Ст 78 нк рф с изменениями с 2020г возврат суммы

Общее содержание текста

Избыточно уплаченные в бюджет суммы налогов и других платежей зачитываются в счет предстоящих налогов и сумм либо возвращаются. Зачет или возврат производятся соответственно лишним суммам налогов, сборов, взносов, штрафов и пеней, т.е. если есть излишек НДФЛ, то зачесть или вернуть можно только его.

В течение 10 дней с момента обнаружения излишка уплаченных платежей налоговая инспекция обязана уведомить об этом плательщика.

Чтобы произвести зачет, плательщику нужно подать письменное заявление. В течение 10 дней налоговая инспекция принимает решение по данному заявлению. Для возврата также подается заявление от плательщика.

Срок для подачи заявления в обоих случаях — 3 года с момента уплаты лишней суммы. С момента принятия решения налоговая инспекция обязана сообщить об этом плательщику в течение 5 дней. Возврат или зачет осуществляется в течение 1 месяца с момента подачи плательщиком заявления, а при просрочке этого срока сумма возврата или зачета увеличивается в пользу плательщика.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора — плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима — условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.

В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).

Обмен налоговыми документами через МФЦ

В Налоговом кодексе появились нормы, регулирующие порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Так, через МФЦ можно будет сдать:

  • заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам) (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года);
  • документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (новая редакция п. 6.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения налогом на доходы физлиц, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (новая редакция п. 7 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Датой представления того или иного документа будет считаться день, когда человек принес документ в МФЦ. Этот день зафиксируют в расписке или другой бумаге, подтверждающей факт представления (новый п. 1.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).
Через МФЦ можно будет получить:

  • налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление (новая редакция п. 4 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет физического лица (новая редакция п. 5.1 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физическими лицами в ИФНС через многофункциональный центр. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица (новая редакция п. 8 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • документ, содержащий сведения о физическом лице, которые составляют налоговую тайну. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица (новая редакция п. 8 ст.  НК РФ; вступает в силу 29 октября 2019 года).

Датой получения любого из перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в многофункциональный центр (новая редакция п. 4 ст.  НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).
Также в первой части НК РФ появится положение, согласно которому физические лица смогут сдавать через многофункциональный центр «бумажные» декларации по НДФЛ. По просьбе налогоплательщика сотрудник МФЦ проставит на копии декларации отметку о принятии и дату приему. Днем представления декларации будет считаться день, когда ее принял МФЦ (новая редакция п. 4 ст.  НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года).

Статьи 78 и 79 НК РФ: как они связаны между собой?

Можно отметить, что в Налоговом кодексе есть статья, очень близкая ст. 78 — 79. НК РФ в ней регламентирует процедуру возврата сумм по налогам и иным обязательствам, которые были излишне взысканы. Изучим наиболее примечательные ее пункты.

Так, в п. 1 ст. 79 указано, что возврат излишних платежей в бюджет должен осуществляться только в случае, если до этого произведен корректный зачет соответствующей суммы в пользу погашения возможных недоимок. Если выяснится, что таковых нет, то только в этом случае ФНС должна будет осуществлять процедуры, которые предусмотрены статьей 79 НК РФ. В соответствии с теми нормами, которые содержатся в п. 2 ст. 79 НК РФ, решение ФНС о возврате плательщику излишних налогов должно приниматься в срок, который не превышает 10 дней после получения ведомством заявления. Его форма будет в целом схожа с той, что применяется в случае с реализацией права на зачет платежей, излишне перечисленных государству.

ФНС в ходе осуществления процедуры возврата платежей, как и в сценарии, когда излишне уплаченный налог засчитывается в порядке статьи 78, взаимодействует с Федеральным казначейством. Так, в данное ведомство налоговики должны направлять поручения на возврат соответствующих сумм, которые формируются на основе решений ФНС. Заявление о возврате излишних сборов налогоплательщики могут направлять в ФНС в течение 1 месяца с момента, когда им становится известно о фактах наличия переплат в бюджет.

