Налоговый кодекс рф (нк рф) 2020 последняя редакция

Понятие и содержание налоговых отношений

Как уже было указано, под налоговыми
отношениями, регулируемыми кодификационным документом, понимается весь комплекс
общественно-государственных правоотношений, сформировавшихся между субъектами
данных отношений в процессе оценки их налогооблагаемой базы, расчета и начисления налоговой
нагрузки, разработки правил и исключений из них при взимании налогов и сборов, а также порядка
обжалования неправомерных действий в ходе реализации данных правоотношений.

Исходя из определения, к объектам этого вида
общественных отношений относятся взимаемые ставки налогов и сборов.

Субъекты в данной сфере определяются с одной стороны как налогоплательщики, представленные
лицами, обязанными в установленный срок и в полном объеме выплачивать надлежащую сумму налоговой
нагрузки. С другой стороны – это государство в лице законодательно установленных органов и
должностных лиц. К ним относятся:

  • Налоговые инспекции;
  • Таможенные пункты;
  • Иные уполномоченные структуры исполнительной власти (федеральные или местные).

Указанные категории субъектов, согласно должностным обязанностям осуществляют
аккумулирование средств налогоплательщиков и перечисление их в бюджет страны или его субъекта
исходя из распределения налоговых поступлений, регулируемых бюджетным правилом и иными
законодательными актами.

Новинки магазина

Холодильник Candy CCRN 6180W
Цена: 27 490р.

добавить в корзину

Плита De Luxe 5040.34г.
Цена: 10 440р.

добавить в корзину

Эпилятор Rowenta EP 2900
Цена: 2 555р.

добавить в корзину

Автопроигрыватель Pioneer DMH-G120
Цена: 8 825р.

добавить в корзину

Блендер BBK KBH1015
Цена: 1 990р.

добавить в корзину

Щипцы для выпрямления волос Rowenta SF 6010
Цена: 3 790р.

добавить в корзину

Посудомоечная машина Midea MFD60S120W
Цена: 24 990р.

добавить в корзину

Зарядное устройство автомобильное Buro TJ-189 2.1A+1A чер.
Цена: 305р.

добавить в корзину

Телевизор BBK ЖК 39LEX7168TS2C Smart
Цена: 16 990р.

добавить в корзину

Наушники BBK EP-1430S чер.
Цена: 115р.

добавить в корзину

Стиральная машина Bosch WAN28290 OE
Цена: 50 990р.

добавить в корзину

Вытяжка Midea MH 60AN595RGI
Цена: 16 615р.

добавить в корзину

Встр. посудомоечная машина Midea MID45S510
Цена: 32 990р.

добавить в корзину

Радиочасы Hyundai H-RCL360
Цена: 3 030р.

добавить в корзину

Утюг BBK ISE-2202
Цена: 1 090р.

добавить в корзину

Геймпад универсальный Атом MGP-V2
Цена: 2 175р.

добавить в корзину

Телевизор LG ЖК 49SM8050 (4K) Smart
Цена: 42 990р.

добавить в корзину

Электрический духовой шкаф Midea MO370A4X
Цена: 20 990р.

добавить в корзину

Гарнитура стерео Digma TWS-05 чер. Bluetooth
Цена: 1 320р.

добавить в корзину

Мини-печь Starwind SMO2001
Цена: 3 125р.

добавить в корзину

Вытяжка making Oasis everywhere KA-60S (A)
Цена: 6 640р.

добавить в корзину

Чайник Kitfort KT-634-3
Цена: 3 290р.

добавить в корзину

Увлажнитель воздуха Kitfort KT-2807
Цена: 4 690р.

добавить в корзину

Действующий НК РФ и его становление

С принятием в 1993 г. новой Конституции, официально узаконившей переход России к
капиталистической форме экономических отношений при формальных
рыночно-либеральных механизмах регулирования, остро встал вопрос о реформировании системы
налогообложения.

Первый проект кодификации налогового законодательства, которая бы одновременно учитывала
существующие постсоциалистические и возникающие рыночные, зачастую еще в примитивной форме
«дикого капитализма», экономические реалии разрабатывался с 1993 по 1995 гг. Документ
предусматривал шесть разделов, представляя, по сути, общую часть:

  • Общие
    положения и определения;
  • Базовые принципы налогообложения;
  • Основы налоговой системы и правила ее администрирования;
  • Виды
    налогов федерального, регионального и местного значения.

