Проводки при покупке лицензий программ как нма

Налог на прибыль организаций

Поскольку в рассматриваемом случае организация не получает исключительных прав на ПО, понесенные затраты нельзя отнести к расходам на приобретение НМА (п. 3 ст. 257 НК РФ, письма Минфина России от 05.05.2012 N 07-02-06/128, от 13.02.2012 N 03-03-06/2/19, от 24.11.2011 N 03-03-06/2/181). В данном случае расходы на приобретение прав на использование программ для ЭВМ принимаются к учету в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ — в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письма Минфина России от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4386, от 12.02.2016 N 07-01-09/7509). Также в составе прочих расходов налогоплательщик вправе учесть затраты, связанные с подготовкой программного обеспечения к использованию, в том числе по адаптации программного обеспечения, настройке программы, при условии, что эти расходы соответствуют критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 22.08.2007 N 20-12/079908).

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий договора, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если же сделка не содержит условий о периоде возникновения расходов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, организация самостоятельно устанавливает срок, в течение которого расходы на приобретение прав на использование программ и баз данных (и сопутствующие непосредственно приобретению затраты по установке ПО) будут равномерно учитываться для целей налогообложения прибыли, если в лицензионном договоре срок использования программы не определен (письма Минфина России от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743, от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15, от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25, письмо ФНС России от 19.01.2009 N 3-2-13/9 и др.). С позиции Минфина России, при установлении срока необходимо учитывать положения ГК РФ (письмо Минфина России от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039).

Не можем не отметить, что существуют и разъяснения с иной точкой зрения (письма Минфина России от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039, от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 29.01.2010 N 03-03-06/2/13, от 16.08.2010 N 03-03-06/1/551, от 23.10.2009 N 03-03-06/1/681, от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 17.03.2009 N 03-03-06/2/48, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25).

Арбитражная практика показывает, что налогоплательщики успешно оспаривают требования налоговых органов о равномерном признании расходов на программы для ЭВМ (смотрите, например, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 N 04АП-4378/13, ФАС Московского округа от 18.03.2014 N Ф05-1208/14 по делу N А40-14277/2012, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 N 07АП-9152/12, ФАС Поволжского округа от 12.07.2012 N Ф06-5251/12 по делу N А65-20465/2011, ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2011 N Ф07-7033/11 по делу N А56-52065/2010 и от 21.07.2011 N Ф07-12326/10 по делу N А56-48512/2009).

В то же время существуют примеры дел с иной позицией, когда решение принимается в пользу налоговых органов. Так, судьи сделали вывод, что если условиями лицензионного соглашения срок использования программы для ЭВМ не установлен, то расходы на приобретение неисключительных прав на данное программное обеспечение принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно с учетом срока, установленного ГК РФ (5 лет), а не единовременно, как это сделано налогоплательщиком (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 N 11АП-2863/16).

Таким образом, вопрос учета в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение программы для ЭВМ является на данный момент неоднозначным, поскольку законодательство не содержит правил определения срока списания затрат в случае, когда в лицензионном договоре не указан срок использования программного обеспечения.

На наш взгляд, организация в целях налогообложения вправе признать расходы по лицензионному договору равномерно в течение определенного отрезка времени, что обусловит сближение налогового и бухгалтерского учета и не приведет к появлению временных разниц (п.п. 3, 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

