Глава 21. налог на добавленную стоимость

Что особенного в льготах по компенсациям (пп. 3 и 9 ст. 217 НК РФ)?

Льготы по компенсациям содержатся в нескольких пунктах ст. 217 Налогового кодекса РФ. Их основной перечень представлен в пп. 1 и 9, и именно их трактовка не всегда однозначна.

Согласно разъяснениям компетентных органов компенсацией можно считать:

  • Оплату расходов по применению имущества, находящегося в личной собственности, для исполнения должностных функций (п. 1 ст. 217 НК РФ). При этом требуется документальное подтверждение принадлежности имущества, факта его использования и обоснование суммы возмещения (письма Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170, от 24.11.2017 № 03-04-05/78097).
  • Доплату за вредность условий труда (п. 1 ст. 217 НК РФ), установленную в результате аттестации рабочих мест (письмо Минфина России от 10.12.2009 № 03-04-06-02/89). Ее размер должен быть определен коллективным договором (письмо Минфина России от 06.08.2010 № 03-04-06/6-165).
  • Оплату дополнительного отпуска (п. 1 ст. 217 НК РФ) пострадавшим от аварии на ЧАЭС (письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2010 № 20-14/3/113358@).
  • Возмещение морального ущерба (п. 1 ст. 217 НК РФ), присужденного судом (письмо Минфина России от 10.06.2010 № 03-04-06/10-21), ущерба, ставшего следствием травмы на работе (письмо ФНС России от 01.02.2006 № 04-1-02/56@) или результатом неподобающих поступков работодателя (письмо Минфина России от 28.11.2008 № 03-04-05-01/450). Величина возмещения может быть установлена судом или рассчитана по правилам ТК РФ (письмо Минфина России от 13.07.2015 № 03-04-06/40168).
  • Выплату ущерба члену семьи (здесь применим п. 8 ст. 217 НК РФ) за погибшего сотрудника (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-04-06/6-48). При этом получающий деньги может не являться резидентом РФ (письмо Минфина России от 18.06.2010 № 03-04-06/6-125).
  • Оплату работодателем или ФСС путевок (п. 9 ст. 217 НК РФ), задачей которых является укрепление здоровья сотрудников и членов их семей (письма Минфина России от 28.06.2013 № 03-04-05/24690 и от 01.07.2013 № 03-04-06/24981, ФНС России от 10.08.2009 № 3-5-03/1208@).

Не следует расценивать как компенсацию:

  • Выплату госслужащему при выходе на пенсию пособия в размере его 3-кратного месячного дохода, пособия за стаж, дополнительных сумм на лечение и на довольствие (письмо Минфина России от 27.06.2016 № 03-04-09/37257).
  • Оплату расходов на проезд в городском транспорте госслужащим (письмо Минфина России от 21.02.2005 № 03-05-01-04/43).
  • Выплаты госслужащим и военнослужащим на санаторно-курортное лечение, если оно не имело места (письма Минфина России от 28.04.2010 № 03-04-05/1-227 и УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-14/3/068886).
  • Оплату путевок безработным, начавшим получать пенсию до наступления пенсионного возраста (письмо Минфина России от 15.12.2010 № 03-04-06/6-301).
  • Оплату комиссии турагентству (письмо Минфина России от 13.05.2008 № 03-04-06-01/132).
  • Оплату по среднему доходу дней сдачи крови и дополнительных выходных донорам (письма Минфина России от 05.05.2009 № 03-04-06-01/110 и от 06.07.2009 № 03-04-05-01/530).
  • Возмещение затрат по договору подряда (письма Минфина России от 27.07.2018 № 03-04-06/53105, от 02.02.2018 № 03-04-06/6138).
  • Возмещение физлицу фирмой или ИП судебных расходов (письма Минфина России от 02.10.2014 № 03-04-07/49507 и от 23.04.2013 № 03-04-07/14106).

Спорной является ситуация с бесплатным предоставлением товаров по отраслевым нормативам. Текст п. 1 ст. 217 НК РФ подразумевает наличие законодательно закрепленных доходов такого рода. Отраслевое соглашение к ним не относится (письмо Минфина России от 09.02.2010 № 03-04-05/8-38). Суды имеют другую точку зрения (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2009 № Ф04-1152/2009 и от 09.02.2009 № Ф04-758/2009): для необложения подобных доходов достаточно отраслевого соглашения и колдоговора.