Кодекс был внесен в Государственную Думу Министерством финансов вначале 1996 г. и подвергся значительной критике – последовала почти годовая процедура внесения различных
доработок, уточнений и поправок. В ходе первого чтения 600 страничный документ был отправлен на
доработку, но впоследствии к апрелю 1997 г. он был буквально продавлен административным ресурсом
Президента Ельцина и полностью подконтрольного ему Правительства.

Одновременно с предлагаемым проектом оппозиционными партиями и общественными объединениями
предлагалось не менее 10-ти сторонних проектов. Большая часть из них содержала различные
радикальные инновационные предложения, которые, согласно экспертному мнению не применялись
нигде.

И хотя отдельные содержащиеся в них предложения как раз и отражали существующие российские
реалии, но они не укладывались в либеральную логику правящего экономического блока.

Тем не менее, сказать, что альтернативные проекты были полностью проигнорированы нельзя. Так,
предложенное в ряде из них разделение Кодекса на несколько частей и принятие их
постепенно.

Кодифицированная первая
часть документа, включившая в себя общие положения, определения и правила, регулирующие
функционирование налоговой системы, прошла законодательные органы в июле 1998 г.
и вступила в силу в январе следующего года.

Параллельно с этим продолжалась работа над особенной частью, непосредственно касавшейся перечня
вводимых в стране налогов на различных уровнях, режимах налоговой нагрузки, а также обязательных
страховых взносах.

Основная систематизация завершилась в 2000 г. с принятием ФЗ №118, которым вторая часть НК РФ вводилась в действие.
Согласно ему с января 2001 г. также предусматривалось внесение изменений в существующие законы о
налогах и сборах в России, с тем, чтобы они были приведены в соответствие с нормами принимаемого
Кодекса.

На сегодняшний день действуют обе части НК РФ в последней редакции от
ноября 2018 г. Это означает, что законодательная база в налоговой сфере развивается
постоянно, подстраиваясь под изменяющуюся экономическую ситуацию внутри страны.

Структура и востребованность

Востребованность Налогового Кодекса в качестве основополагающего акта системы
регулирования государственного налогообложения характеризуется тем, что именно исходя из его
норм, реализуется такая способность государства как наполнение доходной части
бюджета – то есть обеспечение финансирования аппарата управления страной,
поддержания ее жизнеспособности и реализация программ направленных на ее развитие.

Вместе с тем, как было отмечено ранее, в отношении системы налогового законодательства Кодексом
регламентируются ее структура, а также особенности и функции входящих в нее элементов. Этим
объясняется разделение текста документа на две части. Первая состоит из 20 глав, распределенных
по 7-ми разделам, вторая: из 13 глав в 5-ти разделах. Всего документ насчитывает 432
статьи.

Часть 1

Общая. Очерчивает правовые рамки и
элементы, которыми оперирует система государственного налогообложения, устанавливает перечень
объектов и участников данной системы, их прав и обязанностей, формулирует роль государства, в
качестве надзорного и контролирующего органа в его взаимоотношениях с лицами, осуществляющими
уплату налогов и сборов. Наконец, в ней зафиксированы порядок и методы расчета ставок по
налогообложению различных категорий лиц и указаны возможные случаи нарушения законодательства в
рассматриваемой сфере общественно-государственных отношений.

Часть 2

Особенная. Непосредственно
распределяет отдельные виды налогов по категориям (федеральные, региональные и местные),
устанавливает лица, которые облагаются определенным налогом, и принципы формирования перечней
объектов, на которые распространяется каждый из них. Кроме этого, отдельный раздел посвящен
особым налоговым режимам (т.н. специальная часть), формирующим рамки работы специализированных
подсистем налогообложения, применяемых для отдельных категорий физических и юридических лиц.
Наконец в последнем разделе подробно раскрыты особенности такой категории отчислений как
страховые взносы.

