Права и обязанности налогоплательщиков

Источники в РФ

Положение ст. 57 Конституции РФ говорит о том, что каждый гражданин обязан платить все сборы и налоги, которые установлены на законодательном уровне. Любые законы, устанавливающие комплекс новых налогов и ухудшающие положение плательщиков налогов, не имеют обратной силы.

Какие принципы налогообложения приняты в России?

Согласно Налоговому кодексу в государстве принято ряд основополагающих принципов обложения налогами, среди которых:

Принцип равенства – подразумевается равное положение плательщиков налогов перед российским налоговым законодательством.
Принцип всеобщности – каждое лицо обязано производить законную уплату сборов, которые установлены законом РФ.
Экономическая сбалансированность, а также принцип соразмерности – учет баланса интересов государственной казны и плательщиков налогов.
Принцип справедливости – берутся во внимание реальные возможности налогоплательщиков уплачивать налоги, поскольку каждый из них должен участвовать в финансировании государственных налогов.
Принцип однократности – каждый объект может быть обложен налогом какого-то конкретного типа исключительно одноразово за период, который обозначен на законодательном уровне.
Отрицание обратной силы законов – каждый закон, который меняет сумму налогов, не может распространяться на отношения, появившиеся до его принятия.
Принцип льготности – налоговая законодательная база имеет определенные правовые нормы, которые устанавливают льготы для конкретных или отдельных групп плательщиков налогов, среди которых физические и юридические лица, для облегчения налогового бремени.
Принцип недискриминационности – сборы не должны быть с дискриминационным характером. Налоги используются по-разному в соответствии с конфессиональными, этническими, идеологическими, политическими различиями между плательщиками налогов.
Принцип единства налоговой политики и экономического пространства РФ

Не допустима установка сборов, которые нарушают законодательство.
Равенство защиты интересов и прав государства, плательщиков сборов – все участники правоотношений налогового законодательства имеют право на защиту собственных законных интересов и прав в том порядке, который установлен законами РФ.
Принцип единства современной системы налогов.
Принцип единства политики налогообложения и экономического пространства государства. Нельзя допускать установление сборов, которые нарушают единое экономическое пространство РФ, косвенно и прямо ограничивают свободное перемещение денег или услуг, работ и товаров по территории государства.

Степени ответственности должностных лиц при нарушении прав налогоплательщиков

Не менее важный вопрос касается наказаний, на которые могут рассчитывать лица, чьи права нарушены. В зависимости от тяжести совершённого правонарушения, должностное лицо, несущее ответственность за него, может попасть под:

  • материальные;
  • дисциплинарные;
  • административные;
  • уголовные санкции.

Если дело касается неправильного расчёта налогового бремени, которое повлекло за собой повышенные начисления и расходы субъекта финансово-хозяйственной деятельности, руководство налогового должно взять на себя обязательства по устранению нанесённого ущерба из Федерального фонда. Любые заявления о том, что в 22 статьей НК РФ нет указаний на данные требования, являются неправомерными, и если дело дойдёт до суда, заявитель с лёгкостью докажет свою правоту, так как существует несколько прецедентов на данную тему.

Выговор или предупреждение в письменной форме также является одним из методов пресечения
и защиты прав налогоплательщика. Уголовная ответственность наступает в случае умышленных действий, направленных на извлечение выгоды с последующим причинением материальных убытков заявителю. При этом умышленность должна быть доказана.

Виды защиты прав налогоплательщика: разнообразные сценарии

Итак, если со стороны плательщика налогов было зафиксировано нарушение или принято незаконное решение должностными лицами, он может пойти двумя путями – обратиться в суд соответствующей инстанции с целью обжаловать действия налогового органа, либо разобраться в административном порядке.

Защита прав административным путём

Данный вариант можно частично сравнить с досудебным разбирательством, однако таковым оно не является, так как не исключает дальнейшей подачи жалобы в суд. Принцип мероприятия базируется на взаимодействии с вышестоящим налоговым органом.

Как правило, это ФНС, которой подчиняются территориальные подразделения. После фиксации нарушения соответствующее заявление подаётся в эту инстанцию с целью рассмотрения и обнаружения ошибок в действии подчинённых.

ФНС, в свою очередь, имеет полномочия для дисциплинарных и материальных взысканий, накладываемых на нижестоящие инстанции. Однако, как показывает практика, крайне редко руководство идёт на жёсткие меры и, зачастую, отказывает заявителю в законных правах. Ещё менее вероятно, что налоговая возместит убытки, возникшие в результате действий своих сотрудников. Таким образом, обеспечение и защита прав налогоплательщиков становится юрисдикцией судебных структур.

Судебное разбирательство

Напомним, что даже после неудачной попытки разобраться с правонарушителем в административном порядке налогоплательщик имеет полное право выбрать суд соответствующей компетенции и направить в него жалобу, либо иск. Сегодня вопросами физических лиц занимаются следующие инстанции:

  • Конституционный суд;
  • Арбитражные суды;
  • Суды общей направленности.

