Предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств

Требования

Содержание

Если фирма-перевозчик выбирает очные осмотры, то следует ознакомиться с требованиями к проведению процедуры. Они зафиксированы в приказе Минздрава под номером 835. Документ регламентирует параметры помещения, набор инструментов, требования к врачу.

К помещению, где проводится осмотр

Для крупных компаний, имеющих большой штат водителей, удобнее организовать осмотр на месте. Под это отводят отдельный кабинет. Помещение должно состоять из двух комнат. В первой врач будет проводить непосредственный осмотр. Вторая понадобится для сбора анализов.


В случаях, когда врач не уверен во вменя-емости водителя, он вправе провести забор мочи для детального исследования. Регламент касается и площади кабинета. Она должна быть не меньше двенадцати квадратных метров.

К оборудованию

Чтобы провести полноценный медосмотр, понадобятся термометры, стетофонен-доскопы («слушалки»), качественные и сертифицированные алкотестеры, кушетка, тесты на наркопрепараты, медшпатели

Для нештатных ситуаций важно наличие сумочки с раскладкой лекарств для оказания экстренной помощи

Также в кабинете нужно разместить стол, несколько стульев, шкафчик, вешалку для верхней одежды и подставку для мединструментов.

К медработнику или к медорганизации

Проводить осмотр имеет право только аккредитованный специалист. Если кабинет выделен на территории предприятия, фирма получает соответствующую лицензию. При заключении договора с частными клиниками убедитесь, что их лицензия действительна.

Осматривают таксистов медики со среднеспециальным и высшим образованием. Но решение о недопуске подписывает исключительно дипломированный специалист. Младший персонал вправе выписать направление на дообследование. Процедуру проводят в частной или государственной поликлинике.

К журналу предрейсовых осмотров

Результаты каждой индивидуальной проверки вносят в спецжурнал. За правильное заполнение документации несет ответственность врач.

В журнале должны быть следующие данные:

  • время и место проведения осмотра, инициалы, пол таксиста;
  • дата рождения сотрудника, результаты освидетельствования;
  • медицинское заключение, подписи врача/таксиста.

Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей

Этих рабочих медики обязаны осматривать до начала смены и после ее окончания. Если раньше не было ясно из законодательных актов, как относиться к работникам автотранспорта ИП, то в нововведениях сказано, что закон одинаков для всех, как и требования его. Поэтому водителей ИП должны тоже ежедневно осматривать работники медицинского учреждения или врачи, прикрепленные к данному предприятию.

Приказ утвердил закон, по которому: проводят проверку водителей, вступающих на трудовую смену, чтобы определить состояние их здоровья и присутствие алкоголя, наркотиков, опасных лекарственных средств в крови, которые могут повлиять на качественное выполнение водительских функций; организацию мероприятий финансирует работодатель; выполнение обследований проводят медработники надлежащей квалификации с наличием лицензионной документации, это могут быть штатные врачи или привлеченные от сторонних организаций.

Законодательство. Положения и выдержки

Предрейсовый медицинский осмотр водителей законодательство регламентирует сразу несколькими правовыми актами, которые не опровергают, а дополняют друг друга. При этом учитываются законы РФ, приказы Министерств здравоохранения и транспорта, Трудовой кодекс, распоряжения, указы, постановления.

Из Трудового Кодекса (ст.213)


Требования к осмотру.

Согласно Трудовому кодексу граждане, работающие в движущем транспорте, осматриваются перед каждой поездкой медиками. Оплачивает процедуру работодатель.

Право обследовать водителей имеют лицензированные медицинские клиники и штатный врач.

Из Кодекса об Административных правонарушениях

В КоАП РФ прописаны особенности наказания тех, кто ответственный за здоровье водителей, за нарушения процедуры. Размер штрафа для людей, занимающихся личным бизнесом, составляет 1–5 тысяч рублей, а для юридических предприятий – до 50 тысяч рублей или до 90 дней прекращения деятельности. Если это не первое нарушение, то следует дисквалификация на 1–3 года.

Когда из-за отсутствия медицинского освидетельствования был нанесен тяжелый вред здоровью потерпевшему, то штраф достигает 200 тысяч рублей. Также могут назначить исправительные или принудительные работы, посадить в тюрьму на 1-2 года. Если авария с летальным исходом, то виновных лишают свободы сроком до 4 лет.

