Права и обязанности иностранцев в рф

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Положение беженцев регулируется законами «О беженцах» (от 28.06.1997, ред. 28.12.2010) и «О вынужденных переселенцах» (19.02.1993, ред. 16.10.2010).

Беженцем является иностранный гражданин или лицо без гражданства, покинувшее страну своего гражданства в силу преследования, опасений за собственную жизнь, дискриминации по национальности, признаку расы, вероисповедания, по политическим убеждениям, принадлежности к той или иной социальной группе. Вынужденный переселенец – это, как правило гражданин РФ, покинувший иностранное государство и прибывший в Российскую Федерацию или переехавший из одного субъекта Федерации в другой. К вынужденным переселенцам относятся иностранные граждане на законных основаниях постоянно проживающие на территории России, но изменившим место своего жительства.

Человек получает статус вынужденного переселенца или беженца по ходатайству лица. При этом осуществляется проверка заявления и предоставляется соответствующее удостоверение. Данное удостоверение действительно 5 лет, но после соответствующего заявления лица, может продлеваться каждый раз еще на год.

В предоставлении статуса вынужденного переселенца и беженца отказывают, если лицо предоставило ложные сведения, участвует в организациях, носящих террористический характер или преследующих цель свержения конституционного строя и т.д. Отказ в предоставлении статуса беженца или в принятии ходатайства можно обжаловать в судебном порядке.

Вынужденным переселенцам и беженцам предоставляется долгосрочная беспроцентная ссуда на строительство или приобретение жилья. Данные лица могут пользоваться некоторыми правами граждан России и нести определенные обязанности.

Беженец, как юридическое понятие обладает рядом признаков:

  • не является гражданином РФ, прибывает на территорию России из другого государства;
  • ходатайствует о приобретении статуса беженца в результате опасений преследований по национальному признаку, признаку расы, вероисповедания, по политическим убеждениям, принадлежности к той или иной социальной группе;
  • не может (или не желает) пользоваться покровительством и защитой своей страны;
  • не может и не хочет вернуться в свою страну из-за опасений за свое здоровье и жизнь;
  • компетентные органы РФ приняли решение о предоставлении лицу статуса беженца.

К беженцам не относятся лица, которые совершили преступные действия: против человечности и мира, предусмотренные в международных актах военные преступления, тяжкие не политические преступления, против целей и принципов ООН. Лицо не является беженцем, если покинуло территорию своего государства или постоянного места жительства по следующим причинам: из-за голода, по экономическим причинам, из-за чрезвычайных ситуаций техногенного или природного и характера.

Лицу может быть отказано в предоставлении статуса беженца, если:

  • данным лицом было совершено на территории России преступление и возбуждено уголовное дело;
  • лицу уже было отказано в предоставлении статуса беженца, обстановка в его государстве со дня получения отказа в предоставлении статуса не изменилась;
  • существует обоснованный отказ от любого из государств, поддерживающих Конвенции ООН о статусе беженцев или Протокол о беженцах в признании лица беженцем (правовые нормы о признании лица беженцем не должны противоречить законам РФ);
  • у лица есть гражданство третьего государства, и данное лицо могло воспользоваться защитой от преследования в этом государстве;
  • лицо приехало с территории того государства, где могло получить статус беженца;
  • лицо выразило отказ сообщать о себе личные данные;
  • лицо имеет мужа или жену, граждан РФ;
  • лицо имеет разрешение на постоянное проживание в РФ;
  • есть другие, предусмотренные законодательством РФ, основания.

Замечание 3

Основную работу с вынужденными переселенцами и беженцами ведет Федеральная миграционная служба, подведомственная Министерству внутренних дел РФ.

Для признания лица беженцем необходимы следующие действия: обращение с соответствующим ходатайством, предварительное его рассмотрение, рассмотрение по существу, принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении статуса беженца.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:

  1. по сроку пребывания на территории Российской Федерации:
    • постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;
    • временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;
    • следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
  2. по степени подчиненности юрисдикции РФ:
    • граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;
    • граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;
    • военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);
    • члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;
    • граждане, служащие в международных организациях;
    • граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;
    • свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;
  3. по целям нахождения на территории Российской Федерации:
    • работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;
    • корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
    • преподаватели в учебных заведениях;
    • лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;
    • лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

  1. не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
  2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
  3. не могут участвовать в отправлении правосудия;
  4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
  5. не имеют права участвовать в референдуме;
  6. на них не распространяется воинская обязанность;
  7. не могут быть членами политических общественных объединений;
  8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
  9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
  10. могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
  11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
  12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
  13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
  14. могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
  15. при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

Исполнение наказаний в отношении апатрид

Лица, не имеющие гражданства, несут ответственность за исполнение законов страны с момента пересечения границы и до выезда за ее пределы, так как в случае выезда, апатриды уже попадают под юрисдикцию другого государства. Подобная ситуация складывается из-за того, что люди не имеют отношения ни к одному из государств, поэтому на территории РФ лица не имеющие гражданства имеют несколько больше прав, нежели граждане другого государства.

