О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах (с изменениями на 24 января 2020 года)

Что такое порча. Как построить защиту

Еще одним, но уже более сильным негативным энергоинформационным воздействием является порча. Ее нельзя получить случайно, так как это всегда целенаправленное воздействие на определенного человека. Порча представляет собой особую негативную и разрушающую программу или энергетическую сущность, которую насильственным способом вводят в биополе человека.

Симптомами такого введения являются различные серьезные болезни, которые возможно будет трудно излечить, накапливающиеся проблемы и неприятности, приводящие к катастрофе. В психическом плане у порченого человека тоже происходят сбои. Появляются различные навязчивые мысли, необъяснимая тревога, уныние и безысходность. В связи с этим возможен разрыв с близкими людьми, проблемы на работе или вовсе ее потеря.

Защититься от порчи можно теми же способами что и от сглаза. Это амулеты и талисманы, визуальные стены и коконы, а также защитные знаки. Но если вы знаете, что у вас слишком слабая аура, то имеет смысл попробовать помощь экстрасенса, который поставит квалифицированную мощную защиту.

Что изменилось в отчетности за НВОС

1. Твердые коммунальные отходы (ТКО) выделены в отдельную группу, и для них введены отдельные ставки платы (Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 758).

2. Обновлены коды бюджетной классификации по отходам. При заполнении платежных поручений предприятия указывают:

  • КБК 048 1 12 01041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства», если образуют отходы, которые не являются ТКО, но при этом сами не выступают операторами по обращению с ними;
  • 048 1 12 01042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов», если являются операторами по обращению с ТКО и занимаются размещением данных отходов.

3

Важно, что при подготовке декларации надо использовать ставки платы за виды НВОС, утвержденные на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)

4. Коэффициент инфляции теперь учтен в ставках платы.

Если раньше отдельно существовал норматив платы и отдельно коэффициент инфляции (на каждый календарный год), то теперь есть только ставки платы.

Таким образом, ставка платы сейчас — это ранее действовавший норматив платы, умноженный на коэффициент инфляции.

5. Из всех разделов декларации исключен коэффициент экологической значимости, который зависел: от экономического района — для выбросов в воздух и отходов, от водного объекта и его состояния — для сбросов в воду.

В отчетную кампанию за 2016 год пользователи потеряли данную колонку и коэффициент — у них не сходились суммы с прошлыми периодами.

Будьте внимательны: сумма уменьшилась ровно на данный коэффициент.

6. Новый раздел 3.1 заполняется только региональными операторами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляющими деятельность по размещению отходов ТКО.

Многие предприятия малого и среднего бизнеса не понимают разницы между разделами 3 и 3.1 и пытаются заполнить раздел 3.1, так как в нем меньше колонок и коэффициентов.

Это неверно, так как у таких организаций нет функции приема отходов ТКО на захоронение, лицензии на эту деятельность и собственных объектов размещения отходов (полигонов, свалок).

Раздел 3.1 предназначен только для спецорганизаций, которые принимают от третьих лиц отходы и производят их захоронение на собственных полигонах.

7. Плата за выбросы от стационарных объектов (разделы 1, 1.1, 1.2) теперь начисляется отдельно по каждому стационарному источнику. Раньше расчет производился по хозяйствующему субъекту в целом или отдельно по каждой производственной площадке.

Из-за этого нововведения трудоемкость заполнения декларации существенно возросла.

8. Из раздела 1 исключен дополнительный коэффициент 1.2, учитывающий территориальные условия выброса (в атмосферный воздух города или за его пределами).

