Понятие, принципы и нормативно

Раз и навсегда

Разумеется, типы документов на рассмотрение предоставляет государство. Но принятая однажды руководством учётная политика должна быть закреплена документально и проводиться постоянно и последовательно, смена формата документов отчётности после этого недопустима.

Они могут для этого завести штат сотрудников для проведения бухгалтерской отчётности или вести её сами – это не имеет значения. Важна только её правильность, законность и своевременность.

Государство предпочитает, чтобы действующие отечественные предприятия совершали процесс бухгалтерской учётности по стандарту, определённому в начале своей работы. Если же возникла срочная необходимость в её смене, здесь спасением могут стать только те основания, которые заранее были предусмотрены законодательством. Других вариантов для решения данной ситуации не существует.

Законодательное урегулирование бухгалтерской учётности

Именно от прозрачности подаваемых сведений зависит каждое решение предполагаемого бизнес-партнёра. Кто захочет иметь дело с предприятием, у которого бухгалтерия не имеет порядка и систематизации, не отвечает современным стандартам бухгалтерского учёта?

Почему перед РФ стоит такая важная задача – произвести реформу в сфере бухгалтерского учёта? Это очень просто объясняется. Наша страна только-только начинает переходить на реальную рынковую экономику, но даже имея такие колоссальные человеческие и материальные ресурсы, нам бывает сложно конкурировать с экономиками других стран, у которых совершенно другой подход к бизнесу и, в частности, к бухгалтерии.

Законодательная база

Все правовые отношения, касающиеся бухгалтерии, хозяйственного учёта, соблюдения норм законодательства, регулирующего бухгалтерский учёт, довольствуются установленными нормами как трудового законодательства нашей страны, так и отдельных положений административного. Именно в этом состоит сложность работы в бухгалтерской сфере – нужно всегда быть в курсе новостей законодательного процесса, так как они непосредственно влияют на осуществление бухгалтерского учёта.

Должность главного бухгалтера на любом типе предприятия играет очень важную роль. Апеллировать к его решению может исключительно сам руководитель с условием принятия на себя ответственности за решение определённого вопроса. Бухгалтер должен быть законодательно обознанным, чтобы каждое своё действие или отказ о выполнения указаний, грамотно и профессионально мотивировать.

Список литературы

  1. Анализ финансовой отчетности /Под ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. — М.:Омега-Л, 2014. — 408с.
  2. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. — 288 с. — (Профессиональное образование).
  3. БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК (ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ) Ханнанова Т.Р. Уфимский научный центр РАН. Уфа, 1998.
  4. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Нефть, газ и бизнес. 2010. № 2. С. 67-69.
  5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В. Аграрное и земельное право. 2008. № 9. С. 67-88.
  6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В. Аграрное и земельное право. 2008. № 9. С. 67-88.
  7. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.
  8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ» Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.
  9. КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Креативная экономика. 2009. № 3. С. 44-48.
  10. ЗАКОН САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 9. С. 1637-1652.
  11. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.
  12. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  13. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 24-26.
  14. СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИИ РОССИИ Гарифуллина А.Ф., Декамбаев Т.Д. Экономика и социум. 2015. № 3-1 (16). С. 420-422.
  15. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Ханнанова Т.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки «АгроКомплекс-2007». 2007. С. 300-302.