Проводки в бухгалтерском учете — примеры

Д41 К60 — товар принят на учет по фактической стоимости Д19 К60 — учтен НДС Д68 К19 — зачет НДС из бюджета Д60 К51 — оплата поставщику за товар Д41 К42 — начислена торговая наценка на оприходованный товар Д50 К90.1 — продажа товара покупателю по продажной стоимости Д90.3 К68 — начислен НДС к уплате с продажной стоимости Д90.2 К41 — списан реализованный товар по продажной стоимости Д90.2 К42 — сторно торговой наценки Д44 К70,69,02,76,71,04,05 — начислены издержки обращения за отчетный месяц Д90.2 К44 — списаны издержки обращения за отчетный месяц Д90.9 К99 — прибыль Д99 К90.9 — убыток Определяем средний процент торговой наценки Торговая = сальдо на начало месяца по счету 42 + оборот по К42×100%наценка оборот по К41 + сальдо на конец месяца по счету 41 Определяем сальдо на конец месяца по счету 42 Сальдо на конец месяца по счету 41 х средний % наценки Определяем торговую наценку Торговая наценка = сальдо на начало месяца по счету 42 + оборот по К42 — сальдо на конец месяца по счету 42 Комитент отражает выручку от реализации товара по дате получения извещения комиссионера об отгрузке товара покупателю.

Учет в некоммерческих организациях (примеры)

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Исключительные права

Исключительные права обычно возникают, когда программа создается по заказу организации и адаптируется под ее требования. Если организация приобретает исключительное право пользования компьютерной программой, она становится единственным ее владельцем. Автор (разработчик) продукта не вправе продавать или предоставлять его другим лицам.

Исключительное право переходит к покупателю на основании договора отчуждения ( ГК РФ).

Чаще всего исключительные права для целей бухгалтерского учета учитывают в составе нематериальных активов (НМА). Для этого нужно, чтобы одновременно соблюдались следующие условия (п. 3 ):

  • у организации есть документы, которые подтверждают ее права на использование объекта НМА;
  • объект НМА можно отделить от других объектов;
  • объект НМА не имеет материально-вещественной формы;
  • организация не планирует продавать права на компьютерную программу как минимум в течение года;
  • компьютерная программа используется в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих нужд;
  • объект может принести экономическую выгоду (доходы);
  • срок использования компьютерной программы превышает 12 месяцев;
  • первоначальная стоимость НМА может быть достоверно определена.

Чтобы программу отнести к НМА в налоговом учете, необходимо выполнение следующих условий ( НК РФ):

  • организация имеет документы, которые подтверждают ее права на использование объекта НМА;
  • объект может принести экономическую выгоду (доходы);
  • срок использования компьютерной программы превышает 12 месяцев.

Получается, если в бухгалтерском учете объект относится к НМА, то в налоговом учете этот объект также будет признан нематериальным активом.

В бухгалтерском учете компьютерную программу нужно учитывать по первоначальной стоимости. Эта стоимость равна сумме всех затрат на ее приобретение. В п. 8 сказано, что первоначальная стоимость НМА увеличивается на сумму расходов, связанных с приобретением актива (установка, доведение до пригодного к использованию состояния и пр.).

Амортизация и срок полезного использования

НМА стоимостью до 40 000 (с 2016 года до 100 000) рублей в налоговом учете можно списать полностью в момент ввода в эксплуатацию. Так как имущество до 40 000 рублей не является амортизируемым ( НК РФ), стоимость НМА можно включить в состав материальных расходов ( НК РФ).

Вопрос налоговой амортизации НМА стоимостью ниже 40 000 рублей — спорный. Ранее контролирующие органы придерживались позиции, что амортизировать нужно все НМА независимо от их стоимости (письмо ФНС России от 25.02.2011 № КЕ-4-3/3006). На сегодняшний день все больше писем Минфина подтверждают возможность списывать «малоценные» НМА при вводе в эксплуатацию (письма Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450, от 09.09.2011 N 03-03-10/86, от 09.12.2010 N 03-03-06/1/765).

Для целей налогового учета срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется по правилам, закрепленным в НК РФ. По общему правилу срок использования НМА может быть указан в договоре или патенте. Если срок по документам определить нельзя, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Для исключительных прав на компьютерные программы налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.

В бухгалтерском учете нет стоимостного критерия для определения амортизируемого имущества. Поэтому начислять амортизацию нужно по всем НМА, у которых известен срок полезного использования. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется ( ПБУ 14/2007). Но организации каждый год должны пересматривать срок использования НМА, подтверждая ранее установленный либо внося изменения по объективным причинам ( ПБУ 14/2007).

