Основные виды закупок в соответствии с нормами действующего законодательства российской федерации

Документация

Для того чтобы провести конкурентную закупку, заказчик обязан разработать и разместить в ЕИС документацию о закупке (кроме тех случаев, когда проводится запрос котировок в электронном виде).

Стоит отметить, что закупки до 100 тыс. р. (или до 500 тыс. р. для крупных заказчиков) не подлежат размещению на ЕИС. Но данные о предстоящих закупках на небольшую сумму чаще всего размещаются на сайте заказчика.

Требования к документации содержатся в ст. 4 ФЗ-223. В частности, в ЕИС размещается извещение о закупке. В документации о конкурентной закупке по ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 должны быть указаны:

  1. Требования к безопасности, качеству товаров, их техническим и функциональным характеристикам и пр. важные параметры, которые относятся к предмету закупки.
  2. Требования к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
  3. Требования к описанию участниками поставляемого товара, который является предметом закупки.
  4. Место, условия и сроки поставки товаров или выполнения работ.
  5. Сведения о цене договора (лота) или формула цены, которая устанавливает порядок расчета суммы, подлежащей к уплате заказчиком.
  6. Форма, сроки и порядок оплаты товара и услуги.
  7. Порядок формирования цены договора с учетом расходов на транспортировку, страховку, уплату налогов и пр.
  8. Порядок начала и окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.
  9. Требования к участникам, субподрядчикам, соисполнителям и пр.
  10. Формы и порядок предоставления разъяснений о положениях закупки.
  11. Критерии для оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.
  12. Описание предмета закупки.
  13. Иные сведения, которые определены Положением о закупке.

В извещении по проводимой конкурентной закупке, которая также размещается в ЕИС прописываются:

  1. Способы осуществления закупок.
  2. Наименование, местонахождение, контактные сведения заказчика.
  3. Предмет предполагаемого к заключению контракта: объема товара, выполняемых работ и оказываемых услуг, описание предмета закупки.
  4. Место поставки товара, выполнения работы и оказания услуги.
  5. Сведения о цене договора.
  6. Сроки, место и порядок предоставления документации о закупке, а также размер и порядок внесения платы за передачу такой документации (если такие условия утверждены заказчиком).
  7. Сроки подачи заявок на участие в закупках.
  8. Адрес площадки в сети Интернет.
  9. Иные сведения.

Протокол осуществления конкурентной закупки должен содержать такие сведения, как:

  1. Дата подписания протокола.
  2. Количество поданных на участие в конкурсе заявок.
  3. Дата и время регистрации заявок.
  4. Результаты рассмотрения заявок на участие в закупках.
  5. Результаты их оценки.
  6. Прочие сведения.

По результатам закупки составляется итоговый протокол. Итоговый протокол по результатам закупочных мероприятий содержит указание на дату подписания протокола, количество поступивших заявок, порядковые номера заявок для участия в закупках, результаты рассмотрения и оценки поступивших заявок на участие в закупке, причины признания закупки несостоявшейся и иные сведения.

Несмотря на главенствующее место Положения о закупках, порядок проведения конкурентной закупки, регламентированный заказчиком, не должен противоречить 223-ФЗ.

Так, например, 223-ФЗ четко указывает на сроки проведения конкурентной закупки: с момента публикации сведений о ней на сайте заказчика до окончания подачи заявок должно пройти как минимум 20 дней.

Срок размещения извещений для конкурса или аукциона составляет не менее 15 дней до окончания подачи заявок, запроса котировок – не менее 5 рабочих дней, запроса предложений – не менее 7 рабочих дней.

Организация имеет возможность отменить проведение конкурентной закупки до окончания срока подачи заявок. Такое решение подлежит размещению в ЕИС непосредственно в день принятия.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ, заказчик должен провести закупку исключительно в электронной форме на одной из площадок, если в ней будут участвовать субъекты малого бизнеса. По результатам закупок заключается договор на основании размещенного проекта договора (по ч. 29 ст. 3.4 223-ФЗ).

