Судебное урегулирование налоговых споров

Результаты выездной налоговой проверки

Как уже упоминалось, ВНП завершается в день составления соответствующей справки, которая вручается налогоплательщику (п. 8 и 15 ст.  НК РФ). Этот документ запускает процедуру оформления результатов ревизии.

Все выявленные нарушения фиксируются в акте, на составление которого у налоговиков есть два месяца (п. 1 ст.  НК РФ). Подготовленный акт со всеми приложениями предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст.  НК РФ). Отказываться от проставления автографа не имеет смысла, так как подписание данного документа не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст.  НК РФ).

ВНИМАНИЕ

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, документ направляется по почте и считается врученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст.  НК РФ).

С момента получения акта начинает течь время, отведенное на составление письменных возражений (если таковые имеются). На их подготовку и отправку в ИФНС у налогоплательщика есть ровно один месяц (п. 6 ст.  НК РФ). Возражения можно готовить как по акту в целом, если проверяемый не согласен со всеми выводами контролеров, так и по отдельным его частям.

СПРАВКА

Представление письменных возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Никаких штрафов или иных негативных последствий за отсутствие данного документа не предусмотрено.

Письменные возражения налогоплательщика с прилагаемыми документам, а также акт проверки со всеми приложениями формируют материалы налоговой проверки. Они поступают на рассмотрение руководителя ИФНС или его заместителя (п. 1 ст.  НК РФ). Рассмотрение материалов — мероприятие открытое, на которое в обязательном порядке должны пригласить руководителя компании или другого представителя налогоплательщика (п. 2 ст.  НК РФ). Нарушение этого правила влечет безусловную отмену решения, принятого по результатам ВНП (п. 14 ст.  НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) еще раз изучает все данные, указанные в акте, а также возражения, если таковые поступили. При этом налогоплательщик вправе дополнительно давать свои пояснения, в том числе письменные. Поэтому, собираясь на рассмотрение дела, возьмите с собой чистые листы бумаги и письменные принадлежности. А если будете давать устные пояснения, следите, чтобы они были отражены в протоколе рассмотрения. Непредоставление налогоплательщику возможности дать пояснения или объяснения непосредственно в ходе рассмотрения дела — еще одно грубейшее нарушение, которое влечет безусловную отмену принятого решения (п. 14 ст.  НК РФ).

Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может либо быть окончательным — о привлечении к ответственности или об отказе в таковой, либо промежуточным — о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В первом случае в тексте решения о привлечении к ответственности ИФНС должна детально разобрать все доводы, которые проверяемый привел в свою защиту (как в возражениях, так и в процессе рассмотрения материалов), указав, по каким причинам они принимаются или не принимаются (п. 8 ст.  НК РФ).

Во втором случае в решении отмечается, какие именно дополнительные мероприятия и для каких целей надо провести. При этом допустимы только три действия: экспертиза, допросы, а также истребование документов у налогоплательщика или третьих лиц. А цель такого контроля — сбор дополнительных доказательств для подтверждения или опровержения фактов, изложенных в акте. Поэтому ИФНС не может искать в рамках допмероприятий новые нарушения. Срок проведения дополнительных мероприятий ограничен одним месяцем. Продлевать его нельзя.

По окончании допмероприятий вышеописанная процедура повторяется: составляется дополнительный акт, налогоплательщик предоставляет свои письменные возражения (при наличии) и проходит новое рассмотрение всех материалов в ИФНС.

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Налогоплательщик (его представитель) может участвовать в рассмотрении материалов проверки через телекоммуникационные каналы связи или каналы видеоконференцсвязи. Для этого надо представить в инспекцию по ТКС заявление об обеспечении такого участия и копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия. Если налогоплательщик не направит такое заявление (либо ходатайство об отложении рассмотрения дела), то налоговики смогут рассмотреть материалы проверки без его участия (п. 3 приказа ФНС от 20.03.20 № ЕД-7-2/181@).

Как обжаловать доначисление сумм налога?