Отсутствие гражданства не является основанием для отказа пересечения границы РФ, если ранее не был наложен запрет. Рассматриваются причины, по которым апатриды покидают предыдущее место нахождение. В случае, если нарушались законы другой страны, то права и обязанности лиц без гражданства на территории РФ значительно сокращаются. Если нарушение закона было серьезным, то государство, где на данный момент находится апатрид имеет право взять его под стражу или выдворить из страны.

Часть 1. Основные понятия. Оформление на работу иностранного гражданина, временно проживающего в РФ.

Принимая на работу иностранного гражданина следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ), и принятых в соответствии с ними иными специальными нормативно правовыми актами. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Основные понятия применяемые в этой статье

иностранный гражданин
физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях Федерального закона (Закон N 115-ФЗ) понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан;
лицо без гражданства
физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
разрешение на временное проживание
подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;
законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин
лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин
лицо, получившее разрешение на временное проживание;
трудовая деятельность иностранного гражданина
работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);
иностранный работник
иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность

Иностранные граждане, временно и постоянно проживающие в РФ не являются иностранными работниками (согласно понятиям, данным в абз. 14 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). На временно и постоянно проживающих в РФ иностранных граждан ограничения в привлечении к трудовой деятельности (к примеру: допустимые доли иностранных работников, используемых в сфере розничной торговли и в области спорта на территории РФ) и определенные требования, действующие в отношении иностранных работников не распространяются.
С января 2013 года для иностранных граждан временно проживающих в РФ (как и постоянно проживающему), для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Так же работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
В отношении граждан Белоруссии и Казахстана не применяется порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Законодательные акты

Сводом правовых актов, регулирующим положение зарубежных гостей, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».  В нем сформулированы также отношения иностранцев:

  • с органами государственной власти;
  • с органами местного самоуправления;
  • с сотрудниками этих органов.

Этот закон регулирует их проживание и осуществление разных видов деятельности. Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ следует из конституционных норм. Его дополняет ряд законов, правил и подзаконных актов.

Права и обязанности иностранцев

Федеральный закон наделяет иностранцев определенными правами:

  • на неприкосновенность личности и жилища;
  • на политическое убежище;
  • на свободу совести;
  • на экономическую и трудовую деятельность;
  • на частную собственность;
  • на социальное обеспечение;
  • на отдых;
  • на охрану здоровья;
  • на образование;
  • на принадлежность к общественным организациям;
  • на использование достижений культуры;
  • на защиту своих прав (обращение в суд).

Иностранцы не могут работать в полиции, занимать некоторые государственные должности, примыкать к политическим партиям, участвовать в референдумах, выборах. Свобода их перемещения регулируется законом «О миграционном учете иностранных граждан/лиц без гражданства», предусматривающим определенный порядок регистрации и ответственность за нарушение миграционных требований.

Пользуясь теми же правами, что и россияне, иностранные граждане обязаны подчиняться всем законам, предусмотренным российским и международным законодательством. Среди них уплата налогов и пошлин, бережное отношение к природным богатствам, историческим и культурным памятникам. Однако иностранцы не призываются на службу в армии РФ.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства подразумевает ответственность за нарушение законов. Например, нелегалы подлежат учету, сведения о них поступают в центральную базу данных, так называемый «черный» список. Федеральный закон регулирует их выдачу в соответствии с обязательствами РФ о реадмиссии и экстрадиции.

Зачем определять статус

По пунктам, чем отличается временное пребывание от временного проживания в трудовых взаимоотношениях:

  • основанием — РВП или виза, миграционная карта;
  • объемом прав на трудоустройство (только в конкретном субъекте РФ — это общее, различие — получившие патент работают только по профессии, указанной в нем);
  • оформлением трудового контракта (у работодателей обладателей миграционной карты есть обязанность по уведомлению контролирующих органов). Особенно сложный порядок предусмотрен для пребывающих в РФ по визе (приглашение, разрешения).

