Общие принципы формирования учетной политики

Введение

Финансовый
и налоговый учет входят составными частями в общую структуру
финансово-экономического управления организацией. Во многих странах
приоритет отдается экономической сущности учета, а фискальная функция
относится к элементу ограничения затрат и хозяйственных действий. В
России, наоборот, в настоящее время налоговый учет все больше
выделяется в качестве основного.

Понятие
налогового учета является сравнительно новым для отечественной
системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих
субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере
налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в
нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей
бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

В связи с этим
перед производственными предприятиями встала необходимость в
организации налогового учета и контроля правильности осуществления
расчетов по налогу па прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны,
выполнить требования законодательства, а с другой — минимизировать
обусловленные этим издержки.

Способы ведения отчетности

На предприятии может быть создана автономная система учета, не связанная с бухгалтерией. Каждая операция в этом случае будет отражаться в регистре. Второй способ – организация налогового учета с применением бухгалтерских сведений. Этот вариант отличается меньшей трудоемкостью и, соответственно, более целесообразен. Данный способ согласуется с положениями 313 статьи НК. В этой норме установлено, что расчет базы по завершению каждого отчетного периода осуществляется в соответствии с данными налогового учета, если в гл. 25 НК предусматривается порядок группировки и обобщения сведений об объектах и операциях для формирования базы обложения, отличающийся от схемы, установленной правилами бухучета. Если же положения совпадают, то расчет сумм обязательных отчислений в бюджет можно производить, используя информацию первичной документации. В этом случае необходимо в первую очередь определить объекты, при учете которых действуют одинаковые и различные правила налогового и бухучета. Затем следует разработать порядок применения информации первичной документации для формирования базы обложения. Кроме этого, необходимо создать формы регистров для выделения объектов, учитываемых для целей обложения.

Общая информация

Далеко не всегда бухгалтерский учет включает в себя достаточный объем данных, чтобы его хватило для корректного расчета налоговой базы. Налогоплательщик имеет все права вносить реквизиты самостоятельно. Это позволяет заинтересованным лицам создавать реестры и вести их своими силами, чтобы контролировать сохранность информации и следование законам.

В последнее время в нашей стране существует практика самостоятельной организации учета налогов плательщиком. При этом учитываются действующие нормативы, правила и законы. Чтобы корректно вести дела, нужно иметь представление о налоговом периоде, корректном переходе между разными, взаимосвязанными и последовательными.

Постановка на учет в РФ

За постановку на учет несут ответственность налоговые органы. Регистрация происходит с момента поступления информации в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП или на основании заявления. Вставать на учет необходимо по месту жительства или месту нахождения организации, ее имущества, филиалов. Процедура постановки занимает 5 дней независимо от того, какой статус имеет налогоплательщик – физическое это лицо или юридическое. На учет встают:

  • физ. лица, регистрирующие ИП;
  • физ. лица, ведущие нотариальную или адвокатскую частную практику;
  • лица, имеющие в собственности транспортное/недвижимое имущество;
  • организации, создающие обособленные учреждения;
  • организации, имеющие статус «крупнейший налогоплательщик»;
  • иностранные граждане и организации.

В случае расширения компании и открытии филиалов, налогоплательщик обязан поставить на учет обособленную структуру там, где она фактически находится. Процедура постановки организации на учет в целом одинаковая. Но имеется ряд отличий в документации для регистрации и после нее.

Физические лица

Граждане ставятся на учет автоматически с момента поступления сведений от соответствующих органов:

Для того чтобы постановка на учет прошла быстрей, можно самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением.

Граждане (не имеющие статус ИП), занимающиеся оказанием услуг, обязаны оповестить о своей деятельности налоговую службу и зарегистрироваться. Самозанятые физические лица работают по специальному режиму, часто патентному. После регистрации они не получают документ или уведомление о регистрации в налоговой. Во всех остальных случаях отправляется уведомление по почте.

