Ст. 23 нк рф (2017): вопросы и ответы

Имущество

Содержание

Плательщики-физлица, кроме обязанностей, предусмотренных в ст. 23 ч. 1 НК РФ, должны сообщать в налоговый орган о наличии у них недвижимости/транспортных средств, признаваемых по законодательству в качестве объектов обложения. Информирование осуществляется по месту проживания или расположения имущества при не получении соответствующих уведомлений и, соответственно, неуплаты сборов по нему за время владения. Данное сообщение вместе с копиями правоустанавливающих документов на недвижимость или бумагами, подтверждающих регистрацию ТС, направляется однократно до 31 декабря периода, идущего за прошедший отчетный год. Информирование налогового органа не осуществляется, если лицо:

  • Получало уведомления об уплате.
  • Пользовалось налоговой льготой.

Признаки плательщиков

В качестве таких субъектов выступают граждане и юрлица, на которых, согласно Налоговому кодексу, возлагается обязанность осуществлять регулярные отчисления в бюджет. Филиалы и прочие обособленные подразделения отечественных организаций уплачивают налоги по месту своего расположения. Обязанности, сформулированные в ст. 23 НК РФ, возникают, прекращаются или изменяются при наличии оснований, установленных в Кодексе и прочих отраслевых нормах, то есть, если существует объект налогообложения. В качестве него, по ст. 38, могут выступать:

  1. Операции по реализации работ/услуг/изделий.
  2. Прибыль/доход.
  3. Имущество.
  4. Стоимость проданных товаров, реализованных работ/услуг.
  5. Другой объект, обладающий стоимостной, физической или количественной характеристикой.

Сведения о подразделениях

Помимо обязанностей, приведенных в п. 1 ст. 23 НК РФ, плательщики должны предоставить сведения об обособленных структурных единицах отечественной компании, созданных в пределах территории России. Исключением выступают представительства и филиалы. Об изменениях в сведениях об обособленных структурных единицах следует проинформировать:

  1. Не позже месяца с даты образования подразделения.
  2. В течение 3-х дн. с момента изменения данных об обособленной структурной единице.

Кроме того, плательщик, наряду с исполнением обязанностей по п1 ст. 23 НК РФ, должен сообщить сведения обо всех подразделениях, через которые прекращается работа организации (которые ею закрываются):

  1. В трехдневный срок с даты принятия о завершении деятельности через представительство/филиал (или их закрытии).
  2. В течение 3-х дн. со дня окончания работы организации через обособленное подразделение (ликвидации структурной единицы).

Отправка сообщений

В п. 7 ст. 23 НК РФ указано, что уведомления, предусмотренные в рассматриваемой норме кодекса, могут направляться через представителя или лично, заказной корреспонденцией, в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи или из личного кабинета субъекта. Форматы и формы сообщений, вне зависимости от носителя, на которых они представлены, порядок их заполнения утверждаются исполнительной федеральной структурой, уполномоченной в сфере контроля и надзора по сборам и налогам. Если уведомления направлены с помощью каналов телекоммуникационной связи, они должны заверяться усиленной электронной квалифицированной подписью заявителя или его представителя. Порядок предоставления указанных сообщений определяется исполнительным (федеральным) органом уполномоченным осуществлять надзор и контроль в сфере обложения.

Налоговые агенты

Они также рассматриваются в качестве участников соответствующих правоотношений. К налоговым агентам относят лиц, на которых, согласно НК, возлагаются обязанности по начислению, удержанию у плательщика и перенаправлению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К примеру, в качестве таких субъектов выступают работодатели. Они осуществляют начисление и удержание, а также перечисление во внебюджтеный фон ли бюджет соответствующего уровня (федеральный/региональный/муниципальный) сборов, взимаемых с зарплаты и прочих доходов сотрудников предприятия. Налоговым агентам предоставляются те же права, которые предусмотрены для плательщиков, если другое не устанавливается Кодексом.

Другой комментарий к Ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Как определено в п. 1 ст. 24 Кодекса, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

2. В соответствии с п. 2 ст. 24 Кодекса налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом.

Права налогоплательщиков предусмотрены ст. 21 Кодекса (см. комментарий к ст. 21 Кодекса).