2.1.Законодательство о бухгалтерском учете

Закон о бухгалтерском 
учете – документ первого уровня 
должен быть по возможности краток
и лаконичен. Он должен содержать 
либо обязательные для исполнения нормы,
либо нормы-принципы, в соответствии
с которыми строится законодательство низших уровней. Из текста
закона должны быть исключены по возможности
понятия и определения. Мы поддерживаем
полностью приведенную в тексте проекта
закона о бухгалтерском учете формулировку,
основной цели законодательства Российской
Федерации о бухгалтерском учете – обеспечение
единообразного формирования полной и
достоверной информации о финансовом
положении, финансовых результатах деятельности
и их изменениях. В законе должны быть
перечислены основные принципы формирования
достоверной информации. Соответствующую
статью в главе “Основные требования
к ведению бухгалтерского учета” желательно
так и назвать “Основные принципы формирования
полной и достоверной информации”. Эти
принципы должны быть собраны вместе,
а не распылены в разных пунктах и статьях
закона, так как именно они являются тем
обоснованием, которым должен руководствоваться
профессиональный бухгалтер при формировании
способа бухгалтерского учета в случаях,
когда действующие нормативные акты всех
уровней не дают ответа на тот или иной
вопрос или их последовательное применение
не обеспечивает формирование полной
и достоверной информации об объектах
бухгалтерского учета.

       На основе
обозначенных выше принципов в проекте
закона не стоит так подробно рассматривать
вопросы бухгалтерской отчетности, которые во многом полностью
дублируя друг друга, рассматриваются
не только в законе, но и в Положении по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, и
в действовавшем в 1999г. ПБУ 4/96 “Бухгалтерская
отчетность организации”, и во вводимом
с 2000г. ПБУ 4/99 с аналогичным названием.

Под законодательством 
о бухгалтерском учете будем 
понимать совокупность нормативных 
актов и отдельных правовых норм,
регламентирующих бухгалтерский учет.

  1. Система законодательства о бухгалтерском учете включает в себя законы и подзаконные акты. Статья 4 Закона РФ «Федеральный закон о бухгалтерском учете» определяет, что «Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов:

а) первый уровень — настоящий 
Федеральный закон, другие федеральные 
законы, Указы Президента Российской
Федерации и постановления Правительств
Российской Федерации по вопросам бухгалтерского
учета;  
б) второй уровень — положения по бухгалтерскому
учету, инструкции по бухгалтерскому учету
в бюджетных учреждениях;  
в) третий уровень — методические указания,
планы счетов бухгалтерского учета и инструкции
по их применению, инструкции, рекомендации
и иные аналогичные им документы;  
г) четвертый уровень — рабочие документы
конкретной организации. ».

Основным нормативным 
актом по бухгалтерскому учету является
Закон РФ «Федеральный закон  о 
бухгалтерском учете» от 25 июня 2001г.
№42-З, вступивший в силу с 1 января 2002
г. и заменивший аналогичный Закон 1996, № 48, . Все остальные нормативные документы
по бухгалтерскому учету, принятые до
его вступления в силу, действуют в части,
не противоречащей ему.

Новая редакция Закона призвана
обеспечить, в частности:

1.единообразие учета 
имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых субъектами
хозяйствования.

2. составление и представление 
сопоставимой и достоверной информации 
об их имущественном положении, 
доходах и расходах, необходимой 
пользователям бухгалтерской отчетности.

Закон распространяется
«на юридические лица, зарегистрированные
на территории РФ, филиалы и представительства,
в том числе иностранных организаций,
хозяйственные группы, простые товарищества,
государственные органы (далее — организации),
а также на индивидуальных предпринимателей»
. Это означает, что если согласно старой
редакции Закона лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица, вели учет и представляли бухгалтерскую
(финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном
налоговым законодательством, то теперь
они обязаны вести учет согласно требований
новой
редакции Закона. На предприятиях
с иностранными инвестициями бухгалтерский
учет также  ведется на основании белорусского
законодательства.

Первый уровень в системе регулирования

Нормативное регулирование бухгалтерского учёта совершается таким образом. Если разделять систему по регулированию бухгалтерского учёта, то в первую очередь нужно выделить акты, принимающиеся на самом высоком уровне – самим президентом РФ и правительством, которые как никто заинтересованы в модернизации учёта в нашей стране и их уровне. От этого напрямую зависит наша финансовая мощь и потенциал.

