Какой срок амортизации автомобиля в 2020 году

Срок полезного использования основных средств в 2020 году

Итак, установление этого показателя необходимо в конечном итоге для определения прибыли.

Бухучет: СПИ устанавливается компанией – владельцем самостоятельно. Основание – Классификатор или техдокументация.

Налоговый учет: обособленная классификация и срок по ней может отличаться от соответствующего бухгалтерского показателя.

СПИ утверждается приказом возглавляющего предприятие лица. Форма произвольна.

Срок использования неизменен, за исключением случая модернизации.

Классификатор и группы

Этот документ утвержден постановлением от 1 января 2002 года Правительства РФ. Но с 12.05.18 г. некоторые коды изменились. К основным средствам из этого дополнения, поставленным на учет с начала 2020-го, надо применить скорректированный Классификатор.

В случае представления в этом документе обобщающей категории раздела необходимо в ОКОФ уточнить перечень составляющих его ОС.

Важно безошибочно выявить амортизационную группу ОС. Тогда однозначно определится диапазон СПИ

Если он будет найден неверно, это повлечет ошибки в расчетах амортизационных отчислений и налога на прибыль

Тогда однозначно определится диапазон СПИ. Если он будет найден неверно, это повлечет ошибки в расчетах амортизационных отчислений и налога на прибыль.

Как определить и узнать?

С помощью расшифровки устанавливается минимальный срок службы для каждого конкретного ОС.

Организация имеет право самостоятельно установить СПИ закупленного актива. Это позволяет своевременно обновлять ОС в ногу с техническим прогрессом.

Методика и порядок

Код приобретенного ОС находится по классификатору «ОК 013 – 2014» (приказ Росстандарта от 12 декабря 2014 г. №2018 – ст) 

По этому параметру среди кодов ОКОФ первой колонки Классификатора выявляется номер амортизационной группы. Тогда легко установить нормативный срок закупленного актива.

Пример:

Приобретена компьютерная техника. В ОКОФ она имеет код 330.28.23.23 из перечня «Машины офисные прочие». По этому параметру выяснилось, что ОС находится во 2 амортизационной группе. СПИ по Классификатору 2-3 года. Предприятие устанавливает из этого диапазона период использования на свое усмотрение. К примеру, 2 года 6 месяцев или 30 месяцев. Этот СПИ прописывается в приказе по организации.

Приобретение ОС, бывшего в использовании

На основании предоставленной документации СПИ по Классификатору уменьшается на количество месяцев эксплуатации бывшим владельцем как для бухучета, так и для налоговой отчетности.

Формула расчета срока службы выглядит так: СПИ = СРОК исходный – СРОК фактический

Если ОС закуплено у физлица или документов о прошедшем периоде использования нет, то уменьшать СПИ нельзя.

Бухучет: его длительность предприятие определяет самостоятельно. Срок фактической эксплуатации удостоверять не требуется.

Налоговый учет: подтверждающие документы являются обязательным условием. Если они не могут быть предоставлены, СПИ устанавливается по Классификатору в обычном порядке. Корректировка срока возможна исключительно в границах диапазона своей группы амортизации.

Если ОС весь период, установленный по Классификатору, или даже дольше, эксплуатировалось продавцом, организация определяет СПИ такого актива, опираясь на требования техники безопасности и пр.

Закупленные б/у объекты будут проходить в учете по той же группе амортизации, по которой учитывались предыдущим владельцем.

Если ОС нет в классификаторе

СПИ выявляется по рекомендациям изготовителя с опорой на технические условия.

Если отсутствует какая-либо техдокументация или приобретенное ОС не упомянуто в Классификаторе, возможны следующие варианты:

  • запрос в Минэкономразвития;
  • допускается расчет амортизации по единым правилам.

Для ОС в лизинге

Правовой основой служит Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ.

Важно определиться, на балансе какого участника лизинговых отношений ОС будет учитываться. По закону собственником объекта, переданного в пользование, является лизингодатель, хотя фактически актив использует лизингополучатель. Однако в договоре обязанность учета на своем балансе может быть переопределена

И таковым окажется лизингополучатель

По закону собственником объекта, переданного в пользование, является лизингодатель, хотя фактически актив использует лизингополучатель. Однако в договоре обязанность учета на своем балансе может быть переопределена. И таковым окажется лизингополучатель.

