Налоговые споры

Право на ознакомление материалов проверки

Содержание

Налоговики обязаны ознакомить налогоплательщика с материалами проверки и допмероприятий до момента их рассмотрения в органе ФНС. Это поправка была принята для того, чтобы налоговые инспекторы больше не могли знакомить налогоплательщиков с документами по проверке непосредственно в день рассмотрения ее материалов.

В результате этого у налогоплательщиков нет возможности подготовить свои возражения и аргументы на доказательства налоговиков, заблаговременно до их рассмотрения. Теперь такое время у налогоплательщиков будет, в том числе для исследования всех материалов детально. Новый порядок также распространяется на все налоговые проверки, завершенные после 3 сентября 2018 года.

Обязательность оформления дополнения к акту налоговой проверки

С 3 сентября 2018 года налоговики должны будут оформлять дополнения к акту налоговой проверки в отношении каждого дополнительного мероприятия налогового контроля:

  • запроса документов;
  • допроса свидетелей;
  • проведения экспертиз.

Налогоплательщик должен будет получить такое дополнение к акту в течение 5 рабочих дней со дня его оформления. К документу должны быть приложены копии всех материалов, полученных по результату контрольных мероприятий. В течение 15 рабочих дней налогоплательщик сможет представить в орган ФНС свои возражения на дополнение к этому акту.

Право свидетеля на получение протокола допроса

С 3 сентября 2018 года Налоговики должны вручать копию протокола допроса свидетелю. До сих пор сотрудники ФНС России не обязаны предоставлять свидетелю копию протокола допроса, в том числе при условии просьбы об этом с его стороны. И адвокат не поможет. В НК РФ прописано, — копию протокола будут выдавать обязательно. Это очень нужный документ, ведь с его помощью можно подготовиться к разрешению разногласий с налоговой инспекцией, в том числе и в суде.

Срок ответа на запрос налоговой, в т.ч повторный

Для представления документов и информации по конкретной сделке в орган ФНС у бухгалтеров дано по закону не 5 рабочих дней, а 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня получения требования ФНС России. Об отсутствии требуемых документов и информации необходимо известить налоговиков в тот же срок.

Повторный запрос

Если документы запрашиваются повторно, то у вас есть право их не предоставлять, а сообщить проверяющим, что запрашиваемые документы (информацию) уже один раз подавали.

Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. В уведомлении нужно будет указать, куда были направлены запрашиваемые сведения, и реквизиты документа, с которым их направили.

Налоговый контроль

Определение от 12.04.2019 № 309-ЭС19-3406 (с. Першутов А.Г., ИП Вострецов Александр Владимирович) +

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения и о соблюдении налоговым органом процедуры проведения камеральной налоговой проверки. Отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в установленном порядке камеральная и выездная проверки не проводились; в подтверждение неправомерности учета спорных расходов представлены протоколы осмотра помещений и территории, а также ответ контрагента налогоплательщика на запрос налогового органа, не отвечающие критерию допустимости доказательств, поскольку правовых оснований для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не имелось.

Первые шаги

Прежде чем идти в суд, нужно подать претензию в налоговую инспекцию. Это обязательное условие, так как без попытки урегулирования спора в мирном порядке судья оставит ваш иск без рассмотрения. В претензии укажите:

  • наименование и адрес налоговой службы, которая нарушила ваши права;
  • свои ФИО (или наименование организации), место жительства/нахождения, телефон;
  • причины жалобы;
  • что вы хотите получить в итоге;
  • нормы законодательства, которые были нарушены;
  • способ получения ответа (лично, по почте или через личный кабинет на сайте Налог.ру);
  • дату;
  • подпись.

Если в претензии вы будете ссылаться не только на закон, но и на документы, то приложите их к письму. Например, если вам не вернули в положенный срок подоходный налог, то к претензии приложите копии декларации 3-НДФЛ и заявления о возврате с отметками об отправке.

Ответ вам должны направить в течение одного месяца. Если он не поступит или налоговая откажется удовлетворить ваши требования, то готовьте иск в суд.

Первичные консультации

Если возник спор относительно размера начисления и сроков уплаты налогов, необходимо сразу же получить четкие ответы на следующие вопросы:

  • правомерны ли действия и требования сотрудников ИФНС, правоохранительных органов, Пенсионного Фонда, ФСС – нередко ссылка на конкретный нормативный акт заставляет их отказаться от намерения применить различные санкции;
  • какие проблемы могут возникнуть в результате выявленных нарушений – это может быть как небольшой штраф, который заплатить дешевле, чем оплачивать услуги юриста, так и возбуждение уголовного дела, когда срочно нужно приглашать опытного адвоката;
  • каковы шансы отстоять свои интересы с учетом судебной практики, каких затрат это потребует.

