Внеурочная деятельность в начальной школе. это обязательно?

Общеинтеллектуальное направление

Содержание

По этому виду внеурочной деятельности существует наибольшее количество программ. Расскажем о двух факультатива по физике: для средней школы, и для начальной.

Элективный курс «Луч света в темном царстве» (для учеников 8–9-х классов)

Его разработала учитель физики из Ростова-на-Дону Ирина Михайловна Локтева. 

Тема курса − световые явления (отражение, преломление, излучение и распространение света, оптические иллюзии, строение глаза и т. д.). Программа рассчитана на 15 часов и состоит из восьми модулей, в рамках которых ребята учатся работать с различными оптическими системами, разбирают механизмы оптических иллюзий, строят изображения в линзах, плоских и сферических зеркалах.

Ирина Михайловна подчеркивает, что речь идет о специфических навыках, умениях и знаниях, получив которые, ученик поймет, хочет ли он и может ли изучать физику на профильном уровне. 

Плюсы.

  1. Развивает метапредметные навыки − программа по физике связана с биологией (изучение анатомической модели глаза), литературой (анализ отрывков из художественных произведений, работа с фольклором), ИЗО (изготовление портрета в технике силуэтной живописи), технологией (моделирование цветов, организация показа мод, создание камеры-обскуры), экономикой (изучение оптической защиты денежных купюр) и т. д.
  2. Включает задания для самостоятельной работы учеников: создание презентаций и проектов, проведение опытов и исследований, выполнение индивидуальных и групповых творческих работ.
  3. Позволяет строить обучение в разных форматах (лекции-диалоги, семинары, фронтальные опыты, викторины).

Минусы.

  1. Чтобы действительно заинтересовать учеников, педагог должен любить свой предмет, уметь творчески подойти к организации процесса изучения материала. Эти качества есть не у каждого учителя.
  2. Не всегда в школе есть все необходимое оборудование. Это означает либо дополнительные расходы, либо реализацию урезанного варианта программы, что снижает ее эффективность.

Программа по физике «Элементы природы» (для начальных классов)

Автор программы − учитель информатики (имеет квалификацию преподавателя физики), из Сургута Павел Станиславович Омельчук. 

Пропедевтический курс объемом 103 часа рассчитан на учеников 1–3-х классов, то есть рассчитан 34 часа в течение каждого учебного года. В первом классе дети изучают воду и воздух, во втором – воздух (продолжение предыдущей программы) и землю, в третьем – огонь и человека. 

Программа включает в себя и теоретический курс, и дискуссии, и объяснения-рассуждения. Но главное в ней – физические и химические опыты. Вот лишь некоторые из тем, с которыми дети познакомятся в начальной школе: поверхностное натяжение, неньютоновская и ферромагнитная жидкости, закон Архимеда и кружка Пифагора, принцип Бернулли, пневматический подъемник, маятники Максвелла, Фуко и Галилея, числа Фибоначчи, атомы, электричество, магнитное поле и индукция, превращения энергия, дифракция, квантовая физика и так далее. 

Ребята узнают, почему лед скользкий, как пользоваться бумажной кастрюлей, почему возможны незадуваемые свечи, как разрезать стекло обычными ножницами, как изогнуть воду и свет, как сделать динамик из пластиковых тарелок и многое другое. Программа опытов немного напоминает мини-версию московского «Экспериментаниума». 

Плюсы

  1. Расширяет кругозор, способствует формированию системного мировоззрения.
  2. Развивает умение анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
  3. Прививает самостоятельность: дети сами ставят опыты, а не наблюдают за их проведением.
  4. Знакомит с базовыми понятиями в области физики, астрономии, химии, биологии, экологии, истории и географии, а значит в средних классах им будет легче освоить школьную программу по предметам естественно-научного цикла.
  5. Повышает мотивацию к обучению. 

Минусы

  1. Для ведения курса педагог должен иметь знания глубокие знания по физике и химии. 
  2. Не у каждой начальной школы есть соответствующая материальная база для закупки необходимого оборудования. Однако автор курса подчеркивает, что для большинства экспериментов не требуется специальных приспособлений. 

Духовно-нравственное направление

Факультатив по этике «Азбука добра» (для учеников 1–4-х классов)

Автор − учитель начальных классов из Белгорода Татьяна Михайловна Устинова. 

На занятиях ребята учатся взаимодействовать с окружающими, заменять внешний контроль (со стороны родителей и учителей) самоконтролем, изучают и приобщаются к нормам морали и нравственности. Все это − через игры, дискуссии, изучение произведений художественной литературы и фольклора, в индивидуальной и групповой работе над проектами.