Таким образом, НК РФ сегодня – это один из наиболее проработанных
кодификационных актов Российской Федерации, определяющих основополагающие параметры системы
налоговых отношений, функционирующей на его основе.

Вместе с тем, это документ с гибкой структурой, позволяющей, путем оперативных изменений,
подстраивать содержащиеся в нем нормы под меняющиеся экономические реалии, в которых существует
и действует государство.

Задачи НК РФ

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

  5. формы и методы налогового контроля;

  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Изменения 1 части НК РФ

Изменений, коснувшихся первой части кодекса, не так много. Они все связаны с общим порядком уплаты налогов, страховых взносов и ответственности, которую могут понести граждане за нарушения. Нововведения следующие:

  • Обновлена форма заявления на возврат и зачёт в налоговую
  • Изменены правила заверки документов для налоговой
  • Добавлена возможность для налоговиков получить информацию об организации у её аудитора
  • Добавлена возможность уточнить счёт Федерального Казначейства по вопросу платежей в бюджет
  • Обновлена форма уведомлений о контролируемых сделках
  • Объявлено, что контролируемые сделки следует определять по-новому
  • Рекомендовано обновить формат сдачи отчётов в налоговую
  • Объявлено, что расчёт пени за просрочку уплаты следует рассчитывать иначе в 2019 году

Все указанные выше изменения были заявлены на январь 2019 года.

Законодательство в сфере налогообложения

Законодательная база, регулирующая каждую сферу общественных или общественно-государственных
отношений, представляет собой упорядоченную систему нормативных актов, находящихся в
иерархическом подчинении. Они отличаются по протяженности действия во времени, по пространству
охвата и кругу лиц.

Налоговое законодательство Российской Федерации формируется следующей иерархией правовых
актов:

  1. Российская Конституция. Ее нормы обладают прямым действием на всей
    территории страны и указывают на обязанность всех лиц уплачивать закрепленные законом сборы
    и налоги. Это положение зафиксировано в главе 2 статьи 57. В ней же подчеркивается, что новые сборы и взимаются только с даты их
    установления, а вводящие их законодательные акты не имеют обратной силы.
  2. Налоговый Кодекс. Систематизированный кодификационный акт федерального
    значения, содержащий принципиальные основы политики государства в сфере налогообложения.
    Иные законы или подзаконные акты (федеральные или региональные), направленные на
    регулирование данной сферы, конкретизирующие или устанавливающие новые правила, касающиеся
    налогов и сборов должны соответствовать положения кодекса.
  3. Указы Президента. Могут выступать в качестве правоустанавливающих актов
    данной сфере, однако чаще всего служат для закрепления поручений руководителя страны,
    направленные на разработку или совершенствование уже существующих норм налогового
    законодательства. Указы не могут противоречить Конституции и НК РФ.
  4. Постановления Правительства. В сфере налогообложения данные акты носят
    характер перечней, реестров или списков, которые конкретизирую положения законодательства в
    налоговой сфере, принимаются для их исполнения, но не могут изменять их по существу. Ими
    также уточняется порядок выполнения принятых норм.
  5. Законодательные или подзаконные акты федеральных и местных органов власти.
    Издаются на основе федерального налогового законодательства и не могут расширять его
    положения или противоречить ему. Используются, например, для конкретизации его при учете
    региональных особенностей при реализации фискальной или бюджетной политики.
  6. Постановления исполнительных органов в сфере сбора и уплаты налогов. При
    реализации отдельных положений ими могут вводиться определенные требования по
    уплате/взиманию, при нарушении которых для лиц наступает административная или уголовная
    ответственность. Основная же их часть (письма, разъяснения, инструкции и указания)
    сосредоточена на конкретизирующей или технической стороне – методах расчета, введении актов
    в действие, предложениях по изъятиям и т.д. или же на частных случаях при взимании тех или
    иных сборов с отдельных лиц.
  7. Постановления, разъяснения и предписания судебных органов (арбитражных
    палат или Конституционного Суда) по делам, связанным с обжалованием решений по налогам и
    сборам и защите интересно государства/граждан в данной сфере общественных отношений.

