Как правильно организовать учет автошин?

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества. В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

Заполнение карточки по шинам

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09

«Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»

. Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет.

В статье даны рекомендации по установлению в учетной политике методик определения нормы эксплуатации данных запасных частей, рассмотрены действия бухгалтера при списании непригодных к дальнейшей эксплуатации шин и аккумуляторов со счетов бухгалтерского учета. Шины, аккумуляторы имеют определенный срок службы – нормативный.

Для определения данного срока с учетом ряда особенностей следует руководствоваться: – нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденными Минтрансом РФ 04.

Вход на сайт

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.

Использование устаревшей версии браузера потенциально опасно и может привести к некорректному отображению сайта.Обратите внимание на то, что мы не проверяем работоспособность и не поддерживаем корректную работу сайта в устаревших версиях браузеров. В данном разделе приведены выдержки из « Правил эксплуатации шин для большегрузных автомобилей

В данном разделе приведены выдержки из « Правил эксплуатации шин для большегрузных автомобилей.

строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин».

Монтаж и демонтаж шин должен осуществляться на шиномонтажном участке с применением специального оборудования и приспособлений.

В полевых условиях монтаж-демонтаж шин должен осуществляться с применением передвижных и переносных приспособлений.

Применение кувалды запрещается.

В предыдущих публикациях этого цикла 1 мы обсудили вопрос подготовки к холодам работников предприятия и его помещений.

Сегодня речь пойдет о подготовке к зиме транспортного парка и особенностях эксплуатации транспортных средств в холодный период года с точки зрения бухгалтера. Ни для кого не секрет, что расходование горючего увеличивается при езде зимой.

В частности, пп. 3.1.

Пользование обогревателями допускается при температуре окружающей среды от 0 до +10°С — до 50% длительности работы автомобиля на линии, при температуре ниже 0°С — от 50 до 100% продолжительности работы автомобиля.

Добро пожаловать на веб-странице — Maxan-OTR компания

Wszelkie materiały, informacje, pliki, rysunki, zdjęcia itp.

dostępne na stronach maxan-otr.com nie mogą być publikowane i redystrybuowane bez pisemnej zgody właściciela.

Dane i informacje zawarte w naszym serwisie są publikowane wyłącznie do celów informacyjnych. Any material, information, files, drawings, pictures, etc. Maxan-otr.

В соответствии с ч.

(1) ст. 21 Закона о производственных кооперативах № 1007/2002 члену кооператива, вышедшему или исключенному из кооператива, возмещается стоимость его пая.

Însă, pe lîngă statutul modern, pentru majoritatea contabililor cardul bancar al conducătorului este o problemă de contabilizare. În prezentul articol sînt analizate unele aspecte contabile ce ţin de cardurile bancare de plată ale companiei.

В том числе ведется и учет автомобильных шин.

Для этого заводится специальный документ. Карточка учета работы автомобильной шины утверждена российским законодательством и является единой для всех транспортных средств.

Карточка товара … казалось бы, что может быть проще? Вот он товар, вот описание и цена, вот кнопка «купить».

Но это не так. Необходимо не просто правильно представить товар, необходимо, чтобы поисковики показали его потенциальному покупателю. Конкуренция в сети высокая. Мест в топ-10 выдачи ровно 10 =)). А желающих туда попасть в разы больше.

Поисковики умеют читать карточки товара, умеют оценивать реакцию пользователей.

Списание автошин, не подлежащих ремонту

Автошины подлежат списанию с последующей утилизацией только тогда, когда они пришли в полную негодность и по этой причине их дальнейшая эксплуатация не представляется возможной. Можно ли их на самом деле использовать либо нет, в особенности при наличии конкретных повреждений, определяется с учетом применяемых нормативов по эксплуатации. Например, глубина протектора оказывается выше допустимой, что не является нормой. Следовательно, к эксплуатации деталь не допускается.

Непригодные шины заменяют, а все связанные с этим операции отображают установленным порядком. Стандартно списание производится по решению полномочной спецкомиссии учреждения. При этом оформляется все согласно директивам учетной политики.

