Исполнительный орган юридического лица

Подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа документы, оформление руководителя на должность

Непосредственно перед третьими лицами подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа может производиться с помощью одного из перечисленных документов:

  • протокола общего собрания;
  • выписки из протокола, если в ней отражено много вопросов помимо вопроса об избрании руководителя компании;
  • решения коллегиального органа;
  • приказа о назначении.

Помимо указанных выше документов в качестве официального подтверждения правомочий директора третьим лицам может представляться и выписка из ЕГРЮЛ.

Оформление руководителя на должность обычно происходит в следующем порядке:

  1. Высшим (или коллегиальным) органом хозяйственного общества принимается соответствующее решение.
  2. Заключается:
  • гражданско-правовой договор (если исполнительным органом является юридическое лицо или ИП);
  • трудовой договор (если речь идет о физическом лице).

В качестве лица, уполномоченного подписывать гражданско-правовой или трудовой договор со стороны организации, выступает председатель собрания или один из участников.

Что касается государственных и муниципальных предприятий и учреждений, где руководитель назначается специальным органом, то там вместо решения общего собрания принимается обычный распорядительный документ соответствующего органа (приказ, распоряжение). При этом его нельзя путать с кадровым приказом. В остальном процедура оформления не отличается от других компаний.

Подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа документы, оформление руководителя на должность

Непосредственно перед третьими лицами подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа может производиться с помощью одного из перечисленных документов:

  • протокола общего собрания;
  • выписки из протокола, если в ней отражено много вопросов помимо вопроса об избрании руководителя компании;
  • решения коллегиального органа;
  • приказа о назначении.

Помимо указанных выше документов в качестве официального подтверждения правомочий директора третьим лицам может представляться и выписка из ЕГРЮЛ.

Оформление руководителя на должность обычно происходит в следующем порядке:

  1. Высшим (или коллегиальным) органом хозяйственного общества принимается соответствующее решение.
  2. Заключается:
  • гражданско-правовой договор (если исполнительным органом является юридическое лицо или ИП);
  • трудовой договор (если речь идет о физическом лице).

В качестве лица, уполномоченного подписывать гражданско-правовой или трудовой договор со стороны организации, выступает председатель собрания или один из участников.

Что касается государственных и муниципальных предприятий и учреждений, где руководитель назначается специальным органом, то там вместо решения общего собрания принимается обычный распорядительный документ соответствующего органа (приказ, распоряжение). При этом его нельзя путать с кадровым приказом. В остальном процедура оформления не отличается от других компаний.

Срок полномочий управляющего ООО

Все сроки полномочий управляющего в ООО устанавливаются и регламентируются в уставных документах организации (об этом говорится в Федеральном законе «Об ООО» — статье 40). Вместе с тем, компетентные органы имеют право преждевременно прекратить его деятельность (пп.4 п. 2 ст. 33 и пп.2 п. 2.1. ст. 40 Федерального закона “Об ООО”).

Полномочия управляющего ООО начинаются и заканчиваются, как только компетентным органом принимается необходимое решение (постановления Президиума ВАС РФ от 14 февраля 2006 г. № 12049/05).

Сроки полномочий устанавливаются в уставных документах организации

Общее собрание участников ООО

В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» высшим органом ООО является общее собрание участников общества. Общее собрание участников ООО может быть очередным или внеочередным, все участники общества имеют право присутствовать на нем, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.

Каждый участник ООО имеет на общем собрании участников число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале ООО. Уставом ООО при его учреждении или путем внесения в устав ООО изменений по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников ООО. Изменение и исключение положений устава ООО, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников ООО, принятому всеми участниками единогласно.

Компетенция общего собрания участников ООО определяется уставом общества.

К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:

  • определение основных направлений деятельности ООО, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  • изменение устава ООО, в том числе изменение размера уставного капитала ООО;
  • внесение изменений в учредительный договор;
  • образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
  • избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора);
  • утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
  • принятие решения о распределении чистой прибыли между участниками общества;
  • утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО (внутренних документов ООО);
  • принятие решения о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
  • назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
  • принятие решения о реорганизации или ликвидации ООО;
  • назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
  • решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Очередное общее собрание участников ООО проводится в сроки, определенные уставом, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников ООО созывается исполнительным органом ООО.