Из приказа № 835н

Документ регламентирует все медицинские исследования работников транспортных компаний. Предрейсовый осмотр водителей по нормативным документам для всех сотрудников обязательный. Исключение представляют только водители скорой или машин других экстренных служб (их обследуют перед сменой).

Также обследование должны проходить занимающиеся транспортировкой частные предприниматели.

Из приказа № 302

В документе представлена форма, реквизиты направления на предсменный медицинский осмотр. Обычно предприятия используют бланки, которые применяются в больницах.

Обязательные реквизиты медсправки:

  1. Название транспортной фирмы.
  2. Вид деятельности.
  3. Название клиники, адрес расположения, основной государственный регистрационный номер.
  4. Тип обследования.
  5. ФИО пациента, дата его рождения, должность.
  6. Особенности работы и риски.
  7. Фамилия и инициалы, подпись доктора, проводившего осмотр.
  8. Фамилия и инициалы, подпись пациента.

Из других нормативно-правовых документов


Документация по медосмотрам.

Особенности, последовательность, нормативы медицинского освидетельствования изложены и в других документах правовой базы. Проце-дура описана в письме Министерств здраво-охранения и транспорта РФ от 2002 года.

Статья расходов КОСГУ указывается в приказе Минфина от 2009 года. Нюансы процедуры изложены в письмах Министерства здравоохранения за 2003 и 2014 год и в приказе Минюста от 2016 года.

Когда проводят медицинский осмотр

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.

Штамп медработника: Приказ №835н

  1. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
  2. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Примечание: Здесь отсутствует упоминание о дате и времени осмотра. В других нормативах они указаны. Поэтому лучше прописать число, месяц, год + время процедуры: час и минуты от и до. Например: Дата: 12.12.21; Время: 8:00 — 8:08; Подпись с расшифровкой: Соколова А.А. или УКЭЦП.

Представьте ситуацию: осмотры не проводятся, штампы медработников подделывают. В организации, где работает несколько водителей, в путевых листах стоит одно время прохождения ПМО. При обнаружении такого нарушения, контролирующие органы подвергнут немалым штрафам руководителей и должностных лиц. За подделку документов грозит уголовная ответственность. Поэтому время ПМО, технического контроля, выезда с парковочной стоянки не должны совпадать ни в одной путевке, ни в нескольких.

Примечание: Когда сотрудники работают по скользящему графику, осмотр проводят в разное время суток. Руководство автопредприятия обязано предоставить возможность его прохождения в любой период рабочего дня, включая праздники и выходные.

Изменился срок действия путевого листа

До внесения изменений минимальный период, на который выдавался п/л, составлял сутки. Для длительных рейсов он не превышал 30 дней. В ТК РФ ст.329 (Положение 15) Закона 197-ФЗ расписан режим работы водителей, который необходимо совмещать с отдыхом. Поэтому на сколько бы не выдавался лист, учитывают пребывание за рулем — 7/8 ч. + отдых до 4 ч. В совокупности — не более 12 часов.

График, зависит от особенностей перевозок разными видами транспорта. Поэтому подсчитывают количество рабочих часов за неделю, месяц. Необходимо, чтобы общая сумма не превышала нормативов труда и отдыха

В последнее время часто жалуются, что инспекторы обращают на фактическое время управления автомобилем особое внимание. Чтобы не было претензий, следите за режимом, отмечайте в п/л часы перерывов

Интересный факт: Определенные виды автотранспорта должны укомплектовываться тахографами — это своеобразный контроль за режимом работы водителей. В некоторых европейских странах к данному атрибуту авто относятся очень строго. За выявленные нарушения взимают штрафы, от которых у наших водителей был бы шок.

Например, при неправильном использование прибора — €400; намеренное нарушение (нет данных карты) — €2000; отсутствие тахографа — €500 000 либо тюрьма (данные взяты из википедии).С такими штрафами нарушать БДД никто не захочет.