Таким образом, бюджетному учреждению и при списании автошин надлежит руководствоваться установками своей учетной политики, Инструкцией №№ 174н и 157н. Проводками бюджетники отображают следующее:

  • ДТ 0 105 36 340 КТ 0 401 10 189 (оприходование автошин, неподлежащих ремонту, на день их принятия по оценочной цене);
  • ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 (отображена сдача их в утиль);
  • ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 (показан доход от сдачи в утиль).

К сведению, деньги, полученные от утилизации как вида деятельности, приносящего прибыль, бюджетники вправе расходовать на свое усмотрение. Но при этом возможность осуществления названого вида деятельности должна предусматриваться учредительной документацией. Основание: п. 3 ст. 298 ГК РФ.

Автомобильные шины: бухгалтерский и налоговый учет

Финансовая газета. Региональный выпуск», 2011, NN 21, 22

Автомобильные шины поступают в организацию, как правило, либо при приобретении автотранспортного средства в составе его базовой комплектации, либо дополнительно в процессе эксплуатации автомобиля при их замене в случае износа или повреждения, а также при смене зимнего и летнего сезонов. Выбор бухгалтерского счета для отражения операций по учету автомобильных шин зависит от способа их приобретения.

Если шины входят в базовую комплектацию нового автомобиля, в качестве отдельных объектов на счетах бухгалтерского учета они не учитываются. Их стоимость включается в первоначальную стоимость приобретаемого автомобиля при принятии его на учет в качестве инвентарного объекта. Это следует из п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и объясняется тем, что отдельно от автомобиля шины не могут выполнять свои функции, даже несмотря на то, что срок полезного использования шин существенно отличается от срока полезного использования самого транспортного средства.

В налоговом учете для определения налога на прибыль стоимость автомобильных шин, поступающих в организацию в комплекте с приобретаемым автомобилем, также включается в первоначальную стоимость автомобиля — объекта амортизируемого имущества (ст. 257 НК РФ).

В целях обеспечения контроля за наличием и состоянием шин, входящих в комплект автомобиля, их следует принять на забалансовый учет в условной оценке одновременно с принятием на балансовый учет основного средства. Планом счетов соответствующего счета не предусмотрено, поэтому организация вправе ввести в рабочий план счетов дополнительный забалансовый счет 012 «Автомобильные шины в эксплуатации».

Если шины приобретаются дополнительно в процессе эксплуатации автомобиля при замене в случае их износа или повреждении либо при смене зимнего и летнего сезонов, в этом случае они признаются в качестве запасных частей к автомобилю и учитываются в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости согласно п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. Возникающие в связи с этим расходы не влекут за собой изменение первоначальной стоимости автомобиля, для комплектации которого они предназначены.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет наличия и движения автомобильных шин в запасе и обороте ведется на счете 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части».

Учет автошин, находящихся на складе, должен быть организован по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)), а также по месту нахождения. Автошины, выделенные в оборотный фонд, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (подотчете).

С целью обеспечения контроля для учета шин к субсчету 10-5 могут открываться счета аналитического учета:

Для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение автомобильных шин признаются материальными расходами (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Карточка учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации — нужное подчеркнуть)

Обозначение (размер) шины ____ Модель шины ____ ГОСТ или ТУ на шину _____Порядковый (заводской) номер ________ Дата изготовления (неделя, год) ___Индекс несущей способности или норма слойности __________________________Эксплуатационная (гарантийная) норма пробега ____________________________Завод — изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие ___________Наименование автотранспортного предприятия ______________________________

Марка

и мо-

дель

авто-

мобиля

(при-

цепа),

его

госу-

дарст-

венный

номер

Пока-

зания

спи-

до-

метра

при

уста-

новке

шины,

тыс.

км

Дата

Пробег шины, тыс.

км (с точностью

до 0,1 тыс. км)

Тех-

ни-

чес-

кое

сос-

тоя-

ние

шины

при

ус-

та-

нов-

ке

При-

чины

сня-

тия

шины

с

экс-

плуа-

тации

Оста-

точ-

ная

высо-

та

ри-

сунка

про-

тек-

тора

в мм

Под-

пись

во-

ди-

теля

уста-

новки

шины

на хо-

довое

или

запас-

ное

колесо

сня-

тия

шины

за месяц

с начала

эксплуа-

тации

Ответственный за учет работы шины ____________ Ф.И.О. _________ (подпись)

Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации (на восстановление, на углубление рисунка протектора, на рекламацию или в утиль).

