Недоимки

Введение

Что такое недоимка? Обычно под данным термином подразумевают налоговую задолженность.

Задолженность является одним из ряда критериев, посредством которых оценивают финансовое состояние хозяйствующего лица. Анализ позволяет определить позицию субъекта в области кредитных взаимоотношений с институтами финансов (банк, страховая компания и др.) или другими такими же субъектами, которые обладают определенным хозяйственным имуществом. Также это касается физических лиц (например, с наемным рабочим).

Кредиторская и дебиторская задолженности оцениваются в денежных ресурсах.

Обеспечительные меры

В настоящее время залог имущества согласно НК РФ может возникнуть на основании договора между налоговой инспекцией и залогодателем.

Однако с 01.04.2020 появится исключение из этого правила – см. новый п. 2.1 названной статьи. Он касается принудительногозалога, который будет возможен в случае:

  • или неуплаты в течение 1 месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество,

  • или вступления в силу решения по результатам налоговой проверки ( НК РФ), исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налоговиков, имущество, в отношении которого применен залог или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налоговой инспекции на основании закона.

Если этот залог принят в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, то он признается последующим залогом. Такой залог нельзя распространить на денежные средства на счетах, вкладах или депозитах, предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с Гражданским кодексом, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Указанный залог подлежит регистрации по правилам Гражданского кодекса.

И еще. Начиная с 01.04.2020 налоговый орган может по просьбе налогоплательщика заменить арест его имущества не только на залог имущества, но и на банковскую гарантию (выдаваемую по правилам ст. 74.1 НК РФ), и на поручительство третьего лица (выдаваемое по правилам ст. 74 НК РФ). Причем поручитель должен быть российской организацией и отвечать всем требованиям, установленным НК РФ. Все эти новшества предусмотрены новой редакцией НК РФ.

Такие сведения согласно новому НК РФ не подпадают под режим налоговой тайны.

Ответственность

В случае систематической неуплаты налогов

Налоговый кодекс предусматривает следующие виды ответственности за недоимку денежных средств в качестве налогов:

  • штрафная санкция, выражающаяся в требовании к выплате 20% от суммы долга. Она применима согласно статье 122 НК, если гражданин намеренно допустил занижение налоговой базы (зафиксировал в налоговой декларации сумму, меньшую, чем он действительно получает по факту). Данный вид ответственности действует только при неправильно оформленной налоговой декларации, предоставленной инспектору позднее установленного срока. Выплата этих денежных средств не освобождает должника от уплаты недоимки;
  • штрафная санкция, выражающаяся в требовании к выплате 5% от суммы задолженности, действует при отсутствии декларации в налоговой инспекции в установленные сроки.
  • пени начисляется в том случае, если гражданином или предприятием в срок предоставлена декларация, правильно оформлена, но налог не уплачен.

В уголовном кодексе обозначены следующие виды ответственности за недоимку:

  • лицо уклоняется от уплаты налогов и сборов, допускает недоимку в крупном размере, то ему может быть назначена штрафная санкция. Она выражается в выплате суммы денежных средств от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Альтернативными вариантами на усмотрение судебного органа считается арест на заработную плату в течение 3 лет, привлечение к работам принудительного характера на тот же срок, а также лишение свободы до 3 лет (статья 198 УК);
  • лицо не предоставляет налоговую декларацию в инспекцию, либо фиксирует в ней ложную информацию, уклонение от уплаты допущено в крупном размере. За такие действия может быть назначен штраф, выражающийся в сумме от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Другими способами привлечения к ответственности могут стать – наложение ареста на заработную плату в течение 3 лет, привлечение к работам принудительного характера с отстранением от определенных служебных постов до 3 лет. Самыми тяжелыми видами ответственности являются арест до 6 месяцев, отбывание наказания в местах общего режима до 3 лет (статья 199 УК).

В данных статьях говорится о крупном размере, в рамках которого совершено преступление, необходимо проанализировать, что он включает в себя.