Таким образом, произошло уменьшение суммы на коэффициент 1,2

Обратите внимание: изменение коснулось только тех, у кого есть выбросы в воздух и чьи организации расположены на территории города

9. Раздел 3:

a. Добавлены данные об отчетности для субъектов МСП, которая является для них лимитами на размещение отходов. Пользователям стало удобнее. Раньше отчет МСП сдавали на бумаге. Его прикладывали к декларации для подтверждения, что отчет сдан и расчет ведется без пятикратного повышающего коэффициента. При этом было сложно отследить накопление отходов в документах, которые ведутся на предприятии. Теперь это более прозрачно и для пользователя, и для РПН.

b. Теперь в разделе указываются данные о накоплении отходов. Срок накопления (временного размещения) с 01.01.2016 стал 11 месяцев вместо 6 месяцев (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

c. Появились стимулирующие коэффициенты, зависящие от уточнения образования отходов. Это понижающие коэффициенты. Например, если абонент передает на захоронение отход 4-го класса опасности, который он получил в результате обезвреживания отхода 3-го класса опасности, то его сумма платы считается с коэффициентом не 1, а 0,45 — то есть ниже в два раза.

10. В разделе 3.1 теперь указываются данные о лицензии на деятельность по размещению отходов 1–4 классов опасности (при наличии такой лицензии).

11. В разделах 3, 3.1 при наличии указываются данные о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и данные об исключении негативного воздействия на окружающую среду.

С подробным порядком заполнения декларации о плате за НВОС вы можете ознакомиться в Приказе Минприроды от 09.01.2017 № 3.

Ирина Максакова,

эксперт по экологической отчетности

Контур.Экстерна

Расчет платежа НВОС

Чтобы правильно рассчитать сумму сбора НВОС, нужно учитывать следующие данные.

  1. Нормы и лимиты вредных выбросов, стоков и размещенных отходов, установленные Росприроднадзором и актуальные на текущее время.
  2. Ставки платежа за НВОС, установленные Постановлением Правительства РФ.
  3. Коэффициент инфляции и размещения отходов.
  4. Размер НВОС: в пределах установленных норм и сверх них.

В настоящее время существуют специальные онлайн-сервисы, помогающие произвести расчет платежа НВОС.

ПРИМЕР РАСЧЕТА. ООО «Приор» получило разрешение на осуществление выброса сажи в окружающую среду.

В 2016 году выброс сажи в I квартале 2016 года не превысил нормативного лимита. Базовая ставка для учета выброса сажи была принята в 2005 году, поэтому применимый к ней коэффициент составляет 1,98. Базовая сумма ставки за выброс сажи, установленная Росприроднадзором, составляет 80 руб.

Рассчитаем, сколько должно заплатить ООО «Приор» за выбросы сажи, осуществляемые стационарными установками, в I квартале 2016 года. Для этого нам необходимы данные о фактическом количестве выброшенной в атмосферу сажи (примем его за 0, 0040 т, как это значится в документах ООО «Приор»).

Сначала определим ставку, по которой будет считаться платеж конкретно для ООО «Приор». Для этого нужно умножить значение базовой ставки на коэффициенты, соответствующие деятельности ООО. 1,9 (региональный коэффициент за выбросы в атмосферу) х 1,98 = 3,76. Умножим эту цифру на базовую ставку 3,76 х 80 = 300,96.

Теперь вычислим сумму согласно дифференцированной ставке: количество фактически выброшенной в атмосферу сажи умножим на полученный коэффициент: 0,0040 х 300,96 = 1,2 руб.

Эту сумму ООО «Приор» должно перечислить в качестве авансового платежа НВОС за I квартал 2016 года. Платеж должен быть совершен не позже 20 апреля 2016 года.

Сроки оплаты за загрязнение среды в 2020 году

Срок уплаты за загрязнение окружающей среды в 2020 году за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал 2020 года платеж не нужно перечислять.

Авансовый платеж за каждый квартал 2020 года = ¼ от суммы платы за предыдущий год.

Приведем пример. Сумма оплаты за 2019 год составила 170 000 рублей. На основании пункта 3 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, нужно перечислить авансовые платежи в таком размере в следующие сроки:

  • за 1 квартал — не позже 20 апреля 2020 года — 42 500 рублей;
  • за полугодие — не позже 20 июля 2020 года — 42 500 рублей;
  • за 9 месяцев — не позже 20 октября 2020 года — 42 500 рублей.

На основании п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год должна быть перечислена в бюджет не позже 1 марта 2021 года.

Такой порядок оплаты приводил к переплатам налога.

