Кто подписывает отчетность при ликвидации ооо

Способы ликвидации ООО

В современной экономике можно выделить 2 основных вида ликвидации ООО — это классическая ликвидация и альтернативная.

Классическая ликвидация ООО  представляет собой полное прекращение деятельности организации после принятия решения и прохождения всех процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Альтернативная ликвидация включает в себя несколько видов и не ведет к полному прекращению деятельности, она, скорее, меняет вектор деятельности общества. Давайте более подробно рассмотрим, какие виды альтернативной ликвидации бывают. Это:

  1. Смена генерального директора;
  2. Смена состава учредителей;
  3. Слияние с другой компанией;
  4. Присоединение к другой компании.

Первые два пункта по своей сути напоминают продажу общества. Достаточно будет провести внутреннюю полную аудиторскую проверку (чаще это производится за счет продавца), устранить все недостатки и уладить вопросы с налоговым и бухгалтерским учетом и путем нехитрого перечня документов и внесения изменений в Устав и ЕГРЮЛ передать ООО в управление покупателю.

Третий и четвертый пункты более сложные, в какой-то степени также могут быть осуществлены в виде продажи или других документов, подтверждающих вступление в холдинг или слияние.

Как можно заметить, при альтернативной ликвидации общество лишь меняет свою форму, но остается действующим, хотя юридически уже не является прежней компанией.

Отчетность при ликвидации ООО

Упразднение ООО по упрощенной схеме налогообложения практически не отличается от такого же процесса по предприятию, работающему на общих основаниях. Но когда сдавать декларацию по УСН? В соответствующем правительственном регламенте прописаны все сроки.

Закрывая фирму, следует руководствоваться требованиями Гражданского кодекса, ФЗ «Об ООО» и ФЗ «О гос. регистрации ЮЛ и ИП». К решению об аннуляции компании нужно подойти сознательно, предварительно изучив нормативную базу по данному вопросу. Помните, что все действия при ликвидации ООО строго регламентированы, имеют определенные временные рамки.

Что будет, если не сдавать отчетность?

Предоставить полный пакет документов сотрудникам ИФНС обязаны руководители любых форм хозяйственной собственности. Процедура упразднения предприятия состоит из следующих этапов:

  • Учредители или владелец ООО на консилиуме принимают постановление о закрытии организации и утверждают состав рабочей группы ликвидаторов. Протокол, заверенный нотариусом, и сообщение об аннуляции фирмы передается заявителем в инспекцию ФНС по месту учета ООО. Можно заранее уведомить фонды ФСС и ПФ, но требование по обязательности таких действий со стороны ликвидатора нет. Налоговая сама известит и запросит в фондах необходимые материалы.
  • Обязательное условие ‒ публикация сообщения о ликвидации в государственном «Вестнике». Также потребуется оповестить цедентов, сотрудников компании о грядущем увольнении и центр занятости (с ориентировочным временем увольнения ‒ не менее 2 месяцев со дня ознакомления работников).
  • Бухгалтерская служба подготавливает отчетность при ликвидации, ее заверяют все члены ликвидационной комиссии. Для облегчения процедуры допускается создавать ликвидационную комиссию из 1 человека – ликвидатора. Он сам будет взаимодействовать с налоговой после подачи им заявления об аннуляции по гос. образцу документа Р15001.

Своевременная сдача декларации

89-я статья Налогового кодекса говорит о необходимости выездной проверки в случае закрытия предприятия. При определенных обстоятельствах налоговый орган вправе отменить проведение такой налоговой процедуры. Например, если собственником фирмы является один учредитель и предприятие не имеет за весь свой период деятельности проблем с подачей отчетности, кредиторской или дебиторской задолженности. Баланс с нулевыми показателями и отсутствие деятельности организации в течение трех лет также будут железобетонными аргументами против осуществления налоговой проверки.

В обязательном порядке оформляется промежуточный баланс по форме 101, выполняется сдача декларации о прекращении деятельности по УСН. Не позже 25 числа месяца, следующего за подачей уведомления о прекращении деятельности, в налоговую надо сдать декларацию по УСН.

Промежуточный баланс подлежит утверждению лицами, принявшими постановление о закрытии организации по окончании месяца с момента принятия заявлений от кредиторов (опубликование сообщения в «Вестнике»). Срок подачи декларации по УСН нарушать нельзя. Также с момента публикации информации о закрытии до ликвидации нужно подождать не меньше 2 месяцев. Если не сдавать отчетность, то органы ФНС не дадут ход процессу ликвидации и исключению предприятия из ЕГРЮЛ и других реестров.

