«это неизбежное зло»: к чему приведет повышение ндфл

Мнение экспертов

Несмотря на недовольство в народе, сотрудники Госдумы оценивают предстоящие перемены в основном положительно. Андрей Макаров заявляет, что полученные средства необходимы для государственного бюджета и пойдут на развитие здравоохранения, инфраструктуры и социальных сфер. В ответ на вопросы о повышении транспортных акцизов чиновники отмечают, что колебание цен будет несущественным. Что касается НДС и его влияния на промышленность, то, по словам главы Минпромторга, и тут никакого негативного воздействия не будет. Многие эксперты говорят об усилении инфляции, но Андрей Макаров обещает, что это временное явление, и вскоре ситуация стабилизируется. В правительстве ожидают рост числа инвестиций и сокращение безработицы. В целом сотрудники Госдумы ожидают только позитивных изменений, которые повысят благосостояние граждан.

13% ничем не отличатся от 14 и 15

Комментируя возможные изменения, вице-премьер правительства Аркадий Дворкович заявил, что не исключает того, что НДФЛ могут повысить до 15% (сегодня это 13%). В случае если эту меру признают целесообразной, дополнительные средства, которые появятся в результате увеличенного налога, должны будут пойти на здравоохранение и образование.

Во время встречи со студентами РЭУ имени Плеханова вице-премьер пояснил: «Уже достаточно давно, это не было секретом, идет обсуждение разных предложений по будущей налоговой политике на ближайшие годы… Одна из тем – это небольшое увеличение подоходного налога с одновременным увеличением необлагаемого минимума, то есть снижение налогообложения людей с низкими доходами».

По словам политика, «это число – 13% – тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел». «Повторяю: если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу, мы жили с 13%-налогом достаточно долго, и, если дополнительные 2% будут направляться, например, на здравоохранение, это точно будет в плюс», – цитирует Прайм Дворковича. Который также отмечает, что окончательное решение будет принимать президент России.

О подоходном налоге в 2020 году

Таблица: подоходный налог 2020: сколько процентов составляют отчисления в зависимости от налоговой базы.

Ставка НДФЛ Налоговая база
13 % Зарплата, дивиденды, другие доходы резидентов (кроме указанных в последней строке), граждан из ЕАЭС, беженцев и др. (Письма Минфина от 24.01.2018 № 03-04-05/3543, от 14.05.2018 № 03-04-06/32214)
30 % Доходы нерезидентов (тех, кто проживает в стране менее полугода)
35 % Выигрыши, призы, беспроцентные займы резидентов, дивиденды нерезидентов

В среднем доля бюджетных доходов в 2011–2017 годах от поступлений по НДФЛ составляла 3,5 % по отношению к ВВП (для сравнения, в 2017 году поступления от НДФЛ составили 3,53 %, от налога на прибыль организаций — 3,57 %) (данные из документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»). Эти цифры со всей очевидностью доказывают, что уровень поступлений в бюджет от НДФЛ является достаточно высоким в сопоставлении с иными источникам дохода бюджетов в России.

Однако много это или мало в сравнении с аналогичными показателями других стран? Обратимся к данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 36 развитых государств. Опубликованные данные показывают величину доходов бюджетов государства от НДФЛ (Tax on Personal Income) в процентном соотношении к ВВП. Средний процент бюджетных поступлений подоходного налога физических лиц в странах, входящих в ОЭСР, на 2015 год составляет 8,44 % к уровню ВВП. Таким образом, напрашивается вывод об относительно низком уровне бюджетных доходов от НДФЛ в России.

Важно подчеркнуть, что во многих европейских государствах, включенных в приведенную выше аналитику ОЭСР (в частности, Австрия, Германия, Италия), действует система прогрессивного налогообложения: ставка налога определяется в зависимости от размера налоговой базы. В отдельных странах доход до определенного порога освобождается от налогообложения, далее постепенно идет увеличение ставки (например, во Франции ставка для физических лиц варьирует от 0 до 75 %)

Налогам нужна настройка!

Тема возможного повышения налогов была затронута 21 марта во время совещания по экономическим вопросам, которое проходило у премьер-министра Дмитрия Медведева. Судя по всему, правительство предусматривает несколько видов так называемого «налогового маневра», в том числе повышение НДФЛ, а также введение налога с продаж с максимальной ставкой 5%.

Открывая совещание, глава кабмина отметил, что российская экономика развивается, и поэтому перед ней стоят большие задачи, которые предстоит решать, в том числе с учетом того, что говорил Владимир Путин в послании Федеральному собранию. По словам Дмитрия Медведева, российской налоговой системе необходима «определенная настройка».

