Статья 9 фз 402 о бухгалтерском учете

Полномочия по ведению бюджетного учета распространены на организации, не являющиеся организациями бюджетной сферы

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» этот Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, операций, изменяющих эти активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

Федеральным законом N 247-ФЗ установлено, что положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», относящиеся к организациям бюджетной сферы, распространяются на иные организации при осуществлении ими полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации такими полномочиями обладают получали бюджетных средств. Например, в случае если государственному унитарному предприятию переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, то такое предприятие обязано вести бюджетный учет, составлять и представлять бюджетную отчетность (как получатель бюджетных средств). Аналогичное требование установлено в подобной ситуации для муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний.

Комментарий к п. 4 ст. 9

Норма п. 4 принципиально новой не является. Руководитель организации и ранее имел право (или был обязан) утверждать формы первичной учетной документации. Разница в том, что ранее это касалось только тех форм, которые не были унифицированными. С 2013 г. руководитель экономического субъекта обязан утверждать исключительно все формы, используемые в организации.

Следует обратить внимание на то, что образцы форм на утверждение должно представлять лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, в том случае, когда обязанности по ведению бухгалтерского учета передаются сторонней организации (на условиях договора аутсорсинга или аналогичного), представлять формы документов должен специалист, с которым заключен соответствующий договор

В организациях государственного сектора (на которые действие п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете не распространяется) порядок применения форм первичных учетных документов регулируется отдельными нормами Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

При этом, как следует из Перечня унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение 1 к Приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н), организациями государственного сектора могут применяться формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД), а также формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД (то есть те, которые ранее применялись хозяйствующими субъектами иных отраслей и видов деятельности). Таким образом, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации могут по-прежнему использоваться в практике документооборота между экономическими субъектами, хотя и в ограниченном масштабе.

Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

Комментарий к п. 1 ст. 9

Общее требование по оформлению первичными учетными документами всех фактов хозяйственной жизни представляется очевидным.
Отличие от аналогичного требования, содержавшегося в прежнем Законе о БУ, в том, что первичные документы более не будут называться оправдательными, а также в том, что оформлению подлежат не хозяйственные операции, а факты хозяйственной жизни.

По нашему мнению, данное определение представляется не вполне корректным, так как на уровне терминологии (используемой новым Законом о бухгалтерском учете) факты хозяйственной жизни и объекты бухгалтерского учета не являются идентичными понятиями.

Комментарий к п. 7 ст. 9

Отличия нормы нового Закона о бухгалтерском учете, регулирующей порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, от ранее действовавшей также можно считать существенными.

Во-первых, уточнен порядок внесения исправлений. Ранее исправления в первичные учетные документы могли вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. При этом оставалось неясным, каким образом должно было оформляться указанное согласование. Теперь же фактически установлено, что для подтверждения согласия заинтересованных лиц достаточно их подписи (и расшифровки подписи). То есть, например, при необходимости внесения исправлений в авансовый отчет исправления должны быть подтверждены не только тем, кто фактически их вносил (бухгалтера), но и подотчетным лицом. Исправления в двусторонних актах (например, при оформлении приемки выполненных работ или оказанных услуг) должны подтверждаться представителями обеих сторон, подписавшими документ, и т.д.

Следует обратить внимание еще на одну деталь. Нормой п

5 ст. 9 прежнего Закона о БУ прямо запрещалось внесение исправлений в кассовые и банковские документы. В новом Законе о бухгалтерском учете эта норма фактически расширена. Вместе с тем измененная норма обязывает бухгалтера точно знать, что внесение исправлений в тот или иной первичный учетный документ не запрещено.

В настоящее время, по нашим данным, действует один явно сформулированный запрет на внесение изменений: в соответствии с п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Банка России от 12.10.2011 N 373-П, не допускается внесение исправлений в кассовые документы.

Внесение исправлений в банковские документы (подготавливаемые организациями, находящимися на расчетно-кассовом обслуживании), скорее всего, будет невозможно по факту — представитель кредитной организации просто не будет принимать к исполнению документы с исправлениями.

Статья 9 «Первичные учетные документы»: последние изменения

Ст. 9 ФЗ 402 о первичных документах включает в себя 8 пунктов. Изменения за 2020 год коснулись 1, 2, 3, 4 пунктов статьи.