Сторона, учитывающая ОС, занимается определением СПИ:

  • В 1 случае собственник не менялся и учет ведется в том же режиме.
  • Во втором – как при оприходовании ОС.

Определяем амортизационную группу легкового авто

Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.

Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.
Сложнее всего определиться с амортизационной группой респектабельных с объемом двигателя до 3,5 л. Так, сомнения могут появиться, в частности, при покупке Audi A8 или Nissan Teana. К какому классу их отнести: к высшему или иному? В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет.

Внимание!

Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст

259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ).

Специальный транспорт

В зависимости от области использования спецтехника делится на следующие группы:

  1. от семи до девяти лет – мусоровозы, гидроподъемники;
  2. от пяти до семи лет – техника коммунальных служб, катафалки, машины с нефтепродуктами или газом, техника различных служб;
  3. от трех до пяти лет – прочие спец. автомобили.

Читайте в следующей статье об отличиях срока гарантии и эксплуатации.

Например, нужно рассчитать СПИ поливомоечной машины тротуарной.

Данный вид транспорта относится к спецтехнике коммунальных служб, то есть к 4 амортизационной группе.

Его СПИ составит от пяти до семи лет.

Законодательство позволяет установить СПИ в бухгалтерском учете соответствующий сроку, определенному в налоговом учете при использовании Классификации ОС.

Это очень удобно в применении, так как одинаковый СПИ позволяет свести к минимуму расхождения в налоговой и бухгалтерской документации.

Также рекомендуем к прочтению:

Поделиться с друзьями:

Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов

Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.

Вид транспортного средства

Срок полезного использования

Амортизационная группа

Длиной не более 7,5 м

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м включительно

Свыше 5 лет до 7 лет включительно

Особо большие — длиной свыше 16,5 м до 24 м включительно

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Автомобиль грузовой

Грузовик грузоподъемностью до 0,5 т

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

и общего назначения

Грузовики общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Тягачи седельные

Иные автомобили: грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)

Свыше 5 лет до 7 лет включительно

При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2 — 4 паспорта транспортного средства (ПТС) (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1)

Если в строке 4, к примеру, указан тип «С», в строке 3 написано «Грузовой», а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это «3», то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть. К примеру, просто написано «Mercedes-Benz Actros». Тогда надо смотреть на строки 3 и 4.

Примечание Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на «Соболь-Баргузин» встречаются такие варианты: «грузо-пассажирская», «специализированное пассажирское ТС 6 мест», «универсал» и т.д.

Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.

Иногда из строк 2 или 3 следует, что автомобиль не легковой (грузовой, автобус, специальный и т.п.), а в строке 4 ПТС стоит категория «В». Некоторые бухгалтеры считают, что такая категория означает, что автомобиль легковой. Ведь для его управления требуются обычные права! Некоторым организациям удавалось в суде отстоять такую позицию. К примеру, однажды суд счел автомобили легковыми лишь потому, что в их ПТС была указана категория «В» (Постановление ФАС МО от 14.01.2011 N КА-А40/17115-10). Но это редкость. Категория «В» у транспортного средства вовсе не означает, что перед нами легковой автомобиль. На что прямо указывают другие суды (Постановления ФАС СКО от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122; ФАС УО от 24.11.2011 N Ф09-7735/11). Кстати, Минфин, ссылаясь на одно из Определений ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-11908/09), прямо указывает, что ГАЗ-2705 («Газель-Бизнес») относится к категории грузовых автомобилей (несмотря на то, что в строке 4 ПТС таких машин указана именно категория «В») (Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251). И все эти споры далеко не праздные. Как вы, наверное, знаете, тип транспортного средства очень важен и при расчете транспортного налога. Так, при одинаковой мощности двигателя, к примеру от 100 до 150 лошадиных сил, базовая ставка для легковушки — 3,5 руб. на 1 лошадиную силу, для автобуса — 5 руб/л. с., для грузовика — 4 руб/л. с. (Пункт 1 ст. 361 НК РФ).

Примечание Базовые ставки транспортного налога могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта РФ (но не более чем в 10 раз) (Пункт 2 ст. 361 НК РФ).

В категорию «В», помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши «Газель», «Соболь-Баргузин» или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не «1» и не «2», то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й. Если же вторая цифра — «2», то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра «7» в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе.

Внимание!

Тип транспортного средства напрямую влияет не только на срок его полезного использования, но и на величину транспортного налога.