3. В пункте 3 ст. 24 Кодекса предусмотрены обязанности налоговых агентов.

В пункте 10 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9 разъяснено, что в соответствии со ст. 24 Кодекса налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 3 комментируемой статьи.

4. Как установлено п. 2 ст. 45 Кодекса, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Налоговые агенты же в соответствии с п. 4 ст. 24 Кодекса перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

Исходя из положений п. 2 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налоговым агентом с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогового агента, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налоговым агентом или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налоговым агентом в банк поручения на уплату налога этот налоговый агент имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налоговый агент не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

5. В пункте 5 ст. 24 Кодекса указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая ответственность налогового агента установлена: ст. 123 Кодекса — за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; пунктом 1 ст. 126 Кодекса — за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (см. комментарии к ст. 123 и 126 Кодекса).

Какие обязанности для налогоплательщиков предусматривает п. 1 ст. 23 НК РФ?

Основной обязанностью для всех налогоплательщиков по ст. 23 НК РФ является уплата налогов, а с 2017 года – и страховых взносов (подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Все налогоплательщики учитываются в налоговых органах с присвоением каждому отдельного ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) — он есть и у физлиц, и у компаний. Обязанность встать на учет в установленных законом случаях предписывает подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Налогоплательщики должны вести учет полученных доходов и объектов обложения налогами (транспорта, недвижимости, земли и т.д.) и страховыми взносами — эта обязанность возложена на них подп. 3 п. 1 и подп. 2 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Также необходимо отчитываться перед налоговиками, подавая налоговые декларации (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ), а по страховым взносам – расчеты (подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено обязательное представление контролерам годовой бухотчетности (если налогоплательщик обязан вести бухучет), а также книги доходов и расходов (их ведут ИП, частные нотариусы и адвокаты) — в случае поступления от налоговиков соответствующего запроса.

Если инспекторы посчитают необходимым запросить у налогоплательщика документы, содержащие информацию о том, как он рассчитал и уплатил налог или взносы, предоставить эти бумаги придется, так как эта обязанность предусмотрена подп. 6 п. 1 и подп. 4 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Для плательщиков страховых взносов аналогичная обязанность предусмотрена также в части сведений по застрахованным лицам (подп. 5 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

О том, какие документы по взносам будет запрашивать ИФНС, читайте в материале «Налоговая сможет истребовать документы по взносам для камералок».

В случае если контролеры выявят нарушения законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик обязан устранить их и выполнить все требования налоговиков, если они не противоречат закону (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Еще одна обязанность налогоплательщика — сохранять в течение 4-х лет бухгалтерские и налоговые документы, содержащие информацию о том, как рассчитаны налоги и подтверждающие их уплату (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для страховых взносов аналогичный срок установлен в большем размере: он равен 6 годам (подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Кроме перечисленных, налогоплательщик несет и иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах (подп. 9 п. 1 и подп. 8 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Ст. 23 НК РФ (действующая редакция)

В первом пункте указаны основные обязанности плательщиков:

  1. Отчислять установленные законом налоги.
  2. Вставать на учет в уполномоченных органах, если это предусматривается иными статьями кодекса.
  3. Осуществлять учет своих расходам/доходам в установленном порядке, если это предписывается законодательством.
  4. Предоставлять контрольному органу по месту учета декларации (расчеты), если это предусмотрено в кодексе.
  5. Направлять в налоговую инспекцию по адресу проживания частнопрактикующего нотариуса, индивидуального предпринимателя, адвоката, учредившего кабинет, по запросу КУДР и хозяйственных операций; по месту расположения юрлица представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность не позже 3-х мес. со дня окончания года. Исключением в последнем случае выступают организации, которые по ФЗ № 402 не обязаны вести бухучет либо являются религиозными объединениями, на которые за отчетные периоды не возлагалось налоговое бремя.
  6. Направлять в налоговые инспекции и должностным лицам документы, необходимые для расчета сборов, в установленном порядке и в случаях, которые предусмотрены в кодексе.
  7. Исполнять требования уполномоченной инстанции об устранении обнаруженных нарушений положений законодательства о налогах, не создавать препятствия для служащих контрольных структур исполнять их должностные обязанности.
  8. Обеспечивать на протяжении 4-х лет сохранность сведений налогового и бухгалтерского учетов, прочих документов, которые требуются для исчисления бюджетных платежей. К ним, в числе прочего, относят бумаги, подтверждающие расходные операции и поступление доходов (для ИП и организаций), выплату налогов, если другое не устанавливается кодексом.
  9. Осуществлять прочие обязанности, предусмотренные отраслевым законодательством.