Председатель комиссии ______________________ Ф.И.О.__________ (подпись) Члены комиссии _____________________________ Ф.И.О. _________ (подпись) _____________________________ Ф.И.О. _________ (подпись)

При решении вопроса о возможности замены автомобильной шины учитывается ее пробег. Нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах, прицепах и полуприцепах, приведены в Руководящем документе 3112199-1082-02 <1>. В нем указано, что срок его действия закончился 01.01.2004.

<1> Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утв. Минтрансом России 04.04.2002.

Однако Информационным письмом Минтранса России от 07.12.2006 N 0132-05/394 доведено до сведения учреждений, что вышеуказанный Руководящий документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам:

  • износ рисунка протектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);
  • разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.

Применение данных норм обязательно для организаций независимо от организационно-правовой формы.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации, для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Для автомобильных шин, эксплуатируемых на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.

Кроме того, к величине среднестатистического пробега шин применяются поправочные коэффициенты, учитывающие дорожно-транспортные и другие эксплуатационные факторы.

Данные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в таблицах 4 и 5, а категория условий эксплуатации автотранспортных средств — в таблице 6 РД 3112199-1082-02.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается путем умножения среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:

Hi = H x K1 x K2,

где H — среднестатистический пробег шины, тыс.

Установка автошин на транспорт.

При передаче шин в эксплуатацию (установке на автомобиль) их стоимость списывается с баланса на затраты учреждения. При этом может быть оформлен акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Решение о применении соответствующего документа должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

Далее для осуществления контроля за движением шин их учет ведется на забалансовом счете «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н). Указанные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Переданы автошины в эксплуатацию

1 401 20 272

1 109 хх 272

1 105 36 440

0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 36 440

0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 36 000

Приняты на забаланс автошины, установленные на автомобиль

Забалансовый счет 

Забалансовый счет 

Забалансовый счет 

В учетной политике учреждения необходимо закрепить, в какой оценке автошины будут учитываться за балансом. Возможны два варианта:

  • в условной оценке: 1 шина – 1 руб.;

  • по фактической стоимости приобретения шин.

Также в целях ведения учета сезонных шин к забалансовому счету целесообразно ввести дополнительные субсчета 09-1 «Шины летние» и 09-2 «Шины зимние», а также утвердить соответствующие документы по движению шин: накладную на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требование-накладную (ф. 0504204).

Порядок отражения в учете, а также документального оформления операций по замене шин (вследствие износа или посезонно) устанавливается в рамках формирования учетной политики.

Автономное учреждение культуры в рамках заключенного договора приобрело комплект летней резины на сумму 20 000 руб. Шины установлены на автомобиль взамен изношенных. Стоимость работ по шиномонтажу составила 1 500 руб. Все расходы производились за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В соответствии с учетной политикой указанные расходы относятся к прямым затратам.

В бухгалтерском учете отражены следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Приняты автошины к учету

4 105 36 000

4 302 34 000

20 000

Отгрузочные документы поставщика, приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)

Погашена задолженность перед поставщиком

4 302 34 000

4 201 11 000

Забалансовый счет 18

20 000

Выписка из лицевого счета автономного учреждения (ф. 0531963)

Отражены расходы на шиномонтаж

4 109 60 225

4 302 25 000

1 500

Акт приема-сдачи выполненных работ

Погашена задолженность перед автомастерской

4 302 25 000

4 201 11 000

Забалансовый счет 18

1 500

Выписка из лицевого счета автономного учреждения (ф. 0531963)

Переданы автошины в эксплуатацию

4 109 60 272

4 105 36 000

20 000

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Приняты на забаланс автошины, установленные на автомобиль взамен изношенных

Забалансовый счет 

20 000*

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

     *    Исходим из условия, что учетной политикой учреждения предусмотрено принятие на забалансовый счет  комплектующих к автомобилю по фактической цене приобретения.