Под крупным размером понимают общую сумму неуплаченных налоговых сборов, которая:

  • составляет больше 5 млн. руб., накопленная в течение 3 лет, идущих друг за другом. Оговаривается условие о том, что сумма налогов, подлежащих уплате больше, чем 25% от суммы, зафиксированной к выплате;
  • составляет более 15 млн. руб.

Особо крупным размером принято считать недоимку в сумме больше 15 млн. руб. Оговаривается условие о том, что сумма налогов, подлежащих уплате больше, чем 50% от суммы, зафиксированной к выплате

ВАЖНО: Применение вида ответственности к должнику регулируется в ходе судебного разбирательства и зависит от обстоятельств, вследствие которых, нарушено законодательство.

К гражданам, которые первый раз привлекаются к уголовной ответственности за недоимку налоговых сборов, отношение суда более лояльное. Его могут освободить от уголовной ответственности, если физическим лицом уплачены все задолженности по налогам, а также пени, начисленные за недоимку.

Определенную ответственность несут не только юридические, физические лица, предприниматели, но и налоговые агенты, которые допускают ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, ставя в приоритет личные интересы.

Cyды нe пoддepживaли нaлoгoплaтeльщикoв

Нa пpaктикe вoпpoc o cпиcaнии нeдoимки кaк бeзнaдeжнoй в cлyчae нeвoзмoжнocти ee взыcкaния в пpинyдитeльнoм пopядкe peшaлcя нe в пoльзy нaлoгoплaтeльщикoв. Oб этoм cвидeтeльcтвyют и пoзиция Mинфинa Poccии, и cyдeбныe aкты BAC PФ и нижecтoящиx apбитpaжныx cyдoв. Taк, BAC PФ, ccылaяcь нa cтaтью 59 НК PФ и Пocтaнoвлeниe Пpaвитeльcтвa PФ oт 12.02.2001 № 100, oтмeчaл, чтo нaлoгoвый opгaн нe мoжeт пo cвoeй инициaтивe cпиcывaть тaкиe cyммы нeдoимки и зaдoлжeннocти пo пeням, a cyд нe впpaвe eгo пoнyждaть к этoмy. Taкиe cyммы пpизнaютcя бeзнaдeжными к взыcкaнию и cпиcывaютcя тoлькo в cлyчae ликвидaции opгaнизaции. Кpoмe тoгo, нaличиe в кapтoчкe лицeвoгo cчeтa cвeдeний o cyммax нeдoимки и зaдoлжeннocти пo пeням и штpaфaм нe нapyшaeт пpaв и зaкoнныx интepecoв нaлoгoплaтeльщикa. ФAC Mocкoвcкoгo oкpyгa yкaзывaл нa тo, чтo иcтeчeниe cpoкoв дaвнocти взыcкaния нaлoгoвым opгaнoм нeдoимки и зaдoлжeннocти пo пeням в пopядкe, пpeдycмoтpeннoм cтaтьями 46, 47 НК PФ, нe ocвoбoждaeт нaлoгoплaтeльщикa oт иcпoлнeния oбязaннocти пo yплaтe зaкoннo ycтaнoвлeнныx нaлoгoв и нe мoжeт cлyжить ocнoвaниeм для пpeкpaщeния дaннoй oбязaннocти.Bпocлeдcтвии BAC PФ выpaбoтaл кoмпpoмиccнoe peшeниe: oн пpишeл к вывoдy o нeoбxoдимocти oтpaжaть в cпpaвкe oбъeктивнyю инфopмaцию, пoэтoмy нapядy co cвeдeниями o зaдoлжeннocти нaлoгoплaтeльщикa в дoкyмeнтe дoлжнo быть yкaзaнo, чтo инcпeкция yтpaтилa пpaвo нa взыcкaниe этoй зaдoлжeннocти. Taкaя пoзиция тaкжe cтaлa иcпoльзoвaтьcя apбитpaжными cyдaми.Пpи этoм нeкoтopыe cyды пpизнaвaли нeпpaвoмepным oтpaжeниe в cпpaвкe нeдoимки, вoзмoжнocть взыcкaния кoтopoй yтpaчeнa, пocкoлькy этo нapyшaлo пpaвa нaлoгoплaтeльщикa. Oднaкo тaкиe peшeния cyдoв вcтpeчaлиcь дocтaтoчнo peдкo.Интepecнa пo этoмy пoвoдy пoзиция Кoнcтитyциoннoгo Cyдa PФ.