В ряде случаев право на реализацию соответствующей компенсации субъектам уплаты сборов необходимо доказывать в суде. Исковое заявление, предмет которого — подтверждение законных оснований на возврат налогов, может быть составлено в течение периода, который составляет 3 года с момента обнаружения налогоплательщиком факта излишнего взыскания.

О том, что в бюджете — излишне взысканный налог, ФНС должна самостоятельно уведомлять, как это следует из норм п. 4. ст. 79 НК РФ, субъекта выполнения обязательств перед бюджетом в срок, который не превышает 10 дней после того, как соответствующий факт будет установлен.

Сумма налога, который взыскан в бюджет сверх необходимого размера, должна быть возвращена заявителю, исходя из норм п. 4 ст. 79 НК РФ, не позднее, чем через 1 месяц с момента направления в ФНС заявления по установленной форме. Также в некоторых случаях сверх нее начисляются проценты в корреляции с показателем ставки рефинансирования Центробанка.

Если субъект взаимодействия с ФНС — консолидированная группа предприятий, то налог возвращается на счета ответственного участника данного объединения.

Территориальная структура Федерального казначейства должна уведомить ФНС о расчетах с налогоплательщиком, как и в случае с процедурой зачета излишних налогов по статье 78 НК РФ.

Дополнительные комментарии

С 2017 года действуют поправки в 78-ой статье Налогового кодекса, в соответствии с которыми и нужно применять статью.

Некоторые пункты статьи требуют комментариев:

Срок для подачи заявления — 3 года с даты уплаты лишней суммы. А если сумма уплачивалась по частям — несколькими платежными поручениями? Есть 2 мнения:

  • Срок отсчитывается отдельно по каждому поручению. Такова позиция ФАС Московского округа и решение Президиума ВАС России, и аргументируют они решение тем, что поручения имеют разные сроки, поэтому срок истекает от даты каждого отдельного платежа.
  • Срок отсчитывается с даты последнего поручения. Позиция ФАС Поволжского округа. Единогласия в вопросе нет.
Каков срок подачи заявления при переплате авансовых платежей?

Если образовалась излишне уплаченная сумма в результате уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, то отсчет трехлетнего срока начинается с даты представления налоговой декларации за годовой период, но не позже срока для подачи этой отчетности (т. е.

В случае подачи декларации позже срока, за дату отсчета берется последний день для предоставления отчетности). Такой же принцип действует в отношении других налогов и сборов.

В какой срок можно подать судебный иск на возврат или зачет излишне уплаченных сумм? Согласно Гражданскому кодексу России, в течение 3 лет лицо может подать заявление в суд со дня, когда узнало о возникновении переплаты или должно было узнать. Срок из Гражданского кодекса применяется в отношении 78-ой статьи Налогового кодекса.
Какой используется срок, если подать в суд заявление об обжаловании отказа налоговой инспекции вернуть или зачесть излишек уплаченных налогов или прочих платежей или бездействия налоговых сотрудников? Общий срок в 3 года применяется при подаче в суд иска о возврате переплаты или обжаловании отказа налоговой инспекции.
День для предоставления декларации за налоговый период или уплаты налога может считаться днем, когда лицо узнало о нарушении (возникновении излишка)? В этом вопросе есть несколько мнений:

  • день для подачи декларации или чтобы уплатить платеж считается днем, когда лицо должно было узнать о нарушении;
  • день для предоставления отчетности или уплаты платежей не является днем, когда плательщик должен был узнать об излишке, поэтому срок давности не отсчитывается от него.
Может ли быть днем, когда лицо узнало о переплате, быть один из дней выездной проверки? 2 мнения в вопросе:

  • день получения акта выездной налоговой проверки или решения налогового органа является днем, когда лицо узнало о наличии переплаты в бюджет;
  • день получения решения или акта не может быть днем, когда плательщик узнал об излишке.
В день подачи заявления о зачете или возврате излишка налоговой суммы или иных платежей можно ли считать днем отсчета срока для подачи иска в суд? В этом вопросе есть 2 мнения:

  • да, день подачи заявления в налоговые органы можно считать днем для отсчета срока подачи искового заявления в суд;
  • нет, этот день не может быть днем для течения трехлетнего срока.
Дата, указанная в решении налоговой инспекции об отказе в возврате или зачете излишка денежных средств, является днем течения срока для подачи иска в суд? Существует 2 противоположные позиции:

  • да, является;
  • нет, срок не отсчитывается от этой даты.
Осуществление сверки расчетов между налоговой инспекцией и плательщиком влияет на срок давности для подачи искового заявления? Есть 2 противоположных мнения:

  • проведение совместно сверки не влияет на срок — не прерывает и не приостанавливает его, так как эта процедура не означает, что инспекция признала существование излишка;
  • составление акта влияет на срок давности — после каждого подобного акта срок отсчитывается заново.
Решение налоговой инспекции о зачете излишка влияет на срок для подачи иска о возврате суммы переплаты? В этом вопросе 2 мнения судебных органов, и нет официальной позиции органов финансов:

  • да, влияет, с даты решения срок отсчитывается заново;
  • нет, не влияет.

Пункт 1

Данный элемент рассматриваемой статьи НК РФ включает положения, устанавливающие, что суммы излишних налогов должны быть зачтены в счет текущих обязательств гражданина либо организации по текущему бюджетному обязательству, погашению недоимок по другим налогам, а также долгов по пеням и штрафам, либо возвращены в порядке, который регламентируется соответствующей статьей НК РФ. В присутствующем в ст. 78 п. 1 НК РФ также сказано о том, что зачет излишних федеральных, региональных и муниципальных налогов, а также пеней по ним осуществляется в корреляции с аналогичными типами бюджетных обязательств.

Можно не ждать вступления в силу решения

Описанная ситуация с исполнением решений налоговых органов может существенно измениться с принятием Президиумом ВАС РФ Постановления от 24.04.2012 N 16551/11. В этом Постановлении в качестве излишне взысканных квалифицированы суммы налога, уплаченные налогоплательщиком на основании еще не вступившего в силу решения налогового органа, которое впоследствии признано судом незаконным.

Данный позитивный вывод суда для многих стал неожиданным.

Дело в том, что еще в Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 Президиум ВАС РФ высказывал свою позицию относительно взыскания налога, определив момент начала процедуры взыскания. В частности, в названном Постановлении сделаны следующие выводы:

  • взыскание налога — длящийся процесс. На первом этапе налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате. С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога;
  • на втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. ст. 46, 47 НК РФ (обращение взыскания на денежные средства, иное имущество).

Налоговый орган, учитывая выводы Постановления N 13592/04, полагал, что налог, уплаченный на основании решения инспекции, но до его вступления в законную силу, не может рассматриваться в качестве излишне взысканного, поскольку не производилось взыскание доначисленного налога. Кроме того, инспекторы ссылались на следующие обстоятельства:

  • налогоплательщик самостоятельно исполнил не вступившее в силу решение, которое могло быть отменено вышестоящим налоговым органом;
  • не вступившее в силу решение не нарушает права налогоплательщика, поскольку процедура взыскания налога по такому решению не может быть инициирована.

Однако описанная позиция налогового органа имеет существенный недостаток, который учли судьи при принятии Постановления от 24.04.2012 N 16551/11. Побуждением к уплате определенной суммы дополнительного налога, т.е. основанием для исполнения налоговой обязанности стало принятие налоговым органом решения по результатам проверки, которым были определены налоговые обязательства налогоплательщика. Такие решения автоматически вступают в силу по истечении 10 дней со дня их принятия, если налогоплательщик не подает апелляционную жалобу.

Таким образом, налогоплательщик уплатил налог в сумме, которую налоговый орган счел подлежащей уплате.