Заполнение декларации

Сроки сдачи, когда надо завершить оформление ликвидационного баланса, зависят от окончания двухмесячного срока со дня начала процесса ликвидации, увольнения сотрудников, удовлетворения претензий кредиторов, оплаты всех налогов и сборов.

Декларация УСН подается руководством ООО за истекший год до 31 марта следующего отчетного периода. В случае ликвидации подается в месяце, следующим за месяцем завершения работы по УСН. Заполнение декларации о полученной прибыли каждым учредителем должно содержать данные о получении активов после аннуляции любого ООО.

Формирование промежуточного ликвидационного баланса

По истечении срока, установленного для заявления требований кредиторов, ликвидационная комиссия прекращает принимать новые требования и приступает к формированию промежуточного ликвидационного баланса. Статья 64 ГК РФ в редакции 99-ФЗ не предусматривает возможности удовлетворения требований кредиторов, заявленных по истечении срока их предъявления.

Еще раз обращу ваше внимание на то, что ПЛБ должен содержать все заявленные требования, в том числе и те, в удовлетворении которых было отказано. Нужно ли включать в перечень требований кредиторов незаявленное требование?. Нужно ли включать в перечень требований кредиторов незаявленное требование?

Нужно ли включать в перечень требований кредиторов незаявленное требование?

Бывают ситуации, когда ликвидационная комиссия осведомлена о наличии долга, но сам кредитор требование не заявил. Даже если компания может оплатить долг, ликвидационная комиссия не имеет права самостоятельно включать в перечень требований кредиторов требования, не заявленные в установленный срок (99-ФЗ исключил пункт 5 статьи 64 ГК РФ, который определял порядок удовлетворения требований кредиторов, не заявивших требования в установленный срок).

Добросовестной ликвидационной комиссии в такой ситуации лучше еще раз напомнить контрагенту о том, что компания находится в процессе ликвидации и срок предъявления требования скоро истечет. Самовольное же включение кредитора в перечень потенциально может повлечь претензии со стороны других кредиторов, если имущества не хватит для полного погашения всех долгов компании, или от участников, которые предсказуемо получат меньше при распределении имущества после утверждения ликвидационного баланса.

Если отраженного в промежуточном ликвидационном балансе имущества недостаточно для покрытия всех предъявленных кредиторами требований или имеются признаки банкротства, то по инициативе ликвидационной комиссии возбуждается дело о несостоятельности (банкротстве). Собственно, добровольная ликвидация в связи с этим прекращается, а ПЛБ не утверждается.

Итак, что должен содержать ПЛБ:

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень требований, предъявленных кредиторами с результатами их рассмотрения;
  • перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией;
  • отметку об утверждении баланса участниками общества.

Также суды считают, что ПЛБ должен содержать все необходимые сведения, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (Определение ВАС РФ от 26.02.2008 № 1779/08 по делу № А47-446/2007-АК-26). Впрочем, контекст, в котором это упоминается, не дает оснований утверждать, что не полное соответствие баланса требованиям ПБУ 4/99 обязательно должно повлечь отказ в регистрации.

Промежуточный ликвидационный баланс не имеет самостоятельной утвержденной формы, не отражает финансовое состояние компании за истекшие периоды, не упоминается в Налоговом кодексе и Федеральном законе «О бухгалтерском учете» в качестве элемента бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поэтому хоть промежуточный ликвидационный баланс и именуется балансом, бухгалтерский баланс он не заменяет и от обязанности по сдаче бухгалтерской отчётности не освобождает.

Подробнее про промежуточный ликвидационный баланс вы можете прочитать в статье Документы для официальной ликвидации ООО.

Об утверждении ПЛБ необходимо уведомить регистрирующий орган — подать уведомление по форме Р15001 с соответствующей отметкой.

Основные принципы признания и оценки

Хотя сокращенная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО (IAS) 34, не требует полного соответствия требованиям МСФО (IAS) 1, тем не менее она должна быть составлена на основе фундаментальных принципов МСФО (IAS) 1, которые включают принцип непрерывности деятельности, учет на основе метода начислений, применение последовательной учетной политики в соответствии с МСФО, существенность и агрегирование, взаимозачет и представление сравнительной информации.

Промежуточный период трактуется, как если бы это был дискретный отчетный период. Для него применяются те же критерии признания активов и пассивов, что и для годовой отчетности. При составлении промежуточной финансовой отчетности необходимо использовать ту же учетную политику и те же принципы составления, что и при подготовке годовой финансовой отчетности. Исключение составляют изменения в учетной политике (например, новые стандарты вступили в силу в промежуточном периоде), которые произошли после даты последней годовой отчетности и которые должны быть отражены в следующей годовой финансовой отчетности.