После регистрации выдается специальный документ – ИНН, который по желанию налогоплательщика можно внести в паспорт. Учетная запись вносится в ЕГРН. Если физическое лицо регистрируется в качестве ИП, ему выдается свидетельство о регистрации, подтверждающее получение ИНН, данные вносятся в ЕГРИП. Регистрация ИП занимает пять дней. Если ИП прекращает свою деятельность, то налоговая служба снимает его с учета, делается выписка из ЕГРИП.

Юридические лица

Регистрация организаций в налоговом учете происходит по месту нахождения. То же правило касается и филиалов, и представительств, и имущества компании. Как только в ЕГРЮЛ делается запись о создании компании, НС в течение пяти дней ставит эту организацию на учет.

Если у предприятия работают обособленные структуры (например, филиалы), заниматься их регистрацией следует самостоятельно. То есть в этом случае нужно подать заявление в ту налоговую, где находится филиал или иная обособленная структура. Сделать это можно в течение месяца после открытия. Для постановки на учет потребуются:

  • Свидетельство о постановке на учет самой организации.
  • Необходимо предоставить выписку из ЮГРЮЛ, в которой предоставлены данные об обособленной структуре.
  • Документация, подтверждающая создание филиала или иной обособленной организации.

ВАЖНО: Филиалы могут находиться в пределах одного региона. В этом случае их можно зарегистрировать только в одной налоговой службе

Причем ее выбор остается на усмотрение организации.

Постановка учет обязательна в следующих случаях – создание компании, реорганизация уже существующей структуры, ликвидация компании или ее «переезд» в другое место. Все эти операции подлежат регистрации в НС в течение 10 дней. Для этого собирается определенный пакет документов:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • учредительные документы;
  • документация, подтверждающая создание предприятия.

Перед тем, как подавать заявление, сходите в местную налоговую службу и узнайте, какие именно понадобятся документы. Набор документации может варьироваться, в каждом регионе действуют свои, дополнительные требования. Если организация прекратила деятельность, налогоплательщик оповещает об этом НС, подает заявление. Процедура снятия состоит из выписки из ЕГРЮЛ и непосредственно снятия с учета.

Регистрация транспортного средства, а также недвижимости происходит автоматически. Соответствующие органы, ГИБДД или Федеральная регистрационная служба, отправляют сведения в налоговую. На их основании и происходит постановка на учет. Налоговая служба отправляет налогоплательщику соответствующий документ о регистрации.

Счета налогового учета

План счетов налогового учета служит для отражения хозяйственных операций в налоговом учете по налогу на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ, а также учета постоянных и временных разниц в целях выполнения положений ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». План счетов по структуре счетов, аналитике подобен плану счетов бухгалтерского учета для облегчения сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета. Коды счетов в большинстве случаев соответствуют кодам счетов бухгалтерского учета аналогичного назначения.

Особенности плана счетов налогового учета по сравнению с планом счетов бухгалтерского учета состоят в следующем:

  • Все счета налогового учета являются забалансовыми, то есть в налоговом учете могут быть проводки без корреспонденции счетов, хотя в большинстве случаев все же используется корреспонденция;
  • В плане счетов налогового учета практически все счета расчетов (с поставщиками, покупателями и т.д.) заменяет счет ПВ «Поступление и выбытие имущества, работ, услуг, прав»;
  • Отсутствуют счета учета объектов, которые в любом случае не влияют на налог на прибыль (например, отсутствует счет учета уставного капитала, нераспределенной прибыли и т.п.), или предполагается, что соответствующие активы или обязательства с высокой вероятностью имеют ту же оценку, что и в бухгалтерском учете (например, денежные средства).
  • Практически все счета налогового учета затрат на производство (20, 23, 25 и т.д.) имеют по 3 субсчета – для учета прямых расходов, косвенных расходов и нормируемых расходов (по которым нормирование может происходить в моменты времени, отличные от момента признания соответствующих расходов);
  • К счету 91 «Прочие доходы и расходы» открыто необходимое для налогового учета количество субсчетов.

