Как законно уменьшить штраф по налогам и отчетности

Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Состав правонарушения и норма УК РФ

К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания:

Наказание может быть дополнено

штраф

арест

лишение свободы

Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ):

— непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*;

— включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

Не предусмотрен

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ)

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет

Не предусмотрен

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ):

— собственником или руководителем организации;

— иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет

Не предусмотрен

На срок до 5 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

* Под иными следует понимать любые документы, предусмотренные НК РФ или принятыми в соответствии с ним федеральными законами и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов, в частности выписки из книги продаж, копии журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

**Содеянное будет квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 г. № 64).

*** Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

При этом главного бухгалтера могут освободить от уголовной ответственности,  если он раньше не совершал подобных противозаконных действий.

Кто обязан платить?

Налоговый кодекс — основной документ, регулирующий в отечественной юридической системе порядок начисления и уплаты налогов — не перечисляет всех видов деятельности, подразумевающих возникновение у гражданина обязанности делать отчисления в казну.

Так, налоговое бремя в установленном законодателем объёме ложится на плечи граждан:

  • работающих в соответствии с трудовым, гражданско-правовым, срочным трудовым договором или контрактом иного установленного вида, заключённым с работодателем в законном порядке;
  • получающих доход за счёт коммерческой деятельности любого вида, включая индивидуальное предпринимательство, реализацию товаров и услуг без образования ИП, сдачу квартиры или иной собственности в аренду, выигрыш в лотерею, получение дивидендов и так далее;
  • имеющих в собственности, независимо от источника и способа получения, недвижимую собственность: комнату, квартиру, частный дом, нежилое помещение;
  • обладающих автомобилем или иным облагаемым транспортным средством, включая воздушные и водные суда, а также некоторые виды самоходных.

Налоговый кодекс предполагает, кроме того, два варианта отчисления в бюджет:

  1. Лично получателем дохода. Чаще всего используется физическими лицами в силу сравнительной простоты операций и отсутствия необходимости обращаться за помощью к третьей стороне.
  2. Через налогового агента. Для простых граждан установлен по умолчанию только при наличии официального трудоустройства; в таком случае в роли агента выступает работодатель.

Плательщик может по своему усмотрению нанимать налогового агента и отказываться от его услуг; никаких ограничений на этот счёт российским законодательством не предусмотрено.

Что подразумевается под неуплатой

Обязанность своевременной и полной оплаты налогов регламентирована в Налоговом кодексе РФ. Это правило распространяется на всех субъектов – частных лиц, ИП, компании. При определении порядка и сроков исполнения обязательств учитываются следующие правила:

  • все формы налоговых обязательств зафиксированы в НК РФ;
  • конкретный размер налоговых платежей может определяться не только НК РФ, но и региональными или местными актами (например, размеры имущественного налога устанавливают местные власти);
  • налоговое обязательство считается исполненным, если денежные средства фактически поступили в бюджет;
  • за неуплату грозит налоговая, административная или уголовная ответственность – как правило, разграничение вида ответственности зависит от размера ущерба бюджету.

Обратите внимание!

Под неуплатой налога закон понимает неполное или несвоевременное перечисление средств в бюджет, уклонение от уплаты, если указанные последствия наступили по вине плательщика

Вина может устанавливаться в форме прямого умысла либо неосторожности

Факт неуплаты фиксируется в результате проверок, проводимых специалистами ФНС. Камеральные проверки проводятся в текущем режиме непосредственно в ИФНС. Условия их проведения определяются датой расчета и перечисления платежей по отдельным видам налогов. Выездные проверки назначаются решением руководителя ИФНС, и включают в себя мероприятия по месту расположения плательщика.

Штраф за неуплату налогов является не единственной санкций, которая грозит нарушителю. Вне зависимости от обстоятельств дела и размера взысканного штрафа, за неуплату будут начислены пени. Выделим наиболее важные особенности такой формы наказания:

  • пени начисляются на всю сумму неуплаченного налога;
  • для расчета пени используется показатель учетной ставки ЦБ РФ – за каждый день просрочки нарушитель обязан уплатить 1/300 от ставки Центробанка;
  • начисление пени продолжается до полной оплаты задолженности, даже если виновное лицо оплатило штраф.

Санкции за неуплату налога в срок

В случае неуплаты организацией установленного налога в срок, за каждый день просрочки начисляются пени. Помимо этого, неуплата налогов и дальнейшее бездействие влечет за собой взыскание штрафа, при этом налоговыми органами применяются меры по взысканию налогов. Принудительное исполнение судебного решения по взысканию налогов может повлечь за собой остановку возможных операций на банковских счетах или наложить арест на имущество.