Хотя доначисление налогов считается более мягкими санкциями по сравнению со штрафами и другими последствиями нарушения налогового законодательства, всё равно добровольно платить дополнительные средства, если вы уверены в своей правоте и сомневаетесь в правомерности постановления ФНС, не стоит. И специально для таких случаев существует процедура обжалования доначисления налогов, благодаря которой каждый налогоплательщик может оспорить постановление ФНС и добиться отмены или уменьшения размера доначисленных налогов. Она состоит из нескольких этапов:

  • подготовка аргументации, почему компания считает доначисление налогов неправомерным – для того чтобы добиться положительного решения по жалобе, необходимо иметь подтверждения того, что нет никаких оснований для доначисления налогов. Конкретные аргументы сильно зависят от ситуации, но они должны опровергать точку зрения ФНС относительно причин, по которым налоги были доначислены. Например, если при проверке налоговой отчётности были выявлены ошибки в размерах налоговых платежей, необходимо предоставить подтверждение того, что на самом деле все расчеты были проведены правильно и в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. В качестве подтверждения можно предоставить ссылки на законы, расчеты, первичную бухгалтерскую документацию и т. д.;
  • подготовка и отправка текста жалобы – в жалобе необходимо указать, что вы не согласны с постановлением о доначислении налогов по тем или иным причинам, и просите отменить такое решение, учитывая приведенные доказательства. Жалоба оформляется либо на имя директора отделения ФНС, которое приняло оспариваемое решение, либо на имя руководителя более высокой инстанции, например, областного управления ФНС. Вместе с жалобой подаются документы, которые могут подтвердить вашу позицию в данном споре. Направить документы можно любым удобным способом, включая почту, курьерскую службу или электронный вариант через кабинет налогоплательщика;
  • обращение в арбитражный суд – в случае, если жалоба не дала ожидаемого результата, и решение о доначислении налогов осталось в силе, защитить свои интересы можно в судебном порядке. Для этого готовится исковое заявление против отделения ФНС, к нему прилагаются все документы, которые подтверждали бы вашу позицию, после чего подается на рассмотрение. В случае, если аргументы будут достаточно убедительными, суд примет вашу сторону и отменит решение налоговиков.

Для того чтобы шансы на обжалование были более высокими, рекомендуется воспользоваться услугами налогового адвоката. Специалист в сфере права подскажет, как подготовить жалобу или исковое заявление, какие привести аргументы в защиту своей позиции, как ускорить рассмотрение и добиться положительного решения.

Пример

В 2017 году организация попала под выездную налоговую проверку, в результате которой было обнаружено, что в 2016 году компания сотрудничала с несуществующими контрагентами. В итоге произошло уменьшение суммы, уплаченной за товар на 100 000 рублей. В соответствии с этим произошло доначисление налога на прибыль на 20 000 рублей. Помимо этого, по результатам проверки было обнаружено завышение амортизации на 10 000 рублей. В связи с этим также произошло доначисление налога на прибыль на сумму 2 000 рублей.

Проводки в этом случае будут следующими:

Хозяйственная операция Проводки
Доначисление налога (на основании акта выездной проверки) Д99 (субсчет «Убытки предыдущих периодов») К68
Отражение прибыли предыдущего периода, обнаруженной в текущем периоде Д02 К91
Начисление условного расхода Д99 К68
Отражение ПНА Д68 К99 (субсчет «ПНА»)
Доначисление налога за прошедший налоговый период Д99 К68

Почему нужно быть осмотрительным при выборе контрагента?

Рассмотрим пример получения необоснованной налоговой выгоды в связи с непроявлением должной осмотрительности. 

Общество «А» заключило договор оказания консультационных услуг с обществом «Б», созданным за два месяца до совершения этой сделки. Общество «Б» имеет в составе одного работника – директора (зачастую на которого зарегистрировано более 5–10 организаций), не находится по адресу регистрации, отсутствуют ресурсы для ведения хозяйственной деятельности – основные средства, сайт, оборудование, персонал. «А» не запрашивало у «Б» учредительные документы, данные об источниках финансирования бизнеса общества «Б», налоговую отчетность. 

«А» перечислило «Б» предоплату, имеется «закрывающий» акт об оказании услуг. Как выясняется в ходе проверки, предоплата в дальнейшем была снята по доверенности от директора третьим лицом с расчетного счета общества «Б» в банке. 

Права налогоплательщика

Многие компании, увидев огромный объем документов (а в последнее время складывается практика, что при проведении выездной проверки налоговые органы запрашивают много аналитической информации), отвечают налоговому органу, что НК РФ это не предусмотрено, либо игнорируют данные требования и, соответственно, в ответ получают претензии со стороны налогового органа в виде штрафных санкций.

Следует напомнить, что НК РФ установлена обязанность налогоплательщика предоставить документы в течение 10 дней (рабочих) со дня получения соответствующего требования налогового органа.

Но, в случае, если налогоплательщик не имеет возможности представить документы в течение установленного срока, он может перенести сроки их предоставления. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо направить уведомление в ИФНС — по утвержденной форме, с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленные сроки, и указать сроки, в течение которых налогоплательщик сможет это сделать.

