Виды правовых актов

Нормативно-правовой акт определение, признаки НПА, виды, примеры

Содержание

Понятие нормы права определяет общественные правила поведения, которые регулируют отношения в обществе, гарантируемые законом, и отражают деятельность жителей, организаций.

Нормативно правовой акт – это правотворческая деятельность, включающая в себя нормы права. Акт разрабатывается и издается уполномоченными лицами.

Нормативно-правовой акт (НПА) что это такое

Нормативный правовой акт представлен в форме, установленной законодательством.

Может приниматься путем референдума, если процедура соблюдается согласно закону.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:

    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
    • материально-техническое обеспечение проекта,
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Особенности действующих НПА

Каждый нормативный документ ориентирован на регулирование разных общественных сфер деятельности.

Как определить, что перед вами действующий нормативно-правовой акт?

Вот некоторые признаки:

  • документ имеет специальные реквизиты,
  • имеется название документа (закон, постановление),
  • документ имеет непосредственное отношение к органу, издавшему его,
  • все изданные документы это часть правой системы государства,
  • обязателен к выполнению для граждан и органов власти,
  • имеет утвержденную структуру,
  • выполнение любого действующего НПА контролируется государством.

Принципы классификации НПА

Нормы права классифицируются по общим чертам, в зависимости от отрасли или содержания:

  • гражданские,
  • Уголовный кодекс,
  • административные,
  • комплексные.

Примеры нормативно-правовых актов

Вот несколько настоящих НПА:

  1. Акт местного назначения. Распоряжение от 30.04.2015 No 237-РП руководства столицы «Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города».

По юридическим свойствам:

  • нормативные,
    которые содержат в себе нормы права.
    Они принимаются с целью регулирования
    однотипных общественных отношений,
    рассчитаны на длительный срок действия
    и не имеют конкретного адресата;

  • индивидуальные
    акты. Они не содержат в себе норм права.
    Разрешают конкретный, индивидуальный
    вопрос управления на основе других
    нормативных актов (постановления
    Правительства РФ о назначении конкретных
    лиц на должности заместителей министра,
    приказ руководителя о поощрении
    сотрудников). Это наиболее распространенный
    вид актов государственного управления;

  • акты
    смешанного характера содержат в себе
    как нормы права, так и решения по
    индивидуальным управленческим делам.
    Такие акты принимаются по целому
    комплексу взаимосвязанных вопросов
    управления общего и индивидуального
    значения (обзор — указание);

«Нормативный» и «правовой» акты – не одно и то же?

Некоторые юристы отождествляют термин, о котором идет речь, с понятием «правовой акт». В этом случае оба термина употребляются одновременно, через дефис. Другие эксперты в области юриспруденции полагают, что эти два явления – не совсем одно и то же. Их тезисы таковы. Нормативные акты – это только лишь официальные документы (изданные властью – Президентом, Госдумой и т. д.). Они не должны иметь противоречия с другими актами рангом выше (такими как Конституция).

Правовой акт определяется как более широкое понятие. Ими могут быть любые документы, имеющие юридическую значимость. Например, это файлы, предназначенные для служебного пользования внутри корпорации. То есть их наличие не подразумевает правовых норм, обязательных к применению людьми вне фирмы. Предписания, которые содержатся в таких документах, адресованы конкретному субъекту (отделу, должностному лицу и т. д.).

Получается, что нормативные и правовые акты отличаются по следующим критериям. Во-первых, это характер их применения. Нормативные акты – всеобщие, правовые – имеют индивидуальную направленность. Во-вторых, это область применения актов. Нормативные адресованы неограниченному количеству субъектов, правовые – конкретному кругу лиц. В-третьих, это время действия актов. Нормативные действуют до тех пор, пока не будут отменены или скорректированы. Правовые, как правило, предназначены для применения в конкретных ситуациях, часто однократно.

В среде юристов есть еще одна точка зрения по вопросу соотношения нормативных и правовых актов. Она подразумевает, что нормативный акт создает правовые нормы (либо вносит изменения и дополнения в существующие), а правовой являет собой инструмент для корректной реализации этой нормы.

