Как сдать отчетность мсп в росприроднадзор за 2019 год?

Для предприятий, расположенных на территории Московской области

Московская областная дума 24 декабря 2020 года приняла в трёх чтениях закон Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области “Об охране окружающей среды в Московской области“.

Законопроект предусматривает введение административной ответственности за непредоставление сведений для кадастра отходов Московской области. До 20 апреля все предприятия и организации должны предоставить в Министерство экологии и природопользования Московской области информацию об образуемых ими отходах производства и потребления для внесения в Кадастр Московской области за предыдущий отчетный год.

Кадастр отходов Московской области — это информационная система, которая включает в себя реестр объектов обработки, утилизации, размещения и обезвреживания утилей. Также в кадастр входит банк данных, в котором хранятся сведения о происхождении, количестве, свойствах и классе опасности отходов и перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате деятельности которых образуются отходы.

При подаче отчета для кадастра отходов производства и потребления Московской области позже установленного срока либо в случае их полного отсутствия административный штраф составляет:

  • для юридических лиц до 300 000 рублей,
  • для индивидуальных предпринимателей – от 5 000 до 20 000 рублей.

За предоставление заведомо ложной, неполной или несвоевременной информации штраф назначается в пределах от 50 000 до 200 000 рублей.

Поэтому следует серьезно относиться к заполнению информационных форм, поручив это квалифицированным специалистам с большим практическим опытом в данной области.

Чтобы предоставить в контролирующие органы достоверные данные в установленный законодательством срок (до 1 марта следующего после отчетного года), необходимо всего лишь своевременно оставить запрос или позвонить по номеру и заказать оформление документации.

Общая информация: экологическая отчетность 2019

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать  отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2018 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Иные отчеты, сдающиеся в конце марта

Также до 01.04.2018 должна быть сдана следующая экологическая отчетность:

  • о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции;
  • об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора;
  • о местах для сбора отходов, образующихся при использовании готовой продукции.

Первый отчет при импорте товаров должен представляться в головную организацию Росприроднадзора. Его сдают изготовители товаров и импортеры по отношению к продукции, включенной в федеральный перечень со списком товаров, подлежащих утилизации после использования или эксплуатации. На разных листах подается информация об упаковке продукции и о самом товаре. Этот вид отчетности предполагает предоставление названия товара и его кода, в том числе в ТН ВЭД ЕАЭС, массу, количество товара и отходов, также необходимо указывать реквизиты документов, которые удостоверяют проведение утилизации.

Второй отчет предоставляется экономическими субъектами, которые обращаются с образующимися отходами от использования или эксплуатации продукции. В данной форме предоставляется следующая информация: название и назначение агрегата, когда он выпущен, изготовитель, тип и мощность оборудования, вид и код отходов, ОКТМО, адрес нахождения агрегата, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Третий отчет сдается не о местах стихийных свалок, а теми экономическими субъектами, которые имеют лицензии на обращение с отходами, образующимися от эксплуатации или использования продукции. В нем представляется следующая информация: название, юридический адрес или координаты места нахождения, назначение, емкость площадки, время накопления отходов, их вид и код, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Таким образом, разные виды экологической отчетности по срокам представления различаются.

Сдача отчетности в Росприроднадзор за 2019 год

Вся отчетность сдается через личный кабинет природопользователя — lk.fsrpn.ru

Итак, отчитываться всем СПД за 2019 год пришлось не позднее 15 января 2020 года. Исключения – департаменты природных ресурсов соответствующих субъектов федерации установили иные сроки предоставления отчетности. Они указаны в актах, выданных этими органами.

Как сдать отчет в Росприроднадзор? СПД предстоит два этапа подачи документа в контролирующий орган – направление его в бумажном и электронном виде.

Для справки! Электронная версия отчета обязательно регистрируется перед отправлением бумажной версии документа. Поэтому необходимо сдать отчет в Росприроднадзор через госуслуги, чтобы пройти процедуру идентификации.

