Субсидия на госзадание: поступление и расходование

Как получить поддержку

В Москве 10 марта по решению Сергея Собянина создан оперативный штаб по вопросам экономики, при котором для предпринимателей работает центр поддержки экономики Москвы. Через сайт и по горячей линии (+7 (495) 539-59-99, ежедневно с 09:00 до 18:00) в центр поступило более шести тысяч обращений и предложений от представителей московского бизнеса. Основные запросы предпринимателей уже нашли отражение в трех пакетах мер поддержки. Это снижение налоговой нагрузки, ставок аренды, предоставление субсидий. С 15 мая на сайте центра поддержки экономики Москвы заработал онлайн-сервис, с помощью которого предприниматели и физические лица могут узнать, какие федеральные или городские меры поддержки доступны в каждом конкретном случае.

Определен порядок выплаты грантов собственникам коммерческой недвижимости. Заявки, поданные от собственника торгового центра площадью более тысячи квадратных метров, будут рассматриваться Департаментом торговли и услуг, заявки от владельцев остальных торговых объектов, общепита, бытовых услуг — префектурами. Решения по заявкам от гостиниц будут приниматься Комитетом по туризму. В ближайшее время будет объявлена дата приема заявок, утверждены форма и порядок их подачи. Для получения поддержки по отмене арендных платежей за земельные участки и недвижимость, находящиеся в собственности города, а также для получения отсрочки арендных платежей застройщикам, изменившим цель использования земельного участка, необходимо обращаться в Департамент городского имущества Москвы. Автоматически предоставляются отсрочка за выкуп городской недвижимости, отсрочка на авансовые платежи по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Подать заявки на некоторые субсидии с 12 мая можно онлайн с помощью сайтов mbm.mos.ru и i.moscow. Предпринимателям нужно загрузить пакет документов на сайт и заверить их с помощью квалифицированной электронной подписи. Так можно оформить субсидии на ведение бизнеса по франшизе, продвижение товаров на маркетплейсах, участие в выставках, инжиниринг, оплату услуг сервисов по доставке еды, а также на развитие и покупку оборудования, в том числе для гостиниц, соцпредприятий и резидентов технопарков.

Для предпринимателей в Москве запущены единая линия поддержки и специальный интернет-ресурс cashback.moscow.business, где можно получить всю информацию об условиях и порядке предоставления субсидий, необходимых документах, а также оставить заявку на консультацию или получение выплаты. Номер телефона кол-центра: +7 (499) 961-01-20 (с понедельника по пятницу с 09:00 до 18:00).

При Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы создана рабочая группа по выработке антикризисных мер. Ее заседания проходят с 8 апреля в онлайн-режиме еженедельно. Кроме того, образовано 25 отраслевых подгрупп, участники которых обсуждают специфичные антикризисные инструменты. Часть предложений уже стала основой для принятых мер поддержки бизнеса.  

На сайте mbm.mos.ru заработал проект «Коронавирус: важное для бизнеса». Он рассказывает о действующих мерах поддержки и изменениях в нормативно-правовой базе, на странице проекта можно получить консультации экспертов, записаться на вебинары, посвященные выходу из кризиса, изучить подборку онлайн-продуктов для дистанционного ведения бизнеса и получить ответы на наиболее популярные вопросы

Оперативную информацию о мерах поддержки бизнеса и изменениях в законодательстве также публикуют телеграм-каналы «Коронавирус

Экономический штаб Москвы» (@COVID19_Econ), «Субсидии московским предпринимателям» (@subsidii_msk) и «Коронавирус: важное для бизнеса» (@vmeste_mbm)

Все ранее стартовавшие образовательные проекты для предпринимателей сегодня продолжают действовать в онлайн-формате. Кроме того, работает несколько горячих телефонных линий для консультирования предпринимателей.

С 16 марта получить консультацию по правовым и финансовым вопросам можно по телефону +7 (495) 276-24-17. Звонки сейчас принимаются без выходных: с понедельника по четверг с 09:00 до 18:00, в пятницу — с 09:00 до 17:00, в субботу и воскресенье — с 10:00 до 16:00.

Возврат неиспользованных остатков субсидий

Согласно нормам п. п. 17, 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ <3> не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного (муниципального) задания учредителя, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

<3> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Таким образом, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, полученных бюджетными учреждениями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и используются в текущем финансовом году согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденному в установленном порядке соответствующим органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения (далее — орган, осуществляющий полномочия учредителя), с учетом требований, установленных Минфином России (Письмо от 11.01.2013 N 02-13-10/28).

