Новые виды ответственности за бухгалтерские нарушения

Сроки представления деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам

Во избежание привлечения к ответственности за несвоевременное представление отчетности, Организации надо обязательно помнить о сроках подачи деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам в налоговую инспекцию.

Сроки  представления деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам приведены в таблице: 

Налог/страховой взнос

Форма отчетности

Последний день срока представления отчетности (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – закон № 212-ФЗ), НК РФ, письмо Минздравсоцразвития от 16.09.2011 № 3346-19)

Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ)

Расчет по форме 4 — ФСС

В электронной форме:

— за 2016 г. — 25.01.2017;

— за I квартал 2017 г. — 25.04.2017;

— за полугодие 2017 г. — 25.07.2017;

— за 9 месяцев 2017 г. — 25.10.2017;

— за 2017 г. — 25.01.2018.

На бумаге:

— за 2016 г. — 20.01.2017;

— за I квартал 2017 г. — 20.04.2017;

— за полугодие 2017 г. — 20.07.2017;

— за 9 месяцев 2017 г. — 20.10.2017;

— за 2017 г. — 20.01.2018

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Сведения по форме СЗВ-М

За январь 2017 г. — 15.02.2017.

За февраль 2017 г. — 15.03.2017.

За март 2017 г. — 17.04.2017.

За апрель 2017 г. — 15.05.2017.

За май 2017 г. — 15.06.2017.

За июнь 2017 г. — 17.07.2017.

За июль 2017 г. — 15.08.2017.

За август 2017 г. — 15.09.2017.

За сентябрь 2017 г. — 16.10.2017.

За октябрь 2017 г. — 15.11.2017.

За ноябрь 2017 г. — 15.12.2017.

За декабрь 2017 г. — 15.01.2018.

Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование

Расчет по форме РСВ-1 ПФР

В электронной форме:

— за 2016 г. — 20.02.2017;

— за I квартал 2017 г. — 02.05.2017;

— за полугодие 2017 г. — 31.07.2017;

— за 9 месяцев 2017 г. — 30.11.2017;

— за 2017 г. — 30.01.2018.

На бумаге:

— за 2016 г. — 15.02.2017;

— за I квартал 2017 г. — 16.05.2017;

— за полугодие 2017 г. — 15.08.2017;

— за 9 месяцев 2017 г. — 15.11.2017;

— за 2017 г. — 15.02.2018

НДС

Налоговая декларация по НДС

За IV квартал 2016 г. — 25.01.2017.

За I квартал 2017 г. — 25.04.2017.

За II квартал 2017 г. — 25.07.2017.

За III квартал 2017 г. — 25.10.2017.

За IV квартал 2017 г. — 25.01.2018

Налог на прибыль

Налоговая декларация по налогу на прибыль

Если отчетный период — квартал, полугодие и т.д.:

— за 2016 г. — 28.03.2017;

— за I квартал 2017 г. — 28.04.2017;

— за полугодие 2017 г. — 28.07.2017;

— за 9 месяцев 2017 г. — 28.10.2017;

— за 2017 г. — 28.03.2018

Если отчетный период — месяц, два месяца и т.д.:

— за 2016 г. — 28.03.2017;

— за 1 месяц 2017 г. — 29.02.2017;

— за 2 месяца 2017 г. — 28.03.2017;

— за 3 месяца 2017 г. — 28.04.2017;

— за 4 месяца 2017 г. — 30.05.2017;

— за 5 месяцев 2017 г. — 28.06.2017;

— за 6 месяцев 2017 г. — 28.07.2017;

— за 7 месяцев 2017 г. — 29.08.2017;

— за 8 месяцев 2017 г. — 28.09.2017;

— за 9 месяцев 2017 г. — 28.10.2017;

— за 10 месяцев 2017 г. — 28.11.2017;

— за 11 месяцев 2017 г. — 28.12.2017;

— за 2017 г. — 28.03.2018

Налог, уплачиваемый при применении УСН

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

За 2016 г. — 31.03.2017.

За 2017 г. — 31.03.2018

ЕНВД

Налоговая декларация по ЕНВД

За IV квартал 2016 г. — 20.01.2017.

За I квартал 2017 г. — 20.04.2017.

За II квартал 2017 г. — 20.07.2017.

За III квартал 2017 г. — 20.10.2017.

За IV квартал 2017 г. — 20.01.2018

ЕСХН

Налоговая декларация по ЕСХН

За 2016 г. — 31.03.2017.