Кстати, специалисты налоговых органов не прочь поиграть с законом, разворачивая его то в одну, то в другую сторону, в зависимости от того, что им выгодно в конкретной ситуации. Так, требуя транспортный налог с владельцев спорных «Газелей» и «Соболей», они будут настаивать на том, что эти машины не имеют никакого отношения к легковым.

Перечень объектов ОС

Выдержка из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1:

Вторая группа

(имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно)

Машины и оборудование

Код ОКОФ Наименование Примечание
330.25.73.50 Формы литейные; опоки для литья металлов; поддоны литейные; модели литейные
330.26.51.66 Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля, не включенные в другие группировки оборудование для контроля технологических процессов
330.28 Машины и оборудование, не включенные в другие группировки оборудование буровое нефтепромысловое и геолого-разведочное
330.28.13.1 Насосы для перекачки жидкостей; подъемники жидкостей насосы артезианские и погружные
330.28.22.11.190 Подъемники, не включенные в другие группировки подъемники мачтовые строительные
330.28.22.14.125 Краны грузоподъемные стрелкового типа
330.28.22.18 Оборудование грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное прочее грейферы; приспособления и устройства грузозахватные, оснащение монтажное, приспособления навесные для уплотнения грунтов, используемые при строительстве; конвейеры ленточные передвижные с прорезиненной лентой
330.28.22.18.180 Оборудование погрузочно-разгрузочное для прокатных станов, не включенное в другие группировки валки опорные
330.28.22.18.180 Оборудование погрузочно-разгрузочное для прокатных станов, не включенное в другие группировки валки опорные
330.28.22.18.244 Погрузчики-измельчители силоса и грубых кормов машины для заготовки грубых кормов
330.28.22.18.245 Стогометатели
330.28.22.18.390 Оборудование подъемно-транспортное и погрузочно-разгрузочное прочее, не включенное в другие группировки питатели ленточные стационарные
330.28.23.23 Машины офисные прочие включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей
330.28.29.12 Оборудование и установки для фильтрования или очистки жидкостей гидроциклоны однокорпусные; батареи гидроциклонов
330.28.29.22.190 Устройства механические для разбрызгивания, рассеивания или распыления прочие, кроме сельскохозяйственных питатели (без лабораторных)
330.28.30.51 Косилки (включая устройства режущие для установки на тракторе), не включенные в другие группировки
330.28.30.52 Машины сеноуборочные плющилки тракторные; волокуши тракторные; грабли конные и тракторные; ворошилки; установки искусственного досушивания сена и машины для заготовки грубых кормов прочие
330.28.30.53 Прессы для соломы или сена, включая пресс-подборщики
330.28.30.83 Оборудование для приготовления кормов для животных
330.28.30.86.110 Оборудование для сельского хозяйства, не включенное в другие группировки оборудование специальное технологическое для животноводства и кормопроизводства
330.28.41.24.190 Станки для прочих видов обработки металлов резанием оборудование немеханизированное, ручная аппаратура для кислородной резки металлов и сменные машинные резаки
330.28.91.11.120 Ковши для металлургического производства
330.28.92.11 Подъемники и конвейеры непрерывного действия для подземных работ
330.28.92.12.190 Машины проходческие прочие оборудование для горнодобывающих производств (машины бурильные, пневмоударники, оборудование навесное бурильное; машины и оборудование для зарядки и забойки взрывных скважин; оборудование горноспасательное; аппаратура шахтной автоматизации, сигнализации и связи и другое оборудование)
330.28.93.13.149 Оборудование технологическое прочее для комбикормовой промышленности бункеры для сухих и влажных кормов
330.28.93.17.112 Машины для измельчения и нарезания
330.28.99.39.160 Оборудование фонтанное и газлифтное
330.30.20.31.120 Оборудование путевое для контроля и ремонта железнодорожных путей машины и инструменты для работы с отдельными элементами верхнего строения пути
330.32.50 Инструменты и оборудование медицинские технологическая оснастка для протезной промышленности

Средства транспортные

310.29.10.59.270 Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами подъемники грузопассажирские

Инвентарь производственный и хозяйственный

220.42.99.12 Сооружения для занятий спортом и отдыха

Насаждения многолетние

520.00.10.08 Прочие культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, не включенные в другие группировки

Дополнительно

К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?

Материалы по теме «Амортизационная группа»

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы — определение срока полезного использования объекта.

