Статья 88 нк рф. камеральная налоговая проверка

П 1 ст 88 нк рф

Содержание

11. Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

Как отметил ВАС РФ в Определении от 11.12.2012 N ВАС-13366/12, пункт 24 статьи 176.1 НК РФ не предусматривает возможность частичной отмены решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке при подаче уточненной налоговой декларации. Такое решение отменяется полностью, что согласуется с положениями пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, В Постановлении Президиума ВАС от 11.03.2008 N 13920/07 указано, что направление налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации уведомления, содержащего указание на допущенные налогоплательщиком ошибки и необходимость их исправления, является законным.

Ст 88 нк РФ

8.1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

Новые сроки проведения камеральных проверок и другие нововведения в 2020 году

ФНС также напомнила, что в соответствии с подп. 1.1, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае уклонения от отправки квитанции или необеспечения получения сообщений от налогового органа по ТКС расчетные счета будут заблокированы.

  • Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (приложение № 1) и уведомление о ранее представленных документах (информации) (приложение № 2). В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 93, п. 10 ст. 165, п. 13 ст. 198 НК РФ, налогоплательщик, ранее направивший документы в налоговый орган, вправе, не представляя их повторно, направить в ответ на запрос уведомление об этом.
  • Дополнение к акту налоговой проверки (приложение №3). В соответствии с п. 6.1 ст. 101 НК РФ, после проведения дополнительных мероприятий должен составляться именно такой документ.

Когда отправляется требование о предоставлении объяснений либо внесения корректировок

Налоговый инспектор может при проведении камеральной проверки обнаружить ошибки, расхождения либо неточности. В этом случае в соответствии с пунктом 3 статьёй 88 НК РФ он должен направить плательщику налогов соответствующие требования.

Пояснения к декларации разрешается предоставлять в письменном виде по почте, личной доставке или с помощью телекоммуникационных каналов связи с применением электронной подписи. На их предоставление отводится пять рабочих дней с момента получения требования.

При необходимости внесения корректировок в декларации за счёт подачи уточнённой декларации. Во время проведения камеральной проверки налоговая инспекция может запросить у плательщика налогов дополнительные данные либо документы:

  • информация о льготах;
  • данные о сумме НДС для возмещения;
  • декларация по НДФЛ либо корпоративному налогу предоставлена участником товарищества либо инвестиционного договора;
  • отчётность предоставляется по налоговым обязательствам, которые связаны с применением природных ресурсов.

Налоговый Кодекс РФ 2020 года (НК РФ редакция 2018-2020)

Налоговый кодекс (НК) РФ устанавливает систему налогов и сборов. Определяет отношения с ФНС. Курирует такие вопросы, как законный представитель налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, консолидированная группа налогоплательщиков, виды налогов и сборов, взимаемых в нашем государстве, основания возникновения/изменения/прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Описывает права и обязанности налоговых органов, налогоплательщиков и остальных участников подобных отношений, а также порядок обжалования актов налоговых органов и действий/бездействий и их должностных лиц. Прописывает специальные налоговые режимы и т.д.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017, подавать любую отчетность через интернет и пр. (от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно, при первой оплате (если переход по этим ссылкам с этого сайта) три месяца в подарок.

НК РФ Статья 88

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

6. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?

Кому же грозит камеральный налоговый аудит? Если основанием для выездной проверки может стать то, что компания попала под пристальное внимание налоговиков из-за подозрительных схем работы, например, то для камерального аудита не нужны никакие особые основания – она проводится в отношении абсолютно всех компаний, чья деятельность подлежит декларированию:

  • налогоплательщики по налогам, которые они должны уплачивать;
  • лица, представляющие единую упрощенную декларацию;
  • лица, не обязанные платить НДС, если они выставят счет-фактуру с НДС;
  • налоговые агенты;
  • лица, уплачивающие НДС при работе в рамках Таможенного союза.

Что грозит компании, если она не подала декларацию: размеры санкций

Сразу стоит понимать, что нарушением является не только факт ее непредставления, но и несоблюдение сроков и правильность заполнения. Какие компанию ждут последствия?

  • Санкция представляет собой пятипроцентный штраф от обозначенной в декларации суммы налога. Причем этот штраф придется заплатить за каждый месяц со дня просрочки. Однако больше 30% от указанной суммы налога потребовать оплатить не могут. Плюс – руководитель компании заплатит штраф по административной статье.
  • После 10-дневной просрочки подачи декларации все финансовые операции в отношении компании прекращаются. Это решение после направления документа в налоговую оперативно отменяется.
  • Камеральная проверка может быть проведена без декларации. В этом случае налоговые органы будут основываться на уже имеющихся у них данных. Проверка, конечно, после подачи документов прекратится, и начнется новая – уже на основе поданного документа. Но если проверка завершится до того, как компания подаст декларацию, выявленные нарушения станут обязательными к исполнению налогоплательщиком, даже если в новой декларации этих недочетов и оснований для предъявления санкций нет.