С учетом того, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается в установленном порядке на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) и содержание государственного (муниципального) имущества, уменьшение данной субсидии в объеме не использованных на начало очередного финансового года остатков противоречит законодательству РФ.

Вместе с тем Минфин рекомендует органам, осуществляющим полномочия учредителя учреждений, провести анализ причин образовавшихся остатков средств, не использованных учреждениями в течение текущего финансового года (в том числе проверить своевременное размещение заказов и исполнение обязательств, равномерность осуществления расходов и т.д.).

Что касается остатков целевых субсидий (субсидий, которые выделены учреждению согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), они подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. При этом остатки средств могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели на основании решения соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Порядок взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий при отсутствии потребности в направлении их на те же цели в следующем финансовом году устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, предусмотренных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям».

Рассмотрим на примере, как учитывается возврат неиспользованной субсидии.

Пример 3. У бюджетного учреждения по состоянию на 31 декабря 2013 г. остаток неиспользованной целевой субсидии составил 20 000 руб. Эти средства были перечислены в доход бюджета 10 января 2014 г.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения и учредителя перечисление остатков неиспользованных сумм субсидий отражается следующей корреспонденцией счетов:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,     руб.   
                    Операции, совершаемые учреждением                    
Возврат не использованного          учреждением остатка целевой субсидии
5 205 81 560
5 201 11 610
  20 000  
                    Операции, совершаемые учредителем                    
Поступление средств от возврата     целевой субсидии, если операция быласовершена в следующем году <*>:     
- начислена сумма дохода в виде     субсидии прошлого года;             
1 205 81 560
1 206 41 660
  20 000  
- фактическое поступление денежных  средств                             
1 210 02 180
1 205 81 660
  20 000  

<*> В случае если возврат субсидии будет осуществляться в текущем финансовом году (согласно условиям примера в 2013 г.), операция, отражающая поступление от возврата неиспользованного остатка целевых субсидий, будет выглядеть так:

Дебет счета 1 304 05 241 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

Кредит счета 1 206 41 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям.

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

«Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Возврат неиспользованных остатков сумм субсидий

Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ внесены изменения в ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, предусматривающие, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта РФ, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ средства в объеме остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), подлежат в установленном Правительством РФ порядке возврату в федеральный бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (п. 33) предусмотрено, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля 2016 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что федеральное законодательство обязывает бюджетные учреждения возвращать остатки сумм субсидий только в случае недостижения показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания. Советуем бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципалитетов для решения данного вопроса обратиться к нормативно-правовым актам, изданным на соответствующем уровне. Если учреждение по итогам года выполнило задание учредителя и у него остались неизрасходованные суммы субсидий, требование о возврате их в бюджет в федеральном законодательстве отсутствует. Возможно, такое требование содержится в нормативных актах отдельных субъектов РФ или муниципалитетов, хотя обычно нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов РФ копируют положения федеральных документов.

Из разъяснений Минфина, представленных в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, следует, что финансовое ведомство выделяет несколько оснований для возврата сумм субсидий:

  • возврат остатка сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
  • возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявленных в ходе проверки нарушений по расходованию средств целевой субсидий.

При отражении возврата неиспользованного остатка суммы субсидии в учете применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Заметим, что на сайте Минфина размещен проект приказа, которым будут внесены изменения в Инструкцию № 174н. В проекте предусмотрена проводка по возврату в доход бюджета остатков сумм субсидий посредством применения счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражается возврат остатков сумм субсидий по каждому из названных оснований (бухгалтерские записи в таблице приведены на основании информации, содержащейся в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436).

Зарплата за нерабочие дни, «санитарные» штрафы, благотворительность

Заработную платы и страховые взносы за периоды, объявленные нерабочими, нужно списать на прочие расходы. Такие выплаты показывают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Минфин перечислил и другие затраты, которые надо отнести к прочим:

1. Оплата вынужденного простоя в связи с коронавирусной инфекцией (см.: «Нерабочий апрель: можно ли ввести режим простоя и сократить зарплаты?»).

2. Расходы по несостоявшимся командировкам (невозмещенная оплата проезда, бронирования гостиницы, услуг и проч.).

3. Штрафы и выплаты по искам за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а также нарушения при введении режима повышенной готовности на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (см. «За работу в нерабочую неделю организацию смогут оштрафовать на полмиллиона рублей»).