Внеочередное общее собрание участников ООО проводится в случаях, определенных уставом ООО, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.

Функции

Органы управления юридического лица формируются для создания его воли. То есть они считаются «волеобразующими». Также создаются структуры, которые выступают от имени предприятия перед третьими лицами-участниками имущественного оборота. Такие органы именуются «волеизъявляющими». К первым, прежде всего, относят общие собрания, коллегиальные институты. Образованную ими волю затем должны реализовать соответствующие исполнительные структуры. Вместе с этим последние всегда выступают и в качестве «волеобразующих» подразделений.

Их функции не ограничены только четким исполнением решений, принятых иными органами юрлица. Более того, во многих учреждениях и в унитарных предприятиях единоличный директор (руководитель) выступает одновременно и как образующий, и как реализующий волю. В этой связи закон требует, чтобы исполнительные структуры компании осуществляли свою деятельность разумно и добросовестно, руководствуясь при этом ее интересами.

Как подать заявление о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ физическому лицу?

Заполненное заявление подаётся в ФНС по месту жительства или регистрации юрлица. Это можно сделать через сайт ИФНС налоговой РФ или электронно. Электронный вариант подачи документов сейчас более распространён, ведь он не занимает много времени. Все документы, которые подаются официальным путём, обязаны подкрепляться фактами.

Отправить заполненный бланк можно так:

1. Прийти лично и отдать в руки налоговому инспектору.

2. Сделать у нотариуса доверенность и отправить в ФНС официального представителя.

3. Отправить заказное письмо с уведомлением через Почту России либо воспользоваться услугами курьера.

4. Электронно

Самым надёжным способом считается личный визит или визит уполномоченного юриста с доверенностью.

Ограничения

Полномочия органов юрлица могут, кроме законодательных предписаний, регламентироваться и учредительными документами. К примеру, на совершение определенных сделок необходимо предварительно получить согласие коллегиальной структуры или собственника (учредителя). Если данные ограничения предусмотрены в нормативном порядке, то их несоблюдение ведет к ничтожности заключенного договора с третьими лицами, поскольку последние должны знать законодательные требования. Так, унитарное предприятие не может распоряжаться собственной недвижимостью без согласия учредителя-собственника. Данное предписание присутствует в ст. 295 ГК. Если те или иные ограничения введены Уставом определенной компании (к примеру, единоличному органу запрещено заключение сделок на определенную сумму без получения предварительного согласия на это от коллегиального органа), то оспаривание соответствующих договоров допускается только при доказанности знаний контрагентов о таких запретах.

Должностное лицо согласно УК РФ

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ. Данный вывод сделал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 N 885-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив, что то обстоятельство, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (ст. ст. 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу п. 1 примечаний к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ.
В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Какие нормы регулируют работу реестра

С 1 мая 2020 года вступили в силу два правительственных постановления:

  1. ПП РФ №616 — об установлении запретов на допуск иностранных промышленных товаров.
  2. ПП РФ №617 — об ограничении допуска заграничных промышленных изделий.

Эти нормы запрещают закупки иностранных товаров, за исключением тех, что производят и поставляют из стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). А все продукты отечественного производства включают в реестр российской промышленной продукции по постановлению 616 от 30.04.2020.

Если вы проводите закупки промтоваров, сверьтесь с реестровым списком и обязательно установите требуемые запреты и ограничения. Вот они:

  1. Если закупаете по ПП РФ №616, отклоните участников с иностранными товарами. Но есть исключение: примите заявку, если изделие выпускается только за рубежом. Не отклоняйте производителя из ЕАЭС.
  2. Если проводите торги по ПП РФ №617, отклоните участников с иностранной продукцией. Но только при соблюдении определенных условий:
    • участники подали больше двух заявок;
  3. два предложения соответствуют 44-ФЗ и закупочной документации;
  4. производитель — из стран ЕАЭС.