Первичная консультация позволит проанализировать вашу ситуацию и разработать дальнейший план защиты. Цена консультации делает ее доступной для представителей малого бизнеса, начинающих предпринимателей – она бесплатная!

Наш телефон: +7 (495) 150-56-56

НДФЛ

Определение от 12.04.2019 № 302-ЭС19-3307 (с. Павлова Н.В., Рифей) –

Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что на работодателя – налогового агента возложена обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ с доходов выплаченных работникам общества, действующим налоговым законодательством не предусмотрено освобождение налогового агента от обязательств по удержанию и перечислению НДФЛ в зависимости от источника выплаты дохода, в том числе из средств финансовой помощи, предоставленной учредителем общества в качестве задолженности по заработной плате.

ЕНВД

Определение от 01.04.2019 № 303-ЭС19-3949 (с. Завьялова Т.В., ИП Яковина Вера Васильевна) –

Суды квалифицировали договорные отношения, сложившиеся между Налогоплательщиком и его контрагентом, как отношения по договорам поставки, указав, что данный вид деятельности не подпадает под обложение ЕНВД. При этом суды указали, что обстоятельствами, свидетельствующими об осуществлении продавцом оптовой торговли, являются: длительные хозяйственные отношения с покупателем; регулярность и большие объемы закупки товара; предварительное согласование существенных условий договора поставки (наименование и количество товара), порядка и сроков поставки, заключение договора, содержащих указанные условия.

Субъекты правоотношений

Субъектами правоотношений в сфере налогового права являются, согласно ст. 9 НК РФ:

  • таможенные органы;
  • налогоплательщики;
  • организации — налоговые агенты;
  • налоговые органы.

Соответственно, эти же категории являются участниками споров. Однако в некоторых ситуациях стороной конфликта может быть и иной орган, в компетенцию которого входит издание нормативного акта, затрагивающего права участников спора. Кроме этого, чертой налогового разногласия является то, что одной стороной будет являться налогоплательщик, а другой — государственный орган, а  правоотношения между ними всегда носят административный, властный характер.

Особенности сопровождения и обжалования результатов камеральных налоговых проверок в Екатеринбурге

Как правило, камеральной проверке налогоплательщики придают значительно меньшее значение, чем выездной, считая их более простым мероприятием. Часто это мнение не вполне обоснованно. Последние тенденции налогового законодательства все больше расширяют права инспекторов при проведении обычных камеральных налоговых проверок, сближая их по глубине и тщательности с выездными проверками. Основной причиной обжалования решений, принятых по камеральным проверкам традиционно является отказ в вычете и возмещении НДС.

Основные мероприятия при проведении камеральной налоговой проверки, в ходе которых, по нашему опыту, клиентам особенно требуется поддержка квалифицированного налогового юриста, а также этапы и сроки их проведения схематично отражены на рисунке ниже.   Как правило, камеральные проверки, которые не содержат в себе рисков отказа в налоговых вычетах, рисков доначислений и штрафов, проходят, минуя все указанные выше мероприятия. Если Вы столкнулись с одним или с несколькими указанными выше мероприятиями, то, вероятно, камеральная проверка поданной декларации может быть сопряжена для Вас с налоговыми потерями

В таком случае важно не упустить момент для эффективной защиты Ваших интересов

Требуется налоговый юрист? ЗВОНИТЕ : 8 (343) 383-59-64

(по сроку давности)

  •    анализ представленных документов
  •    изучение перспективы дела и выработка юридической стратегии
  •    подготовка доказательственной базы
  •    консультации с независимыми экспертами
  •    подготовка возражений, заявлений, жалоб на акты налогового органа
Обсуждается
индивидуально
  •    анализ представленных документов
  •    изучение перспективы дела и выработка юридической стратегии
  •    подготовка доказательственной базы
  •    консультации с независимыми экспертами
  •    подготовка возражений, заявлений, жалоб на акты налогового органа
  •    обжалование незаконных действий налогового органа
  •    юридическое сопровождение в процессуальных действиях, проводимых в ходе проверок (истребование и выемка документов, экспертиза, опрос должностных лиц и работников, инвентаризация имущества, осмотры)

