Обязательные аудиторские проверки проводятся ежегодно и в случаях, установленных законом

Налоговая и административная ответственность за непроведение обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, так как уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого. Уклонение от обязательного аудита – это грубое нарушение требований к бухгалтерской отчетности. Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит.  Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета.

Так, за отсутствие обязательного аудиторского заключения руководителя оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а за повторное возможен штраф 20 тыс. рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Положениями ч. 7 и 8 ст. 14.25 КоАП РФ предусматриваются следующие штрафы/санкции для ответственных должностных лиц за данное нарушение:

  • 5-10 тыс. рублей — при однократном нарушении;
  • 10-50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2-х лет – при повторном нарушении.

Срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца. Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ за обязательный аудит следующие:

  • на юридическое лицо – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера – от 300 до 500 рублей.

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 тыс. до 30 тыс. рублей на должностных лиц;
  • от 500 тыс. до 700 тыс. рублей на юридических лиц.

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 тыс. до 50 тыс. рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от 1 года до 2-х лет;
  • штраф на юридических лиц (АО в целом) от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей на юридических лиц.

Аудиторское заключение также надо предоставлять в статистику. Если этого не сделать, то компанию оштрафуют от 3000 до 5000 руб. Для руководителя санкция ниже – 300 – 500 руб. (ст. 19.7 КоАП). Субъектам малого и среднего предпринимательства, инспекторы могут заменить штраф на предупреждение. Если не опубликовать или не представить акционерам обязательное аудиторское заключение, компанию могут оштрафовать на сумму от 500 000 до 700 000 руб., а руководителя – от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 15.19, ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ). Административное законодательство предусматривает возможность привлечения организации к ответственности за несоблюдение правил предоставления информации для ее публикации в электронном реестре.

Что касается налоговой ответственности за непроведение обязательного аудита, отметим, что согласно статье 120 Налогового кодекса РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения компания подлежит штрафу в размере 10 тыс. рублей.

Баймуратов Ильгиз Юсупович

Вице-президент международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza,

Заместитель генерального директора ООО «ФинЭкспертиза»

Образование

  • Российский Университет Дружбы народов, специальность — экономика;
  • Высшая школа экономики. Специальность — бухгалтерский учет и аудит;
  • Кандидат экономических наук;
  • Квалификационный аттестат аудитора;
  • Сертифицированный общественный бухгалтер США (CPA).

Профессиональный опыт

  • В ФинЭкспертизе – с 2015 года. До этого в течение последних трех лет успешно осуществлял руководство финансовой службой крупнейшего машиностроительного холдинга, принимал активное участие в его формировании с начального этапа как в части привлечения и структурирования внешнего финансирования, проведения сделок, так и в области постановки функций финансового, бухгалтерского, налогового учета, казначейства и контроллинга;
  • Опыт руководства проектами по оказанию аудиторских и сопутствующих услуг для предприятий энергетики, металлургии, машиностроения и нефтегазовой отрасли в компаниях Большой Четверки составляет более 14 лет;
  • Осуществлял сопровождение сделок крупнейших российских производственных холдингов по размещению долговых и долевых ценных бумаг на российском и зарубежных рынках капиталов.

Основные виды аудита

В зависимости от договорных отношений между аудитором и аудируемой организацией, выделяют внешний и внутренний аудит. По обязательности проведения аудит подразделяется на инициативный и на обязательный.

Внешний

Проводится независимой аудиторской фирмой на основе договора об оказании услуг с целью оценки правильности ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности. По результатам такой проверки аудитор предоставляет клиенту аудиторское заключение.

Внутренний

Осуществляется собственными силами организации в интересах руководства. Суть проверки заключается в том, чтобы:

  • выявить (избежать) ошибки в ходе отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности;
  • проконтролировать соблюдение сотрудниками законодательства и внутренних стандартов;
  • оценить качество и эффективность ведения учета;
  • проверить соответствие информации, изложенной в документах, реальному положению;
  • определить возможные способы оптимизации ресурсов.