В качестве таких причин могут быть указаны, например, значительный объем запрашиваемых документов, отсутствие сотрудников (например, главный бухгалтер находится на больничном или в командировке. (тогда необходимо приложить документы, подтверждающие соответствующий факт).

После получения уведомления налоговый орган в течение двух дней со дня получения вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

К сожалению, причин по которым налоговый орган может оказать в продлении срока законодательством не предусмотрено. Рекомендуем независимо от того, подано ли уведомление, постараться представить документы в срок, потому что в его продлении может быть отказано.

Если компания не представит документы вовремя, налоговый орган может оштрафовать и размер штрафа будет зависеть от количества неподанных документов.

Срок обжалования решения налогового органа

Решение налоговиков привлечь к ответственности лицо за налоговое правонарушение, принятое по итогам проверки, вступает в силу 1 месяц спустя после вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Пока не завершится этот срок, «несогласный» налогоплательщик может подать апелляционную жалобу.

Для вступившего в силу решения ИФНС, по которому апелляционная жалоба не подавалась, на обжалование отводится 1 год со дня его вынесения. Пропустив данный срок, налогоплательщику не стоит отчаиваться – если причина пропуска уважительная, вышестоящий орган ФНС может его восстановить (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Решение по полученной жалобе о результатах налоговой проверки вышестоящий орган ФНС должен принять в течение 1 месяца, допустимо также продление данного срока еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ). По прочим жалобам на принятие решения отводится 15 дней, продление этого срока возможно лишь на 15 дней.

Не дождавшись от вышестоящего органа ФНС в установленный срок решения по своей жалобе, налогоплательщик сталкивается с нарушением досудебной процедуры, поэтому вправе обращаться в суд.

Порядок обжалования налогового акта

Существует утверждённый законодательством порядок обжалования результатов налоговой проверки, который состоит из нескольких последовательных этапов. Вначале идет досудебный этап, который состоит из таких стадий:

  • подача возражения на акт налоговой проверки – самый первый этап, который выполняется сразу после получения результатов аудита. Проанализировав содержимое акта, готовится ответ, в котором указываются все выявленные нарушения, а также требования – изменить или отменить акт, отменить санкции, снизить сумму штрафа и т. д. Возражение подается в то же отделение ФНС, которое проводило проверку, адресат – руководитель отделения. После подачи ответить на возражение должны в течение 10 дней, причем письменный ответ обязаны предоставить вне зависимости от результатов рассмотрения;
  • подача апелляционной жалобы – подходит для ситуаций, если возражение не дало ожидаемого результата, но акт налоговой проверки еще не вступил в силу. Рассматривает апелляционные жалобы вышестоящая инстанция (обычно это региональное отделение ФНС), но подаются документы в то отделение налоговой инспекции, которая проводила проверку. В тексте жалобы указывается все выявленные нарушения, а также то, что было подготовлено возражение, которое не возымело должного действия. После подачи в течение месяца комиссия по апелляциям рассматривает заявление и выносит результат, который направляется заявителю;
  • подача обычной жалобы – поскольку апелляционная жалоба возможна только в случае, если решение еще не вступило в силу, не всегда компания успевает ее подготовить и подать. Если возможность для апелляционной жалобы упущена, подается обычная жалоба, которая, впрочем, мало чем отличается по содержанию и способу подачи. Срок обжалования акта налоговой проверки – 1 год с момента вступления его в силу, именно такой период дается для подготовки и подачи жалобы. Стандартно она рассматривается в ФНС также 1 месяц, однако в некоторых случаях сроки могут быть увеличены (обычно это связано с необходимостью уточнить детали дела или высокой загруженностью сотрудников инспекции). Заявителю направляется письменный ответ по окончании рассмотрения.

Что делать налогоплательщику, если он не согласен с решением налогового органа?

В этом случае решение следует обжаловать. Сначала нужно подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Так, при обжаловании решения территориальной налоговой инспекции жалоба подается в Управление ФНС России по соответствующему субъекту РФ. Срок подачи жалобы – один месяц со дня вручения решения налогового органа. В случае обжалования решение по результатам налоговой проверки вступает в силу только с момента вынесения решения вышестоящим налоговым органом.

Если апелляционное решение налогоплательщика не устраивает, то он вправе в трехмесячный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа по результатам проверки.

Совет: не оставляйте доводы о законности и обоснованности ваших действий в налоговой сфере на потом. Принципы правовой определенности и исследования только тех обстоятельств, которые положены в основу решения по результатам проверки, строго соблюдаются ФНС и арбитражными судами. Дозаявление новых доводов в вышестоящих инстанциях при отсутствии таких доводов в нижестоящих инстанциях рассматривается правоприменителем сугубо в негативном ключе. Такие доводы могут в некоторых случаях судом не исследоваться вовсе.