Предприниматель обязан уплачивать налоги в установленный законодательством срок. В результате неуплаты или частичной оплаты образуется недоимка, по которой, впоследствии, производится налоговое взыскание.

Первая ответственность за неуплату НДС – взимание пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Пеня начинает начисляться со дня, следующего за законодательно установленным днем оплаты налога, по день оплаты налогов включительно.

Размер пени определяется в процентном соотношении от неуплаченной суммы налогов как 1/300 ставки рефинансирования банка за каждый день просрочки.

Пени выплачиваются одновременно с оплатой налогового долга и сбора, либо после уплаты нужных сумм в полном объеме.

Основываясь на статье 116 НК РФ, налоговым правонарушением признается совершенное противоправное действие либо бездействие со стороны налогоплательщика, налогового агента и других лиц, за которое установлена ответственность.

За неуплату либо частичную уплату налога в результате неправомерных действий, статьей 122 НК РФ, установлена ответственность. К неправомерным действиям относят занижение налоговой базы, другое неверное исчисление налогового сбора.

Данное правонарушение влечет за собой взыскание штрафа в размере 20%, а в случае намеренного правонарушения – 40%, от неуплаченной суммы налогового сбора.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области: +7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 332-54-12

Штраф за неуплату налога на прибыль

Сколько процентов будет штраф за неуплату налога на прибыль организации?

Здравствуйте, Игорь.

Обязанность физических и юридических лиц уплаты налогов и сборов (в т.ч. и налога на прибыль) регламентирована п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответственность за нарушение данного требования может быть: налоговой, административной и даже уголовной, и каждая из них преследует свои цели (например, возмещение имущественного вреда, общественного отношения и т.д.).

Если за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств к ответственности привлекается организация, то это не означает, что ее сотрудники (должностные лица) будут освобождены от административной, налоговой или уголовной ответственности, которая предусмотрена действующим законодательством за данный вид налоговых нарушений. При этом привлечение к ответственности не освобождает обвиняемого налогового агента от обязательства уплатить полагающуюся сумму налога.

Обоснование ответственности за неуплату налога

Статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает все нюансы такого налогового правонарушения, как неуплата или неполная уплата сумм налога (и налога на прибыль тоже).

  • Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога предусмотрен в тех случаях, когда налог был занижен, неправильно исчислен или были совершены другие деяния, не содержащие признаков налогового правонарушения.
  • Штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога предусмотрен в тех случаях, когда те деяния, о которых речь идет выше, совершены умышленно.
  • Штраф не назначается, если неуплата налога или его неполная уплата произошла по причине сообщения недостоверных данных, которые повлекли неправильное определение суммы налога или его полную неуплату.

Если говорить в общих чертах, то размер ответственности за неуплату налогов зависит от формы при совершении данного правонарушения

К смягчающим вину обстоятельствам может быть отнесена неосторожность (например, налогоплательщик отправил платеж не на те реквизиты, не в той сумме, неправильно произвел расчеты и т.д.). Штраф в данном случае будет минимальным – 20% от суммы неуплаченного налога

Максимальный штраф, когда он составляет 40% от суммы налога, назначается в тех случаях, когда налоговый орган докажет, что все перечисленные выше деяния налогоплательщик совершил умышленно, т.е. осознавая свою вину и тот факт, что он нарушает закон.

Если вина налогоплательщика относительно неуплаты налога не была доказана налоговым органом, то сам факт того, что в установленные сроки налог не был уплачен, не является достаточным основанием для применения ответственности по статье 122. Вы должны знать, что полное и бескомпромиссное доказательство вашей вины является неотъемлемой частью состава налогового правонарушения. Без выполнения этого условия ответственность к налоговому агенту применена быть не может. В тех случаях когда вина налогоплательщика не доказана, сам факт налогового правонарушения отсутствует, следовательно, и ответственность за его совершение – тоже.

Проверка на предприятии может проводиться только представителями налогового органа. В случае обнаружения признаков налогового правонарушения представители налогового органа составляют необходимые для фиксации доказательств документы. После вступления в силу решения о фиксации нарушений налогоплательщик получает требование об уплате необходимого налога и сумме штрафа.

Другая статья Налогового кодекса Российской Федерации (статья 113) регламентирует срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности. На данный момент он составляет 3 года. Именно на протяжении этого времени налоговый орган обязан успеть вынести решение о том, как привлечь налогового агента к ответственности, если он совершил налоговое правонарушение. Исчисление срока давности начинается с того момента, как совершено налоговое правонарушение.