Законодательство допускает возможность внесения изменений в закупочную документацию по ч. 11 ст. 3 223-ФЗ. Так, изменения в извещение должны быть опубликованы в ЕИС в течение 3 дней после их принятия. Также заказчику следует учесть, что при внесении изменений в закупочную документацию необходимо, чтобы на участие в такой закупке оставалось не менее половины от срока подачи заявок.

Участники имеют право запрашивать разъяснения по конкурсной документации. В обязанности заказчика входит передача разъяснений по поступившим запросам в течение трех дней.

Протоколы по конкурентной закупке и прочие документы по проведенным торгам должны храниться не менее 3 лет.

Рассмотрение заявок

Вскрытие конвертов с заявками должно происходить публично в те сроки, которые указаны в конкурсной документации. При этом должна вестись аудиозапись данного процесса.

Участники конкурса при желании могут принять участие во вскрытии конвертов, а также записывать на видео этот процесс. Непосредственно перед вскрытием их предупреждают, что они вправе отозвать свои заявки.

После распечатки каждого конверта организатору закупки следует огласить данные участника, наличие информации в заявке, которая предусмотрена конкурсной документацией, и предложенные условия исполнения контракта.

По результатам вскрытия всех конвертов составляется протокол. Его должны подписать все участники конкурсной комиссии. Данный протокол подлежит размещению в ЕИС.

Для подведения итогов конкурса у заказчика есть 20 дней. При проведении конкурса в сфере искусства, науки и культуры указанные временные рамки могут быть расширены еще на 10 дней. Но о необходимости увеличения сроков рассмотрения заявок требуется уведомить всех участников.

Решение допустить участника до конкурса или отклонить его кандидатуру созданная комиссия принимает на основании рассмотрения соответствия его конкурсной документации, достоверности представленных документов, обоснования цены контракта (для недопущения демпинга).

От участия требуется отстранить всех участников, предоставивших недостоверные сведения. Заявки, соответствующие требованиям конкурсной документации, оцениваются по утвержденным критериям.

Каждой заявке присваивается свой номер, наилучшему предложению присваивается первый номер и т. д.

Любой участник может обжаловать результаты конкурса в ФАС после предварительного уточнения  результатов конкурса у заказчиков.

Правила оценки заявок, поступивших от участников закупки, содержатся в Постановлении 2013 года №1085. Согласно этому документу, определяются лучшие предложения, и разрабатывается система критериев для оценки заявок.

В этом документе содержится минимальное и максимальное значения удельного веса критериев для оценки заявок на участие.

При рассмотрении заявки оцениваются стоимостные и нестоимостные критерии. В число стоимостных критериев включают цену контракта; расходы на проведение ремонтных работ, эксплуатацию объектов или использования результатов работ; стоимости жизненного цикла товара; сумма затрат по энергосервисному контракту.

К нестоимостным критериям относят как те, которые связаны с качественными характеристиками предмета закупки, так и относящиеся к квалификации исполнителя. В первую группу попадают качество товаров или услуг, их функциональные и потребительские свойства, соответствие экологическим нормам.

В число критериев, которые относятся к исполнителю заказа, попадают:

  • уровень квалификации трудовых ресурсов;
  • опыт участника закупки по поставкам товаров или оказанию соответствующих услуг;
  • обеспеченность участников материально-техническими ресурсами, наличие у них своих или арендованных мощностей для оказания услуг или выполнения работ;
  • наличие необходимого числа трудовых ресурсов;
  • деловая репутация участников.

Количество используемых для оценки критериев должно быть не менее двух, одним из которых является ценовой (в некоторых случаях – «стоимость жизненного цикла»). Сумма значимости всех критериев оценки должна составлять 100%.

Результаты рассмотрения и оценки поступивших заявок оформляются в протоколе. Он составляется в двух экземплярах: один из них передается победителю, а второй остается на хранении у заказчика. Протокол необходимо направить победителю не позднее, чем через три рабочих дня после подписания протокола.