«Всякая налоговая система выполняет взаимосвязанные задачи: она, с одной стороны, пополняет бюджет, с другой стороны, она должна стимулировать и структурные сдвиги. И вот баланс этих двух подходов – самая сложная задача, с которой, наверное, приходится в этой сфере работать правительству РФ », – заключил премьер-министр.

Как пишут «Ведомости», на совещании приводились конкретные цифры. Так, речь шла о повышение ставки НДФЛ до уровня 15%, с учетом необлагаемого минимума. По словам собеседников издания, последствия от повышения НДФЛ до 15-16% правительство обсуждало еще прошлой осенью. Однако, по словам одного чиновника, окончательного решения еще не принято. Другой собеседник издания уверяет в обратном, отмечая, что «консенсус достигнут».

«Есть риск, что повышение не последнее»

В том или ином виде подоходный налог в России существовал всегда, однако фиксированная ставка в размере 13% была установлена в 2001 году и с тех пор не менялась.

Эксперты, с которыми поговорило «Реальное время», уверены, что повышение ставки налога не сулит ничего хорошего ни населению, ни бизнесу. Оно может привести к росту теневого сектора, а также снизить доходы граждан и рентабельность организаций.

«Предположу, что большинство компаний просто вынуждены будет платить увеличенный налог за своих сотрудников, не снижая при этом сумму, выдаваемую на руки», — говорит аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Он считает, что эффект в случае увеличения нагрузки будет отложенным, но обязательно проявится. В частности, рост ставки налога вынудит работодателей замедлить индексацию зарплат или вовсе от нее отказаться.«Падение реальных доходов, продолжающееся уже четыре года подряд, получит свое продолжение. Помимо этого, рост налоговой нагрузки будет стимулировать переход бизнеса к серым зарплатам. Наконец, рост стоимости рабочей силы закономерно будет способствовать росту безработицы», — предупреждает Нигматуллин.

«Само по себе увеличение налогового бремени — это неизбежное зло, то есть ожидаемое событие, которое должно было случиться. Все прогнозировали, что это повышение будет перенесено на период после выборов. Самое главное — есть риск, что оно может быть не последним. Это может стать первым шагом к дальнейшему увеличению фискальной нагрузки», — рассуждает экономист, доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

По его словам, большая часть населения, вероятно, не заметит повышения налога на 2%, но для части граждан с высокими доходами рост будет болезненным — «они, скорее всего, столкнутся с предложением работодателя о пропорциональном снижении зарплаты». Для бизнеса рост ставки на 2% будет терпимым и не приведет к радикальным изменениям. Пострадать могут лишь некоторые отрасли с традиционно высокими затратами на труд, такие как IT.

«Это удар по среднему классу, работающему за зарплату», — говорит главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах. По его словам, повышение НДФЛ может отразиться на всех, но по-разному. Например, низкооплачиваемые работники, для которых предлагается предусмотреть необлагаемый минимум, окажутся в плюсе.

Но в целом, считает он, рост нагрузки — плохая идея: «По поводу осмысленности: я достаточно негативно к этому отношусь. Первое — принципиальное соображение: 18 лет держали эту ставку, это был некий принцип. Сдвинуть ее на 2% — можно найти другой способ добыть денег, но не трогать бизнес. Второе. Скорее всего, эти 2% будут полностью компенсированы уходом от налогов, в особенности если люди решат, что это первый шаг к прогрессивному налогообложению или к дальнейшему повышению ставок».

Артем Малютин

ЭкономикаБюджет

НДС

Повышение налогов НДС увеличит скорость инфляции. Кроме того, это ударит по самым уязвимым областям, которые и без того пострадали после многочисленных кризисов и санкций: высокотехнологичному производству, машиностроению. Коснется это и населения, особенно тех людей, которые и так находятся за чертой бедности. Увеличение налога до 20 % повысит стоимость практически всех продуктов питания и товаров первой необходимости. Правительство планирует ввести льготные категории продуктов, для которых налоговая ставка не повысится: это медицинские, детские товары и некоторые другие.

По словам чиновников, повышение НДС необходимо для государственных нужд и стимуляции роста экономики. Но рост налоговой ставки только снизит развитие экономической системы, а большая часть мелких предприятий вообще перестанет существовать. Поэтому специалисты скептически относятся к данным изменениям и не верят в положительное воздействие реформы.

Что изменится, если примут новую шкалу

На данный момент в СМИ есть информация только о возможном изменении порядка взимания НДФЛ с заработной платы. Информации о введении новой ставки для дивидендных выплат, выигрышей в лотерею и других доходов пока нет. Рассмотрим подробнее два варианта развития событий, которые являются, по нашему мнению, наиболее вероятными.