Согласно поправкам в Закон № 7-ФЗ, который должен был вступить с 01.01.2018 года, ИП или организации, обязанные ежеквартально вносить плату за НВОС, вправе выбирать, каким из трех способов рассчитывать и оплачивать размер квартального авансового платежа:

  1. 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
  2. 1/4 части суммы платы за НВОС, исчисленной исходя из установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, временно согласованных выбросов, временно согласованных сбросов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
  3. Равном сумме платы за НВОС, исчисленной за фактически оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных производственного экологического контроля.

В декларации о плате за НВОС нужно будет указать, какой из трех способов расчетов и оплаты выбран ИП или организацией.

И вот после двух лет ожидания этих столь нужных изменений, 27.12.2019 года был принят Федеральный закон № 450-ФЗ, которым в статью 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены изменения. 

Статья 16.4 этого закона выглядит так:

Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 — 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год.

2. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

3. В размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.»

Следовательно, теперь есть возможность выбрать подходящий вариант и избежать переплаты денежных средств.

Субъекты малого и среднего предпринимательства не исчисляют и не вносят авансовые платежи за НВОС. Для этой категории предпринимательства определен единоразовый срок оплаты до 1 марта 2020 года за 2019 год.

Лимиты предельно допустимого воздействия на экологию

Отходы должны размещаться в соответствии с лимитами. Установлены они исходя из норм предельно допустимого воздействия (ПДВ) на экологию.

Все плательщики сбора, кроме малых и средних компаний, разрабатывают проектную документацию норм образовывающегося у них мусора и лимитов на его размещение по утвержденным методическим рекомендациям. Указания по их разработке утверждают властные структуры РФ и субъектов (см. → какая плата за загрязнение окружающей среды? Расчет).

Малые и средние предприниматели подают в уполномоченный орган отчетность в порядке уведомления. В ней содержатся данные о том, как образуются, утилизируются, обезвреживаются, размещаются отходы. Порядок представления сведений регламентируется уполномоченной организацией.

Нарушение нормативов и лимитов ведет к ограничению, приостановке или прекращению деятельности субъектов предпринимательства.

В лимиты на размещение не включаются следующие отходы:

  • Рудосодержащие и вскрышные горные породы;
  • Отходы от производства чермета IV, V классов опасности.

Устанавливают лимит для плательщиков уполномоченные организации. Документ действует в течение 5 лет. Организация должна ежегодно подтверждать неизменность процесса производства (выполнения работ) и вид используемых материалов.

При отсутствии у фирмы утвержденных нормативов все отходы считаются безлимитными. Рассчитывая сумму за их размещение,применяют коэффициент повышения 5.

Порядок расчета платежей

Сумма за размещение отходов определяется по их классу опасности. Ее можно рассчитать по формуле:

П (лимит) = С * М * 1,6 * 2,56,

где:

П (лимит) — сумма платежа при размещении мусора  в границах лимита;

С — ставка оплаты за вывоз 1 тонны (1 куб. метра) отходов;

М — масса (объем) отходов к вывозу, тонн (куб.м.);

1,6 — почвенный коэффициент;

2,56 — коэффициент инфляции в 2016 году.

П (сверх) = С * 5 * М * 1,6 * 2,56,

где:

П (сверх) — сумма платежа при размещении  сверх лимита;

5 —коэффициент за сверхлимитное размещение.

Пример #1. Расчет платежа за образование отходов выше нормативов

В крупной фирме ООО «Строймакс» в 1 квартале 2016 в результате строительно-монтажных работ образовались отходы массой 2,8 тонны по классу опасности 4 в границах лимита и 1,1 тонны по классу опасности 3 сверх лимита. За 2015 год платежи за размещение мусора не перечислялись из-за его отсутствия.

Платеж за 1 квартал равен:

2,8 * 635,9 * 1,6 * 2,56 +1,1 * 1272,3  * 1,6 * 2,56 * 5 =  7293,01 + 28662,37 = 35955,38 р.

С начала 2016 года используются новые утвержденные ставки оплаты за размещение мусора (Постановление № 913 от 13.09.16). Их значения приведены в таблице.