Подписать протокол должны все члены конкурсной комиссии на следующий день после рассмотрения заявок. Этот документ также подлежит опубликованию в ЕИС.

Не ранее, чем через 10 дней после публикации документа, но не позднее, чем через 20 дней необходимо подписать контракт с победителем.

Сравнительная таблица федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим подробнее ключевые элементы данных нормативных актов в таблице.

Основные моменты НПА Федеральный закон 44-ФЗ Федеральный закон 223-ФЗ
Регулируемые правоотношения Государственные, региональные или муниципальные закупки. Закупки отдельными видами юридических лиц.
Регламентация закупки Законом полностью описан порядок проведения торговой процедуры и закупки. Закон определяет общие принципы проведения закупки. Порядок закупки определяется на основании Положения о закупках, разрабатываемого заказчиком.
Заказчики Государственные и муниципальные бюджетные учреждения.
  1. Организации с долей  государства более 50%.
  2. Организации, занимающиеся определенными видами деятельности.
  3. Естественные монополии.
  4. Бюджетные учреждения, которые проводят закупку с помощью внебюджетных средств.
 Участники Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели
Приоритет участия в закупках Не менее 15% годовых закупок должны обеспечиваться за счет участия субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Преимущества также предоставляются учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и производителям товаров отечественного производства. Не менее 10% годовых закупок должны обеспечиваться за счет участия субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций у тех заказчиков, размер закупок которых составляет не менее 2 миллиардов рублей.
Способы закупок
  1. Электронный аукцион.
  2. Запрос предложений и котировок.
  3. Открытый конкурс.
  4. Закрытый аукцион.
  5. Конкурсы с ограниченным участием, многоэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием.
  6. Закупка с единственным поставщиком.
  1. Электронный аукцион.
  2. Запрос предложений и котировок.
  3. Открытый конкурс.
  4. Закрытый аукцион.
  5. Конкурсы с ограниченным участием, многоэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием.
  6. Закупка с единственным поставщиком.
  7. И другие, согласно Положению заказчика.
Электронные торговые площадки 5 бесплатных площадок. Более 170 площадок на бесплатной и платной основе.
Сроки подачи заявок Сроки регламентированы законом Сроки регламентируются Положениями о закупках
Планирование закупок Законом предусмотрено два вида планов:

  • план закупок сроком на 3 года;
  • план-график сроком на 1 год.

Документы размещаются в ЕИС.

Законом предусмотрено составление плана закупок сроком на 1 год. Для заказчиков инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств предусмотрен план, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет.
Отчетность заказчиков Обязательная для размещения информация:

  • отчеты по исполнению контрактов;
  • отчет, отражающий объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций;
  • отчеты и обоснования закупок у единственного поставщика.
Обязательная для размещения информация :

  • все заключенные договоры;
  • договоры с единственным поставщиком;
  • договоры на закупки, которые  содержат государственную тайну;
  • договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями.
Необходимость в обосновании начальной (максимальной) цены контракта Обоснование НМЦК обязательно, законом предусмотрено для обоснования 22 различных способа. Обоснование НМЦК необязательно.
Обеспечение контрактов При сумме контракта не более 50 млн. рублей и если поставляемым товаром не является медицинское оборудование, обеспечение может составлять от 0 до 30%.

При сумме контракта более 50 млн. рублей и если поставляемым товаром будет медицинское оборудование, обеспечение может составлять от 5 до 30%.

Обеспечение контракта остается на усмотрение заказчика.
Изменение и расторжение контрактов Изменение существенных условий контракта невозможно. Условия расторжения должны быть установлены на основании федерального закона 44-ФЗ. Изменение существенных условий контракта возможно на основании Положения о закупках. Условия расторжения  также устанавливаются Положением о закупках.
Обжалование действий заказчика Подача жалобы регулируется федеральным законом 44-ФЗ. Жалобы подаются в ФАС. Подача жалобы регулируется Положением о закупке. Жалобы подаются в ФАС.
Необходимость в электронной подписи Необходима усиленная квалифицированная подпись. Необходимость ЭП регулируется требованиями операторов электронных площадок.

Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

Порядок проведения закупок

Федеральный закон «О контрактной системе» №44-ФЗ является тем законом, который в полном объеме отрегулировал проведение различного вида закупок путем использования тех или иных процедур от конкурсных торгов до закупок у единственного поставщика без использования таких процедур.

Общий вид проведения той или иной закупки, независимо от того, каким образом она будет осуществляться, выглядит следующим образом:

  1. Объявление необходимости проведения закупки на основании внесения соответствующих сведений в план-график. Внесенные изменения следует опубликовать в Единой информационной системе. Только после внесения таких сведений может быть осуществлено проведение той или иной процедуры.
  2. Подготовка всей необходимой технической и закупочной документации для разъяснения потенциальным исполнителям контракта условий, на которых контракт должен быть исполнен и по итогам оплачен. В такую документацию входят: техническое задание на осуществление контракта, обоснование начальной максимальной цены контракта, проект подписываемого контракта. Все документы должны быть в доступе для потенциальных исполнителей для возможностей свободного ознакомления.
  3. Выбор потенциальной формы проведения закупки на основании имеющихся требований к приобретаемым товарам, работам или услугам. Выбранная форма также должна быть отображена в документации о потенциальной закупке. При этом обоснование выбранной формы потребуется только в том случае, если речь идет о закупке у единственного поставщика на основании статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.
  4. Собственно проведение процедуры определения исполнителя в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ на основании порядка, который предусмотрен для той или иной процедуры самим законом.
  5. Заключение контракта по результатам проведенной процедуры с тем исполнителем, который признан победителем такой процедуры.

Сроки, в течение которых должны быть заключены все предусмотренные законом контракты, зафиксированы в соответствующих статьях Главы 3 Федерального закона №44-ФЗ.

В том случае, если какая-либо из сторон заключаемого контракта не исполняет по необъективным причинам сроки подписания контракта, на нее могут быть наложены меры ответственности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (так как данные нарушения относятся именно к сфере действия КоАП РФ).

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» под номером 44-ФЗ действует на территории Российской Федерации более четырех лет. Однако на сегодняшний день его действие уже показывает, что поставленные перед законом цели достигнуты практически в полном объеме. В частности, данный закон поставил главной целью сделать проводимые закупки максимально прозрачными, а для участников, которые собираются побороться за исполнение того или иного контракта, созданы условия максимального обеспечения условий конкурентной борьбы. За нарушение правил, которые сформулированы в данном законе, со стороны государственных и муниципальных заказчиков на таких нарушителей может быть наложена ответственность специальными контролирующими органами, в том числе ФАС.

Общие технические требования к участникам

На уровне действующего федерального законодательства в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок существует также и ряд требований технического характера, которые предъявляются к потенциальным участникам закупочных процедур для удовлетворения нужд государственных заказчиков.

К числу основных требований относятся:

  • наличие квалифицированной (усиленной) электронной подписи, которая должна быть оформлена на того человека, который является уполномоченным должностным лицом со стороны потенциального исполнителя на подписание контрактов независимо от того, с каким именно заказчиком заключается такой контракт;
  • наличие специальной электронной подписи, которая позволяет осуществлять все необходимые операции на электронных торговых площадках, в том числе выступать в качестве участников существующих электронных процедур;
  • наличие аккредитации на электронных торговых площадках, которые признаны в качестве используемых для осуществления государственных закупок различными заказчиками как федерального, так и регионального и муниципального уровня финансирования;
  • наличие специально созданных финансовых счетов, на которые зачисляются средства для подтверждения участия в электронных торгах (прикрепляется к электронной торговой площадке) и для перечисления обеспечения исполнения контракта (в случае если государственный или муниципальный заказчик установил требование о необходимости такого рода финансовой гарантии).