Форма отчета заполняется с помощью «». Порядок действий следующий:

  1. Зайти на официальный веб-ресурс Росприроднадзора;
  2. Авторизоваться на нем, нажав на кнопку «войти через Госуслуги»;
  3. Установить указанный модуль и с его помощью заполнить форму отчета;
  4. Выгрузить созданный документ из программы и загрузить его в разделе подготовки и сдачи отчета. Последним на этом этапе получается уникальный номер-идентификатор.

Далее меняется статус, система присваивает документу электронный номер. Его и нужно проставить на бумажном носителе, который после распечатывания отправляется в территориальный орган Росприроднадзора.

Документ направляется по почте ценным письмом с уведомлением о вручении. К нему прилагается электронная версия отчета на любом носителе. Как правило, можно предоставить СD-диск.

Государственный экологический контроль

Его проводят для проверки выполнения требований по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов. Он имеет надведомственный характер. В ходе проведения данного вида контроля деятельность объектов, наносящих экологический вред, может быть приостановлена или прекращена, могут быть сделаны предупреждения, наложены штрафы, поставлен вопрос о привлечении к разным видам ответственности, возмещении вреда или общественному принуждению.

Государственный экологический контроль может быть предупредительным и текущим. Также он подразделяется на общий и специальный. Первый вид осуществляется президентом и правительством РФ, парламентом, региональными и местными органами самоуправления. Специальный контроль проводят Минприроды, Росприроднадзор, Федеральные агентства водных ресурсов, по недропользованию, лесного хозяйства, некоторые министерства и ведомства в рамках осуществляемых ими функций. Решение данных органов носит обязательный характер, обжалование может быть сделано через суд.

Форма и заполнение 2 ТП отходы

Последняя утвержденная форма отчетности в вордовском формате будет закреплена в ВК под соответствующей статьей.

Рекомендую ознакомится с новой статьей — о том, что модуль природопользователя больше не будет обновляться.

Через модуль природопользователя за 2019 год отчет 2-ТП (отходы) сдавать не надо! Так как в отчетность были внесены изменения, а в модуль природопользователя изменения уже внесены не будут.

В личном кабинете природопользователя есть возможность сдачи отчета 2-ТП (отходы). С 2020 года придется сдавать этот отчет через личный кабинет.

Заполняем табличку по данным учета в области обращения с отходами, а именного из годовой формы:

  • наличие на начало отчетного года — какое количество отходов накопилось на территории предприятия на 01.01.года;
  • образование отходов за отчетный год- количество образования отходов за год. Изначально по данным актов приема-передач отходов, другой первичной бухгалтерской документации, вы заполнять должны из данных учета в области обращения с отходами;
  • поступление отходов от других организаций ( всего и из них по импорту)- количество принятых отходов всего и в том числе импортируемых, также по данным актов приема-передачи отходов;
  • обработано отходов — заполняют специализированные организации, занимающиеся сортировкой, обработкой отходов;
  • утилизировано отходов (для повторного применения, предварительно прошедших обработку) — заполняют специализированные организации, если занимаются использованием отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • обезврежено отходов — заполняют также специализированные организации, занимающиеся обезвреживанием отходов, в результате которого происходит уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
  • передача твердых коммунальных отходов региональному оператору — цифры должны соответствовать полученным от рег. оператора счет-фактурам;
  • передача отходов ( за исключением ТКО) другим хозяйствующим субъектам: для обработки (предварительной подготовки отходов к дальнейшей утилизации, включая проведение сортировки, разборки, очистки); утилизации, обезвреживания ( какие действия относятся к утилизации и обезвреживанию) написано выше); хранения ( складирования отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения); захоронения ( изоляции отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду);
  • размещено отходов на эксплуатируемых объектах для хранения и захоронения — заполняют специализированные объекты хранения и захоронения отходов;
  • наличие на конец отчетного года — это разница между суммой количества отходов образованных и накопленных на начало года и количества отходов обезвреженных, утилизированных, размещенных самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

Заполнение таблиц региональными операторами аналогично.