  • В п 1 ст 9 402 ФЗ указано, что не принимается к бухучету первичная документация, через которую оформлены не существующие факты, находящиеся в составе мнимых и притворных договоров. Определение притворных и мнимых договоров указано во втором пункте статьи;
  • В п. 2 ст 9 402 ФЗ указано понятие мнимых и притворных сделок. Это несуществующие факты, объекты, расходы-доходы, обязанности вписанные в бухучет не по факту действия. Составление документации на основании недостоверных данных, карается административной и уголовной ответственностью;

Притворный объект учета — объект, подменяющий другой предмет сделки в документах, для прикрытия притворных договоров. В список мнимых объектов не входят резервные фонды, указанные в законе РФ, и траты на их формирование. Другими словами, во 2 пункте статьи 9 указано, что вносить в учетную документацию незарегистрированные сделки хозяйственно-финансового характера неправомерно, также как и внесение записей в учет на основе фальшивой документации;

  • В п 3 ст 9 402 ФЗ внесено дополнение о том что гражданин, оформляющий свидетельство о хозяйственной жизни, обязан вовремя передать первичную учетную документацию на учет внесенной в них информации в органах регистра бухучета. Гражданин отвечает и за подлинность внесенной информации. Лица, ведущие бухучет или подписавшие контракт на ведение бухучета, не отвечают по закону за подлинность внесенной в документацию информации, внесенной в соответствии со сведениями из свидетельств о хозяйственной жизни. Другими словами, если информация в первичных учетных документах действительности не соответствует, ответственность за это бухгалтера не несут, ее несет составитель документации. Поэтому, составитель обязан передать первичные документы вовремя и с достоверными сведениями;
  • В п. 4 ст 9 402 ФЗ изменений не вносилось. Согласно поправкам, внесенным в декабре 2013 года, тип первичной учетной документации выбирает начальник экономического представительства, исходя из отчета лица, которое ведет бухучет. Тип первичной документации для госпредприятий регламентируется законом о бюджете РФ;
  • Пункт 5 устанавливает, что первичная документация должна вестись на бумажных или электронных носителях, с личной или электронной подписью;
  • Пункт 6 устанавливает, что если первичные документы должны быть вручены третьим лицам, или в госорганы в бумажном виде. Экономический агент обязан изготовить копии бумаг за личные средства;
  • Пункт 7 устанавливает допуск корректировок в первичной учетной документации, если другое не указано в законодательстве. Вносится информация о дате правки, с подписью и идентификационной информацией ответственных лиц, составивших документ;
  • Пункт 8 регламентирует что при изъятии документации на бумажных или электронных носителях, копии актов входят в документацию по бухучету.

Это интересно: Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Пункты 5, 6, 7 и 8 остались без изменений, и действуют согласно предыдущим редакциям от 2013 года.

Обязательные реквизиты первичных документов по ФЗ 402

Перечень обязательных сведений о первичных учетных актах установлен в пункте 2 ст. 9. Ниже перечисленные реквизиты необходимо указать в обязательном порядке:

  • Название акта;
  • Число и год написания;
  • Название предприятия-составителя;
  • Состав факта хоздеятельности;
  • Денежный или натуральный эквивалент величины измерения факта хоздеятельности (единицы измерения нужно указать);
  • Должность сотрудника, заключившего договор, проводившего операцию, лиц отвечающих за оформление сделки;
  • Личную подпись ответственных за совершение и оформление договора и операций лиц, а также инициалы или идентификационную информацию.

Скачать ФЗ 402

Работникам экономической сферы, а также руководителям, составляющим первичную документацию, и лицам занимающимся бухгалтерским учетом, необходимо изучить поправки в Ф3 — 402, вступившие в силу в 2020 году.

Статья 9 «Первичные учетные документы»: последние изменения

Ст. 9 ФЗ 402 о первичных документах включает в себя 8 пунктов. Изменения за 2020 год коснулись 1, 2, 3, 4 пунктов статьи.