Участие в иностранных компаниях

Ст. 23, 31 НК РФ касаются взаимодействия налоговой инспекции и плательщика. Первая, в частности, устанавливает обязанность уведомлять налоговую инспекцию по месту проживания/адресу расположения:

  1. О зарубежных фирмах, в отношении которых они выступают как контролирующие лица.
  2. Об учреждении зарубежных структур без создания юрлица. В налоговый орган также предоставляются сведения о фактическом праве на прибыль, которую получает такой субъект или контроле со стороны плательщика над ним. К таким случаям, в том числе, относят ситуации, когда лицо является учредителем или имеет фактическую возможность получать доход при его распределении.
  3. Об участии в зарубежных организациях, если доля превышает 10%. Определение последней осуществляется в порядке, сформулированном в ст. 105.2 кодекса.

Материальные ценности иностранной организации

Зарубежные предприятия, а также структуры, действующие без создания юрлица, имеющие имущество, которое относится к объектам обложения по ст. 374 Кодекса, обязаны в предусмотренном отраслевым законодательством порядке извещать налоговую инспекцию данные об участниках указанных хозяйствующих субъектов. Уведомление осуществляется по месту расположения материальных ценностей. Структурам, работающим без создания юрлица, надлежит сообщать данные об управляющих, учредителях и бенефициарах. В случае если у субъекта хозяйствования в наличии имеется несколько объектов, уведомление налогового органа осуществляется по адресу расположения одного из них по выбору плательщика.

Какие обязанности предусматривает ст. 23 НК РФ для российского налогоплательщика, если он приобрел долю участия в иностранной компании?

В этом случае он обязан сообщить налоговикам о своем участии, если его доля в иностранной компании более 10% (п. 3.1 ст. 23 НК РФ). Сроки для подачи сведений указаны в ст. 25.14 НК РФ.

Важно! Расчет доли участия в иностранной компании определяется с учетом требований, установленных ст. 105.2 НК РФ

П. 3.1. ст. 23 НК РФ обязывает также сообщать налоговикам следующую информацию:

  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, контроле над ними или праве на доход, получаемый такой структурой;
  • о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

Важно! На отношения, возникшие с 01.01.2015, применяется обновленное понятие КИК и расширенное определение контролирующего лица в связи с изменениями, внесенными в ст. 25.13 НК РФ законом от 08.06.15 № 150-ФЗ

Что нужно знать налогоплательщику об обязанности, предусмотренной п. 5.1 ст. 23 НК РФ?

В соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ те налогоплательщики, в обязанность которых входит представление налоговых деклараций в электронной форме, должны осуществлять электронное взаимодействие с налоговыми органами в следующем порядке:

  • В течение 10 дней после возникновения такой обязанности обеспечить возможность получения информации от налоговиков в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Если подобное взаимодействие происходит через представителя налогоплательщика, то на представителя должен быть оформлен соответствующий ключ электронной подписи, а документ, подтверждающий полномочия представителя, необходимо направить в ИФНС в бумажном виде или по ТКС не позже 3-х дней с даты возникновения таких полномочий.
  • Передавать инспекторам квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом.

Если эти обязанности игнорировать, возможно приостановление операций по банковским счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ).

Важно! Отчитываться в электронном виде по налогам обязаны налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (п. 3 ст

80 НК РФ), а также налогоплательщики НДС (в том числе налоговые агенты) и лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ. Отчетность по страховым взносам в электронном виде должны представлять их плательщики, имеющие среднесписочную численность более 25 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ).

О процедуре блокировки счетов читайте в публикации «Ст. 76 НК РФ (2016): вопросы и ответы».

Кого затрагивают положения п. 2 и п. 2.1 ст. 23 НК РФ?