В отношении компенсации за задержку выплаты зарплаты (п. 1 ст. 217 НК РФ) компетентные органы в своих разъяснениях единодушны: ограничение для минимальной необлагаемой суммы этой компенсации, установленной ст. 236 ТК РФ, относится только к ситуациям, когда ее более высокий размер не определен трудовым или коллективным договором. Если порядок расчета компенсации зафиксирован во внутреннем нормативном документе, то налогом не будет облагаться вся сумма компенсации (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03-04-05/11096, от 28.11.2008 № 03-04-05-01/450, УФНС России по г. Москве от 06.08.2007 № 28-11/074572@).

Статья 214.2. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации

1. В отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации в банках, находящихся на территории Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

2. В случае, если доходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, номинированы в иностранной валюте, такие доходы в целях настоящего пункта пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения дохода.

3. Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

4. Банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

Формы и форматы представления указанной в настоящем пункте информации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий к Статье 2 НК РФ

Статья 2 НК РФ говорит о том, какие отношения подпадают под действие налогового законодательства. Согласно данной статье «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Статья 2 настоящего Кодекса дает определение налоговым отношениям, то есть отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах.

Налоговые отношения — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, связанные с налогами, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Властные отношения складываются между государством в лице его органов и должностных лиц и налогоплательщиками в лице юридических и физических лиц.

Иными словами, государство создает властные предписания, подлежащие обязательному применению налогоплательщиками: устанавливает, вводит в действие и взимает налоги и сборы, в связи с чем осуществляет налоговый контроль и привлекает к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако такие акты налоговых органов, действие (бездействие) их должностных лиц можно обжаловать.

Установить налог можно только единственным способом — внести в настоящий Кодекс соответствующие поправки (ст. 1 НК РФ).

Введением налога и сбора является принятие соответствующего нормативного правового акта, подробно устанавливающего порядок, условия и процедуру взимания того или иного налога и сбора в бюджет, что может проходить на федеральном, региональном и местном уровне. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.

Властные предписания государства о взимании налогов и сборов касаются исполнения обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов по уплате налогов и сборов (общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержатся в разд. IV настоящего Кодекса).

Налоговый контроль, то есть проведение налоговых проверок, получение объяснительных, осмотров и т.п., необходим для реализации системы налогов и сборов, установленной настоящим Кодексом, регулирования исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Формы и методы налогового контроля изложены в разд. V НК РФ.

В случае нарушения налогового законодательства (совершения налоговых правонарушений) устанавливаются меры по привлечению к ответственности нарушителей.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; к таким отношениям применяются нормы Таможенного кодекса РФ.

Нормы Таможенного кодекса РФ регулируют установление, введение и взимание таможенных платежей, проведение контроля за уплатой таможенных платежей, регулируют привлечение к ответственности лиц, виновных в уклонении от уплаты таможенных платежей, и обжалование актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года, вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц
  • Единый социальный налог (взимался по 1 января 2010 г., заменен взносами на конкретные виды страхования)

С 1 января 2002 года введены:

  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Налог с продаж (отменен с 1 января 2004 года)
  • Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)

С 1 января 2003 года введены также:

  • Транспортный налог
  • Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим)
  • Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Налог на игорный бизнес
  • Налог на имущество организаций

С 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Водный налог
  • Государственная пошлина
  • Земельный налог

С 1 января 2015 года введены глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации, которой регулируется налог на имущество физических лиц и глава 33, которой введен торговый сбор.

Комментарий к статье 214.2 НК РФ

1. Новые правила расчета НДФЛ с процентов по банковским вкладам и счетам начинают действовать с 1 января 2021 года. Первый раз налог по новым правилам нужно платить в 2022 году (до 1 декабря).

2. Налогом на доходы будут облагать суммарный доход по всем банковским вкладам и счетам, полученный за 1 календарный год (налоговый период). Исключение сделано только для вкладов и счетов по которым доход начисляют из расчета 1 процента годовых и меньше. Эти правила распространяются как на рублевые, так и на валютные вклады (счета).