Необходимость и назначение налогового учета

Из
определения налогового учета видно, что он необходим для того, чтобы
исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25
Налогового кодекса, таковы, что сделать это на основании одних лишь
данных бухгалтерского учета невозможно.

Главная задача
налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию
о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная
операция.

Из данных
налогового учета должно быть ясно:

— как
определяют доходы и расходы предприятия;

— как
определяют долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в
отчетном периоде;

— какова сумма
остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в
следующих отчетных периодах;

— как
формируют сумму резервов;

— каков размер
задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Цели ведения
налогового учета ограничены по сравнению с задачами, решаемыми
бухгалтерским учетом, обеспечением информацией, необходимой для
контроля за соблюдением только законодательства о налогах и сборах. В
то же время такое ограничение не означает, что в цели осуществления
налогового учета не входит обеспечение информацией, необходимой для
контроля за целесообразностью хозяйственных операций и использованием
ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и
сметами.

Функции
налогового учета определились сравнительно недавно, поскольку сама
практика учета налогов сложилась в мире лишь начиная со второй
четверти XX в., поскольку до этого платежи населения играли роль
подарков властям, пошлин, помощи государству, признаком несвободы
человека
.

Налоговый
учет выполняет следующие основные функции: информационную,
контрольную и прогнозную:

1)
информационная функция заключается в том, что предприятия создают
регистры налогового учета. Регистры налогового учета не являются
бухгалтерскими документами. Виды регистров налогового учета согласно
ст. 314 НК: 1) промежуточные расчеты (16). 2) регистры состояния
единицы налогового учета. 3) регистры учета хозяйственных операций
(7). 4) регистры формирования отчетных данных (22 видов). 5) регистры
учета целевых средств некоммерческими организациями (3).

2) контрольная
функция – означает систематизацию внутреннего корпоративного
налогового контроля.

3) Прогнозная
функция – благодаря налоговым расчетам предприятие получает
возможность прогнозировать доля налогового времени финансовых
расчетов предприятия с этой целью бухгалтером делается расчет
налогового поля, сумму налоговых платежей группировка по периодам
платежей и определяется удельный вес платежей в объеме поступающей
выручки, по полученному удельному весу прогнозируется наличие
платежей в предстоящем налоговом периоде..

Сегодня
главная проблема налоговой техники сводится к защите права
собственности от необоснованных притязаний государства, за счет чего
достигается баланс интересов налогоплательщика и общества. В этой
связи налоговый учет отправляет следующие социально и экономически
значимые функции (см. также ст. 313 НК РФ):

— формирование
полной и достоверной информации о порядке учета для целей
налогообложения хозяйственных операций, осуществленных
налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

— формирование
полной и достоверной информации о налоговой базе отчетного
(налогового) периода;

— обеспечение
раздельного учета в случае исчисления налога по разным ставкам или
при разном порядке налогообложения;

— обоснование
применяемых льгот и вычетов;

— обеспечение
информацией налоговых органов для контроля за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет
налога;

— обеспечение
информацией службы внутреннего контроля и руководства для контроля за
движением средств предприятия по назначению и профилактики
злоупотреблений ответственных лиц;

— обеспечение
информацией внешних пользователей в лице партнеров, инвесторов,
кредиторов и клиентов для создания имиджа добросовестного
налогоплательщика и повышения гудвилла компании.

Для выполнения
функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым
законодательством определены специальные приемы и способы, образующие
методологию налогового учета.

К методам
ведения налогового учета следует отнести:

— введение
специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе
данных бухгалтерского учета;

— установление
методики формирования налоговых показателей;

— определение
способов ведения налогового учета;

— установление
специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового
учета.