4. Издержки на благотворительность: помощь лицам, пострадавшим от пандемии; покупка специализированного оборудования и иного имущества для медучреждений; бесплатное питание для лиц старше 65 лет и др.

Бюджетный кредит

Учет кредитов, полученных из бюджета, зависит от того, придется ли возвращать деньги. Если придется, то заем следует учитывать так же, как и любой другой кредит.

Другое дело, если возврат займа зависит от выполнения определенных условий. Примером служит льготный кредит, который предназначен для бизнеса, наиболее пострадавшего от коронавируса. Деньги в бюджет не должны возвращать те компании и ИП, кто сохранил численность персонала на определенном уровне, зарплату не менее МРОТ и выполнил ряд других условий (подробнее см. «Кто получит льготный кредит на возобновление предпринимательской деятельности»).

При получении такого кредита нужно оценить свои шансы на соответствие критериям, позволяющим не отдавать заем. В случае, когда такие шансы высоки, бюджетные средства необходимо учитывать как субсидию.

Досрочное прекращение выполнения госзадания.

Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.

Основания досрочного прекращения выполнения госзадания отражаются в самом госзадании (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). К ним относятся:

  • ликвидация учреждения;

  • принятие в установленном порядке решения о реорганизации учреждения, в результате которой учреждение прекращает свою деятельность в качестве юридического лица;

  • перераспределение полномочий, повлекшее исключение из компетенции учреждения полномочий по оказанию государственной услуги (выполнению государственной работы);

  • изменение действующих нормативных правовых актов, в результате которого дальнейшее выполнение государственного задания будет противоречить указанным актам;

  • возникновение (выявление) в ходе выполнения государственного задания обстоятельств, не позволяющих его выполнить по не за­висящим от учреждения причинам;

  • некачественное выполнение государственного задания или нарушение условий такого задания;

  • иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.

По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции по возврату в бюджет неиспользованных средств субсидии отражаются аналогично возврату субсидии при невыполнении госзадания.

При досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией бюджетного или автономного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим бюджетным и автономным учреждениям, являющимся правопреемниками (п. 41 Положения № 640).

Учет при использовании системы ЕСХН

Такие жесткие условия не совсем привлекательны для занятых в сельском хозяйстве предпринимателей. Однако многие переходят на эту форму налогообложения. Чтобы понять особенности учета при ЕСХН, нужно сравнить его с учетом на ОСН.

При ОСНО При ЕСХН
Средства вписываются как прибыль на дату произведенных расходов Учитываются как доходы пропорционально издержкам
Неизрасходованные средства в конце второго периода отображаются как доходы Если в конце периода, выданная сумма превышает траты, то разница вписывается в состав прибыли за этот период

При всем своем неудобстве у сельхозналога есть свои преимущества – налоговые льготы в случае убытков, т. е. они равняются нулю. Все выплаты осуществляются по месту жительства, а переход на другую систему налогообложения, например, на УСН – добровольный. В большинстве случаев сельхозпроизводители этим пользуются.

Единый сельскохозяйственный налог направлен на развитие бизнеса отечественных товаропроизводителей. Субсидирование предпринимателей происходит на конкретных условиях. Если целевые деньги превысили сумму издержек, то они отображаются как прибыль предпринимателя за этот период.

Свобода организации в разработке способов учета.

Напомним: согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, предприятие разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Причем предприятие использует последовательно следующие документы:

  • международные стандарты финансовой отчетности;

  • положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

Из-за неопределенности в учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной разработки этого учета и закрепить принятый порядок учетной политикой.

* * *

Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам:

  • предприятие отдало приоритет достоверному формированию себестоимости независимо от источников ее покрытия (выручка или госпомощь);

  • закрепив в учетной политике порядок учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ 1/2008;

  • предприятие не допустило противоречий с правилами российского бухучета и практикой ведения учета и составления отчетности.

Отражение информации о субсидиях по мере фактического получения ресурсов (второй вариант)

   Содержание хозяйственной операции  
   Дебет   
  Кредит  
Сумма, руб.
                                  Апрель                                 
Приобретены удобрения от поставщика   (НДС является невозмещаемым налогом)  
     10    
    60    
  590 000  
Перечислена поставщику с расчетного   счета оплата за удобрения             
     60    
    51    
  590 000  
                                   Май                                   
Сумма субсидии поступила на расчетный счет организации                      
     51    
   86-1   
  118 000  
Использованы удобрения                в растениеводстве                     
     20    
    10    
  590 000  
Списана на финансовый результат сумма субсидии по оборудованию в размере    амортизации                           
    86-1   
   91-1   
  118 000  

В данном примере с точки зрения МСФО приобретение удобрений непосредственно не связано с формированием биологического актива, следовательно, необходимо ориентироваться на МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Данный вид субсидий является монетарным и относится к активам организации. Признание в доходах субсидии осуществляется в момент отпуска материалов в производство продукции.