Тарифы взносов в ОМС и ОСС с выплат на таких сотрудников различаются (пенсионные взносы одинаковые).

В законе не указано, как определить временно пребывающий или временно проживающий, единой базы с общедоступными сведениями нет. Определяется статус только по документации иностранца, которую он предоставит. РВП выглядит как отметка, штамп в паспорте, виза вклеивается или вкладывается в документ, удостоверяющий личность, миграционная карта — отдельный бланк. В период пребывания статус может поменяться, поэтому в трудовом контракте рекомендуется предусмотреть ответственность лица за отсутствие уведомления об этом работодателя.

Административно-правовой статус иностранных граждан

Определение 1

Административно-правовой статус – это юридически закрепленное положение гражданина в обществе, комплекс его юридических обязанностей, субъективных прав и ответственности, а также гарантий со стороны государства, которые закреплены административно-правовыми нормами.

К иностранным гражданам относятся лица, имеющие гражданство другого государства и не являющиеся гражданами РФ. Лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином России, которое не может доказать наличия другого государства. Для пребывания на территории России иностранных граждан существуют режим благоприятствования и национальный режим.

Все иностранные граждане, которые находятся на территории РФ, подразделяются на отдельные категории по следующим критериям:

  • по срокам нахождения в стране (постоянно проживающие, имеющие разрешение и вид на жительство, временно пребывающие, следующие транзитом через территорию России);
  • по степени подчиненности юрисдикции (обладающие / не обладающие дипломатическим иммунитетом, экипажи ВВС, военнослужащие, военных кораблей иностранных государств), члены официальных миссий, межправительственных, межпарламентских, государственных делегаций; работающие по контрактам и др.;
  • по целям нахождения в РФ (работники международных организаций, консульских и дипломатических учреждений; аккредитованные в РФ журналисты и корреспонденты; преподаватели, трудящиеся эмигранты и т.д.).

Иностранные граждане проживают и работают в стране на основании специальных разрешений. В вопросах выбора места жительства и пребывания, в передвижении для них устанавливаются ограничения (специальные охраняемые территории, пограничная зона). За отдельные правонарушения могут привлекаться к ответственности и иностранные граждане, и лица без гражданства.

Особенности административного и правового статуса иностранных граждан проявляются в том, что они:

  • не принимаются на государственную службу, не могут занимать должности в государственных органах;
  • не допускаются к государственной тайне;
  • не обладают никакими избирательными правами;
  • не могут участвовать в референдуме;
  • не могут являться членами политических партий и общественных объединений;
  • не несут воинской обязанности;
  • может применяться административное выдворение.

Иностранные граждане могут приобретать оружие по лицензии, на основании ходатайств представительств своих государств, вывозить его с территории России в течение 5 дней со дня приобретения.

Правовое положение иностранцев в связи с пандемией COVID-19

В начале осени 2020 года Правительство России обновило правила пребывания иностранных граждан на территории РФ. В связи с распространением коронавирусной инфекцией, и, следовательно, ограничительными мерами разных стран некоторые иностранные граждане не имеют возможности вернуться на родину даже после окончания разрешающих на пребывание в РФ документов:

  • ВНЖ;
  • РВП;
  • миграционная карта;
  • виза;
  • временное убежище;
  • участник государственной программы переселения;
  • удостоверение или свидетельство о рассмотрении статуса беженца.

До 15 декабря включительно действие вышеперечисленных документов автоматически продлевается. никаких ограничительных мер, подобных штрафам, депортации, не производится.

Правила въезда и выезда

Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:

  • органы государственной власти;
  • дипломатические ведомства;
  • международные и российские организации;
  • граждане РФ и иностранцы, проживающие в РФ;
  • юридические лица, осуществляющие хоздеятельность и состоящие на учете в органах исполнительной власти и др.

Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.

При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять миграционную карту.

Ознакомьтесь более детально с информацией о пересечении границы РФ.

Правовые режимы пребывания иностранных граждан

Федеральный закон в новой редакции описывает три правовых режима для пребывания иностранных граждан на законных основаниях.

Временное пребывание иностранного гражданина регламентируется сроком, на который ему оформлена виза. Если законодательство не предусматривает визовый режим пребывания, срок, как правило, ограничивается в 90 суток. Для временного пребывания может потребоваться регистрация (разрешение) от органов внутренних дел, миграционные службы.