Наименование отходов (класс опасности) Ставка за 1 тонну отходов, рублей Коэффициент инфляции
2016 2017 2020 2016
I класс 4452,4 4643,7 4643,7

2,56

II класс 1908,2 1990,2 1990,2
III класс 1272,3 1327,0 1327,0
IV класс 635,9 663,2 663,2

V класс опасности, в т. ч.:

Добывающих отраслей 1,0 1,1 1,1
Отраслей переработки 38,4 40,1 40,1
прочие 16,6 17,3 17,3 2,07

Дополнительные понижающие коэффициенты введены Правительством РФ с целью стимулирования плательщиков на снижение пагубного воздействия мусора на экологическую обстановку. Их значения приведены в таблице.

Понижающий коэф-ент Класс опасности Вид отходов
V Отраслей добычи, от закладки в горные породы искусственных полостей при рекультивации почвы и земель.
0,3 Собственного производства в границах лимитов, размещенные на частной территории.
0,5 IV, V Перерабатывающей и добывающей отраслей
0,67 III От обезвоживания отходов II класса
0,49 IV От обезвоживания отходов III класса
0,33 IV От обезвоживания отходов II класса

На 2016 год установлен коэффициент экологии почвы для Центрального района РФ — 1,6.

Перечисления за отходы не производят при их вывозе на спецобъекты, установленные законами РФ и препятствующие отрицательному влиянию на экологию.

Из суммы платежа исключаются расходы на процедуры по уменьшению негативного действия отходов на экологию отдельно для каждого класса опасности в пределах начисленных сумм. К ним относятся следующие подтвержденные документами затраты:

  • Внедрение лучших доступных технологий;
  • Строительство, создание проектов, реконструкция сооружений и устройств по переработке отходов;
  • Установка оборудования для использования, транспортировки, обезвреживания отходов.

Итак, семь признаков негативного энергетического воздействия

#1 – Вы часто ощущаете на себе чей-то взгляд

изображение – depositphotos

Это ощущение становится порой навязчивым, очень явным, Вы чувствуете чей-то взгляд почти на физическом уровне

#2 – Вы плохо спите по ночам

изображение – depositphotos

Порой, Вы просыпаетесь более усталым, чем заснули вечеромВаш сон не приносит Вам покой и отдыха, чаще всего, он – продолжение Вашего дня, даже во сне Вас не покидают какие-либо навязчивые мысли

#3 – Беспричинное беспокойство

изображение – depositphotos

Вы порой не можете точно объяснить, что именно Вас беспокоитОднако, состояние беспокойства не покидает Вас, порой усиливаясь, но не пропадает вовсеТакое беспокойство становится причинами ссор, скандалов, конфликтов, порой, совершенно беспричинных

#4 – Вам хочется уйди из дома

изображение – depositphotos

Либо, наоборот, Вы не куда не хотите идтиТакие перепады настроения – верный признак нарушения баланса в Вашем энергетическом поле

#5 – У Вас начинают болеть старые раны

Обостряются хронические заболевания, напоминают о себе старые травмы, переломыОрганизм уде не в состоянии самостоятельно бороться с внешним негативом – прежде всего от этого страдает Ваше физическое самочувствие

#6 – У Вас резко меняются вкусовые предпочтения

Вы становитесь равнодушны к вкусам, запахам, которые Вам очень нравилисьВы начинаете явно чувствовать какие-либо незнакомые Вам запахиОбычно, один из них – более ярких и перекрывает все остальные запахи

#7 – У Вас начинаются судороги и непроизвольные сокращения мышц

Легкие, слабые, частые, более редкие – в зависимости от Вашей энергетической силы и силы внешнего негативного воздействия

Негативные и противоречивые факторы

Помимо очевидного положительного влияния человека на окружающую природу, есть и существенные минусы такого взаимодействия:

  1. Уничтожение больших площадей лесов посредством их вырубки. Такое влияние связано, прежде всего, с развитием транспортной отрасли — человеку требуются все новые и новые автомагистрали. Кроме того, древесина активно используется в бумажной промышленности и иных отраслях производства.
  2. Широкое применение химических удобрений в сельском хозяйстве активно способствует быстрому загрязнению почвы.
  3. Широко развитая сеть промышленных производств своими выбросами вредных веществ в атмосферу и воду являются не только причиной загрязнения окружающей среды, но и способствуют гибели целых видов рыб, птиц и растений.
  4. Стремительно растущие города и промышленные центры существенно влияют на изменение внешних условий жизни животных, сокращение ареала их естественного обитания и сокращению самих популяций различных видов.