Работа с приложениями

Некоторое время назад ФНС выпустила специальное приложение, которым могут бесплатно пользоваться все те, у кого есть компьютер и доступ в Интернет. Посредством него налоговый учет налогов стал еще проще. Приложение носит название «Налогоплательщик ЮЛ».

Через эту программу пользователи могут заполнять заявления, позволяющие встать на учет. Правда, здесь тоже будет нужна электронная подпись, выданная специальной аккредитованной организацией. Приложение уточнит, желает ли пользователь получить бумажное свидетельство или ему достаточно иметь цифровую копию. Оно направит заявление в государственную инстанцию через интернет, как только все поля будут заполнены и подтверждены.

«Налогоплательщик ЮЛ» помогает сделать контейнер, в котором будет находиться заявление после подписи, шифрует его и формирует запрос, который затем обрабатывают налоговые органы.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс
    Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от
    03.12.2011)

  2. Налоговый кодекс
    Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от
    06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу
    с 01.02.2012)

  3. Бодрова Т.В.
    Налоговый учет и отчетность. М.: Издательско-торговая
    корпорация «Дашков и Ко», 2010. 480 с.

  4. Бодрова Т.В. Теория и
    методология формирования системы управленческого учета для целей
    налогообложения: Дис. … док. экон. наук. Орел, 2008.

  5. Захарьин В.Р.
    Налоговый учет. – М.: ГроссМедиа, 2006. 368 с.

  6. Майбуров И.А. Теория
    и история налогообложения: учебник для студентов вузов,
    обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение».
    М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

  7. Мэтьюс М.Р., Перера
    М.Х.В. Теория бухгалтерского учета. М.: ЮНИТИ, 1999. с. 545.

  8. Нестеренко Н.А.
    Налоговый учет. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 412 с.

  9. Палий В.Ф. О
    государственном суверенитете в области регулирования
    бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет, 2006. N 1, с. 48

  10. Теории и модели
    бухгалтерского учета: курс лекций / Ю.И. Сигидов, М.С.
    Рыбянцева, С.А. Чернявская и др. – Краснодар: КГАУ, 2011. –
    130 с.

  11. Тумасян Р.З.
    Бухгалтерский и налоговый учет расходов организации. М.: ООО «Нитар
    Альянс», 2005.

  12. Шнейдман, Л.З.
    Бухгалтерский учет и налогообложение // Бухгалтерский учет,
    1995. N 5, с. 10-14.


Нестеренко Н.А. Налоговый учет. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 412 с.


Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П.
Толстопятенко. М., 2004. с. 157.

В компании

Налоговый учет – это такая организованная структура, порядок ведения которой контролируется учетной политикой. Таковая подбирается с учетом целей уплаты налогов. По предприятию издается специальное распоряжение или приказ генеральным директором или другим руководителем. В соответствии с этим актом бухгалтерия производит дальнейшие операции по учету налогов. Органы, контролирующие уплату налогов, а также иные смежные, не вправе навязывать свои формы учета.

Информация по налогам внутри компании должна быть достаточно полной, чтобы из нее можно было делать выводы о величине расходов, доходов предприятия. Эти же данные используются, чтобы определить, насколько велики те расходы, которые облагаются налогами в отчетном периоде, актуальные в настоящее время. Налоговый учет – это:

  • величина остатка;
  • порядок формирования резерва;
  • налоговая задолженность перед бюджетом.

Варианты построения налогового учета

Прежде чем перейти к предлагаемой схеме организации налогового учета, несколько слов о том, как вообще он может строиться.

Как известно, ст.313 НК РФ позволяет организациям самостоятельно организовать систему налогового учета. По большому счету, все способы его организации, взятые на вооружение российскими компаниями, можно разделить на три группы:

  1. ведение налогового учета параллельно бухгалтерскому;
  2. формирование налоговой базы «вручную»;
  3. ведение налогового учета на базе бухгалтерского.

Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим эти способы по отдельности.

Общие вопросы исчисления налоговой базы

1. Налоговая база и порядок её определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

2. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учёта и (или) на основе иных документально подтверждённых данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчётный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

4. Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.

5. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учёта полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая база — это величина, исходя из которой, рассчитывается сумма налога путем умножения налоговой базы на ставку налога.

По разным налогам это могут быть доходы, прибыль, стоимость имущества или других объектов налогообложения.

Представление организацией налоговой учетной политики в ИФНС

Должна ли организация представлять в ИФНС налоговую учетную политику (и ее изменения)? Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам ч. I НК РФ:

  • НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

  • НК РФ говорит о праве налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Полагаем, что учетная политика как раз является таким документом. Значит, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы свою учетную политику, а налоговые органы вправе ее требовать только в рамках мероприятий налогового контроля, то есть если в отношении налогоплательщика проводится проверка. Другого механизма для истребования документов НК РФ не предусматривает.

Налоговый учет: основные различия

По , НУ — это специализированная система обобщения информации на основании данных первичной документации с учетом законодательно установленных норм, требований и правил с целью исчисления налоговых обязательств. Иными словами, НУ — это формирование полной, достоверной и исчерпывающей информации для определения размеров налогооблагаемой базы, исчисления сумм фискальных платежей, осуществления расчетов с бюджетом в полном объеме и составление на основании этих сведений специальных форм фискальной отчетности.

Пользователи фискальной отчетности — это налоговики. Анализируя отчетные источники, государство реализует контрольную функцию, то есть выявляет правильность исчисления и полноту перечисления налогов, сборов, взносов в бюджет. Следовательно, основополагающая разница между бухгалтерским и налоговым учетом заключается в их целях. Для БУ основная цель — подготовка достоверной отчетности для пользователей о результатах деятельности. В то время как цель НУ — реализация фискальной функции государства, которая заключается в пополнении бюджета.

Ведение НУ обязательно для всех экономических субъектов. Никаких исключений не предусмотрено. Даже обычные граждане не имеют привилегий, хотя НУ за физических лиц ведут налоговые агенты. К примеру, работодатели в части исчисления и уплаты НДФЛ. Это обстоятельство является одним их ключевых отличий бухгалтерского и налогового учета.

Фискальное законодательство едино для всех налогоплательщиков. То есть НК РФ — это норматив, который обязаны применять все, независимо от:

  • форм собственности;
  • организационно-правовых форм;
  • специфики и вида деятельности, размера штата;
  • объемов производства;
  • объема доходов;
  • выбранных режимов налогообложения.

В то же время нормы БУ определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от вида деятельности. Например, для государственного учреждения и банковской организации положения по БУ будут совершенно разными, а вот применение НК РФ обязательно для обоих субъектов. Так, единство норм по НУ и специализация по отраслям деятельности для БУ определяют третье различие бухучета и налогообложения.

Отражение в бухгалтерской отчетности

Фискальные сборы находят отражение в двух формах бухотчетности:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах.

Расчеты по налогам и сборам в балансе отражаются в составе кредиторской или дебиторской задолженности. Кредитовое сальдо счетов 68 и 69 отражается в строке 1520 раздела V.

Если на конец отчетного периода образовалась переплата по фискальным платежам, отраженная как дебетовое сальдо счетов 68 и 69, то эту сумму нужно отразить в разделе II в строке 1230 «Дебиторская задолженность».

Кроме того, в бухгалтерском балансе компании обособленно отражается НДС, предъявленный поставщиками, но не принятый к вычету (дебетовое сальдо счета 19). Для этого предназначена строка 1220.

В отчете о финансовых результатах в строке 2410 отражается исчисленный к уплате налог на прибыль.

Кроме того, в бухгалтерском балансе и ОФП обособленно отражаются сальдо и изменения отложенных налоговых активов и обязательств.