Доходы, получаемые сезонно, циклично или неравномерно в течение финансового года, не признаются досрочно или откладываются на будущий период, если подобное признание или отсрочка не будут обоснованы на конец финансового года. Например, получаемые дивиденды должны признаваться не на основе оценки их ожидания, а в момент их возникновения. Те же принципы применяются к неравномерно понесенным затратам. Для оценки промежуточного налога на прибыль применяются особые требования: расходы по налогу на прибыль признаются в промежуточном периоде на основании расчетной оценки средневзвешенной годовой ставки налога на прибыль, ожидаемой за полный финансовый год.

Выводы. Несмотря на то что МСФО (IAS) 34 носит рекомендательный характер, многие организации составляют промежуточную финансовую отчетность, чтобы удовлетворить потребности заинтересованных пользователей. Отличие промежуточной от годовой отчетности состоит в том, что промежуточная включает сокращенные компоненты отчетов и выборочные примечания (если организация выбирает представление отчетности в сокращенном виде). Содержание сокращенных компонентов в принципе не отличается от содержания компонентов, включенных в последнюю годовую отчетность, поскольку промежуточные отчеты должны раскрывать все статьи и промежуточные итоговые показатели годовых отчетов. Но при составлении промежуточной отчетности у организации нет необходимости повторять всю учетную политику, кроме изменений в ней в отчетном периоде.

Информация в промежуточном отчете должна отражать динамику развития за промежуточный период, после последней годовой отчетной даты. Поэтому помимо минимальных выборочных примечаний организации следует раскрывать информацию о событиях или операциях, существенных для понимания результатов текущего промежуточного периода.

И.Ф.Радченко

Старший менеджер

компания «Грант Торнтон»

Видео по теме:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
  4. Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
  5. Регионы — 8 (800) 333-88-93
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

    • Москва и Область — +7 (499) 113-16-28
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 243-19-89
    • Регионы — 8 (800) 551-61-26

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, www.radomas.ru, juristampro.ru.

Ответы на актуальные вопросы по ликвидации ООО

Вопрос №1: Какова сумма штрафа за несоблюдение сроков подачи данных при решении о ликвидации?

Ответ: Согласно КоАП, п. 3 ст. 14.25 в таких случаях может налагаться штраф на руководителя ООО в размере 5 тыс. р.

Вопрос №2: Какие выплаты должен произвести работнику наниматель при увольнении по причине ликвидации?

Ответ: Наниматель обязан произвести полный расчёт, включающий выходное пособие, равное сумме среднемесячной зарплаты, и компенсацию за неиспользованные отпуска (ТК РФ, ст. 127 и 178). За работником до двух месяцев сохраняется среднемесячный заработок на время трудоустройства с учётом пособия. Про процедуру увольнения сотрудников читайте более подробно в статье: → “Увольнение в связи с ликвидацией организации“.

Вопрос №3: По какой форме нужно составлять промежуточный баланс?

Ответ: Документ составляется самостоятельно с учётом требований бухгалтерской отчётности ПБУ 4/99. Используется форма № 101, утверждённая Центробанком РФ. За основу можно брать «Бухгалтерский баланс» № 66Н от 02.07.2010.

Вопрос №4: Какие сведения об имуществе организации нужно включать в промежуточный баланс?

Ответ: В соответствии с приказом Минфина № 43н следует включать здания, недостроенные объекты, оборудование со спецтехникой, транспорт, все имеющиеся материальные средства, включая материалы, сырье.

Вопрос № 5: Кто утверждает промежуточный баланс?

Ответ: Это входит в компетенцию учредителей или уполномоченного на это государственного органа, который принял решение о ликвидации организации.

Права и обязанности

Так как на председателя или руководителя ликвидационной комиссии возлагаются полномочия, которые, по своей сути, являются полномочиями руководителя организации, то с учетом этих особенностей формируются и права и обязанности данного должностного лица.