Самый главный был принят ещё в 2011 году и с тех пор к нему постоянно принимаются поправки или дополнения, которые качественно улучшают правовое содержание данного документа, делая его более актуальным для бухгалтерии РФ.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета и методология бухгалтерского (бюджетного) учета

В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Согласно последней редакции Программы разработки стандартов утверждение федеральных стандартов бухгалтерского учета должно закончиться к 01.01.2021 года. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов в федеральные стандарты бухгалтерского учета. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Регламент бухучета на уровне предприятия

Ну и наконец, четвёртый уровень регламентации ведения счетоводства характеризуется правилами распорядка самого предприятия, точнее утверждёнными руководством акты осуществления рабочей деятельности при сборе, обработке и предоставлении информационной документации в соответствующие структуры. Здесь директор (собственник) фирмы волен собственноручно подписывать указы и распоряжения, которыми будет регламентироваться бухгалтерский учёт, проводимый на данной фирме.

Главным актом на данном уровне является утверждение учётной политики предприятия. Она предполагает совокупность принципиальных и методических процедур, направленных на составление и предоставление отчетности. Её утверждение направлено на обеспечение пользователей достоверной информации обо всех проводимых на предприятии хозяйственных операциях.

Приказ об учётной политике должен содержать разделы:

  • о методологических принципах ведения б/у:

  • об организации учётного аппарата;

  • о технической подготовке к проведению учёта;

  • о непосредственном его осуществлении.

Помимо учётной политики бухучёт регламентируется другими внутренними документальными нормативами:

  • внутрихозяйственные положения;

  • обособленные правила, присущие конкретному предприятию исходя из рода деятельности;

  • приказы руководства по поводу конкретных мероприятий, проводимых для качественного ведения б/у;

  • распоряжения директоров и их замов касательно сбора и обработки первичной документации, а также подачи отчётности в соответственные органы;

  • прочие рабочие документы по ведению учёта и отчётности.

Таким образом, экономическая деятельность на любом предприятии, его филиале или подразделении не может осуществляться без ведения бухгалтерского учёта. В свою очередь, бухгалтерский учёт не может осуществляться произвольно, потому как он основывается на массе законодательных и внутриуправленческих документальных актов, которые раскрывают суть и методологию правильности сбора и обработки учётной информации на предприятии.

Проблемы учета ОС, которые нормативная база недостаточно регулирует

Несмотря на обширную базу нормативного регулирования основных средств в РФ, в настоящее время присутствуют и некоторые неопределенности. Положения из приведенных выше документов подвергаются постоянным изменениям. Главным образом потому, что в настоящее время прослеживается тренд на приведение стандартов учета в РФ в соответствие с МСФО.

Говоря о конкретных неопределенных аспектах российских правил учета ОС, можно выделить следующие.

Во-первых, существенным недостатком российской нормативной базы является отсутствие механизма по учету последующих расходов, которые фирма понесла в отношении имеющегося ОС.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В МСФО такие расходы должны влиять на балансовую стоимость ОС, увеличивая ее. Во-вторых, значимым проблемным моментом является вопрос о переоценке срока предполагаемого использования ОС в целях учета

Как следует из положений указанных выше нормативных документов, срок службы ОС в последующем по российским правилам учета переоцениваться не должен

Во-вторых, значимым проблемным моментом является вопрос о переоценке срока предполагаемого использования ОС в целях учета. Как следует из положений указанных выше нормативных документов, срок службы ОС в последующем по российским правилам учета переоцениваться не должен.

ВАЖНО! Исключение в российских правилах предусмотрено только для случая модернизации. Подробнее см

в статье «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет»

Подробнее см. в статье «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет».

В МСФО предусмотрен иной порядок: по окончании каждого отчетного периода фирма должна пересмотреть срок предполагаемой службы имеющихся у нее ОС

При этом во внимание принимается показатель «моральный износ оборудования»

Помимо изложенных, в российской нормативной базе учета ОС существуют и иные проблемные моменты, касающиеся базовой терминологии.