Обсуждается
индивидуально

  •    анализ представленных документов
  •    изучение перспективы дела и выработка юридической стратегии
  •    подготовка доказательственной базы
  •    консультации с независимыми экспертами
  •    подготовка возражений, заявлений, жалоб на акты налогового органа
  •    подготовка искового заявления по обжалованию решений налогового органа
  •   направление документов в судебные органы
Обсуждается
индивидуально

в том числе при незаконной блокировке банковских счетов

  •    анализ представленных документов
  •    изучение перспективы дела и выработка юридической стратегии
  •    ознакомление с материалами дела в суде  (если требуется)
  •    изучение судебной практики
  •    консультации с независимыми экспертами
  •    составление мотивированного заявления для подачи в суд по правилам Арбитражного процессуального Кодекса

Обсуждается

индивидуально

  •    изучение перспективы дела и выработка юридической стратегии
  •    ознакомление с материалами дела в суде  (если требуется)
  •    изучение судебной практики
  •    консультации с независимыми экспертами
  •    сбор необходимых доказательств
  •    составление мотивированного заявления для подачи в суд по правилам Арбитражного процессуального Кодекса
  •    составление ходатайств, заявлений и жалоб
  •    представление интересов в судебных заседаниях
  •    получение решения суда

Обсуждается

индивидуально

Налог на прибыль

Определение от 7 июля 2020 № 304-ЭС20-7247 (с. Завьялова Т.В., Салым Петролеум Девелопмент Н.В.) –

Судами отмечено, что инвестиции по проекту не могли быть учтены в расчете при применении пониженной ставки по налогу на прибыль, поскольку скважины находятся в незавершенном строительстве и законсервированы, по другим скважинам Налогоплательщик не начинал строительство, и срок выполнения соответствующих работ, исходя из проекта, истек. Учитывая то обстоятельство, что возведение объектов основных средств является существенным условием для реализации цели введения рассматриваемой льготы, а представленные в материалы дела доказательства не подтверждают наличие положительного экономического эффекта от произведенных инвестиций в рассматриваемый проект, суды пришли к выводу о законности решения налогового органа в оспариваемой части.

Доводы жалобы о наличии объективных причин приостановления работ ввиду введения Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки санкций, предусматривающих ограничения на проведение работ по разработке трудно извлекаемых запасов (сланцевой нефти) европейскими компаниями, были предметом рассмотрения судов трех инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.

Как подать заявление в суд для оспаривания налогового решения?

Подача заявления – очень важная часть процедуры оспаривания, от которой зависит, будет ли иск вообще рассмотрен в судебном порядке, а также перспективы выигрыша в данном процессе

Потому подготовке искового заявления нужно уделить особо пристальное внимание. Рекомендуется следовать следующему порядку действий:

консультация с юристами – прежде, чем приступить к непосредственному оставлению заявления об оспаривании решения налогового органа, необходимо получать максимальный объем информации по данному вопросу. Для этого можно обратиться к профильному налоговому адвокату, изложить ему суть спора и предысторию, после чего ознакомиться с его видением ситуации. Юрист обязательно оценит перспективы судебного процесса и шансы на выигрыш, а также скажет, что и в каком порядке нужно готовить
Возможно, будут предложены различные пути достижения цели, и тогда придется вначале выбрать подходящий вариант, и только потом приступать к его реализации;
сбор необходимых документов и других оснований для оспаривания – при рассмотрении спора суд в первую очередь обращает внимание на аргументы, которые предоставили стороны. Чем более обоснованной будет ваша позиция в суде, тем больше шансов на то, чтобы склонить суд принять решение в вашу пользу
Конкретные документы, которые нужно собрать, могут сильно отличаться в зависимости от характера и особенностей спора и могут включать в себя первичную бухгалтерскую документацию, копии контрактов, выписки с банковских счетов, копии поданных ранее жалоб и претензий, постановления и решения налоговой, которые обжалуются и т. д. Подготовить список необходимых бумаг поможет юрист;
составление текста искового заявления – чтобы иск был принят судом, он должен соответствовать некоторым требованиям и быть составлен в определенном порядке. Вначале, в шапке документа, указывается информация о сторонах иска (истец – налогоплательщик, ответчик – отделение ФНС, чье решение оспаривается), а также наименование суда, где будет слушаться дело. Далее следует основная часть заявления, в которой указывается следующая информация: суть конфликта и его предыстория (почему возник спор, как он развивался до обращения в арбитражный суд, какие меры предпринимались для урегулирования ситуации), позиция истца по данному вопросу (почему вы не согласны с решением налоговой и считаете его неправомерным, с обязательным обоснованием и подтверждением документально), исковые требования (чего вы хотите добиться путем подачи иска: отменить решение, которое вас не устраивает, добиться снижения штрафных санкций, привлечь к ответственности должностных лиц налогового органа и т. д.). В конце иска подается список документов, которые к нему прилагаются (в алфавитном порядке), а также дата и подпись истца;
подача иска в суд на рассмотрение – когда все документы подготовлены и исковое заявление составлено, остается только подать его на рассмотрение. Занимаются подобными спорами арбитражные суды, а значит, иск должен быть подан в арбитражный суд по месту регистрации компании. Для подачи можно воспользоваться любым удобным способом: передать документы курьером или отправить заказным письмом, принести их лично в приемную суда или воспользоваться онлайн-подачей (может быть недоступно в некоторых регионах)

