Налог на прибыль для обособленных подразделений в «1с:бухгалтерии 8 корп»

Порядок ведения бухучета

Всю первичную документацию подразделения заполняют от имени своей головной компании. Если счет составляется фактуробосоленного подразделения, то следует учитывать, что в нем должен указываться порядковый номер подразделения, а не головной компании.

Если подразделение осуществляет деятельность, связанную с принятием наличных, то должна вестись кассовая книга. Причем это не будет зависеть от того, есть у подразделения баланс или нет. 2-НДФЛ предоставляется по месту регистрации обособки в порядке, предусмотренном НК РФ (288-289 НК РФ).

Мелкие филиалы с небольшим штатом сотрудников только производят обработку информации, которая затем передается в головной офис. Данная работа осуществляется при соблюдении некоторых условий, которые требуются для точного анализа и исключения каких-либо ошибок. Все это требуется для того, чтобы все операции подразделения учитывались на субсчетах. В этом случае можно будет избежать лишнего и не «раздувать» объем работы в мелких подразделениях. Также это позволяет освободить головную компанию от необходимости отдельного создания счетов, что приводит к оптимизации всей работы в целом.

Куда платить налог на прибыль подразделения?

В соответствии со ст. 286 НК России налог на прибыль равен соотношению налоговой ставки в процентах и базы, определяемой с помощью вычета из доходов расходов. Ставка по общему правилу равна 20%, при этом она складывается из 2 величин. Порядок уплаты исчисленной с их помощью суммы платежа на прибыль обособленных подразделений без отдельного баланса разнится:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ставка (по общему правилу)

Куда перечисляется платеж

Кем платится

Куда платится

3%

Федеральный бюджет

Организацией за все подразделения без разделения сумм платежа за каждое отделение

В налоговые органы по месту нахождения юридического лица

17%

Региональный бюджет

Организацией за все подразделения по отдельности или за ряд подразделений в пределах субъекта России единовременно

В налоговые органы по месту нахождения каждого филиала/представительства или в одно подразделение компании в пределах региона по выбору

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено). Разумеется, возникает вопрос — как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на УСН? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала. То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на общей системе налогообложения с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала.  А потеря права на упрощенку ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем. НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Положение об обособленном подразделении без отдельного баланса

Регулирование деятельности филиалов и представительств обществ с ограниченной ответственностью и акционерных осуществляется на основании разработанных головной организацией положений о подразделениях фирмы (ст. 5 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и ст. 89 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ соответственно). Юридические лица с иными формами собственности также вправе координировать деятельность выделенных частей компании с помощью выработки положений о них.

Положение не является унифицированным актом, поэтому наниматель самостоятельно определяет круг вопросов регулирования. Обычно он стандартен. Однако ошибочно использовать шаблонные документы без их адаптации к деятельности конкретного подразделения.

К примеру, если выделенная часть компании не наделена собственным балансом, то основные направления регулирования остаются неизменными. В них определяется:

  • информация о головной фирме и созданном филиале/представительстве;
  • цель создания и порядок прекращения деятельности;
  • правовой статус выделенной части фирмы;
  • способ управления и компетенция руководителей;
  • внутренний контроль и порядок отчетности перед головной организацией;
  • иные пункты.

В перечисленных пунктах отражается специфика работы обособленного отделения. При осуществлении деятельности обособленным подразделением без отдельного баланса его полномочия и обязанности ограничены. Так, обычно в них не создается бухгалтерский отдел, подразделение не располагает собственными материальными и денежными средствами, урезана обязанность по уплате налогов. Остановимся на последнем подробнее.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.
Налогоплательщики — российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, производят исчисление и уплату:

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, — по месту нахождения головной организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, — по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли каждого обособленного подразделения (головной организации) (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Перечислять налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (письмо Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640).
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (первый абзац п. 1 ст. 289 НК РФ) в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).

В то же время если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Уведомления (смотрите письмо ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986) представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При этом подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и сама головная организация.

Как неоднократно указывали представители финансового ведомства и налоговой службы, если организация и все ее ОП находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе уплачивать налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за все свои ОП через головную организацию. То есть подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и головная организация (письма Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, ФНС России от 19.12.2012 N ЕД-4-3/21580@, от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@, от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076180@, от 07.08.2012 N 16-15/071669@, от 20.06.2012 N 16-15/053947@, от 23.12.2009 N 16-15/136064).

В случае, когда налог перечисляется только через головную организацию или ответственное обособленное подразделение, декларацию по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, через которые налог не уплачивается, подавать не требуется (смотрите письма Минфина России от 18.02.2016 N 03-03-06/1/9188, от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127, ФНС России от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@).

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация и её ОП находятся в одном субъекте РФ, то уплата налога на прибыль (авансовых платежей) правомерно может производиться только по месту нахождения головной организации без распределения на ОП. Если организация решит, что налог на прибыль будет уплачиваться головной организацией за созданное ОП, то, как уже было замечено выше, об этом надо уведомить налоговый орган.

Налог на доходы трудящихся выделенной части фирмы

В обязанности работодателя-организации, помимо прочего, входит удержание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) из заработка сотрудников и перечисление его в налоговую службу. В ст. 226 НК такие организации называются налоговыми агентами.

Налоговый кодекс не предусмотрел возможности признания таковыми подразделениями организации, а в письме Минфина России «О предоставлении стандартных налоговых вычетов» от 05.06.2009 № 03-04-06-01/127 указывается, что НДФЛ, удержанный с работников выделенной части организации, уплачивается головной частью юридического лица в отделение налоговой службы, в котором обособленное подразделение поставлено на учет.