В частности, российские правила не определяют понятия «достройка», «модернизация», «реконструкция». В связи с этим на практике возникают частые споры по поводу того, к чему отнести понесенные фирмой расходы: к ремонту или к модернизации. А соответственно, следует ли расходы учесть в составе прочих, либо на их величину необходимо увеличить учетную стоимость ОС.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Законодательные основы бухгалтерского учета

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию.

Рис. 1. Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В России идет реформа бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.

Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

  • совершенствование нормативного правового регулирования;
  • формирование нормативной базы (стандарты);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета должна возрастать.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача — создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде

Главная задача — создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Ведется работа по устранению противоречий между российской системой бухгалтерского учета и общепризнанными в мире подходами к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Первый уровень. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций. Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством.
Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву. В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.

Задачи закона «О бухгалтерском учете»

  1. Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
  2. Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
  3. Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.

1.4. Предмет и объект бухгалтерского учета

Сферой применения бухгалтерского учета
является отдельный хозяйствующий
субъект — предприятие, организация,
учреждение.

В распоряжении каждого предприятия
имеются различные средства для совершения
хозяйственных операций, которые
складываются в определенные хозяйственные
процессы, а они в свою очередь составляют
сущность хозяйственной деятельности
предприятия. Именно хозяйственная
деятельность предприятия является
предметом бухгалтерского учета, а
средства предприятия, хозяйственные
процессы и результаты деятельности
предприятия рассматриваются в качестве
объектов бухгалтерского учета.

Таким образом, объектами бухгалтерского
учета являются (рис. 1.4):

· хозяйственные средства — как материальная
основа деятельности предприятия;

· хозяйственные процессы — как содержание
самой деятельности предприятия;

· результаты хозяйственной деятельности
— прибыль или убытки.

Рис. 1.4. Объекты бухгалтерского учета
Нидлз Б., Х.Андерсон, Д.Колдуэлл «Принципы
бухгалтерского учета», М.; «Финансы и
статистика», 2004, С. 96

Хозяйственные средства — это средства
предприятия, которые находятся в его
распоряжении и используются им для
осуществления своей деятельности. Они
постоянно находятся в движении, так как
включены в кругооборот хозяйственных
операций.

В этом кругообороте можно выделить три
основных процесса: снабжение, производство
и реализацию (рис. 1.5). Причем процессы
снабжения и реализации в свою очередь
составляют процесс обращения. Предприятия
постоянно осуществляют процесс
производства и принимают участие в
процессе обращения.

В процессе снабжения у поставщиков
приобретаются оборудование, сырье,
материалы, которые необходимы для
изготовления продукции, выполнения
работ. Материальные запасы, как правило,
приобретаются в больших объемах и
поэтому поступают сначала на склады
предприятий, а затем уже используются
в производстве.

Процесс производства является основой
деятельности предприятия. При его
осуществлении используют:

· трудовые ресурсы;

· материальные ресурсы — сырье, материалы,
топливо, запасные части и т.п., которые
являются предметами труда и составляют
материальную основу выпускаемой
продукции;

· средства труда — оборудование, машины
и прочие основные средства, которые
создают условия производственного
процесса Вахрушина М.А. Бухгалтерский
управленческий учет: Учебник для вузов.
2-е изд., доп. И пер. — М.: ИКФ Омега-Л;
Высш.шк., 2003, С. 67.

Результатом процесса производства
является готовая продукция, поэтому
можно сказать, что уже на стадии
производства закладывается будущая
прибыль предприятия.

Процесс реализации представляет собой
третью стадию кругооборота хозяйственных
средств предприятия. Его задачей является
продажа продукции покупателям в целях
получения денежных средств для возмещения
затрат на производство и реализацию
продукции, а также прибыли в составе
выручки от реализации. За счет полученной
выручки предприятие приобретает новые
партии материалов, выплачивает заработную
плату своим работникам, вновь производит
продукцию и продает ее покупателям.
Таким образом, повторяется цикл
производственной деятельности
предприятия.