При подаче самое важное – удостовериться, что иск принят к рассмотрению. После этого можно начинать подготовку к судебным тяжбам.

На всех этапах подготовки документов нужно помнить, что оспаривание налоговых решений в суде – это непростая задача, и многое зависит от того, насколько истец или его представитель разбираются в тонкостях законодательства

Потому очень важно, чтобы всеми вопросами занимался профессиональный юрист – только в этом случае можно рассчитывать на то, что всё будет сделано по закону, а значит, появятся шансы на положительный исход спора. Потому участие налогового юриста при оспаривании решений ФНС – это обязательное условие для урегулирования конфликта в интересах налогоплательщика

Налог на имущество

Определение от 17.04.2019 № 309-ЭС19-5409 (с. Завьялова Т.В., Агава-Фарм) –

Ошибочное указание адреса объекта недвижимости не свидетельствует о невозможности идентифицировать объект недвижимости. Учитывая, что налогоплательщик не отрицает наличие у него объекта налогообложения, за который он регулярно уплачивает налог, суды пришли к выводу, что налогоплательщик умышленно по формальным основаниям уклоняется от его уплаты, указывая на несуществующий объект.

Определение от 02.04.2019 № 305-ЭС19-2981 (с. Завьялова Т.В., Лесная 27) –

Суды исходили из отсутствия документального подтверждения факта принадлежности спорного имущества (двух нежилых помещений) к высокому классу энергетической эффективности, указав также, что применение энергетических паспортов в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы, в отсутствии критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений сооружений, является неправомерным.

НДПИ

Определение от 15 июня 2020 г. № 305-ЭС20-8466 (с. Антонова М.К., Самаранефтегаз) –

Признавая решение инспекции в указанной части законным, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 342 НК РФ, статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществлению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 14.07.2009 N 207, исходил из того, что для определения степени выработанности запасов конкретного участка недр по состоянию на 01.01.2012 следует учитывать данные государственного баланса, утвержденного в 2011 году (по состоянию на 01.01.2011), включая запасы, находящиеся на указанную дату в нераспределенном фонде.

Решение налоговых споров в суде

После принятия заявления на обжаловании к производству суд переходит к рассмотрению спора по существу. Все зависит от того, какому судебному органу подведомствен конфликт, правила его рассмотрения имеют особенности:

Критерии Арбитражный суд Общий суд юрисдикции
Сроки рассмотрения Три месяца; Один месяц,Верховный суд;
Время доказывания Налоговая инспекция доказывает законность принятого акта или факты бездействия;
Публикация решения Не регламентируется законодательством; Возможно, будет призвано судом обязательным;
Предел рассмотрения Суд не связан с доводами сторон, проверяют акт или действие на предмет закона в полном объеме;
Состав судейский Рассматривают судей единолично; В составе коллегии из трех человек или единолично по правилам;

Самый важный вопрос, который требует пояснения при судебном разрешении налоговых споров – подсудность. При всем при этом следует знать, что вид налогового спора не имеет значения при определении суда, в который следует направить исковое заявление.

Характеристики, по которым можно определять подсудность налогового конфликта:

  • Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской работы (ИП), то рассмотрение его производиться арбитражным судом.
  • Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело разбирается судом юрисдикции.

За подачу иска оплачивается госпошлина:

  • Граждане- 300 рублей.
  • Организации – 2.000 рублей.

Нужно обратить внимание, что досудебные обжалования по фискальным спорам считаются обязательным

Цели и задачи внесенных правок в ФЗ №153.