С целью замены зимней резины на летнюю водителю со склада казенного учреждения культуры отпущен комплект шин в количестве 4 шт. Снятые с автомобиля зимние шины переданы на склад кладовщику. В соответствии с учетной политикой учреждения автошины принимаются на забаланс в условной оценке: 1 шина – 1 руб., а для учета сезонных шин применяются субсчета 09-1 «Шины летние» и 09-2 «Шины зимние».

В бюджетном учете отражены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Отражена замена зимней резины на летнюю (внутреннее перемещение автошин)

Забалансовый счет 09-1

м. о. л. – водитель

Забалансовый счет 09-1

м. о. л. – кладовщик

4

Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102)*

Забалансовый счет 09-2

м. о. л. – кладовшик

Забалансовый счет 09-2

м. о. л. – водитель

4

   *    В учетной политике учреждение вправе предусмотреть оформление движения шин между структурными подразделениями требованием-накладной (ф. 0504204).

Учет сезонных шин может быть организован без отражения операций на забалансовом счете путем приведения соответсвующей информации во внутреннем учетном документе (к примеру, в карточке работы автомобильной шины).

Налоговый учет автомобильных шин

Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.

Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, в состав амортизируемого имущества не включаются, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если происходит замена изношенных шин, то расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на основании п. 1 ст. 260 НК РФ.

Расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, то в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Дело в том, что сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:

  • остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
  • возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).

Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.

Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца. Ведь шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.

В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов.

Под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению. Сезонные шины под это определение не подпадают.

Следовательно, в целях налогообложения они не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. А значит, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.

В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница: сумма расходов по данным бухгалтерского учета меньше, чем сумма расходов по данным налогового учета (п. 12 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). На основании этой разницы формируется отложенное налоговое обязательство.

Пример 3. Используем условия предыдущих примеров.

В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит 77

864 руб. (3600 руб. x 24%) — сформировано отложенное налоговое обязательство.

Временная разница будет погашена при установке комплекта летней резины на автомобиль.

В теории…

Автомобильные шины, приобретаемые организацией, по своим характеристикам и предназначению являются оборотными активами, которые в бухгалтерском учете отражаются как материально-производственные запасы (МПЗ). Такой вывод следует из анализа положений п. 2 ПБУ 5/01 <1>, согласно которому в составе материальных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья при выполнении работ, оказании услуг.

<1> Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России 09.06.2001 N 44н.

Исключение составляют шины (в том числе и запасные), которые поступили в организацию вместе с приобретенными автомобилями. В этом случае стоимость автомобильных шин учитывается в первоначальной стоимости транспортных средств (ТС), и у бухгалтера нет необходимости учитывать стоимость шин отдельно. Объясняется это тем, что ТС, которые приобретены для эксплуатации, являются основными средствами (ОС), которые принимаются к учету как отдельные инвентарные объекты со всеми устройствами, принадлежностями и комплектующими, необходимыми для их эксплуатации (п. 6 ПБУ 6/01) <2>. Поэтому автомобильные шины как необходимые комплектующие учитываются в стоимости ТС. Аналогичные рекомендации по учету автомобильных шин, находящихся при транспортных средствах, содержатся в Инструкции <3> по применению Плана счетов.

<2> Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.<3> Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Возможно, читатель не согласится с данной позицией, обратив внимание автора на положения следующего абзаца п. 6 ПБУ 6/01, согласно которому при наличии у объекта нескольких частей с различным сроком полезного использования каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект

С точки зрения налогообложения этот порядок выгоден налогоплательщику, так как он позволяет разделять дорогостоящее имущество на несколько объектов и сразу списывать в учете те из них, стоимость которых не превышает 20 000 руб. (или иного установленного в учетной политике лимита), экономя на налоге на имущество.