техногенные катастрофы, которые способны нанести необратимый вред не просто отдельному виду флоры или фауны, а целым районам планеты

Также утечка заражённой радиацией воды из реактора атомной электростанции в городе Фукусима могла привести к экологической катастрофе мирового масштаба. Тот ущерб, который могла нанести эта тяжёлая заражённая вода экологической системе мирового океана, был бы просто невосполним.

Да и строительство обычных гидроэлектростанций наносит окружающей природе не меньший вред. Ведь для их строительства необходимо возведение плотины и затопление большой площади прилегающих полей и лесов. В результате такой деятельности человека страдают не только река и прилегающие к ней территории, но и животный мир, обитающий на этих площадях.

Кроме того, многие бездумно выбрасывают мусор, загрязняя отходами своей жизнедеятельности не только почву, но и воды мирового океана. Ведь лёгкий мусор не тонет и остаётся на поверхности воды. А учитывая, что срок разложения некоторых видов пластика составляет более десятка лет, такие плавающие «острова грязи» существенно затрудняют получение кислорода и солнечного света морским и речным обитателям. Поэтому целым популяциям рыб и животных приходится мигрировать в поисках новых, более пригодных для обитания территорий. И многие из них гибнут в процессе поиска.

Вырубка лесных массивов на склонах гор делает их восприимчивыми к эрозии, как следствие, почва становится рыхлой, что может привести к разрушениям горного массива.

Да и к жизненно важным запасам пресной воды человек относится халатно — ежедневно загрязняя пресноводные реки стоками канализационных и промышленных отходов.

Органические продукты положительно сказываются на экологии?

Технология выращивания органической продукции не прибегает к использованию удобрений, пестицидов, антибиотиков и т.д. Такой способ ведения сельского хозяйства считается более щадящим по отношению к растениям, животным и людям.

При таких же объемах урожая органические продукты требуют большего количества пахотных земель, а добиться этого возможно только за счет уничтожения лесов и природных территорий. Поэтому в некоторых случаях влияние может быть еще более негативным. Но тут существует еще один фактор — эффективность органических ферм может зависеть от места и климатических условий. В общем, однозначного ответа на этот вопрос нет, пометка «органический продукт» не говорит о влиянии на экологию ровным счетом ничего.

Постановка на учет

Постановку организации на регистрацию в системе государственного учета проводит территориальный Росприроднадзор. НВОС объекта и установленную сумму налога определит сам контролирующий орган. Единственное, что нужно сделать организации, – это заполнить электронную заявку на бесплатном сервисе Росприроднадзора.

Легче всего это осуществить при наличии заверенной электронной подписи. Вместе с заявкой эти данные загружаются на портал, и остается только ждать подтверждения из территориального органа. Если ЭП нет, заявка формируется с помощью модуля, где находится форма НВОС последней версии. Заполненный документ распечатывается и отправляется в контролирующую организацию почтой.

В Росприроднадзоре заявку зарегистрируют, присвоят ей учетный номер и внесут в реестр все данные об источнике НВОС. Это выгодно в первую очередь предприятиям, так как при выявлении неуплаты специальных взносов или факта скрытия настоящего уровня урона природы, организации грозит серьезный штраф.

