РФ от 09.10.2012 N ВАС-5055/12, от 09.06.2012 N ВАС-7081/12). Первичные документы, подтверждающие их возникновение, должны быть в наличии на дату учета убытка;

  • убытков, поименованных в п.п. 2, 3 ст. 268 НК РФ, определяемых на дату реализации имущества и имущественных прав (дополнительно смотрите письмо ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2251@).

  •  цены приобретения (создания) прочего имущества, такого, например, как земельные участки, материальные ценности ( НК РФ);

  •  стоимости материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации ОС (пп. 2 п. 1 ст. 268, абзац второй НК РФ);

  •  цены приобретения имущественных прав и расходов, связанных с их приобретением ( НК РФ);

  •  стоимости приобретения покупных товаров.

ст. 268