  • В п 1 ст 9 402 ФЗ указано, что не принимается к бухучету первичная документация, через которую оформлены не существующие факты, находящиеся в составе мнимых и притворных договоров. Определение притворных и мнимых договоров указано во втором пункте статьи;
  • В п. 2 ст 9 402 ФЗ указано понятие мнимых и притворных сделок. Это несуществующие факты, объекты, расходы-доходы, обязанности вписанные в бухучет не по факту действия. Составление документации на основании недостоверных данных, карается административной и уголовной ответственностью;

Притворный объект учета — объект, подменяющий другой предмет сделки в документах, для прикрытия притворных договоров. В список мнимых объектов не входят резервные фонды, указанные в законе РФ, и траты на их формирование. Другими словами, во 2 пункте статьи 9 указано, что вносить в учетную документацию незарегистрированные сделки хозяйственно-финансового характера неправомерно, также как и внесение записей в учет на основе фальшивой документации;

  • В п 3 ст 9 402 ФЗ внесено дополнение о том что гражданин, оформляющий свидетельство о хозяйственной жизни, обязан вовремя передать первичную учетную документацию на учет внесенной в них информации в органах регистра бухучета. Гражданин отвечает и за подлинность внесенной информации. Лица, ведущие бухучет или подписавшие контракт на ведение бухучета, не отвечают по закону за подлинность внесенной в документацию информации, внесенной в соответствии со сведениями из свидетельств о хозяйственной жизни. Другими словами, если информация в первичных учетных документах действительности не соответствует, ответственность за это бухгалтера не несут, ее несет составитель документации. Поэтому, составитель обязан передать первичные документы вовремя и с достоверными сведениями;
  • В п. 4 ст 9 402 ФЗ изменений не вносилось. Согласно поправкам, внесенным в декабре 2013 года, тип первичной учетной документации выбирает начальник экономического представительства, исходя из отчета лица, которое ведет бухучет. Тип первичной документации для госпредприятий регламентируется законом о бюджете РФ;
  • Пункт 5 устанавливает, что первичная документация должна вестись на бумажных или электронных носителях, с личной или электронной подписью;
  • Пункт 6 устанавливает, что если первичные документы должны быть вручены третьим лицам, или в госорганы в бумажном виде. Экономический агент обязан изготовить копии бумаг за личные средства;
  • Пункт 7 устанавливает допуск корректировок в первичной учетной документации, если другое не указано в законодательстве. Вносится информация о дате правки, с подписью и идентификационной информацией ответственных лиц, составивших документ;
  • Пункт 8 регламентирует что при изъятии документации на бумажных или электронных носителях, копии актов входят в документацию по бухучету.

Это интересно: Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки.. Комментарии

Пункты 5, 6, 7 и 8 остались без изменений, и действуют согласно предыдущим редакциям от 2013 года.

Обязательные реквизиты первичных документов по ФЗ 402

Перечень обязательных сведений о первичных учетных актах установлен в пункте 2 ст. 9. Ниже перечисленные реквизиты необходимо указать в обязательном порядке:

  • Название акта;
  • Число и год написания;
  • Название предприятия-составителя;
  • Состав факта хоздеятельности;
  • Денежный или натуральный эквивалент величины измерения факта хоздеятельности (единицы измерения нужно указать);
  • Должность сотрудника, заключившего договор, проводившего операцию, лиц отвечающих за оформление сделки;
  • Личную подпись ответственных за совершение и оформление договора и операций лиц, а также инициалы или идентификационную информацию.

Скачать ФЗ 402

Работникам экономической сферы, а также руководителям, составляющим первичную документацию, и лицам занимающимся бухгалтерским учетом, необходимо изучить поправки в Ф3 — 402, вступившие в силу в 2020 году.

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Формы и виды первичной документации

Бланки первичных документов, которыми пользуются субъекты предпринимательства, могут быть унифицированными и разработанными участниками сделки самостоятельно. Список типовых форм, которые обязательны к использованию в конкретных ситуациях, утвержден законодательно. В таких образцах организации не вправе самостоятельно изменять структуру или содержание. Неунифицированные документы могут создаваться компанией с учетом специфики ее деятельности. Они подлежат утверждению локальными актами фирмы.

Классификация первичной документации предполагает разделение на бланки внутреннего и внешнего пользования. Внутренние документы описывают операции, затрагивающие деятельность одного учреждения – компанию, которая составила эту справку. Внешние предназначены для фиксации сделок и их результатов между двумя и более участниками.