П. 2 ст. 23 НК РФ устанавливает дополнительные обязанности для ИП и организаций, а именно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения (для ИП — по месту жительства) информацию об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10%. Для этого установлен срок — не позднее 1 месяца со дня начала такого участия (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не требуется, если налогоплательщик стал участником хозяйственного товарищества или ООО.

Если налогоплательщик создал на территории РФ обособленное подразделение, об этом тоже требуется сообщить контролерам в течение 1 месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). О создании филиала или представительства извещать не нужно.

Этим же подпунктом предусмотрена обязанность для налогоплательщика сообщать обо всех изменениях, связанных с обособленными подразделениями в части ранее переданных налоговикам сведений. На это отводится всего 3 дня со дня изменения соответствующих сведений.

В случае закрытия обособленного подразделения срок на подачу таких сведений тоже составляет 3 дня (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрел дополнительные обязанности для ИП и организаций, то п

2.1 не обошел вниманием физлиц. Если они на основании налогового уведомления уплачивают имущественные налоги и такое уведомление не получено, они обязаны сообщить инспекторам о наличии у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств

Нужно не только сообщить об этих объектах до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, но и приложить копии правоустанавливающих документов. От указанных действий физлицо освобождается, если ему предоставлена соответствующая льгота, позволяющая не платить налог.

Подробнее об этой обязанности физлиц читайте в статье «Ст. 31 НК РФ (2015-2016): вопросы и ответы».

Обязанности агентов

Этим субъектам налоговых правоотношений надлежит:

  1. Своевременно и правильно осуществлять исчисление, удержание из средств, которые выплачиваются плательщиками, направлять во внебюджетные и бюджетные фонды соответствующего уровня налоги.
  2. Не позже месяца сообщать письменно в контрольную инстанцию по адресу постановки на учет о невозможности осуществить списание с дохода и сумме задолженности.
  3. Вести учет поступлений налогоплательщика, удержанных и направленных в бюджетные/внебюджетные фонды обязательных платежей, в том числе индивидуально по каждому лицу.

В случае невыполнения указанных обязанностей или ненадлежащего их исполнения налоговые агенты несут ответственность по установленному в законодательстве порядку.

Комментарий

Комментируемая статья содержит положения, направленные на закрепление обязанностей налогоплательщиков.

Основные обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) прямо закреплены в статье 23 НК РФ. Данная статья преду-сматривает возможность установления иных обязанностей налогоплательщиков — они должны прямо следовать из других норм НК РФ.

Налогоплательщики, в частности, обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, обязаны своевременно представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также вести в установленном порядке учет доходов, расходов и объектов налогообложения (см. Постановление ФАС Центрального округа от 11.12.2012 № А64-1340/2012).

Все предусмотренные НК РФ обязанности налогоплательщиков являются частью закрепленной статьей 57 Конституции РФ обя-занности платить законно установленные налоги и сборы.

В связи с этим следует учитывать, что, если конкретная обязанность налогоплательщика прямо не указана в НК РФ, такая обязан-ность отсутствует.

Например, НК РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Аналогичная позиция указана в письме Минфина России от 22.08.2012 № 03-02-07/1-202.

ФНС России в письме от 29.12.2006 № ШТ-6-09/1275@ отметила, что для физических лиц НК РФ не предусмотрена обязанность со-общать в налоговый орган по месту жительства об участии в российских и иностранных организациях.

ФНС России считает, что обязанность подавать сообщение в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ возникает в случае, если физическое лицо участвует в российских и иностранных организациях в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 4 статьи 66 ГК РФ могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере.

В письме Минфина России от 18.06.2010 № 03-01-10/2-48 указано, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации о наличии оснований и результатах при-менения налоговых льгот.

В письме Минфина России от 24.07.2009 № 03-02-07/1-385 отмечено, что НК РФ не предусмотрена обязанность представления на-логоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Следует отметить, что в статье 23 НК РФ не указана обязанность налогоплательщика проявлять должную осмотрительность к контрагентам.