Риск применения обеспечительных мер

Ссылка налогового органа на то, что не вступившее в силу решение не нарушает права налогоплательщика, является ошибочной.

Этот вывод становится очевидным, если обратиться к п. 10 ст. 101 НК РФ, согласно которому после вынесения решения по результатам проверки налоговый орган вправе применить обеспечительные меры в качестве обеспечения исполнения налогоплательщиком принятого решения.

В качестве обеспечительных мер в таком случае могу быть применены:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества;
  • приостановление операций по счетам в банке.

Очевидно, что такие действия налогового органа могут не просто повлиять, но и исключить возможность ведения налогоплательщиком предпринимательской деятельности.

Правда, стоит заметить, что приостановление операций по счетам в банке может быть применено лишь после установления запрета на отчуждение имущества и при условии, что совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы доначислений.

Кроме того, операции могут быть приостановлены лишь в отношении той части средств на счете, которая соответствует величине доначислений.

При этом сумма средств, которая «замораживается» на счете, уменьшается на стоимость имущества, которое налоговый орган запретил отчуждать

На наличие возможности применения обеспечительных мер обратил внимание и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11. Тем самым суд признал, что не вступившее в силу решение может нарушать права и интересы налогоплательщика

Заметим также, что указание в Постановлении N 16551/11 на возможность применения обеспечительных мер сняло еще один спорный вопрос: допустимо ли установление обеспечительных мер до вступления решения инспекции в силу.

Ответ в данном случае утвердительный.

Стоит отметить, что Минфин России придерживается аналогичной точки зрения. В частности, в Письме от 16.11.2011 N 03-02-07/1-394 финансисты разъясняют следующее.

Из положений п. 10 ст. 101 НК РФ следует, что обеспечительные меры могут быть приняты до вступления в силу решения по проверке.

Каков порядок зачета (возврата)?

Рассмотрев заявление налогоплательщика, ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о соответствующем действии (пп. 5 и 8 ст. 78 НК РФ). Положительными результатами этого решения будут:

  • зачет переплаты, осуществленный в дату принятия решения о зачете;
  • возврат переплаты не позже 1 месяца со дня поступления заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Кроме того срок принятия решения о возврате излишне уплаченного налога зависят от того, подтвержден ли факт излишней уплаты по итогам камеральной налоговой проверки. Соответствующие положения предусмотрены п. 8.1 ст. 78 НК РФ.В случае проведения камеральной налоговой проверки срок принятия решения на возврат налога исчисляется не со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате, а в следующем порядке:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки декларации, в которой отражена сумма налога, подлежащая возврату, или со дня, когда такая проверка должна была быть завершена в силу сроков, указанных в п. 2 ст. 88 НК РФ. Эти положения применяются, если в ходе камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • со дня, следующего за днем вступления в силу решения по результатам камеральной налоговой проверки. Эти положения применяются, если в ходе проверки налоговым органом был составлен акт налоговой проверки и вынесено соответствующее решение.

О том, какие особенности имеет отсчет месячного срока для возврата переплаты, показанной в отчетности, читайте в статье Минфин напомнил, как считать срок на возврат отраженной в декларации переплаты.

В некоторых случаях могут иметь место особенности правил отсчета сроков. Например, если переплата указана в декларации 3-НДФЛ и одновременно с ней подано заявление о возврате, то отсчет срока возврата начнется не с даты подачи заявления, а с даты фактического завершения камеральной проверки декларации либо по истечении срока такой проверки (письмо ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).

Зачет обнаруженной переплаты ИФНС может сделать самостоятельно, но это не лишает налогоплательщика права на подачу заявления, обусловленного собственной точкой зрения на погашение имеющейся недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Мнение заявителя при этом является приоритетным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 № А33-15051/2011).

Возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом

Как составлять заявление на компенсацию налога?