Полезный совет?

Откуда инспекторы возьмут информацию

Фискальные сведения инспекторы почерпнут не из отчетов налогоплательщика, а из своего информационного ресурса, который называется «Контрольно-кассовая техника». Это база, где хранится всевозможная информация о ККТ, в том числе данные о показаниях фискальной памяти каждого кассового аппарата и о сумме расчетов, зафиксированной в его электронной контрольной ленте защищенной (ЭКЛЗ).

Сведения о расчетах, произведенных с использованием того или иного кассового аппарата, поступают в базу при снятии с регистрации, а также при перерегистрации в связи с заменой ЭКЛЗ. Так, при замене ленты составляется акт по форме № КМ-2, и в него заносятся показания счетчиков контрольно-кассовой машины до и после замены. А затем налоговики переносят эти сведения из акта в информационный ресурс «Контрольно-кассовая техника».

Специалисты ФНС настоятельно рекомендуют ревизорам активно использовать этот ресурс на всех стадиях налогового контроля. А именно — при камеральных проверках, во время предпроверочного анализа при составлении плана выездных налоговых проверок, а также непосредственно в ходе проведения выездных проверок.

Как рассчитать пени по НДС в 2018 году?

Федеральным закон от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ установлен новый порядок определения размера пеней по всем обязательным платежам — налогам, сборам, страховым взносам, в том числе и по НДС.

Изменения, согласно этому Закону, начали действовать с 1 октября 2017 года. До этой даты пени по НДС рассчитывались по общему правилу, согласно п. 4 ст. 75 НК РФ.

Пеня за каждый день не вовремя оплаченного налога рассчитывается в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка в этом случае равна одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пени.

Причем пени должны быть уплачены в один день, вместе с погашением просроченной задолженности по налогу.

Во избежание роста суммы пени предприниматель может самостоятельно рассчитать и уплатить пени, не дожидаясь принудительного взыскания налоговых органов.

Для ООО и ИП пени по НДС до 1.10.2017 года рассчитываются по следующей формуле:

Пеня = денежный размер просроченного платежа НДС X ставка рефинансирования ЦБ РФ/300 X количество календарных дней просрочки.

Количество календарных дней считается со дня, следующего за сроком уплаты налога, включая день в который будет произведена уплата налога.

Новый расчет пени по НДС в 2018 году

Далее перейдем к уточнению нового правила расчета пени по НДС в 2018 году.

Итак, в отношении просроченного платежа, образованного с 1.10.2017 года, правила расчета пени для физических и юридических лиц будут различными. Также правила расчета пени по НДС будут зависеть от периода просрочки.

Для физических лиц, в том числе зарегистрированных индивидуальными предпринимателями, сохранится процентная ставка, равная 1/300 действующей ставки рефинансирования Центробанка. С 2016 года ставка рефинансирования ЦБ РФ равняется ключевой ставке.

Для юридических лиц

  • если период просрочки составит 30 календарных дней и менее, то процентная ставка будет равна 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • если период просрочки превысит 30 календарных дней, то процентная ставка составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки до 30 календарных дней включительно, + 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период, начиная с 31-го дня просрочки.

Выше приведена формула расчета пени для ООО и ИП до 01.10.2017 года. Напомним:

Пеня = сумма просроченного платежа НДС X ставка рефинансирования ЦБ РФ/300 X количество календарных дней просрочки.

Расчет количества календарных дней ведется с даты, следующей за сроком уплаты налога, включая дату, в который будет произведена уплата пени.

Эта же формула применима для ИП после 01.10.2017 года.

Пени по НДС для юридических лиц в 2018 году рассчитываются по следующей формуле:

Если период просрочки составит 30 календарных дней и менее, то процентная ставка будет равна 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ:

Пеня = денежный размер просроченного платежа НДС X ставка рефинансирования ЦБ РФ/300 X количество календарных дней просрочки.

Если период просрочки превысит 30 календарных дней, то процентная ставка составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки до 30 календарных дней включительно, + 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период, начиная с 31-го дня просрочки:

Пеня = денежный размер просроченного платеж НДС X ставка рефинансирования ЦБ РФ/300 X количество календарных дней просрочки (не более 30 дней) + денежный размер просроченного платежа X 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ X количество дней просрочки (считать дни, начиная с 31 дня просрочки платежа).