Важно! Внутренний контроль проводится по приказу руководителя. Если в штате нет должности аудитора, назначается другое ответственное лицо.. Проведение внутреннего аудита чаще практикуется в крупных компаниях, у которых есть филиалы и дочерние предприятия

Руководители головного офиса (учредители) стремятся получать информацию о действиях управляющих менеджеров всех уровней

Проведение внутреннего аудита чаще практикуется в крупных компаниях, у которых есть филиалы и дочерние предприятия. Руководители головного офиса (учредители) стремятся получать информацию о действиях управляющих менеджеров всех уровней.

Инициативный

Проводится по инициативе директора (собственника) организации, пользуясь услугами сторонней аудиторской компании. Этот вид проверки может охватывать бухгалтерский учет в целом или какой-то его участок. Масштабы проверки устанавливаются заказчиком.

Суть инициативного аудита в том, чтобы своевременно выявить недостатки в организации и ведении бухгалтерского и налогового учета. Это позволит избежать штрафных санкций в случае проверки деятельности налоговыми органами.

Обязательный

В соответствии со статьей 5 закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводят:

  1. Акционерные общества (ПАО и АО).
  2. Организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам.
  3. Компании, предоставляющие консолидированную отчетность.
  4. Организации, у которых выручка за предшествующий год больше 400 млн рублей или сумма активов больше 60 млн рублей.
  5. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые (предоставляют услуги по безналичному расчету между сторонами за проданные друг другу товары);
    • бюро кредитных историй;
    • негосударственные пенсионные и другие фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    • общества взаимного страхования;
    • акционерные инвестиционные фонды;
    • управляющие компании паевого или акционерного инвестиционного фонда;
    • некоторые некоммерческие организации;
    • Российский научный фонд;
    • другие организации, указанные в законе.

Внимание! Обязательный аудит проводится по итогам отчетного периода (года).

Перечень организаций, которые должны проводить обязательную аудиторскую проверку, является открытым и может пополняться. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год необходимо провести организациям, которые попадают под критерии, содержащиеся в .

Направления

Более всего в России распространены комплексные проверки бухгалтерской отчетности: платежных документов, расчетных ведомостей, налоговых деклараций. Но в широком смысле это может быть и изучение технологических процессов, экономического проекта или отдельного продукта.

В мировой практике сложилось три основных направления:

  • Финансовый. Может осуществляться как сотрудниками компании (внутренний), так и независимым экспертом (внешний). Выделяют еще и такое понятие, как инвестиционный финансовый аудит: когда вкладчики хотят убедиться в законном и эффективном использовании своих денежных средств.
  • Государственный. Чаще всего проводится своими силами, то есть является внутренним, и предназначен для решения специфических задач конкретной организации.
  • Управленческий (комплексный). Это диагностическое исследование, направленное на повышение эффективности, оптимизацию затрат предприятия, обеспечения прозрачности управленческих процессов. Именно в сфере управленческого аудирования особую ценность представляет не выявление нарушений, а рекомендации компетентного лица, проводившего анализ.

Интересно, что законодательство РФ дает очень узкое понятие данного термина: согласно 307-ФЗ (ред. от 23. 04. 2018) «Об аудиторской деятельности» так называется только «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности».

При такой трактовке внутренние мероприятия теряют юридическую силу и приобретают неофициальный характер, а прочие, неденежные объекты и вовсе выпадают из сферы внешнего экономического контроля.

Налоговый

Его часто путают с финансовым либо с инспекцией налоговых органов. На самом деле собственники заказывают тестирование, когда возникает необходимость определить верность суммы выплат, проанализировать специфические проблемы налогообложения, свойственные данной сфере хозяйствования, запланировать в статьях расходов суммы на уплату налогов.

Независимое мнение и совет бывают незаменимы для нормального функционирования фирмы, особенно небольшой, которая обходится услугами одного бухгалтера. Дело в том, что налоговое законодательство очень изменчиво, уследить за всеми нововведениями в одиночку невероятно сложно.