Исключительное право на компьютерную программу не имеет ограниченного срока действия. Поэтому для целей бухучета срок использования компьютерной программы определяется исходя из периода, в течение которого организация будет ее использовать ( ПБУ 14/2007). Если срок не известен, то можно установить его равным 5 годам ( ГК РФ).

Срок полезного использования компьютерной программы нужно зафиксировать в приказе ( Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Чтобы не возникло расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, целесообразнее установить одинаковый срок полезного использования программы (для НМА стоимостью выше 40 000 рублей).

Проводки при покупке исключительных прав :

Если организация списывает программу стоимостью до 40 000 рублей единовременно, то проводки будут следующими:

Проводки по основным средствам

  • цель приобретения имущества — использование его в деятельности предприятия, в управленческих целях или для сдачи в аренду (иное использование);
  • объект должен использоваться в течение не менее 12 месяцев;
  • объект приобретен не для перепродажи;
  • в будущем объект будет приносить предприятию доход.

Во-вторых, важен еще стоимостный критерий. Если цена до 40 000 рублей, оно может учитываться в составе МПЗ. Важным здесь является слово «может» и лимит «до» 40 000 руб. Это значит, что каждое предприятие в учетной политике устанавливает свой лимит (в пределах до 40 000 руб.) для имущества, в пределах которого оно может учитываться не в составе основных средств, а в составе МПЗ.

Списание стоимости лицензий, по которым отменено лицензирование

Поскольку точно известно, что расходы по таким лицензиям не будут использованы в основной деятельности, считаем, что на дату вступления в силу Закона N 99-ФЗ (3 ноября 2011 г.) часть суммы лицензии, которая не была учтена в расходах, следует отнести в состав прочих расходов единовременно. Соответственно, будет сделана бухгалтерская запись:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы», — К 97 — единовременно списана оставшаяся стоимость лицензии.

Обратите внимание: корректировка порядка учета стоимости лицензий в рассматриваемых случаях, по нашему мнению, может признаваться изменением оценочного значения в соответствии с ПБУ 21/2008 . Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г

N 106н

<2> Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н.

Так, согласно п. 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, которая обусловлена появлением новой информации и которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

В рассматриваемой ситуации корректируется сумма актива <3>, списываемая в расходы. При этом корректировка обусловливается новой информацией, которой является вступление в силу Закона N 99-ФЗ, в частности его положений о бессрочном характере лицензий либо об отмене лицензий по некоторым видам деятельности.

<3> В связи с тем что общество не учитывает стоимость лицензий в составе текущих расходов, лицензии признаются активами.

Изменения оценочных значений (за исключением оценочных значений, непосредственно влияющих на величину капитала организации) подлежат признанию перспективно и отражаются в том периоде, в котором произошло изменение, или также в будущих периодах в зависимости от того, на отчетность каких периодов изменения имеют влияние (п. 4 ПБУ 21/2008).

Порядок учета стоимости лицензий указан выше.

Согласно п. 6 ПБУ 21/2008 в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрыть информацию об изменении оценочного значения в отношении лицензий, а именно отразить содержание изменения:

  • повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
  • которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды.

Т.В.Самокиша

Эксперт

«ФБК-Право»

Н.Р.Герасимова

Менеджер

«ФБК-Право»

Н.Д.Рябова

Менеджер

«ФБК-Право»

Как учесть компьютерные программы, базы данных, антивирусы и сервисы электронной отчетности

9 закона № 99-ФЗ лицензии действуют бессрочно. При этом ранее выданные лицензии, срок действия которых не истек:

а) на виды деятельности, которые не перечислены в п. 1 ст. 12, прекратили свое действие со дня вступления в силу закона № 99-ФЗ (п. 1 ст. 22);

б) на виды деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 12, считаются действующими бессрочно. Если указанные лицензии содержат не весь перечень выполняемых работ или услуг, либо измененное новым законом наименование вида деятельности, то такие лицензии подлежат переоформлению только по истечении ранее установленного срока их действия (п. 3 и п. 4 ст. 22).