Что изменено в ст. 88 НК РФ в 2015–2016 годах?

Главные новшества статьи 88 НК РФ, вступившие в силу с 2015 года (закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «Об изменениях законодательства»), были такими:

  • При выявлении нестыковок в отчетности по НДС, наводящих на мысль о занижении налога или завышении суммы возмещения, возникло право истребования первички (п. 8.1).
  • Добавлено право требования сведений от участников инвесттоварищества (п. 8.2).
  • Введено право доступа ИФНС на территорию и осмотра имущества при камеральных проверках НДС (п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ).

Закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» с 2015 года добавил:

  • редакционные правки в тексты п. 3, п. 4, п. 8.1, п. 8.3;
  • положения о непроведении камеральных проверок при налоговом мониторинге (п. 1.1).

Законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» в п. 2 ст. 88 НК РФ с 2015 года введена возможность осуществления проверки по данным ИФНС при непредставлении декларации.

В 2016 году в ст. 88 НК РФ добавлены:

  • новый п. 8.4, отразивший право ИФНС на истребование первичных документов, подтверждающих право на заявленный в декларации вычет акцизов по подакцизным товарам (закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 101-ФЗ);
  • дополнительная формулировка в п. 6, позволяющая налоговому органу требовать представления в течение 5 дней пояснений о примененных при расчете налога льготах (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Последствия отказа от предоставления декларации

Статья 88 НК РФ камеральная налоговая проверка устанавливает, что при подаче декларации позже срока, это приравнивается к непредставлению декларации. Это может вызвать такие последствия:

Штраф 5% от величины налога, которая указана в декларации, за все месяцы после её предоставления (даже неполные). Минимальный размер – 1 тысяча рублей, максимальный – 30% от размера налога. КоАП РФ устанавливает штраф в 300-500 рублей для руководителя.
Через десять рабочих дней после завершения срока сдачи отчёта, но не позже трёх лет после них, прекращаются все операции по счетам. Это ограничение будет отменено сразу же после подачи декларации.
Декларация по НДС должна отправляться через ТКС, при нарушении этого требования накладывается штраф в 200 рублей. Руководителю придётся заплатить штраф от 300 до 500 рублей.
Проведение камеральной проверки без декларации по сведениям, которые есть у налоговой службы. Когда декларация будет подана, проверка закончится. Однако полученные в ходе её сведения будут применяться при анализе данного отчёта. При завершении подобной проверки до получения декларации, тогда принятое по ней решение, будет обязательным для плательщика налогов.

Каковы последствия непредставления декларации?

К непредставлению декларации приравнивается ее подача позже установленного срока, а также несоблюдение формы подачи (п. 5 ст. 174 НК РФ). Возможные последствия этих событий:

  • Штраф в размере 5% от суммы налога, указанной в декларации, за каждый месяц (полный или неполный) со дня, установленного как срок ее представления, но не больше 30% от этой суммы и не меньше 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ) — после проверки представленной с опозданием отчетности. При этом руководитель получит административный штраф 300–500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
  • Прекращение операций по счетам (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ) — по прошествии 10 рабочих дней после истечения срока сдачи отчета, но не позже 3 лет после этих 10 дней. Отменят его на следующий день после представления декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
  • Штраф 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ) при подаче декларации по НДС не через ТКС. При этом руководителя накажут административным штрафом 300–500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
  • Проведение камералки без декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) по данным, имеющимся у ИФНС. Прекратится проверка при подаче запоздавшей декларации. Но данные, собранные в процессе проверки, начатой (или проведенной) до поступления отчета, будут использованы при контроле этого отчета. Если такая проверка завершится до получения декларации, то решение, принятое по ней, может стать обязательным для налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 № А65-14145/07).

За задержку сдачи пустого отчета также последует наказание. Читайте об этом в статье «За просроченную нулевую декларацию тоже будет штраф».

Оформление результатов проведенной КНП и рассмотрение ее материалов.

От чего зависит порядок оформления результатов камеральной проверки?

Как указано в п. 5 ст. 88 НК РФ, лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Имейте в виду, что если факт нарушения не установлен, то ее результаты не оформляются, то есть ни акт, ни справка, ни иной документ не составляются.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе КНП должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания КНП.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты оформления этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка по налогу на прибыль, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Если вышеназванные лица уклоняются от получения акта (о чем делается отметка в акте), то он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Если проверяемое лицо не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в силу п. 6 ст. 100 НК РФ оно в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом оно вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Каков порядок вынесения решения по камеральной проверке?