О видах и особенностях

Статья 46 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья россиян» разделяет все виды медицинских осмотров на несколько видов:

  • предварительный – обследование, которое проводится на этапе трудоустройства;
  • периодический – предусмотрен для определенных видов профессий, а также в отношении тех, кто занят на вредном или опасном производстве;
  • профилактический – проводится в преддверии различных эпидемий, например, гриппа и обычно предполагает массовую вакцинацию персонала;
  • предсменный/предрейсовый – врачи осматривают работника непосредственно перед заступлением в смену/выходом в рейс;
  • послесменный/послерейсовый – врачи дают заключение о состоянии здоровья после окончания трудового дня.

Что еще важно знать?

    1. День, посвященный прохождению всех врачей и получению заключения, оплачивается как рабочий.
    2. За все анализы, процедуры, консультации специалистов и другие виды медпомощи платит работодатель, даже если речь идет об осмотре при приеме на работу.
    3. Медицинские осмотры могут осуществлять только врачи лицензированных для подобных услуг медучреждений.

Как организовать предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Необходимость проведения медосвидетельствований регламентирована законодательством, помимо всего прочего в нормативные акты регулярно вносятся изменения и дополнения.

Рекомендовано не допускать работников садиться за управление авто, если они не могут безопасно выполнять работу. Это необходимо выполнить для:

  1. Безопасности нахождения на дорогах.
  2. Сохранения жизни и здоровья всех участников движения.
  3. Обеспечения сохранности авто и груза.
  4. Чтобы защитить окружающую среду от внешних негативных воздействий.

Для послерейсовых МО:

  • Определить случаи возникновения природных опасных факторов и в результате производственной деятельности.
  • Поведение водителей авто должно быть проконтролировано.

После прохождения медосвидетельствования проходить эти виды осмотров обязательно.

Предрейсовые медицинские осмотры водителей

Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей — обязательная процедура в любой компании, где есть работники, которые занимаются вождением транспорта. Это может быть большая фура, которая едет из Москвы в Якутск, или маленький легковой автомобиль для передвижения в пределах города — вид транспорта и дальность поездки значения не имеют. Человек за рулем должен быть здоровым и трезвым. Даже если вы ИП и сами у себя «работаете» водителем — вам нужно проходить медосмотры.

Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей регламентируют: статья 213 ТК РФ, КоАП, Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.95 г. «О безопасности дорожного движения», письмо Минздрава от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Медосмотр водителей перед выездом занимает примерно 15 минут. Врач должен:

  • Спросить водителя о его самочувствии.
  • Осмотреть кожу, слизистые оболочки, зрачки.
  • Измерить температуру тела.
  • Измерить пульс и кровяное давление.
  • Проверить алкоголь в выдыхаемом воздухе с помощью алкотестера.

Если возникает подозрение, что водитель принимал психотропные вещества или наркотики, врач имеет право провести анализ мочи. В таком случае медосмотр продлится еще примерно на 20 минут. Всё это время засчитывается водителю как рабочее.

Порядок проведения

Результаты предрейсового медосмотра фиксируются в журнале

Новое законодательство определяет несколько составляющих проведения медосмотра:

  1. Какие жалобы на состояние здоровья поступают от самого водителя.
  2. Осмотр по мнению специалиста.
  3. Измерение показателей температуры тела, артериального давления и пульса.
  4. Имеются ли признаки опьянения.
  5. Принимал ли водитель вещества, влияющие на психику.
  6. Алкотестером измеряют процент содержания алкоголя в крови.

После производят замеры давления и пульса. При наличии у водителя гипертонического заболевания врачу необходимо указать рамки давления, согласно которых производится допуск в рейс.

Их несложно вычислить на основании данных из десяти дней, взятых как среднее арифметическое. Наличие алкоголя в крови выявляется с помощью алкотестера, а наркотические вещества в крови могут определиться лишь на основании лабораторных исследований.

По результатам медицинского осмотра перед рейсом выдаются заключения следующего характера:

  1. Вредных факторов не было выявлено, поэтому можно приступать к выполнению работы.
  2. Выявлены факторы, препятствующие допуску к работе.

Об этих данных следует проинформировать руководителя, наряду с этим должна быть отметка в путевом листе, где указана точная дата и время проведения мероприятия, а также подпись специалиста, проводившего обследование.

Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

Кроме того, предусмотрены ежесменные предрейсовые и послерейсовые медосмотры — не новшество.