Для внутренних бланков характерно деление на такие группы:

  1. Распорядительный тип – применяются для выдачи указаний и предписаний структурным единицам и персоналу.
  2. Исполнительная разновидность шаблонов используется для отображения операций, которые были совершены в текущем периоде.
  3. Документы для бухгалтерского оформления – их назначение заключается в систематизации всего комплекса событий и обобщении полученных документальных сведений (яркий пример – учетные регистры).

К бухгалтерским регистрам относят книги и журналы, карточки учета. Этот тип документации может быть разделен на подвиды, различающиеся способом заполнения и ведения:

  • хронологические – все операции в них показываются в строгом соответствии фактической хронологии событий;
  • систематические (пример – кассовая книга);
  • комбинированные;
  • аналитические;
  • синтетические, предполагающие разбивку сумм по обобщенным счетам учета.

Первичная документация может иметь форму договора между контрагентами, счета на оплату, товарной накладной, актов по приемке и сдаче выполненных заданий. К первичным документам относится комплекс бланков по расчетам с персоналом. В эту категорию входят табель, расчетные ведомости.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Оприходование и выбытие активов предприятия оформляется при помощи первички. Для этой категории документов характерно наличие типовых форм

Ранее они были обязательными к применению для всех хозяйствующих субъектов. Теперь каждая организация сама решает, использовать рекомендованные бланки или разработать свои шаблоны.

Особое внимание в бухгалтерской практике уделяется кассовой первичке. Она является унифицированной

Изменение набора реквизитов или структуры шаблона может привести к лишению даже подписанного бланка юридической силы. В эту группу входят все виды документов, которыми показывается поступление денег в кассу, их выбытие. К ним причисляют и кассовую книгу, которая обобщает весь комплекс действий с наличностью.

Вопрос: Как оформлять первичные учетные документы в целях налога на прибыль?Посмотреть ответ

Классификация первички по стадиям предпринимательства

В зависимости от того, на каком этапе в данный момент находится бизнес, используются те или иные формы первичной бухгалтерской документации. Обычно сделки, с точки зрения обеспечения документами, можно разделить на три стадии.

  1. Определение условий сделки. Партнеры договариваются, вырабатывая консенсус, который устроит обе стороны. Деньги и товары еще не переходят из рук в руки, услуги пока не оказываются, работы не выполняются, но все уже готово к началу взаимодействия. Результатом этого этапа будут следующие виды первички:

    • договор (возможны различные формы);
    • счет на оплату.
  2. Вознаграждение по сделке. Оплата может быть произведена в различной форме. Этот важный момент фиксируется подтверждающей передачу денег первичкой:

    • если оплата производилась не наличными, то ее подтвердит выписка с расчетного счета, чек платежного терминала и т.п.;
    • если деньги передавались «кэшем», подтверждением послужит кассовый чек, бланк строгой отчетности или квитанция к приходному кассовому ордеру.
  3. Передача товара, оказание услуги, выполнение работы. Она сторона произвела оплату, теперь время и второй стороне выполнить свои обязательства. О том, что она это сделала добросовестно, и у первой стороны нет претензий, будут свидетельствовать следующие первичные документы:

    • накладная (если передавались товары);
    • товарный чек (может выдаваться вместе с кассовым или идти одним документом);
    • акт оказанных услуг (или выполненных работ).

Эти документы обязательны для предоставления налоговой, поскольку они подтверждают понесенные первой стороной расходы, что непосредственно влияет на налоговую базу.

Является ли счет-фактура первичным учетным документом?

Статья 9 «Первичные учетные документы»: последние изменения

Ст. 9 ФЗ 402 о первичных документах включает в себя 8 пунктов. Изменения за 2016 год коснулись 1, 2, 3, 4 пунктов статьи.