По замыслу контролирующих органов, Федеральный закон № 153-ФЗ направлен на совершенствование установленного Налоговым кодексом порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Изменения, внесенные названным законом в ч. 1 НК РФ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного (или досудебного) порядка разрешения налоговых споров. Нововведения предусматривают упрощение обжалования ненормативных актов налоговых органов, что позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту их интересов.

Целями названного закона являются:

  • создание налогоплательщикам благоприятных условий для урегулирования споров без обращения в суд;
  • снижение нагрузки на судебную систему;
  • обеспечение последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров;
  • повышение качества работы налоговых органов.

Досудебный порядок урегулирования споров действует в РФ с 01.01.2009. В настоящее время перед обращением в суд обязательная процедура административного обжалования (то есть в вышестоящем налоговом органе – УФНС или ФНС) должна быть соблюдена только в отношении решений, принимаемых территориальными инспекциями по результатам выездных и камеральных проверок. По мнению налогового ведомства, такой подход к разрешению спорных ситуаций уже принес положительные результаты. На официальном сайте ФНС размещена информация, согласно которой от года к году снижается количество жалоб налогоплательщиков, рассматриваемых как в административном, так и в судебном порядке. А о повышении качества налоговых проверок свидетельствует увеличение доли решений, вынесенных судами в пользу налоговых органов.

Механизм досудебного урегулирования налоговых споров имеет ряд преимуществ.

Во-первых, претензионный порядок обжалования менее формализован, чем судопроизводство. Он более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых познаний в области юриспруденции.

Во-вторых, такой способ отстаивания прав и интересов для налогоплательщиков менее затратен. Ведь за рассмотрение иска в суде организация или физическое лицо должны уплатить госпошлину, а возможно, и оплатить услуги адвоката. Рассмотрение же спорной ситуации вышестоящим налоговым органом производится бесплатно.

В-третьих, на разрешение спора в административном порядке нужно значительно меньше времени. Как правило, судебный процесс затягивается на многие месяцы (а иногда и на годы). В свою очередь, максимальный срок рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не превышает двух месяцев. Помимо этого, решение по жалобе имеет более короткий срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта.

Применение механизма досудебного урегулирования налоговых споров благоприятно сказывается и на работе судебных органов. Сокращение исков налогоплательщиков свидетельствует о том, что вышестоящие налоговые органы реально исправляют очевидные ошибки нижестоящих инспекций. Это позволяет избежать поступления в суд заведомо бесперспективных дел.

Полагаем, что до судебного разбирательства должны доводиться два вида споров. Прежде всего это вопросы методологического плана, то есть неоднозначные и сложные вопросы применения налоговых норм. В данном случае только суд может принять решение, как правильно трактовать те или иные положения Налогового кодекса. Ну и, конечно, до суда должны доходить дела недобросовестных налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Но только при наличии у инспекции достаточных доказательств налоговых правонарушений.

Некоторые налогоплательщики считают, что претензионный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов – бесполезная трата времени и оттягивание реальной защиты нарушенных прав. Позвольте с этим не согласиться. Во-первых, на время рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом решения налоговиков не вступают в силу (имеются в виду решения по выездным и камеральным проверкам). Соответственно, не производится принудительное взыскание доначисленных сумм. Во-вторых, ФНС нацеливает региональные управления и территориальные инспекции на качественное рассмотрение конфликтных ситуаций с целью недопущения передачи в суд проигрышных дел. Об этом свидетельствует статистика – примерно 40% жалоб, рассмотренных в административном порядке, удовлетворяются в пользу организаций и физических лиц.

Документы на обжалование

В зависимости от органа, в который направят документ на обжалование, и особенность процедур, ее наименование и содержание регулируют различными нормами права:

  • Жалобы направляют вышестоящую налоговою инспекцию, если оспариваются действия или бездействия налогоплательщиков или их решение, уже вступило в законную силу;
  • Апелляция должна быть составлена и подана по правилам;
  • Заявление действий или решение не законным возможно будет направлено в арбитражный суд;
  • В суд обжалование действий налоговой инспекции осуществляют в форме административного искового заявления;

Не зависит от вида документа, бланк должен содержать полную информацию о заявителе, все обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, аргументы и доводы заявителя, и так же перечень подтверждающих доводов и требования документа и иных доказательств.

Наиболее распространенные споры

  • споры по поводу налогового вычета,
  • о возврате или зачете излишне уплаченных,
  • об уклонении от уплаты и доначислении,
  • о привлечении к налоговой ответственности, наложении штрафов и пеней.