Порядок вынесения решений по камеральной проверке установлен в ст. 101 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (его замом) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководителем (его замом) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, данного на представление возражений, принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

Указанные решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). 

Подробнее об этом читайте в статье С. И. Егоровой «Истребование документов в рамках КНП проверка декларации по налогу на прибыль» на стр. 52.

В отличие от выездной налоговой проверки, для которой требуется такое решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (приложение 27).

П 1 ст 88 нк рф

11. Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

Как отметил ВАС РФ в Определении от 11.12.2012 N ВАС-13366/12, пункт 24 статьи 176.1 НК РФ не предусматривает возможность частичной отмены решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке при подаче уточненной налоговой декларации. Такое решение отменяется полностью, что согласуется с положениями пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, В Постановлении Президиума ВАС от 11.03.2008 N 13920/07 указано, что направление налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации уведомления, содержащего указание на допущенные налогоплательщиком ошибки и необходимость их исправления, является законным.

Чем отличается камералка от иных форм контроля?

Особенности этого вида контроля состоят в следующем:

  • Он проводится в ИФНС, но допустим выезд к налогоплательщику для осмотра имущества.
  • Проверяют поступившую в ИФНС декларацию, но возможна налоговая проверка и при ее непредставлении.
  • Такая проверка — обязанность ИФНС, она не требует особых разрешений.
  • Продолжительность камералки — не более 3 месяцев.
  • Проверка состоит в арифметическом контроле, анализе правильности применения ставок и льгот, сопоставлении данных проверяемого отчета с другой отчетностью этого лица, сверке с отчетами других налогоплательщиков и увязке с прочей информацией, которой располагает ИФНС.
  • При отсутствии вопросов по представленному отчету проверка завершится без составления каких-либо документов по ней.
  • В случае каких-либо ошибок, нестыковок или подозрений в занижении налоговой базы лицу, подавшему декларацию, направят требование о представлении пояснений или внесении изменений в отчет. В ряде случаев запросят первичные документы.
  • Если полученные разъяснения не снимут возникших вопросов и будет установлен факт нарушения, то после завершения проверки в течение 10 рабочих дней ИФНС составит акт.
  • Проверка будет прекращена при представлении во время ее проведения уточненки за проверяемый период. Уточненку проверят по тем же правилам.

Однако запрошенные по ранее поданной декларации документы в ИФНС представить придется. Подробнее об этом — в статье «С подачей уточненки прекращается ”первичная” КНП, но не обязанность сдать истребованные в ходе нее документы».

Проведение повторной камералки одного и того же отчета невозможно (письмо Минфина РФ от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267).

Что сделает ИФНС в случае нестыковок, обнаруженных в декларации (п. 3, п. 8.1, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)?

В ст. 88 НК РФ есть 3 пункта, отражающих варианты действий ИФНС при выявлении несоответствий в проверяемой отчетности:

  • П. 3, в соответствии с которым податель декларации получит требование о представлении в течение 5 рабочих дней пояснений или внесения исправлений в данные отчета. Это будет вызвано выявлением ошибок, противоречий в отчетности проверяемого лица или несовпадением его данных с информацией, полученной от других лиц, а также представлением убыточной декларации или уточненки с уменьшением суммы налога. Налогоплательщик, отвечая на запрос, может вместе с пояснениями представить любые документы, подтверждающие его правоту (п. 4 ст. 88 НК РФ).
  • П. 8.1, относящийся к декларации по НДС, при анализе которой обнаружены противоречия в отчетности проверяемого лица или несовпадение его данных с информацией, полученной от других лиц, что позволяет предположить факт занижения налога или завышения суммы возмещения. ИФНС потребует от подателя декларации предоставления всех первичных документов по операциям, вызывающим сомнение. Кроме того, налоговики так же, как и при проверке декларации, отражающей налог к возмещению, могут провести осмотр имущества (п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ).
  • П. 8.3, посвященный уточненкам, представленным позже 2 лет со дня, являющегося сроком сдачи первоначальной декларации, и отражающим либо уменьшение суммы налога, либо увеличение убытка. ИФНС затребует все документы, подтверждающие обоснованность сделанных изменений, и учетные налоговые регистры, отражающие данные первоначальной и уточненной деклараций.

На подготовку документов, запрашиваемых по п. 8.1 и п. 8.3, налогоплательщику отводится 10 рабочих дней. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличивается до 20 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

О том, как правильно заполнить декларацию по НДС, читайте в материале «Какой порядок заполнения декларации по НДС (пример, инструкция, правила)».

К чему приведет уточненный отчет, поданный во время камералки?