Рис. 1.5. Схема основных хозяйственных
процессов Нидлз Б., Х.Андерсон, Д.Колдуэлл
«Принципы бухгалтерского учета», М.;
«Финансы и статистика», 2004, С. 97

Требования к первичным документам и регистрам бухучета

В настоящее время существенное значение приобретают вопросы представления и оформления первичных учетных документов, составления бухгалтерских регистров.

На практике налоговые органы часто не признают расходы при проверках налога на прибыль, если находят в первичных документах несоответствия правилам их оформления в РФ. Для признания расходов требуется не только их документальное подтверждение и экономическое обоснование, но и документальное подтверждение факта осуществления расходов (п.1 ст.252 НК РФ). Налоговики пользуются формальными основаниями, а суды в некоторых случаях их поддерживают.

Особое значение наличие документов, подтверждающих факт расходов, приобретает сейчас, после дополнения  Налогового Кодекса РФ статьей 54.1, связанной с получением необоснованной налоговой выгоды в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, объектах налогообложения.

Если расходы произведены на территории РФ, то они должны быть оформлены по правилам российского законодательства.

Если расходы произведены на территории иностранного государства, то они могут быть оформлены по правилам делового оборота, принятым в этом иностранном государстве. Правила эти, вряд ли, кому-нибудь доступны из представителей налоговых органов, поэтому документы, подтверждающие такие расходы, принимаются со значительными послаблениями и допущениями.

Обозначим основные требования к документам по РСБУ:

  1. формы первичных документов должны быть утверждены руководителем;

  2. обязательными реквизитами первичного документа являются:

  • наименование документа,

  • дата составления

  • наименование организации (экономического субъекта)

  • содержание факта хозяйственной жизни

  • величина натурального и денежного измерения с указанием единицы измерения

  • наименование должности лиц, подписавших документ

  • подписи этих лиц с указанием фамилии и инициалов;

  1. дата документа должна соответствовать дате совершения операции или дате непосредственно после ее окончания (иногда это видно из текста документа или иных документов, сопровождающих операцию)

  2. наличие на предприятии перечня лиц, которые вправе подписывать документы, — его утверждает руководство;

  3. исправления в документах осуществляются по специальным правилам;

  4. лицо, ответственное за оформление документа, обязано обеспечить своевременную его передачу для регистрации в бухгалтерском учете, а также несет ответственность за достоверность данных, указанных в документе;

  5. некоторые формы документов, утверждены федеральными законами и обязательны к применению со всем набором, указанных в них реквизитов.

Обозначим основные требования к регистрам по РСБУ:

  1. формы регистров утверждает руководитель;

  2. регистры должны иметь следующие реквизиты:

    • наименование регистра,

    • наименование организации (экономического субъекта),

    • дата начала и окончания ведения регистра (период),

    • хронологическая и систематическая группировка объектов,

    • величина натурального и денежного измерения с указанием единицы измерения,

    • наименование должности лиц, подписавших документ,

    • подписи этих лиц с указанием фамилии и инициалов;

  3. не допускаются в регистрах пропуски и изъятия, регистрация мнимых и притворных объектов;

  4. регистры ведутся в бумажной и машинно-электронной форме, должны быть защищены от несогласованных корректировок, уничтожения;

  5. содержание бухгалтерских регистров — коммерческая тайна компании, и лица, имеющие к ней доступ, обязаны ее сохранять. За нарушение этого требования законодательство предусматривает ответственность.

Налогоплательщики должны вести аналитические налоговые регистры. Правила ведения налоговых регистров указаны в НК РФ.

Мы перечислили основные требования ведения бухучета, но существуют и другие обязательные требования. Чтобы быть уверенным в их соблюдении, стоит заручиться поддержкой компетентных специалистов. Компания BDO Unicon Outsourcing работает в области бизнес-консультирования, аудита, в том числе кадрового, и готова предоставить помощь экспертов со строгой отраслевой специализацией. Мы 25 лет оказываем профессиональные консалтинговые услуги и ручаемся за качество результата сотрудничества.