Если полигон вносит плату

В других случаях экологические деньги выплачивает полигон. Чтобы не утверждать это голословно, обратимся к Постановлению ФАС ЗСО от 24.04.2008 N Ф04-2446/2008(3724-А67-9)*(4). Суд рассмотрел следующую ситуацию. УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на основании постановления мэра города Томска на неопределенный срок был предоставлен в аренду земельный участок для использования под полигон ТБО. Тем же постановлением на муниципальное предприятие была возложена обязанность по заключению договоров на прием на полигон ТБО с организациями, осуществляющими вывоз отходов, по тарифам, утвержденным администрацией города Томска. В тарифы была включена экологическая плата за размещение отходов. Однако перечислять в бюджет плату за негативное воздействие предприятие, эксплуатирующее полигон, не стало. Интересы администратора платы (Ростехнадзора) и предприятия столкнулись в суде. Предприятие настаивало, что оно не относится к лицам, размещающим отходы, поскольку не является ни собственником отходов, ни агентом по сбору платы за размещение отходов со своих контрагентов по договорам. Однако эти доводы были признаны несостоятельными. Арбитры указали, что предприятие является лицом, ответственным за внесение платежей за размещение отходов в соответствии с установленным на территории города Томска в рамках компетенции местного самоуправления порядком. Исходя из этого порядка, возложение платы за размещение отходов на собственников отходов означало бы, что за один и тот же объем отходов они платят экосбор дважды.

Заметим, что ранее УМП «Спецавтохозяйство города Томска» судилось с мусоровывозящей организацией, от которой принимало отходы на полигон (Постановление ФАС ЗСО от 22.10.2007 N Ф04-7423/2007(39503-А67-36)*(5)). Камнем преткновения послужили экологические платежи в составе тарифа на прием отходов на полигон. Стороны заключили договор подряда и согласовали цену работ по захоронению отходов. При этом балансодержатель полигона оставил за собой право изменить ее в одностороннем порядке, при условии предварительного уведомления заказчика не менее чем за две недели до этого. И вскоре воспользовался этим правом, поскольку буквально через несколько дней после заключения договора постановлением городского мэра для муниципального предприятия были утверждены тарифы на услуги по захоронению ТБО, в то же время заказчик никак не отреагировал на направленное в его адрес соглашение о внесении изменений в договор. Однако оплачивать работы по захоронению ТБО по значительно повышенным тарифам, в которых содержалась экологическая составляющая, он не стал. По мнению, высказанному заказчиком в суде, при определении цены работ стороны должны руководствоваться договором, а не утвержденными городским мэром тарифами, кроме того, плательщиком за негативное воздействие является полигон, а не он, перевозчик мусора. Арбитры указали, что в данной ситуации в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ утвержденные на местном уровне тарифы подлежали применению сторонами.

Плательщики и объекты платежей

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее — Постановление Правительства РФ N 632, Порядок N 632). В соответствии с п. 1 Порядка N 632 плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят учреждения, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и оказывающие следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Кроме того, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 9 Приказа Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007»).

Обратите внимание! В силу Постановления КС РФ от 14.05.2009 N 8-П с 1 января 2010 г. утратило силу положение пп

«б» п. 4 Постановления Правительства РФ N 632, согласно которому органы исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора могли понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ.

<1> Постановление КС РФ от 14.05.2009 N 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан».

Таким образом, казенные учреждения могут стать плательщиками платежей за загрязнение природной среды, если их деятельность оказывает перечисленные негативные воздействия (например, имеются автомобили, работающие на неэтилированном бензине, дизельном топливе или сжатом природном газе).

По уплате платежей за размещение отходов возникает наибольшее количество спорных вопросов. Например, накопившийся мусор вывозится на свалку. Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду: учреждение — производитель отходов или организация, вывозящая мусор? Судебная практика показывает, что у судей сложилось следующее мнение по данному вопросу. Заключение со специализированной организацией договоров на оказание услуг по размещению отходов не означает, что и обязанность внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на такие организации, так как заключенные с ними договоры не содержат делегирования им (специализированным организациям) полномочий по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, именно организация, в результате деятельности которой образуются отходы, обязана вносить данные платежи.

Кроме того, Ростехнадзор в Письмах от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 12.02.2007 N 04-09/170, от 23.12.2005 N СС-47/145 разъяснил, что если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы коммунальной организации или арендодателю, то именно у этих лиц возникает обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и тогда само учреждение платить сбор не будет.