Однако согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом

Как указано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 № 09АП-34876/2012, проявление налогоплательщиком при вступлении в отношения с контрагентами должной осмотрительности и осторожности осуществляется в пределах обычной практики по заключению гражданско-правовых договоров. Учитывая, что на законодательном уровне нигде не раскрыто это понятие, суд посчитал, что налогоплательщиком должная осмотрительность проявлена: при заключении договора с контрагентами он запрашивал пакеты документов, включая устав, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации, решения учредителей о создании общества, имеется копия паспорта учредителя общества

Кто обязан выполнять требования статьи 23 НК РФ?

Большинству из нас рано или поздно приходится платить установленные законодательством налоги и сборы. Физлица — собственники транспорта, земли или недвижимости — ежегодно уплачивают имущественные налоги, а при реализации этого имущества обязаны отчитаться в ИФНС и уплатить налог с полученных доходов.

Юрлица и ИП помимо имущественных уплачивают ряд других налогов и сборов (налог на прибыль или НДФЛ, НДПИ, НДС и др.), а также обязаны отчитываться об этом в налоговые органы.

С 2017 года работодатели, имеющие наемных работников, начисление и уплату страховых взносов также осуществляют по правилам НК РФ.

Об этих и ряде других налоговых обязанностей рассказывает ст. 23 НК РФ. Ниже поговорим об этом подробнее.

О том, по какой форме и в какие сроки сдается первая отчетность по страховым взносам в ИФНС, читайте в публикации «Официально опубликован расчет по взносам – 2017».

Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязанностей ст. 23 НК РФ?

Помимо перечисления обязанностей, возлагаемых на налогоплательщиков, плательщиков сборов и страховых взносов, ст. 23 НК РФ (п. 5) определяет, что невыполнение этих обязанностей повлечет законодательно установленную ответственность.

Неуплата или неполная уплата налогов — одно из самых распространенных нарушений, за которое предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченных налогов (п. 1 ст. 122 НК РФ). С 2017 года этот штраф касается и страховых взносов.

Вторым по распространенности является штраф за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) — эта обязанность предусмотрена подп. 4 п. 1 и подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Ответственность за это названа в п. 1 ст. 119 НК РФ. В этом случае штраф может составить 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (но не более 30% от указанной суммы и не менее 1 000 руб.).

Нередки случаи применения санкций по п. 1 ст. 116 НК РФ — за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае штраф составит 10 000 руб. А по п. 2 ст. 116 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий деятельность без постановки на учет, будет обязан уплатить 10% от доходов за всё время такой деятельности (но не менее 40 000 руб.).

И это не исчерпывающий список штрафов при невыполнении обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если налогоплательщик не представил контролерам предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах сведения (при отсутствии признаков других налоговых правонарушений), ему грозит штраф по 200 руб. за каждый непредставленный документ. А согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление лицом сведений налоговому органу (кроме случаев, описанных в ст. 126) предусмотрен штраф 5 000 руб., при повторном нарушении в течение календарного года — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). С 01.01.2017 применяется ответственность в виде 20%-ного штрафа от суммы неуплаченного налога по имуществу, о наличии которого физлицо, не получившее уведомление о его уплате, должно было уведомить ИФНС (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Декларация

Вопросы, касающиеся сдачи документа в налоговый орган, разъясняются в п. 5.1 ст. 23 НК РФ. В частности, субъекты, на которых возлагается обязанность предоставлять налоговый расчет (декларацию) в электронном виде, обязаны обеспечить ее получение уполномоченной структурой в указанной форме по каналам телекоммуникационной связи. Ст. 23, пункт 5.1 НК РФ предписывает, что сдача отчетности осуществляется через оператора оборота документов, которые применяются налоговой инспекцией при реализации полномочий в рамках отношений, регламентируемых отраслевым законодательством. Плательщики обязаны предоставить квитанцию о том, что декларация (расчет) была принята в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи. В положении 5.1 ст. 23 НК РФ предписано, что сделать это необходимо в течение шести дней с даты отправки.

Права налогоплательщиков РФ

НК РФ содержит достаточно широкий круг прав для лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы.