Кроме того, заказчик может также, как и с общими требованиями, устанавливать самостоятельно требования технического характера к потенциальному исполнителю своего контракта, если установление таких требований не будет расценено как ограничение возможностей конкуренции для потенциальных исполнителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ

Чаще всего эти этапы процесса закупки выполняются последовательно. Но на любом из них может быть откат назад. Например, при проблемах поставки может понадобиться заново искать поставщика. Кроме того, в любой момент может возникнуть что-то, что невозможно было предугадать, например, аварийная ситуация. А значит необходимо быть готовым к срочному внесению изменений во все планы (обеспечения, поставок/закупок), срочному подбору поставщика и осуществления внеплановой закупки ТМЦ.

Каждый из этих этапов крайне важен в общей схеме и имеет свою специфику. Каждый этап должен быть автоматизирован так, чтобы весь процесс закупки работал как единое целое.

Именно такие цели и мысли мы пытались учесть каждый раз, когда меняли схему обеспечения на предприятиях и в торговых организациях. Набили множество шишек, нашли много интересных решений, которые могут быть интересны другим предприятиям, организациям или коллективам внедренцев, работающих на поприще ERP-систем. Идеи, которыми мы можем поделиться, не уместно смешивать в одной статье. Уж больно их много..

Поэтому каждому из этапов мы уделили отдельное внимание, описали свой взгляд в отдельных статьях по более узкой тематике: планированию потребности, тендерным процедурам, поставке и т.д

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Принципы контрактной системы

44-й Федеральный закон стал, по своей сути, новым этапом в реализации программы обеспечения прозрачности государственных закупок для того, чтобы в максимальном объеме сделать проводимые процедуры прозрачными. Именно по этой причине в законе отражены основные принципы, которые должны быть реализованы в созданной на основании данного закона контрактной системе, а именно:

  • принцип открытости всей представленной информации о проводимых закупках, а также прозрачности этой информации. Это означает, что на сегодняшний день все сведения, которые касаются проведения закупок на основании использования положений данного закона, должны быть в полной мере доступны всем желающим ознакомиться с ними и принять участие в различных процедурах определения поставщика или исполнителя по контракту;
  • принцип, согласно которому при проведении государственных закупок в полном объеме должны соблюдаться правила обеспечения конкуренции. Это означает, что при осуществлении той или иной процедуры определения исполнителя по контракту все участники должны соблюдать правила добросовестной ценовой и качественной конкуренции, а на заказчика в случае нарушения данного правила может быть наложен серьезный штраф;
  • принцип профессионализма, который должен демонстрировать заказчик в лице его контрактной службы или контрактного управляющего, означает, что в контрактной службе обязаны работать только те лица, которые прошли обучение и обладают должным уровнем квалификации. В противном случае допуска к осуществлению закупок такие лица иметь не должны;
  • принцип стимулирования инновационной деятельности также является одним из основных, которые провозглашает действующий закон, а реализация этого принципа заключается в том, чтобы все государственные и муниципальные заказчики, которые осуществляют закупки для обеспечения своих интересов, отдавали предпочтение инновационным товарам и разработкам;
  • единство контрактной системы в сфере закупок представляет собой также один из принципов, который должен быть реализован в полной мере, что означает необходимость строгого соблюдения всех правил, установленных в действующем законе, что позволит привести контрактную систему, действующую во всех органах государства, в единый вид и облегчит понимание основных принципов работы. Кроме того, по итогам приведения контрактной системы в единый вид можно говорить о том, что вся система госзакупок станет максимально прозрачной;
  • 44-й Федеральный закон говорит о том, что осуществление всех проводимых в соответствии с его положениями закупок должно быть максимально прозрачным, а в случае несоблюдения данного правила и, как результат, неэффективного осуществления закупок и нерезультативного обеспечения государственных нужд, а также нужд муниципалитетов, на нарушившего такие правила заказчика должна быть наложена специальная ответственность. Этому правилу и посвящен очередной принцип контрактной системы, который закреплен в действующем законе.