  • В п 1 ст 9 402 ФЗ указано, что не принимается к бухучету первичная документация, через которую оформлены не существующие факты, находящиеся в составе мнимых и притворных договоров. Определение притворных и мнимых договоров указано во втором пункте статьи;
  • В п. 2 ст 9 402 ФЗ указано понятие мнимых и притворных сделок. Это несуществующие факты, объекты, расходы-доходы, обязанности вписанные в бухучет не по факту действия. Составление документации на основании недостоверных данных, карается административной и уголовной ответственностью;

Притворный объект учета — объект, подменяющий другой предмет сделки в документах, для прикрытия притворных договоров. В список мнимых объектов не входят резервные фонды, указанные в законе РФ, и траты на их формирование. Другими словами, во 2 пункте статьи 9 указано, что вносить в учетную документацию незарегистрированные сделки хозяйственно-финансового характера неправомерно, также как и внесение записей в учет на основе фальшивой документации;

  • В п 3 ст 9 402 ФЗ внесено дополнение о том что гражданин, оформляющий свидетельство о хозяйственной жизни, обязан вовремя передать первичную учетную документацию на учет внесенной в них информации в органах регистра бухучета. Гражданин отвечает и за подлинность внесенной информации. Лица, ведущие бухучет или подписавшие контракт на ведение бухучета, не отвечают по закону за подлинность внесенной в документацию информации, внесенной в соответствии со сведениями из свидетельств о хозяйственной жизни. Другими словами, если информация в первичных учетных документах действительности не соответствует, ответственность за это бухгалтера не несут, ее несет составитель документации. Поэтому, составитель обязан передать первичные документы вовремя и с достоверными сведениями;
  • В п. 4 ст 9 402 ФЗ изменений не вносилось. Согласно поправкам, внесенным в декабре 2013 года, тип первичной учетной документации выбирает начальник экономического представительства, исходя из отчета лица, которое ведет бухучет. Тип первичной документации для госпредприятий регламентируется законом о бюджете РФ;
  • Пункт 5 устанавливает, что первичная документация должна вестись на бумажных или электронных носителях, с личной или электронной подписью;
  • Пункт 6 устанавливает, что если первичные документы должны быть вручены третьим лицам, или в госорганы в бумажном виде. Экономический агент обязан изготовить копии бумаг за личные средства;
  • Пункт 7 устанавливает допуск корректировок в первичной учетной документации, если другое не указано в законодательстве. Вносится информация о дате правки, с подписью и идентификационной информацией ответственных лиц, составивших документ;
  • Пункт 8 регламентирует что при изъятии документации на бумажных или электронных носителях, копии актов входят в документацию по бухучету.

Пункты 5, 6, 7 и 8 остались без изменений, и действуют согласно предыдущим редакциям от 2013 года.

Обязательные реквизиты первичных документов по ФЗ 402

Перечень обязательных сведений о первичных учетных актах установлен в пункте 2 ст. 9. Ниже перечисленные реквизиты необходимо указать в обязательном порядке:

  • Название акта;
  • Число и год написания;
  • Название предприятия-составителя;
  • Состав факта хоздеятельности;
  • Денежный или натуральный эквивалент величины измерения факта хоздеятельности (единицы измерения нужно указать);
  • Должность сотрудника, заключившего договор, проводившего операцию, лиц отвечающих за оформление сделки;
  • Личную подпись ответственных за совершение и оформление договора и операций лиц, а также инициалы или идентификационную информацию.

Скачать ФЗ 402

Работникам экономической сферы, а также руководителям, составляющим первичную документацию, и лицам занимающимся бухгалтерским учетом, необходимо изучить поправки в Ф3 — 402, вступившие в силу в 2017 году.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Краткое описание закона

ФЗ-402 о бухгалтерском учете был принят 22 ноября 2011 года Государственной Думой РФ. Закон вступил в силу 1 января 2013 года.

Последние поправки в ФЗ-402 были внесены в 3 статью закона 23 мая 2016 года.

Цель внедрения закона — создание единых правил ведения бухучета.

ФЗ-402 применим к следующим категориям граждан РФ:

  • предприятия коммерческого и некоммерческого типа;
  • государственные органы управления;
  • Центробанк РФ;
  • индивидуальные предприятия, в категорию которых входят частные адвокаты, нотариусы и другие;
  • филиалы международных организаций, находящиеся на территории РФ.

Применение ФЗ-402:

  • при составлении финансовой отчетности предприятия;
  • при ведении доверительной бухгалтерской политики на предприятии;
  • при ведении бухгалтерской отчетности в ходе осуществления договора о делении имущества.

Федеральный Закон № 402 о бухгалтерском учете не применяется для составления внутренней отчетности компании, также для предоставления данных кредитным организациям.