  1. Право обладать информацией об установленных на российской территории налогах и сборах. Граждане имеет право получать всю интересующую их информацию по налоговому законодательству, включая информацию о действующих налогах, порядке их начисления, уплаты, размере начисленного к уплате налога и иным сведениям, относящимся к деятельности налоговых органов. Для реализации этого права гражданами законодатель устанавливает обязанность налоговых органов давать ответы на обращения налогоплательщиков. При этом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59 в ст. 12 закрепляет обязанность налоговиков давать ответ не позднее чем через 30 дней с момента поступления такого обращения. Следует также отметить, что любая информация, касающаяся налогов и сборов, сотрудниками налогового органа предоставляется гражданам бесплатно.
  2. Право получать налоговые льготы. Каждый гражданин при наличии у него оснований, предусмотренных НК РФ, вправе рассчитывать на получение установленных льгот по налогам и сборам.
  3. На условиях, закрепленных на законодательном уровне, любой гражданин имеет право на получение налоговой отсрочки/рассрочки или налогового кредита (в т. ч. инвестиционного, в силу ст. 66 НК РФ).
  4. Право представлять свои интересы в налоговом органе лично либо через своего представителя. При этом к представительству в данном случае предъявляются общие требования гражданского законодательства.
  5. Гражданин, в отношении которого производится налоговая проверка, имеет право присутствовать на данной проверке.
  6. Особым правом, предоставляемым законодателем налогоплательщикам, является право на обжалование действий/бездействия должностных лиц налоговых органов. Обжаловать действия ИФНС можно как у вышестоящих должностных лиц налоговых органов, так и в иных государственных структурах, включая суды и прокуратуру.
  7. Право не исполнять предписаний и требований налоговых органов, которые были вынесены с нарушением законодательства либо сами по себе являются незаконными. При этом следует иметь в виду, что отказ от исполнения требований налоговой инспекции возможен только в том случае, если гражданин сможет доказать их незаконность и они были признаны таковыми вступившим в силу решением суда. По этой причине необходимо иметь достаточные доказательства своей позиции для их представления в случае необходимости суду.
  8. Право требовать от налоговиков исполнения обязанности по зачету уплаченных сумм в установленный срок, а в случае переплаты или ошибочной уплаты денежных средств в пользу налоговых органов — возврата таких сумм.
  9. Право требовать от налоговой инспекции соблюдения охраняемой законом налоговой тайны.

Заключение

Налогообложение представляет собой одну из ключевых сфер государственной деятельности. От того, насколько четко регламентированы обязанности и права субъектов, участвующих в правоотношениях, будет зависеть не только достижение главных целей — полное и своевременное получение средств от организаций и граждан. Регулирование налоговых правоотношений позволяет обеспечить защиту имущественных прав плательщиков. Обязательство по отчислению платежей, более чем другие, содержит противоречие, которое выражается в столкновении общественного и частного интереса.

В этой связи в качестве ключевой задачи на этапе формирования и введения налоговых сборов, законодательных предписаний, регламентации содержания правоотношений выступает поиск оптимального баланса между ними. Именно для этого приняты основы кодекса. В законодательстве четко регламентируется процесс осуществления прав и исполнения обязанностей всех субъектов налогообложения. Жесткая взаимосвязь между юридическими возможностями и обязательствами, четким регулированием вопроса об их реализации обусловили возникновение процедурных предписаний.

Сегодня в действующей редакции кодекса этих норм достаточно много. Вслед за ними в рамках налогового обязательства возникли правоотношения процедурного характера. За счет жесткой регламентации содержания бремени исключается возможность злоупотребления со стороны любого субъекта, участвующего в них

Немаловажно и то, что тщательная проработка предписаний и правил, осмысленное их внедрение в общественную жизнь, сферу хозяйствования позволяет осуществить надлежащий контроль соблюдения законодательства, полнотой и своевременностью направления отчислений в бюджет. Неисполнение предусмотренных нормативными документами обязательств влечет ответственность виновных лиц

Уполномоченные инстанции обладают правом применять меры государственного принуждения, в числе которых, например, блокирование расчетных счетов должника, штрафы, пени. Наложение санкций при этом не избавляет должников от обязанности погасить основную задолженность

Отдельное внимание уделяется в законодательстве предоставлению отчетной документации. Она отражает реальное положение дел на предприятии или у ИП

Декларация также выступает в качестве эффективного контрольного инструмента.