За 2017 г. — 31.03.2018

Налог на имущество

Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество

За I квартал 2017 г. — 04.05.2017.

За полугодие 2017 г. — 01.08.2017.

За 9 месяцев 2017 г. — 31.10.2017

Налоговая декларация по налогу на имущество

За 2016 г. — 30.03.2017.

За 2017 г. — 30.03.2018

Транспортный налог

Налоговая декларация по транспортному налогу

За 2016 г. — 01.02.2017.

За 2017 г. — 01.02.2018

Земельный налог

Налоговая декларация по земельному налогу

За 2016 г. — 01.02.2017.

За 2017 г. — 01.02.2018

НДФЛ (за физических лиц, получивших доходы от организации)

Справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ

По физическим лицам, при выплате дохода которым организация не смогла удержать налог:

— за 2016 г. — 01.03.2017;

— за 2017 г. — 01.03.2018

По всем физическим лицам, получившим от организации облагаемые доходы в течение года, в т. ч. по тем, у кого организация не смогла удержать налог:

— за 2016 г. — 03.04.2017;

— за 2017 г. — 03.04.2018

Расчет по форме 6-НДФЛ

За I квартал 2017 г. — 04.05.2017.

За полугодие 2017 г. — 01.08.2017.

За 9 месяцев 2017 г. — 31.10.2017.

За 2017 г. — 03.04.2018

Суть законодательных новаций

Законом № 442-ФЗ были заново переписаны положения ст. 13.9 КоАП РФ. Чтобы оценить характер изменений, вначале сравним прежнюю и новую редакцию данной статьи.

Понятие

Прежняя редакция

Новая редакция

Название статьи

Нарушение порядка представления статистической информации

Непредставление первичных статистических данных

Субъекты административного правонарушения

Должностное лицо, ответственное за представление статистической информации

Респонденты

Объект административного правонарушения

Статистическая информация, необходимая для проведения государственных статистических наблюдений

Первичные статистические данные

Состав административного правонарушения

Нарушение порядка представления статистической информации;

представление недостоверной такой информации

Непредставление первичных статистических данных в установленном порядке;

несвоевременное предоставление этих данных;

предоставление недостоверных данных

Размер административного штрафа

Штраф, налагаемый на должностное лицо, в размере от 3 000 до 5 000 руб.

Штрафы:

– на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

– на юридических лиц – от 20 000 до 70 000 руб.

При повторном правонарушении налагаются штрафы:

– на должностных лиц – в размере от 30 000 до 50 000 руб.;

– на юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.

Итак, мы показали характер изменений, внесенных в положения ст. 13.19 КоАП РФ. Далее поясним некоторые понятия, используемые в обозначенной норме.

Первичные статистические данные – документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пп. 7 ст. 2 Закона № 282-ФЗ).

Респондентами в силу п. 2 ст. 6 Закона № 282-ФЗ признаются:

  • созданные на территории РФ юридические лица;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;
  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ (то есть индивидуальные предприниматели).

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели предоставляют первичные статистические данные субъектам официального статистического учета в обязательном порядке и безвозмездно. При этом субъектам малого и среднего предпринимательства разрешено представлять эти данные в упрощенном порядке в соответствии с Законом № 209-ФЗ (п. 1, 3, 4 ст. 8 Закона № 282-ФЗ).

Касательно недостоверности первичных статистических данных необходимо пояснить следующее. В пункте 6 Положения сказано: предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Недостоверность первичных статистических данных может вы­явить как субъект официального статистического учета (то есть орган статистики) – об этом факте он должен уведомить респондента, направив ему в течение трех дней письменное сообщение (почтовой, факсимильной, электронной связью), так и респондент – в течение трех дней со дня самостоятельного обнаружения «недостоверности» он должен представить исправленные статистические данные (аналогичный срок отводится респонденту на исправление при получении уведомления от органа статистики) (абз. 2 п. 6 Положения).

Далее предлагаем детально проанализировать, за что и при каких обстоятельствах санкция, установленная ст. 13.19 КоАП РФ, может быть применена в отношении хозяйствующих субъектов

Это важно, если учитывать размер штрафных санкций, предусмотренных обозначенной нормой.

Как максимально сократить штраф за несвоевременную сдачу декларации?

Если компания опоздала подать декларацию, то она заплатит штраф ( НК РФ) в 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц просрочки.