Таким образом, реализация данных принципов, в первую очередь, возложена на самого государственного заказчика, который является неотъемлемым механизмом контрактной системы в целом.

Стоит ли участвовать в госзакупках, или там нет перспектив

Достаточно найти подходящего заказчика, предложить ему нужный товар и получить за это деньги.

В нише тендеров конкуренция значительно ниже, чем в классическом бизнесе. Много тендеров признаются несостоявшимися, просто потому что заявку никто не подал или подал один участник, который и выигрывает его. Это значит, что у вас больше шансов стать победителем тендера и хорошо заработать, чем, если бы вы открыли продуктовый магазин в своем районе, где их и так много.

Есть и высоко-конкурентные ниши в госзакупках, где на одну заявку претендуют 7-8 участников.

Конкуренция зависит от «понятности» ниши для участников. Чем более простой товар (канцтовары, мебель), тем больше желающих попробовать свои силы в тендерах. Если речь идет о товаре узкой спецификации (например, оборудование для нанесения полиуретана), конкуренция будет ниже.

Перспективы участия в тендерах, безусловно, есть. Это огромный рынок. И динамика его такова, что с каждым годом объем средств, выделяемых государством на закупки, растет. В 2017 году на закупки было затрачено 7,5 трлн. рублей, в 2018 – 8,3 трлн. рублей, в 2019 эта сумма составила 9,8 трлн. рублей.

В корпоративных закупках динамика идет на спад: 2017 – 26 трлн. руб., 2018 – 17 трлн. руб., в 2019 – 14 трлн. руб. Снижение объемов финансирования связано с тем, что не обо всех проведенных тендерах публикуется информация в ЕИС.

Статистические данные по коммерческим тендерам аналогичны корпоративным закупкам и даже превосходят их.

Часто новички, в особенности те, кто ищет быстрый заработок, уходят с тендеров после первой неудачи. На рынке работают только те, кто пришел сюда надолго и серьезно подходит к этому вопросу. Если вы решительно настроены, с большой долей вероятности займете свое место на рынке и будете получать доход.

Мифы о тендерах

О тендерах есть несколько устойчивых мифов. Давайте обсудим самые распространенные из них.

Миф 1. Все тендеры заказные

Закупки на небольшие суммы (до 3 млн. руб.) не корумпированы. В них на общих основаниях может принять участие любая компания, поскольку заказчикам нет смысла портить репутацию или лоббировать интересы одной конкретной компании-исполнителя, поскольку сумма «благодарности» за такую «услугу» будет не слишком велика.

В закупках свыше 10 млн. рублей уже есть вероятность договоренности между участниками и заказчиками. Однако, внедрение электронной системы усложнило гарантию победы какому-либо конкретному участнику, в котором «заинтересован» заказчик.

Миф 2. Тендеры проводятся под уже выполненные работы

Такой подход практиковался раньше, но с учетом того, что заказчикам могут урезать финансирование или не выделить средства на какую-либо конкретную покупку, эта схема усложнилась.

Такие тендеры встречаются крайне редко, поскольку все закупки проводятся в электронной форме и гарантировать, что выиграет та компания, которая уже выполнила работы, крайне сложно. Это сопряжено с рисками для обеих сторон.

Миф 3. Принимать участие в тендерах могут только крупные компании

Он существует еще с тех времен, когда заказчики проводили закупки только у «своих» компаний. Сегодня принимать участие на общих основаниях могут все желающие. Многие тендеры не требуют опыта участия в закупках, поэтому пробовать свои силы в них могут и маленькие компании или ИП.