Первый из них сводится к тому, что от НДФЛ будет полностью освобождены те, кто получает зарплату ниже определенной планки. Все остальные будут платить 16%. Это худшая из версий. В этом случае сильно пострадают люди, чей доход окажется чуть выше установленной нормы. Выиграют при таком раскладе только самые бедные слои населения и те, кто получает зарплату «в конверте». По поводу того, какой окажется планка, до которой НДФЛ удерживаться не будет, мнения СМИ также расходятся. Называются варианты в пределах от 10 тыс. рублей до 1,5 МРОТ (12 130 руб. с 1 января 2020).

Второй вариант – увеличение НДФЛ до 16% с одновременным внесением в налоговый кодекс поправки, дающей право на получение фиксированного вычета. То есть те граждане, чья зарплата превысит определённую планку, будут платить 16% не с полной суммы, а только с разницы.

Таким образом, выиграют все, кто получает до 75 тыс. рублей в месяц. При больших доходах увеличение ставки перекроет выгоду от снижения налогооблагаемой базы.

Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению «черных» зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и «Справедливой России», но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.

14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите «Группы двадцати» в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века», хотя и позволила увеличить доходы бюджета.

Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года.

30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменений ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога «оказалась очень удачной».

В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат — до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: «фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно».

20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года. 

Окончательный вердикт Минфина

Вопрос про повышение подоходного налога в России в 2020 году один из самых обсуждаемых в прошлом периоде — новости буквально взорвали все средства массовой информации. Большинство чиновников и представители Госдумы РФ согласились с предложением поднять ставку. Необходимость этой реформы мотивировали тем, что 2% не нанесут сильного удара по материальному положению россиян, но позволят сократить размер дефицита государственного бюджета.

Но граждане не согласились с ростом налогового бремени и снижением уровня доходов. Чтобы пресечь недовольства, Министерство финансов РФ опубликовало отдельное письмо от 12.04.2018 № 03-04-05/24386, которое содержало утвердительный ответ.

Плюс три

Владимир Путин окончательно утвердил повышение налогов и сборов для крупного и малого бизнеса. Изменения затронули: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), формулу налога на добавленный доход нефтяных компаний, а также — взносы индивидуальных предпринимателей на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС).

Так, для производителей удобрений и для металлургов налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) увеличивается в 3,5 раза. Рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ будет применяться при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды.

Это, по оценке Минфина, принесет бюджету 56 млрд рублей уже в 2021 году. Еще 218 млрд рублей принесет властям изменение формулы налога на добавленный доход для нефтяных компаний.

Кроме того, у них отменяются льготы по НДПИ и экспортной пошлине для сверхвязкой нефти, а также — для нефти с истощенных месторождений (выработка ресурсов более 80%).

И, пожалуй, самое неприятное с точки зрения обычных предпринимателей – повышение тарифов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) для индивидуальных предпринимателей. Хотя изменения будут введены только в 2022 и 2023 годы, радовать ИП они не могут.

СПРАВКА. Сейчас размер страховых взносов на ОПС определяется доходами ИП: если доход не превышает 300 тысяч рублей за расчетный период, то плательщик уплачивает страховой взнос только в фиксированном размере (в 2020 году 32448 рублей). Если доход превышает 300 тысяч рублей, то фиксированному размеру добавляется 1% от суммы дохода свыше 300 тысяч рублей.

 В 2021 году фиксированный размер взносов не изменится. В 2022 году он вырастет с 32448 до 34445 руб., а в 2023 году — до 36723 рублей.

Размер взносов на ОМС для ИП также начнет повышаться с 2022 года: с текущих 8246 рублей до 8766 рублей. В 2023 он вырастет до 9119 рублей.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов как раз накануне представил об эффективности мер государственной поддержки. Он показал, что бизнес и так е ждет в ближайшем будущем ничего хорошего. Если в августе положение своей компании как «кризис» или «катастрофа» оценивали 26,19% респондентов (и это было на 7 % меньше, чем в июле), то в октябре показатель увеличился до 29,87%. 50% опрошенных пожаловались на снижение финансовых показателей компании (с августа показатель вырос на 5%). В общей сложности доля предпринимателей, негативно оценивающих положение компании («снижение», «кризис» или «катастрофа» выросла на 8% и достигла 80%).  Почти две трети опрошенных оценивают шансы своего бизнеса выжить фифти-фифти, а то и ниже, а 17% из них просто уверены, что не переживут повторные ограничения.

У предпринимателей уже возникли проблемы с уплатой действующих налогов: 26% заявляют о невозможность платить заработную плату и налоги с ФОТ, многие не могут заплатить налог на имущество.