Если на балансе компании есть автомобиль представительского класса, то у бухгалтера возникает вопрос: как выбрать амортизационную группу?

Как начисляется амортизация в бухучете

Для начисления амортизации по ОС применяются следующие способы (п. 18 ПБУ 6/01):

  1. Линейный.
  2. Уменьшаемого остатка.
  3. По сумме чисел лет полезного использования.
  4. Пропорционально объему продукции.

Для начисления амортизации по НМА применяют все вышеуказанные методы, кроме 3-го (п. 28 ПБУ 14/2007).

Амортизацию в бухгалтерском учете необходимо осуществлять ежемесячно.

ВАЖНО! Организации с упрощенным бухучетом самостоятельно выбирают периодичность начисления амортизации по ОС. При этом они также вправе начислять ее 1 раз в год (на 31 декабря)

Амортизацию по хозяйственному и производственному инвентарю такие фирмы принимают равной первоначальной стоимости актива в момент его принятия к учету (п. 19 ПБУ 6/01).

Надо учитывать, что амортизация:

  • возникает с месяца, следующего за принятием основного средства и НМА к учету;
  • прекращается с месяца, следующего после выбытия основного средства, НМА или полного списания первоначальной стоимости по ним;
  • не производится в период консервации ОС (на срок более 3 месяцев) или их восстановления (на срок свыше 12 месяцев).

Об особенностях начисления амортизации по ОС см. нашу статью.

Кто и как начисляет амортизацию, если ОС передано в аренду? Ответ на этот вопрос вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе бесплатно и переходите в материал.

Рассмотрим формулы начисления годовой амортизации (на примере ОС):

Линейный способ:

Аос = ПС (ВС) × Н,

где: Н — норма амортизации (1 / СПИ × 100%);

Аос — годовая амортизация по ОС;

ПС — первоначальная стоимость актива;

ВС — восстановительная стоимость актива;

СПИ — срок полезного использования.

Пример 1

Организация приобрела компьютер первоначальной стоимостью 70 000 руб. Дата ввода в эксплуатацию — 04.07.2016. Срок полезного использования — 3 года. Учетной политикой предусмотрен линейный способ расчета амортизации.

Организации следует начислять амортизацию с 01.08.2016.

Определим норму амортизации: Н = 1 / 3 × 100% = 33,33%.

Годовая сумма Аос = 70 000 × 33,33% = 23 333,33 руб.

Сумма ежемесячной Аос = 23 333,33 × 1/12 = 1 944,44 руб.

Способ уменьшаемого остатка:

Аос = ОС × Н × К,

где: ОС — остаточная стоимость актива;

К — повышающий коэффициент со значением ≤ 3 (устанавливается организацией).

Пример 2

Воспользуемся условиями из примера 1. При этом учетной политикой для расчета амортизации предусмотрен способ уменьшаемого остатка. Значение повышающего коэффициента установлено на уровне 2.

1-я амортизация будет начислена за август 2016 года. При этом остаточная стоимость актива будет равна первоначальной в связи с тем, что ранее амортизация не начислялась.

Таким образом:

Н = 33,33% (из примера 1).

ОС = 70 000 руб.

К = 2.

Годовая Аос = 70 000 × 33,33% × 2 = 46 662 руб.

Аос за август = 46 662 × 1 / 12 = 3 888,5 руб.

Далее определим Аос за сентябрь.

ОС следует рассчитать по формуле: ПС – Аос (начисленная ранее).

ОС = 70 000 – 3 888,5 = 66 111,5 руб.

Годовая Аос = 66 111,5 × 33,33% × 2 = 44 069,93 руб.

Аос за сентябрь = 44 069,93 × 1 / 12 = 3 672,49.

Расчеты за следующие месяцы производятся аналогично.

Способ по сумме чисел лет полезного использования:

Аос = ПС (ВС) × СПИо / СПИс,

где: СПИо — остаток срока полезного использования;

СПИс — сумма чисел лет полезного использования.

Пример 3

Исходные условия — из примера 1. Учетной политикой предусмотрен способ начисления амортизации по сумме чисел лет полезного использования.

Определим сумму чисел лет полезного использования (СПИс): 1 + 2 + 3 = 6.

СПИо в первый год эксплуатации = 3.

Годовая Аос = 70 000 × 3 / 6 = 35 000 руб.

Аос за август = 35 000 × 1/12 = 2 916,67 руб. (это значение Аос будет неизменно на протяжении 1-го года использования компьютера).