Интересно: когда работник в течение одного месяца работает и в подразделении, и в головной части организации, НДФЛ с его заработка перечисляется в государственные органы по месту регистрации и организации, и подразделения. В основу расчета для определения доли НДФЛ, которую нужно уплатить в одно из 2 отделений ФНС, берется время, отработанное трудящимся в частях компании (письмо Минфина России «Об уплате НДФЛ…» от 29.03.2010 № 03-04-06/55).

Как заполнить 6-НДФЛ по обособленным подразделениям читайте здесь.

***

Подведем итоги. Налоги обособленного подразделения без отдельного баланса, которые начисляются на его доход, на заработок трудящихся в нем работников, на зарегистрированные в нем транспортные средства и т. д., уплачивает головное юридическое лицо. Поскольку часть выплат переводится в налоговый орган, к которому прикреплен филиал или представительство, то подразделения организации могут исполнять роль посредников. Их задачей будет передача от имени организации документов и платежей в государственный орган. 

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Налоговая система».

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй — в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий — в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Внесение изменений в устав

Этот этап предназначен только для тех юридических лиц, в уставе которых прописаны сведения о филиале или представительстве. Закрытие обособленного подразделения, отражённого в учредительном документе, подразумевает внесение в него изменений. Для этого необходимо подготовить заявление по форме № Р13001.

В бланке нужно заполнить титульный лист, на котором указываются основные данные для идентификации компании. Кроме того, заполняется приложение «К». Оно состоит из двух листов, но при закрытии ОП нужно заполнить только первый. Здесь указывается тип ликвидируемого обособленного подразделения, его название и причина, по которой в учредительный документ вносятся изменения.

Кроме того, нужно:

  • подготовить новую версию устава или изменений в него – 2 экземпляра;
  • уплатить госпошлину в сумме 800 рублей и сохранить оригинал квитанции.

Транспортный налог

Транспортный налог есть обременение, налагаемое за право собственности на автомобили, мотороллеры, самолеты, яхты и иные транспортные средства. 

Подпишитесь на рассылку

Непреложным условием установления налога является регистрация собственником транспорта в порядке, установленном законом. 

По ст. 363 НК организации перечисляют средства за транспортный налог по месту нахождения той части фирмы, в которой зарегистрирован автомобиль или иное средство передвижения, за исключением воздушных и водных транспортных средств. За воздушный транспорт выплаты перечисляются в государственный орган, которому подведомственно юридическое лицо. За водный — в орган по месту регистрации средства передвижения.

Соответственно, обособленное подразделение без отдельного баланса самостоятельно не уплачивает налог. Но если находящийся на балансе юридического лица транспорт, за исключением воздушного, зарегистрирован по месту нахождения филиала или представительства, то подразделение может выступить посредником между головной компанией и налоговыми органами. Налогоплательщиком останется головная компания, а ее выделенная часть может передать денежные средства и налоговую декларацию в государственный орган, где она стоит на учете.

ВНИМАНИЕ! С 2020 года налоговики самостоятельно рассчитают сумму налога на основании сведений переданных из ГИБДД. Подробнее о нововведениях 2020 года читайте в материале

Кратко об обособленном подразделении

Обособленным считается подразделение компании вне её основного адреса, где более месяца работает хотя бы один человек. Такая структурная единица не является самостоятельным юридическим лицом, тем не менее информация о нём вносится в ЕГРЮЛ. До 2016 года сведения об ОП было необходимо отражать и в уставе, поэтому организациям, работающим с тех пор, при закрытии подразделений приходится вносить изменения и в него.

Обособленное подразделение не имеет собственного имущества, его руководитель назначается головной компанией. Задача филиалов и представительств – представлять основную организацию и действовать в её интересах.

Чтобы закрыть обособку, нужно подготовить документы, уволить сотрудников и зарегистрировать изменения. Это делается в несколько этапов. Предлагаем алгоритм ликвидации обособленного подразделения 2020 года.

Сообщение о закрытии ОП в ИФНC

В течение 3 рабочих дней с даты прекращения деятельности в ИФНС подаётся сообщение о закрытии обособленного подразделения (С-09-3-2). Обращаться надо в налоговый орган по месту нахождения головного офиса компании.

На первом листе формы С-09-3-2 указываются:

  • основные коды юридического лица (головного офиса) – ИНН, КПП и ОГРН;
  • код ИФНС по месту нахождения компании;
  • количество страниц сообщения. На каждое закрытое подразделение – 2 страницы.

На втором листе формы сообщения нужно прописать:

  • код причины постановки на учёт обособленного подразделения, которое ликвидируется;
  • наименование филиала / представительства, если оно есть;
  • адрес этого обособленного подразделения;
  • дата из решения о прекращении его деятельности.

Принятие решения о закрытии

Всё начинается с того, что головная организация принимает решение о закрытии обособленного подразделения. Если это филиал или представительство, то требуется решение от собственников головной организации. В обществах с ограниченной ответственностью для этого следует провести общее собрание участников. Закон об ООО прямо этого не требует, однако проводить собрание нужно при открытии таких подразделений. Соответственно, и при закрытии лучше позаботиться о коллективном решении собственников компании.

Проголосовать за открытие обособленного подразделения должны как минимум 2/3 учредителей. Опять же, по части его ликвидации требований к числу проголосовавших нет. Поэтому будет достаточно простого большинства голосов.

А как закрыть ОП, не являющееся филиалом или представительством? Для этого решение собственников не нужно. То есть в ООО нет необходимости проводить собрание участников – достаточно будет решения руководителя основной организации.

Территориальная обособленность.

Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст. 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 25.04.2017 № 03-02-07/1/24969, от 25.10.2016 № 03-02-07/1/61934, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03-02-07/1/51191).

Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

* * *

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.