И надо отметить, что как показал представленный бизнес-омбудсменом мониторинг, именно снижение налоговой нагрузки предприниматели считают самой необходимой мерой поддержки от государства — об этом в ходе опроса говорили 70% его участников. Так что ее повышение — это просто удар под дых.

Две части

Соответственно, пункт 1 статьи 224, который сейчас предусматривает ставку 13%, будет состоять из двух частей:

  • 13% для доходов до 5 млн рублей;
  • 650 тысяч + 15% с доходов сверх 5 млн.

При превышении лимита налоговые агенты должны будут платить 650 тысяч и 15% двумя отдельными платежками, ИП на общей системе (со своих доходов) – тоже. Если налоговых агентов несколько, то налог смогут доначислять и налоговики, включая его в налоговое уведомление.

Ставка 13% без шкалы будет установлена новым пунктом 1.1 статьи 224 НК и будет применяться к доходам при продаже или при получении в дар имущества (за исключением ценных бумаг), страховым выплатам, выплатам по пенсионному обеспечению (если они подлежат налогообложению). Все вычеты, установленные статьями 218-221 НК, будут применяться к соответствующим видам доходов.

Кого коснётся?

Облагаться НДФЛ по ставке в 15% будет только та часть дохода, которая превышает 5 млн рублей.

Новые правила коснутся примерно 1% россиян, которые зарабатывают от 417 000 рублей в месяц (более 5 млн рублей в год), пояснял «Секрету» вице-президент QBF Максим Фёдоров.

«Росстат учитывает лиц, получающих более 3 млн рублей в год, — их всего 0,8% от работающих россиян, то есть около 500 000 человек. Из них, по грубым оценкам, доход более 5 млн рублей лишь у 250 000 человек», — говорил он.

Повышенный налог не будет распространяться на:

  • доходы от продажи любого личного имущества граждан, кроме ценных бумаг;
  • страховые выплаты по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

Кроме того, согласно закону, тот, кто попал под действие закона, освобождается от ответственности за налоговые правонарушения за первый квартал 2021 года. Одновременно с этим его освободят от уплаты сумм пеней, если он самостоятельно перечислит в бюджетную систему налог до 1 июля 2021-го.

Повышение НДФЛ сделает часть заработных плат серыми

Мнение эксперта

Станислав Стрижаков

коммерческий директор ООО «Школа недвижимости»

— Сегодня от любой официальной заработной платы работодатель, как налоговый агент своего сотрудника, отчисляет в налоговую 13% с его зарплаты за вычетом налоговых льгот, если они предусмотрены у сотрудника. То есть если официальная заработная плата сотрудника составляет 50 000 рублей, то на руки он получает сейчас 43 500 руб., а при увеличении налога будет получать 42 500 руб.

Тем самым повышение НДФЛ приведет к увеличению налогового бремени на физических лиц, вследствие чего последуют сокращение чистого дохода населения на 2% и перераспределение этих финансовых средств на нужды государства. Возможно, за счет этого улучшится социальная составляющая в стране — налог вырастет на 15%, или более чем на 200 миллиардов рублей в год, что хорошо скажется на бюджете государства.

Больше по теме
О каких важных изменениях в законодательстве в 2019 году мне нужно знать?

Хотя сейчас во многих компаниях, наоборот, идет тренд на «обеление» заработный платы сотрудника, так как полная официальная заработная плата позволяет сотрудникам брать ипотеку, кредиты и получать налоговые вычеты. Официальной статистики здесь нет, но источники говорят, что сегодня 75 из 100 сотрудников в России получают именно «белую» заработную плату.

Почему Россия не переходит на прогрессивную систему налогообложения?

Стоит отметить, что в большинстве развивающихся стран налоговая ставка на доходы граждан как раз и составляет от 10 до 15 процентов. В европейских странах используется, как правило, прогрессивная система, то есть с меньших доходов взимается низкий налог, а с больших доходов — больший налог. Разница в налогах составляет от 0% для самых маленьких доходов до 50% у граждан с высоким доходом. Также есть ряд стран, где нет подоходного налога в принципе.

У отказа России от прогрессивной системы налогообложения есть ряд причин.