Компания сократит штраф до минимума (1000 руб.), если опоздав, представит декларацию дважды.

Первая декларация – нулевая. Пока инспекция проводит камеральную проверку этой декларации, организации нужно перечислить реальную сумму налога и пени.

Если инспекция доначислит налоги по камеральной проверке, имеющаяся переплата избавит организацию от штрафа, превышающего 1000 руб.

Если инспекторов устроит нулевая декларация, то они по итогам камеральной проверки наложат минимальный штраф за опоздание (п. 1.6 письма ФНС России от 16.07.13 № АС-4-2/12705).

Далее компании надо сдать уточненную декларацию с реальными цифрами.

Штрафные санкции инспекторы скорректировать будут уже не вправе ( НК РФ).

До окончания камеральной проверки уточнять данные не нужно.

Иначе инспекция начнет проверку уточненной декларации, а санкции доначислит исходя из ее показателей ( НК РФ).

Ответственность организаций за несдачу отчётности

Что же произойдёт, если не сдать годовой или квартальный баланс в установленный срок?

Для предприятий, не сдающих вовремя бухгалтерскую отчётность, Государство обозначило 2 типа ответственности:

  1. Налоговая.
  2. Административная.

К налоговой ответственности привлекаются сами организации. Размер штрафа – 200 рублей за каждый не сданный документ (до 800 рублей в сумме). Также рекомендуем ознакомиться со следующим видео:

Что же касаются административной ответственности – к ней привлекаются должностные лица юридических лиц, ответственные за сдачу отчётов. Штрафы по отношению к ним составляют от 300 до 500 рублей.

К подобным штрафным санкциям привлекаются все предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы, а также субъектов хозяйствования (частные/государственные). За несвоевременную сдачу документации назначается штраф, который необходимо выплатить в течение месяца со дня назначения.

Также подвергается проверке и патент ФМС. Проверка патента на действительность – это обязательная процедура при приеме на работу иностранных граждан.

Также, стоит упомянуть о штрафах за неправильное составление и искажение информации в отчётах для Федеральной Налоговой Службы. Данные «проступки» караются достаточно жёстко и могут составить от 5% до 30% суммы налогов за предшествующие 3 месяца работы.

Минимальный размер штрафа – 1000 рублей. Причём, за частые просчёты и исправления государство вправе ужесточить меры наказания как по отношению к юридическому лицу, так и к физ. лицу, составлявшему отчёт.

Именно потому, что за несдачу и неправильное составление бухгалтерской отчётности предусмотрены такие жёсткие меры наказания, мы рекомендуем заблаговременно озаботиться данным вопросом и подойти к нему со всей серьёзностью. Это обеспечит спокойный сон и вам, и вашему бухгалтеру.

Также читайте про то, как проводится проверка контрагента федеральной налоговой службой через ИНН

Недостатки при оформлении первичных документов

В силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Следовательно, любая операция, осуществленная учреждением, должна быть подтверждена соответствующим первичным документом.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы – обязательных реквизитов, предусмотренных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

К данной группе можно отнести следующие нарушения:

  • принятие к учету первичных документов, форма которых не утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н) и не предусмотрена учетной политикой учреждения;

  • принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (п. 5 ст. 161 БК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, абз. 5 п. 3 Инструкции № 157н);

  • несвоевременное формирование первичных документов. Например, имел место факт составления первичного документа – бухгалтерской справки на поступление объекта нефинансовых активов – права пользования служебным помещением (часть помещений здания) по истечении восьми месяцев с момента совершения факта хозяйственной жизни – заключения договора безвозмездного пользования служебным помещением;

  • отражение в бухгалтерском учете операций без оформления первичных документов. Допустим, выявлены факты начисления и выплаты заработной платы за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на выполнение государственного задания, без оформления первичных учетных документов по начислению и выплате заработной платы;

  • принятие к учету первичных учетных документов при отсутствии обязательных реквизитов. Например, товарные накладные, акты о приемке-передаче объектов нефинансовых активов принимались к учету при отсутствии обязательных реквизитов (на­именование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи лиц, с указанием их фамилий, инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц) (пп. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н). Также могут иметь место случаи неотражения сведений об объектах основных средств в разд. 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031);

  • принятие к учету первичных учетных документов, составленных на иностранном языке, при отсутствии либо частичном отсутствии построчного перевода на русский язык информации о хозяйственной операции (п. 13 Инструкции № 157н);