Отражение доначисления налога в бухгалтерском учете

Налог на прибыль может быть доначислен при следующих обстоятельствах:

  • занижение доходов;
  • завышение затрат;
  • наличие в предоставленной декларации ошибок.

При занижении затрат в предыдущем периоде, налогоплательщику не нужно будет подавать уточненку. Это за него сделает налоговый орган. То есть налоговики самостоятельно доначислят сумму налога, после чего она будет отражена в карте учета расходов.

В некоторых случаях может возникнуть необходимость в аннулировании затрат, причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Однако, как правило, изменения в бухгалтерском учете корректировки в налоговом учете не требуют.

По налогу на имущество доначисление отражается по счету 91.2, проводка в этом случае будет Д 91.02 К 68. Структура аналитического учета разрабатывается организацией самостоятельно, что утверждается в рабочем плане счетов. Доначисление отражается по субсчету «Прочие расходы», а если аналитический учет в компании ведется детально, то доначисление по субсчету «Доначисления по налогам и взносам».

Если по результатам налоговой проверки доначислен налог на имущество, то компания вправе включить его в расходы налоговом учете. При этом ПНО в учете компании не возникает, так как отраженный расход не ведет к образованию разниц.

Транспортный, земельный налог и налог на имущество в налогом учете включается в прочие расходы, которые связаны с производством и реализацией. При этом не имеет значение, кем происходит начисление налога: самой организацией или налоговой по результатам налоговой проверки.

При отражении расходов следует следовать следующему правилу: в случае налогообложения прибыли налоги должны включаться в расходы на момент начисления. Если налоги доначислены по результатам проверки, датой начисления является день вступления в силу решения налоговой. Как правило, решение налоговой вступает в силу через месяц после его вручения налогоплательщику.

При уменьшении суммы доначисленных налогов, разница включается во внереализационные доходы. В том случае, если сумма увеличивается, то разница относится к прочим расходам.

Как обжаловать доначисленный налог?

Для того чтобы обжаловать и добиться отмены решения о доначислении налогов, следует действовать согласно следующему алгоритму:

  • подготовить возражение – в течение месяца с момента получения на руки требования о необходимости доплатить налоги в бюджет налогоплательщик имеет право на возражение против такого постановления. В тексте возражения указываются причины, по которым вы не готовы согласиться с решением ФНС, приводятся аргументы в вашу пользу (обычно это документальные свидетельства, подтверждающие, что правда в споре на вашей стороне). После составления возражение вместе с сопутствующими документами направляется на рассмотрение к руководителю того отделения налоговой, которое и вынесло решение о доначислении. Ответ на обращение должны предоставить в течение 10 рабочих дней;
  • составить жалобу – если возражение не возымело должного результата, и требования налоговиков не сняты, готовится следующий этап оспаривания – жалоба. Она по содержанию во многом похожа на возражение, с той лишь разницей, что для подготовки есть больше времени (ее можно подать даже после вступления постановления ФНС в законную силу) и подается жалоба в вышестоящую налоговую инстанцию. После того как ответственный чиновник ее рассмотрит, заявитель должен получить ответ, вне зависимости от того, является ли он позитивным или негативным;
  • обратиться в арбитражный суд – если досудебное оспаривание не дало желаемого результата, и требования об уплате дополнительных налогов остались в силе, можно обратиться в суд и добиться справедливости там. Главное – грамотно составить исковое заявление и подготовить доказательную базу. Желательно доверить этот процесс опытному адвокату по налогам – это существенно повысит вероятность разрешения спора в вашу пользу.

Как видно, если вы не согласны с решением налоговой и имеете доказательства неправоты ее представителей, можно добиться отмены неправомерного постановления и защитить интересы компании. А услуги налогового юриста помогут сделать это быстрее и надежнее.

Эпизод 3. Подлинники или копии?

Спорные обстоятельства

По мнению аптечной организации, одновременное выставление в ее адрес уведомления об ознакомлении с подлинными документами и требования о предоставлении копий этих же документов незаконно, что нарушает ее права, поскольку не позволяет в десяти­дневный срок подготовить копии необходимых документов и не обеспечивает возможности предоставления всех подлинников.

Налоговые нормы, разъясняющие данный спор

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов и подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты ( НК РФ). Исходя из НК РФ проверяемое лицо обязано представлять в ИФНС документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. В силу п. 1 названной статьи истребование необходимых для проверки документов осуществляется посредством вручения лицу (или его представителю) соответствующего требования.