В подобных спорах с налоговой важным фактором является высокая квалификация юриста по налоговым спорам. В нашей компании услуги юриста по налогам постоянно востребованы и имеют высокий показатель успешного ведения дел данного направления.

Существует два способа разрешения конфликтов между субъектами хозяйствования и налоговыми организациями:

  • досудебное урегулирование (рассмотрение материалов дела в налоговой инспекции, обжалование решения в соответствующих органах);
  • рассмотрение спора в арбитражном суде.

Отстоять свои интересы в суде самостоятельно – практически невыполнимая задача для налогоплательщика. Необходимо знать особенности расчета ставок для разных категорий плательщиков налогов, уметь предвидеть возможные действия оппонентов. Адвокат и налоговый юрист обычно работают сообща, поэтому вероятность успешного результата высока.

Доначисление налогов

В ходе проверки инспекция может установить занижение налоговой базы, создание налогоплательщиком искусственного документооборота, заключение фиктивных договоров и другие правонарушения. Тогда по результатам проверок будут доначислены суммы и наложен штраф. Хуже всего, если инспекция заподозрит уклонение от их уплаты. В этом случае должностным лицам организации грозит уголовная ответственность.

Но предприниматели, обращаясь в суд за защитой свои прав, нередко добиваются отмены неправомерных решений (Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.2016 по делу № А21-2994/2015, Постановление арбитражного суда Московского округа от 30.12.2016 по делу № А41-24794/2016). В качестве аргументов можно:

  • говорить о недоказанности фактов, установленных инспекцией по причине недостаточности, недопустимости или неотносимости к делу представленных доказательств,
  • ссылаться на анализ налоговой отчетности контрагента,
  • приводить свои доказательства (договоры, декларации, выписки банка, платежные поручения и т.д.),
  • приводить объяснения должностного лица налогоплательщика, не отразившего в учете поступившую выручку,
  • проводить опросы других лиц по делу.

Налоговый вычет

Согласно п.11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» налоговая может признать выгоду необоснованной при доказанности следующих обстоятельств:

  • невозможности реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия персонала, складов, транспорта и прочего;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

Так, в одном деле суд установил, что исчисленная к возмещению сумма завышена, поскольку контрагент по сделке не поставлял товар проверяемому налогоплательщику, который фактически напрямую поставлял производитель товара. Относительно другого контрагента суд выяснил, что движение денежных средств имеет транзитный характер. Кроме того, при больших оборотах отчисления на налоги и заработную плату были минимальны. Таким образом, организация имела признаки технической фирмы, а налаженная схема купли-продажи угля работала с целью искусственного увеличения цены на него.

Кроме того, налогоплательщиком был заявлен вычет по договору оказания услуг по сортировке угля.

Однако налоговая представила доказательства отсутствия технической возможности оказать данные услуги, т.к. у организации отсутствовала техника и необходимый персонал.

Суд отказал налогоплательщику в иске о признании недействительными решений инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу № А27-11764/2016).

Стадии налогового спора

Начало спора

Налоговый спор, как правило, начинается с того, что одна из сторон правоотношений выявляет нарушение ее прав или неисполнение обязанностей другим участником отношений. Иными словами, должен иметь место юридический факт, с которого и начинается процесс спора.

Досудебная стадия

Потерпевшая сторона предъявляет свои претензии второму участнику конфликта и ждет ответа на возражения. Начинается так называемая досудебная стадия, суть которой заключается в том, что сторонам дается возможность разрешения всех противоречий до обращения в суд.

Судебная стадия

На этой стадии потерпевшая сторона направляет исковое заявление в суд — арбитражный или общей юрисдикции в зависимости от характера правоотношений. К заявлению в этом случае необходимо приложить все доказательства и процессуальные документы, которые указаны законодателем в качестве обязательных. Стадия заканчивается вынесением решения суда, в котором спорный вопрос решается.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, которая рассматривает спор, определяется различными нормами законодательства:

  1. Часть 2 ст. 227 КАС
  2. Часть 2 и часть 3 ст.201 АПК
  3. Пункт 3 ст.140 НК

При этом указанные нормы должны закрепить в идентичную компетенцию органов. И так по результатам рассмотрения, возможно, будут внесены следующие решения:

  • Отказ в удовлетворении требования заявителя;
  • Действия незаконные и восстановления нарушенных такими действиями прав;
  • Решение о признании незаконно подлежащим отмене.

Вышестоящий орган Федеральной Налоговой Службы, может принять решение, которым первоначально акт отменяется в какой-нибудь части или в полном объеме, по делу применяют новое дело.