Лицензии на осуществление определенных видов деятельности в соответствии с гражданским законодательством РФ не относятся к активам, то есть лицензии не являются ни вещами, ни объектами интеллектуальной собственности. Следовательно, расходы, связанные с получением лицензии не формируют стоимость актива, и на них не распространяется действие п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Согласно п.18 ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, установившие в бухгалтерской учетной политике кассовый метод ведения бухгалтерского учета. Для таких организаций дата признания расходов зависит от факта оплаты осуществленных расходов.

Порядок налогового учета расходов на лицензирование, в том числе произведенных до вступления в силу закона № 99-ФЗ, изложен в письме ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400. Он заключается в следующем:

1) государственная пошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, учитывается в расходах единовременно на дату начисления (пп.1 п. 1 ст. 264, пп.1 п. 7 ст. 272 НК РФ);

2) консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии признаются расходами на основании пп.14, 15 п.

1 ст. 264 НК РФ. Датой признания таких расходов является одна из дат (пп.3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

— дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

— (или) дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов;

— (или) последний день отчетного (налогового) периода.

Конкретную дату признания расходов налогоплательщику надо выбрать самостоятельно и свой выбор закрепить в налоговой учетной политике;

3) если налогоплательщик ранее учитывал расходы на получение срочной лицензии в течение срока ее действия, то в связи с признанием такой лицензии бессрочной на основании ст. 9 закона № 99-ФЗ, недосписанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов единовременно.

Таким образом, организация может выбрать один из следующих вариантов:

1) принять решение о списании недосписанной части расходов на лицензирование единовременно:

— в бухгалтерском учете с кредита балансового счета 97 в дебет соответствующего счета учета затрат;

— в налоговом учете включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией;

2) принять решение о досписании вышеуказанных расходов в ранее установленном порядке и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Принятие такого решения основано на принципе последовательности применения способов и методов отражения фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности. Включение затрат на лицензирование в расходы будущих периодов (РБП) не было обязанностью для организации и до 2011 года (ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете). Такое отражение «лицензионных» расходов было элементом учетной политики. Для целей бухгалтерского учета организация принимала решение о формировании РБП с целью обоснованного распределения расходов между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов (абз.3 п. 19 ПБУ 10/99). Для целей налогового учета указанные расходы включались в состав прямых расходов, которые признаются по мере получения доходов (п. 2 ст. 318 НК РФ). Эти нормы не изменились ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве. 

By Вадим Фалин / 12th Июнь, 2018 / Гражданское право / No Comments

Ведомость начисления амортизации Лицензии на виды деятельности Представим, что ООО «Утиль Сервис» организовывает деятельность по оказанию услуг утилизации автомобильных шин.

Налог на прибыль организаций

Поскольку в рассматриваемом случае организация не получает исключительных прав на ПО, понесенные затраты нельзя отнести к расходам на приобретение НМА (п. 3 ст. 257 НК РФ, письма Минфина России от 05.05.2012 N 07-02-06/128, от 13.02.2012 N 03-03-06/2/19, от 24.11.2011 N 03-03-06/2/181). В данном случае расходы на приобретение прав на использование программ для ЭВМ принимаются к учету в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ — в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письма Минфина России от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4386, от 12.02.2016 N 07-01-09/7509). Также в состав прочих расходов налогоплательщик вправе учесть затраты, связанные с подготовкой программного обеспечения к использованию, в том числе по адаптации программного обеспечения, настройке программы, при условии, что эти расходы соответствуют критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 22.08.2007 N 20-12/079908).

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий договора, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если же сделка не содержит условий о периоде возникновения расходов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, организация самостоятельно устанавливает срок, в течение которого расходы на приобретение прав на использование программ и баз данных (и сопутствующие непосредственно приобретению затраты по установке ПО) будут равномерно учитываться для целей налогообложения прибыли, если в лицензионном договоре срок использования программы не определен (письма Минфина России от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743, от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15, от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25, письмо ФНС России от 19.01.2009 N 3-2-13/9 и др.). С позиции Минфина России, при установлении срока необходимо учитывать положения ГК РФ (письмо Минфина России от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039).