  • оформление документов, служащих основанием для списания ГСМ и начисления заработной платы (путевых листов). Так, в ходе проверки нередко устанавливаются факты принятия к учету путевых листов, не соответствующих требованиям к их оформлению, а именно отсутствует отметка о проведении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя (дата, время, подпись и расшифровка подписи медицинского работника), не указаны пункты назначения по маршрутам следования в графах «Место отправления, назначения», не заполнено поле «Удостоверение № », на оборотной стороне путевых листов не указано время выезда и возвращения при каждой поездке, указано недостоверное время работы водителя 24 часа в сутки пять дней в неделю, отсутствуют подписи лиц, пользовавшихся автомобилями (ч. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, пп. 4 п. 3, пп. 4 п. 6, пп. 2 п. 7 разд. II «Обязательные реквизиты путевого листа» Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Налоговый учет доначисленных в результате проверки налогов, взносов, штрафов и пеней

Подавать уточненные декларации и расчеты по доначисленным при проверке налогам и взносам не надо (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Как на ОСН, так и на УСН в расходах можно учесть суммы недоимок (подп. 1, 45 п. 1 ст. 264, НК РФ):

  • по страховым взносам;

  • по тем налогам, которые обычно учитываются в расходах, — транспортному, земельному, налогу на имущество.

Сделать это можно в следующие периоды:

  • на ОСН — когда вступило в силу решение по проверке ( НК РФ, письмо Минфина России от 06.04.2015 № 03-03-06/1/19158);

  • на УСН — когда уплачены (или взысканы) доначисленные налоги или взносы ( НК РФ).

Возможность и порядок учета в расходах доначислений по НДС зависит от их причины.

Причина доначисления НДС

Условия и порядок учета НДС в расходах

Не начислен НДС при реализации

Не учитывается

Неправомерно принят к вычету входной НДС по любой из следующих причин:

— дефекты в счете-фактуре;

— недобросовестность контрагента;

— превышен норматив вычета

Принят к вычету входной НДС, который следовало учитывать в стоимости товаров (работ, услуг), кроме ОС и НМА ( НК РФ)

Если стоимость товаров (работ, услуг):

— уже включена в расходы, то НДС включается в прочие расходы на дату вступления в силу решения по проверке;

— еще не включена в расходы, то НДС увеличивает стоимость товаров (работ, услуг)

Принят к вычету входной НДС, который следовало учитывать в стоимости ОС и НМА ( НК РФ)

НДС увеличивает первоначальную стоимость ОС (НМА). Поэтому нужно доначислить амортизацию с даты введения ОС (НМА) в эксплуатацию до даты вступления в силу решения по проверке и единовременно включить ее в прочие налоговые расходы

Не восстановлен НДС:

— при передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал ( НК РФ);

— принятый к вычету с уплаченного аванса (при этом принят к вычету НДС по товарам (работам, услугам), полученным в счет этого аванса) ( НК РФ)

Не учитывается

Не восстановлен НДС во всех случаях, кроме перечисленных выше ( НК РФ)

Включается в прочие расходы на дату вступления в силу решения по проверке

Не учитываются в расходах следующие суммы:

  • доначисленных налога на прибыль, налога при УСН, ЕНВД, ЕСХН и НДФЛ ( НК РФ);

  • пеней и штрафов за нарушения налогового законодательства и законодательства об обязательных страховых взносах ( НК РФ).

ООО не осуществляющего деятельность: отчетность в ПФР и ФСС

В Пенсионный фонд наравне с ИФНС предприниматели отчитываются согласно установленному регламенту. Стоит отметить, что данное учреждение также по закону может дополнять санкции, наложенные на организацию уполномоченной комиссией согласно Налоговому Кодексу РФ. Отчетность ООО, если деятельность не велась, все равно должна быть подаваться в ПФР. Здесь могут оштрафовать, если:

  • отчет не предоставлен в срок;
  • искаженная, поданная не в полном объеме информация;
  • отчет не был предоставлен вообще.