Однако, согласитесь, учитывать автомобиль как основное средство без колес не логично, поскольку в такой комплектации он не способен приносить доход. А это является одним из условий принятия актива к учету как объекта ОС. Кроме того, с этого года согласно внесенным Приказом Минфина России N 147н <4> поправкам в ПБУ 6/01 для «разделения» инвентарного объекта недостаточно, чтобы сроки эксплуатации узлов и агрегатов были разными, они должны «существенно отличаться». Однако как определить такую «существенность», законодатель не указал. Это дает право организации в учетной политике установить свой уровень существенности. Если он будет невысоким, то у организации появляются налоговые риски в отношении расчетов с бюджетом по налогу на имущество. Во избежание этого, следуя общей методологии учета капитальных затрат, автомобильные шины, находящиеся на колесах ТС (в том числе и на запасном колесе), следует отражать в первоначальной стоимости автомобиля. В дальнейшем установленные на ТС шины, как и другие узлы, агрегаты и комплектующие, списываются на себестоимость оказываемых услуг через амортизационные отчисления в общем порядке исходя из установленного срока полезного использования ТС.

<4> Приказ Минфина России от 12.12.2005 N 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″.

Документальное оформление

Принятие активов к бухгалтерскому учету осуществляется на основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями, установленными ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ).

Если шины приобретаются в комплекте автомобиля, оформление отдельных первичных документов не предусмотрено. Принятие автомобиля к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, составленного по форме N ОС-1, на основании которой в бухгалтерии открывается инвентарная карточка на автомобиль по форме N ОС-6. В разд. 7 инвентарной карточки, в котором приводится краткая характеристика автомобиля, следует отразить информацию о комплекте шин.

Если автомобильные шины приобретаются отдельно, на основании отгрузочных документов поставщика (товарно-транспортной накладной формы N ТОРГ-12 или товарной накладной формы N 1-Т) оформляется приходный ордер по форме N М-4.

Отпуск шин со склада для установки на автомобиль оформляется требованием-накладной по форме N М-11.

Факт выбытия автомобильных шин отражается в акте на списание автомобильных шин. В связи с отсутствием унифицированной формы такого документа организация может его составить самостоятельно с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Для контроля за использованием автошин в период эксплуатации следует применять специальный документ, в котором отражается их техническое состояние. Это вызвано тем, что шины имеют свой ресурс пробега, после которого их необходимо заменять в целях безопасности дорожного движения. Также недопустимо эксплуатировать шины меньше срока, установленного соответствующими техническими нормативами.

Унифицированных форм первичных документов по учету автомобильных шин в настоящее время не предусмотрено. Единственная форма такого документа — карточка учета работы автомобильной шины — была установлена в Правилах эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р), которые утратили силу с 31 декабря 2007 г. в связи с истечением срока действия, установленного Распоряжением Минтранса России.

Поэтому организация должна самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике форму такого документа с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Заводить карточку следует и на шину, что поступила вместе с автомобилем, и на ту, которая установлена на автотранспортном средстве при его комплектации. Карточка ведется до выхода шины из строя.

В карточке учета работы шины при ее открытии указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается ее предыдущий пробег.

Карточка учета работы шин также может учитываться в качестве первичного документа — акта списания шины в утиль при подписании ее членами экспертной комиссии.

Материалы или основные средства?

Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.

Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).

Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).

Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.

Особенности организации учета автошин.

Внастоящее время основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила). Их действие было рассчитано на определенный срок – до 31.12.2007. Однако новый документ в этой области не был издан, и Минюст дал предписание руководствоваться им и дальше (Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609).

Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин. Смотрите, например, Порядок УИС.

Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).

В порядке, помимо всего прочего, рекомендуем прописать перечень первичных учетных документов по оформлению движения автомобильных шин в учреждении. К ним, в частности, относятся документы:

  • подтверждающие принятие шин к учету: приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505) с приложенными к нему квитанциями, БСО, кассовыми и товарными чеками и т. д.;
  • по внутреннему перемещению шин: накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требование-накладная (ф. 0504204);
  • по учету шин, выданных в эксплуатацию: карточка учета работы автомобильной шины. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо применять форму карточки, которая приведена в приложении 12 к Правилам или, если учреждение находится в ведении ФСИН, в приложении 13 к Порядку УИС. Этот документ будет также подтверждать обоснованность замены шин;
  • подтверждающие замену шин: акт приема-сдачи выполненных работ, составленный в произвольной форме;
  • подтверждающие списание непригодных к эксплуатации шин с учета: акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерская справка (ф.0504833).

При разработке порядка также следует обратить внимание еще на один важный документ – это Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы). В нем приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега шин

Отметим, что только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и списанию с учета.