Заполнение формы 2 тп отходы — новое с 2019 года

В указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения есть фраза:

Что это значит? Разъяснений нет, поэтому я думаю:

Проверка предоставления 2-ТП (отходы) будет по всем ЮЛ и ИП, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, проверить это можно здесь.

По субъектам, относящимся к МСП, выборочно: в чем эта выборочность заключается ? Проверка предоставления 2-ТП (отходы) будет только по тем МСП, которые занимаются специализированной деятельностью по обращению с отходами. Как правило, эти организации имеют лицензию по обращению с отходами. Информация по всем лицензиатам есть у РПН, следовательно: если вы имеете лицензию по обращению с отходами, вам обязательно надо сдать отчетность 2-ТП (отходы).

Освобождение от выплат и сдачи отчетности

Не все организации обязаны отчитываться, платить за загрязнение окружающей среды и быть на учете в Росприроднадзоре.

Такими организациями являются:

  • офисные компании, которые производят лишь бытовой мусор;
  • компании, у которых не стационарные, а передвижные источники загрязнения.

Платой за загрязнение природной среды является экологический сбор, неналоговый платеж. Даже если вывозом мусора занимается другая компания, за его создание платит та организация, которая этот мусор произвела.

Остальные организации, работающие с отходами и загрязнением природной среды обязаны вносить своевременно платежи и предоставлять все формы отчетности.

Регистрация личного кабинета

Для создания личного кабинета природопользователя необходимо запустить программу . Регистрационная процедура немного отличается в зависимости от того, кем является пользователь:

  • физическим лицом;
  • сотрудником РПН;
  • юридическим лицом (в этом случае пользователя добавляют к группе организаций в ЕСИА).

Чтобы зарегистрироваться в персональном аккаунте, необходимо изначально внести соответствующие настройки в свой компьютер. Нужно установить браузер, поддерживающий один из веб-сервисов: Гугл Хром, Мозилла либо Яндекс. После установки браузера необходимо установить плагин КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, для всех веб-сервисов, кроме Мозилла. На компьютере нужно установить КриптоПро CSP от 3.9R2.

Для посещения личного кабинета можно использовать учётную запись, полученную на сайте Госуслуг. Чтобы её получить, требуется выполнение таких действий:

  1. Прохождение регистрации на сайте Госуслуг.
  2. Введение в настройки персональных данных: ФИО полностью, номер телефона и адрес электронной почты.
  3. Подтверждение информации с использованием сертификата ЭЦП либо при личном посещении почтового отделения, чтобы заполнить специальный бланк. Кроме того, подтвердить операцию можно при заказе уникального кода. Он будет получен в заказном письме по адресу регистрации.

Что изменилось в отчетности за НВОС

1. Твердые коммунальные отходы (ТКО) выделены в отдельную группу, и для них введены отдельные ставки платы (Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 758).

2. Обновлены коды бюджетной классификации по отходам. При заполнении платежных поручений предприятия указывают:

  • КБК 048 1 12 01041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства», если образуют отходы, которые не являются ТКО, но при этом сами не выступают операторами по обращению с ними;
  • 048 1 12 01042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов», если являются операторами по обращению с ТКО и занимаются размещением данных отходов.

3

Важно, что при подготовке декларации надо использовать ставки платы за виды НВОС, утвержденные на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)

4. Коэффициент инфляции теперь учтен в ставках платы.

Если раньше отдельно существовал норматив платы и отдельно коэффициент инфляции (на каждый календарный год), то теперь есть только ставки платы.

Таким образом, ставка платы сейчас — это ранее действовавший норматив платы, умноженный на коэффициент инфляции.