По результатам проведения предварительного, периодического и внеочередного медосмотров выдается Медицинская справка относительно пригодности к управлению транспортным средством.

Предварительные и периодические медосмотры, как и до нововведений, проводятся за счет заказчика.

Кто и как будет осматривать

Список медучреждений, которые будут уполномочены проводить такие медосмотры, ежегодно будет утверждаться приказами Минздрава и структурными подразделениями по вопросам здравоохранения обладминистраций.

Предварительные медосмотры для кандидатов и периодические осмотры для водителей включают в себя:

  • общее обследование членами комиссии (терапевт глава комиссии, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог, хирург)
  • лабораторное и функциональное обследование (общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, ЭКГ, исследование остроты и полей зрения, вестибулярного аппарата, определение группы крови и резус-фактора)
  • учитываются результаты обязательного профилактического наркологического обследования и данные о пребывании на психиатрическом учете по месту жительства

Медосмотр стал более детальным, в особенности это касается водителей, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки

В случае с предрейсовыми и послерейсовыми медосмотрами, их смогут проводить врачи лечебного профиля или младшие медицинские работники с образованием по специальности «сестринское дело», «лечебное дело». Осмотр станет жестче, что в теории должно позитивно отразиться на статистике ДТП с участием перевозчиков, которые нередко попадают в них по причине плохого самочувствия. В этом случае медицинский работник должен:

  • опросить водителя относительно жалоб на здоровье, самочувствие, его настроения, продолжительности сна;
  • провести медосмотр путем обращения внимания на то, как обследуемый заходит в кабинет, на характер поступи, его внешний вид и поведение, а также внимательно осмотреть состояние кожи водителя, наличие царапин, кровоподтеков, расчесов, следов от инъекций, покраснение или бледность кожи и т. п. Температура тела измеряется при наличии объективных показателей;
  • проверить наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания, на что могут указывать повышение температуры тела свыше 37,2° C, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную или зубную боль, острые боли глаз, боли в участке уха, грудной клетки, брюшной полости и т. п.
  • Как и ранее, при медосмотре в обязательном порядке измеряются артериальное давление и частота сокращений сердца.

Напоследок

Резюмируя, можно сказать, что ничего плохого в нововведениях нет. Если новое Положение будет работать хотя бы в треть силы — есть вероятность уменьшения числа не очень здоровых водителей. К тому же, стоимость медсправок обещает подешеветь по причине того, что они будут выдаваться не на бланках строго отчетности, а на обычных бланках, которые стоят дешевле. Но многие ли будут проходить медосмотр по-честному, не покупая готовые справки за пару сотен гривен? Вопрос риторический.

АВТОПОРТАЛ

Периодический медицинский осмотр

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Примечание. Если работник не прошел периодический медицинский осмотр, работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).

Следует отметить, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Периодические осмотры водителей, осуществляющих управление наземными транспортными средствами, проводятся на основании поименных списков и направления на медицинский осмотр не реже чем один раз в два года. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).
В Постановлении ФАС СЗО от 23.08.2010 N А66-14485/2009 отклонены доводы организации о том, что она не осуществляет перевозку грузов и пассажиров, в связи с чем водители не должны проходить медицинские осмотры (ст. 20, 23 Закона N 196-ФЗ). Как установлено судом, организация владеет автотранспортными средствами, которые используются для перевозки работников для собственных нужд предприятия и перевозки грузов. То есть ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в процессе которой осуществляется и перевозка грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, а сотрудники являются участниками дорожного движения. Из этого суд сделал вывод, что организация должна соблюдать требования ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ о проведении медицинских осмотров водителей.
Сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников работодатель обязан сообщать в ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ ). Указанные сведения отражаются работодателем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 24 Закона N 125-ФЗ).

Журнал регистрации результатов контроля

Автомеханик заносит итоги проверки в журнал регистрации результатов ПТОТС.

Факт диагностики и ее итоги прописываются на страницах документа совместно со сведениями о:

  • марке, модели, номере автомобиля, успешно прошедшего послерейсовый осмотр;
  • ФИО шофера;
  • ФИО механика;
  • дате и времени контроля;
  • километраже пробега (только полный километраж: если автомобиль прошел 125,9 км, пишут 125).