Миф 4. Тендеры – это сложно

Тендеры – не высшая математика или ядерная физика. От участников требуется понимание механизмов закупок, минимальный опыт участия. У многих участников нет даже юридического или экономического образования, однако они успешно показывают себя в закупках и хорошо зарабатывают.

Миф 5. Для участия в закупках нужно много финансов

В ЕИС вы увидите, что закупки проводятся на разные суммы, начиная от 1 000 и до 1 000 000 000 рублей. Вы всегда можете выбрать тот тендер, участие в котором вам по карману.

Миф 6. Все ниши заняты

Мы уже говорили с вами, что много закупок признается несостоявшимися, поскольку по ним вовсе не было заявок. Это говорит о том, что в нише не нашлось ни одного участника и она абсолютно свободна.

Много исполнителей в конкурентных нишах, таких как строительство, ремонты, заправка картриджей, продажа канцелярских товаров. Однако и здесь часто бывает так, что в одной закупке поучаствовало сразу 10 компаний, а другая аналогичная закупка осталась без внимания. Это связано с тем, что у компаний, которые на регулярной основе участвуют в тендерах, заканчиваются оборотные средства или ограничены ресурсы.

Конкурентность и экономичность

Конкурентность закупки определяется по следующим показателям:

  • количество поданных заявок;
  • количество торгов при проведении аукциона;
  • количество несостоявшихся торгов.

Чем больше число корректных заявок, поданных на участие в конкурсе или аукционе, тем выше конкурентность закупки и вероятность заключения выгодного контракта

При этом важно учесть, что большое число понижений цены на один лот закупки может говорить не только о высокой конкуренции среди исполнителей, но и о возможно завышенной начальной (максимальной) цене лота

Заявленная максимальная цена является показателем экономической эффективности закупки: чем больше отношение выделенных на закупку средств к максимальной цене аукциона, тем более продуманной является закупка, с точки зрения экономии средств.

К действиям, повышающим экономическую эффективность и конкурентность закупки, также относятся:

  • укрепление постоянного взаимодействия с надежными поставщиками;
  • проведение конкурентных переговоров при проведении закупок высокотехнологичных товаров, работ или услуг;
  • формирование максимально понятных и однозначных критериев качества товаров, работ или услуг.

Конкурентные переговоры позволяют снизить цену закупки при тех же прочих условиях контракта, а корректно сформулированные условия закупки привлекут больше потенциальных исполнителей и повысят конкурентность закупки.

ОПЕРАТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЯ ПЛАНОВ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК

Необходимо помнить, что какой бы идеальной ни была схема планирования, всегда будут факторы, требующие срочного реагирования и проведения закупок во внеплановом режиме. Например, аварийные ситуации или ошибки исполнителей.

Те же ошибки исполнителей, отказ от инвестиционных проектов или прочие факторы могут приводить и к обратным изменениям – сокращению потребности и, как следствие, необходимости срочного отказа от заявленных к закупке ТМЦ, сокращения плана поставок. Иначе мы рискуем купить более не требуемые ТМЦ, которые будут мертвым грузом лежать на наших складах.

Наличие ситуаций, которые не поддаются планированию, не говорит о том, что решения при согласовании дополнительных заявок на закупку или корректировок плана поставок может в такой ситуации применяться без понимания последствий.

Крайне важно обладать полной информацией о том, что привело к необходимости вносить изменения в согласованные планы и как принимаемое решение повлияет на прочие факторы экономической жизни предприятия. Например, в части бюджета требуется четко понимать, как дополнительные затраты повлияют на себестоимость продукции

Идея подобного анализа и контроля изложена в статье «Оперативное реагирование на отклонение от планового расходования бюджета».

Так простым ли является процесс закупки товаров? Все зависит от того, насколько важно им управлять эффективно! Если есть необходимость или желание проводить закупки товаров с максимальной отдачей – описанная выше схема учета и рекомендации по её налаживанию могут помочь быстрее добиться результата при попытке внедрить подобный детальный учет и контроль на любом предприятии: производственном, промышленном, торговом.