5. Из всех разделов декларации исключен коэффициент экологической значимости, который зависел: от экономического района — для выбросов в воздух и отходов, от водного объекта и его состояния — для сбросов в воду.

В отчетную кампанию за 2016 год пользователи потеряли данную колонку и коэффициент — у них не сходились суммы с прошлыми периодами.

Будьте внимательны: сумма уменьшилась ровно на данный коэффициент.

6. Новый раздел 3.1 заполняется только региональными операторами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляющими деятельность по размещению отходов ТКО.

Многие предприятия малого и среднего бизнеса не понимают разницы между разделами 3 и 3.1 и пытаются заполнить раздел 3.1, так как в нем меньше колонок и коэффициентов.

Это неверно, так как у таких организаций нет функции приема отходов ТКО на захоронение, лицензии на эту деятельность и собственных объектов размещения отходов (полигонов, свалок).

Раздел 3.1 предназначен только для спецорганизаций, которые принимают от третьих лиц отходы и производят их захоронение на собственных полигонах.

7. Плата за выбросы от стационарных объектов (разделы 1, 1.1, 1.2) теперь начисляется отдельно по каждому стационарному источнику. Раньше расчет производился по хозяйствующему субъекту в целом или отдельно по каждой производственной площадке.

Из-за этого нововведения трудоемкость заполнения декларации существенно возросла.

8. Из раздела 1 исключен дополнительный коэффициент 1.2, учитывающий территориальные условия выброса (в атмосферный воздух города или за его пределами).

Таким образом, произошло уменьшение суммы на коэффициент 1,2

Обратите внимание: изменение коснулось только тех, у кого есть выбросы в воздух и чьи организации расположены на территории города

9. Раздел 3:

a. Добавлены данные об отчетности для субъектов МСП, которая является для них лимитами на размещение отходов. Пользователям стало удобнее. Раньше отчет МСП сдавали на бумаге. Его прикладывали к декларации для подтверждения, что отчет сдан и расчет ведется без пятикратного повышающего коэффициента. При этом было сложно отследить накопление отходов в документах, которые ведутся на предприятии. Теперь это более прозрачно и для пользователя, и для РПН.

b. Теперь в разделе указываются данные о накоплении отходов. Срок накопления (временного размещения) с 01.01.2016 стал 11 месяцев вместо 6 месяцев (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

c. Появились стимулирующие коэффициенты, зависящие от уточнения образования отходов. Это понижающие коэффициенты. Например, если абонент передает на захоронение отход 4-го класса опасности, который он получил в результате обезвреживания отхода 3-го класса опасности, то его сумма платы считается с коэффициентом не 1, а 0,45 — то есть ниже в два раза.

10. В разделе 3.1 теперь указываются данные о лицензии на деятельность по размещению отходов 1–4 классов опасности (при наличии такой лицензии).

11. В разделах 3, 3.1 при наличии указываются данные о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и данные об исключении негативного воздействия на окружающую среду.

С подробным порядком заполнения декларации о плате за НВОС вы можете ознакомиться в Приказе Минприроды от 09.01.2017 № 3.

Ирина Максакова,

эксперт по экологической отчетности

Контур.Экстерна

Как самостоятельно заполнять форму отчета?

Первичный учет

В основе отчета лежит первичный учет, суть которого состоит в обязательном систематическом ведении и фиксации исходных данных (данные по водопотреблению, водоотведению и др.).

В соответствии с п. 1.1.приказа Росстата от 19.10.2009 № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды», в нем отражаются:

– объем забранной воды;
– объем полученной воды;
– объем использованной воды;
– объем воды, переданный в целях обеспечения холодного и горячего водоснабжения населения и потребителей, самостоятельно не сдающих водхоз-отчет.