Необходимо помнить, что сумму НДС после предоставления налоговой декларации по НДС, необходимо разбить на 3 равные части и оплатить в течение 3-х месяцев до 20 числа месяца каждого квартала. Не запрещается уплачивать единоразово в течение первого месяца, следующего за отчетным кварталом. При расчете пени по НДС расчет дней необходимо брать из одной третьей полной суммы к сроку 25 число. Сумма пени рассчитывается и уплачивается в рублях и копейках.

Штрафы за неуплату налогов физическим лицом

Для граждан в НК РФ регламентированы следующие виды налогов:

  • НДФЛ – рассчитывается почти из всех видов дохода самим гражданином либо работодателем;
  • налог на имущество – рассчитывается исходя из кадастровой стоимости недвижимости, а ставки утверждают муниципалитеты;
  • земельный налог – обязанность по его оплате возникает только для собственников участка, а для расчета используется кадастровая стоимость земли;
  • транспортный налог – ставки и льготы по данному виду налога утверждают региональные власти.

Если гражданин поставлен на учет в ИФНС в качестве ИП, состав и сроки платежей будет зависеть от выбранной формы налогообложения (ЕНВД, УСН, ОСНО и т.д.).

Штрафы за неуплату налогов физическим лицом назначаются по основаниям, указанным в ст. 122 НК РФ. Нарушение может заключаться в занижении налоговой базы, неправильном расчете платежей, иных неправомерных действиях или бездействии. Эти факты должны быть выявлены и указаны в документах о привлечении к ответственности.

Процедура взыскания штрафа состоит из следующих этапов:

  • выявление нарушений специалистами налоговой службы – по итогам проверки составляется акт о неуплате налога, фиксируется размер ущерба бюджету;
  • акт вручается или направляется гражданину – одновременно разъясняется право подавать объяснения или возражение по всем обстоятельствам правонарушения;
  • на основании акта выносится решение налоговой службы – в этом документе указывается состав правонарушения, а также норма НК РФ для назначения штрафа;
  • должностным лицом ИФНС выносится постановление о привлечении к ответственности – в этом документе указывается размер штрафа, который назначен за неуплату налога.

Обратите внимание!

Рассмотрение и учет возражений, поступивших от физического лица, является обязанностью налоговой инспекции

Даже если возражения не будут приняты во внимание, они должны быть отражены в акте и иных процессуальных документах

Штраф за неуплату налогов рассчитывается в двух возможных вариантах:

  • если нарушение носило неумышленный характер – штраф составит 20% от неуплаченной суммы;
  • если будет доказан умысел на занижение налоговой базы либо на совершение иных противоправных действий – санкция составит 40% от размера неуплаченного налога.

Умысел на совершение налогового правонарушения обязаны доказать должностные лица ИФНС. Например, умышленные действия будут заключаться в сознательном искажении расчета по имущественному налогу – занижении размера кадастровой стоимости, площади объекта недвижимости и т.д.

Вина граждан в неуплате налогов отсутствует, если обязанность по удержанию и перечислению средств в бюджет возложена на налоговых агентов. Типичным случаем является удержание НДФЛ с зарплаты по месту официального трудоустройства. При каждом начислении денежного вознаграждения руководство предприятия обязано удержать налог по ставке 13% и своевременно перечислить его в бюджет. Гражданин может контролировать правильность и своевременность удержания на основании расчетных листов и справок 2-НДФЛ.

Обязанность по декларированию дохода и расчета налоговых обязательств может быть возложена на самого гражданина. Например, при продаже недвижимости нужно заполнить и подать декларационный бланк 3-НДФЛ. В этом документе плательщик указывает суммы полученного дохода, а также самостоятельно рассчитывает НДФЛ для оплаты в бюджет. В НК РФ указаны случаи, когда подавать декларацию и уплачивать налог не нужно (например, если срок владения проданным объектом превысил 5 лет).

Не влечет наложения штрафа ситуация, когда у гражданина имелась переплата по конкретному виду налога. Такую позицию содержит судебная практика ВС РФ. Например, если была переплата по имущественному налогу, несвоевременная оплата не влечет возникновения или увеличения задолженности перед бюджетом.

Минфин напомнил, в каком случае несвоевременная уплата налога не влечет штрафа

Ответственность за неуплату налога возникает только в том случае, если налог не был перечислен из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий. Что касается бездействия налогоплательщика, которое выразилось исключительно в неперечислении в бюджет верно исчисленной суммы налога, то оно не может быть основанием для штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса. Об этом проинформировал Минфин России в письме от 28.06.16 № 03-02-08/37483.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. В пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 разъяснено: бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного названной статьей. В этом случае с налогоплательщика взыскиваются пени.

Таким образом, если неуплата или неполная уплата суммы налога образовалась в результате его неправильного исчисления и выявлена инспекцией в ходе проверки, применяется статья 122 НК РФ. К примеру, штраф могут назначить, если некорректно определена сумма налога и в бюджет было перечислено меньше, чем следовало заплатить при правильном расчете (см. «Обзорное письмо ФНС по применению первой части НК РФ: какие выводы пригодятся бухгалтеру»). Если же налогоплательщик не перечислил в бюджет верно исчисленную сумму налога, то в этом случае налоговики предпримут меры для принудительного взыскания задолженности и начислят пени, но штрафа по статье 122 НК РФ быть не должно.

Когда наступает обязанность перечислить авансовый платеж

Выше мы указали сроки перечисления авансовых платежей по УСН, однако не всегда эта обязанность наступает. Дело в том, что аванс рассчитывается только при наличии налогооблагаемого дохода. А если дохода нет, то и платить ничего не надо.

Например, предприниматель без работников на УСН Доходы получил в 1-ом квартале 600 000 рублей. Авансовый платеж с этой суммы по ставке 6% составит 36 000 рублей. ИП перечислил аванс 23 апреля, т.е. за 2 дня до крайнего срока. Во 2-ом квартале деятельность не велась и дохода не было. Соответственно, 25 июля аванс платить не требовалось.

Еще одна ситуация, когда аванса к уплате не будет – это уменьшение исчисленного налогового платежа на сумму уплаченных страховых взносов. Когда ИП работает сам, он вправе уменьшить аванс до нуля.

Предположим, что ИП из примера выше заплатил 29 марта большую часть страховых взносов за себя в сумме 36 000 рублей. После окончания 1-го квартала рассчитывается авансовый платеж, но платить его не надо, потому что он полностью уменьшился за счет страховых взносов (36 000 – 36 000 = 0).

Однако работодатели, к которым относятся все организации, а также ИП с работниками не могут уменьшить исчисленный аванс до нуля. Для них установлено ограничение в 50%. Так, если бы у ИП из примера был работник, то аванс за 1-ый квартал можно было бы уменьшить до 18 000 рублей и не более.

Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом

Перечень налогов, которые обязаны уплачивать юридические лица, указан в НК РФ и зависит от схемы налогообложения. Выделим наиболее распространенные виды налоговых обязательств для организаций:

  • налог на прибыль – рассчитывается в налоговой отчетности, которую предприятие обязано представлять даже при отсутствии дохода;
  • НДС;
  • налог на имущество организации;
  • транспортный налог;
  • иные виды обязательных платежей и сборов.

Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом назначаются по итогам камеральных и выездных проверок. Камеральная проверка проводится на основании отчетности, представленной в ИФНС. Если отчеты, декларации и расчеты не сданы в установленный срок, предприятие понесет самостоятельное наказание по нормам НК РФ и КоАП РФ.

Выездные проверки могут проводиться в плановом или внеочередном режиме. О сроках и предмете проверки предприятие уведомляется заблаговременно. В содержании уведомления указывается, какие документы должны быть представлены для проверки.

Процедура привлечения юридического лица к ответственности выглядит следующим образом:

  • во время проверки предприятие вправе давать свои письменные и устные пояснения по всем обстоятельствам;
  • все выявленные факты неуплаты, а также иных нарушений, фиксируются в акте проверки;
  • на основании акта выносится решение о привлечении к ответственности в виде штрафа;
  • для принудительного взыскания издается постановление налогового органа, а в адрес плательщика направляется письменное требование.

Размеры штрафов за неуплаты – 20% при неумышленном правонарушении, 40% если был умысел. Ответственность несет само предприятие, а не конкретный сотрудник, допустивший правонарушение. Если неуплату налога повлекло преступное действий руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица организации, они могут привлекаться к уголовной ответственности. Наказание по УК РФ назначается при выявлении крупного или особо крупного размера ущерба для бюджета.

Для привлечения юридического лица к ответственности также устанавливается форма вины. Это происходит при составлении акта о выявленном нарушении. Для обжалования акта, а также иных процессуальных документов о наложении штрафа, можно обратиться к вышестоящему лицу ИФНС либо в судебные инстанции.