  • Ни граждане, ни налоговые органы не готовы к такому переходу, потому что сейчас налоги с ваших доходов оплачивают предприятия и организации, которые централизованно взаимодействуют с налоговыми органами. А в случае динамической (прогрессивной) системы каждый гражданин, получающий доходы от разных источников, должен будет самостоятельно составлять декларацию, подавать ее и взаимодействовать с налоговыми органами.
  • Бедные от этого не станут богаче, а богатые резко уведут свои доходы в тень, за счет чего сократится поступление финансов в бюджет и ухудшится социально-экономическое положение страны.
  • Сократится мотивация больше зарабатывать и инвестировать в страну из-за рубежа, так как больше доходов будут изыматься государством, то есть чистый доход от вложенных сил и инвестиций не приведет к росту чистой прибыли и, как следствие, станет нецелесообразен.
  • НДФЛ собирается в региональный бюджет, и плюсов для Мурманской области от того, что станут собирать больше налогов в Московской области, не будет никаких. При введении такой ставки регионы еще больше обеднеют.

Очень много стран используют единый НДФЛ, который не зависит от дохода гражданина. Еще один показатель того, что такая ставка интереснее как для государства, так и для граждан: в США отдельные штаты имеют право использовать собственные налоговые режимы. За последнее время 5 штатов ввели такой же формат налогообложения, как и в России, — с фиксированной ставкой. Также и в Великобритании часто обсуждается переход к единой налоговой ставке.

Оценим вероятности

Какой вариант наиболее вероятен, читатели могут прогнозировать сами. По моему мнению, на вторую схему с вычетом правительство не пойдет. Это связано с тем, что НДФЛ направляется в региональный бюджет. Если будет введен лимит дохода, не облагаемый налогом, и этот вычет будет доступен всем гражданам. Тогда большинство субъектов Федерации недополучат существенные суммы. В выигрыше от увеличения ставки могут оказаться только Москва, Санкт-Петербург и нефтедобывающие регионы.

Допускаю ли я что эта шумиха – просто попытка поднять рейтинги изданий? Отчасти да. Однако даже если увеличения НДФЛ не произойдет в 2020 году, ждать его придется недолго. Идея витает в воздухе уже давно, и такой шаг станет логичным продолжением проводимой налоговой политики.

Штрафы и пени по НДФЛ

В случае, когда налоговый агент перечислил налог с опозданием, он обязан заплатить пени по НДФЛ за каждый календарный день просрочки. Первым днем просрочки считается дата, следующая за днем, когда работодатель должен был перечислить (на не перечислил) налог на доходы. Последним днем просрочки считается дата перечисления налога.

Размер пеней зависит от действующей ставки рефинансирования Центробанка. Налоговые агенты — физические лица (в том числе предприниматели) должны платить пени за каждый день просрочки в сумме одной трехсотой ставки рефинансирования, умноженной на сумму недоимки по НДФЛ.

Для налоговых агентов-организаций установлены следующие правила. Если просрочка не превышает 30 календарных дней, сумма пеней за каждый календарный день просрочки составляет одну трехсотую ставки рефинансирования, умноженную на величину недоимки по НДФЛ. Если просрочка превышает 30 календарных дней, пени складываются из двух частей. Первая часть равна одной трехсотой ставки рефинансирования, умноженной на величину недоимки по НДФЛ, за каждый календарный день просрочки, начиная с 1-го и заканчивая 30-м (включительно). Вторая часть равна одной стопятидесятой ставки рефинансирования, умноженной на величину недоимки по НДФЛ, за каждый день просрочки, начиная с 31-го.

Добавим, что пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки должны платить и те физические лица, которые сами перечисляют НДФЛ со своих доходов.

Кроме того, налоговым агентам, не удержавшим налог из зарплаты сотрудников и (или) не перечислившим его вовремя в бюджет, инспекторы назначат штраф по НДФЛ. То же самое произойдет, если налог на доходы будет удержан и (или) перечислен не в полном объеме. Данный штраф предусмотрен статье  НК РФ и составляет 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и (или) перечислению.

Не исключено, что налоговому агенту, который не удержал из зарплаты работников НДФЛ, и перевел его в бюджет из собственных средств (кроме ситуации, когда недоимка выявлена при проверке), также придется заплатить штраф по статье  НК РФ. То же относится и к работодателям, которые перечислили налог на доходы до того, как выдали зарплату. Хотя об этом прямо не говорится в Налоговом кодексе, но именно так считают инспекторы. Судебная практика противоречива. Есть решения, принятые в пользу ИФНС (см. «Арбитражный суд МО: перечисление налоговым агентом суммы НДФЛ из собственных средств не является уплатой налога»), но есть и решения, принятые в пользу работодателей (см. «Арбитражный суд: досрочная уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не приводит к образованию недоимки»).

Для предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, также предусмотрен штраф за неуплату или неполную уплату НДФЛ. Размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога. Если инспекторы сочтут, что налог не был уплачен умышленно, то величина санкции составит 40% от неуплаченной суммы налога  (ст.  НК РФ).