Ведомственные НПА

Официальные документы разработаны структурными подразделениями Правительства Российской Федерации (комитетами, министерствами и прочими ведомствами) по делам их полномочий, чтобы выполнять установленные функции по государственному управлению.

К ним относятся:

  • постановления;
  • приказы;
  • уставы;
  • положения;
  • письма;
  • инструкции.

Акты министерств и ведомств, касающиеся прав и интересов граждан или принадлежащие к области действия части ведомств, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Ведомственные НПА обладают меньшим юридическим значением, чем указы главы и постановления Правительства.

Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

1001urist.ru > Гражданское право > Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Одним из базовых признаков государства является наличие системы регулирования поведения. В большинстве стран она основана на законах и органах охраны порядка. Нормативно-правовой акт – это конкретное правило поведения, которое отражает запрет или разрешение того или иного действия.

  • Нпа — расшифровка понятия
  • Признаки НПА
  • Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  • Виды нормативно-правовых актов
  • Законы
  • Подзаконные акты
  • Нормативные договоры
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации

Нпа — расшифровка понятия

Аббревиатура НПА расшифровывается как нормативно-правовой акт. Если рассматривать это понятие детально, то можно сделать вывод, что подразумевается правило поведения, связанное с правом и зафиксированное в письменной форме. Определение понятия зафиксировано в законодательных актах РФ.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Нормативные договоры

Еще одной разновидностью выступает нормативный договор. Он представляет собой соглашение между двумя акторами, которое фиксирует, видоизменяет или упраздняет определенные правила. Договоры могут быть как внутри государства, так и международными.

Рассмотрим базовые признаки описываемых договоров:

  1. Направлены на регуляцию распространенных видов взаимоотношений.
  2. Действуют в отношении неопределенного формально круга лиц.
  3. Рассчитаны на многоразовое исполнение всеми гражданами, кто попадает под их действие.
  4. Могут выступать самостоятельным нормативно-правовым актом.

Одним из ярких примеров является федеративный договор, определяющий структуру страны.

Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

1001urist.ru > Гражданское право > Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Одним из базовых признаков государства является наличие системы регулирования поведения. В большинстве стран она основана на законах и органах охраны порядка. Нормативно-правовой акт – это конкретное правило поведения, которое отражает запрет или разрешение того или иного действия.

  • Нпа — расшифровка понятия
  • Признаки НПА
  • Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  • Виды нормативно-правовых актов
  • Законы
  • Подзаконные акты
  • Нормативные договоры
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации

Нпа — расшифровка понятия

Аббревиатура НПА расшифровывается как нормативно-правовой акт. Если рассматривать это понятие детально, то можно сделать вывод, что подразумевается правило поведения, связанное с правом и зафиксированное в письменной форме. Определение понятия зафиксировано в законодательных актах РФ.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Законы

К НПА с высшей силой относятся законы. Они принимаются высшими органами законодательной власти страны. К иным важным аспектам, связанным с законами, относятся:

  • могут формироваться исключительно парламентом;
  • становятся действительными только после особой процедуры;
  • регулируют самые значимые вопросы общественной жизни.

Также отметим, что никакие иные правовые нормы не вправе иметь противоречия с законами.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относят все НПА, которые принимаются не парламентом страны, но обладают реальной силой нормы права.

Важно, что положения подзаконных актов не должны опровергать законы. В случае обнаружения подобного несогласия, подзаконный акт признается недействительным

К стандартному делению подзаконных актов относятся:

  • указы от главы страны;
  • постановления от исполнительной ветви власти;
  • распоряжения;
  • решения;
  • приказы;
  • инструкции;
  • уставы;
  • локальные нормативные акты.

Что касается источников права, то их классификация базируется на указанных выше НПА.

Нормативные договоры

Еще одной разновидностью выступает нормативный договор. Он представляет собой соглашение между двумя акторами, которое фиксирует, видоизменяет или упраздняет определенные правила. Договоры могут быть как внутри государства, так и международными.

Рассмотрим базовые признаки описываемых договоров:

  1. Направлены на регуляцию распространенных видов взаимоотношений.
  2. Действуют в отношении неопределенного формально круга лиц.
  3. Рассчитаны на многоразовое исполнение всеми гражданами, кто попадает под их действие.
  4. Могут выступать самостоятельным нормативно-правовым актом.