Практика описывает неоднократные случаи, когда иностранные граждане по истечении 90 суток их пребывания в России совершали кратковременный выезд в пограничные государства. При пересечении границы время пребывания автоматически продлевалось еще на три месяца.

Как правило, срок пребывания в РФ для иностранцев – 90 суток

Основанием для пребывания в стране без визы может стать трудовой договор, гражданско-правовой договор на выполнение работ или услуг. Срок пребывания в этом случае соответствует сроку действия заключенного договора. Общее время не должно превышать одного года, и оно исчисляется со дня въезда иностранного гражданина на территорию страны.

Временное проживание выдается на основании квоты, утвержденной постановлением Правительства РФ, которая предусматривает срок в 3 года.

Правовой режим временного проживания не дает право иностранному гражданину самостоятельно выбирать место своего проживания вне пределов субъекта Российской Федерации.

Временное проживание за правовыми пределами утвержденной квоты предоставляется лицам, которые отнесены к отдельным категориям иностранных граждан. К ним относятся граждане, родившиеся на территории РСФСР или бывшие гражданами СССР, родились в России. Лица, которые признаны нетрудоспособными, но имеющие дееспособных сына или дочь, которые на законных правах обладают российским гражданством. Список имеющих право продолжают лица, состоящие в браке с гражданином РФ, имеющие место жительства в РФ. Инвестиции в объеме, определенном Правительством РФ, также дают право на временное проживание без учета государственной квоты.

В некоторых случаях позволено находиться на территории РФ более долгий срок

Согласно налоговому законодательству, разрешение на временное проживание облагается государственной пошлиной, которую необходимо внести до выдачи разрешения. Единый портал предоставляет шаблон с предварительно внесенными реквизитами. Заявитель имеет возможность сохранить платежный документ.

Какие обязанности накладываются

Прежде всего: соблюдать законы России и того региона, где выдано разрешение. Экзамен на знание законодательства иностранец сдает при оформлении РВП. Также, нужно будет раз в год отмечаться в миграционной службе по месту жительства.

Причем сделать это не позднее 2 месяцев, после истечения очередного года со дня регистрации. Если опоздать с отметкой больше чем на полгода, разрешение будет отозвано. Превышение срока от 2 до 6 месяцев простят, но при наличии оправдательной причины.

Статья 7 Федерального Закона № 109 гласит: «Иностранные граждане подлежат регистрации и учету по месту пребывания». Заметьте: не проживания, а именно – пребывания. Это значит, что в том субъекте РФ: области, крае или республике, где он стоит на учете, обладатель временного разрешения может перемещаться без ограничений. Но, при необходимости покинуть свой регион (съездить в гости, по делам и т. п.), надо взять разрешение местного УВД и встать на учет по месту приезда. Сделать последнее нужно в течение 7 дней после прибытия.

Постоянно проживать можно только по адресу регистрации. Чтобы переехать в другой город, район, село, даже не меняя регион, нужно разрешение УВД. Причем, если меняется область, то разрешение потребуется как из УВД того населенного пункта, откуда планируется выехать, так и того, куда переезжать. И там, и там будут проверять мотивы и основания для такого решения.

Важно! При наличии оснований смены субъекта и отсутствии причин для отказа (нарушений закона), отказать не имеют права. Даже мотивируя превышением квот в месте переселения . Исходя из положений статьи 13 ФЗ № 115, РВП дает право работать только там, где оно выдано

То есть, если иностранец получал статус в одной области, ему запрещено устраиваться на работу в другой. Это правило касается как наемных работников, так и частных предпринимателей

Исходя из положений статьи 13 ФЗ № 115, РВП дает право работать только там, где оно выдано. То есть, если иностранец получал статус в одной области, ему запрещено устраиваться на работу в другой. Это правило касается как наемных работников, так и частных предпринимателей.

Закон обязывает лиц, живущих в России по временному разрешению каждый год доказывать, что они имеют средства к существованию. Работающие по найму должны представить справку НДФЛ с места работы. Предприниматели – отчет о доходах из налоговой. При этом, сумма дохода должна быть не меньше прожиточного минимума, исчисленного за год, на самого подающего и на его иждивенцев.

Справка! В случае постановки на учет службой занятости, мигрант с РВП получает помощь в трудоустройстве. Но выплата пособия по безработице для него не предусмотрена.