Справка. Отдельное место в сфере налогового
законодательства занимают международные договоры, участником которых является Россия. К ним
относятся различные уставные и конвенциональные документы международных финансовых организаций,
специализированные договорные акты, связанные с налогообложением (например, в рамках ВТО или
региональных интеграционных объединений, таких как ЕАЭС), а также многосторонние и двухсторонние
межправительственные соглашения, конкретизирующие отношения по налогам и сборам применительно
юр. и физ. лицам стран участниц на их территориях.

Согласно толкованию положения части 4 статьи
15 Конституции их положения внутри страны имеют большее юридическое значение, чем
таковые, предусмотренные законом.

Действующий НК РФ и его становление

Федеральный кодифицированный закон №146 (Налоговый кодекс РФ) был принят в 1998, а начал действовать в 1999 году. Однако вступал он в законную силу постепенно, на протяжении почти десяти лет. Последовательность вступления была следующей.

  1. Часть первая целиком начала действовать с 1 января 1999 года. Страна получила нормативный документ, в котором были определены виды налогов, принципы отмены ранее существовавших платежей, контроль и ответственность налогоплательщиков.
  2. Четыре главы части №2 начали действовать ровно через два года после принятия НК РФ, то есть 1 января 2001 года. С этого момента получили юридическое определение три вида налоговых платежей – единый социальный, на добавленную стоимость, для физлиц. В это же время появилось и описание акцизов, как вида обязательного платежа в бюджет государства.
  3. Главы 25, , 27 начали действовать с 2002 года. Так были определены налоги на прибыль организаций, с продаж и добычу полезных ископаемых. Кроме того, был введен единый сельхозналог.
  4. Транспортный и единый налог на вменённый доход были введены с начала 2003 года. Тогда же появилась и система упрощённого налогообложения. В середине 2003 года были введены платежи при разделе продукции.
  5. Доходы с игорного бизнеса стали отдельным предметом налогообложения с 01.01.2004 года. Тогда же были введены платежи за пользование биоресурсами на суше и в воде.
  6. С 2005 года начали действовать нормативы, регламентирующие взимание земельного и водного налогов, а так же уплату госпошлины.
  7. Последним нововведением Налогового кодекса стали нормы налогообложения имущества, находящегося в собственности физлиц. Это произошло 1 января 2015 года.

Налоговый кодекс России можно считать одним из наиболее динамично развивающихся законов. И это понятно, ведь любые платежи, пополняющие государственный бюджет, должны вводиться последовательно для того, чтобы экономическая система страны могла адаптироваться к новым расходам. Кроме того, сама система пополнения бюджета государства должна обладать мобильностью, своевременно реагируя на социальные, политические и экономические изменения.

Что особенного в льготах по компенсациям (пп. 3 и 9 ст. 217 НК РФ)?

Льготы по компенсациям содержатся в нескольких пунктах ст. 217 Налогового кодекса РФ. Их основной перечень представлен в пп. 1 и 9, и именно их трактовка не всегда однозначна.

Согласно разъяснениям компетентных органов компенсацией можно считать:

  • Оплату расходов по применению имущества, находящегося в личной собственности, для исполнения должностных функций (п. 1 ст. 217 НК РФ). При этом требуется документальное подтверждение принадлежности имущества, факта его использования и обоснование суммы возмещения (письма Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170, от 24.11.2017 № 03-04-05/78097).
  • Доплату за вредность условий труда (п. 1 ст. 217 НК РФ), установленную в результате аттестации рабочих мест (письмо Минфина России от 10.12.2009 № 03-04-06-02/89). Ее размер должен быть определен коллективным договором (письмо Минфина России от 06.08.2010 № 03-04-06/6-165).
  • Оплату дополнительного отпуска (п. 1 ст. 217 НК РФ) пострадавшим от аварии на ЧАЭС (письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2010 № 20-14/3/113358@).
  • Возмещение морального ущерба (п. 1 ст. 217 НК РФ), присужденного судом (письмо Минфина России от 10.06.2010 № 03-04-06/10-21), ущерба, ставшего следствием травмы на работе (письмо ФНС России от 01.02.2006 № 04-1-02/56@) или результатом неподобающих поступков работодателя (письмо Минфина России от 28.11.2008 № 03-04-05-01/450). Величина возмещения может быть установлена судом или рассчитана по правилам ТК РФ (письмо Минфина России от 13.07.2015 № 03-04-06/40168).
  • Выплату ущерба члену семьи (здесь применим п. 8 ст. 217 НК РФ) за погибшего сотрудника (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-04-06/6-48). При этом получающий деньги может не являться резидентом РФ (письмо Минфина России от 18.06.2010 № 03-04-06/6-125).
  • Оплату работодателем или ФСС путевок (п. 9 ст. 217 НК РФ), задачей которых является укрепление здоровья сотрудников и членов их семей (письма Минфина России от 28.06.2013 № 03-04-05/24690 и от 01.07.2013 № 03-04-06/24981, ФНС России от 10.08.2009 № 3-5-03/1208@).

