Постановление правительства рф от 03.04.2020 n 442

Расчеты за электроэнергию

Поставка электроэнергии разбивается на расчетные периоды, каждый из которых равен одному месяцу. Определение объема поставленной энергии и ее стоимости осуществляется по итогам каждого месяца.

Учет производится на основании показаний соответствующих приборов, чье приобретение входит в обязанности потребителей. Показания также потребители обязаны передавать в определенный срок. Прибор измеряет объем потребления. К ним предъявляются требования по:

  • классу точности (сейчас — 2 и выше);
  • целостности конструкции и контрольных пломб;
  • порядку допуска в эксплуатацию.

П. 144 регулирует место установки прибора на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов рынка, то есть, на границе сети потребителя и сетевой организации.

442 Постановление Правительства РФ с последними изменениями 2019 года по ЖКХ (п. 166) определяет порядок расчета потребления в случае непредставления данных учетных приборов в установленный срок (с 15 числа по 26). В этой ситуации показания определяются расчетным способом с применением средних данных. Непредставление показаний два месяца подряд является основанием для внеплановой проверки.

Поставщики вправе отстаивать свои права при нарушении условий договора, в том числе, путем самозащиты и ограничивать поставку.

Планируемые изменения

Серьезных поправок в 2019 году в документ не было внесено. Однако в ближайшем будущем планируется начало процедур выравнивания тарифов на электроэнергию на основании введения эталонов нормирования затрат. Эта инициатива Федеральной антимонопольной службы обусловлена тем, что в настоящий момент есть регионы РФ, где местными исполнительными органами власти искусственно удерживаются тарифы на стабильно высоком уровне.

Введение эталона, представляющего собой долгосрочный норматив эффективных затрат, по мнению законодателей, сделает процедуру формирования тарифа более прозрачной. В дальнейшем планируется распространить такой метод на всю отрасль ЖКХ.

Кроме того, в конце 2018 года президент подписал ФЗ-522 об «умных счетчиках» на электричество. Закон ввел единые требования к интеллектуальным приборам нового поколения, самостоятельно передающим показания и ограничивающим подачу при наличии большой задолженности. С 2020 года именно на такие приборы будут заменяться вышедшие из строя устройства, также их необходимо будет устанавливать при вводе объекта в эксплуатацию. Расходы по замене возложены на поставщиков и сетевые организации. В дальнейшем такими счетчиками планируется также заменить «обычные» счетчики на воду и газ.

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 2, ст. 324):

а) в :

абзац первый изложить в следующей редакции:

«6. Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство осуществляют свои полномочия в отношении единой информационной системы в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, утверждаемым в соответствии с статьи 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».»;

в абзаце втором слова «Министерство экономического развития Российской Федерации» заменить словами «Федеральное казначейство»;

б) в абзаце втором слова «по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации» исключить.

2. постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2017 г. N 96 «О форме отчета о соблюдении стороной-инвестором специального инвестиционного контракта, заключенного на основании Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», или привлеченным такой стороной-инвестором иным лицом, осуществляющими создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, требований пункта 5 части 1 статьи 111.3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к совокупному количеству товара, поставку которого указанные сторона-инвестор специального инвестиционного контракта или привлеченное такой стороной-инвестором иное лицо вправе осуществить, требованиях к содержанию и сроках размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 6, ст. 943) изложить в следующей редакции:

«3. Федеральному казначейству до 1 января 2018 г. обеспечить возможность размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчетов о соблюдении стороной-инвестором специального инвестиционного контракта, заключенного на основании Федерального «О промышленной политике в Российской Федерации», или привлеченным такой стороной-инвестором иным лицом, осуществляющими создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, требований пункта 5 части 1 статьи 111.3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».».

3. В постановлении Правительства Российской Федерации «О ведении реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, и об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 10, ст. 1493):

а) признать утратившим силу;

б) изложить в следующей редакции:

«3. До 1 января 2018 г. информация, указанная в пункте 6 Правил, размещается федеральным органом исполнительной власти, заключившим специальный инвестиционный контракт, и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации, на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».».

Обзор документа

В мае 2012 г. отдельным правительственным актом были регламентированы правовые основы функционирования розничных рынков электроэнергии.

Так, были утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима ее потребления.

Оспаривалась норма об обратной силе данного акта.

Он применяется при расчете обязательств по продаже и покупке электроэнергии (мощности) на оптовом и розничных рынках начиная с апреля 2012 г.

Как указал заявитель, по ГК РФ обратная сила может придаваться регулированию отношений только в случаях, когда это прямо указано в законе (а не в подзаконном акте).

ВАС РФ счел норму законной и разъяснил следующее.

Отношения по расчету названных обязательств являются гражданско-правовыми, т. е. на них действительно распространяются критерии, предусмотренные ГК РФ.

Следовательно, для применения данного акта к отношениям, возникшим до введения его в действие, необходимо прямое указание федерального закона на то, что нормам придается обратная сила.

Такое указание имеется в Законе об особенностях функционирования электроэнергетики.

Он предусматривает, что утверждаемые Правительством РФ основные положения функционирования розничных и оптового рынков и иные документы, регулирующие подобные вопросы, обязательны для сторон публичного договора.

Они обязательны со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.

Таким образом, Правительство РФ уполномочено самостоятельно определять срок введения в действие тех обязательных правовых актов в сфере функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, которые распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Это и есть указание в законе, необходимое для того, чтобы распространить акт гражданского законодательства на отношения, возникшие до введения его в действие.

Причем ссылка на то, что на момент издания акта, норма которого оспаривается, этот закон уже утратил силу, несостоятельна.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Основные положения

В общих положениях первого утвержденного постановлением документа даны разъяснения применяемых терминов. Правилами №442 введена такая фигура, как гарантирующий поставщик. Это коммерческая организация, действующая на определенной территории и обязанная заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся потребителем при наличии принимающих устройств, подсоединенных к сетям и при условии нахождения такого потребителя на обсуживаемой территории.

Потребителем является лицо, приобретающее электроэнергию для собственных нужд, как бытовых, так и производственных. В многоквартирных домах на основании ст. 540 ГК РФ договор заключается при первом подключении гражданина к присоединенной сети, то есть, подписание отдельного письменного документа не требуется. Оплата осуществляется через посредника – организацию, осуществляющую управление домом.