Аос на 2-й год будет исчисляться исходя из СПИо = 2.

Годовая Аос = 70 000 × 2 / 6 = 23 333,33 руб.

Аос = 23 333,33 × 1 / 12 = 1 944,44 руб.

Амортизация за следующие периоды будет рассчитываться по приведенному алгоритму с учетом оставшихся лет использования актива.

Расчет исходя из объема продукции:

Аос = О × ПС / Оспи,

где: О — фактический объем продукции (работ);

Оспи — прогнозный объем продукции (работ) за весь срок полезного использования.

Пример 4

Исходные условия — из примера 1. Способ начисления Аос — в зависимости от объема продукции. В августе компьютером было протестировано 15 программных продуктов, в сентябре — 10. Запланированный ресурс для данного компьютера — тестирование 400 программных продуктов.

Определим Аос за август. При этом О = 15, Оспи = 400.

Аос = 15 × 70 000 / 400 = 2 625 руб.

Определим Аос за сентябрь. При этом О = 10, Оспи = 400.

Аос за сентябрь = 10 × 70 000 / 400 = 1 750 руб.

И так далее.

О нюансах расчета и начисления амортизации для НМА см. в статье «Правила начисления амортизации внеоборотных активов».

Методы расчета в организации в бухгалтерском учете

Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.

В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01  предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:

  1.  Линейный;
  2. Уменьшаемого остатка – ускоренный;
  3. По сумме чисел лет срока использования;
  4. Пропорционально объему продукции, услуг, работ.

Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.

Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств. Рекомендуем:

Рекомендуем:

  • Онлайн калькулятор для расчета амортизации авто.
  • Также можно рассчитать стоимость 1 км пробега автомобиля в онлайн калькуляторе.

Как рассчитать линейным способом?

Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.

Методика расчета:

Определяется норма амортизации в год или месяц:

Пример

Исходные данные:

Организация купила легковой автомобиль объемом двигателя до 3.5 л.

Стоимость, по которой машина принята к учету, равняется 554 000.

В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается по налоговой Классификации. Данный тип транспортного средства относится к 3 амортизационной группе, для него может быть установлен срок от 3 до 5 лет.

Организация приняла решения установить для автомобиля СПИ = 48 месяцев (4 года).

Для амортизационных отчислений выбран линейный метод.

Расчет:

Норма А. = 1 / 48 * 100 = 2,08%.

Ежемесячная А. = 554 000 * 2,08% = 11523,20.

Ускоряющий коэффициент

Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.

Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.

За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.

Методика расчета:

Определяется норма амортизационных отчислений.

В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.

Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.

Пример при лизинге

Исходные данные:

Организация в декабре 2019 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.

По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.

Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.

Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.

Начисление начинается с 1 января 2020 года.

Расчет:

Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%.

1-й год:

Стоимость ост. = 350 000.

Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.

Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445.

2-й год:

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655.

Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.

Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481.

3-й год:

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881

Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922.

Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160.

Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.

Как посчитать по километражу машины?

Чтобы учесть пробег машины и пройденные километры, можно использовать для расчета метод списания стоимости пропорционально объему работ.

В этом случае будет учтена нагрузка, оказываемая на автомобиль в процессе использования.

Для расчета амортизационных отчислений по километражу нужно знать первоначальную стоимость и нормативный пробег за время службы.

Методика расчета:

Определяется норма отчислений на 1 километр.

Пример начисления на 1 км пробега авто

Исходные данные:

Организация купила грузовой автомобиль, первоначальная стоимость составила 900 000.

Срок полезного использования – 7 лет.

Нормативный пробег = 180 000 километров.

За первый месяц автомобиль проехал 2000 километров, за второй – 1500 и т.д.

Расчет:

Норма А. = 900 000 / 180 000 = 5 руб./км

А. в 1 месяц = 2000 * 5 = 10 000.

А. во 2 месяц = 1500 * 5 = 7 500.

и т.д.

Проводки

Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.

Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.

Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат.

Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.

Проводки по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.

Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 смотрите здесь.

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п
Амортизационная группа
СПИ, лет
Вид транспорта
1
2
от двух до трех

Грузопассажирские подъемники с платформами
2
3
от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3
4
от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4
5
от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.

Входят ли автомобили в реестр основных средств?

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.
  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года;

компания не собирается перепродавать объект;
в будущем планируется получение прибыли от объекта.