ПO3ИЦИЯ APБИTPAЖНЫX CУДOB Пpи нeвoзмoжнocти взыcкaть бeзнaдeжнyю нeдoимкy в пpинyдитeльнoм пopядкe вoпpoc paзpeшaлcя нe в пoльзy нaлoгoплaтeльщикoв – cм., нaпpимep, пocтaнoвлeния:

  • Пpeзидиyмa BAC PФ oт 11.05.2005 № 16507/04,
  • Пpeзидиyмa BAC PФ oт 11.05.2005 № 16504/04,
  • ФAC ДO oт 19.11.2009 пo дeлy № A51-11725/2008,
  • ФAC MO oт 31.10.2008 пo дeлy № A40-7535/08-80-25,
  • ФAC C3O oт 23.11.2009 пo дeлy № A66-4411/2009,
  • ФAC ПO oт 09.02.2010 пo дeлy № A72-54/2009.

ПO3ИЦИЯ КC PФ (Oпpeдeлeниe КC PФ oт 19.05.2009 № 757-O-O)Ocвoбoждeниe oт yплaты нaлoгa – дaжe в cлyчae, кoгдa eгo пpинyдитeльнoe взыcкaниe нeвoзмoжнo, – oднa из фopм нaлoгoвыx льгoт, пoэтoмy ycтaнoвлeниe ycлoвий, пpи кoтopыx yплaтa и взыcкaниe нeдoимки oбъeктивнo нeвoзмoжны, и ocвoбoждeниe нaлoгoплaтeльщикa oт иcпoлнeния нaлoгoвoй oбязaннocти пo тaким бeзнaдeжным дoлгaм – пpepoгaтивa зaкoнoдaтeля, и этo eгo пpaвo, a нe oбязaннocть.

Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки ( НК РФ).

Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок ( НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

В силу НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным ( НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Что это такое

Недоимка по налогам — это, по сути, долг бизнесмена или гражданина перед государством, возникший в результате пренебрежения своими обязанностями, установленными в законодательстве. Однако, исходя из смысла статьи 11 , недоимка — это сумма налога или сбора, пени и штрафы недоимкой не являются.

Кроме ситуации неисполнения обязанности по перечислению обязательных платежей, она может возникнуть и в том случае, если налогоплательщику были в излишнем размере возмещены суммы сборов из бюджета. Это возможно, например, при расчете НДС и уплате акцизов.

Что подлежит возмещению по действующему законодательству:

  • НДС — в случае, если размер применяющихся вычетов превысит сумму исчисленного взноса, в том числе с учетом средств, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ );
  • акцизы — в ситуации, когда при расчете оказалось, что размер вычетов превышает размер акцизов, исчисленный по соответствующим операциям ( ст. 203 НК РФ ).

Излишне возмещенные сборы налоговики могут обнаружить при осуществлении проверки налогоплательщика.