И еще требование: две корректные заявки не нарушают права других участников.

Порядок регистрации юридического лица

Закон устанавливает порядок регистрации юрлиц, включающий в себя несколько этапов:

Налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, фермерских хозяйств, а также граждан в качестве ИП по заявлению и сопутствующим документам

После того как работник налоговой примет документы представителя юридического лица, ему выдадут расписку;

Важно, чтобы поданные документы по своей форме и содержанию соответствовали требованиям закона. В процессе проверки сотрудники налоговой вправе запрашивать информацию у других органов государственной власти и выезжать на место для установления фактических обстоятельств образования новой компании.

По результатам экспертизы, которая не может длиться более 5 дней, служащий ФНС составляет заключение, в котором указывает, в полном ли объеме и соответствующего ли качества представлены документы.

Если документы соответствуют установленным требованиям, принимается решение о госрегистрации юрлица

На его основании вносится запись в реестр ЕГРЮЛ. В журнале регистрации поступающих документов компании присваивают свой номер. На первой странице учредительного документа фирмы проставляют специальный штамп, вносят номер и дату регистрации.

Во время последнего этапа вы получаете регистрационное свидетельство. Это должно произойти не позднее суток после внесения информации в реестр.

Документы для регистрации

  • принятое решение о создании юридического лица. Это может быть протокол учредительного собрания или учредительный договор;

  • учредительные документы в виде устава (два оригинала);

  • выписка из реестра иностранных юридических лиц, подтверждающая статус иностранной компании;

  • бумаги, подтверждающие переход на упрощенную систему налогообложения;

  • оригинал квитанции об уплате госпошлины.

Обратите внимание!

Регистрирующий орган вправе потребовать иные бумаги.

Заявление о регистрации юридического лица

Законом утверждена специальная форма заявления, которую нужно заполнить при подаче документов для регистрации юрлица. Найти образец можно на нашем портале, официальном сайте ФНС РФ или получить у специалиста регистрирующего органа, принимающего документы.

Если в уставе или иных учредительных бумагах не будет информации, необходимой для внесения в заявление, изначально будет нарушен порядок регистрации юрлица. Чтобы получить соответствующее свидетельство, фирме нужно будет срочно внести изменения в принятые решения и устав. Напомним еще о ряде случаев, когда законодательство обязывает вносить в устав изменения:

  • компания меняет свое название или юридический адрес;
  • уменьшился размер уставного капитала, или он был увеличен;
  • организация поменяла своего руководителя или вид деятельности;
  • произошла регистрация новых представительств или филиалов;
  • вносятся иные изменения, которые касаются текста устава.

Заявление о регистрации включает в себя одиннадцать страниц, каждую из которых нужно правильно и без ошибок заполнить. После этого можно рассчитывать на положительное решение со стороны регистрационного органа.

В обязательном порядке в заявлении указывается информация о:

  • наличии юридического адреса;

  • учредителях с указанием их Ф.И.О., доли в уставном капитале и статуса в компании;

  • сумме уставного капитала и его виде;

  • руководителе организации или другом уполномоченном подписывать документы лице;

  • планируемых видах деятельности;

  • подающем заявление представителе компании.

Еще на этапе проведения собрания учредители должны поручить конкретному человеку из их числа заниматься подачей в налоговую всех необходимых документов. Если осуществлять регистрацию будет третье лицо, то оригинальность подписей на учредительных документах нужно будет заверять нотариально. При подаче бумаг руководителем или одним из учредителей компании удостоверять подписи у нотариуса не нужно.

Закон предусматривает следующие способы подачи документов в налоговую:

  • почтой;

  • сотруднику инспекции лично;

  • через многофункциональный центр (МФЦ);

  • в форме электронных документов, которые подписаны электронной подписью.

Госпошлина

При подаче документов на регистрацию нужно обязательно уплатить пошлину государству, размер которой зависит как от типа организации, так и от ее организационно-правовой формы.