Как правило, в арбитражный суд дело направляется, если есть материальная составляющая – убытки фирмы, незаконно наложенные штрафные санкции, неправильно насчитанные пени и т.д. Конституционный суд имеет более обширные сферы распространения и может рассматривать вопросы, как юридических, так и физических лиц. Причём, по действующей иерархии он находится на верхней позиции и может отменить решение всех нижестоящих инстанций. Значительную долю дел из судебной практики берут на себя общие суды территориальной принадлежности.

ВАЖНО: В каждом отдельном случае действуют чётко установленные сроки подачи жалоб и заявлений. Это касается, как административного процесса защиты прав, так и судебного

Если в них не вложиться, оснований для рассмотрения дела у соответствующих инстанций не будет, а заявление останется без внимания.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

1.1. Налогоплательщики — физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

При представлении налогоплательщиком — физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику — физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Актуальные права налогоплательщиков

Законные права налогоплательщиков в России следующие:

  1. по запросу вам обязаны предоставить бесплатные данные в области действующих налогов и сборов от ИФНС по месту учёта;
  2. получать письменные ответы по вопросам использования налогового законодательства от Минфина РФ и налоговых инспекций;
  3. пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований;
  4. при необходимости получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;
  5. получать электронные формы налоговых деклараций (расчётов) и комментарии о правилах их заполнения;
  6. наблюдать за тем, как проводится выездная налоговая проверка;
  7. подавать жалобы на акты налоговых служб и действия/бездействие их должностных лиц;
  8. претендовать на своевременный зачёт/возврат излишне уплаченных средств/взысканных налогов, пени, штрафов;
  9. каждый имеет право на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  10. ООО или ИП не должны воплощать в жизнь неправомерные поручения и требования налоговых инспекций.

Стоит упомянуть, что все права и обязанности налогоплательщиков и налоговых инспекций во многом пересекаются по отношению друг к другу. Для того чтобы взаимоотношения с налоговыми органами с самого начала сложились правильно, налогоплательщику лучше соблюдать все предъявляемые требования и, прежде всего, своевременно и полностью выплачивать налоги. Если вы не хотите пропустить сроки уплаты налогов, а также желаете быть в курсе всех актуальных нововведений в законе, можете обратиться за помощью к специалистам ООО «Универсал Онлайн». Гарантируем квалифицированную помощь бухгалтеров и юристов на выгодных условиях.

Ответственность и защита прав налогоплательщиков

За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:

  • в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
  • в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
  • способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК.

Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).

Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).

Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной (ст. 198–199.2 УК РФ) либо административной (), а также дисциплинарной () ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.

6.3. Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики
имеют право:

— 
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных
актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и
обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц;

— 
получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных
органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о
налогах и сборах;

— 
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах и сборах;

— 
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный
налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;

— 
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне
взысканных налогов, пени, штрафов;

— 
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через
своего представителя;

— 
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения

— 
по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых
проверок;

— 
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

— 
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а
также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

— 
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения
законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении
налогоплательщиков;

— 
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их
должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным
законам;

— 
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия
(бездействие) их должностных лиц;

— 
требовать соблюдения налоговой тайны;

— 
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков,
причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями
(бездействием) их должностных лиц;

— 
другие права.

Обязанности
у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и
по основаниям, установленным законодательными актами.

На
налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством возлагаются
следующие обязанности:

— 
уплачивать законно установленные налоги;

— 
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена
Налоговым кодексом;

— 
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о
налогах и сборах;

— 
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
налоговые
декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая
обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также
бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском
учете»;

— 
представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,
предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и
уплаты налогов;

— 
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать
законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими
своих служебных обязанностей;

— 
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в
случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

— 
в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского
учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также
документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и
произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

— 
нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и
сборах.

Налогоплательщики-организации
и индивидуальные предприниматели,
помимо перечисленных обязанностей,
обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

— 
об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;

— 
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в
срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— 
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в
срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

— 
об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или
реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

— 
об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не
позднее десяти дней с момента такого изменения.

Предыдущая

Защита прав плательщиков налогов

Административная защита – обращение к вышестоящим органам за восстановлением и защитой права, нарушенного налоговой или должностными лицами путем принятия решения или выполнения конкретного действия.

Обращение к Президенту – обжалуются разнообразные действия или их отсутствие со стороны контролирующих органов, которые работают в сфере финансов. В данном случае подразумеваются решения Федеральных служб по налоговым, экономическим преступлениям, финансовым рынкам, которые работают под чутким руководством Правительства РФ.

Самозащита – плательщики налогов имеют полное право не выполнять различные неправомерные акты и не подчиняться требованиям должностных лиц, налоговых организаций.

Судебная защита – право обжаловать незаконные сборы имеют все граждане, которые считают, что нарушены их свободы и права, на них возложена определенная неправомерная обязанность, произошло незаконное привлечение к ответственности, а также созданы определенные препятствия, нарушающие законные свободы и права физических, юридических лиц (прокуратура, Конституционный Суд).