Право налогоплательщика на подачу уточненного отчета за тот период, по которому еще продолжается камералка, ничем не ограничено. Он обязан подать декларацию, если сам выявил факт занижения налога (п. 1 ст. 54 НК РФ), и вправе это сделать, если налог не занижен (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Поступление уточненки прекращает начатую (но не завершенную) проверку представленной ранее декларации по всем аспектам (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). В отношении уточненки проверку осуществят в том же порядке, который применялся для анализа поступившей ранее отчетности. Единственным отличием будет возможность использования ИФНС уже полученной при проверке периода информации.

Такой же порядок действует, если камералка завершена, нарушения выявлены, но акт проверяемому лицу не направлен. День составления акта фиксирует момент окончания проверки (постановления ФАС Уральского округа от 29.10.2013 № Ф09-10299/13, Северо-Западного округа от 15.10.2012 № А66-428/2012). Однако в зависимости от конкретной ситуации возможно вынесение решения без учета уточняющих сведений. При этом в отношении уточненки может быть назначена выездная проверка (постановление президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09).

Ключевые особенности камеральной налоговой проверки

В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка отличается:

проверка выполняется при подаче в ФНС декларации, однако может производиться и без неё;
камеральный контроль проводится в налоговой службе, но возможен приезд к плательщику налога с целью осмотра его имущества;
длительность проверки не может превышать 3 месяца;
проведение проверки является обязанностью налоговой системы, поэтому на неё не нужны специальные разрешения;
если по отчёту вопросов не возникает, тогда по проверке не будут составлены никакие документы;
проверка заключается в проверке грамотности использования льгот и ставок, арифметическом контроле, сверке с отчётами иных плательщиков налогов, сопоставлении сведений проверяемого отчёта, а также увязке с другой информацией, имеющейся у налоговой службы;
если будут обнаружены какие-то ошибки либо возникнут подозрения в занижении налогооблагаемой базы, тогда налогоплательщику будет предъявлено требование внести в отчёт изменения либо предоставить объяснения. Иногда нужно представить первичную документацию;
в случае если останутся вопросы и будет доказано нарушение, тогда ИФНС предоставляется десять дней на проверку, по завершении которой будет составлен акт;
в случае предоставления объяснений налоговая служба может решить прекратить проверку;
один и тот же отчёт запрещается проверять камералкой два раза.

Ст 88 нк рф с комментариями 2020

  • привезти непосредственно в инспекцию в виде письма, сопровождаемого заверенными копиями необходимых подтверждающих бумаг;
  • направить оформленные должным образом копии документов письмом с описью вложения по почте;
  • отправить документы по ТКС, однако это возможно сделать только в отношении первички, полученной от контрагента в электронном формате, и тех документов, для которых существует разработанная ФНС электронная форма: книг покупок-продаж, доплистов к ним, журналов счетов-фактур (письмо ФНС РФ от 09.09.2015 № СА-4-7/15871); прочие документы пока придется направлять на проверку обычным способом.

На подготовку документов, запрашиваемых по п. 8.1 и п. 8.3, налогоплательщику отводится 10 рабочих дней. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличивается до 20 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет. 

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Согласно докладу ФНС на 2014-2017 годы запланировано:

  • повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок;
  • повысить качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высокорискованных сферах деятельности;
  • создать систему контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки, основанной на передаче данных в адрес налоговых органов в электронном виде (об этом уже начатом эксперименте мы писали в статье про кассовый аппарат);
  • повысить эффективность взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса мер, включая привлечение к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей) организаций, уклоняющихся от уплаты налогов (то есть, об ограниченной ответственности участников ООО по обязательствам юридического лица, в частности, по налоговым, скоро можно будет забыть);
  • повысить качество и результативность проведения камеральных проверок и др.

Как-то не очень убедительно выглядит на фоне такой эффективности работы (имеющейся и планируемой) налоговых органов презумпция добросовестности налогоплательщика, выраженная в статье 3(7) НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Создается впечатление, что как для врачей нет здоровых людей, а есть не дообследованные, так и для налоговых органов нет добросовестных налогоплательщиков, а есть пока еще не проверенные.

Конечно, не все налогоплательщики представляют для налоговой инспекции одинаковый интерес. Все-таки, административный ресурс ФНС ограничен, и в первую очередь, заниматься они будут крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Можно прекрасно проработать многие годы без особых проблем с фискалами, для чего надо тщательно соблюдать правила ведения налогового учета (плюс бухгалтерского — для организаций), оформления документооборота, своевременно перечислять платежи и налоги, соблюдать трудовое законодательство.

Статья 88 НК РФ

12) При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта, по налогам , при исчислении которых были использованы налоговые льготы , предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации , налоговый орган вправе истребовать у такого налогоплательщика сведения и документы , подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным настоящим Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации .

8)5. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган вправе истребовать у иностранной организации , состоящей на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, документы ( информацию ), подтверждающие, что местом оказания услуг , указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, признается территория Российской Федерации , а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг .