Я хочу проверить, корректно ли проходит проверка

Не допускают на рассмотрение материалов проверки

Содержание

Постановление ФАС ВСО от 28.05.2014г. №А19-10260/2013. Налоговики не пустили на рассмотрение материалов проверки представителя налогоплательщика. Хотя с документами все в порядке, есть соответствующая доверенность, оформленная нотариально. Суд счел недопуск нарушением.

В Постановлении АС Центрального округа от 03.02.2015г. по делу №А54-2952/2013 налоговики, напротив, не углядели полномочия и сроки доверенностей исполняющего обязанности генерального директора. Некоторые доверенности были просрочены, а действующие наделяли его правом подписывать постановление о выемке документов и протокол осмотра. В свою очередь сотрудники фискальной службы вручили И.О. решение о проведении проверки, а т.к. доверенности отсутствовала, значит компания не была оповещена. Уведомление о рассмотрении материалов проверки также вручили этому сотруднику. В общем, суд решил, что проверка прошла с грубыми нарушениями.

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением

Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.

В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления

Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок. Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы

Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки. Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях

Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки

Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях. Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.

Заранее проведенный независимый аудит минимизирует налоговые риски и позволит в случае необходимости выстроить надежную защиту в налоговых или судебных инстанциях.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Если руководитель компании имеет возражения по содержательной части Акта и выводам, у него в распоряжении остается один месяц для предоставления в налоговые органы письменных возражений. Никогда не пренебрегайте возможностью этой апелляции: если у вас есть законные аргументы, можно что-то оспорить и сэкономить немалые средства.

Если что-то недоплачено или вовсе не уплачивалось, налоговики производят пропорциональные доначисления и обязуют организацию выполнить свой долг по уплате налогов. За нарушения привлекают к ответственности, самое малое из возможных мер – штрафы и пени.

Кстати, налоговики в любой момент могут обратиться в Следственный комитет или прочие органы правосудия, если выявят серьезные нарушения законодательства. Сотрудники органов могут официально принимать участие в проверке, если нарушения «тянут» на уголовную статью.

Наверняка в организации работают сотрудники, вина которых доказана, даже если это были случайные ошибки в оформлении. Руководитель организации обязан привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, что отражается приказом, но также вправе отказаться от привлечения сотрудников к ответственности.

Как обезопасить себя от внезапных визитов налоговой

Прежде всего нужно максимально прозрачно вести свои дела. Для этого требуется либо умелый бухгалтер, либо расчетный счёт с функцией онлайн-бухгалтерии. Сейчас эту функцию за дополнительную оплату предоставляет почти любой банк. С ней налоговая проверка вам будет не страшна.
Любые непрозрачные операции по счёту являются подозрительными, а основная реакция банков на подозрительные операции  — это блокировка. Некоторые банки даже показывают в приложении «рейтинг опасности блокировки счёта», который позволяет понять, достаточно ли прозрачно вы ведёте дела. Когда рейтинг начинает падать, можно просто позвонить в банк и узнать, в чём причина. Такой рейтинг есть в Модульбанке, поэтому рекомендуем открывать расчётный счёт в нём, если боитесь блокировок.

Открыть счет

Кроме этого рекомендуем открывать сразу несколько расчётных счетов, чтобы быстро перевести деньги с одного на другой, если один из них заблокируют. Удобнее всего выбрать банки с бесплатным обслуживанием счёта, чтобы не платить ежемесячных взносов. Сравнить банки можно, нажав на кнопку ниже.

Как узнать о выездной проверке в отношении вашей фирмы

Выездная проверка проводится непосредственно в вашем офисе. Но в редких случаях, когда налогоплательщик по разным причинам не может предоставить место для проверки, она может осуществляться в самой инспекции. Отметим, что это скорее исключение из правил и встречается очень редко.

В соответствии с законом, налоговики не обязаны предупреждать вас о том, что будет осуществлена проверка. Но на практике о предстоящих мероприятиях все-таки извещают.

Представитель налоговой может просто позвонить руководителю или главному бухгалтеру либо направить письмо в адрес компании.

Вы можете также узнать о проведении проверки самостоятельно, ничего противозаконного в этом нет.

По словам самих сотрудников ФНС, выездные проверки чаще всего грозят тем предпринимателям и компаниям, в деятельности которых ранее уже выявляли нарушения.