Не следует расценивать как компенсацию:

  • Выплату госслужащему при выходе на пенсию пособия в размере его 3-кратного месячного дохода, пособия за стаж, дополнительных сумм на лечение и на довольствие (письмо Минфина России от 27.06.2016 № 03-04-09/37257).
  • Оплату расходов на проезд в городском транспорте госслужащим (письмо Минфина России от 21.02.2005 № 03-05-01-04/43).
  • Выплаты госслужащим и военнослужащим на санаторно-курортное лечение, если оно не имело места (письма Минфина России от 28.04.2010 № 03-04-05/1-227 и УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-14/3/068886).
  • Оплату путевок безработным, начавшим получать пенсию до наступления пенсионного возраста (письмо Минфина России от 15.12.2010 № 03-04-06/6-301).
  • Оплату комиссии турагентству (письмо Минфина России от 13.05.2008 № 03-04-06-01/132).
  • Оплату по среднему доходу дней сдачи крови и дополнительных выходных донорам (письма Минфина России от 05.05.2009 № 03-04-06-01/110 и от 06.07.2009 № 03-04-05-01/530).
  • Возмещение затрат по договору подряда (письма Минфина России от 27.07.2018 № 03-04-06/53105, от 02.02.2018 № 03-04-06/6138).
  • Возмещение физлицу фирмой или ИП судебных расходов (письма Минфина России от 02.10.2014 № 03-04-07/49507 и от 23.04.2013 № 03-04-07/14106).

Спорной является ситуация с бесплатным предоставлением товаров по отраслевым нормативам. Текст п. 1 ст. 217 НК РФ подразумевает наличие законодательно закрепленных доходов такого рода. Отраслевое соглашение к ним не относится (письмо Минфина России от 09.02.2010 № 03-04-05/8-38). Суды имеют другую точку зрения (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2009 № Ф04-1152/2009 и от 09.02.2009 № Ф04-758/2009): для необложения подобных доходов достаточно отраслевого соглашения и колдоговора.

В отношении компенсации за задержку выплаты зарплаты (п. 1 ст. 217 НК РФ) компетентные органы в своих разъяснениях единодушны: ограничение для минимальной необлагаемой суммы этой компенсации, установленной ст. 236 ТК РФ, относится только к ситуациям, когда ее более высокий размер не определен трудовым или коллективным договором. Если порядок расчета компенсации зафиксирован во внутреннем нормативном документе, то налогом не будет облагаться вся сумма компенсации (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03-04-05/11096, от 28.11.2008 № 03-04-05-01/450, УФНС России по г. Москве от 06.08.2007 № 28-11/074572@).

Регулируемые положения НК РФ

Основные положения, регулирование которых осуществляется на основании Налогового Кодекса России,
приводится в первом разделе документа (главы и ), в -18 статьях. В них приводятся:

  • Основания действия Кодекса в его связи с иными законодательными актами в данной отрасли
    законодательства и международными договорами РФ;
  • Отношения и принципы налогового законодательства;
  • Базовые понятия и терминология, применяемая в документе;
  • Участники
    налоговых отношений и их краткая характеристика;
  • Характеристика, особенности и уровни системы налогообложения РФ;
  • Основы системы страховых взносов.

Важно. Приведенные положения формируют в документе
кодифицированные разделы, каждый из которых раскрывает и уточняет тот или иной элемент
существующей законодательной базы в сфере налогообложения.