Одним из ярких примеров является федеративный договор, определяющий структуру страны.

По органам, издающим акты (по наименованию):

  • постановления и
    распоряжения правительств, администраций;

  • приказы,
    распоряжения, указания, инструкции
    министерств и других органов исполнительной
    власти;

Органы
исполнительной власти республик в
составе России (президенты, правительства,
министерства и др.) издают акты, сходные
по наименованию с правовыми актами
управления федеральных органов
исполнительной власти.

Отличие
постановлений, принимаемых коллегиальными
органами исполнительной власти, от
распоряжений, принимаемых этими же
органами, заключается в степени важности
и сложности вопросов, по которым они
издаются, а также в порядке их издания.
Постановления
принимаются в коллегиальном порядке
по наиболее важным вопросам. Распоряжения
принимаются по менее сложным вопросам
текущего управления без коллегиального
обсуждения

Приказы, распоряжения издают, как
правило, руководители единоначальных
органов исполнительной власти.

Приказ
— это обязательное для исполнения
подзаконное предписание руководителя
органа, обращенное к подчиненным органам,
учреждениям и работникам. Приказы
министра могут быть индивидуальными и
нормативными актами. А вот инструкция
всегда есть акт нормативный, индивидуальных
инструкций не существует. Однако,
инструкция содержит нормы производного
характера, этот акт не устанавливает
новых норм права, а лишь определяет
порядок проведения в жизнь, порядок
применения и наилучшую организацию
исполнителей закона. Инструкция
представляет собой такой нормативный
акт, который конкретизирует применение
закона, детально определяя порядок
деятельности лиц, призванных провести
закон или постановление правительства
в жизнь.

Существуют
также нормативные акты государственного
управления, которые определяют структуру,
порядок деятельности того или иного
органа, определяют в общих чертах права
и обязанности должностных лиц этого
органа, то есть определяют компетенцию
данного государственного органа, создают
определенный правовой статус. Эти акты
носят название положений.

Виды нормативных актов

   Законы
– это нормативные акты, принятые в
особом порядке органами законодательной
власти, регулирующие важнейшие
общественные отношения и обладающие
высшей юридической силой
.

   В
России они принимаются Государственной
Думой, одобряются Советом Федерации и
подписываются Президентом. 

1.
Законодательная  инициатива –
таким правом обладают Президент, Совет
Федерации, Правительство, законодательные
органы субъектов федерации, Конституционный,
Верховный и Высший Арбитражные суды, а
также члены Совета Федерации и депутаты
Государственной Думы. 

2.
Подготовка законопроектов должна
начинаться с выявления социальных
потребностей в создании правовых норм
на основе всестороннего изучения
общественной практики, научных данных,
предложений государственных органов,
политических партий и других общественных
объединений, а также отдельных граждан.

3.
Обсуждение законопроект.
Оно происходит на заседании законодательного
органа и открывается докладом представителя
субъекта, внесшего законопроект на
обсуждение. Затем профильный комитет
законодательного органа дает свое
заклю­чение. Далее депутаты обсуждают,
оценивают законопроект, вносят в него
поправки. Проект может проходить
несколько чтений (обсуж­дений), число
которых в законе не ограничено.

4.
Принятие закона. Оно
происходит путем открытого голосования.
Голосование «может быть за проект в
целом или пос­татейное. Для  принятия
обычных законов достаточно простого
большинства голосующих, для конституционных
— две трети от общего числа депутатов.
Закон в течение двух недель должен быть
рассмотрен Советом федерации (который
его может одобрить или отклонить), но
если таковое не последовало, то закон
считается принятым.  В двухнедельный
срок после этого закон должен подписать
Президент, который может наложить на
него и вето.

5.
Опубликование закона.
Публикуются законы в течение 10 дней
после их подписания в «Собрании
законодательства Российской Федерации»
и в «Российской газете». Там же публикуются
и другие российские нормативные акты.

   Законы
делятся на три группы: 

основные
законы (конституции),
регулирующие основополага­ющие
вопросы жизни государства (основные
права и свободы граждан, систему
государственной власти, гражданство и
др.);

конституционные
законы — это законы,
регулирующие более детально вопросы,
отнесенные к предмету Конституции
(Закон о Президенте, Закон о выборах,
Закон о судоустройстве, Закон о гражданстве
и др.);

обыкновенные
(обычные) законы принимаются
по иным важным вопросам общественной
жизни (Закон об акционерных обществах,
Гражданский кодекс, Закон о налогах с
физических лиц и др.). 