С учетом вышесказанного к правам председателя ликвидационной комиссии относятся:

  • формирование и дальнейшее осуществление плана ликвидационных мероприятий в отношении закрываемого юридического лица;
  • рассылка персонифицированных уведомлений имеющимся контрагентам о том, что планируется закрытие организации, с указанием сроков такой ликвидации. Рассылка должна осуществляться посредством использования сервисов деловой переписки;
  • оформление требований кредиторов в виде специального реестра в течение не менее двух месяцев с даты размещения сведений о ликвидации в специально аккредитованных средствах массовой информации (в частности, в «Вестнике государственной регистрации»);
  • определение тех ошибок, которые могут быть допущены при управлении юридическим лицом на этапе проведения ликвидационных процедур, в том числе при осуществлении оборота имеющегося имущества;
  • сообщение имеющимся сотрудникам организации о грядущих расторжениях трудовых правоотношений в связи с ликвидацией юридического лица;
  • одновременно с оповещением сотрудников необходимо также провести процедуру оповещения органов занятости населения с целью соблюдения предусмотренного законодательства;
  • проведение мероприятий по контролю за осуществлением расчетов и выплат компенсаций с увольняемыми сотрудниками вне зависимости от того, когда происходит расторжение трудового договора – в дату ликвидации организации или заблаговременно на основании принятого решения самого увольняющегося сотрудника;
  • проведение мероприятий, направленных на подготовку той документации, которая должна сопровождать всю ликвидационную процедуру;
  • проведение собственными силами или посредством привлечения сторонних специалистов оценки финансового состояния организации на этапе ее ликвидации;
  • оформление промежуточного и ликвидационного балансов (сам баланс формируется сотрудниками финансового подразделения, а руководитель организации знакомится с ним, подписывает его и предоставляет в налоговые органы для проведения необходимых проверочных мероприятий);
  • составление плана действий по погашению имеющихся задолженностей перед контрагентами и различными видами кредиторов;
  • осуществление мероприятий по взысканию задолженностей с тех контрагентов, которые еще не завершили процедуру взаиморасчетов с закрываемой организацией;
  • направление в контролирующие государственные органы документации, которая сопровождает все ликвидационные мероприятия;
  • подготовка заявления о прекращении регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и его направление в органы Федеральной налоговой службы (направляется только с оригиналом квитанции об оплате государственной пошлины);
  • уничтожение печатей организации;
  • ликвидация имеющихся счетов в различных кредитно-финансовых организациях.

Если говорить об обязанностях руководителя ликвидационной комиссии, то к ним относятся:

  • контроль за соблюдением действующего законодательства при осуществлении ликвидационных мероприятий в отношении юридического лица;
  • контроль за деятельностью членов ликвидационной комиссии с целью исключения нарушения ими действующих норм права в сфере функционирования различных юридических лиц;
  • взаимодействие с государственными органами при решении спорных вопросов, возникающих в рамках ликвидации юридического лица;
  • в случае выявления признаков несостоятельности юридического лица в финансовом плане на руководителя ликвидационной комиссии ложится обязанность направить заявление в арбитражный суд о признании банкротом данной организации (если только процесс ликвидации не происходит во исполнение решения суда);
  • организация взаимодействия с кредиторами различных уровней с целью определения порядка возмещения имеющихся задолженностей;
  • исполнение решения суда по привлечению самого руководителя ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности, если судом были установлены факты приведения организации к финансовой несостоятельности в связи с неисполнением руководителем такой комиссии возложенных на него полномочий.

Отчётность в ПФР

Так как закрытие предприятия связано с увольнением сотрудников, компания должна отчитаться перед Пенсионным фондом и поставить на своих бланках отметку «Прекращение деятельности».

Отчётность в ПФР необходимо сдать до передачи формы Р16001.

В Пенсионный фонд передаются следующие сведения:

  • данные по всем уволенным работникам (годовой отчёт СЗВ-СТАЖ, который следует предоставить в течение месяца после составления итогового баланса ООО);
  • реестры по застрахованному персоналу;
  • форма СЗВ-М, которая сдаётся каждый месяц до момента закрытия фирмы.

Кроме перечисленных данных компания должна передать в ФНС справки 2-НДФЛ по всему персоналу и 6-НДФЛ с начала года и до закрытия фирмы.

Порядок самостоятельного закрытия

Процедура ликвидации ООО с нулевым балансом предполагает прохождение таких этапов, как:

  1. Проводится общее собрание кредиторов по вопросу ликвидации ООО.
  2. Если решение о ликвидации компании было принято, то назначается ликвидационная комиссия (а также ее председатель) либо единственный ликвидатор. К комиссии переходят все функции по управлению компанией.
  3. Готовятся необходимые документы для старта процедуры ликвидации и передачи их в Налоговую инспекцию. Они в обязательном порядке включают нотариально заверенное заявление по форме Р150001 (по При­ка­зу ФНС Рос­сии от 2012 года №ММВ-7-6/25@), а также протокол общего собрания участников или решение единственного участника о ликвидации ООО. Справка об отсутствии задолженности перед ФСС или ПФР по новым правилам не нужна, так все сведения ФНС запрашивает автоматически. Стоит учесть, что о принятом решении о ликвидации ООО Налоговую инспекцию нужно оповестить в течение 3 дней. При нарушении указанных сроков компанию могут привлечь к административной ответственности по п. 3 ст. 14.25 КоАП. Непредоставление указанных сведений грозит наложением штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. р. и предупреждением.
  4. ФНС на основании поступившей информации вносит в ЕГРЮЛ сведения о нахождении юрлица в стадии ликвидации.
  5. Ликвидационная комиссия в обязательном порядке публикует объявление о своем закрытии в «Вестник государственной регистрации». Заявку на публикацию можно подать онлайн с помощью сайта журнала. Здесь можно найти примерный текст объявления и готовый образец.
  6. После публикации данного сообщения у возможных кредиторов компании будет как минимум 2 месяца на предъявление своих требований к ней (ООО может установить расширенные сроки для предъявления требований). Но так как у ООО с нулевым балансом кредиторов нет, то данный этап является формальностью.
  7. Через 2 месяца после публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации» нужно провести инвентаризацию и составить промежуточный ликвидационный баланс. Компании нужно убедиться в отсутствии долгов перед контрагентами и бюджетом, в противном случае, их нужно погасить перед закрытием. Промежуточный ликвидационный баланс содержит информацию о составе имущества, требования кредиторов, результаты рассмотрения требования и перечень погашенных требований. В промежуточном балансе не все показатели будут нулевыми. В частности, в разделе с уставным капиталом его минимальное значение может быть 10000 р. В балансе должны отображаться кредитные средства и имущество, взятое в лизинг.
  8. После подготовки промежуточного ликвидационного баланса в Налоговую инспекцию следует передать только Уведомление по форме Р15001, а не сам баланс. В разделе 2 данного уведомления ставится галочка в соответствующем пункте о подготовке баланса.
  9. После расчетов с потенциальными кредиторами оставшееся имущество распределяется между участниками. Расчет с кредиторами производится в определенной очередности.
  10. Ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии передает в ФНС решение об утверждении ликвидационного баланса, нотариально заверенное заявление по форме Р16001 и квитанцию с оплаченной госпошлиной в размере 800 р.
  11. Закрывается расчетный счет, уничтожается печать.
  12. Завершается процесс ликвидации внесением ФНС отметки в ЕГРЮЛ об исключении компании из реестра. Такая отметка вносится в течение 5 дней после принятия решения о ликвидации. Исключение данных о компании из ЕГРЮЛ является завершающим этапом ликвидации.
  13. Организация передает все обязательные документы в государственный архив.

Ликвидация ООО обычно предполагает проведение выездной налоговой проверки. Она необходима в целях выявления налоговой задолженности и уклонения от уплаты налогов. При ликвидации ООО с нулевым балансом такая проверка обычно не проводится, так как у налоговиков отсутствует практический интерес проверять такие компании.

Стоимость добровольной ликвидации ООО складывается из нескольких составляющих. Это, в частности, затраты на нотариальные услуги, уплата госпошлины за регистрацию и сопутствующие расходы (в частности, снятие копий и пр.). Стоимость нотариального заверения одного документа составляет 1000-2000 р.

Таким образом, случаи, когда организация не ведет хозяйственную деятельность после открытия – не редкость. Такая компания в обиходе именуется компанией «с нулевым балансом». Нулевой баланс означает отсутствие прибыли и убытков. При ее ликвидации есть некоторые особенности, которые связаны с отсутствием у компании кредиторов и долгов. Поэтому такой компании не грозит процедура банкротства и редко проводится ее налоговая проверка.

Отчетность при нулевом балансе

Проще всего закрываются организации с нулевыми отчетами. Их также надо готовить и сдавать, подтверждая тем самым отсутствие задолженности перед бюджетом и фондами. Но следует иметь в виду, что это означает фактическое отсутствие деятельности. Если же выездная проверка обнаружит признаки ее ведения, то предстоит неприятная процедура разбора ситуации.

Под нулевым балансом (отчетностью) следует понимать следующие моменты:

  • При применении обычной системы налогообложения предоставляется нулевая декларация по налогам и сборам.
  • При использовании упрощенной системы налогообложения обязанности вести бухучет нет, но при ликвидации все равно необходимо составить нулевую отчетность и нулевой баланс.

Исключение из правил предоставляется только индивидуальным предпринимателям. Они предоставляют только отчетность, а баланса от них не требуют.