3. Налогом облагают только ту сумму дохода, которая превышает необлагаемый максимум. Его определяют умножением 1 млн. на ключевую (учетную) ставку Банка России. Для расчета необлагаемого максимума ключевую ставку берут на 1 января того года за который рассчитывается доход. Например, если вы считаете доход за 2021 год, то берут ставку на 01.01.2021, если за 2022 год то берут ставку на 01.01.2022.

4. Сумма вклада (больше или меньше 1 млн. руб.) не имеет никакого значения. Важен лишь суммарный доход, полученный по всем вкладам и счетам за календарный год. Если он больше необлагаемого максимума с суммы превышения нужно заплатить налог (НДФЛ) по ставке 13 процентов. Если меньше налог платить не надо.

5. Банки будут предоставлять все данные в налоговую инспекцию. Налоговики будут рассчитывать НДФЛ с доходов по вкладам самостоятельно. После расчета налога они будут высылать всем налоговые уведомления на уплату налога. НДФЛ с дохода по вкладу нужно платить на основании этого уведомления. Декларировать доход (то есть составлять и сдавать декларацию 3-НДФЛ) не нужно.

Другой комментарий к Ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации

В части 1 ст. 2 Кодекса выделены две составляющие отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, т.е. налоговых правоотношений:

властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основываясь на норме ч. 1 комментируемой статьи, Пленум ВАС России в п. 1 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 указал, что Кодекс не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 части первой ГК к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Частью 2 ст. 2 Кодекса установлено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пленум ВАС России в п. 2 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам при рассмотрении споров, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей, учитывать, что на основании ч. 2 ст. 2 Кодекса соответствующие правоотношения регулируются Таможенным кодексом РФ. В тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом, применяются положения части первой Кодекса, а также применяются нормы гл. 15 «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений».

Структура и востребованность

Востребованность Налогового Кодекса в качестве основополагающего акта системы
регулирования государственного налогообложения характеризуется тем, что именно исходя из его
норм, реализуется такая способность государства как наполнение доходной части
бюджета – то есть обеспечение финансирования аппарата управления страной,
поддержания ее жизнеспособности и реализация программ направленных на ее развитие.

Вместе с тем, как было отмечено ранее, в отношении системы налогового законодательства Кодексом
регламентируются ее структура, а также особенности и функции входящих в нее элементов. Этим
объясняется разделение текста документа на две части. Первая состоит из 20 глав, распределенных
по 7-ми разделам, вторая: из 13 глав в 5-ти разделах. Всего документ насчитывает 432
статьи.

Часть 1

Общая. Очерчивает правовые рамки и
элементы, которыми оперирует система государственного налогообложения, устанавливает перечень
объектов и участников данной системы, их прав и обязанностей, формулирует роль государства, в
качестве надзорного и контролирующего органа в его взаимоотношениях с лицами, осуществляющими
уплату налогов и сборов. Наконец, в ней зафиксированы порядок и методы расчета ставок по
налогообложению различных категорий лиц и указаны возможные случаи нарушения законодательства в
рассматриваемой сфере общественно-государственных отношений.

Часть 2

Особенная. Непосредственно
распределяет отдельные виды налогов по категориям (федеральные, региональные и местные),
устанавливает лица, которые облагаются определенным налогом, и принципы формирования перечней
объектов, на которые распространяется каждый из них. Кроме этого, отдельный раздел посвящен
особым налоговым режимам (т.н. специальная часть), формирующим рамки работы специализированных
подсистем налогообложения, применяемых для отдельных категорий физических и юридических лиц.
Наконец в последнем разделе подробно раскрыты особенности такой категории отчислений как
страховые взносы.

Таким образом, НК РФ сегодня – это один из наиболее проработанных
кодификационных актов Российской Федерации, определяющих основополагающие параметры системы
налоговых отношений, функционирующей на его основе.

Вместе с тем, это документ с гибкой структурой, позволяющей, путем оперативных изменений,
подстраивать содержащиеся в нем нормы под меняющиеся экономические реалии, в которых существует
и действует государство.