Оформление отчета.

Контролер обязательно ставит печать в журнал, что подтверждает завершение контрольного теста, и подпись.

Журнал фиксации результатов ТО оформляют особым образом:

  • бумажный журнал (по законодательству) прошивается, страницы в нем пронумеровываются;
  • разрешается завести электронный журнал, образец заполнения остается прежним.

Для бухгалтеров и офисных клерков

Обязательный медосмотр для офисных работников предусмотрен лишь в том случае, если специалист больше половины рабочего времени проводит рядом с оборудованием и подвергается воздействию электромагнитного излучения.

Но даже при таком режиме труда у работодателя есть альтернатива: он вправе не тратить деньги на ежегодные обследования, а получить экспертное заключение о нормальных условиях труда, то есть подтвердить, что излучение не превышает допустимые нормы и не оказывает вредного воздействия на здоровье сотрудников.

Компания, выдающая разрешение, обязательно должна фигурировать в Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда). Правда, срок действия экспертного заключения ограничен: если он еще действует, то сотрудникам разрешат не посещать врачей, если нет, то придется постоять в очередях и пройти всех специалистов.

Если говорить про обязательный медосмотр для бухгалтеров, то на основании решения Верховного суда №34-ад17-5 от декабря 2017 года проходить медосвидетельствование теперь должны не только продавцы, но и бухгалтеры, а также руководители и менеджеры торговых предприятий.

Данный прецедент позволяет думать, что и другие бухгалтеры, которые насчитывают зарплаты специалистам из обязательного списка, должны проходить обследование. То есть на медобследование обязаны отправлять и бухгалтеров из школ и детсадов, с вредных производств, из салонов красоты и поликлиник. В законодательстве про это речь не идет, но решение Верховного суда заставляет подстраховываться.

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Ответственность водителя

При обострении заболеваний шофер обязан сообщить об этом медику. Взысканий за плохое самочувствие, естественно, не предусмотрено. Если в рейсе произошло отравление химическими веществами, руководство оплачивает сотруднику больничный, в тяжелых ситуациях – лечение в стационаре.

В случае, если водитель пришел на работу пьяным, под действием наркотических или психотропных препаратов, его снимают с рейса. За незаявленный простой оплату шофер не получает. Штрафы за неподобающее поведение выписывает компания. Их размер зависит от внутреннего регламента организации.

Ответственность же за нарушения регламента осмотров и их отсутствие лежит на начальстве. Финансовые взыскания недобросовестные компании ждут немалые – до миллионов рублей, если водителей в штате много.

Если же на рейс после осмотра был отправлен нетрезвый шофер, должностным лицам придется заплатить 20 тысяч рублей. Юрлица ждет наказание масштабнее – 100 тысяч рублей.

На вопрос, обязательно ли проводить послерейсовый медицинский осмотр водителя, ответ положительный. Процедуру проходят те, кто возит людей и опасные грузы. За нарушение норм законодательство предусматривает финансовые взыскания. Их налагают на фирму.

Если сотрудник после рейса жалуется на плохое самочувствие, делают дополни-тельное обследование. При токсичных отравлениях шоферам дают оплачиваемый больничный.

Детальная информация видна на видео:

Как проводится мероприятие

Перед тем как приступить к выполнению обязанностей водителя, необходимо пройти контроль трезвости и состояния здоровья. Мероприятие осуществляется следующим образом:

  1. Осмотр сотрудника АТП: внешне проверяется походка, поведение и внешний облик.
  2. Об общем самочувствии делается опрос.
  3. Проверяются слизистые оболочки и кожный покров: инъекции, покраснение, бледность, расширены или сужены зрачки.
  4. Измеряется давление и пульс с помощью специальных приборов.
  5. Признаки алкогольного опьянения, токсикомании или наркомании выявляются на основании остаточных проявлений.
  6. Если выполнять последние исследования, то можно применять инструментальные исследования. К примеру, при выдохе прибор показывает содержание алкоголя в крови.

Когда пройдены все этапы, то работник, проводящий осмотр, делает заключение о допуске на сегодняшний день сотрудника в рейс. Для этого в путевом листе проставляется штамп о положительном прохождении медосмотра и заверяется подписью лица, проводившего медосвидетельствование.