Пример Ведомости приложений к регистрам налогового учета

    Номер   приложения к регистру НУ
  Источник  информации
 Дебет счета
Кредит счета
Регистр   НУ  
 Участие в расчетах поПБУ 18/02
      1     
Из бухучета
Выручка от         реализации         собственной        продукции,         связанной с        обработкой сырья   
   -  
90-1-1
2.1.020
     -     
      2     
Из бухучета
Выручка от         выполнения работ,  оказания услуг     
   -  
90-1-2
2.1.020
     -     
      3     
Из бухучета
Суммовая разница повыручке от         реализации         собственной        продукции, работ,  услуг              
   -  
90-1-3
2.6.130
     -     
      4     
Из бухучета
НДС от выручки от  реализации         собственной        продукции,         связанной с        обработкой сырья,  работ, услуг       
90-3-1
   -  
2.1.020
     -     
      5     
Из бухучета
НДС от суммовой    разницы по выручке от реализации      собственной        продукции, работ,  услуг              
90-3-3
   -  
2.6.130
     -     
      6     
Из бухучета
Сырье, материалы   (СПсОС)            
20-1-1
  10  
2.2.010
     -     
      7     
Из бухучета
Заработная плата   (по окладу, тарифу,премии и другие    стимулирующие      выплаты) в         соответствии со    ст.255 НК РФ       (СПсОС)            
20-2-1
  70  
2.2.010
     -     
      8     
Из бухучета
ЕСН на заработную  плату (СПсОС)      
20-3-1
  69  
2.2.010
     -     
      9     
Из бухучета
Амортизация        основных средств   (СПсОС)            
20-4-1
  02  
   -   
   ВР <4>
     10     
Из         налогового учета      
Амортизация        основных средств   (СПсОС)            
   -  
   -  
2.2.010
     ВР    
     11     
Из бухучета
Сырье, материалы   (работы, услуги)   
20-1-2
  10  
2.2.020
     -     
     12     
Из бухучета
Заработная плата   (по окладу, тарифу,премии и другие    стимулирующие      выплаты) (работы,  услуги)            
20-2-2
  70  
2.2.020
     -     
     13     
Из бухучета
ЕСН на заработную  плату (работы,     услуги)            
20-3-2
  69  
2.2.020
     -     
     14     
Из бухучета
Амортизация        основных средств   (работы, услуги)   
20-4-2
  02  
   -   
     ВР    
     15     
Из         налогового учета      
Амортизация        основных средств   (работы, услуги)   
   -  
   -  
2.2.020
     ВР    
     16     
Из бухучета
Подрядчики -       сторонние          организации        
 20-5 
  60  
2.2.0402.2.042
     -     
     17     
Из бухучета
Приобретение       топлива, энергии   
 26-1 
  60  
2.2.0402.2.041
     -     
     18     
Из бухучета
Потери от          недостачи, порчи   товарно-           материальных       ценностей          
 26-2 
  60  
2.3.260
   ПР <5>
     19     
Из бухучета
Суточные в         командировке в     пределах норм      
 26-3 
  60  
2.2.1702.3.010
     -     
     20     
Из бухучета
Суточные в         командировке сверх норм               
 26-4 
  60  
2.3.2502.3.251
     ПР    
     21     
Из бухучета
Нотариальные услугив пределах тарифов 
 26-5 
  60  
2.2.170
     -     
     22     
Из бухучета
Нотариальные услугисверх установленныхтарифов            
 26-6 
  60  
2.3.2502.3.251
     ПР    
     23     
Из бухучета
Ненормируемые      расходы на рекламу 
 26-7 
  60  
2.2.160
     -     
     24     
Из бухучета
Нормируемые расходына рекламу (всего) 
 26-8 
  60  
2.2.1602.3.2502.3.251
     ПР    
     ...    
    ...    
        ...        
  ... 
  ... 
  ...  
    ...    