В апреле при получении уведомления о выделении субсидии отражаются дебиторская задолженность по государственной субсидии и прочие доходы:

Д-т сч. «Расчеты по государственной субсидии» — 118 000 руб.

К-т сч. «Прочие доходы», субсчет «Субсидии», — 118 000 руб.

В мае отражается поступление денежных средств от правительственного органа:

Д-т сч. «Денежные средства» — 118 000 руб.

К-т сч. «Расчеты по государственной субсидии» — 118 000 руб.

Согласно международным стандартам в отчете о прибылях и убытках будет заполнена строка «Прочие доход».

Отражение информации о получении субсидий на формирование внеоборотных активов имеет ряд особенностей.

Во-первых, основные средства принимаются к учету при соблюдении четырех условий в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для длительного использования, т.е. в течение периода, превышающего 12 мес., или обычного операционного цикла, если он больше 12 мес.;
  • объект не должен быть предназначен для продажи;
  • объект способен приносить экономические выгоды (доход) организации в будущем.

Во-вторых, суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются со счета учета целевого финансирования на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.

Рассмотрим на примере получение средств на формирование внеоборотных активов.

Пример 2. В декабре организация в рамках государственной поддержки получила субсидию из федерального бюджета на реконструкцию фермы в размере 40% сметной стоимости. Общая стоимость проекта 5310 тыс. руб., в том числе НДС. В Министерство сельского хозяйства края были направлены все необходимые документы и получено уведомление о бюджетных ассигнованиях. Срок полезного использования — 10 лет, способ начисления амортизации — линейный. Субсидия была перечислена на расчетный счет в декабре. Работы выполнялись в период с февраля по октябрь (табл. 4).

Таблица 4

Учет субсидирования при режиме УСН

Среди индивидуальных предпринимателей упрощенный налоговый режим наиболее популярен. УСН позволяет существенно уменьшить налоговую нагрузку и упросить порядок подачи и объемы отчетности. Упрощенный налоговый режим дает предпринимателю возможность контролировать все свои выплаты самостоятельно

Учитывать субсидии при УСН можно, если во внимание берутся уже израсходованные суммы. Об этом говорит гл.26.2 НК РФ

Субсидии также облагаются налогом на основании ст.346.15 НК РФ. Однако есть исключения:

  • когда помощь предоставляется малому/среднему бизнесу, полученная сумма записывается в прибыль и учитывается пропорционально издержкам, которые произведены за счет нее. При учете денег нет разницы, какой именно используется способ налогообложения при УСН – «доходы» или «доходы минус расходы»;
  • субсидия дается, чтобы содействовать занятости. Деньги выделяются безработным на заведение собственного дела и создание новых рабочих. Учет производится также как и в предыдущем варианте. Только учитывается субсидия в первом случае в двух, а во втором в трех налоговых периодах.

Помощь по содействию занятости дается начинающему предпринимателю, который был ранее безработным. Ее не может получить организация. Если человек лишился работы и решил заняться предпринимательством, то государство его поддержит, выдав целевую материальную помощь на развитие бизнеса.

Государственная помощь

На создание необходимых условий для ведения сельхоздеятельности направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717. В ней предусмотрены мероприятия, призванные помочь хозяйствам обеспечить обновление основных средств, закладку и уход за многолетними насаждениями, повышение плодородия почв и т. д.

При этом, как показывает практика, господдержка в форме субсидий может предоставляться сельхозорганизациям на возмещение убытков или затрат. Так, предприятию могут выделить средства на компенсацию части расходов на модернизацию сельхозтехники, а также на уплату процентов по инвестиционным кредитам. Или же, например, финансовая поддержка может покрыть часть затрат на страховую премию по договорам сельскохозяйственного страхования, заключение которых необходимо для минимизации рисков гибели растений и животных.

Добавим, что рассчитывать на получение субсидии можно в случае, если в регионе, где расположена организация, есть соответствующая утвержденная программа развития сельского хозяйства.