Процесс обычно носит превентивный характер: благодаря полученным рекомендациям, руководитель может подготовиться к визиту налоговой инспекции, устранить нарушения и избежать крупных штрафов и санкций, вплоть до заморозки и ликвидации юридического лица.

Кадровый

Кадровые ревизии связаны с использованием и движением трудовых ресурсов – прием и увольнение сотрудников, график отпусков, объем больничных листов.

Различают два вида кадровой аналитики: анализ ведения документации и полный охват управленческой сферы, вплоть до политики поощрения и наказания работников.

В независимых экспертизах трудовой сферы особенно остро нуждаются компании, работающие в сегменте повышенного риска: например, привлекающие иностранных сотрудников.

Во время проверки эксперт не только выявляет наличие ошибок в документообороте, но и оценивает полноту и соответствие закону каждого пакета документов, заведенного на сотрудника или отдел. Это позволяет руководителю получить грамотные рекомендации и обезопасить организацию от штрафов.

В каком случае компания попадает под обязательный аудит

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в следующих случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • если организация включена в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ на 2020 год);
  • если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;
  • если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Аудиторские заключения в 2020 году подают в налоговую инспекцию, а не Росстат. Такой порядок утвержден приказом ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@. При этом компании подают документы в электронном виде. Исключение сделано только для малого бизнеса – он вправе либо отчитаться в электронной форме, либо в бумажном виде.

ФНС России на своем официальном сайте разместила информационную страницу «Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности» (ГИР БО), разъясняющую порядок и сроки сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности с 2020 года.

Напомним, что с января 2020 года обязательный экземпляр годовой отчетности нужно будет предоставлять только в налоговую службу. На нее возложена обязанность по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) (см. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ). Как поясняет ФНС России, в Росстат ее больше не нужно будет подавать.

Обязательный экземпляр отчетности подается не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. При обнаружении ошибок, исправленную отчетность нужно подать в течение 10 дней со дня, следующего за днем внесения исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (см. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 247-ФЗ).

Важно! Для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно

Информация об итогах обязательного аудита, согласно п. 6 ст. 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307, должна быть опубликована на Федеральном ресурсе — портале, содержащем сведения о юридически значимых фактах различного характера. Сведения в реестр вносят сами субъекты экономической деятельности (предприятия, организации любых организационно-правовых форм, ИП и пр.). Сообщение, публикуемое на Федеральном ресурсе, должно содержать следующие сведения:

  • информацию об аудируемой компании: наименование, ИНН, ОГРН;
  • информацию о том, кто проводит аудит: наименование аудиторской организации или Ф.И.О. аудитора, ИНН, ОГРН (для организации) или СНИЛС (для аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводилась проверка, и период, который охватывался проверкой;
  • мнение аудитора о достоверности проверенной им отчетности и фактах, которые могут оказать существенное влияние на правдивость приведенной в ней информации;
  • дату составления аудиторского заключения.

Публикация аудиторского заключения в 2020 году должна быть осуществлена в течение              3 дней с момента завершения аудита (п. 3.1 гл. III порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ № 178). Сведения могут быть представлены только в электронном виде (п. 5 ст. 7.1 ФЗ № 129), при этом подлинность каждого передаваемого сообщения удостоверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП).

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Обязательный аудит для ООО

В каких случаях проведение аудита является обязательным для ООО?

Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Критерии обязательного аудита прописаны в ст.5 Закона №307-ФЗ. Аудит является обязательным для ООО, если:

1) ООО осуществляет определенные виды деятельности.

обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ). Основание – пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

2) по установленным показателям финансово-экономической деятельности:

  • обязательному аудиту подлежат ООО:
  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Основание – пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

3) при осуществлении ООО определенных действий:

  • ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Основание – пп.2 и пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

4) в иных случаях, установленных федеральными законами:

обязанность проведения аудита в ряде случаев закреплена положениями федерального закона. Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ). Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

Это означает, что если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, то необходимо проведение обязательного аудита.