<4> Участвует в расчете временных разниц.<5> Участвует в расчете постоянных разниц.

Организация налогового учета

Этот процесс предполагает применение разных методов для достижения одной цели: упрощения и уточнения учета, ведения его без путаницы и ошибок. Организованный подход позволяет одновременно держать в поле зрения несколько разновидностей налогов, создающих бремя предприятия.

Выделяют три методики организации учета налогов:

  • создание базы данных, основываясь на бухгалтерских счетах;
  • руководство нормативами бухгалтерского учета;
  • ведение налогового, бухгалтерского учета одновременно.

Выбирают конкретный вариант, анализируя следующие параметры:

  • количество учитываемых объектов;
  • масштаб детальности;
  • род занятости;
  • систему учета, внедренную на предприятии.

Учет необходимо вести таким образом, чтобы не нарушать принятых на государственном уровне нормативов, а также правил, из которых делают выводы о достоверности отчетов. Специальные правила содержат нормы, в соответствии с которыми можно регулировать расходы, доходы. Правильное и корректное ведение всей документации – залог того, что предприятие будет располагать точной и достойной доверия информацией об объектах, на которые начисляются налоги, а также об операциях и имуществе в его владении. Это поможет корректно исчислять налоги и платить их.

Одно из важных условий корректной организации налогового учета – прозрачность данных, касающихся всех доходов и расходов. Она зависит от пяти аспектов:

  • учетная политика должна соответствовать НК и специфике работы предприятия;
  • бухгалтерский учет следует вести абсолютно достоверно;
  • от бухучета к налоговому данные должны передаваться в соответствии с установленным порядком, чтобы избежать искажений;
  • правила должны быть изложены предельно четко в принятой на предприятии инструкции;
  • разумным будет внедрение такой системы реестров, которая позволит применять определенные формы, взаимосвязанные и заполняемые последовательно.

Если эти аспекты удалось воплотить в жизнь на высоком уровне, налоговый учет будет достоверным и не вызовет ни проблем внутри фирмы, ни вопросов к ней со стороны проверяющих инстанций.

Формирование налоговой базы «вручную»

По имеющейся у автора информации, многие предприятия не ведут специальных налоговых регистров и до сих пор формируют налоговую базу путем корректировки бухгалтерской прибыли или отдельных статей расходов и доходов, полученных в бухгалтерском учете. То есть, по сути, продолжает использоваться способ расчета налогооблагаемой прибыли, применявшийся до 2002 г.

Данный способ позволяет выполнить требования ПБУ 18/02 — это «плюс». Однако, как правило, применяя такой способ, можно лишь приблизительно определить налоговую базу, поскольку бухгалтерский и налоговый учет имеют существенные различия. Так, на предприятии, имеющем на конец отчетного периода остаток незавершенного производства, корректно определить налоговую базу по налогу на прибыль с применением рассматриваемого способа маловероятно.

Бухучет — что это такое

Его ключевая цель — это формирование достоверных и исчерпывающих источников отчетной информации о текущем финансовом состоянии экономического субъекта. Отчетные сведения позволяют пользователям (как внешним, так и внутренним) принимать соответствующие управленческие решения и оценивать результаты деятельности.

После изучения показателей бухотчетности кредитор или инвестор принимает решение о выдаче целевого займа или открытии инвестиционного проекта. Также удовлетворительные данные финотчетности позволят участвовать компании в государственных и(или) муниципальных закупках.

Отчетные источники — это ключевой рычаг внутреннего управления. Руководство компании, основываясь на показателях бухотчетов, может скорректировать текущую политику, принять взвешенное и своевременное решение.

Ведение БУ обязательно практически для всех экономических субъектов. Освобождения сделаны только для индивидуальных предпринимателей и иностранных представительств. Даже субъекты малого предпринимательства, НКО и «Сколковцы» обязаны вести БУ, пусть и в упрощенном виде.