Судебная практика не рассматривает как основание для назначения штрафа случаи, когда предприятие указало ошибочные реквизиты получателя платежа (например, КБК). Налоговые службы могут определить назначение денежных средств по ряду иных косвенных признаков. Несвоевременность поступления средств в бюджет, по причине неверных реквизитов, может повлечь только начисление пени, но не взыскание штрафа.

Самостоятельный штраф по нормам НК РФ грозит предприятию при нарушении обязанностей налогового агента. Если юридическое лицо несвоевременно удержало или перечислило налог в бюджет (например, НДФЛ с зарплаты сотрудников), штраф будет назначен по ст. 123 НК РФ – в размере 20% от суммы, не перечисленной в установленные сроки.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА НАЛОГИ

Чтобы проводить минимизацию налогов на систематической основе, нужно утвердить перечень мероприятий, а также ответственных за их проведение и контрольные сроки реализации.

Для каждой конкретной компании такие мероприятия будут индивидуальны, но все их можно классифицировать следующим образом:

1) мероприятия, направленные на уменьшение налогооблагаемой базы;

2) мероприятия по оптимизации налогов, уплачиваемых компанией.

По первому направлению реализуют мероприятия, позволяющие уменьшить величину налогов в существующей структуре бизнеса.

По второму направлению разрабатывают мероприятия с использованием различных налоговых режимов и юридических схем, которые должны привести к изменениям в структуре бизнеса, направленным на дополнительное снижение общей величины налогов компании.

Основной перечень таких мероприятий показан в табл. 2.

Таблица 2. Перечень мероприятий по снижению расходов на налоги

Цель мероприятий

Характер мероприятий

Содержание мероприятий

Уменьшение налоговой базы

Организационный

Мониторинг изменений законодательства о налогах

Регламентация взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета

Разработка учетной политики

Аналитический

Оценка налоговой нагрузки на бизнес

Анализ возможности использования налоговых льгот

Анализ возможности использования условий договорных отношений

Разработка схем минимизации налоговых платежей

Контрольный

Контроль арифметических и логических ошибок в налоговых декларациях

Внедрение внутреннего аудита налоговых расчетов

Разработка налогового бюджета

Оптимизация налогов

Расчетный

Разработка стратегических целей управления налогами

Юридическое моделирование различных вариантов и схем налогообложения

Расчет эффективности использования различных схем налогообложения

Оценка налоговых рисков и санкций, связанных с оптимизацией налогообложения

Важный момент: реализуя мероприятия по минимизации налоговых платежей, оценивайте их эффективность для бизнеса компании балансовым методом. В данном случае в актив относят все виды экономии расходов на налоги, в пассив — расходы, связанные с оптимизацией налогообложения, и различные санкции за нарушение налогового законодательства.

В таблице 3 представлен вариант такого налогового баланса.

Таблица 3. Баланс налоговой оптимизации

Доходы от оптимизации

Сумма, руб.

Расходы по оптимизации

Сумма, руб.

Экономия от применения методов оптимизации налогооблагаемой базы

500 000

Расходы, связанные с планированием и осуществлением оптимизации налогов (включая оплату труда сотрудников, занятых оптимизацией)

100 000

Экономия от уменьшения объектов и баз налогообложения

350 000

Экономия от использования налоговых льгот и вычетов

200 000

Санкции и штрафы в случае признания налоговых льгот и юридических схем неправомерными

400 000

Экономия от применения юридических схем оптимизации налогов

800 000

Экономия от внедрения внутреннего контроля над налогообложением

50 000

Расходы на осуществление внутреннего налогового контроля

70 000

Прочие виды экономии налогов

20 000

Прочие виды расходов по оптимизации налогов

50 000

Прибыль от оптимизации налогов

1 920 000

Убыток от оптимизации налогов

620 000

Сальдо доходов и расходов налоговой оптимизации: прибыль — 1 300 000 руб.

Управленческие решения по итогам оптимизации в зависимости от сальдо доходов и расходов

Признать налоговую оптимизацию достаточно эффективной и направить дополнительную прибыль на развитие бизнеса

Признать недостаточную эффективность налоговой оптимизации и модернизировать работу над ней

Признать налоговую оптимизацию эффективной в долгосрочной перспективе и направить дополнительную прибыль на выплаты дивидендов собственникам

Признать налоговую оптимизацию очень рискованной и отказаться от нее в дальнейшем

Как видно из табл. 3, в балансе выводят сальдо доходов и расходов по итогам реализации утвержденных мероприятий. На основе его прибыльности или убыточности принимают решения о применении оптимизации налогообложения в дальнейшем.