Для общественных организаций инвалидов и их структурных подразделений она равна 1,4 тыс. руб. Политические партии и их структурные подразделения в регионах должны заплатить 3,5 тыс. руб., а все остальные юридические лица платят госпошлину в размере 4 тыс. руб.

Основные схемы в управлении

Согласно закону, в акционерном обществе функционируют следующие органы управления:

  • собрание всех его акционеров — главный «законодательный орган»;
  • наблюдательный совет (совет директоров), отвечающий за стратегию развития;
  • правление, реализующее стратегические планы;
  • генеральный директор, единолично управляющий всеми текущими делами;
  • ревизионная комиссия или ревизор, проверяющие состояние финансов.

У акционеров, через высший орган управления акционерным обществом, есть возможность выбрать подходящую комбинацию из представленных звеньев.

При необходимости, например, в случае расширения бизнеса или смене направления развития, структура управления может быть изменена на более отвечающую потребностям компании в данный момент. Принято выделять четыре основных модели управленческой структуры ОА.

В каждой из них есть два непременных элемента: общее собрание, как наделенный высшей властью обществе орган и единоличный исполнительный орган (гендиректор), действующий от имени компании во всех сферах общественных отношений.

Контролирующий орган (ревизор) в систему управления обычно не включается, а существует как бы параллельно.

Но он также является обязательным для любого АО органом.

Модель 1.

Полная трехступенчатая система управления.

Она наиболее универсальна и подходит для любого общества, но наиболее предпочтительной будет для крупных компаний с большим числом акционеров.

Использование подобной структуры позволяет акционерам контролировать деятельность исполнительных органов и оказывать влияние на принятие важных стратегических решений.

Система включает три уровня. Схематически это будет выглядеть так:

Модель 2.

От предыдущей ее отличает отсутствие коллегиального исполнительного органа.

Все управление текущей деятельностью осуществляет генеральный директор, влияние которого в совете директоров тем самым существенно возрастает.

Такая модель применима во всех АО. Устав компании может содержать положения, согласно которым в Совет директоров выбирается из числа самых крупных акционеров.

В таком случае они получают практически полный контроль за деятельностью единоличного исполнительного органа.

Схематически данную модель можно представить следующим образом

Модель 3.

В непубличных акционерных обществах, обладающих солидным капиталом и оборотом, чаще всего реализуется модель управления, из которой исключается наблюдательный совет (Совет директоров).

В результате остается высший орган управления акционерным обществом, а также оба исполнительных органа: и правление, и единоличный генеральный директор, которые и определяют направление развития компании.

Модель 4.

Для небольших компаний, число акционеров, в которых не превышает 50, а большая часть акция сосредоточена в руках одного из них, выгодна модель, включающая всего два элемента системы управления: общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган (генерального директора).

Такой подход позволит сосредоточить оперативное руководство всеми сферами текущей деятельностью у наиболее заинтересованного в процветании компании участника.

Собрание же в таком случае будет определять лишь основные направления развития.

Форма р38001 пример заполнения

Документ имеет три листа. Первая страница содержит два пункта:

  1. Сведения об организации. Здесь следует вписать ОГРН, ИНН и полное наименование компании. Название указывается в кавычках, для которых также необходимо уделить по клетке.
  2. Ошибочная информация о физическом лице (руководителе или участнике), указанная в ЕГРЮЛ. В этом пункте следует вписать цифру от 1 до 3. Первая цифра пишется, если указанные сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности, не верны. 2 – если оформлена ложная информация об участнике или учредителе. 3 – ошибочны другие сведения о физическом лице.

Внимание! Нельзя в одну клетку вписывать несколько символов. Вторая и третья страница содержат сведения о заявителе, то есть о руководителе организации

Вторая и третья страница содержат сведения о заявителе, то есть о руководителе организации.