Каким бы не оказалось нарушение, наказание во всех трех случаях применяется одно и то же — материальное взыскание, если ООО не действует и не сдает отчетность. Сейчас пенсионные отчеты упразднены, часть из них перешла под контроль ФНС. В Пенсионный фонд нужно подавать лишь форму СЗВ-М и СЗВМ-СТАЖ. Составление и отправка этих документов обычно не вызывает у предпринимателей особых трудностей. В любом случае, чтобы не получить штрафы, если ООО не сдает отчетность, можно получить квалифицированную консультацию у независимых экспертов.
Фонд социального страхования отвечает за кадровый состав организации, а именно начисленные и уплаченные страховые взносы за работников по травматизму, декрету и другим ситуациям. Если в ФСС ООО не сдает отчетность, закроют его только в случае параллельной не сдачи обязательной документации в ИФНС и ПФР. Просрочка грозит лишь штрафами за 4-ФСС. Когда со стороны организации вовремя не подтверждается основной вид деятельности, то фонд вправе установить наивысший класс профессионального риска, что сделает более высокими тарифы страховых взносов.

Размер штрафов

Наказание за непредставление первичных статистических данных либо предоставление недостоверной статистической информации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ.

ЭКСПРЕСС АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Важно!

Благодаря вступившему в силу с 30.12.2015 г. Федеральному закону от 30.12.2015 г. №442-ФЗ «О внесении изменения в ст.13.19 КоАП», ужесточена ответственность компаний и индивидуальных предпринимателей за непредставление (несвоевременное представление) статистической информации.

Повторное нарушение карается большим размером штрафов:

  • на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс.рублей,
  • на юридических лиц – от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Повторность административного правонарушения означает, что компания или индивидуальный предприниматель ранее не представляли (либо представляли с нарушением установленного срока) формы статистической отчетности вне зависимости от ее вида. То есть речь идет не о случаях непредставления (либо представления с нарушением срока) конкретной формы статистической отчетности (например, формы П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. приказом Госкомстата РФ от 11.08.2016 г. №414). Повышенный размер штрафа применяется по факту неоднократного непредставления (либо предоставления с нарушением срока) любой формы статистической отчетности.

При этом уплата штрафных санкций не отменяет необходимость предоставления соответствующих статистических форм отчетности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Напомним, что статистическую отчетность можно передать:

  • на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган статистики либо отправить по почте (заказным письмом с описью вложения);
  • в электронном виде при помощи специализированного оператора электронной отчетности либо на сайте Росстата РФ.

Кроме того, в соответствии со ст.3 Закона РФ от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» компания или индивидуальный предприниматель, предоставивший отчетность с нарушением сроков или недостоверные данные, по требованию органов государственной статистики возмещает ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления сводных итогов по данной отчетности.

На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.

Виды «нулевой» страховой и «зарплатной» отчетности

Представляемая компаниями и ИП страховая и «зарплатная» отчетность не зависит от применяемого режима налогообложения, а в первую очередь, определяется наличием наемных работников. Виды такой отчетности представлены в таблице:

Виды «нулевой» страховой и зарплатной отчетности Особенности представления 2-НДФЛ Отчет 2-НДФЛ составляется по форме, утвержденной приказом Минфина РФ и ФНС РФ от 30.10.2015 г. №ММВ-7-11/485@, а 6-НДФЛ – по форме, утвержденной приказом Минфина РФ и ФНС РФ от 14.10.2015 г. №ММВ-7-11/450@. В том случае, если деятельность компанией либо ИП не велась и налоговым агентом не выплачивалась заработная плата работникам, то указанные формы не предоставляются в налоговый орган (достаточно написать письмо в произвольной форме, что компания не исполняла функции налогового агента). Однако, если хотя бы в одном из месяцев были выплаты работникам (заработная плата, материальная помощь и пр.), указанные формы в обязательном порядке предоставляются налоговым агентом. 6-НДФЛ 4-ФСС Отчет составляется по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.02.2015 г. №59. В «нулевой» отчетности заполняется: титульный лист; таблицы 1,3,6,7,10

Важно! Если у ИП нет наемных работников, то страховые взносы в ФСС не уплачиваются и, соответственно, форма 4-ФСС не представляется. Если ИП добровольно платит страховые взносы в ФСС РФ за себя (т.е