Cyть нoвoввeдeний

3aкoнoм № 229-Ф3 зaкoнoдaтeль пocтapaлcя paзpeшить нaзpeвшyю пpoблeмy, измeнив peдaкцию cтaтьи 59 НК PФ, кoтopaя cтaлa нaзывaтьcя «Пpизнaниe нeдoимки и зaдoлжeннocти пo пeням и штpaфaм бeзнaдeжными к взыcкaнию и иx cпиcaниe».B cтaтьe oпpeдeлeн кoнкpeтный пepeчeнь ocнoвaний для пpизнaния нeдoимки пo нaлoгaм, зaдoлжeннocти пo пeням и штpaфaм бeзнaдeжными кo взыcкaнию, в тoм чиcлe пoдпyнктoм 4 пyнктa 1 cтaтьи 59 НК PФ paзpeшaeтcя cпиcывaть нeдoимкy пocлe пpинятия cyдoм peшeния, кoтopым пpизнaнo, чтo нaлoгoвый opгaн yтpaтил вoзмoжнocть ee взыcкaния в cвязи c пpoпycкoм ycтaнoвлeнныx cpoкoв.Пo нaшeмy мнeнию, нaзвaнныe измeнeния являютcя дoлгoждaнными нa пpaктикe и пpинципиaльными для тeopии нaлoгoвoгo пpaвa. Фaктичecки зaкoнoдaтeль пpeдocтaвил нaлoгoплaтeльщикy вoзмoжнocть «cнять» c ceбя бeccpoчнyю oбязaннocть пo yплaтe зaдoлжeннocти чepeз oпpeдeлeнный пepиoд вpeмeни (мexaнизм дaвнocти), чтo paнee былo нeвoзмoжнo. Иcтopичecки cлoжилacь пpaктикa, coглacнo кoтopoй тpeбoвaниe yплaты нeдoимки нe пoдлeжит дaвнocти. Eщe в XIX в. И.E. Энгeльмaн oтмeчaл, чтo в нeкoтopыx cтpaнax Eвpoпы paзличaeтcя пpaвo гocyдapcтвa тpeбoвaть пoдaть и пpaвo взыcкaть oклaд. Пepвoe пpaвo – гocyдapcтвeннoe пo cвoeмy xapaктepy – нe мoжeт пoдлeжaть дaвнocти. Нo пpaвo взыcкивaть – в извecтнoe вpeмя извecтнyю cyммy дeнeг c извecтнoгo лицa нa ocнoвaнии зaкoнa – пpизнaeтcя пoдлeжaщим дaвнocти.Bмecтe c тeм нoвoввeдeния, нecмoтpя нa cвoю знaчимocть, вызывaют oпpeдeлeнныe вoпpocы.

Что относят к различным видам налоговой задолженности

Задолженность по налогам – это возникшее, но еще непогашенное обязательство перед бюджетом. В отличие от недоимки задолженность появляется сразу при начислении налога, даже если сроки выплаты еще не наступили. В задолженность по налогам и сборам также помимо недоимки (просроченных обязательств) входят реструктуризированная задолженность, приостановленные платежи и те налоги, срок уплаты по которым изменился.

Та задолженность, которая образуется из-за изменения срока уплаты, включает в себя сам неуплаченный налог, сборы, а также сумму набежавших процентов.

Некоторые специалисты под термином «задолженность», помимо недоимки пени, которые начисляются за просроченный платеж, понимают также и неуплаченные штрафы.

Множество факторов могут спровоцировать возникновение долга. При этом его величина зависит от ряда условий. Специализированная экономическая литература охватывает общие закономерности, которые приводят к формированию задолженности, но, помимо этого, существуют и достаточно специфические факторы. Если тщательно проанализировать, почему возникает налоговая задолженность, то станет понятно, как ее эффективно снижать и какие шаги нужно предпринять для улучшения ситуации.

Сама задолженность состоит не только из суммы неуплаченного налога, но также и из пени, которые начисляются за каждый день просрочки. Пени – это дополнительные платежи, призванные минимизировать потери госбюджета в результате недоимки и задержки уплаты. Все нюансы, затрагивающие уплату пени, упомянуты в ст.75 Налогового кодекса РФ.

Помимо этого, существуют еще налоговые санкции и штрафы. Они начисляются налогоплательщику по итогам налоговой проверки за несоблюдение норм фискального законодательства либо за нарушение правил, которые регулируют порядок государственной регистрации организаций и предпринимателей.

Ответственность за задолженность ограничена сроком

В силу НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

В частности, на основании ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.

Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

При этом, казалось бы, правонарушение надо относить непосредственно к тому периоду, за который образовалась задолженность. Но на практике под правонарушением в данном случае понимается собственно неуплата налога. Поэтому оно считается произошедшим в следующем налоговом периоде, и отсчет срока давности начинается по окончании того налогового периода, когда произошла неуплата (см., например, постановления АС ВВО от 05.12.2018 № Ф01-4933/2018 по делу № А11-9880/2016, от 27.12.2017 № Ф01-5862/2017 по делу № А43-19323/2016, АС МО от 21.01.2015 № Ф05-15736/2014 по делу № А40-32621/14, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.02.2015 № 2-КГ14-3, ВС РФ от 20.03.2020 № 306-ЭС20-1522 по делу № А57-3949/2019).

Течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ ( НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня оформления акта, предусмотренного НК РФ. В этом случае течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

Срок для претензий налоговиков может истечь

Несмотря на то, что в НК РФ прямо не установлен срок, в течение которого взыскивается налоговая задолженность, все-таки этот срок не бесконечен и может быть определен косвенно, поскольку правила ее взыскания ограничивают действия налогового органа определенными временными рамками.

Так, чтобы взыскать недоимку, в первую очередь налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога. Согласно НК РФ в общем случае на это отводится не более трех месяцев со дня выявления недоимки.

Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 руб., у организации или индивидуального предпринимателя – 3 000 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения этого требования, если в нем не указан более продолжительный период для уплаты налога ( НК РФ).

Если в этот срок налогоплательщик добровольно не исполнил требование, то налоговый орган на основании НК РФ принимает решение о взыскании соответствующей суммы. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Двухмесячный срок для принятия решения о взыскании отводится, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб. Если не превышает, то указанное решение может быть принято намного позже, когда эту сумму превысит общая сумма по нескольким требованиям или пройдет три года. С того и другого моментов тоже должно пройти не более двух месяцев.

Если задолженность не удается взыскать в виде денежных средств, то налоговому органу дается еще год, чтобы принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя ( НК РФ). Такое решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление можно подать в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, срок для взыскания налога в зависимости от обстоятельств бывает разным, обычно он достаточно долгий, но все же не бесконечный. Он обусловлен активными и последовательными действиями налогового органа, с одной стороны, и затруднениями для взыскания недоимки, с другой стороны. Тогда окончательное решение принимает суд.

Отметим: только если налоговый орган нарушит какой-либо из перечисленных сроков и суд откажет в его восстановлении, то недоимка будет признана безнадежной к взысканию на основании НК РФ.

В НК РФ названы случаи, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, признаются безнадежными к взысканию.

Подчеркивается, что это такие недоимки и задолженности, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными. Среди указанных случаев отсутствует такой, как истечение срока давности. Но присутствует такая причина, как принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Обмен налоговыми документами через МФЦ

В Налоговом кодексе появились нормы, регулирующие порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Так, через МФЦ можно будет сдать:

  • заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам) (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года);
  • документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (новая редакция п. 6.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения налогом на доходы физлиц, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (новая редакция п. 7 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Датой представления того или иного документа будет считаться день, когда человек принес документ в МФЦ. Этот день зафиксируют в расписке или другой бумаге, подтверждающей факт представления (новый п. 1.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).
Через МФЦ можно будет получить:

  • налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление (новая редакция п. 4 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет физического лица (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физическими лицами в ИФНС через многофункциональный центр. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица (новая редакция п. 8 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • документ, содержащий сведения о физическом лице, которые составляют налоговую тайну. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица (новая редакция п. 8 ст.  НК РФ; вступает в силу 29 октября 2019 года).

Датой получения любого из перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в многофункциональный центр (новая редакция п. 4 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).
Также в первой части НК РФ появится положение, согласно которому физические лица смогут сдавать через многофункциональный центр «бумажные» декларации по НДФЛ. По просьбе налогоплательщика сотрудник МФЦ проставит на копии декларации отметку о принятии и дату приему. Днем представления декларации будет считаться день, когда ее принял МФЦ (новая редакция п. 4 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года).