В блоке семь пунктов:

  1. ФИО полностью. Предусмотрены отдельные строки.
  2. Сведения о рождении (точная дата и место). При этом не желательно сокращать обозначение пункта (город, район, деревня, поселок).
  3. Сведения о документе, который удостоверяет личность (паспорт). Между серией и номером пропускается одна клетка. Место выдачи должно быть оформлено в точности с паспортом, в том числе и сокращения. Для точки предназначается пустая клеточка. Вписывать слитно знаки препинания и буквы запрещается.
  4. Сведения для связи с заявителем. Здесь следует указать номер телефона или адрес электронной почты.
  5. Указывается полностью через пробелы фамилия, имя, отчество и подпись заявителя.
  6. Должность, подпись, фамилия и инициалы сотрудника ФНС, получившего заявление в бумажном виде по почте.
  7. Должность и ИНН лица, подтвердившего подпись представителя (нотариуса или его заместителя).

Внизу страницы даны две сноски – пояснения к указанию отчества и кода документа, удостоверяющего личность. Код паспорта, выданного гражданину РФ – 21.

На каждой странице должна быть проставлена подпись. Не заполняется пустое место, предназначенное для заполнения налоговой службой.

Интересный факт! Документом не предусмотрен пункт о внесении изменений по части адреса регистрации компании. Для подобного рода изменений следует оформлять заявление по форме Р34002.

Сроки рассмотрения

Согласно Приказу, ФНС рассматривает документ и предоставляет отказной материал через 10 дней после его регистрации, либо вносит изменения в ЕГРЮЛ через месяц.

Данное условие распространяется на любые заявления, поданные лично, представителем руководителя или по почте. Если по истечению этого времени ответ не поступил, заявителю следует позвонить по телефону отделения или по горячей линии налоговой службы.

Во втором случае клиенты обслуживаются и информируются по телефону, без отправки к другим специалистам.

Возражение против исключения из ЕГРЮЛ может подаваться как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами. Последнее допускается при условии, что решение налоговиков об исключении предприятия из госреестра затрагивает интересы стороны, запустившей процесс обжалования решения ИФНС.

В соответствии с п. 1-2 ст. 21.1 закона о госрегистрации от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ фискальный орган может инициировать снятие с учета юридического лица в одностороннем порядке, если:

на протяжении предшествующего 12-месячного интервала предприятие не подавало в ФНС отчетность;

При наличии обоих указанных факторов организация считается недействующей и может быть исключена налоговиками из госреестра. Исключение возможно и в случае недостаточности у компании средств на процедуру ликвидации, а также при наличии в ЕГРЮЛ на протяжении полугода записи о недостоверности сведений.

Заинтересованные лица могут подавать возражение на исключение из ЕГРЮЛ конкретного субъекта хозяйствования, если на это имеются веские основания.

Обжаловать решение регистрирующего органа можно в трехмесячный период после его публикации в СМИ (журнале «Вестник государственной регистрации»).

почтовым отправлением (подлинность собственноручной подписи заверяется нотариусом);

личная подача документов (необходимо предъявить сотруднику ИФНС паспорт или другой документ, по которому можно идентифицировать личность);

через ТКС (документ формируется в электронном виде и удостоверяется ЭЦП)

Тонкости в трудовых отношениях с управляющим предприятия

Трудовые отношения регулируются главой 43 Трудового Кодекса РФ и другими сопутствующими нормативным актами. Так, между организацией и управляющим, в соответствии с частью 2 статьи 59 и статьи 274 ТК РФ, подписывается срочный трудовой договор на срок, утвержденный участниками коллегиального совета. Одновременно с этим лицо, назначенное управляющим, не может работать по совмещению, если участники совета не дают на то свое согласие.

На основании статьи 278 ТК РФ предусмотрены определенные основания досрочного расторжения трудового соглашения с руководителем.

  1. Вследствие организации процедуры банкротства организации.
  2. Вследствие осуществления главным органов предприятия распоряжения о завершении полномочий директора
  3. Вследствие других причин, регламентированных в трудовом соглашении.

Статья 278 ТК РФ

В случае расторжения трудового договора по инициативе главного органа бывшему управляющему организация обязана выплатить денежную компенсацию в размере трех среднемесячных заработных плат.

Если трудовой договор расторгается по желанию руководителя предприятия, то уполномоченное лицо обязано уведомить вышестоящее руководство не менее, чем за один месяц до освобождения от трудовой деятельности.