зарегистрирован в фонде), то необходимо отчитываться по форме 4а-ФСС РФ. РСВ-1 Отчет составляется по форме, утвержденной постановлением ПФР от 04.06.2015 г. №194п. В «нулевой» отчетности заполняется: титульный лист; раздел 1; подраздел 2.1 раздела 2. Важно! Если у ИП нет наемных работников, то он не является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и форма РСВ-1 не представляется. СЗВ-М Форма утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. №83п. С апреля 2016 года все страхователи обязаны ежемесячно представлять в территориальные органы ПФР сведения по каждому физическому лицу, с которым оформлены трудовые или гражданско-правовые отношения. То есть обязанность страхователя представить форму (сведения на работника) не зависит от факта перечисления работнику выплат в отчетном периоде. Важно! Если у ИП нет наемных работников, то не предоставляет сведения о застрахованных лицах. Спорный вопрос относительно необходимости представления данной формы возникает, если в компании имеется единственный учредитель, у которого отсутствует трудовой договор. По мнению Минтруда, единственный собственник имущества, считается состоящим с компанией в трудовых отношениях (письмо от 05.05.2014 г. №17-3/ООГ-330). Исходя из этого, специалисты ПФР делают вывод, что сведения по форме СЗВ-М необходимо представить на единственного учредителя компании, работающего без трудового договора.

Статья актуальна на 24.05.2016

Штрафы за несвоевременную сдачу декларации в надзорные службы

Помимо предоставления отчетности в ПФР, налоговую инспекцию, в ФСС, статистику, некоторые фирмы сдают дополнительные документы в надзорные службы. Например, микрофинансовые компании обязаны оформить отчет не только о финансовой деятельности, но и о персональном составе руководящих органов в Банк Российской Федерации.

Стоит отметить, что налоговое законодательство не включает понятия «нулевой» налоговой отчетности (налогового расчета). Указание в государственной декларации (расчете) в строке о сумме авансовой выплаты значения «ноль» обусловлено, в первую очередь, отсутствием у самого плательщика предмета налогообложения по действующему налогу либо может стать итогом расчета налогового взноса. В случае если юридическое лицо не осуществляет денежных операций, в результате которых осуществляется движение денег на его счетах в банковских учреждениях, и не имеет по соответствующим налогам объектов налогообложения, возможно представлять по данным документам упрощенную (единую) налоговую отчетность.

Упрощенная процедура исправления ошибок

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (например, субъекты малого предпринимательства), могут исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения для несущественных ошибок, без ретроспективного пересчета, а именно:

Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Пример

В январе 2017 года после реформации баланса, подписания и представления пользователям бухгалтерской отчетности обнаружена ошибка, допущенная в сентябре 2016 года.

Бухгалтерская отчетность еще не утверждена собственниками организации.

В результате ошибки занижена сумма расходов по аренде офиса. Сумма ошибки составила 500 000 руб. Кроме этого не был отражен НДС с арендной платы в размере 90 000 руб.

Данная ошибка признана существенной.

В бухгалтерском учете на 31 декабря 2016 года произведены исправительные записи:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»-500 000 руб. — доначислена сумма арендной платы за сентябрь 2015 года;

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -90 000 руб. – учтен «входной» НДС по арендной платы за сентябрь 2015 года;

Дебет счета «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» -90 000 руб. – принят к вычету из бюджета НДС по арендной платы за сентябрь 2015 года;

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы» — 500 000 руб. — списана сумма ранее не учтенной арендной платы за сентябрь 2015 года;

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж», Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» — 500 000 руб. – закрыт субсчет «Себестоимость продаж» счета ;

Дебет счета «Прибыль и убытки», Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — 500 000 руб. – закрыт субсчет «Прибыль и убытки»;

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кредит счета «Прибыль и убытки» — 500 000 руб. – скорректирована сумма чистой прибыли.

В форме «Отчет о финансовых результатах» за 2016 год значение по строке 2120 «Себестоимость продаж» необходимо увеличить на 500 000 руб. и внести изменения по другим показателям формы, например, по строкам 2100 «Валовая прибыль (убыток)», 2220 «Прибыль (убыток) от продаж» и т.д.

Пример

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

При этом предположим, что ошибка выявлена в июне 2017 года после подписания, представления и утверждения отчетности.

В этом случае в июне 2017 года ошибку следует исправить следующим образом:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»-500 000 руб. — доначислена сумма арендной платы за сентябрь 2016 года;

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -90 000 руб. – учтен «входной» НДС по арендной платы за сентябрь 2016 года;

Дебет счета «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» -90 000 руб. – принят к вычету из бюджета НДС по арендной платы за сентябрь 2016 года;

В этом случае отчетность за 2016 год не корректируется.

Будет пересчитан (изменен) показатель чистой прибыли за 2017 год (ретроспективный пересчет) по строке 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) бухгалтерского баланса за 2017 год и по строке 2400 «Чистая прибыль (убыток)» Отчета о финансовых результатах за 2017 год.