Плюсы

  1. Знакомит с правилами поведения в общественных местах (к сожалению, не все родители считают нужным объяснить ребенку правила поведения в социуме).
  2. Учит мирным путем разрешать конфликты.
  3. Развивает привычки оценивать свои поступки с точки зрения морали и нравственности, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Минусы

  1. Программа длительная, рассчитана на четыре года (не все дети проходят ее до конца).

Ответ Министерства просвещения РФ по поводу обязательности внеурочных занятий

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ в своём письме от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 еще раз повторил, что план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.

Также ведомство указывает на статью 43 273-ФЗ «Об образовании», где сказано, что учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Также чиновники подчёркивают, что планы внеурочной деятельности призваны обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей.

Скачать Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»

Скачать Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216

Сен 10, 2019

голос

Рейтинг статьи

Как организуют внеурочку?

В рекомендациях Минобрнауки есть ряд направлений, в которых школой может быть организована внеурочная деятельность.

Спортивно-оздоровительное

Необходимое для повышения двигательной активности школьников, укрепления их здоровья и закрепления основ здорового образа жизни. Здесь вам и физкультурные состязания с праздниками, и секции с факультативами. И почему сегодня незаслуженно подзабыта такая военно-спортивная игра как «Зарница»? Помнится мне из своего школьного детства, мы очень любили эти соревнования.

Социальное

Нужное для формирования в каждом ученике личности, его понимания социально одобряемых и неодобряемых форм поведения, воспитания в школьниках патриотической жилки.

Встречайтесь с ветеранами, устраивайте поиск информации в архивах, занимайтесь волонтёрством, организуйте тематические конкурсы, смотрите патриотические фильмы, собирайте экспонаты для школьных музеев — в общем, несите добро окружающим через свою социальную роль.

Духовно-нравственное

Требуемое для осознания общественных норм, формирования правильного отношения к базовым человеческим ценностям, таким как природа, семья, мир, человек, а также с целью получения опыта самостоятельных общественных действий.

Здесь может быть всё, что связано с душой: музеи и кино, выставки и фестивали искусств, школьные театры и художественные кружки, походы и прогулки.

Общекультурное

Предполагающее ознакомление  с культурным наследием и овладение творческими навыками. Познакомиться поближе со своим (и не только) краем помогают экскурсионные программы.

Привьют интерес к творчеству кружки прикладного искусства, где можно научиться вязать и вышивать, как это делали наши бабушки, резать по дереву, как это умели наши дедушки, а ещё расписывать камни и дерево, творить из бумаги и ткани.

Общеинтеллектуальное

Связанное с самостоятельным поиском новых и обработкой уже полученных знаний, их применением на практике. Это, в первую очередь, факультативы, где школьные дисциплины можно изучить изнутри, глубоко. Здесь и проектная работа, и конкурсы исследований, и всем известная «Что? Где? Когда?», и интеллектуальные марафоны и олимпиады, — всё, что развивает детский ум и повышает IQ.

Все эти направления реализует каждое учебное заведение по своему усмотрению. И совсем необязательно, чтобы всё это было в стенах школы. Могут быть организованы занятия в свободное время в учреждениях дополнительного образования. На «всё — про всё» учебными СанПиНами отводится не более 10 академических часов в неделю.

А вот теперь о том, что интересует родителей больше всего: а обязательно ли это? Для школы организация внеурочной деятельности – да, обязательна, а вот для нас, родители, её посещение — вовсе нет.

ФГОС предполагает участие во внеурочной деятельности школы исключительно на добровольной основе, предоставляя детям право выбора. Это подтверждает и Закон «Об образовании», давая «лазейку» для ленивых: обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом, а ФГОС разделяет между собой учебный план от плана внеурочного.

Но снова и снова мы в каждом отдельном городе сталкиваемся с «метлой, которая по-своему метёт»: обязаны быть и точка! В таких случаях рекомендую писать официальные заявления-отказы от участия во внеурочке на имя администрации школы.

Ну, а в случае игнорирования Ваших требований из многих наших статей о юридических аспектах организации учебного процесса Вы, наверное, уже знаете, куда и к кому идти, когда школа Вас «не слышит».

Министерство просвещения: все российские школьники должны посещать внеурочные занятия

№ 52-ФЗ «» и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «» (далее – Закон об образовании)); внеурочная деятельность на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений прямо предусмотрена соответствующими ФГОС (которые, кстати, дополнительно увязывают организацию урочной и внеурочной деятельности с соответствием санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам); образовательная программа, согласно требованиям ФГОС, включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности (то есть две разные части), при этом обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом (), о посещении занятий из плана внеурочной деятельности ничего не говорит. Однако Минобрнауки России еще прошлым летом разослало методические рекомендации, в которых прямо и недвусмысленно сказано:

Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия

Согласно ФГОС основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

4. План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.

В плане внеурочной деятельности фиксируются состав и структура направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности образовательной организации с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей. 5. Согласно ст. 43 Федерального закона учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы».

Методические рекомендации Минобрнауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О внеурочной деятельности»

Несмотря на вышесказанное, существует ведомственный нормативно-правовой акт, а именно Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций», где говорится, что участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. Отвечая на вопрос об обязательности внеурочной деятельности для учащихся общеобразовательных школ, Минпросвещения указал на пункт в законе «Об образовании», который обязывает всех выполнять требования по освоению образовательных программ, в том числе и плана внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности по ФГОС в 2020 году

Положения этого документа должны соотноситься с требованиями основных образовательных программ, материально-техническими возможностями школы, интересами учащихся. При организации внеурочной деятельности образовательной организации следует наладить тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей школьного возраста. Также следует позаботиться о приобщении педагогов к реализации внеурочной деятельности в школе по ФГОС 2020: организовать планирование дополнительных методических собраний, тематических родительских сборов, ведение тьюторской работы с одаренными школьниками.

Новая рабочая тетрадь метапредметного курса по проектной деятельности Параметры ведения внеурочной деятельности в образовательном стандарте определены условно, что позволяет каждой образовательной организации выбрать оптимальную модель работы по данному направлению с учетом специфики условий ведения педагогической практики, образовательных потребностей школьников.

Специализации внеурочной деятельности

Поскольку в большинстве российских школ пять учебных дней в неделю, то и специализаций для внеурочки традиционно выделяется тоже пять. Официально к ним относятся следующие направления: 

общеинтеллектуальное (факультативы, олимпиады, конференции, предметные недели по различным школьным дисциплинам);
общекультурное (экологические проекты, экскурсии на природу, посещение театров и музеев);
духовно-нравственное (духовное краеведение, патриотические мероприятия, знакомство с национальной культурой, организация школьных выставок);
спортивно-оздоровительное (различные спортивные кружки и секции, дни здоровья, шахматы (подробности в этой статье), подготовка к сдаче норм ГТО, олимпиады и соревнования, приобщение к здоровому образу жизни (важно не переусердствовать, об этом мы писали в одной из наших прошлых публикаций);
социальное (психологические тренинги, социальные акции и проекты).

Замысел таков: в каждый новый будний день ребенок осваивает новую сферу деятельности (по понедельникам математика, по вторникам физкультура и так далее). При этом образовательные учреждения могут сами выбирать наполнение для каждого вида дополнительных занятий. 

Для наглядности рассмотрим ниже несколько курсов по отдельным направлениям внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС

Лимит времени:

из 10 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10

Информация

Тестирование на знание государственных стандартов образования.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 10

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

Средний результат  

Ваш результат  

Рубрики

  1. ФГОС
    0%

Ваш результат был записан в таблицу лидеров

Капча:

максимум из 10 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    Количество баллов: 1

    Что понимается под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС?

    • Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

    • Только кружковая работа.

    • Только организация работы секций.

  2. Задание 2 из 10

    Количество баллов: 1

    В каких документах введено понятие «внеурочная деятельность»?

    • П. 16 ФГОС НОО; п. 13 ФГОС ООО.

    • Закон об образовании РФ.

    • Приказ Минобрнауки РФ от 10.12.2013 г.

  3. Задание 3 из 10

    Количество баллов: 1

    Какова основная цель внеурочной деятельности?

    • Достижение личностных и метапредметных результатов.

    • Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения.

    • Формирование общеучебных и специальных умений.

  4. Задание 4 из 10

    Количество баллов: 1

    Обязательна ли внеурочная деятельность?

    • Да, образовательная организация обязана осуществлять внеурочную деятельность.

    • Нет, не обязательна.

    • Внеурочная деятельность осуществляется на усмотрение образовательной организации.

  5. Задание 5 из 10

    5.

    Количество баллов: 1

    В каком документе в образовательной организации должна быть прописана внеурочная деятельность?