График выездных проверок нигде не публикуется, он носит конфиденциальный характер, а также может меняться на протяжении всего календарного года.

В любом случае на сайте ФНС можно ознакомиться с концепцией планирования, в которой отражены все критерии, по которым вы сможете проанализировать, ждать вам гостей из налоговой или нет.

А сейчас подробнее поговорим об уведомлении о выездной проверке.

Результаты выездной налоговой проверки

Как уже упоминалось, ВНП завершается в день составления соответствующей справки, которая вручается налогоплательщику (п. 8 и 15 ст.  НК РФ). Этот документ запускает процедуру оформления результатов ревизии.

Все выявленные нарушения фиксируются в акте, на составление которого у налоговиков есть два месяца (п. 1 ст.  НК РФ). Подготовленный акт со всеми приложениями предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст.  НК РФ). Отказываться от проставления автографа не имеет смысла, так как подписание данного документа не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст.  НК РФ).

ВНИМАНИЕ

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, документ направляется по почте и считается врученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст.  НК РФ).

С момента получения акта начинает течь время, отведенное на составление письменных возражений (если таковые имеются). На их подготовку и отправку в ИФНС у налогоплательщика есть ровно один месяц (п. 6 ст.  НК РФ). Возражения можно готовить как по акту в целом, если проверяемый не согласен со всеми выводами контролеров, так и по отдельным его частям.

СПРАВКА

Представление письменных возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Никаких штрафов или иных негативных последствий за отсутствие данного документа не предусмотрено.

Письменные возражения налогоплательщика с прилагаемыми документам, а также акт проверки со всеми приложениями формируют материалы налоговой проверки. Они поступают на рассмотрение руководителя ИФНС или его заместителя (п. 1 ст.  НК РФ). Рассмотрение материалов — мероприятие открытое, на которое в обязательном порядке должны пригласить руководителя компании или другого представителя налогоплательщика (п. 2 ст.  НК РФ). Нарушение этого правила влечет безусловную отмену решения, принятого по результатам ВНП (п. 14 ст.  НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) еще раз изучает все данные, указанные в акте, а также возражения, если таковые поступили. При этом налогоплательщик вправе дополнительно давать свои пояснения, в том числе письменные. Поэтому, собираясь на рассмотрение дела, возьмите с собой чистые листы бумаги и письменные принадлежности. А если будете давать устные пояснения, следите, чтобы они были отражены в протоколе рассмотрения. Непредоставление налогоплательщику возможности дать пояснения или объяснения непосредственно в ходе рассмотрения дела — еще одно грубейшее нарушение, которое влечет безусловную отмену принятого решения (п. 14 ст.  НК РФ).

Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может либо быть окончательным — о привлечении к ответственности или об отказе в таковой, либо промежуточным — о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В первом случае в тексте решения о привлечении к ответственности ИФНС должна детально разобрать все доводы, которые проверяемый привел в свою защиту (как в возражениях, так и в процессе рассмотрения материалов), указав, по каким причинам они принимаются или не принимаются (п. 8 ст.  НК РФ).

Во втором случае в решении отмечается, какие именно дополнительные мероприятия и для каких целей надо провести. При этом допустимы только три действия: экспертиза, допросы, а также истребование документов у налогоплательщика или третьих лиц. А цель такого контроля — сбор дополнительных доказательств для подтверждения или опровержения фактов, изложенных в акте. Поэтому ИФНС не может искать в рамках допмероприятий новые нарушения. Срок проведения дополнительных мероприятий ограничен одним месяцем. Продлевать его нельзя.

По окончании допмероприятий вышеописанная процедура повторяется: составляется дополнительный акт, налогоплательщик предоставляет свои письменные возражения (при наличии) и проходит новое рассмотрение всех материалов в ИФНС.

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Налогоплательщик (его представитель) может участвовать в рассмотрении материалов проверки через телекоммуникационные каналы связи или каналы видеоконференцсвязи. Для этого надо представить в инспекцию по ТКС заявление об обеспечении такого участия и копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия. Если налогоплательщик не направит такое заявление (либо ходатайство об отложении рассмотрения дела), то налоговики смогут рассмотреть материалы проверки без его участия (п. 3 приказа ФНС от 20.03.20 № ЕД-7-2/181@).

Виды выездных проверок

Классификация производится по нескольким критериям. Остановимся подробнее на каждом из них.

По способу проведения.

Проверка может быть сплошной или выборочной. В ходе первой изучают и анализируют всю налоговую отчетность, в ходе выборочной проверки изучают только ту документацию, которая кажется подозрительной для ФНС.

По объекту.

Проверяться может плательщик налогов в единственном лице, филиал компании или группа плательщиков налогов.

По рассматриваемым налогам.

По данному критерию проверка может быть тематической и комплексной. То есть, проверяется документация либо всем налоговым платежам, либо по какому-то одному.

По методу организации.

Делится на плановую и внеплановую. Если вас заранее уведомили о проверке, то она плановая. Если пришли без предупреждения, то внеплановая.

Внеплановые происходят не так уж часто. В основном тогда, если есть подозрения, что вы уничтожите документацию.

Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):

Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);

Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ  можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки. 

При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.

Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.

Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации  никакие документы не могут быть затребованы.

Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. 

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме. Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен

При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со  НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе ( НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке ( НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения ( НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения ( НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) ( НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником ( НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ( НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса ( НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со  НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями НК РФ, пунктом 2 НК РФ, статьями 119.1, , , , и  НК РФ.

Документы, которые заинтересуют инспекторов в ходе выездной проверки

№ п/п Название документа
1 Учредительные документы (устав и (или) учредительный договор)
2 Лицензии
3 Приказы об учетной политике (в т.ч. утвержденные планы счетов, формы «первички» и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и проч.)
4 Налоговые декларации (расчеты)
5 Регистры налогового учета
6 Счета-фактуры
7 Книги покупок, книги продаж
8 Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур
9 Книги учета доходов и расходов
10 Бухгалтерская отчетность
11 Регистры бухгалтерского учета: главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и проч.
12 Договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним
13 Банковские и кассовые документы
14 Накладные
15 Путевые листы
16 Перевозочные документы
17 Акты приема-передачи
18 Акты выполненных работ
19 Прочие первичные документы

 
Ответственность за нарушения, допущенные налогоплательщиками и их контрагентами при выездной проверке

Нарушение Налоговая ответственность Административная ответственность
Неявка в инспекцию для дачи пояснений Не предусмотрена

ч. 1 КоАП РФ

(если человек пришел, но пояснений не дал, санкция не применяется)

Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения инвентаризации Не предусмотрена ч. 1 КоАП РФ
Неявка свидетеля в ИФНС без уважительных причин п. 1 НК РФ Не предусмотрена
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний п. 2 НК РФ
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения осмотра помещения или территории Не предусмотрена ч. 1 КоАП РФ
Отказ представить документы (заверенные копии), истребованные у налогоплательщика п. 1 НК РФ ч. 1 КоАП РФ
Отказ представить подлинники документов, копии которых ранее были истребованы у налогоплательщика Не предусмотрена ч. 1 КоАП РФ
Отказ или несвоевременное представление контрагентами документов по сделкам с налогоплательщиком п. 2 НК РФ ч. 1 КоАП РФ
Несообщение или несвоевременное сообщение контрагентами сведений о налогоплательщике

НК РФ

Отказ вскрыть помещения для выемки документов или иных предметов Не предусмотрена

ч. 1 КоАП РФ

(при отказе в добровольной выдаче документов и предметов санкция не применяется)

По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки?

Несмотря на четко регламентированное время проведения налогового аудита, в некоторых случаях сроки могут быть продлены. Вот какие для этого могут быть основания:

  • Налогоплательщик не предоставляет необходимые документы в срок.
  • Сотрудникам ИФНС стало известно, что проверяемая компания допустила определенные нарушения, которые нужно проверить в дополнительном порядке.
  • Проверяемый хозяйствующий субъект очень крупный.
  • У налогоплательщика есть ОП. С учетом того числа таких подразделений сроки продлевают на разное время. Если ОП больше 10, то на полгода, если от 4 — на 4 месяца.
  • На проверяемом предприятии произошло форс-мажорное обстоятельство: пожар, поджог, затопление или иная ЧС.

Данный список оснований — приблизительный. На практике сроки продлевает ИФНС, отталкиваясь от конкретной ситуации и положения на предприятии налогоплательщика. Так, период аудита может быть продлен, если компания-налогоплательщик ведет много видов деятельности, выполняет сложные технические процессы, или если нужно проверить большой объем документации.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Заранее подготовиться практически невозможно, поскольку план проведения данных мероприятий в открытых источниках не публикуется. Налогоплательщики узнают о предстоящей ВНП непосредственно от контролеров. (На практике инспекторы направляют решение о назначении проверки вместе с первым требованием о предоставлении документов по ТКС, либо передают это решение руководителю или представителю компании лично).

Тем не менее, можно предпринять некоторые превентивные меры, позволяющие пройти проверку с наименьшими потерями для бизнеса. В частности, правильная номенклатура дел и организация делопроизводства помогут сократить время на поиск и подготовку запрошенных документов. Подробнее об этом см. «Сроки хранения бухгалтерских и кадровых документов в организации в 2020 году: таблица».

Также желательно заранее озаботиться вопросами правовой (в т.ч. адвокатской) помощи на случай вызова сотрудников и руководства на допросы. Работники должны быть осведомлены о том, что компания предоставляет услуги защитника. А в его отсутствие они вправе отказаться давать показания на основании статьи 51 Конституции РФ. Либо могут сообщать только ту информацию, которая является общедоступной (размещена на сайте компании, рассылается контрагентам и т.п.).

Нелишним будет взять за правило ежегодно проводить мини-аудит налоговых обязательств с приглашением сторонних специалистов. Свежий взгляд на документы и принятый порядок учета позволит исправить ошибки, избежав доначислений при проверке.

Наконец, целесообразно самостоятельно проводить ту же работу, что выполняет ИФНС, то есть осуществлять риск-анализ собственной деятельности. Это позволит уменьшить вероятность назначения выездной проверки (если удастся устранить подозрительные, по мнению налоговиков, обстоятельства деятельности), либо заранее подготовить аргументы и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.

ВАЖНО

Оперативно узнавать о событиях, которые могут вызвать подозрение у налоговиков, позволяет сервис «Контроль рисков для бизнеса». Он держит под контролем все факторы риска, связанные с отчетностью, налогами, требованиями и реестрами ФНС. Подробнее см. «Контроль рисков для бизнеса: как избежать блокировки счетов и штрафов за пропущенную отчетность».

Привлечение экспертов и экспертных организаций при проведении выездной проверки

Органы государственного контроля привлекают к проведению выездной проверки медицинских и (или) фармацевтических организаций экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с медицинской и (или) фармацевтической организациями, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. Понятие аффиллированных и лиц дано в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Под экспертами, экспертными организациями, в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона № 294-ФЗ понимаются граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, в связи с их участием в мероприятиях по контролю, может производиться в установленных случаях за счет соответствующего государственного или муниципального бюджета или за счет медицинской (фармацевтической) организации, в отношении которой проводится проверка, в том числе, на основании предписания о проведении экспертизы.

Как предотвратить налоговую проверку

За последние 4 года сумма взыскания с одного предприятия растет день ото дня. С 3 млн в 2012 году до 12-15 млн в прошедшем.

Связано это в первую очередь с улучшением механизмов предпроверочного анализа. Всеобщая автоматизация и централизация делают свое дело, и ни одно нарушения предприятия не остается без внимания налоговых органов. Как же, все таки, можно предотвратить налоговую проверку и не попадаться на глаза инспекторам при предпроверочном анализе?

С одной стороны все просто – не нарушать законодательства, вовремя платить налоги, не работать с подозрительными контрагентами и фирмами однодневками, вовремя сдавать отчетность и в полной мере давать ответ налоговой на любые их требования.

С другой – не бывает компаний без нарушений, но весь вопрос в том, насколько серьезны эти нарушения. Для того, чтобы не попасть в поле зрения налоговой, достаточно никогда не нарушать целенаправленно и регулярно. Любые случайные, редкие нарушения могут быть объяснены и устранены.