Не можем не отметить, что существуют и разъяснения с иной точкой зрения (письма Минфина России от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039, от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 29.01.2010 N 03-03-06/2/13, от 16.08.2010 N 03-03-06/1/551, от 23.10.2009 N 03-03-06/1/681, 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 17.03.2009 N 03-03-06/2/48, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25).

Арбитражная практика показывает, что налогоплательщики успешно оспаривают требования налоговых органов о равномерном признании расходов на программы для ЭВМ (смотрите, например, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 N 04АП-4378/13, ФАС Московского округа от 18.03.2014 N Ф05-1208/14 по делу N А40-14277/2012, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 N 07АП-9152/12, ФАС Поволжского округа от 12.07.2012 N Ф06-5251/12 по делу N А65-20465/2011, ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2011 N Ф07-7033/11 по делу N А56-52065/2010 и от 21.07.2011 N Ф07-12326/10 по делу N А56-48512/2009).

В то же время существуют примеры дел с иной позицией, когда решение принимается в пользу налоговых органов. Так, судьи сделали вывод, что если условиями лицензионного соглашения срок использования программы для ЭВМ не установлен, то расходы на приобретение неисключительных прав на данное программное обеспечение принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно с учетом срока, установленного ГК РФ (5 лет), а не единовременно, как это сделано налогоплательщиком (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 N 11АП-2863/16).

Таким образом, вопрос учета в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение программы для ЭВМ является на данный момент неоднозначным, поскольку законодательство не содержит правил определения срока списания затрат в случае, когда в лицензионном договоре не указан срок использования программного обеспечения.

На наш взгляд, организация в целях налогообложения вправе признать расходы по лицензионному договору равномерно в течение определенного отрезка времени, что обусловит сближение налогового и бухгалтерского учета и не приведет к появлению временных разниц (п.п. 3, 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

На каком счете отразить электронную подпись: 97 или 26?

На форумах и коллеги обсуждали спорную ситуацию.

При покупке ключа электронной подписи в комплект входит токен или флешка, на которые записан код, программа «КриптоПро» и сертификат электронной подписи. Лицензия на неисключительное право пользования программой обычно выдается компании на год или бессрочно. А сертификат электронной подписи действует в течение года.

Коллеги спорили о том, как отражать стоимость всего комплекта электронной подписи в бухгалтерском учете — списать сразу на счета учета затрат или сначала отразить на счете 97 «Расходы будущих периодов» и учитывать постепенно.

Версия 1 Стоимость ключа надо отразить на счете 97 Некоторые коллеги считают, что ключ электронной подписи необходимо списывать так же, как право на использование результатов интеллектуальной собственности. То есть отразить стоимость приобретенного комплекта на счете 97 как право на пользование обычной компьютерной программой (п.

39 ПБУ 14/2007, утв. приказом Минфина России от 27.12.07 № 153н). А после этого постепенно списывать на счета учета расходов.

В торговых компаниях для этого подходит счет 44 «Коммерческие расходы», а в производственных организациях — счет 26 «Общепроизводственные расходы» (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Версия 2 Электронный ключ можно сразу списать на 26-й счет Другие участники форума пришли к выводу, что изготовление ключа — это услуга, которую приобретает компания у удостоверяющего центра.

Тогда остаток внесенной, но еще не списанной платы за ключ попадет в строку 1210 «Запасы» бухгалтерского баланса (п. 20 ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н).

Если же для компании такие расходы несущественны, то можно единовременно списать всю плату за электронный ключ.

Причем существенность расходов — это оценочное значение, и компания вправе определить его сама. Что касается токена или флешки, на которые записан код защиты, то их надо учесть на счете 10 «Материалы». Эту стоимость можно также единовременно списать в расходы (на счет 26 или 44) на дату передачи электронного устройства в бухгалтерию.