Согласно положению п. 1.10 приказа Росстата от 19.10.2009 № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды», осуществление первичного учета водоиспользования необходимо фиксировать в спецжурналах, формат которых приведен в приказе Минприроды России № 205 от 08.07.2009г. «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

Учетный «водный» процесс рекомендовано проводить путем применения средств измерений, которые:

– внесены в Госреестр средств измерений;
– подлежат обязательной поверке (в ситуациях и в порядке, предусматриваемых законодательством РФ).

Структура отчета 2-ТП водхоз

1. Адресная часть, отражающая сведения об отчитывающемся:
– раздел 1: включает данные об объемах следующих объемах воды:
А. забранной из природных источников;
Б. полученной от поставщиков;
В. Использованной;
Г. переданной;
Д. потерянной воды;

– раздел 2: включает в себя структурированные данные по водоотведению.

Оформление раздела начинается с заполнения 2 строк, а именно:

наименование юридического лица или ФИО Индивидуального предпринимателя

почтовый адреса юридического лица или Индивидуального предпринимателя.

Индивидуальные сведения об отчитывающемся коммерсанте отражаются в закодированном виде в следующих графах:

№ 2 — ОКПО, выдаваемый коммерсанту территориальными органами статистики код фирмы (ИП) по общероссийскому классификатору
№ 4 —ОКВЭД, отражающий код основного вида деятельности
№ 6 — ГУИВ, присвоенный коммерсанту Росводресурсами код (по государственному учету использования вод)

№ 5 — ОКАТО (код административного территориального образования)

№ 3 — ИНН, получаемый коммерсантом при постановке на налоговый учет

Раздел 1

Данная часть отчета отличается разнообразием видов указываемых в ней цифр и кодов. Она содержит 49 граф, объединенных в 10 подразделов:

1. Данные о разрешительном документе (тип, рег. № и дата). Данная информация не должна указываться, если вода поступает коммерсанту от поставщика. Если договор, лицензии или разрешения отсутствуют, то в ячейках проставляются прочерки

3. Коды (поставщика по ГУИВ, категории качества воды, ОКАТО, ВХУ)

4. Объем допустимого водозабора — установленный договором или лицензией лимит
6. Учтено средствами измерений
8. Использование воды с указанием кодов территорий и водохозяйственного участка по месту использования воды, годового «водного» расхода в системах оборотного и повторного водоснабжения

10. Передано воды (для использования или отведения): без использования (по кодам категорий воды) и после использования

9. Годовое использование воды (по кодам видов использования)
7. Потери воды
5. Забрано или получено (в целом за год и с расшифровкой по месяцам)

2. Информация об источнике водоснабжения (коды типа источника и водного объекта, расстояние от устья (км))

Все цифры о водопотреблении необходимо указывать тысячах кубометров (тыс. м3). Точность приведенных значений – второй знак после запятой.

Раздел 2

Второй раздел заполняется только теми юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями, в результате деятельности которых водоотведение осуществляется в конкретные объекты (приемники) в случае отведении вод в приемники таких типов:

Необходимо заполнить 79 граф, объединенных в 10 подразделов, большая часть которых заполняется по аналогии с графами раздела 1.

В целях упрощения процедуры заполнения и оформления отчета разработаны специализированные программы, к примеру ИАС 2-ТП водхоз (информационно-аналитическая система статистической обработки сведений об использовании воды по форме федерального статистического наблюдения).

Остались вопросы? Компания “ЭкоПромЦентр” имеет большой опыт в заполнении форм отчетности 2-ТП Водхоз! Обращайтесь – мы поможем сдать отчет в срок.

В заключение

Существуют различные формы экологической отчетности, которые применяются разными хозяйствующими субъектами в зависимости от осуществляемой ими деятельности. Предоставление документации сопровождается уплатой соответствующих платежей. За нарушение сроков и непредставление отчетности предусмотрены санкции. Выполнение требований природоохранного законодательства может быть проверено в ходе проведения государственного экологического контроля. Необходимо следить за изменениями форм, сроков предоставления отчетности, поскольку они периодически пересматриваются.