По общему правилу, приведенному в НК РФ, истребуемые документы должны быть представлены проверяемым лицом в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

Истребуемые документы могут быть:

  • поданы лично или через представителя;

  • направлены по почте заказным письмом;

  • переданы в электронной форме.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов (абз. 7 НК РФ).

Судебное решение

Вместе с тем аптечной организации следует учесть следующее. Ее обязанность как налогоплательщика обеспечить проверяющим лицам возможность ознакомления с подлинниками документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, не освобождает от обязанности представления копий документов по требованию. Как указали арбитры в деле № А19-916/2016, реализация права инспекции на истребование копий документов не зависит от права контролеров и на ознакомление с их подлинниками.

Соответственно, доводы аптеки о предъявлении инспекцией двух взаимоисключающих (по ее мнению) требований (об ознакомлении с подлинниками документов и предоставлении копий документов) признаны несостоятельными.

Споры по НДФЛ

НДФЛ является самым распространенным налогом, взимаемым с большинства граждан страны. Налоговый сбор удерживают с заработной платы, дохода от продажи имущества либо аренды недвижимости. НДФЛ нужно заплатить и при выигрыше в лотерею.

Налог не всегда составляет 13%. К примеру:

  • 9% нужно отдать с дохода, полученного дивидендами до 2015 года,
  • 30% и 15% — это налоговые сборы, которые могут платить нерезиденты по разным видам доходов,
  • 35% налога установлено для некоторых вкладов и денежных призов.

Оспорить налоги можно в досудебном порядке или в суде. Разногласия по НДФЛ чаще всего происходят, когда налогоплательщик самостоятельно декларирует доход либо получает налоговый вычет.

НДФЛ могут доначислить, если служба посчитает гражданина самозанятым. Налоговый сбор взимается после определения налоговой базы. Другими словами, сначала налоговики должны вычислить доход человека от какой-либо его деятельности, а уже потом требовать уплаты налога.

Обжалование решения налогового органа: куда обращаться

Регулирует порядок обжалования глава 19 НК РФ и Арбитражно-процессуальное законодательство. Пожаловаться на решения ИФНС можно в вышестоящий орган ФНС и в суд.

Для всех «несогласных» налогоплательщиков установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа. Это значит, что обратиться за защитой прав сразу в арбитраж не получится — сначала лицо должно обжаловать решение своей ИФНС в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Пока не вступило в силу решение по результатам налоговой проверки о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, несогласие с ним выражается подачей апелляционной жалобы. На вступившие в силу решения налоговиков подается жалоба (ст. 101, п. 1 ст. 138 НК РФ).

Подавать данные жалобы нужно через налоговую инспекцию, принявшую обжалуемое решение. Эта ИФНС передает в течение 3-х дней все материалы и жалобу в вышестоящую инстанцию (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Рассмотрев доводы налогоплательщика, вышестоящий орган ФНС принимает свое решение по жалобе:

  • оставляет ее без удовлетворения;
  • полностью/частично отменяет обжалуемое решение ИФНС;
  • отменяет решение ИФНС и выносит новое решение.

Что такое налоговая выгода?

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета1. Иначе говоря, налоговая выгода – это результат использования налогоплательщиком своего права на получение более выгодных условий налогообложения по сравнению с ситуацией, когда он такое право не использует. 

Такие выгоды предусмотрены Налоговым кодексом (НК РФ) (хотя они так не именуются) в форме, например, права на налоговые вычеты либо возмещение из бюджета по налогу на добавленную стоимость (НДС) или налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), права на учет расходов в целях уплаты налога на прибыль организаций (НПО), налоговых льгот по налогу на имущество организаций (НИО), более низкой ставки НДС или НПО, использования специальных режимов налогообложения (упрощенная, патентная системы). Соответственно, само по себе использование таких выгод не является необоснованным.

Порядок рассмотрения

При отсутствии причин для отказа в приеме вышестоящее налоговое ведомство приступает к рассмотрению.

В ходе процесса заявитель вправе в любой момент представлять дополнительные документы и (или) доказательства, подтверждающие нарушение прав (ч. 1 стат. 140 НК).

По общему правилу, рассмотрение осуществляется без участия заявителя (ч. 2 стат. 140 НК). Исключением является случай, когда представленные заявителем и нижестоящей налоговой инспекцией сведения или документы, имеющие непосредственное отношение к делу, содержат расхождения.

Результатом рассмотрения является вынесение решения об:

  1. отказе в удовлетворении требований;
  2. удовлетворении требований полностью или в части.