Обязательный аудит малого предприятия

Любая компания – независимый и уникальный «организм». У каждой есть свои особенности, связанные с направлениями деятельности, численностью сотрудников, целевой аудиторией, размером капитала, прибыли и так далее. Это предопределяет специфику ведения бизнес-деятельности.

Так, например, малые предприятия функционируют в том же правовом поле, что и крупные компании, однако имеют свои особенности. Они влияют и на процесс проведения аудита.

Как определить относится ли компания к субъектам малого предпринимательства?

Для этого необходимо обратиться к ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

К субъектам малого предпринимательства относятся помимо хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Хозяйственными обществами являются акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью (п.4 ст.66 ГК РФ).

Одним из критериев малого предприятия является размер дохода.

Величина предельного размера дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, должна составлять:

  • для микропредприятий – 120 млн рублей;
  • для малых предприятий – 800 млн рублей;
  • для средних предприятий – 2 млрд рублей.

Малые компании также могут попасть под обязательный аудит, если соответствуют критериям, изложенным в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Совет 2: Как проводить аудит

Целью любого аудита должна стать степень нужности проверки. Это может быть объективное состояние финансовой деятельности, экономической стратегии и внутренняя проверка контроля той или иной структурной формы. Улучшение работы компании должно стать главным приоритетом в аудиторской проверке.

Обычно, обязательный аудит проводится до сдачи годового отчета. Если проводить аудит в несколько этапов, то компания может добиться ряда преимуществ, а именно:

  • Расценки, предусмотренные на конец календарного года, обычно выше, потому что именно в это время большая часть фирм проводит аудиторские проверки
  • Вашей фирме не нужно будет менять данные в бухгалтерском и налоговом учете именно перед сдачей годовой отчетности
  • Ограниченное время обязательно приведет к ошибкам в исправлении

Целесообразно проводить аудит с распределением на несколько периодов. Например – полугодовой и последующий третий квартал. При таком раскладе у бухгалтерии будет достаточное количество времени исправить различные недочеты. В конце года останется лишь проверить исправления по замечаниям, сделанным раньше. Последний квартал будет не так загружен. Таким образом, нагрузка на финансовый отдел становится минимальной, стоимость аудита снижена путем поэтапной проверки.

Услуга, которая проводится при смене собственника, главного бухгалтера, при реорганизации, называется инициативным аудитом. Главное в такой аудиторской проверке – оценка эффективности предприятия и состояние бухгалтерского учета. При такой форме аудита руководитель может проверить любые отделы, где производились расчеты себестоимости, правильность налогообложения. В конечном результате, ваша фирма сможет пройти все налоговые проверки.

Экспресс-аудит проводиться в случаях краткого анализа. Это может быть отчетный период определенного времени, связанный со сменой главного бухгалтера или различных кадровых перестановок в отделах.

В рекомендации эксперта-аудитора обычно содержится ряд пояснений к анализу финансовой деятельности заказчика. По любым итогам проверки, аудитор должен выдать заказчику-клиенту документы, с подробным отчетом о проделанной работе и заключение, в котором дано определение о правильности бухгалтерской отчетности.

В последнее время услуги аудиторских фирм получают широкое использование. Именно сейчас, многие предприятия, даже те, для которых ежегодные проверки не обязательны, обращаются по поводу проверок все чаще и чаще. Ответственный подбор аудиторов и цели, поставленные компанией — залог грамотной коммерческой стратегии.

Порядок привлечения независимого аудитора

Обязательный аудит отчетности организации может быть проведен:

аудиторской организацией, внесенной в реестр аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр), членом которой такая организация является (ст. 3 Закона N 307-ФЗ),

или

аудитором — физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Закона N 307-ФЗ).

Актуальный реестр аудиторских организаций и аудиторов размещен на официальном сайте Минфина России*(3).

При этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) (далее — аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками ( ГК РФ).

Решение о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием большинством от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).

При формировании в ООО совета директоров (наблюдательного совета) решение указанных вопросов может быть отнесено к его компетенции. Решения принимаются советом директоров в порядке, определенном уставом ООО (абзац четвертый п. 2 и пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ)*(4).