    • Учебный план и план внеурочной деятельности.

    • Коллективный договор.

    • Тарификация.

  6. Задание 6 из 10

    6.

    Количество баллов: 1

    Кто определяет формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы?

    • Образовательная организация.

    • Департамент образования.

    • Управление образованием.

  7. Задание 7 из 10

    7.

    Количество баллов: 1

    Учитываются ли часы, отведенные на внеурочную деятельность, при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся?

    • Нет, не учитываются.

    • Да, учитываются.

    • На усмотрение ОО.

  8. Задание 8 из 10

    Количество баллов: 1

    Кто определяет время, отводимое на внеурочную деятельность?

    • Образовательная организация.

    • Департамент образования.

    • Управление образованием.

  9. Задание 9 из 10

    9.

    Количество баллов: 1

    Освобождаются ли дети от часов внеурочной деятельности, если они занимаются профессионально в учреждениях дополнительного образования?

    • Да, с указанием в отчетах этой информации.

    • Нет, не освобождаются.

    • На усмотрение классного руководителя.

  10. Задание 10 из 10

    10.

    Количество баллов: 1

    Считается ли внеурочная деятельность и дополнительное образование одним и тем же?

    • Нет, это разные понятия.

    • Да, это одно и то же.

    • Это взаимозаменяемые понятия.

Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору

по интересам.

И дети рады, и родители. — У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки.

Причём, по каждому направлению выбор есть.

Детям нравится. — У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов.

Вся внеурочка добровольная. Примечание. В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2020 г.

№ 03-ПГ-МП-42216

(подробности в нашем блоге в статье «Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия». Что такое внеурочная деятельность Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Обязательность внеурочных занятий детей: разъяснения о внеурочной деятельности

2009 г.

Заметим, что в отличие от письма Минобрнакуки России от 18 августа 2017 г.

N 373; ФГОС основного общего образования – приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. N 1897; ФГОС среднего общего образования – приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. N 413. Согласно этим стандартам основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Соответственно организационный раздел программы (начальной школы, неполной средней школы, полной средней школы) должен состоять из учебного плана и плана внеурочной деятельности. Эти ФГОСы указывают, что посещение внеурочных занятий для учащихся является добровольным, согласно сделанному выбору участниками образовательных отношений.

п. 1 ч. 1 ст. 43 «Закона об образовании» гласит, что учащиеся обязаны посещать занятия, предусмотренные учебным планом. Внеурочные занятия не предусмотрены учебным планом.

Обязательна ли внеурочная деятельность для ребёнка в начальных классах в 2017-2018 гг.

Этим приказом установлено, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не входит в него.

Соответственно посещение внеурочных занятий не обязательно.

Таким образом, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12, статья 43, п.

1, п.п. 1, посещение внеурочной деятельности не является обязательным. Если часть ее все-таки внесена в учебный план, то в этом случае вступает в силу Санпин 2.4.2.2821-10, который в ст. 10.5 гласит, что при подсчете допустимой недельной образовательной нагрузки учитывается урочная и внеурочная деятельность, если она внесена в учебный план.

Суммарная нагрузка не должна превышать 21 час для 1 класса (2-4 класс — 23 часа).

Также в пункте 19.10 приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.

№ 373 (в редакции от 22 сентября 2011 г.

приказ №2357) указано, что внеурочная деятельность обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся и реализуется через различные формы на добровольной основе в соответствии с выбором .

Внеурочная деятельность обязательна или нет

с 14 до 16 нужно быть в школе, а потом куда хотите, туда и идите. И даже после письма от Комитета от 15 сентября 2014 года, некоторые школы продолжают гнуть свою «политику», за что попадают в топчарт «вчера была на собрании в школе.

была завуч начальных классов.Дык вот она распиналась об обязательности ВУД на основании приказа. В ответ на то, что родители показали ей письмо комобра (примечание- письмо от 15 сентября 2014 года, выше ссылка на него есть), она сказала, что эта «писюлька» не имеет никакой силы, приказ не отменяет и мы можем ей подтереться Что если будет прокурорская. проверка на предмет наличия детей в школе во время ВУД, нам будет плохо, если детей не будет.

На вопрос про нормы Санпин она сказала, что в учебном плане 23 часа, а 5 часов ВУД (это нам еще пошли навстречу и разрешили только пять часов, а не все десять) будут начинаться после полутора часов прогулки.

Когда завуч ушла, нам зачитали расписание.