Форма заявления на законный возврат переплат из государственного бюджета в целом унифицирована. В правой верхней части данного документа необходимо указать, кому он направляется. В общем случае это начальник территориальной ИФНС по муниципальному образованию, в котором ведет деятельность налогоплательщик. Так и пишем: «Начальнику ИФНС по такому-то городу или району». Ниже необходимо зафиксировать, от кого направляется заявление. Пишем «От того-то». Следующий пункт — указание паспортных данных заявителя (серии документа, его номера, даты выдачи, а также органа, в котором оформлен документ). Форма заявления на возврат налога также должна содержать адрес регистрации налогоплательщика — фиксируем его строчкой ниже. Далее пишем посередине страницы «Заявление». Ниже обосновываем свое обращение в ФНС фразой вида «В соответствии с нормами п. 6 ст. 78 НК РФ, в связи с переплатой налога прошу перечислить сумму, причитающуюся к возврату, на такой-то лицевой счет».

Далее фиксируем реквизиты соответствующего банковского аккаунта. Таковыми чаще всего являются: ФИО получателя, ИНН, название банка, БИК, корреспондентский счет, лицевой счет. Ниже ставим дату составления документа, подпись и ее расшифровку. Как может выглядеть заявление на возврат излишне уплаченного налога? Образец данного источника может выглядеть так:

Различия в соответствующем заявлении могут быть обусловлены прежде всего типом налога, сбора, штрафа и иного типа платежей в бюджет. Так, может осуществляться возврат НДФЛ или, например, как мы отметили выше, НДС.

Пункт 4

Рассматриваемый пункт ст. 78 устанавливает, что для реализации законного права на зачет переплат в счет текущих обязательств налогоплательщик должен направить письменное заявление в налоговую. Данный документ может быть представлен также в электронном виде — при условии, что его можно подписать усиленной квалифицированной ЭЦП, либо через онлайн-кабинет налогоплательщика. Решение о зачтении суммы излишних налогов принимается ФНС не позднее, чем по истечении срока, составляющего 10 дней, после того как ведомство получит соответствующее заявление от гражданина или организации, либо со дня подписания ФНС и плательщиком акта, подтверждающего осуществление совместной сверки уплаты сборов, если таковая проводилась.

Сложные моменты в процедуре возмещения НДФЛ

Для сумм НДФЛ, удерживаемых работодателем и предъявляемых к возврату, существуют специфические правила. Все операции в подобных случаях выполняет налоговый агент (работодатель).

Если сотрудник самостоятельно заявляет право на получение вычета в инспекцию по итогам периода, подавая декларацию по форме 3-НДФЛ, то перечисление излишка налога инспекция осуществляет только в некоторых случаях:

  1. Банкротство компании-работодателя.
  2. Работник не писал заявление на социальный вычет работодателю.
  3. Желание использовать имущественный вычет появилось после первого года приобретения жилья.
  4. Необходимо предоставить возврат в связи с расходами на благотворительные цели и дополнительными взносами в ПФ РФ.
  5. Плательщик налога самостоятельно сдает уточненную декларацию о доходах отчетного года.

С 2016 года на основании закона от 06.04.2015 № 85-ФЗ возврат налога по оплате за обучение и расходам на лечение может предоставлять предприятие-работодатель. Кроме того, нужно учитывать, что максимальный срок принятия решения по возврату будет рассчитываться с момента окончания срока завершения камеральной проверки без учета даты предоставления заявления.

Как плательщику защитить свои интересы

Защитить свои права и интересы должен уметь каждый. А если дело касается налогов, то если вы не сможете отстоять свою правоту, это может нанести серьезный ущерб вашему бизнесу.

Рассмотрим самые типичные случаи нарушений со стороны налоговых органов и обсудим, как с ними бороться:

  1. Налоговая отказывается удовлетворять ваше заявление. В такой ситуации обращайтесь в суд за признанием этого решения незаконным.
  2. Заявление подано, а решение не принято. Нередко возникают ситуации, когда госорганами не принимается решение по заявлению. Причин может быть много, вплоть до той, что заявление по невнимательности специалиста было утеряно. Но эта проблема решаема, а вот если факт уплаты взносов вообще не признается, обращайтесь в суд и защищайте свои права.