   Указы.
Их издает Президент России по вопросам,
относящимся к его компетенции.

   Постановления.
Этот вид нормативных актов издается
Правительством России. В компетенцию
Правительства входит в основном решение
вопросов социально-экономического
характера. Постановления — зеркало
деятельности Правительства. Их анализ
дает ответ на вопрос том,  эффективно,
 грамотно, оперативно ли действовало
 Правительство. Публикуются
постановления в «Собрании законодательства
Российской Федерации»

   Инструкции
министерств и ведомств
.
Указанные органы создаются для руководства
той или иной сферой деятельности. Они
регулируют основные виды (формы) служебной
деятельности, функциональные обязанности
работников определенной категории. Но
есть инструкции, которые носят
межотраслевой характер и распространяются
не только на работников, но и  на
другие организации, на всех граждан
(инструкции Министерства финансов,
Центрального банка, Министерства
транспорта, Министерства труда и др.).
Такие акты подлежат регистрации в
Министерстве юстиции, где проверяют их
законность. Публикуются акты министерств
и ведомств в журнале «Нормативные акты
министерств и ведомств».

   Нормативные
акты законодательных (представительных)
органов субъектов федерации единого
наименования пока не имеют (законы,
решения и др.).

   Нормативные
акты администрации краев, областей
 также
единого наименования не имеют
(постановления, положения, приказы,
рас­поряжения, инструкции и др.).
Регулировать они могут различные
вопросы жизни данного региона. 

   Акты
как представительных, так и исполнительных
органов субъектов федерации публикуются
в местных газетах.

   Корпоративные
(внутриорганизационные, внутрифирменные)
нор­мативные акты
 издаются
различными организациями для регламен­тации
внутренних вопросов и распространяются
на членов этих организаций.

Виды нормативных актов

По юридической силе

  • Законы – это нормативно-правовые акты, характеризующиеся наличием высшей юридической силы и принимаемые государственным органом или всем народом в специальном, формализованном порядке. Таковыми являются Конституция РФ, а также федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, определённые в главном законе страны («О Государственном флаге», «О судебной системе»). Помимо этого, в данную группу относят федеральные законы и законы субъектов федерации. Они регламентируют отношения в разных сферах общества («Об образовании», «О полиции»).
  • Подзаконные нормативно-правовые акты включают в свой состав постановления органов законодательной (Государственная дума) и исполнительной (Правительство РФ) власти. В эту же группу относят указы Президента РФ и нормативные документы государственных органов субъектов федерации.
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления выпускаются местной администрацией и властями муниципального образования. Таковыми могут быть решения Думы городского округа Самара, мэрии города Москвы.
  • Локальные нормативно-правовые акты – инструкции, приказы и распоряжения руководства предприятий, организаций и учреждений.

По сроку действия

  • Постоянные нормативные акты неограничены временным промежутком и действуют до отмены его действительности. Таким документом можно считать Конституцию РФ.
  • Временные или срочные – ограничены определёнными сроками – календарной датой или конкретным обстоятельством. Например, работа по исполнению бюджета РФ завершается 31 декабря текущего года.

По территории действия

  • Федеральные – действуют на территории всей страны. Например, «О персональных данных», «Об основах туристской деятельности в РФ» и т. д..
  • Региональные – действуют на территории субъекта федерации (края, области и т. д.). В эту группу относят полномочия связанные с организацией межмуниципальных и пригородных перевозок – постановление РЭК Свердловской области «О предельных тарифах на проезд в городском транспорте».
  • Местные действуют на территории муниципалитета. К примеру, исключительно на территории г. Москвы действуют такие постановления как «Инструкция по делопроизводству ВМО Ломоносовское г. Москвы» и т. д..
  • Локальные распространяют свою власть на территории организации или учреждения. Как правило, они действуют в области трудового законодательства (правила и инструкции по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка), а также подобные моменты в Исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), воинских частях и подразделениях.

По предмету правового регулирования

  • Специализированные правовые акты – те документы официального характера, которые регулируют только одну отрасль права (семейное, трудовое, гражданское и т. д.). Именно поэтому они называют отраслевыми;
  • Группа комплексных правовых актов состоит из документов, относящихся к определённым сферам общественных отношений в государстве. К примеру, хозяйственное законодательство РФ включает в себя элементы гражданской, финансовой и налоговой отраслей права.

По времени вступления в действие

  • С момента опубликования, поскольку неопубликованные законы не выполняются в государстве. Таковыми являются Конституция, а также законы субъектов федерации.
  • С момента, названного в самом акте, вступают в силу такие федеральные акты, как международные договоры.
  • По правилам, установленным законодательством (не раньше, чем через 10 дней) правовые акты субъектов РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

По процедуре (особенностям) принятия

  • Акты, издаваемые государственными органами – указы, распоряжения, постановления и иные документы Правительства и Президента Российской Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления содержат в себе устав муниципального образования, документацию, определяемую представительным органом муниципального образования, главой и должностными лицами органов местного самоуправления, т. е. принимаются Думой, губернатором или мэром.
  • Акты локального действия (организаций, учреждений) – штатное расписание, график отпусков, положение о проведении аттестации и т. д. Данные документы согласовываются с представителями работников, вышестоящих организаций и утверждаются работодателем.

Виды правовых актов

В настоящее время правовые акты классифицирую по разным признакам:

  • по предмету правового регулирования (гражданские, уголовные, административные акты и т.д.);
  • в зависимости от территории их применения и действия (местные, региональные и федеральные).

Для правовых актов характерна определенная юридическая сила, которая представляет релятивное свойство правовых актов, указывающее, какое именно место занимает правовой акт во всей системе законодательства.

По юридической силе все правовые акты можно подразделить на законы и подзаконные акты

Определение 2

Законы – это правовые акты, принимаемые на референдуме или высшим органом власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Любой закон обладает рядом характерных признаков:

  • это основной источник права;
  • для закона установлен специальный порядок принятия;
  • регулирует значимые общественные отношения;
  • принимается субъектами-носителями государственного суверенитета (высший представительный орган власти или народ);
  • обладает высшей юридической силой (изменить или отменить закон имеет право только создавший его орган, закону не могут противоречить иные нормативные акты, при возникших противоречиях приоритет отдается закону).

Федеральный конституционный закон – это правовой акт, определяющий начала общественного и государственного строя, правовое положение организации или гражданина. На основе данного закона детализируется и строится вся система нормативных актов.

Основные особенности Федерального конституционного закона:

  • дополняет и развивает положения Конституции;
  • имеет более значительную юридическую силу, чем обычные законы;
  • принимается по вопросам, непосредственно предусмотренным Конституцией;
  • имеет особый порядок принятия.

Федеральные конституционные законы подписывает Президент РФ, он их обнародует и не имеет права отклонять. Федеральный закон – это правовой акт, принимающийся и действующий в соответствии с федеральным конституционным законом. Федеральные законы регламентируют строго определенные сферы общественной жизни.

Подзаконные акты – понятие собирательное, они принимаются на основании и во исполнение законов.

Все правовые акты подразделяют на две большие группы: нормативные акты и индивидуальные акты.

В зависимости от того, какие элементы правовой системы они отображают нормативные акты подразделяют на нормативные юридические и интерпретационные акты, а индивидуальные — на акты применения права и акты реализации прав и обязанностей. При этом интерпретационные акты могут рассматриваться и в качестве нормативных, и в качестве индивидуальных правовых актов (акты официального толкования, которые содержат правоположения, имеющие отношение к нормативной основе механизма правового регулирования).

К нормативным юридическим актам относятся правотворческие акты компетентных органов, которые содержат юридические нормы — основу механизма правового регулирования. К актам применения права относятся государственно-властные акты, которые выражают индивидуально-правовую деятельность компетентных органов, включенных в механизм правового регулирования при проявлении правоотношений или их обеспечении. Акты реализации прав и обязанностей: акты-документы и договоры, отображающие решения отдельных компетентных лиц, правомерные действия, отображающие механизм правового регулирования.