А стоит ли противиться

Хлопающим в ладоши родителям хотелось бы посоветовать не бежать стремглав писать заявления об освобождении от участия ребёнка во внеурочной деятельности. Согласна, когда у школьника есть «на стороне» кружки, секции, которые отнимают львиную долю свободного времени, тут не до внеурочки.

А вот те дети, которые ничем не заняты после уроков, вполне могли бы реализовать себя через такое дополнительное образование, организованное школой. Стоит ли указывать на то, что любые внеурочные мероприятия, в первую очередь, направлены на развитие ребёнка, а уж никак не на его перегруз «лишними» занятиями.

Стоит ли отказываться от совместных «вылазок» на экскурсии или от общих горячих диспутов о «наболевшем», от КВНов и развлекательных викторин, от спортивных соревнований и олимпиад? Вряд ли семья в полной мере сможет заменить дружный детский коллектив и научить общаться так, как этому можно научиться в школе через совместные мероприятия, когда «один за всех, и все за одного».

Надеюсь, что нам сегодня удалось разобраться со всеми сторонами внеурочной деятельности, и готова услышать ваши ответы на наболевший вопрос: «А в ваших школах внеучрока – это обязательно?». Добро пожаловать в раздел для комментаторов)

Не забудьте подписаться на новости блога и раз в неделю получайте на почту информацию о новых статьях, появившихся в «ШколаЛе».

Всего вам доброго!

Имеет ли право школа заставить моего ребенка посещать внеурочную деятельность в обязательном порядке?

1, п.п. 1, посещение внеурочной деятельности не является обязательным.Согласно, п.

16 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г., учащиеся имеют право на добровольное посещение занятий по внеурочной деятельности.

Требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10

, внеурочная деятельность не регламентируется, т.к. не носит обязательного характера, и родители вправе от неё отказаться.На основании вышеизложенных НПА, Вы можете написать отказ от посещения занятий по внеурочной деятельности. 03 Сентября 2017, 13:01 1 0 5009 ответов 1817 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Тула Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте имеет ли право школа заставить моего ребенка 8 класса посещать неурочную

Что такое внеурочная деятельность учащихся

2009 г. N 373; ФГОС основного общего образования — приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г.

N 1897; ФГОС среднего общего образования — приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г.

N 413. Согласно этим стандартам основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Соответственно организационный раздел программы (начальной школы, неполной средней школы, полной средней школы) должен состоять из учебного плана и плана внеурочной деятельности.

п. 1 ч. 1 ст. 43 «Закона об образовании» гласит, что учащиеся обязаны посещать занятия, предусмотренные учебным планом. Внеурочные занятия не предусмотрены учебным планом.

Соответственно посещение внеурочных занятий не обязательно.

Документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности

Актуальная нормативно-правовая база:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации» (ст.12,28, 75 ч.1);

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09–1672 «О направлении методических рекомендаций»

Внимание! Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», направленные в субъекты Российской Федерации письмом от 14 декабря 2015 г. № 09–3564, отозваны как утратившие силу (Михеев И.А., письмо от 20 сентября 2016 г

№ 09–2312).

Нормативно-правовые вопросы организации внеурочной деятельности

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, в редакции Изменений N 1, утв.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 N 85, изменений N 2 утв.

Внеурочная деятельность 2017. | На полуострове Крым

Обязаны ли дети ходить на внеурочную деятельность? Почему школы заставляют детей заниматься внеурочной деятельностью? Почему наши дети должны столько времени проводить в школе и заниматься ненужными и неинтересными видами внеурочной деятельности в обязательном порядке? Я уже писала о внеурочной деятельности в начальной школе в 2015 году, но после этого в образовательном законодательстве произошел ряд изменений. Поэтому, стоит вернуться к этой теме еще раз.

1. В чем суть противоречия?
2. Внеурочка обязательна!

На данный момент вопросы внеурочной деятельности регулируют два документа: ФГОС начального общего образования, утвержденный Приказом 373 от 06.10.2009, и Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”.

Почему-то эти документы друг другу противоречат. Однако, школы руководствуются последним, т.к. в нем очень четко прописано, что учащиеся обязаны посещать занятия по внеурочной деятельности.

А еще, разрешили засчитывать внеурочную деятельность, проводимую в сетевых формах или в форме электронного обучения.

В чем суть противоречия?

п. 19.10 ФГОС начального общего образования утверждает, что:

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Подчеркну: на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.                       

В то же время, в Письме от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”, прописывается, что:

«Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.»