И помните:

  • Не существует временных ограничений по выездным проверкам, некоторые до сих пор думают, что могут работать три года до первой проверки, а потом закрыть фирму. Налоговая работает не на срок, а на результат. Если ваши нарушения попадут в их поле зрения, и они найдут реальным взыскать с вас все причитающееся казне по закону, то ждать три года никто не станет.
  • Размер доначислений почти всегда выше, чем минимальный порог привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.
  • Если к вам придет проверка, значит налоговая нашла механизм взыскания с вас суммы доначислений (например, взыскать с взаимосвязанных лиц или провести процедуру банкротства).

Чем занимается отдел предпроверочного анализа

Предпроверочный анализ – один из главных составляющих налогового контроля. Налоговый инспектор изучает данные о предприятиях, которые находятся в его распоряжении (отчетность предприятия, сведения о контрагентах, и данные из третьих источников). В ходе проверки инспектор должен сделать три основных вывода о предприятии:

  • Имеются ли у предприятия налоговые нарушения;
  • Какие суммы доначисления грозят предприятию;
  • Насколько реальны перспективы взыскать данные доначисления;

На основании вышеуказанных данных, налоговой принимается решение совершать ли выездную проверку в отношении конкретного предприятия. Откуда же инспекторы берут информацию о предприятии, если вы думаете, что только из налоговой, то ошибаетесь!

К кому может прийти налоговая проверка?

Прежде чем наведаться с выездной проверкой к налогоплательщику, налоговый орган проводит анализ фирмы по 12 критериям:
1. Низкая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассказывает о том, сколько денег предприниматель отчисляет государству. Это главный критерий, по которому налоговая отбирает предпринимателей для проверки.
В сумму всех налогов включают налог на доходы физических лиц. Сумма страховых взносов не учитывается. Налоговой орган каждый год производят расчет налоговой нагрузки для каждой отрасли. В том случае, когда показатель окажется ниже, компания, скорее всего, попадет в план проверок.
2. Регулярные убытки на протяжении 2-х и больше лет. Когда в отчетах постоянно отражаются убытки — это подозрительно, по мнению налоговой. Возможно, предприниматель делает это специально, с целью ухода от налоговой.
3. Налоговый вычет по НДС выше 89%. Доля вычетов должна быть равна 89% или выше за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога. О НДС и налоговом вычете мы писали здесь.
4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Если бизнесмен отражает такую тенденцию, возможно, он пытается занизить доходы или завысить расходы, чтобы не платить налог на прибыль.
5. Низкая заработная плата сотрудников. Если работодатель платит зарплату работнику, которая ниже показателя по отрасли в регионе, то у налоговой закрадываются сомнения. Возможно какую-то часть зарплаты сотрудник получает в конверте. Это указывает на уклонение от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц за сотрудников.
6. Показатели на специальных режимах приближаются к предельным значениям. Предельные значения были введены государством. Если предприниматель близится к предельному значению на 1-5% несколько раз в год, это вызывает недоверие налоговой. Может быть, бизнесмен специально уменьшает показатели.
Предельные показатели:
Для УСН:

  • годовой доход не более 150 млн рублей;
  • количество сотрудников не больше 150 человек;
  • остаток основных средств не больше 150 млн рублей;
  • доля участия других организаций не больше 25%.

Для ЕНВД:

  • площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • количество работников не более 100 человек.

Для ЕСХН:

доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не меньше 70% всех доходов.

7. Расходы индивидуального предпринимателя за календарный год максимально приближены к доходам.
8. Работа через цепочку посредников. Если компания ведет деятельность по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую организацию проходит большое количество денег, и все участники имеют какую-то связь друг с другом, это вызывает подозрение. Скорее всего, это фирма-однодневка, помогающая уходить от уплаты налогов.
9. Игнорирование запросов налогового органа. Если предприниматель не отвечает на запросы инспектора, не предоставляет документы, требуемые налоговиками, его навестят с проверкой.
10. Мигрирование между налоговыми инспекциями. В том случае, когда адрес компании меняется чаще 1 раза, вызывает подозрение у налоговой.
11. Уровень рентабельности компании на 10% ниже нормы. Исходя из показателей рентабельности можно говорить о том, насколько эффективно предприниматель пользуется ресурсами: деньгами, товарами, основными средствами.
12. Деятельность с высоким налоговым риском. Если бизнесмен работал с фирмой-однодневкой, то попадет под подозрение.