Статья 220 НК РФ

Обратимся к ст 220 НК РФ с комментариями 2020 года. При уплате налогов гражданин, купивший землю для личного строительства, может рассчитывать на имущественный вычет. Его сумма определяется размером понесенных по факту расходов на покупку участка земли для дальнейшего строительства дома.

Проведем анализ правовых норм НК РФ с комментариями 2020 г. Гражданин, как физическое лицо, является налоговым резидентом в нашей стране. Все налоговые резиденты в РФ (исключаются лишь военнослужащие), получившие доходы из-за границы, должны самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ в российский бюджет. Такие граждане предоставляют декларацию по НДФЛ до 30 апреля того года, что наступает по истечению налогового периода. Однако в НК РФ есть 217 статья, содержащая обширный список не подлежащих обложению НДФЛ доходов. И в этом списке в п. 60 приведена стоимость имущества, полученного при ликвидации иностранной фирмы. Исключаются деньги, полученные от иностранной фирмы, — они налогом облагаются. Если имущество от иностранной компании получает гражданин РФ, имеющий на это право (он — участник, пайщик или учредитель ликвидируемой компании), то стоимость полученного имущества не облагается налогом при сочетании двух условий:

  • Вместе с декларацией этот гражданин должен передать в налоговый орган заявление на освобождение именно этих доходов от налога. Заявление пишется в свободной форме. В нём указываются характеристики имущества и все данные о ликвидируемой иностранной фирме.
  • Ликвидируемая фирма должна прекратить свою деятельность до 1 января 2020 года.

Поэтому декларация предоставляется в такой ситуации обязательно. Она будет подтверждением доходов, полученных гражданином в налоговом периоде. Если декларация и заявление предоставлены не будут, то освобождение от НДФЛ гражданину не получить, и налог будет подлежать уплате

При этом важно, что перечислять в декларации по НДФЛ доходы, не подлежащие налогообложению, равно как и доходы, с которых НДФЛ уже удержан, не обязательно. Однако иногда это может быть необходимо

В частности, если гражданину полагается налоговый вычет, и подтвердить его можно, только указав в декларации. Как указывает Налоговый кодекс, налоговый вычет может подтверждаться и другими бумагами, в частности заявлением гражданина о получении дохода. Поэтому, если физическое лицо по праву получило доход от ликвидируемой иностранной фирмы в виде имущества (не денег), то декларацию о доходах по НДФЛ ему нужно подать обязательно. Однако в ней можно не указывать сведения именно об этом доходе — это не обязательно, так как он налогом не облагается. Определить вид и размер дохода Налоговой службе поможет приложение к декларации в виде заявления, а также финансовая отчётность иностранной организации на момент ликвидации (она должна отражать стоимость полученного гражданином имущества). Если гражданин для отчёта перед Налоговой предоставит декларацию с приложением перечисленных документов, то он может рассчитывать на освобождение от налога. К тому же, по п 2 ст. 220 НК РФ, он сможет применить имущественный вычет, если решит в дальнейшем продать полученное имущество.

Выплаты налоговых органов за пропуск ими сроков возврата и алгоритм расчета таких выплат

Как гласит п. 6 ст. 78, на перечисление возврата налогоплательщику ИФНС отводится ровно месяц. В случае если деньги не поступят на счет компании по окончании этого периода, она может на законных основаниях требовать выплаты ей штрафных санкций за просрочку. Размер пеней рассчитывается при этом в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждые сутки после конечной даты. При этом все 12 месяцев укладываются в 360 дней, а месяц приравнивается к 30 суткам. Такого подхода придерживаются налоговики, ориентируясь на письмо ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@. В то же время в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13 указывается, что продолжительность года следует рассматривать исходя из 365 или 366 дней. Налоговое ведомство выразило намерение пересмотреть свою точку зрения, опираясь на указанное решение ВС.