Время идет, появляются новые знания, новые методики, потребности в новых навыках людей, а в школах ничего не меняется. О какой демократии можно говорить в стране, в которой даже в школе нет демократии? С вопросом о том, как объяснить это противоречие, я обратилась в Министерство образования.

Как только придет ответ – поделюсь с вами соображениями наших законодателей. Конечно, придумают как выкрутиться.

Позиция Минобр России по внеурочной деятельности.

Итак, ответы пришли: ответы из Минобрнауки Крыма и из Министерства науки и образования России. В Министерстве обоих уровней едины во мнении, что внеурочная деятельность для посещения обязательна.

Правда, если ваш ребенок посещает занятия в других образовательных учреждениях, то эти часы вам засчитают (напомню, что в соответствии с ФГОС начального общего образованияпри получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения)).

В часы внеурочной деятельности включаются участие в таких формах внеурочной деятельности как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы.

Почему эта тема близка лично мне? У меня двое детей занимается в школе. У каждого из них свои увлечения: один любит изучать различные программы на компьютере, программирование, а другой обожает лепить из пластилина свои собственные миры.

Ничему из этого школа не может уделить внимание, потому что из всех учеников такие интересы только у них. Почему они должны ходить на то, что им не интересно в ущерб своим реальным интересам? На мой взгляд, обязательной школьной программы вполне достаточно

Конечно, школа обязана предоставить возможность детям дополнительно заниматься, но заставлять их этим заниматься – это уж слишком!

Зачем нам внеурочка?

Министерство образования и науки РФ нам поясняет, с какой целью оно в ФГОС предусматривает для начальной школы внеурочную деятельность:

  1. в первую очередь, это метод для быстрой адаптации детей 1-4 классов к учебному процессу;
  2. во-вторых, это способ перераспределить учебную нагрузку, тем самым улучшив условия для развития младших школьников;
  3. в-третьих, это возможность учесть индивидуальные особенности каждого.

Основная задача внеурочки в младшей школе – достигнуть запланированных учебным заведением результатов освоения основной программы начального общего образования.

Особенно важна она для первоклашек, когда ещё сложно семилеткам выдерживать статические нагрузки и быстро переключаться с одной деятельности на другую. Вот тут-то и помогают выходы после уроков на природу для изучения окружающего мира, посещение выставок и экскурсий для познания истории родного края, хождения на спектакли для освоения русского языка и литературы.

Внеурочные занятия в соответствии с СанПиНом

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) также указывает, что внеурочная деятельность организуется с учащимися на добровольной основе.

В этом СанПиНе имеются ограничения, которые касаются именно занятий по учебному плану: занятия не могут начинаться ранее 8 часов утра, запрещён седьмой урок. Поэтому в некоторых школах под видом внеурочных занятий проводятся занятия, которые вносятся в общее расписание: нулевой урок, седьмой урок. Посещение таких занятий для учащихся при этом остаётся обязательным.

Общекультурное направление

Элективный курс по экологии «Жизнь планеты в наших руках» (для учеников 10-11-х классов)

Этот курс продолжительностью 35 часов разработала учитель из Курской области Галина Борисовна Лагутина. За это время подростки изучают различные аспекты экологической ситуацию района, где они живут: состояние местных рек и озер (рекогносцировочные исследования, определение органолептических показателей, составление экологического паспорта), а также состояние атмосферы. 

В программу включено посещение промышленных предприятий, влияющих на экологическую ситуацию в районе, подготовка презентации, написание эссе на экологические темы. 

Кроме создания проектов, старшеклассники занимаются исправлением ситуации: разыскивают места несанкционированных свалок и ликвидируют их своими силами (естественно, речь идет только о небольших свалках), ведут активную просветительскую работу среди местных жителей, убеждая их не загрязнять природу и переходить на раздельный сбор мусора. В заключение программы для ребят проводят экскурсию в Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алехина, расположенный в Курской области. 

Плюсы

  1. Подростки учатся занимать активную гражданскую позицию и осознают, что именно от них самих зависит, какой будет экология района, города, края, страны. 
  2. Курс воспитывает ответственность и учит бережному отношению к природе.
  3. Школьники учатся работать в команде и совершенствуют коммуникативные навыки.

Минусы

  1. Даже в школьных субботниках некоторые старшеклассники участвуют неохотно, поэтому их будет довольно сложно привлечь к уборке свалок.
  2. Участвовать в экологическом элективе смогут только высокомотивированные дети – очевидно, их будет немного.